Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений. Постановка и автоматизация звуков "т д" чем мы едим котлету? вилкой

| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Если у ребенка существуют проблемы с произношением звуков, то проводится обучающая работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Отслеживайте успехи ребенка. Вы можете специально снимать его на видео и выкладывать в свой ютуб канал .

Постановка шипящих звуков

Исправление нарушений произношения звука/ Ж/

Звук /Ж/ ставится обычно от звука /Ш/ включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука /З/, как /Ш/ от /С/.

Исправление нарушений произношения звука /Р/

Комплекс упражнений: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Индюк», «Чашечка», «Автомат», «Дятел», «Маляр», «Чистим зубы», «Качели», «Барабан», «Вкусное варенье».

Постановка звука /Р/ от сочетания «ЗА».

«Горловое» произношение звука /Р/ - нарушение, при котором многие способы постановки малоэффективны. Чаще всего причина такого приспособления – слабый речевой выдох. Поэтому прежде всего необходимо выработать у ребенка правильный речевой выдох, затем приступать к постановке звука. В таком случае лучше всего у меня получается постановка звука /Р/ от сочетания «ЗА» (иногда «ША») с помощью вибрации языка логопедом.

Этот способ, на мой взгляд, самый легкий, а главное эффективный при исправлении «горловых» звуков (велярного и увулярного).

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и с сильным напором воздуха произносить длительное «З-З-З-ЗА». В это время примерно посередине языка заносится спичка с ваткой (ватная палочка), и логопед производит частые колебательные движения, от чего слышится сочетание «Р-Р-РА».

Челюсть ребенка необходимо фиксировать: большим пальцем слегка надавливаем на подбородок, остальные пальцы на затылке.

После того, как многократно сочетание получается, палочка заменяется соской, туго набитой ватой. Можно обучить ребенка самому добиваться вибрации кончика языка с помощью правого указательного пальца. Со временем бывает достаточно того, чтобы ко рту подносился пальчик или палочка, и кончик языка начинает вибрировать. Затем звук вводится в речь. В данном случае порядок автоматизации будет следующим: звук /Р/ в открытых слогах и словах, затем в закрытых слогах, в стечении согласных.

Постановка звука /Р/ в положении лежа.

Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно. В данном случае в первую очередь необходим массаж языка для укрепления его мышц, только затем следует приступать к постановке звука /Р/ в положении лежа. В положении лежа язык слегка западает назад, то есть не выглядывает из-за зубов.

Логопед садится на край дивана, ребенок ложится головой на её колени. В положении лёжа ребенку пред-лагается с силой выдыхать из себя воздух, произнося «за» (можно «дж»).

В это время логопед левой рукой удерживает подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с помощью палочки, зонда или соски вызывает вибрацию кончика языка.

Постановка звука /Р/ от сочетания «дын-дын-дын»:

Ребенку предлагается открыть рот и произносить сочетание «дын-дын-дын», в это время логопед фиксирует челюсть ребенка (она должна быть неподвижной) и спичкой или ватной палочкой вызывает вибрацию языка.

/Р/ от «Грибка».

Просим ребенка сделать упражнение «Грибок». Кончик языка подвинут к альвеолам, рот открыт, губы улыбаются. Двумя пальцами ребёнок придерживает боковые края языка. Логопед предлагает дунуть на кончик языка. Язык начинает вибрировать. После многократных повторений включается голос.

Для вызова хорошей вибрации изолированного звука /Р/ использую упражнение «Заведи моторчик» из речедвигательной гимнастики А. Я. Мухиной: ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед (язык в это время расслаблен), согнутыми в локтях параллельно друг другу руками ребенок выполняет вращательные движения. В это время ребенок с силой дуют на кончик языка. Получается протяжный «РРРР».

Постановка звука при боковом произношении звука /Р/

Подготовительный этап начинается с гимнастики языка и губ. При /Р/ боковом обычно ослаблены мышцы одной или двух боковых краев языка. Для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа.

Исправление носового произношения звука /Р/

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать через нос и через рот. Поупражняв ребенка в выдохе через нос и через рот, сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (/В/, /Ш/ и другие), со звуками, которые произносятся через нос (/М/,/Н/).

Исправление параротацизма.

На подготовительном этапе работа идёт в нескольких направлениях: различение на слух звука /Р/ и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции: овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приёмов, подражания образцу.

Постановка звука /Р/ осуществляется теми же приёмами, что и при отсутствии, но надо учитывать такие особенности:

при замене звука /Р/ звуком /Г/ необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка.

при замене звука /Р/ звуком /В/ не следует вызывать /Р/ проторный, так как последний сходен с /В/ по способу образования и ребенок может смешать эти звуки.

Постановка звука /Р/ от звука /Д/

Ребенок устанавливает широкий язык за верхние зубы произносит звук /Д/ громко, с большим напором воздуха (дует на язык). Если кончик языка не напряжен, появляется звукосочетание «др». С каждым разом вибрация языка усиливается, звук /Р/ становится все длительней. Сочетание «др» следует вводить в слова со стечением «др», затем «тр», после чего отрываем /Т/ от /Р/ , вводя между ними гласный звук. Часто на этом этапе ребенок задерживается надолго. В таком случае наряду с частым произношением слов со стечением «тр» и «др» пытаюсь вызвать хорошую вибрацию изолированного звука /Р/, используя уже известное упражнение «Заведи моторчик» из речедвигательной гимнастики А. Я. Мухиной. Сначала моторчик произносится «тр», затем «тр – р – р», то есть отрываем /Т/ от /Р/.

Постановка звука /Р/ от сочетания «тр»

Если звук звук /Р/ у ребенка отсутствует или заменяется другим звуком, можно предложить подуть на кончик языка и без включения голоса произнести «тррр». Если вибрация получается, можно приступать к «включению» голоса. Ребенку предлагается повторить это упражнение, но уже с голосом («чтобы горлышко дрожало»). По необходимости можно показать как включается голос, когда произносим другие звонкие звуки, например, /З/, /Ж/ и т. д. Далее звук автоматизируем.

Исправление нарушений произношения звука /Р’/

После автоматизации /Р/, используя приём подражания, добиваются правильного произношения /Р’/. Длительный раскатистый /Р/ последовательно соединяют с гласными /И/,/Я/,/Е/,/Ё/,/Ю/, растягивая при этом губы в улыбку.

Если нет /Р’/мягкого, произносить /Р/ можно с запрокинутой назад головой.

После автоматизации звука необходимо провести дифференциацию звука /Р/ и его заменителя.

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

    Артикуляция звука.

    Постановка звука.

    Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов.Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук вслогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки? Что растут под кленами, Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

Практический материал по автоматизации звука ПЬ

При произнесении звука [м]:

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

Звук [п].

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [б].

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [ф].

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

Звук [в].

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;


г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

Звук [т].

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Звук д.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [к].

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка - твердого нёба;

Звук [г].

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [х].

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [с].

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [с"]

Артикуляция звука [с"] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

Звук [з].

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [з"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц].

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [j].

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [ш].

При произнесении звука [ш]:

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

Звук [ж].

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

Звук [щ].

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л].

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л"]

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук р.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [р"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [э].

При произнесении звука [э]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ы].

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [а].

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 - 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [у].

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [о].

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно как при гласном и ), кончик языка находится несколько ниже, чем при р , задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Приемы постановки звука.

По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесение последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; но рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

Автоматизация звука (Р)

РА-РА-РА РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ

РА-РА-РО РО-РЫ-РО РЫ-РУ-РУ РУ-РА-РА РЭ-РЭ-РЫ

РО-РА-РО-РА

РЫ-РЫ-РО-РО

РУ-РА-РУ-РО

РЭ-РЫ-РА-РУ

РА-РО-РЫ-РЭ

АР-АР-АР ОР-ОР-ОР УР-УР-УР ИР-ИР-ИР ЭР-ЭР-ЭР

АР-ОР-АР ОР-АР-ОР ОР-ИР-ОР УР-АР-УР ИР-АР-ИР

АР-ОР-УР-ЫР

ЫР-УР-ОР-АР

ЕР-ИР-ЮР-ЯР

АР-ЯР-ОР-ЕР

ЫР-ИР-ЯР-АР

РАК РАМА РАНЕЦ РАДИО РАКЕТА РАДУГА РАКОВИНА РАКЕТКА

РУКИ РУКАВ РУЧКА РУЖЬЕ РУЧЕЙ РУБИН РУБАНОК РУБАШКА

РОТ РОГ РОБОТ РОЗА РЫСЬ РЫБКА РЫНОК РЫБАК

НОРА БАРАН БАРАБАН ПЕРО ВОРОТА КОРОНА ФАРЫ ГОРЫ

АРКА АРБУЗ МАРКА ПАРТА КАРТА ФАРТУК МОРКОВЬ КАРМАН

ТРАВА ТРАМВАЙ ТРОЙКА ТРУБА ВАТРУШКА ПЕТРУШКА ДРОВА

КРАСКИ КРОВАТЬ ГРАНАТ ГРУША ФРУКТЫ ПРУЖИНА КРУЖКА

КОМАР ПОВАР ТОПОР ЗАБОР ПОМИДОР МУХОМОР КАТЕР

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т - Д» на соответствующие заднеязычные «к - г», например, «к(т )игренок», «инг(д )юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т - Д» с заднеязычными «к - г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч т ит - учит, девоть (ч)ка), Т Ц (Пец я - Петя, цвец ет - цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т : вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д .

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д , например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка - дочка, тучка - дачка, уточка - дудочка, прудик - прутик, домик - томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д ), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» - зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» - произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок - лопаточка» - расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх - вниз, влево - вправо).
  • Споем игрушкам песенку: "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота";
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д ): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та - то - ты - ту - та - то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та : та почки, та чка, та релка; малыш продолжает: та нк, та бурет, та нец, та кси. Затем переходит к другой позиции Т Д : кот ик, пет ушок, кат ок, лист ок; салат , играет , собирает , лает , помогает . Или ду дочка, да й, де нь, пода рки, солда т (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды : ты ква, ды рка, ты , ды м; то до : то пор, то рт, то лстый, до брый, то чка, до чка; ту ду : ту чка, ту луп, раду га, ду га. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д :

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д ).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та - та - та, та - та - та, (в море видели кита ).
  • Ту - ту - ту, ту - ту - ту, (молока нальем коту ).
  • Да - да - да, да - да- да, (расплескалась вся вода ).
  • Ды - ды - ды, ды - ды - ды, (в стакане нет воды ).
  • Да - да - да, да - да - да, (не ходите вы туда ).
  • Ду - ду - ду, ду - ду - ду, (все равно туда пойду ).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача - автоматизация звука Т (Д ), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д - звонкий, голосовой; Т - глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное - дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (ты ква).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (то пор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тю лень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель - научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ .

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис - телефон (Денису подарили телефон);
Дом - кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня - дыня (Таня любит дыню);
Тёма - дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся - картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные