Опыт работы по логопедии. Обобщение опыта для учителей-логопедов "развитие речевой активности посредствам сказкотерапии"

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Учиться, чтобы учить!

Прошел выпускной вечер в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи, закончился еще один учебный год. Родители, заведующая, воспитатели и коллеги детского сада сказали много добрых и теплых слов, вручили грамоту и благодарственные письма. Двое выпускников будут учиться в гимназиях, одна девочка зачислена в школу с углублённым изучением испанского языка, один мальчик успешно прошел тестирование в школу с математическим уклоном.

Гордилась ли я в этот момент своей профессией? Да! Логопеды – элита педагогического сообщества. Возможно, это звучит не скромно. Но представьте, какой путь нужно пройти, чтобы оказывать действенную помощь детям с системными речевыми нарушениями. Необходимо знать причины возникновения того или иного нарушения, систему коррекционного воздействия при различных отклонениях в развитии – значит нужно получить высшее образование. Дошкольникам с дизартрией необходим логопедический массаж, специальные дыхательные упражнения, следовательно, необходимо пройти дополнительные курсы у авторов новейших методик. Мы учимся постоянно, чтобы оказывать логопедическую помощь своим маленьким ученикам.

Хочу сказать слова благодарности тем, кто помогал мне овладеть секретами профессии: это преподаватели Московского государственного заочного педагогического института, ныне Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, А.П. Егидес. Безмерно признательна Е. А. Дьяковой, научившей меня логопедическому массажу и М.Н. Щетинину, энтузиасту и преданному ученику А.Н. Стрельниковой – автора уникальной дыхательной гимнастики.

За время работы в детских садах, школах, детской поликлинике мне приходилось работать со многими руководителями. Не все относятся с пониманием к проблемам логопеда. Людмила Васильевна Самедова, заведующая детским садом компенсирующего вида № 2249, много лет работающая в коррекционной педагогике, как никто другой знает, что раннее начало логопедической и коррекционно-воспитательной работы дает возможность наиболее эффективным образом исправить отклонения в речевом и общем развитии ребенка, предупредить трудности обучения в школе и в социальной адаптации. Поэтому мои нынешние выпускники пришли в детский сад в три года. У всех было общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития отмечался у шестерых малышей, второй уровень – у восьмерых, один мальчик имел третий доречевой уровень развития речи. Тогда мне казалось, что научить их говорить, не говоря уже о подготовке к обучению чтению, просто невозможно.

Они вращались каждый по своей орбите, как маленькие планеты, а когда сталкивались друг с другом, начинали отнимать друг у друга игрушки. Опыт подсказывал – надо понаблюдать за тем как они играют, как общаются. Привычка быть наблюдательной — качество необходимое для логопеда. Цель наблюдения — определить зоны развития малыша, которым мы должны уделять особое внимание в работе. Это позволит концентрировать усилия на тех образовательных областях, где больше всего заметно отставание.

Результаты наблюдений, информация о том, на что наш маленький ученик способен в настоящее время, позволяют лучше спланировать мою работу. Если коррекционная программа подготовлена в соответствии с уровнем способностей ребенка, занятия ему будут интересны, и он побежит в кабинет впереди меня.

Родители – самые заинтересованные участники этой работы, поэтому специалисты нашего детского сада информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Мы считаем, что мамы и папы, дедушки и бабушки должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. Может быть, им тяжело осознавать отставание их сына или дочери в развитии речи, но лучше идти по жизни с открытыми глазами, и, помогать своему ребёнку в преодолении трудностей, чем прятать голову под крыло. Горжусь родителями многих воспитанников нашей группы, которые были моими первыми помощниками и в подготовке детей к утренникам, и к конкурсу чтецов на фестивале «Открытая книга», и в оформлении детских портфолио.

Думаю, сейчас уже не осталось логопедов, которые бы не знали, что такое портфолио дошкольника. Это своеобразная копилка личных достижений ребенка в разных видах деятельности. В нашей группе родители отозвались на наше предложение – создать такие папки не сразу. Но потом я стала на занятиях по развитию речи практиковать рассказы детей по материалам портфолио и дети сами просили родителей: «Мама, давай напишем о том, как мы ходили в Музей космонавтики». Умение правильно произносить звуки и употреблять их в самостоятельной речи – маленькая победа «речевого ребенка».

Оформление логопедической странички в портфолио помогает ему критичнее относиться к своей речи. Многие дети пишут о том, что им нравится выполнять задания, требующие выполнения звуко-буквенного анализа, разгадывать кроссворды, ребусы. В конечном итоге у дошкольника повышается контроль над самостоятельными высказываниями.

Портфолио играет важную роль в создании позитивных взаимоотношений в триаде «логопед – ребёнок – родитель». Помогая ребенку сочинять рассказы и сказки с нужным звуком, родители открывали творческие способности в себе и удивлялись фантазии своих «маленьких сказочников». Все это укрепляет связь между родителями и детьми, делая её более прочной. А моя роль сводилась к тому, чтобы создать , дать советы в создании красочного и запоминающегося портфолио.

Конкурсы чтецов внутри группы мы проводили для того, чтобы дать возможность раскрыться всем детям с речевыми нарушениями, и тем, кому трудно выступать на публике, и тем, кто уверен в себе. Дети читали стихи Э. Асадова, Ф. Глинки, А. Ветрова.

В конкурсе чтецов на фестивале «Открытая книга» в 2012 году принимали участие лучшие чтецы. Они сумели передать смысл стихотворений о Родине наиболее эмоционально и выразительно. Жюри фестиваля по достоинству оценило работу всех ребят, они получили грамоты и дипломы.

О многом говорит тот факт, что девочки из нашей группы в своих интервью «Кем ты хочешь стать?» говорили о своём намерении выбрать профессию учителя-логопеда. В наше время купить можно всё, а вот любовь детей – нет.

Позволю себе привести отрывки из некоторых родительских отзывов: «Я впервые за долгие годы столкнулась со специалистом с большой буквы. Галина Владимировна своей добротой, строгостью и уверенностью в положительном результате заставила работать всю нашу семью», «Выражаю искреннюю благодарность учителю – логопеду Балашовой Галине Владимировне. Благодаря её высокому профессионализму, вниманию, терпению и чуткому отношению к детям, моя дочь наконец-то начала говорить и продолжает делать значительные успехи!», «Галина Владимировна очень внимательный педагог: всегда старается найти особый подход к каждому ребенку, уделяет много внимания индивидуальным занятиям с детьми. Учитель – логопед проводит совместные занятия детей с родителями, а также консультации по всем волнующим нас вопросам».

Мальчик Дима сейчас учится в пятом классе, но случай был трудным и запомнился на всю жизнь. Его бабушка была не только равноправным участником педагогического процесса, самым внимательным и заботливым, но и самым отзывчивым. «Мой внук страдает сахарным диабетом в инсулинозависимой форме (сахарный диабет 1 типа – это постоянный контроль уровня сахара в крови и инсулиновые инъекции). У мальчика большие логопедические проблемы, осложненные его заболеванием. Галина Владимировна делала специальный логопедический массаж и дыхательную гимнастику с ребенком, развивала фонематический слух и вырабатывала направленную воздушную струю. Всё это делалось с учётом самочувствия моего внука. К окончанию детского садика Дима хорошо произносил все звуки, умел читать достаточно хорошо. И ещё, я хочу отметить, что Галина Владимировна давала нам советы и рекомендации по исправлению речи детей. И ни один вопрос не оставался без ответа».

Находясь на церемонии награждения участников конкурса «Методическая копилка», проходившего в рамках Фестиваля Северо-Восточного окружного управления образования «Открытая книга», я испытывала гордость за свою профессию, была удивлена, как много молодых логопедов принимало в нем участие, какие прекрасные пособия они придумали и используют в своей работе. Интерес у коллег вызвали пособия и игры предложенные мной. По окончании показа учителя-логопеды спрашивали как, из чего изготовлены пособия. Это была настольная игра «Серебряный ручей», тренажер для развития дыхания «Парящий шарик», подвижные и вместе с тем обучающие игры «Кегельбан для дошколят», « Мы шаги считаем — буквы изучаем», которые я использую в работе много лет.

Очень надеюсь, что дети сумеют сохранить теплоту общения, которая царила в нашей логопедической группе. Созданию такой атмосферы способствовало чтение сказок, сочинение собственных историй. На протяжении всего учебного года в подготовительной группе мы учились анализировать известные авторские и русские народные сказки, разбираться в поступках героев, их чувствах, делать выводы. Все тексты, созданные детьми на основе метода каталога, были добрыми. Их герои помогали друг другу, выручали из беды. Радость и гордость за своих «маленьких сказочников» испытывала я, когда держала в руках «Калейдоскоп сказок» — сборник, составленный из их произведений и иллюстраций.

Вот некоторые из них.

В комнате на столе стояла корзина с фруктами. Надоело им лежать в корзине, решили груши, яблоки, лимон, ананас и клубничка отправиться в путешествие, в сладкую страну Фруктозию. Однажды ночью, когда все в доме крепко спали, фрукты убежали. Шли они, шли и попали в волшебную страну фруктов. Когда они узнали, что всю страну захватили злые насекомые. Они поедали листочки фруктовых деревьев, портили плоды. Городские фрукты решили спасти своих друзей. Они знали рецепт чудесного средства, которого боялись все вредные насекомые. Фрукты приготовили волшебный порошок и посыпали его на насекомых. Конечно, маленьким вредителям не понравился запах и они ушли в лес.

Так фрукты спасли своих друзей. Все жители волшебной страны сказали им спасибо и устроили карнавал».

В лесу, в самой чаще, где стояли вековые дубы, жила — была девочка Женя. Дятлы продолбили большие дупла в старых деревьях. В них можно было спать и играть. К Жене иногда приходили мальчишки, приносили ей еду, чтобы она не умерла с голода. А девочка делала для них игрушки из дерева и бересты. Однажды, друзья пришли навестить Женю, а её дома не оказалось. Тут раздался голос: «Ну, что! Не можете найти свою подругу. Вот вам клубок, он вас приведет к Жене». Это говорила старая мудрая сова, сидевшая на ветке дуба. Пошли мальчики за клубком и оказались у болота. Их подруга там застряла и не могла выбраться. Петя взял палку, бросил девочке и вытащил её из болота. Настоящие друзья познаются в беде!

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:

Обобщение опыта работы учителя логопеда по теме:

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида c использованием компьютерных технологий ».

Цель: выявить особенности использования компьютерных технологий в коррекции дисграфии.

Условия возникновения проблемы, становления опыта.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса;

Усложнение дефектов речи .

Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Нарушения речи у данных детей с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У умственно отсталых детей дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы.

В своей работе при коррекции дисграфии у учащихся я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы.

Под дисграфией (графо - пишу, дис - расстройство) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

1. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

2. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи , которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

3. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Также сообщаю родителям предположительную длительность коррекционного процесса – полгода, год, два. Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми /ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные/, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком. В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда и родителей /им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы/.

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. /показ/

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

  • Анкетирование.
  • Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Речецветик».
  • Оформление папок-передвижек с консультациями.
  • Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Выступление на родительских собраниях.
  • Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
  • Проведение открытых занятий.
  • Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные