Взаимосвязь социальной педагогики и психологии. Связь социальной педагогики с другими науками
Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии - непременное условие успешности педагогических исследований и практической педагогической работы. В самом деле, можно ли эффективно развивать память или исследовать пути и способы развития памяти, не зная сущности процессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?
Психология изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Это предмет возрастной и педагогической психологии. Естественно, что знание ее основ -необходимое условие как практической, так и научной педагогической деятельности. Характерно, что наиболее значительных успехов в педагогике достигли те ученые, которые строили свои исследования на психологических основах (например, И. Ф. Гербарт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.). Интересен в этом плане пример научной и практической деятельности известного советского педагога П. П. Блонского. В статье «Как я стал педагогом» он пишет, что к педагогике пришел от психологии и что стремление углубить (уже педологические) исследования заставляет все более углубляться в психологию. Но это, как писал Блонский, не отход от педагогики, а наоборот, это лучше подготовит к педагогике и поможет выяснить самый интересный вопрос: что такое воспитание?
Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций. На практике дело обстоит гораздо сложнее. В учебных книгах по педагогике трудно найти сколько-нибудь последовательные сведения о национальном своеобразии тех или иных педагогических систем в нашей стране и за рубежом, их сравнительный анализ. Сегодня интерес к этническим проблемам в педагогике возрастает. В педагогических вузах преподается предмет «Этнопедагогика». Весьма энергично развивается сравнительная педагогика. Устремление к экономической интеграции стран Западной Европы определяет интерес к объединению исследований в создании близких или даже общих по структуре и требованиям к подготовке учащихся систем народного образования.
Значительное влияние на развитие педагогики оказывают социология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.
Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой научной отрасли - экономики народного образования. Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведений, определение оптимального количества средств, необходимых для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оплаты труда, определения экономической эффективности используемых средств и др.).
Повсеместное внедрение в народное хозяйство кибернетики и открытие возможностей ее использования в учебном процессе обусловили тесную связь с ней педагогики, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разработать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обучающих машин, создание учебных программ и др.).
Тесно связана педагогика с историей. Вструктуре системы педагогических наук есть даже такая дисциплина - история педагогики, наука об истории развития педагогических идей и теорий.
Связь педагогики с собственно историей предполагает, прежде всего, обязательный учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных исторических условий, в которых изучаемое педагогическое явление происходит и в которых будут применяться научные рекомендации. Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта, по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отражают потребности современности.
Приведенные примеры связи педагогики с другими науками, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Фактически нет такой науки, которая не оказывала бы влияния на развитие педагогики (схема 2). С другой стороны, следует отметить и обратное влияние педагогики на развитие других наук. Фундаментальные педагогические теории (классно-урочной системы, принципов обучения, воспитания в коллективе и др.) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие психологии и социологии, философии и истории и других наук, в том числе и естественных. Важнейшие достижения педагогики вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.
Цель изучения: знакомство с социальной педагогикой как наукой.
Изучив данную тему, студент должен:
- знать:
– предмет, объект социальной педагогики;
– историю зарождения социальной педагогики как науки;
– современных ученых в области социальной педагогики;
- уметь:
– анализировать различные подходы к определению социальной педагогики;
– видеть связь социальной педагогики с другими науками;
- владеть:
Особое внимание обратить на:
– определение социальной педагогики как науки;
– функции социальной педагогики;
– интегративный характер социальной педагогики как науки;
– связь социальной педагогики с другими науками.
Краткое содержание темы
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.
Существуют различные определения социальной педагогики.
В.Д. Семенов называет ее наукой о воспитательных влияниях социальной среды.
По мнению Х. Мискеса, социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах.
С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.
А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.). Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации.
Социальная педагогика, по определению В.А. Никитина, это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.
Предложенные подходы к определению социальной педагогики как отрасли знания исходят из того, что современная педагогика является отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это эффективно, лишь интегрируя данные других отраслей человеко- и обществознания.
Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
К основным категориям социальной педагогики относятся: социальный педагог, социализация, факторы социализации, социум, социальный институт, социальная роль, защита детства, опека и попечительство, социальная работа, социальная защита, социальная поддержка и т.д. Эти и другие термины, знание которых необходимо социальному педагогу в его практической деятельности, представлены в разделе «Словарь терминов по социальной педагогике» данного учебного пособия.
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.
Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.
В последние годы особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией – наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон жизнедеятельности, а с другой стороны – углублением наших знаний о человеке и социуме. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество. Формирующаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и активно вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с потребностями общественного развития, основными направлениями социального прогресса.
Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Что касается категориального аппарата, то многие категории социальной работы и социальной педагогики являются общими.
Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.
Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молодежи, производственных коллективов), развитие и состояние взаимоотношений народов нашей страны и т.п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жизнедеятельности человека в конкретных условиях, в соотношении самого индивида со средой, с учетом ценностных ориентаций, которые формируют семья, школа, производственная среда и т.д., а также на основе изучения позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума.
Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология). Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.
Психология общения – та отрасль психологического знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социально-педагогической работе. Социальному педагогу приходится иметь дело с самыми разнообразными в коммуникативном плане людьми: тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми – и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить постороннего человека в свой сокровенный внутренний мир.
Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др.
Этика анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.
Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Социальная педагогика, исследуя социализацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценности и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.
Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России характерно появление таких категорий населения (являющихся объектом особого внимания социальных педагогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.
Социальная педагогика тесно связана с дефектологией . Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т.п.).
В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
– Дайте определение социальной педагогики как науки.
– Сравните различные определения социальной педагогики.
– Назовите функции социальной педагогики.
– Почему социальная педагогика носит интегративный характер?
– Назовите основоположников и современных ученых в области социальной педагогики.
– В чем заключается связь социальной педагогики с другими науками?
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии.
Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т. д. Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии , позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молодежи, производственных коллективов), развитие и состояние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология). Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии. Психология общения. Социальному педагогу приходится иметь дело с самыми разнообразными в коммуникативном плане людьми. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить постороннего человека в свой сокровенный внутренний мир.
Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др.
В последние годы особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией - наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество.
Этика анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.
Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии , учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.
Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.
Социальная педагогика тесно связана с дефектологией . Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.
Этика и социальная педагогика
Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика
Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.
Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика
Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.