Скачать презентацию сестрица аленушка и братец иванушка. Презентация к уроку литературного чтения "русская народная сказка "сестрица алёнушка и братец иванушка"
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки Автор:Учитель начальных классов Моу сош « перспектива» Семенова Люция Флюровна Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Сказка- ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок
Сказка 1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки
Герои волшебной сказки Заступник Злодей Страдалец Чудесные помощники Чудесные предметы
Композиция сказки Зачин Основная часть Концовка
Сказочные премудрости Постоянные эпитеты Троекратные повторы Повторы слов в разных частях сказки «Формулы»
Сказка будет прозаическая, напевная, печальная
Вопросы: 1.Особенности русской народной сказки. 2. Определить к какой группе относится эта сказка.
Сказка волшебная 1. Иванушка превратился в козленочка и снова в человека
2. Аленушка, утонув, осталась живой
3. Ведьма оборачивается Аленушкой
4. Магия числа три
5. Уход из дома
6. Испытания
Вывод Особенности волшебной сказки 1. Зачин и счастливая концовка 2. Повторы слов и ситуаций 3. Уход из дома 4. Испытание 5. Превращения 6. Магия числа 3 7. Особая народная лексика
В. Васнецов «Аленушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема. Русские народные сказки. Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
Конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
«Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Цель урока: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер это...
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...
ШИПИГУЗОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
учитель
начальных классов
ГБОУ Школа № 648
Г. Москва
Урок литературного чтения 3 класс УМК «Школа России»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Особенности волшебной сказки:
- зачин;
- повторы слов и ситуаций;
- испытание;
- превращения (волшебные предметы, волшебные помощники);
-борьба добра и зла;
добро побеждает зло
- магические числа;
- особая народная лексика;
- счастливая концовка.
Композиция сказки
Зачин
Основная часть
Концовка
Расположи части сказки в нужном порядке
Прочитайте выразительно
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Выборочное чтение
Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи? – Как ведьма утопила Аленушку? – Как козленок звал свою сестру? – Что отвечала ему сестра? – Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка? – Прочитайте, как спасли Аленушку.
- Какие слова характеризуют Алёнушку,
- а какие – ведьму?
Соедините линиями.
добрая
злая
ласковая
преданная
доверчивая
заботливая
грубая
хитрая
жестокая
- АЛЁНУША
- ВЕДЬМА
Замените выделенные слова современными: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
-О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро , и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала , подумала и пошла за купца замуж.
Какие пословицы подходят к сказке
- Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Вся семья вместе так и душа на месте.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
Что помогло героям выдержать все испытания ?
Викторина по русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
1 Почему Алёнушка и её брат остались одни-одинёшеньки?
умерли родители
неизвестно
уехали торговать в город
заболели
От чего плакала красная девица?
ей было скучно
потерялся братец
братец превратился в козлёночка
братец превратился в телёночка
Как ведьме удалось обмануть Алёнушку?
прикинулась больной
стала угрожать, что погубит брата
заколдовала
уговорила идти купаться
Почему никто во дворце не распознал ведьму, даже сам купец?
она оборотилась Алёнушкой
она заколдовала купца и его слуг
она превратилась в прислугу
она стала невидимой
Почему ведьма стала требовать от купца смерти козлёночка?
козлёночек надоел ей
боялась, что козлёночек расскажет купцу правду
козлёночек напоминал купцу о его жене
козлёночек угрожал ей
Как купец узнал правду о том, что случилось с Алёнушкой?
ведьма сама призналась в том, что погубила купеческую жену
Алёнушка сумела сама спастись из речных оков и всё рассказала мужу
слуга сообщил купцу о том, что козлёночек ходит прощаться со своей сестрой к реке
купец сам пошёл к реке и узнал правду
Чем закончилась сказка?
Алёнушку спасли, но Иванушка остался козлёночком и жил вместе со своей сестрой и купцом
Алёнушку спасли, а Иванушка стал человеком и и жил вместе со своей сестрой и купцом
Алёнушку спасли, но она ушла от мужа вместе с козлёночком-братом
Иванушку спасли, а Алёнушку от смерти спасти не удалось
Продолжите предложение
- - На уроке я узнал……
- - Сегодня я сумел……
- - Я похвалил бы себя за……
Литература 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) по системе Л.В. Занкова. М.: Просвещение, 2012. 2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение, учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2013. Интернет – ресурсы https://yandex.ru/images/search
Класс: 3
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.
- Формировать навыки беглого выразительного чтения.
- Воспитывать любовь к близким людям.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;
Метапредметные:
- познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;
- регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), оценивают результаты своей работы;
- коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них
Личностные:
- осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Урок построен по технологии развития критического мышления. В нём можно выделить 3 основных стадии. Стадия вызова, осмысления, рефлексия.
В стадии вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме, формируется личный интерес, определяются цели. Дети нашли буквы и узнали тему урока, с помощью опорных слов поставили задачи. На этот момент мы использовали приём критического мышления. Дети включились в активную деятельность.
В стадии осмысления, дети вступили в контакт с новой информацией. На этом этапе, дети прослушали аудиозапись с целью отслеживания процесса познания и понимания текста. Детям было предложено придумать свои вопросы. Это помогает детям читать более внимательно, превращает чтение в увлекательное путешествие.
В стадии осмысления идёт непосредственная работа ребёнка с текстом направленная и осмысленная.
Дети отвечали на тонкие вопросы (вопросы, которые требуют ответ “да”, “нет”), на толстые вопросы (вопросы, которые требуют полного ответа), а также работали над текстом.
Работа шла по развитию критического мышления через уточняющие вопросы, с помощью которых дети пришли к выводу. При анализе произведения шла работа над смысловым чтением.
В процессе работы по развитию критического мышления вырабатываются умения работать в паре. Работа в паре прошла при составлении пословиц.
Рефлексия была проведена с использованием приёмов развития критического мышления через синквейн, это требует от ученика в кратких выражениях рассказать самое главное по теме урока.
Работа шла по развитию критического мышления через вопросы – интерпретации. Эти вопросы учат детей осознавать причины тех или иных поступков.
На протяжении всего урока у детей шло развитие не только критического мышления, но и развитие коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных УУД.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задача этапа | Планируемое время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Мотивация к уроку. | 30 сек | Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть
новый день принесёт только хорошее)
Чудесным
пусть будет у вас настроение, |
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя |
II. Речевая разминка | Развитие артикуляционного аппарата | 3 мин | На доске речевая разминка На опушке в
избушке |
|
-Прочитайте, что написано на доске? Какой звук повторяется в скороговорке? Прочитайте хором. Прочитайте медленно. Прочитайте обиженно. Прочитайте весело Прочитайте быстро. Для чего вы выполняли эту работу? Для чего вы выполняли эту работу? |
Скороговорка Повторяется звук [ш] Дети читают все вместе. Читает один ученик Читает один ученик Читает один ученик Читает один ученик Чтобы красиво, выразительно, правильно говорить. |
|||
III. Постановка цели урока | 5 мин | Послушайте песню и скажите, чему будет
посвящён наш урок. Аудио “Сказка гуляет по свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко). |
Наш урок будет посвящён сказкам. | |
Ребята, в одной сказочной стране Злой
Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все
сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия
сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете
ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они
называются. Какие вы молодцы! Расколдовали сказки. – Сказки называют народной мудростью . Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка . Из предложенных мной вариантов выберите верный. |
Гуси-лебеди, Лиса и Заяц, По щучьему велению, Волк и семеро козлят, Царевна-лягушка |
|||
Сказка
– это... Научно-фантастическое произведение; Произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло. Найдите самое главное в этом определении. Всегда ли добро побеждает зло? Докажите. Проблема. В нашем учебнике есть замечательная сказка, которая поможет ответить на этот вопрос. |
Предлагают варианты ответов. Добро всегда побеждает зло |
|||
Прочитайте название сказки на доске. СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА Сформулируйте цели урока. Познакомимся... Будем развивать... Обогащать... Пополнять... |
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Со сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Навыки осознанного, выразительного чтения. Свою речь. Свой багаж новыми сказками |
|||
IV. Изучение нового материала | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. | 8 мин | 1. Первичное чтение сказки. (Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на картинку “Алёнушка и козлёнок”) Прослушайте сказку, представьте героев. Придумайте вопросы к сказке. 2. Первичная проверка понимания. Понравилась ли вам сказка? Назовите героев сказки и опишите их. Можете пользоваться “Словариком прилагательных”. Что помогло нам дать характеристику героям? Для чего мы давали характеристику героям? Кто больше понравился? Почему? У вас на столах листочки разного цвета. Зелёный – высокий уровень. Жёлтый – средний уровень. |
Мы узнали, что все герои разные. |
Минута самостоятельной работы. Придумайте свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь. Что мы сейчас проверили? Продолжим работу над текстом. Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки? |
Внимательно ли прослушали сказку.
Алёнушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни - одинёшеньки. |
|||
Куда пошла Алёнушка и почему она братца
взяла с собой? В кого превратился Иванушка? Как это случилось? Найдите эти стоки и прочитайте. |
Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с
кем было оставить дома. Он превратился в козлёночка, потому что напился водицы из козьего копытца. |
|||
Как вы думаете, почему мальчик не
послушался свою старшую сестру? Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком. Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы так считаете? |
Было очень жарко. Иванушка очень хотел
пить. Алёнушка его любила, как раньше. Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т. к. у них больше опыта. |
|||
Что предложил Алёнушке купец? Найдите
эти строки. Хорошо ли им жилось вместе? Кто помешал их счастью? Как это случилось? Найдите эти строки и прочитайте. |
Он предложил выйти за него замуж. Да, жили они хорошо. Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё. |
|||
Кто знал об её обмане? Стал ли козлёночек снова мальчиком? Как это случилось? Что сделали с ведьмой? |
Козлёночек. Да. Он от радости перекинулся через голову 3 раза. Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле. |
|||
Зачем я вам задавала вопросы? | Чтобы ещё лучше понять сказку Отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе. |
|||
V. Физкультминутка | 1 мин | Сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше (нажать на слово “ФИЗМИНУТКА”). | Выполняют движения под музыку.
Дети называют сказки |
|
VII. Работа в парах | Учатся полно и точно выражать свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы | 12 мин | Работа в парах. Продолжим работу над проблемным вопросом. поработаем в паре. Вам надо собрать рассыпанные пословицы. Что такое пословица? Минутка самостоятельной работы. Делай другим добро – будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Добра желаешь, добро и делай. Добро не лихо – ходит тихо. За добро добром и платят. |
Выполняют задание самостоятельно. Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. |
– Прочтите собранные пословицы. – Что их объединяет? Какие пословицы о добре вы знаете? Итак, вернёмся к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. – Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей сказке. Докажите, что они подходят. Почему именно пословицы собирали? |
Мудрые изречения, которые учат жизни. | |||
VIII. Итог урока | Принимают и сохраняют учебную задачу. | 2 мин 30 сек | – Чему учит эта сказка? Как мы должны жить, чтобы жить в добре? Вернёмся к проблемному вопросу. Всегда ли добро побеждает зло. К сожалению, в жизни не всегда так бывает. От кого это зависит? |
Слушаться старших, любить друг друга, не
бросать в беде.
Да и это мы доказали на примере сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. |
Сейчас составим синквейн. Выберите самую главную тему. Закончите предложения. Я сегодня узнал... Я научился... Мне было... Поставьте себе общую оценку. |
||||
IX. Домашнее задание | Учатся выбирать задание по своим возможностям. | 1 мин | Разноуровневое задание. 1. Нарисовать иллюстрацию к сказке. 2. Подготовить выразительное чтение сказки по ролям. 3. Составить кроссворд к сказке. |
Записывают задание в дневник. Задают вопросы. |
X. Рефлексия | Владеют Навыками самоанализа | 1 мин | Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”. Приклейте листочек на одно из деревьев. Дерево выберите сами. Как вы думаете, почему одно дерево чёрное? Видео приложение (нажать на картинку). |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности. |
Использованная литература
1.Диск “Инфоурок”
2. Интернет-ресурсы
Слайд 2
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
Слайд 3
Сестрица Алёнушка, я пить хочу! - Подожди, братец, дойдем до колодца. Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. - Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь! Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
Слайд 4
Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, жеребёночком станешь! Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит: - Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, козлёночком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком...
Слайд 5
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет. В ту пору ехал мимо купец: - О чём, красная девица, плачешь? Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит: «Выходи за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами». Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Слайд 6
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.
Слайд 7
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт: - Алёнушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок... Узнала об этом ведьма и стала просить мужа - зарежь да зарежь козлёнка. Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился. Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу: - Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить. - Ну, сходи.
Слайд 8
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобно закричал: «Алёнушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезать!» Алёнушка из реки ему отвечает: «Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шёлкова трава ноги спутала, Жёлты пески на грудь легли». А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу: «Пойди, найди козлёнка, приведи его ко мне». Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобно зовет: «Алёнушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезать!»
Слайд 9
А из реки ему отвечают: «Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шёлкова трава ноги спутала, Жёлты пески на грудь легли». Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Слайд 10
Посмотреть все слайды