Основные отличительные особенности психики животного и человека. Основные отличия психики человека от психики животных

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать "орудие". Абстрактные способы мышления ещё не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за её пределы, абстрагироваться от неё и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть её или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.

Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живёт в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передаёт его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьётся способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, всё равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путём использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закреплённое в нём отчётливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит "я" человеку и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный, среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность, рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определённого отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включён человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчёт о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Сравнение психики животных и человека

Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человека и животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.

Первое отличие - это мотивация к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными способностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - "осмысленностью, константностью, предметностью", а память - "произвольностью". Во-вторых, память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могут использоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которые приобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать не побоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению "знаковых систем", люди могут записывать информацию, хранить ее, передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют в своем распоряжении возможную способность к нахождению ответа примитивных практических задач "в наглядно-действенном плане". тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующие способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливать связь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильному решению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям, совершаемым наудачу.

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничного существования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленной задачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водится индивидуум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии. Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достать приманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленными за ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточно большого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла, лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку: тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия, и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь "раздумывала" над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени, пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалось из периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны делалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями и так и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматривать как итог переноса давнопрошедшего опыта ("обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви"). По словам нынешних исследователей, базис интеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений между отдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхитить результат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязывается история формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной только лишь человеку, - история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяются его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связано с процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Биосоциальное развитие человека будущего

Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты...

Зарождение и эволюция психики

Зоопсихология животных

Канал связи Животные Человек Тактильный Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Например, в колониях термитов существуют слепые термиты-рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации...

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Самосознание -- сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний...

Общее понятие психологии

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности...

Понятие о психике и ее эволюции

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни...

Происхождение и развитие сознания человека

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды...

Психология и педагогика

Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм...

Развитие психики и сознания

В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики - простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения...

Развитие психики человека и животных

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

Сравнение психики животных и человека

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

ь Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека)...

Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих...

Физиологические основы психики и здоровья человека

Психика -- это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого...

Человек и его психика

Психика человека -- качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности...

В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.

Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.

Кто впервые назвал человека «общественным животным»?

Кто определил человека как «общественное животное»?

Еще в трудах Аристотеля , античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.

Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».

Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье , в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.

Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon .

А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.

И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.

Инстинкты у людей

Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.

Одна отвечает за мышление , а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.

Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.

Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.

Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.

Рассмотреть некоторые животные инстинкты , оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:

  • стремление к самосохранению . У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
  • родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
  • стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
  • пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.

Животные инстинкты нужно подчинять разуму .

Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.

Такие черты двигают прогресс общества , цивилизации в целом.

Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.

Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.

Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.

Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.

Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.

На первой (т.е. примитивной стадии ) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.

Вторая стадия называется стадией наивной психологии , а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.

Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.

Сравнительный анализ

Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало : у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и .

Итак, человека от животного отличают:

Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.

Животным нужна защита от холода, корм и все те , которые не меняются веками , их психика не настроена на развитие потребностей.

Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.

Но те же потребности приводят к Мировым войнам.

Конечно, многие вспомнят племена , которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.

У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.

Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.

Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами , при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.

Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?

Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна . Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.

Отличия деятельности человека:


Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.

Выражение эмоций

В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».

И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.

Дарвин вычленил три принципа , объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:

  • принцип полезных ассоциированных привычек;
  • прринцип антитезы;
  • принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.

Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от и .

Следующее отличие : человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.

Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.

Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, и т.д.

Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.

Павлов, Ухтомский, Бехтерев , продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.

Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить .

Типы строя психики, или чем человек отличается от животного:

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные