Социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность как область научных знаний: предмет, цели и задачи Взаимодействие социально культурной деятельности и социальной педагогики

Педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ – совокупность педагогических знаний, раскрывающих особенности процессов обучения, воспитания и развития военнослужащих, гражданского персонала, членов их семей в ходе социально-культурной деятельности.

Обучение в процессе социально-культурной деятельности в ВС РФ – это организованная, целенаправленная деятельность ее субъектов по распространению среди военнослужащих и членов их семей общекультурных и специальных знаний, формированию навыков и умений, необходимых для успешного осуществления военно-профессиональной и социально-культурной деятельности.

Основными функциями обучения в процессе социально-культурной деятельности являются: образовательная, воспитательная, развивающая и морально-психологической подготовки. В качестве специфических выступают организационно-управленческая, целеполагающая, познавательная, информационная, мотивационная, контрольно-оценочная, научно-исследовательская, диагностическая и другие функции.

Применительно к социально-культурной деятельности в процессе обучения необходимо соблюдать соответствие обучающего воздействия:

Характеру социально-культурной деятельности;

Возможностям ее технического и иного обеспечения;

Мотивам, интересам и возможностям ее участников, уровню их индивидуальной и коллективной подготовки;

Требованиям, предъявляемым к военно-профессиональной деятельности участников социально-культурной деятельности.

Закономерности обучения в процессе социально-культурной деятельности классифицируются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют зависимость обучения от условий внешней среды, в которой осуществляется социально-культурная деятельность: места, времени, состава участников, культурных, материальных, финансовых и иных возможностей, требований воинской службы, уровня развития боевой техники и оружия, способов их применения, развития военной науки и практики.

Внутренние закономерности характеризуют связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием, средствами, формами, результатом). Это, прежде всего, зависимость результатов обучения от уровня и интенсивности учебного и воспитательного взаимодействия, педагогического мастерства специалиста, методики обучения и контроля.

Педагогические принципы – руководящие положения, выражающие требования к содержанию, организации и методике педагогического процесса или деятельности. Основными в процессе социально-культурной деятельности являются следующие принципы обучения: научности; соответствия содержания и организации потребностям социально-культурной деятельности; сознательности, творческой активности и самостоятельности при руководящей роли педагога; систематичности и последовательности; наглядности; обучения на высоком уровне трудностей; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм.

Для обучения в процессе социально-культурной деятельности характерны следующие признаки: целесообразность, многофункциональность, активность взаимодействия, творческая направленность, развитие от простого к сложному, высокая мотивация участников.

Под воспитанием в социально-культурной деятельности понимается совокупность положений, норм, знаний, традиций, установок, ко­торые выступают факторами успешного выполнения военнослужащим задач воинской службы. Его структурными элементами являются цели, содержание, субъекты и объекты, принципы, формы, методы, средства и результат (уровень воспитанности, социально-культурная адекватность личности). Важнейшими принципами воспитания являются целеустремлённость, воспитание в процессе деятельности, в коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход, опора на положительное, сочетание требовательности с уважением личного достоинства и заботой, комплексный подход.

Формы воспитания – это различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного ме­роприятия. Формы воспитания в процессе социально-культурной деятельности можно классифицировать по нескольким основаниям:

По количеству участников – массо­вые (массовые сюжетные игры, праздники, концерты, спектакли, киносеансы и т.д.), групповые (кружки, командные игры, вечера отдыха, лектории и др.) и инди­видуальные (рисование, фотосъемка и др.);

По методике организации – постановки, показы, репетиции, занятия, заседания, экскурсии, игры и др.;

По преобладающему механизму воздействия – убеждающие, внушающие, подражающие и заражающие.

Воспитание является процессом, в котором проявляются такие закономерности как зависимость от условий внешней среды (политических, экономических, социальных и пр.), целостность формирующего воздействия на личность, осуществление в деятельности и коллективе, единство воспитания и самовоспитания, воспитание через обучение и развитие, учет личностных качеств и состояний воспитанни­ков и др.

Технология воспитательного воздействия на военнослужащих в процессе социально-культурной деятельности может быть представлена следующим образом. Первично, в ходе подготовки или проведения социально-культурных мероприятий, происходит вооружение участников необходимой суммой знаний. Затем создаются условия для их осмысления и постепенного пре­вращения в конкретные взгляды и установки. После этого необходимо организовать реализацию полученных знаний и сформированных взглядов в отдельных действиях и поступках. Особое значение на этом этапе имеет выработка положительного отношения к социально-культурным мероприятиям, как условию собственного развития. Затем на основе сформированных убеждений и установок происходит выработка личностно и профессионально значимых позиций к воинской службе и индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях.

Особо стоит вопрос о методах, приемах, средствах обучения и воспитания в процессе социально-культурной деятельности. Как уже отмечалось ранее, в социально-культурной деятельности имеются собственные методы (монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры) и методы, заимствованные из других наук, в частности из педагогики. В качестве методов социально-культурной деятельности используются педагогические методы обучения (словесные, наглядные, практические, инновационные, контрольные), воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, принуждение), развития и саморазвития.

В настоящее время выделяются следующие методы обучения в процессе социально-культурной деятельности: устное изложение учебного материала (лекция, объяснение, информирование, инструктирование); обсуждение (семинар, собеседование, конференция, дискуссия, обзор); показ (личный показ, демонстрация средств наглядности, кинопоказ, ознакомление с иллюстрациями, картинами и пр.); упражнения (игры, репетиции, тренировки); практические работы (при обеспечении служебных и учебно-боевых задач); самостоятельная работа (с книгой, на музыкальных инструментах, ТСВ, компьютерах).

Методы воспитания – это пути и способы влияния на сознание, чувства, волю, поведение военнослужащих в процессе педа­гогического взаимодействия субъекта и объекта воспитания. В применении воспитательных методов убеждения, упражнения, примера, поощрения и принуждения организатору социально-культурной деятельности предоставляется ши­рокое поле деятельности. Здесь проявляется его педагогическое творчество. Конкретное использование методов определяется тем результатом, к которому стремится воспитатель.

Собственные методы социально-культурной деятельности и методы, заимствованные из педагогики, применяемые в процессе реализации социально-культурных мероприятий, находятся в тесном взаимодействии, позволяя через конкретную выбранную форму мероприятия достичь изначально планируемых целей. Только совокупность применяемых методов может гарантировать достижение положительного результата. Например, при постановке литературно-художественной композиции, используются методы монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры, а так же показа, демонстрации, наглядности, тренировки, личного примера, убеждения и т.д. В данном случае сама композиция выступает формой организации и проведения социально-культурного мероприятия, а на различных этапах ее подготовки и проведения реализуются различные методы. На различных этапах этой работы какой-то метод или группа методов могут выступать в качестве ведущих: в ходе репетиции – методы тренировки и монтажа; при постановке непосредственного действия – методы игры, наглядности и иллюстрирования; для постановки кульминации – метод внушения и т.д.).

Хотелось бы подчеркнуть, что в практике социально-культурной деятельности такой метод воспитания как принуждение (наказание) вообще не должен применяться. Это объясняется тем, что само участие военнослужащих в этой деятельности предполагает их добровольное и сознательное присутствие.

Приемы и средства являются составными элементами методов. Прием представляет собой разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или его модификации. К приемам обучения в процессе социально-культурной деятельности относятся акцентирование внимания, активизация действий, применение спецэффектов, использование рефрена и др. Когда речь идёт о приёмах воспитания, то под этим обычно подразуме­вается частный, элементарный единичный и определённый способ решения воспитательных задач. Например, в методе убеждения применяются такие приёмы, как доказательство, опровержение неверных взглядов, в методе примера – личная примерность, литературные, художественные примеры и др. Особенность состоит в том, что одни и те же приёмы применимы при реализа­ции, как методов обучения, так и методов воспитания.

Основными средствами обучения в процессе социально-культурной деятельности являются речь и действия (мимика, жесты, позы) исполнителей, книги, картины, иллюстрации, кино-, видеоленты, слайды, DVD и CD диски, компьютерные программы, специальное оборудование (станки, тренажеры, лингафоны, мольберты), тексты сценариев и либретто, технические средства (кинопроекторы, магнитофоны, компьютеры, оборудование и оснастка, костюмы, декорации, бутафория, элементы оформления т.д. К примеру, в ходе постановки спектакля, при использовании метода театрализации, приемом выступает рефреновое повторение краткого эпизода, а средствами – игра актеров, декорации, костюмы, грим, оборудование сцены, световое, звуковое оформление, спецэффекты и др. Средствами воспитания могут быть учебная и художественная литература, газеты, журналы, выставки, музейные экспозиции, спортивные сооружения и инвентарь, художественные произведения, различные предметы природы и культуры, технические средства и др.

Таким образом, богатый опыт теории и практики обучения, воспитания и развития военнослужащих составляет педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Вопросы для самопроверки:

Что такое педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ?

Какие педагогические процессы функционируют в ходе социально-культурной деятельности?

Назовите закономерности, принципы и черты процесса обучения в ходе социально-культурной деятельности.

Охарактеризуйте основные формы обучения в ходе социально-культурной деятельности.

Каковы особенности воспитательного процесса в ходе социально-культурной деятельности?

Охарактеризуйте основные формы воспитания в ходе социально-культурной деятельности.

Дайте характеристику методам, приемам и средствам обучения и воспитания, применяемым в ходе социально-культурной деятельности.

§ 14. Психологические основы социально-культурной деятельности

Психологическая модель социально-культурной деятельности в ВС РФ – научно обоснованный с психологической точки зрения образец организации и проведения социально-культурных мероприятий с военнослужащими в целях формирования их социально-культурной адекватности (см. рис. 1).

Социально-культурная деятельность в ВС РФ имеет свой специфический психологический смысл. Он заключается в удовлетворении у военнослужащих потребности культурного развития и творческого самовыражения, в изменении его душевного состояния путем придания ему формы оптимальной гармонии с природой, высшими нравственными и воинскими идеалами, общественно-групповыми явлениями и утилитарными потребностями человека.

Социально-культурной деятельности в ВС РФ присущи следующие ха­рактерные черты: осуществляется как в досуговое, так и в служебное время; недостаточная свобода выбора и относительная добровольность участия; обусловлена национально-этническими, региональными особенностями, традициями вида Вооруженных Сил и рода войск; осуществляется с учетом общекультурных, художественных, познавательных, полити­ческих, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи и детей; реализуется в институциональных и в неинституциональных формах; имеет личност­ную направленность; протекает как индивиду­ально, так и коллективно; ей присуща целенаправленность; в основе имеет не столько культурные, сколько воспитательные цели.


Рис 1. Компоненты психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Психологическая структура социально-культурной деятельности состоит из по­требностей, мотивов ее проведения или участия в ней, целей (как для организаторов, так и для участников), собственно действий и операций по ее организации, проведению и участию в ней и результата (как на организационном, так и на личностном уровне).

Основными психологическими особенностями социально-культурной деятельности в ВС РФ являются: целесообразность для воинской деятельности; наличие побуждения (или мотивировки) к творче­ству; нестандартность управления; активное использование механизмов психологи­ческого воздействия; учет морально-психологического состояния участников.

Целесообразность заключа­ется в соответствии целей социально-культурной деятельности (намечаемых мероприятий, используемых концертных номеров) ведущим мотивам воинской деятельности. В качестве примера можно привести технологию выступления агитационно-художественных бригад: мощный смысловой напор, подтверждаемый популярным (или узнаваемым) экспрессивно-эмоциональным музыкальным сопровождением в сочетании с откровенно возбуждающей экспозицией (фото-, кино-, видеокадрами) способны сформировать сильное, необходимое командирам в данный момент, активное побуждение к боевым действиям.

Выполнение задачи психологической релаксации и рекреации воинов, вышед­ших из боя для отдыха и перегруппировки требует уже другой эмоционально-смысло­вой направленности содержания концертного выступления. В этот момент используются такие произведения, которые могли бы оправдать то на­пряжение сил, которое солдат испытал в ходе боя, оправдать потери друзей, под­твердить общественную значимость его участия в бою.

Нали­чие побуждения (или мотивации) к творчеству обусловлено тем, что удовлетворение эстетических потребностей формирует у военнослужащих как участников социально-культурной деятельности две группы мотивов: активного творчества и пас­сивного потребления культурных ценностей. Стремление поучаствовать в художественной самодеятельности, написать стихотворение, исполнить роль в спектакле и т.п. – примеры проявления у военнослужащих мотивов активного творчества. Желание получить удовольствие от увиденного кинофильма, прослушанного музыкального произведения, прочитанной книги, от атмосферы и общения в ходе вечера отдыха – примеры проявления мотивов пас­сивного потребления культурных ценностей.

Активное использова­ние механизмов психологического воздействия – путь к успеху социально-культурной деятельности. Под психологическими механизмами социально-культурного воздействия понимается взаимозависимое влияние эмоционально-чувственной, познавательной и мотивационно-волевой сфер (при приоритетном значении первой) психики военнослужащего в целях достижения им состояния социально-культурной адекватности. Предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации.

Убеждение как механизм психологического воздействия направлен на форми­рование определенных смыслов, понятий или мотивов. Среди средств культурного воздействия на военнослужащих наибольшую убеждающую силу имеют слова песен, стихотво­рения, призывы, скетчи, монологи и другие вербальные формы художественного творчества. Они должны нести основную смысловую нагрузку социально-культурной деятельности.

Внушение основано на неосознанном подчинении психики участников социально-культурной деятельности с помощью сильных, повторяющихся компонентов: ритма, темпа, речитатива, слогана и т.п.; оно направлено не на понятийную, а сразу на мотивационную сферу психики людей. Заражение обосновано спецификой психики подвергаться воздействию через эмоциональное состояние находящихся в массе людей. Этот механизм хорош для более глубокого эмоционального воздействия, особенно в целях мобилизации духовных сил и релаксации психики. Механизм подражания основан на эмпатическом восприятии понравившихся культурно-художественных образов.

Особенностями творческого воинского коллектива как социальной группы являются: творческое саморазвитие коллектива; повышенная требовательность к профессиональным качествам своих членов; повышенная способность к самооргани­зации; наличие атмосферы творческой зависти; высокая выраженность постоянства коллективных ценностей, норм и установок, высокая значимость эмоциональных фак­торов во внутригрупповых социально-психологических процессах.

Психологические особенности личности участников социально-культурной деятельности. Направленность личности – это то, чего человек хочет от участия в социально-культурной деятельности. Направлен­ность личности проявляется в желаниях и стремлениях. Организаторы деятельности, в зависимости от осознания ими важности проводимой работы, как правило, стре­мятся к творческому самовыражению, индивидуальному и общественному самоут­верждению. Активные участники социально-культурной деятельности, кроме этого, стремятся к активному творческому общению. Большинство зрителей желают удовлетворить свои культурные потребности, приобщиться к культурному наследию. Анализ показал, что мотивы отдыха, культурного саморазвития и общения побуждают к участию в социально-культурной деятельности всех без исключения военнослужащих вне зависимости от их отношения к службе.

Способности личности – это качества, помогающие человеку эффективно участвовать в социально-культурной деятельности. У разных групп участни­ков они развиты по-разному. Для организатора свойственны такие специфические способно­сти, как творческое и организаторское чутьё, эмоционально-волевая устойчивость, склонность к организаторской и творческой деятельности. Для исполнителя, актера свойственны специальные (актерские, голосовые, музыкальные и т.п.) способности. Специальных способностей для восприятия культурно-художест­венных произведений у пассивных участников социально-культурной деятель­ности не требуется. Чаще всего они воспринимают происходящее в зависимости от предыдущего социально-культурного опыта.

Темперамент, характер, эмоции и чувства показывают особенности человека как личности. Эмоцио­нально-чувственная сфера психики более всего зависит от социально-культурного воздействия. Через эмоциональное переживание происходит влияние социально-культурной деятельности на основные свойства личности военнослужащих.

Оптимальные психологические параметры культурно-художественных образов:

привлекательность: содержание и сила воздействия; гармония и красота; соответствие моде, стереотипам; красота внешних признаков;

убедительность: единство содержания и формы; логичность действий; идентичность образу; соответствие установкам;

значимость: соответствие ценностям; сочувствие и сопереживание; побуждение к действию.

Социально-психологические условия эффективности деятельности творческого воинского коллектива – это совокупность факторов, оказывающих влияние на потребности, мотивы, цели, действия и операции совместной творческой деятельности и приводящих к из­менению ее эффективности.

Условия, связанные со структурно-функциональной организацией деятельности: функциональное место группы в организации, взаимосвязь с другими группами, тип и сложность групповой задачи, сенсомоторная согласованность действий.

Условия структурно-формального характера: композиция, каналы коммуникации, стиль лидерства и руководства, иерархия статусов, структура взаимодействия, разделение ролей, возрастной состав, взаимосвязанность и функциональная структура группы.

Условия сущностного характера: межличностные отношения, мотивация, оказание взаимопомощи, дисциплинированность, сплоченность (ценностно-ориентационное единство), нормы поведения и общения, психологический настрой, референтность, коллективистское самоопределение, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, коллективная идентификация, надситуативная активность и уровень социально-психологического развития группы.

Условия косвенного характера: творчество, идеология, окружающая обстановка, наличие коммерческих целей, время совместной деятельности и престиж.

Мотивация военнослужащих как психологический процесс социально-культурной деятельности направлена на выработку у них поведения, адекватного требованиям воинской службы. Социально-культурное воздействие осуществляется в целях формирования необходимых в воинской деятельности мотивов военнослужащих и изменения отрицательных (нежелательных) мотивов их поведения и деятельности на положительные мотивы. Выделяется три уровня мотивации: а) стимулирование адекватных действий и поведения; б) мотивация на уровне смыслов; в) мотивация путем приобщения к ценностям воинской деятельности.

Стимулирование военнослужащих производится путем прямого побуждения с помощью элементов-стимулов социально-культурного воздействия, через формирование представления (знания) об объекте влечения и через осознание ситуативной потребности в объекте влечения. Мотивация на уровне смыслов осуществляется путем развития ин­тересов и перераста­ния их в склонности к военной службе и на основе исполь­зования побуди­тельного потен­циала индивидуальных намерений, а также путем приобщения к ценностям воинской деятельности на основе восприятия и принятия личностью военнослужащего социальных ценностей воинской службы в качестве своих индивидуальных культурных ценностей.

Процесс приобщения к ценностям воинской деятельности состоит из четырех этапов: ознакомления, соотнесения, принятия и закрепления. На этапе ознакомления осуществляется развитие культуры вос­приятия образов и культурно-цен­ностное ориентирование военнослужащих, создание в коллективах атмосферы перцептивно-эмоциональ­ной близости, оптимизация элементов культурно-ху­дожествен­ного взаимодействия людей. Цель этого этапа заключается в формировании вокруг военнослужащего активной, адекватной ценностям воинской деятельности, социально-культурной среды и ознакомление с ее культурными ценностями.

На этапе соотнесения осуществляется показ особенностей ценностной направленности художественных образов, эмоциональное привлечение к ним и убеждение с помощью содержания и эстетической формы образа. Цель этапа – формирование с помощью художественных образов когнитивной карты (совокупности понятий) личности, адекватной социальным ценностям воинской службы.

На этапе принятия производится когнитивный и эмоциональный «захват» психики военнослужащего в целях формирования устойчивых культурных предпочтений, соответствующих ценностям воинской службы. Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей происходит на этапе закрепления. При этом ценности соотносятся с явлениями реальной воинской деятельности.

Под социально-культурной идентификацией личности военнослужащего понимается социализационный процесс приобретения и усвоения участником социально-культурной деятельности норм, ценностей, ролей и качеств, адекватных требованиям воинской службы; его уподобления и отождествления с другими людьми или с художественными образами, а также приписывание им своих черт и свойств в целях создания вокруг себя комфортной культурно-психологической среды.

Эффективность социально-культурной деятельности может быть оценена по следующим критериям: продуктивно-профес­сиональному (показатели – количество проведенных мероприятий, уровень специальных знаний и профессиональное (творческое) мастерство исполнителей); нормативно-функциональ­ному (показатели – уровень отражения нормативных задач деятельности в реперту­арном (рабочем) плане коллектива, жанровое и тематическое разнообразие репертуара); критерию удовлетворенности (показатели - удовлетворен­ность членов коллектива совместной творческой деятельностью, удовлетворенность участников и удовлетворенность руководства).

Вопросы для самопроверки:

Назовите структурные компоненты психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Назовите ха­рактерные черты социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Дайте характеристику психологическим особенностям социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Что такое социально-психологические условия эффективности деятельности творческого воинского коллектива?

Каково содержание основных психологических процессов социально-культурной деятельности в ВС РФ?

Назовите критерии оценки эффективности социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Социально-культурной деятельности

Лекция № 13. Психолого-педагогические основы

Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисципли­ной, педагогикой и социально-культурной деятельностью суще­ствуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения соци­ально-культурной деятельности являются закономерности ду­ховного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. ʼʼИсходными ос­нованиями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнуто­го обществом уровня культурыʼʼ. Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смыс­ле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматри­ваются в определœенном специфическом аспекте.

Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формиро­вании гуманистического менталитета людей. Основы психоло­гического знания необходимы каждому человеку в его повсœе­дневной жизни и деятельности.

Психология как наука создает необходимую научно-инфор­мативную основу для организации различных видов СКД. Тео­рия социально-культурной деятельности включает в свою струк­туру следующие психологические знания: общие закономерно­сти развития психики; психологические характеристики дея­тельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественно­го и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспи­тания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологи­ческой коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психо­логия работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психоло­гии - педагогическая психология и возрастная психология взаи­модействуют с социально-культурной деятельностью.

Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического станов­ления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит выработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникнове­ния, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темпе­рамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности.

К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определœенного ин­дивида, так и целых социальных групп, к примеру, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Зако­номерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - всœе это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы какой-либо массовой формы социально-культурной деятель­ности.

К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особен­ности волевой сферы, ᴛ.ᴇ. устойчивые качества личности. Безус­ловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитыва­ется руководителœем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или соци­ально-культурного объединœения. Таюке выработка психологи­ческого понятия ʼʼатмосфераʼʼ (праздничная, клубная, спортив­ная) невозможна без знания общих закономерностей психоло­гии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудито­рии проявляется в особом психическом настрое ее членов, в ос­нове которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.

Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные ʼʼВоз­растной психологииʼʼ, ʼʼПедагогической психологииʼʼ и других отраслевых психологии.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения зна­ний, факторы развития личности - всœе это крайне важно для эф­фективной организации информационно-просветительной, ху­дожественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на дет­скую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Психиче­ские процессы и психические качества человека, определ яемые возрастом, крайне важно учитывать при организации различных форм СКД. Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всœего, предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных воз­растных периодах. К примеру, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рож­дения и на протяжении всœего периода взросления последова­тельно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды дея­тельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение /подростковый возраст/, учебно-профес­сиональная деятельность /ранний юношеский возраст/) . Безусловно, целœенаправленное воздействие на данный процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом воз­растном периоде с применением соответствующих методик кор­рекции и управления деятельностью и общением.

Педагогическая психология имеет своим предметом изуче­ние психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для:

а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединœениях;

б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединœении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви­ тия всœех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий;

в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог ʼʼ- /субъект воздействия/-ʼʼ участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;

г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориеитированное общение).

В атмосфере совместной деятельности, к примеру, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хо­ровых произведений, активного поиска решения заданий выдви­гаемых хормейстером перед каждым участником, группой уча­стников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способ­ствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива.

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различ­ных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:

1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере).

2. Социально-психологические явления в малых группах (вмикросфере).

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.

1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рас­сматриваются следующим образом. Это механизмы и эффектив­ность воздействия средств массовой коммуникации на различ­ные общности людей. Деятельность и общение участников ауди­тории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фес­тивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явле­ний, связанный с взаимодействием людей данной общности, -эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интере­сы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и взаимоотношений.

2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифициро­вать следующим образом:

а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединœении любого типа;

б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ве­домых в группе;

в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ори­ентации, установки и т.д.

3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные по­требности личности. Личность человека является объектом со­циальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность со­ответствует социальным ожиданиям в больших и малых груп­пах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависи­мость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также про­блемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и само­уважения, перспектив личности, которые проявляются, развива­ются и закрепляются в поведении личности как результате уча­стия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не бывают противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обу­словленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология как наука создает базу необхо-‣‣‣ димой научной информации, базу базовых научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.

В случае если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием лич­ности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют из себяоснову развития методик и технологий со­циально-культурной деятельности.

Современными учеными теория социально-культурной дея­тельности воспринимается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образова­тельной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического ис­следования социально-культурной деятельности выступают раз­личные ее стороны, к примеру:

Процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;

Взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединœения и др., объединœения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;

Отдельные компоненты целостного педагогического про­цесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире - социально-культурной деятельности;

Организационные взаимодействия, возникающие между уч­реждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;

Психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населœения (де­тей, подростков, взрослого населœения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).

Этот перечень не исчерпывает всœех возможных аспектов со­циально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указан­ных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее от­раслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста͵ сравнительная педагогика и другие.

Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного образования и вос­питания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает об­щественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формиро­вание, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются лич­ностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий. В данный круг входят следующие про­блемы - развитие социальных потребностей, самосознания, со­циальных установок, умений и навыков межличностного обще­ния. Применительно к социальной макросфере социальную пе­дагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, ценностных ориен­тации, лидерства, групповой референтности, традиций, настрое­ния. В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединœений.

Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разра­батывая программы деятельности на базе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных со­циальной педагогикой. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педаго­гики, методы и средства с целью направленного влияния на по­ведение личности в социуме.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельно­сти, которая принято называть педагогической. Она представляет со­бой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурного опыта͵ создания ус­ловий для их личностного развития и подготовку к выполнению определœенных социальных ролей в, обществе. Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности. В теории социально-культурной дея­тельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями:

‣‣‣ Педагогический процесс, формы его организации, мето­ды осуществления, педагогические технологии;

‣‣‣ Воспитание как педагогическое явление, сущность вос­питания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;

‣‣‣ Принципы и методы обучения;

‣‣‣ Управление педагогическим коллективом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность пред­ставляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социаль­но-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педа­гогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Социально-культурной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-культурной деятельности" 2017, 2018.

Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры, г. Самара[email protected]

Педагогика социальнокультурной деятельности в сфере досуга

Аннотация.В статье, на основе изучения особенностей социальнокультурной деятельности, сформулированы цель и задачи педагогической работы в учреждениях культуры, искусства и досуга. Определены основные технологические направления социальнокультурной деятельности. Представлена структура содержания социальнопедагогической работы в учрежденияхсоциальнокультурной деятельности в сфере досуга. Ключевые слова:культура, социальнокультурная деятельность, учреждения культуры, педагогика, досуг, образование, обучение, воспитание, развитие.

Социальнокультурная деятельность на практике осуществляется как профессиональная, общественная и самодеятельная активность граждан.В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», культурная деятельность определяется как «деятельность по, сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей».Социальнокультурную деятельность в сфере досуга осуществляют библиотеки, музеи, учреждения искусства, учреждения дополнительного образования, социальной защиты, клубного типа, фонды культуры, творческие союзы и другие государственные, общественные и частные организации.«Основы государственной культурной политики»ориентируют деятельность учреждений культуры на эффективную культурновоспитательную работу и достижение социально значимых результатов культурного развития личности . Профессиональная социальнокультурная деятельность предполагает практическую реализацию государственной культурной политики в сочетании с общественными и личными интересами граждан. Категория «социальнокультурная деятельность» (СКД) является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, характерных для целого ряда профессий культурологической и социальнопедагогической ориентации. Высококвалифицированный специалист в области социальнокультурной деятельности является своего рода посредником, адаптирующим интересы государства и общества к человеку, и способствующим удовлетворению интересов человека в общественной культурной деятельности. Работа специалиста социальнокультурной деятельности должна быть направлена на создание условий, способствующих включению людей в культурную деятельность в интересах прогрессивного развития.Институализированная деятельностьлюдейв сфере досуга, это деятельность за пределами общественного и бытового труда, в процессе которой человек восстанавливает физические и духовные силы, приобретает знания, навыки и развивает в себе способности на основе свободного субъективного вне утилитарно мотивированного выбора. Досуг как сфера социальнокультурной деятельности представляет собой системувключающую: учреждения культуры; субъектов создающих условия для социальнокультурной деятельности –сотрудников учреждений культуры; посетителей; содержание программ; цель и задачи деятельности;средства; формы;методы и результатдеятельности. Основная цель деятельности учреждений культуры и искусства –социальнокультурное развитие общества и личности. Важнейшим базовым компонентом социальнокультурной деятельности является социальная педагогика. «Социальная педагогика –отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях для которых оно не является ведущей функцией. Предмет социальной педагогики –исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовноценностной ориентации человека». «Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни» . Социальнопедагогические принципы (лат. рrincipium–основа, начало) составляют основу педагогики социальнокультурной деятельности. Принцип природосообразности, означает, что в социальнопедагогической деятельности следует учитывать факторы естественного природного развития человека. Принцип природосообразности был сформулирован Я.А. Коменским в книге Великая дидактика. В социальнокультурной деятельности следует придерживаться следующихправил: учёт возрастных, половых,психофизических особенностей; опора на положительное,развитие инициативы и самостоятельности людей. Принцип культуросообразностисформулирован А.Дистервергом. В отечественной педагогике его идеи развивал К.Д. Ушинский. Этот принцип предполагает учёт в воспитании общечеловеческих и национальнокультурных ценностей. Главная цель реализации этого принципа –приобщение человека к различным сферам культурной жизни и деятельности. Основные социальнопедагогическиезадачи: формирование бытовой культуры; физической культуры; сексуальной культуры; интеллектуальной культуры; политической и правовой культуры; духовной культуры. Реализация принципа культуросообразности опирается на следующие правила: системный (целостный) подход к культурному развитию и освоению культуры; творчество в процессе культурного развития. Принцип гуманизма. Гуманизм –это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие способностей. Принцип гуманизма предполагает соблюдение следующих правил: гуманное отношение к человеку; признание прав личности; помощь нуждающимся.В учреждениях культуры, искусства и досуга социальнокультурная деятельность осуществляется в различных формах. Каждое из учреждений располагает арсеналом универсальных, специфических и вариативных форм работы. Формы социальнокультурной работы это целесообразно ориентированные, структурно организованные социальнокультурные конструкции объединённые общим замыслом социальнокультурного развития, осуществляемого в процессе социальнокультурной коммуникации.Массовые формы это:массовые праздники, театрализованныепредставления, фестивали, конкурсы, церемонии, концерты, литературномузыкальные композиции, балы,зрелищноигровые программы,ассамблеи, шоупрограммы, презентации, флэшмоб, акции, карнавалы, вечера отдыхаи другие. Коллективногрупповые формы это:любительские объединения, клубы по интересам, студии, самодеятельные коллективы.Индивидуальные формыработы применяются в библиотеках, музыкальных школах, школах искусстви в учреждениях культурыи досуга,когда важен персональный поход к посетителям.Культура личности формируется в процессе жизни и влияния на человека различных факторов. Культурное развитие человека –многофакторный социально педагогический процесс.В сфере досуга социальнокультурная педагогика имеет своеобразную структуру, организационные формы и методы работы. В социокультурный педагогический процесс,во время посещения людьми учреждений культуры могут входить и практически реализоватьсяследующиезадачи:образование направленно на приобретение человеком знаний в области культуры; обучение направлено на формирование у человека навыков культурного поведения, общения и деятельности;воспитание культуры направлено на формирование у человекасоциально одобряемых,позитивных ценностных ориентиров и развитие способностей к самостоятельной культурнооценочной деятельности в сфере культуры и искусства, в форме развернутых суждений и выводов;развитие творческих способностей личности как готовности и способности личности к оригинальным решениям и практическим действиямв сфере культуры ив различных жизненных ситуациях.Изучение педагогических основ социальнокультурной деятельности позволяетопределить особенности социальнокультурной педагогикив сфере досуга. 1.Опора на интерес, развитие и возвышение культурных интересов и потребностей людей.2.Эмоциональная привлекательность процесса социальнокультурной деятельности, являющаяся условием педагогической эффективности. 3.Организация педагогического влияния среды на культурное развитие человека.4.Взаимовлияние людей друг на друга, в процессе культурного развития.5.Сознательная ориентация на социальнокультурные ценности.6.Учет особенностей социальнокультурного развития людей.7.Актуальность содержания социальнокультурных программ.8.Дискретностьсоциокультурногопедагогического влияния.9.Вариативность и многообразие средств форм и методов

педагогического воздействия в процессе социальнокультурной деятельности.

10.Обслуживающий характер социальнокультурной деятельности.Всё, что делает человек, соответствует его потребностям. У животных существует прямая связь между потребностью и способом её удовлетворения. У человека потребности удовлетворяются не столь прямолинейно, как у животных. Особенно это касается социальнокультурной деятельности. Удовлетворение витальных, социальных и духовных потребностей предполагает культурное оформление деятельности. В силу эмоционального характера социальнокультурной деятельности, для посетителей учреждений культуры доминирующее значение может иметь сам процесс времяпрепровождения, а не осознаваемая конечная цель деятельности. Цель социально культурной деятельности осмысливают и формулируют специалисты –профессиональныесотрудники учреждений культуры. Осознанная цель определяет направление деятельности для её достижения. Целостная социальнокультурная деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельныхтехнологическихнаправлений. 1.Культурнотворческая деятельность. Цель создание новых предметов, явлений и взаимоотношений в культуре и искусстве. Включает в себя все, что создается в соответствии с потребностями общества и личности: спектакли, фестивали, выставки, праздники и т.п.Эта деятельность осуществляется учреждениями искусства, культуры, художественнотворческими объединениями, где создаются новые произведения.2.Культурновоспитательная деятельностьнеобходима т.к. человек не рождается культурным, а становится в процессе воспитания. В частности, люди усваивают нормы и правила поведения, общения и взаимодействия с другими людьми, приобретают навыки социального поведения. Цель формированиеу людей представлений о культурных ценностях и способности самостоятельно вырабатывать отношения к различным явлениям культуры. В социальнокультурной деятельности культурные нормы усваиваются органично на позитивном эмоциональном фоне в соответствии с мотивацией. 3.Культурнопросветительная деятельность. Цель дать людям интересующую их информацию, знанияв области культуры и искусства. Для осуществления этой деятельности существуют библиотеки, музеи, лекции, экскурсиии т.п.4.Культурнообразовательная деятельностьв сфере досуга. Цель дать людям систематизированное, но дополняющее их основное, образованиев свободное время. Эту деятельность осуществляют с детьми, подростками и взрослыми внешкольные учреждения, а для взрослых создаются курсы и школы по обучению практическим навыкам.5.Рекреационная деятельностьв СКД. Цель создать условия, предоставить возможности,оказать услуги для восстановления духовных и физических сил людей.6.Коммуникативная деятельностьв сфере СКД. Цель состоит в том, чтобы через создание условий для удовлетворения естественных природных потребностей человека в общении с другими людьми,осуществлять социальный контроль и социальную регламентацию общения в учреждениях культуры искусства и досуга.Формирование и развитие культуры общения осуществляется как на специальных тренингах, в школах этикета, так и в процессе проведения массовых мероприятий формирующих культуру поведения и взаимодействия людей на основе ном и правил, принятых в социуме. 7.Управленческая деятельностьв социальнокультурной сфере направлена на управление учреждениями и организациями в социокультурной сфере и руководство посетителями учреждений культуры участниками социальнокультурных мероприятий. Это руководство осуществляется,преимущественно,с использованием психолого педагогических методов, не ограничивающих право граждан на свободное времяпрепровождение, а действующих через создание культурнодосуговой среды. Управление поведением людей в учреждениях культуры носит педагогически ориентированный характер и осуществляется в формах культурного обслуживания и ненавязчивых рекомендаций для посетителей.8.

Коммерческая социокультурнаядеятельность. Цель через предоставление культурных услуг получить прибыль.Коммерциализация социальнокультурнойсферы не способствует, в общем, ориентации культуры на высшие достижения и ценности, но создаёт условия для удовлетворения запросов, преимущественно рекреационноразвлекательногосвойства,на рынке культурных услуг.

Социальнокультурная деятельность направлена на формирование и развитие культуры человека и общества. Культура общества многообразна по содержанию. Общество предлагает людям варианты. Человек вправе самостоятельно определять направления культурного развития.

На основе содержаниясоциальнокультурная деятельностьструктурируется иосуществляетсяпо следующим основным направлениям.

Нравственное развитие личности,направленное на усвоение моральнонравственных норм принятых в обществе и выработку собственных моральнонравственных норм, в соответствии с моральнонравственными ценностями общества.

Формирование правовой культуры общества и личности.Оно включает в себя правовое просвещение и образование, формирование отношения людей к законам, поведениеи действия в соответствии с существующими законами.

Формирование политической культурыобщества и личности.Термин политическая культура был введён в научный обиход немецким философом –просветителем И. Гердером в 18 веке. Политическая культура личности характеризуется знаниями, ценностными представлениями и деятельностью человека как участника политических процессов.

Естественнонаучное направление СКД. Оно включает в себя информирование людей по вопросам естественнонаучной направленности,преимущественно прикладного характера,и направлено на удовлетворение потребностей в знаниях,необходимых для применения в повседневной жизнив хозяйственнобытовой деятельности.

Гуманитарнонаучное направление СКД. Способствует духовному развитию, гуманизации, социализации и адаптации человека.Осуществляется через освоение гуманитарных знанийи гуманистических идей, составляет основу культурного развития.

Художественное развитие общества и личности.Искусство характеризуются свободой творчества и многообразием форм художественного самовыражения. В искусстве «нет запретов». Искусство способствует освобождению, раскрепощению человека, потому, что в процессе творчества не только возможно, но и принципиально важно, чтобы художник создавал новое в культуре, делал художественные открытия. А значит, художник предлагает нестандартный взгляд на стандартные явления и разрушает стереотипы. Художникисозданное им произведении будоражит душу зрителей. Но, для того, чтобы воспринимать искусство «надо быть художественно образованным человеком». Это достигается в процессе художественного развития и саморазвития личности. В процессе восприятия художественного произведения идеально осуществляется процесс сотворчества, что комплексно влияет на культурное развитие. Эстетическое развитие общества и личности.Эстетическая культура проявляетсяповсюду: в материальных предметах, социальных отношениях, науке, быту, досуге.Эстетическая культура личности проявляется в труде общении, деятельности, речи, внешнем облике и манерах. В эстетической культуре выражается духовное развитие общества и личности. Эстетическая культура гармонизирует, успокаивает человека, приводитего духовный мир в равновесие. Эстетические оценки людей субъективны и могут не совпадать, но эти противоречия становятся факторами эстетического развития эстетической культуры общества.Экологическое и валеологическое развитие общества и личностиЭкологическая культура влияет на окружающую среду, способствует развитию человека как вида. Экология –знания о жилище. Экологическая культура проявляется как в жилище человека, так и в природной среде. Экологическая культура необходима для выживания человека и человечества. В экологическую деятельность входят просветительные, природоохранные, природовосстановительные мероприятия.Валеология -наука о здоровье и здоровом образе жизни человека. Основными признаками валеологической культуры личности являются: отсутствие здоровье разрушающих привычек; здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая деятельность самого человека.Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений современной социальнокультурной деятельности. Социальнокультурное развитие человека. Культура передаётся из поколения в поколение через социализацию. Социализация заключается в усвоении индивидом системы знаний, норм ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в обществе. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков,необходимых для их успешной реализации. Социальнокультурное развитие является основой многогранного процесса усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.

Социальнокультурная деятельность в различных учреждениях культуры искусства и досуга носит специализированный характер и осуществляется в соответствиис основным профилем работы,на основе которого формируется концептуальное, доминирующее направление.

[Дата обращения 03.03.2016].2.Основы государственной культурной политики. Утверждены указом президента Российской федерации.. –URL: http://static.kremlin.ru

[Дата обращения 05.03.2016].

3. Педагогическийэнциклопедический словарь /

гл.ред. Б.М. БимБад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.–528 с.4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. –М.:Институт практической психологии,1997.–365 с.5. Социальнаяпедагогика/

Подобщейред.М.А.Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.–416 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Научные основы форм, методов и средств социально-культурной деятельности, а также общие тенденции изменения данных компонентов на современном этапе развития общества. Анализ современного технологического процесса учреждений культуры Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности. Стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни. Особенности и содержание социально–культурной деятельности в Санкт–Петербургском государственном музее "Особняк Кшесинской".

    реферат , добавлен 28.01.2013

    Музей как очаг социально-культурной деятельности, разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ как ее цель. Музей "Аврора" как феномен в повседневной социально-культурной жизни общества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях, основные подходы к оценке их функционирования. История создания и направления работы Дворца культуры, диагностика предпочтений его аудитории и пути оптимизации досуга населения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ", наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.



Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные