Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий. Современные педагогические технологии, способствующие повышению эффективности учебного процесса Технологии повышающие эффективность о

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университете] им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 27-31

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2008 г. Л.А. Найниш, Е.М. Тишина

Г осударственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза [email protected]

П2ступилб о риОбкцию 03.03.2008

Представлены результаты рассмотрения проблемы применения математических методов при моделировании учебного процесса. Проанализированы последние исследования и публикации по данной теме. Обоснована целесообразность использования методов математического моделирования. Построена логическая структура процесса обучения, учитывающая основные законы и принципы дидактики. Составлена математическая модель учебного процесса и проведен анализ ее исходных параметров. Разработана оптимальная методика обучения, базирующаяся на предложенной математической модели. Проанализированы результаты проведенного экспериментального исследования созданной методики обучения на примере учебной дисциплины «Черчение». Изложены перспективы дальнейших исследований.

Ключиоък сл20б: математическое моделирование, обучение, дидактика.

Реформирование современного образования, его интеграция в европейскую и мировую систему, возрастающие требования к качеству подготовки специалистов различного профиля обусловливают актуальность и важность постановки и решения задачи исследования методов и технологий повышения эффективности процесса обучения.

Высшие и средние специальные учебные заведения призваны осуществлять подготовку кадров высокой квалификации, обладающих глубокими теоретическими знаниями, твердыми практическими навыками, способных решать сложные научно-технические вопросы. Это влечет разработку методик, повышающих качество обучения .

Анализ теоретических и практических нововведений существующих методик обучения позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения. В опубликованных работах представлены: программы для общеобразовательных и специальных учреждений, методики проведения занятий, приведены примерные списки практических работ (для каждого уровня усвоения). Перечень тем полностью соответствует содержанию общеобразовательного стандарта. Предложенные методики построены на основе дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала. Предлагая определенную методику проведения занятий, авторы четко формулируют цели и задачи, подробно описывают этапы их проведения, делая методические акценты на наиболее сложных и интересных аспектах учеб-

ного материала и процесса обучения. Дается примерное содержание заданий на дом.

В исследованиях и публикациях по этой проблеме недостаточно освещены вопросы, касающиеся повышения эффективности процесса обучения различными методами. Представлены методики, ориентированные на предметную ситуацию и не учитывающие контингент специалистов, ее реализующих. В рассмотренных работах отсутствует описание способов формализации процесса, создания универсальной методики обучения графическим дисциплинам.

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо использовать методы математического моделирования. Подобный подход предполагает выявление входных и выходных параметров, определяющих структуру и качество функционирования учебного процесса. Кроме этого, требуется построить логическую структуру процесса обучения, учитывающую основные дидактические законы и принципы, разработать оптимальную методику обучения, базирующуюся на предложенной математической модели.

Процесс обучения развивается во времени и имеет определенную последовательность действий, которая воплощается в конкретных формах и протекает по соответствующим правилам, называемым законами дидактики. Логика этого взаимоотношения представлена графом на рис.

1, где 1 - процесс обучения; 2 - законы дидактики; 3 - алгоритм; 4 - формы реализации алгоритма .

Рис. 1. Логическая структура процесса обучения

Для конкретизации логической структуры каждой из выделенных вершин необходимо рассмотреть: основные законы дидактики, алгоритм процесса обучения и формы его реализации.

Дидактические концепции или системы представляют собой совокупность элементов, объединенных общими законами, принципами и образующих единую структуру, называемую процессом обучения.

Логическая структура основных дидактических законов и принципов представлена в виде графа (рис. 2), вершинами которого являются: I - закон социальной обусловленности обучения; II - закон обратной связи; III - закон целостности и единства обучения, 1 - принцип при-родосообразности, 2 - принцип непрерывности обучения; 3 - принцип экологичности обучения; 4 - принцип систематичности обучения; 5 - принцип наглядности обучения; 6 - принцип доступности обучения; 7 - принцип прочности обучения; 8 - принцип научности обучения; 9 - принцип связи обучения с практикой .

Рис. 2. Логическая структура основных дидактических законов и принципов

Важным аспектом, характеризующим процесс обучения, является реализующий его алгоритм, состоящий из нескольких обязательных этапов, каждый из которых имеет свою цель. Целью первого этапа является подача новой информации. На втором этапе она усваивается, превращаясь в знания. В соответствии с принципом обратной связи на третьем этапе необходим контроль качества знания. После этого наступает этап оценки проконтролированных знаний. Завершает эту процедуру этап коррекции .

Исходными параметрами математической модели учебного процесса являются: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса, а выходным параметром служит обратная связь.

В результате исследования выявлены взаимоотношения между этими показателями, и в частности между: квалификацией педагога -обучаемостью студентов, логической структурой учебного курса - квалификацией педагога, материально-техническим обеспечением учебного процесса - обучаемостью студентов, материально-техническим обеспечением учебного процесса - квалификацией педагога, матери-ально-техни-ческим обеспечением учебного процесса - логической структурой учебного курса, логической структурой учебного курса -обучаемостью студентов.

Математическая модель реализована в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Для построения математической модели учебного процесса использовалась многомерная геометрия, и в частности метод предельного геометрического моделирования. Процесс обучения представляется как поверхность в многомерном пространстве с размерностью, равной сумме параметров входа и выхода. В нашем случае размерность предельного пространства равна пяти (четыре параметра входа и один параметр выхода) .

Выделенные параметры имеют значительный диапазон изменений, анализ которого технически сложен. По этой причине он был ограничен до трех вариантов: ниже, норма и выше. Норма определяется исходя из образовательного стандарта. В результате вместо поверхности получим дискретную конструкцию, которая будет служить математической моделью учебного процесса .

Исследование предложенной дискретной конструкции в пятимерном пространстве требуется проводить одновременно, но технические средства, соответствующие нашему восприятию пространства, не дают такой возможности. Сле-

довательно, необходимо применить традиционный метод сечений, и в частности использовать трехмерные сечения. С целью сокращения вычислительных операций был применен математический аппарат многомерной геометрии, гарантирующий построение плоских вариантов четырехмерных сечений, позволяющих установить закономерность влияния уровней обратной связи на характеристики, определяющие эффективность процесса обучения .

Логическая структура математической модели учебного процесса представлена на рис. 3.

Для повышения качества знаний по графическим дисциплинам создана оптимальная методика обучения, этапами которой является: а) анализ исходных параметров, учитывающий конкретные условия; б) определение уровня обратной связи, соответствующего рассматриваемой ситуации, с использованием разработанной математической модели; в) формирование оптимальных действий, направленных на повышение качества обучения, форм их реализации, на основе практического использования математической модели .

Реализация предложенной оптимальной методики обучения осуществляется посредством следующих действий. Анализируются исходные параметры с целью выявления их состояния, которое может соответствовать оптимальной, нормальной или критической ситуации. Используя данные, представленные в виде графов и таблиц, описывающих результаты подсчета суммарных числовых кодов точек различных типов, определяем уровень обратной связи, соответствующий анализируемой ситуации .

Согласно выявленному уровню обратной связи формируется оптимальная методика обучения, подбираются виды ее реализации. Это возможно сделать с учетом информации, пред-

ставленной в таблицах, характеризующих значимость исходных параметров, оценивающих диапазон изменения данных, зависящий от различных уровней обратной связи и непрерывной шкалы суммарных числовых кодов. Подобный подход позволяет повысить эффективность процесса обучения методами математического моделирования за счет использования соответствующих видов подачи информации, типов контроля качества знаний и коррекции . Представление соответствующих схем, сечений, графов, таблиц и диапазонов изменений параметров из-за их сложности и большого объема вычислений в печатном издании нецелесообразно.

Разработанная методика подверглась экспериментальной проверке на примере изучения дисциплины «Черчение». Для этого выделялись контрольные и опытные группы. Результаты обработки статистических данных исследований показали, что предложенная методика обучения черчению позволяет доступными и эффективными способами повысить качество обучения посредством воздействия на учебный процесс, за счет оптимального подбора варьируемых параметров, таких как обучаемость студентов (Об), материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо), квалификация педагога (Кв), логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс).

Например, выбираем конкретные значения параметров: обучаемость студентов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, квалификация педагога. Эти данные берутся на основе проведенного исследования, в котором выделялись восемнадцать групп студентов (общей численностью 450 человек) строительного, технологического, автомобильно-дорожного институтов. Девять групп были контрольными, и

Рис. 3. Логическая структура математической модели учебного процесса

девять - экспериментальными. В качестве логической структуры используется предложенная структура дисциплины «Черчение».

Следующим этапом является нахождение уровня обратной связи с помощью математической модели .

Так, для контрольных групп: обучаемость студентов (Об) - норма; материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) - норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует трем, а суммарный числовой код - 13.5. Из этого следует - Кв2, Мо2, Об2, Лс2, где цифры указывают уровень параметра (1, 2, 3 - соответственно ниже, норма и выше).

Для экспериментальных групп: обучаемость студентов (Об) - норма и ниже; материальнотехническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) -норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует четырем, а суммарный числовой код - 20.2. Из этого следует - Кв1, Мо1, Об2, Лс1.

Анализируя данные, полученные с использованием предложенной модели, осуществляем корректировку методики обучения, которая приведет к оптимизации результата. Для рассматриваемого случая у экспериментальных групп необходимо воздействовать на показатели Кв, Мо, Лс в сторону их увеличения. Это позволит при фиксированном значении Об повысить качество обучения студентов.

Подобный подход, использующий разработанную оптимальную методику обучения и методику изучения черчения, позволяет повышать качество проведения учебного процесса, что приведет к росту знаний студентов.

Таким образом, увеличение эффективности процесса обучения методами математического моделирования обеспечивается посредством аналитических исследований совокупности характеристик: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса - и категории «Обратная связь», приводящих к созданию математической модели, реализованной в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Построенные плоские варианты четырехмерных сечений позволяют установить взаимовлияние уровней обратной связи и параметров, определяющих эффективность процесса обучения, с учетом количественной оценки их статуса.

Оптимизация процесса обучения графическим дисциплинам осуществлена за счет применения предложенной методики обучения черчению, реализованной и экспериментально исследованной на примере контрольных и опытных групп. Учитывались логическая структура дисциплины, архитектура элементов, декомпозиция дидактических блоков и единиц, содержание тематических модулей и составляющих их разделов.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в целесообразности анализа возможности применения созданной оптимальной методики в качестве основы для разработки универсальных, адаптивных и эффективных методов и форм обучения, а также разработки методик обучения другим дисциплинам графического блока.

Список литературы

1. Якунин В.И. Отображение концепции общеинженерной подготовки в учебных программах общеинженерных дисциплин // Сб. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 1995. 21 с.

2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика // Учебник для вузов. М.: Пед. об-во России, 2002. 604 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вуза. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. Кн. 1. 576 с.

4. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Тишина Е.М., Филиппова Н.А. Многомерная конструкция - математическая модель учебного процесса // Профессиональная подготовка учительства: История, теория, практика: Труды Всерос. науч-практ. конф. Пенза: ПГПУ, 2006. С. 293-298.

5. Найниш Л.А., Тишина Е.М. Повышение эффективности учебного процесса с помощью математической модели // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 58-61.

6. Найниш Л.А. , Тишина Е.М. Использование математической модели для повышения эффективности учебного процесса // Искусственный интеллект в XXI веке. Решения в условиях неопределенности: Сборник статей V Всероссийской научнотехнической конференции. Пенза: ПГТА, АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 14-18.

7. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Кузнецова О.Н. и др. К вопросу проектирования оптимальной обучающей технологии // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Труды межд. науч.-прак. кон. Пенза: ПГТА, 2005. С. 35-39.

IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS EFFICIENCY BY MATHEMATICAL MODELLING METHODS

L.A. Nainish, E.M. Tishina

The results of application of mathematical methods in the modelling of the training process are presented. Recent research results and publications on the topic are analysed. A rationale is given for the use of mathematical modelling methods. A logical training process structure is constructed with the account of basic laws and principles of didactics. A mathematical model of the training process is produced and its initial parameters are analysed. Optimum instructional techniques based on the proposed mathematical model are developed. The experimental research results of the new training techniques are analysed using the example of drawing as an academic subject. Further research prospects are stated.

Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

Происходит постепенное осознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития .

Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.

Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

Информация в мультимедиа программах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

Зарубежные исследователи, подчеркивая необходимость разумной визуализации учебного контекста, выделяют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрация, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятся фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности. Вторая выделенная категория - логические изображения - включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемые структуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоения сложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построении конечной аналогии от хорошо известной информационной области к новым комбинациям в совершенно новой форме.

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что внедрение мультимедиа в образование должно идти на основе того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционных технических средств в учебном процессе вуза .

Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Так многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала.

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения компьютерных слайдов.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля .

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Создание любого компьютерного приложения, а особенно курса мультимедиа-лекций сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.

Для создания обучающей программы необходимо:

Выбрать тип программы. На этом этапе определяются основные цели и задачи программы, а также средства её реализации.

Собрать подходящие исходные материалы -- тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи, видеокассеты, компьютерные файлы. Полнота собранных материалов говорит о готовности к реализации программы и определяет уровень её качества.

Написать сценарий программы и взаимодействия преподавателя с ней, определяющий композицию всех собранных материалов. Здесь определяется вся логика программы. Сценарий описывает связи между слайдами, структуру и изменения на этих слайдах, а также звуковые и видеоэффекты.

Обработать собранные материалы на компьютере, подготовив их к включению в обучающую программу, т.е. создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные, видео, звуковые сопровождения. Здесь используются как стандартные средства самой операционной системы, так и ставшие стандартными пакеты редактирования текстов (Microsoft Word), компьютерной графики и анимации (3D Studio, Adobe PhotoShop), видеомонтажа (Adobe Premiere), Web-мастеринга (Microsoft FrontPage), а также программы, поставляемые вместе с аудио- и видео платами .

Реализовать сценарий в виде действующей программы, внося необходимые изменения в материалы и сценарий в процессе опытной эксплуатации. Для авторов, не являющихся программистами, лучшим вариантом является использование таких средств визуального программирования, как Power Point из Microsoft Office, Macromedia Director, а также средства Web-мастеринга. Наконец, профессиональные программисты могут использовать системы программирования Visual C++, Visual Basic, Delphi, Java и др., но оптимальных сроков разработки они добьются, если будут их использовать в дополнение к перечисленным выше системам.

Подготовить методические материалы для пользователей программы -- преподавателей. Такие материалы необходимы, так как пользователи программы, как правило, не обладают квалификацией её авторов.

Средства повышения эффективности процесса обучения

Н.А.Сурина

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфически­ми качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятст­вуют ему.

К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непо­средственность и уникальную предрас­положенность к усвоению языка.

Дети второй группы не умеют скон­центрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.

Решая задачи, возникающие в про­цессе обучения детей младшего школь­ного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello , What is your name ?). Это требует определенного профессионального умения.

Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти внима­нием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обу­чения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету — верный зародыш конечного провала.

Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к каче­ству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостат­ки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произно­шением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа — создание мотивации.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности при­сущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой дея­тельности ребенка. Редкий ребенок оста­ется равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно органи­зованная игра обеспечивает эффектив­ность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторо­ ну, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. В ходе игры учитель не исправляет ошиб­ ки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).

Примеры игр:

    Игра «Запретное число»

Речевая задача: тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.

    Игра «Animals «(«Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be .

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).

Р 1 : Не is a rabbit. I’m a monkey.

Р 2 : Не is a monkey. I ‘m an elephant . Etc .

Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультми­ нутки .

Наши дети очень любят физкультми­нутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различ­ные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1) Hands up , hands down , hands on hips , sit down .

Hands up, to the sides, bend left, bend right.

One, two, three hop! One, two, three stop!

Stand still!

2)

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

And eyes, and ears, and mouth, and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, назы­вая и показывая действия, которые они вы­полняют.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном — пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Для лучшего запоминания формы глагола to be , мы с ребятами поем песенку «I Am , He Is «(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).

I Am, He Is

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

Песню я использую

    для фонетической зарядки на на­чальном этапе урока;

    с целью отработки звуков и инто­нации;

    на этапах введения и закрепления грамматического материала;

Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам — методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальны­ми возможностями ребенка.

В чем же заключается специфика ис­пользования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смодели­рованная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюда­телями, а активными творцами, то овладе­ние языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная зада­ча не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочи­тают педагоги. Опрашивая взрос­лых, ребенку приходится неоднократно за­давать им вопросы: «What fruits do you like ?»

Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информа­цию, они вместе с педагогом выясняют, ка­кие фрукты любят взрослые. Та­ким образом, у ребенка, самостоятельно до­бывающего нужную информацию, ненавяз­чиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.

Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречают­ся ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревож­ные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут прояв­лять себя абсолютно все. Даже самые за­стенчивые и малоактивные дети вовлека­ются в продуктивную деятельность, стре­мясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предпо­лагает какой-то реальный результат (аль­бом, выставку, миниспектакль и т.д.).

Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, кото­рые потребуют работы мысли и воображения.

Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за бояз­ни ошибиться дети теряют чувство уве­ренности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает про­цессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.

Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом — особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок — «Исправь себя сам!».

Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока.

На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования. Качество образования признается как многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет». Будущее России зависит от образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои способности, знания, умения на благо процветания России. «В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании».

В современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных.

В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 - 2025 г.г.) и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года» самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

«Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» .

Понятие «качество образования» сформировалось и получило международное гражданство в 1998 году на состоявшейся в Париже Всемирной конференции по высшему образованию. Конференция констатировала, что вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально-политического развития стран. Именно качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов , условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» .

Потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключены в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия , учебно-воспитательную среду, материальную базу, финансовое и информационное обслуживание. Следовательно, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов , которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.

Закон «Об образовании» в прежней редакции устанавливал, что инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в так называемом минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений. Изменения и дополнения к Закону «Об образовании», принятые Госдумой в конце 2007 года, упразднили не только разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, но и прежние составляющие стандарта в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта – от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла другая идеология, как отмечает Кузнецов А.А., «ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания» .

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы выделяют следующие компетенции (или требования) которым должен обладать выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр»:

  1. общекультурные
  2. профессиональные

общепрофессиональные:

  • готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;
  • способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

  • способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
  • готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
  • способен руководить;

а также выделяются компетенции: в области научно-исследовательской деятельности; в области методической деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, под образовательными результатами будем понимать личностные достижения студента в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять на практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.

При характеристике качества полученного выпускником образования на первый план начинают выходить показатели, которые дают интегрированные оценки образовательных результатов, такие как операциональность (способность выбора методов и средств и их соединения для решения определенных задач), мобильность (способность использования в различных ситуациях), а не просто определенный объем знаний. Критерием качества образования (с учетом нового представления о его сущности и значении) становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладевать методами получения знаний и использовать их в различных профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным .

И в связи с этим возникает вопрос, как достичь новых образовательных результатов?

Современная система высшего профессионального образования вступила в период обострения целого ряда социальных противоречий и противоречий, обусловленных характером и организацией образовательного процесса. Остановимся на анализе и поиске путей разрешения противоречия между экспонентно-возрастающим объемом информации, которую необходимо усвоить будущему специалисту - выпускнику вуза, и ограниченными возможностями осуществить это в традиционно отводимые сроки обучения. Кроме этого, по мнению Новикова А.М., «в современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более, что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена» .

Разрешение этого противоречия можно искать только на пути создания и внедрения принципиально новых технологий, форм и средств обучения, предполагающих построение качественно иного образовательного процесса.

Самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера». Направление развития образования в этой модели связывается с постоянным умножением объема учебного материла и ростом числа учебных программ. С развитием научного знания, опыта и культуры увеличивается объем и сложность содержания образования. Таким образом, образование по своей организации становится некоей «калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность отчужденного знания упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям» .

«Конвейерная» модель обучения, по-прежнему доминирующая во всех вузах страны и ориентированная на передачу и репродукцию прочных и глубоких знаний классических образцов из наук, уже не может удовлетворять запросы современного общества.

Это ставит и перед высшим образованием задачу поиска и внедрения методов стимулирования познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студента, воспитания у него привычки к каждодневному упорному учебному труду и совершенствованию своих знаний.

Вузовская дидактика как отрасль научного знания до сих пор остается в значительной степени невостребованной вузовским сообществом – соответствующие методики обучения студентов дисциплинам на уровне, соответствующем вузу, почти отсутствуют (не говоря уже о специальных дисциплинах).

В силу конвейерного принципа, по словам С.А.Смирнова, в вузах доминирует неэффективная горизонтальная организация образования, которая характеризуется большим объемом лекций и семинаров, то есть высоким процентом простой устной передачи информации, отвечающей идеологии репродуктивного обучения. Большинство времени в вузах тратится на лекции и семинары, то есть на те формы обучения, которые монологичны, требуют физического присутствия преподавателя. Крайне мало применяется такие формы , как: телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, online-лекции, слайд-лекции, форумы, e-mail-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций, тренинги, мастерские, коллективные формы взаимодействия и проч. В то время как именно такие формы призваны заменить консервативную и малоэффективную сегодня машину-конвейер высшего образования.

Задача обоснования новой идеологии содержания высшего профессионального образования, построения образовательного процесса, т.е. поиска его нового облика образования требует для своего решения принципиально новых подходов, новых ориентиров. Главные из них – новые организационные формы учебной деятельности, взаимодействие преподавателя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучении. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Именно использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения (которые для многих сами по себе являются показателями инновационности образования), определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, В.В.Рубцов. С.В.Зенкина, Т.А.Сергеева, А.Н.Тихонов и др.). В этой связи А.В.Коржуев и В.А.Попков отмечают: «… стихийное внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение…Поэтому сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.» К тому же ориентация образовательного процесса на «объемные показатели» в условиях информатизации общества и повышения требований к уровню самостоятельности личности остается актуальным вопросом современности.

Ряд исследователей подчеркивает, что прогноз изменения характера и содержания профессиональной деятельности специалиста и основанный на этом прогноз развития профессионального образования, невозможен без учета процессов глобализации. «Глобализация делает вызов всему человечеству, в том числе и педагогу высшей школы: в каком направлении и как необходимо модернизировать высшее образование, чтобы студент – будущий специалист мог не просто выжить, но и преуспеть в эпоху глобализационных перемен XXI века: изменение представления о направлении информационного обмена, культурного обмена, обмена современными технологиями, экономического влияния, обмена наших представлений об эффективности и качестве образования. Процессы глобализации будут по нарастающей влиять и изменять наше представление о качестве образования.

Из всего сказанного можно сделать вывод – все планируемые изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования, отражаемого через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства, а образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм.

Таким образом, в России, как и во всем мире, растет понимание того, что в настоящее время вряд ли удастся сделать принципиально новый шаг в развитии образования, если не поднять его качество, не сориентировать на достижение новых образовательных результатов и на применение новых организационных форм, соответствующих требованиям современного общества. «С этих позиций реформа образования в России, как и во многих других странах, в значительной мере обусловлена тем, что традиционные цели образования (и общего, и профессионального) и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям» .

Именно поэтому, достижение современного качества образования сегодня является главным направлением государственной образовательной политики. Ставится задача выхода системы образования на новое качество , на новые образовательные результаты , связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Конечным результатом образования, в том числе и высшего профессионального, является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.

Для обеспечения качественного обновления образования и связи с этим достижения новых образовательных результатов необходимо четко определить существо и основные составляющие новых образовательных форм . Это станет методологической основой, смысловым ориентиром обновления и совершенствования образования.

Таким образом, мы получаем взаимосвязанные между собой процессы:

«Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности» .

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС». Данный материал будет полезен для руководителей ОУ, заместителей руководителей, ответственным за работу школьных предметных МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Повышение качества и эффективности образовательного процесса

через внедрение современных образовательных технологий в

условиях перехода на ФГОС»

Уважаемые коллеги, мы на протяжении последних лет много слышим о модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять в образовательный процесс. Появляются новые нормативные документы, регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые требования. Один из таких документов, который вносит существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательного учреждения – это федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

(Слайд)

Каковы же цели современного образования? Что изменилось?

Как необходимо учить сегодня?

(Слайд)

Все мы помним, что в недалеком прошлом перед нами стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Новый же стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.

(Слайд)

Изменились требования к современной личности, государству требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.

(Слайд)

Государством обозначены умения и качества, необходимые человеку в 21 веке, они представлены на слайде, все они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться.

(Слайд - «Портрет выпускника школы»)

Отсюда и новые требованию к выпускнику. Обратите внимание на портрет выпускника начальной школы – любознательный, проявляющий исследовательский интерес, активно познающий мир, умеющий учиться, способный к самоорганизации. По окончании основной школы – это личность, готовая к самостоятельному выбору, познающая себя, готовая нести ответственность, умеющая действовать и т.д.

(Слайд - «Цель образования»)

Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться» , в этом и будет состоять эффективность образовательного процесса и тогда можно будет говорить о его качестве.

(Слайд)

Естественно, что школе и педагогу тоже сегодня предъявляются все более серьезные требования. Роль учителя – транслятора знаний в прошлом. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог. Новые требования к кадрам изложены в «Едином квалификационном справочнике» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,

(Слайд)

где «владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование» обозначена как одна из основных компетенций педагога.

(Слайд)

Вторая – информационная, заключающаяся в умении работника, пользовалься различными информационными резурсами, быстро добывать новую информацию, структурировать её, проектировать решение пед. проблем и практических задач . Активно заниматься самообразованием.

(Слайд)

Как получить новый образовательный результат?

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования остановимся на педагогических технологиях. Первоначально давайте определимся с сущностью данного понятия. Определений термина «технология» существует великое множество. На слайде представлены некоторые из них.

(Слайд)

ТЕХНОЛОГИЯ

Это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве;

Это совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированного результата;

(Слайд)

Это система предписаний, последовательность процедур, действий, операций, которая может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом и гарантировать результат.

(Слайд)

Что же значит «педагогическая технология»?

В начно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (они представлены на слайде):

  • это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
  • это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);
  • совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);
  • это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя

(Монахов В. М.);

(Слайд)

  • это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);
  • это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

Все они взаимодополняют друг друга и подводят к главному: педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

(Слайд)

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые составляют сущность педагогической технологии. Это:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость

(Слайд)

Структура педагогической технологии

Выделяют три составляющие:

  • концептуальная основа (технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики);
  • cодержательный компонент обучения – цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала;
  • процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы деятельности обучающихся, методы и формы работы учителя, диагностика учебного процесса.

(Слайд)

Таким образом, педагогическая технология может быть представлена ввиде следующей формулы:

Педагогическая технология =

цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения

И представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого, предполагает достижение результата

(Слайд)

Преимущества технологии

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

(6 слайдов)

Давайте вспомним,что такое метод, формы работы, средства. В чем состоит отличие технологии от метода, форм, средств обучения - все это составляющие технологии, её инструментарий.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы различные авторы подходят по- разному. Выделяют следующие.

(Слайд)

На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность. К личностно ориентированным технологиям обучения относят:

  • Технология обучения как учебного исследования
  • Технология коллективной мыслительной деятельности
  • Технология эвристического обучения
  • Проектная деятельность
  • Развивающее обучение (Л.В. Занков,В.В. Давыдов,Д. Б. Эльконин)

(Слайд)

Предметно – ориентированные технологии обучения :

Технология постановки цели

Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко)

Технология концентрированного обучения

Модульное обучение

(Слайд)

Информационные технологии

Технологии оценивания

достижений обучающихся

  • Технология «Портфолио»
  • Безотметочное обучение
  • Рейтинговые технологии
  • Технология «Лестница достижений»
  • Технология уровневой дифференциации

(Слайд)

Интерактивные технологии

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  • Технология проведения дискуссий
  • Технология «Дебаты»
  • Тренинговые технологии

Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности. С содержанием некоторых из них нас сегодня познакомят коллеги.

(Слайд)

Преимущество использования современных технологий

Традиционное обучение:

построено на объяснительно – иллюстративном методе обучения. Учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к уроку озабочен поиском наиболее эффективного способа изложения нового материала. При этом преподнесение информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникают проблемы, связанные с низким уровнем навыков общения, невозможностью получить развернутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Т.е. учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

(Слайд)

Преимущество использования современных технологий заключается в вовлечении каждого ученика в активный познавательный процесс; роль учителя - координировать деятельность обучающихся, формировать навыки добывания знаний.

(Слайд)


Подписи к слайдам:

Шамбанович М.В., заместитель директора по УВР Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС

Каковы цели современного образования? Что изменилось?

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Новый ФГОС: « развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий … составляет цель и основной результат компетентностного образования»

Требования к личности в современном мире компетентность грамотность коммуникативность гибкость, мобильность креативность умение перестраиваться быстрое принятие решений

Умения и качества, необходимые человеку XXI века: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиасредствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования – «научить учиться» Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития

Новые требования к кадрам Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ МЗиСР РФ от 14 августа 2009 г. №593) РАЗДЕЛ «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Профессиональная компетентность Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование; Использование новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии;

Информационная компетентность Качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, квалификационную работу с различными информационными ресурсами…, позволяющими проектировать решение пед. проблем и практических задач; Самостоятельная познавательная деятельность

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве; - это совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированного результата;

Технология - это система предписаний, последовательность процедур, действий, операций, которая может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом и гарантировать результат.

Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько); это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев); это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (Монахов В. М.);

Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

Критерии педагогической технологии концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость

Структура педагогической технологии концептуальная основа; cодержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс

Педагогическая технология = цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения ВЫВОД: педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого

Преимущества технологии Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Классификация методов обучения по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнение; решение задач; работа с книгой;

Классификация методов обучения по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм; практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

Классификация методов обучения по степени активности познавательной деятельности обучающихся: иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский; по логичности подхода: дедуктивный; аналитический; синтетический.

Приемы и средства обучения Прием обучения - элемент, составная часть метода обучения. Средства обучения (педагогические средства) - все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Форма обучения урок; беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут; культпоход; "бой эрудитов"; шахматный турнир; концерт и т.п.

Личностно ориентированные технологии обучения Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыслительной деятельности Технология эвристического обучения Проектная деятельность Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)

Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко) Технология концентрированного обучения Модульное обучение

Информационные технологии ИКТ Технологии дистанционного обучения Технологии оценивания достижений обучающихся Технология «Портфолио» Безотметочное обучение Рейтинговые технологии Технология «Лестница достижений» Технология уровневой дифференциации

Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты» Тренинговые технологии

Преимущество использования современных технологий Традиционное обучение: преподаются готовые знания; роль учителя: носитель информации; роль ученика: пассивный слушатель; атмосфера авторитарного превосходства учителя.

Преимущество использования современных технологий вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; учитель координирует деятельность обучающихся, формирует навыки добывания знаний; атмосфера сотрудничества.

Традиционное обучение Инновационное обучение Репродуктивная деятельность обучающихся; стандартные методы и приемы; ограничение речевой деятельности обучающихся на каждом уроке; тишина на уроках, подавляющая инициативу обучающихся; контролирует и оценивает только учитель; мотивы познавательного интереса: учение ради высокой оценки. Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся; методы: проблемный, модульный, модульно-блочный, проектный и др.; при работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке; взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем; осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга

Как учить? До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат… сидеть и молчать. Кто на уроке больше говорит, тот… больше учится. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).

Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные