Программ практик 38.02 6 финансы. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

38.02.06 ФИНАНСЫ ( СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ )

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;

осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;

участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность.

КОМПЕТЕНЦИИ:

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

    организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

    принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

    осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

    ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

финансист (углубленной подготовки):

    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;.

    решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

    осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

    самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

    быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

3.участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций:

4.осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность:

финансист (углубленной подготовки):

1.финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

1.1.рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.2.обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.3.осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.4.составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

2.ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

2.1.определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.2.обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.3.участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях;

3.участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:

3.1.участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации;

3.2.составлять финансовые планы организации;

3.3.участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;

3.4.обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;

4.осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:

4.1.осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля;

4.2.осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений;

5.участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления:

5.1.участвовать в разработке плана и программы проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий и осуществлять контроль за реализацией материалов проведенных ревизий и проверок;

5.2.осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль по операциям, связанным с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.3.участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

    Операционист в банке - это рабочий банка, выполняет несложные операции, в основном одного типа, например, принимает платежи или осуществляет какие либо операции по переброске денег. Особой квалификации данная работа не требует, нужна только внимательность и аккуратность.

    Финансист – эт о специалист по ведению финансовых операций, по финансовым наукам.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ФИЛИАЛЫ КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ :

    Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

    Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» с. Маленькое

Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 38.02.06 «Финансы», реализуемая государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Архангельской области «Архангельский финансово-промышленный колледж» (далее - Колледж) - это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности.

ППССЗ включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, календарный учебный график и фонды оценочных средств.

Нормативную правовую основу разработки ППССЗ составляют:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464;

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года № 968;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 38.02.06 «Финансы», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 836;

Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказо Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н,

Устав ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»;

Положение «О текущем контроле и оценивании уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся» от 29.10.2015 № 3;

Положение «О промежуточной аттестации обучающихся» от 29.10.2015 № 2;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО».

2. С роки освоения программы и присваиваемая квалификация

Нормативный срок освоения ППССЗ базовой подготовки по специальности при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет 1 год 10 месяцев.

Срок освоения ППССЗ базовой подготовки при заочной форме обучения на базе среднего общего образования составляет 2 года 10 месяцев.

Присваиваемая квалификация - финансист.

3. Области и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:

Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;

Имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

Финансово-хозяйственная информация;

Финансовая отчетность.

4. Виды профессиональной деятельности и компетенции

Код ВПД, ПК

ВПД, ПК

Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений

Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях

Участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций.

Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации

Составлять финансовые планы организации

Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации

Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления

Осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность

Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Принимать к учёту первичные учётные документы

Осуществлять денежное измерение объектов бухгалтерского учета и их текущую группировку

Осуществлять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

Код ОК

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

5. Характеристика документов, определяющих организацию и содержание образовательного процесса

Организация и содержание образовательного процесса при реализации данной ППССЗ регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин (модулей), практик; фондами оценочных средств, обеспечивающими контроль качества подготовки.

Учебный план разработан колледжем на основании рекомендаций министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО».

Календарный учебный график представляет собой сводную информацию о теоретическом обучении и практике, распределении экзаменов по всем основным профессиональным образовательным программам, реализуемым колледжем в текущем учебном году. График составляется на каждый учебный год.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей, практик) разработаны преподавателями (руководителями практики) на основании рекомендаций ФИРО, рассмотрены на заседаниях цикловых методических комиссий, утверждены заместителем директора по УПиМР. В процессе реализации программы возможно внесение изменений в программы при рекомендации методической комиссии.

Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ по специальности. ФОС для текущего контроля и для промежуточной аттестации по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям разрабатываются преподавателями самостоятельно. Требования к оформлению, структуре и содержанию ФОС не установлены.

Программа государственной итоговой аттестации, включающая фонды оценочных средств (требования к выпускным квалификационным работам, критерии оценки) рассматривается на последнем курсе обучения на заседании педагогического совета Колледжа с участием председателя государственной экзаменационной комиссии и утверждается директором.

6. Организация и проведение практики

Производственная практика по ППССЗ проводится в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291.

Производственная практика включает в себя два этапа:

Практика по профилю специальности,

Преддипломная практика.

На каждый этап производственной практики разрабатывается программа, предусматривающая получение обучающимся практического опыта по каждому виду профессиональной деятельности (профессиональному модулю).

Отчетной документацией по выполнению программы производственной практики являются:

Производственная практика (по профилю специальности) - аттестационный лист, производственная характеристика, дневник, отчет о практике;

Производственная практика (преддипломная) - аттестационный лист, производственная характеристика, дневник.

7. Контроль и оценка достижений обучающихся

Оценка результатов освоения ППССЗ предусматривает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка компетенций обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса, практики) осуществляется преподавателем в форме текущего и итогового контроля.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, виду практики доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для промежуточной аттестации, проводимой в форме экзаменов, составляется график.

Формы и методы текущего контроля знаний, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик.

Итоговая положительная оценка по результатам прохождения производственной практики выставляется руководителем практики при положительных результатах текущего контроля за выполнением программы практики и при предоставлении обучающимся всей отчетной документации по каждому виду и структурному элементу практики с учетом ее результатов.

Обучение по профессиональным модулям завершается экзаменом (квалификационным), который проводит специально создаваемая комиссия. Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности колледжем в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели.

Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ, и программой, согласованной председателем государственной экзаменационной комиссии и утвержденной директором колледжа.

Квалификация выпускника по специальности 38.02.06 Финансы - финансист.

Нормативный срок освоения основной профессиональной программы СПО базовой подготовки при очной форме получения образования:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего (полного) общего образования - 1 года 10 месяцев.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников:
организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;
имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
финансово-хозяйственная информация;
финансовая отчетность.

Финансист готовится к следующим видам деятельности:

Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность.

Финансист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологи;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Финансист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1.1 Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.2 Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.3 Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

2. Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

2.1 Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.2 Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.3 Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях.

3. Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:
3.1 Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации.
3.2 Составлять финансовые планы организации.
3.3 Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово - хозяйственной деятельности организации.
3.4 Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

4. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:
4.1 Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.
4.2 Осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений.

Во-первых, это серьезная специальность, т.к. финансы - основа экономики любого государства.
В настоящее время профессия «финансист» является одной из ключевых профессий на предприятиях любой формы собственности. Во всех сферах народного хозяйства осуществляется деятельность специалиста в области финансов.

Во-вторых, финансист - это управленец, от которого зависит планирование возможностей увеличения прибыли предприятия, специалист, от которого зависит прогнозирование результатов хозяйственной деятельности. Финансист должен быть в курсе дел не только внутри предприятия, но и страны в целом.

В-третьих, финансист должен уметь моделировать ситуации, проводить анализ различных событий, делать аналитические выводы.
Молодые специалисты, только что окончившие обучение по специальности «Финансы», идут работать бухгалтерами, помощниками экономистов, сотрудниками плановых отделов на предприятия.

Таким образом молодые специалисты за это время зарабатывают бесценный опыт. А работая уже в финансовом отделе, Вы сможете решать многие задачи - ценообразование, бюджетирование, маркетинг, управление активами, налоговое планирование, бухгалтерская отчетность, страхование, управление недвижимостью. Финансовый отдел тесно сотрудничает с такими отделами, как бухгалтерия, отдел планирования, маркетинговый отдел, и такими организациями, как инвестиционные компании, банки.

Кто знает, может быть через несколько лет, приобретя бесценный профессиональный опыт, Вы станете финансовым директором и будете решать не только финансовые вопросы, но и выполнять административные обязанности

Будущая сфера деятельности, профессия:
финансовый директор;
финансовый аналитик;
специалист налоговой службы;
казначей;
бухгалтер;
аудитор;
руководитель службы контроллинга.

Финансисты могут применять свои умения и знания на производстве, в бизнесе, в финансовой сфере, в науке, в банке, в консалтинговой компании.

Личные качества, которыми должен обладать финансист:
аналитический склад ума,
математические способности,
способность мыслить логически,
усидчивость,
склонность выполнять скрупулезную работу, требующую концентрации внимания,
хорошая память,
терпение,
умение воспринимать и анализировать большой объем информации,
организаторские способности.

ОДОБРЕНА

Цикловой

комиссией естественно-

экономического цикла

Протокол № 1

от « » августа 2016 г.

Руководитель цикловой

комиссии

_____________/ Ковтунова О.Д./

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного

стандарта по специальности среднего

профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 832

Заместитель директора по учебной работе

_____________/ Рыженкова Т.П./

стр.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З3 - законы денежного обращения;

З6 - виды денежных реформ;

З15 - х арактеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые

документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.4. Использование часов вариативной части (ППССЗ)

№ п.п.

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу

ВПК 2.5. Проводить финансовый анализ и рассчитывать финансовые показатели деятельности организации, используя периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

Раздел 2.

Рынок капитала

Освоение данной профессиональной компетенции позволяет повысить конкурентоспособность выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда, для эффективной организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях региональной экономики.

Максимальной учебной нагрузки студента 85 часов/зачётных единиц, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __ 60 __ часов;

самостоятельной работы обучающегося __ 25 _ часов;

практические занятия обучающегося __ 24 __ часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы, денежное обращение и кредит»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды работы

Вид учебной работы

Объём часов/зачетных единиц

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа студента (всего)

В том числе:

С .р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч.

С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой системы (20 терминов) 3 ч.

С.р.№5 Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч.

С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч.

С.р.№8 Подготовить реферат по теме «Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений» 4 ч.

Итого 5-й семестр

3 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч .

3 ч.

3 ч.

3 ч.

4 ч.

25 ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (5-й семестр)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1. Финансы и финансовая система

Тема 1.1. Деньги и

денежное хозяйство

страны

  1. Сущность и функции денег, денежное обращение и денежная система

Деньги: их необходимость и происхождение. Виды денег. Роль денег в современной рыночной

экономике. Функции денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное

обращение, их единство и взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и

скорость обращения денег. Денежная система и ее элементы.

  1. Инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Виды и типы инфляции. Формы и методы антиинфляционной политики.

Практическое занятие №1 «Расчет и анализ показателей связанных с денежным обращением»

Самостоятельная работа:

С.р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч.

С.р.№2 Подготовка доклада на тему «Роль денег в современной рыночной экономике» 3ч.

С.р.№3 Составление презентации на тему «Функции денег, их характеристика» 3 ч.

Тема 1.2. Финансы,

финансовая

политика и

финансовая система

  1. Социально-экономическая сущность и функции финансов, финансовая политика и финансовая

система

Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции

финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в расширенном

воспроизводстве. Финансовая политика, ее задачи и содержание. Основные направления

финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и

роль в реализации финансовой политики. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.

Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый

контроль.

Практическое занятие №2 «Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения»

Самостоятельная работа:

Тема 1.3.

Государственные

финансы:

государственный

бюджет,

внебюджетные

фонды,

государственный

кредит

  1. Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы

Основные звенья (составляющие) государственных финансов: государственный бюджет,

внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственный бюджет как средство

реализации финансовых функций государства.

Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Федеральный бюджет, его функции. Состав и

структура доходов федерального бюджета. Сущность налогов, их роль в формировании доходов

отдельных звеньев бюджетной системы

Практическое занятие №3 «Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования бюджета»

Самостоятельная работа:

С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой

системы (20 терминов) 3 ч.

С.р.№5 – Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч.

Тема 1.4. Финансы

организаций

различных форм собственности

  1. Особенности формирования финансовых ресурсов в организациях.

Влияние различных форм собственности на организацию финансов. Основные принципы и

факторы, влияющие на организацию финансов. Особенности формирования финансовых

ресурсов организаций различных форм собственности: финансы организаций,

функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций,

осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и др.

Практическое занятие №4 «Расчет основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации»

№5 «Расчет прибыли в коммерческой организации»

Самостоятельная работа:

С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч.

Тема 1.5.

Система

страхования

  1. Страхование, страховой рынок и его структура.

Социально экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы

организации страхового фонда. Виды страхования: социальное страхование, имущественное

страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.

Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчеты в страховом деле.

Практическое занятие №6 «Расчет показателей определяющих степень финансовых рисков, суммы страхового возмещения и страхового платежа, ущерба страхователя»

№7 «Расчет размера страхового возмещения »

№ 8 «Расчет размера страховой премии по системе личного страхования»

№ 9 «Расчет размера страховой премии по системе имущественного страхования»

Самостоятельная работа:

С.р.№7 Подготовка доклада по теме «Характеристика современного рынка страховых услуг в РФ» 3ч.

Раздел 2.

Рынок капитала

Тема 2.1.

Ссудный капитал и

кредит

  1. Кредит и его функции, новые виды кредитов

Формирование рынка капиталов в РФ. Кредит: необходимость, сущность, функции Кредит как

форма движения ссудного капитала. Функции кредита. Основные формы кредита. Формы

ссудных счетов и методы кредитования. Роль и границы кредита. Кредитное обеспечение и его

виды (залог, поручительство, гарантия). Оценка платежеспособности заемщика. Лизинг,

кредитные карточки, ипотека. Ссудный процент: сущность, функции, формы. Кредитная

система. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела в России.

Практическое занятие №10 «Оформление документов по кредитованию. Расчет платежеспособности заемщика и максимальной суммы кредита»

Самостоятельная работа:

С.р.№8 Подготовить реферат по теме « Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений » 4 ч.

Тема 2.2. Содержание учебного материала

Банковская система

РФ

  1. Банки как центры управления финансово-кредитными процессами в условиях рынка

Понятие и сущность банковской системы и ее структура. Этапы формирования банковской

системы. Роль и место банковской системы в экономике, ее функции и элементы. Нормативно-правовая

база функционирования банков и осуществления банковской деятельности.

Федеральные законы «О центральном банке Российской федерации (Банке России), «О банках и

банковской деятельности»

  1. Особенности деятельности ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации, его роль, задачи и функции. Правовое

регулирование деятельности Центрального Банка. Принципы деятельности центрального

банка. Операции центрального банка. Денежно-кредитная политика ЦБ. Инструменты

денежно-кредитной политики.

  1. Организация деятельности коммерческих банков

Характеристика банка как центра финансовой системы. Организационно-правовые формы

деятельности. Порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности. Основные задачи

и функции коммерческих банков. Понятие банковских операций, сделок и услуг. Активные и

пассивные операции банка. Договорной характер взаимоотношений банков и клиентов.

Обеспечение защиты прав и интересов клиентов.

Практическое занятие № 11«Расчет суммы процентов по вкладам»

№12 «Расчет суммы процентов по кредиту»

Самостоятельная работа

Тема 2.3.

Валютная система

РФ

Валюта и валютные отношения

Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с

функционированием валюты. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его

регулирования. Валютные ценности. Конвертируемость валюты. Валютные операции.

Валютный рынок. Валютное регулирование и валютный контроль.

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Всего:

В том числе: лекции 36 ч; практ. занятия 24 ч., самост. работа 25 ч.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Финансы, денежное обращение и кредит»;
  • нормативные документы;
  • учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы;
  • учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой;
  • комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового уровня образовательного стандарта;
  • стендовый материал, который носит обучающий характер: рекомендаций по выполнению домашних работ; рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен);
  • правила техники безопасности работы и поведения в кабинете.

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Комплект инструментов для работы у доски.

Технические средства

  • Проектор;
  • Ноутбук с возможностью подключения к Internet;
  • Слайды по тематике курса.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Нормативные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации;

Основные источники:

1. Галаганов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Галаганов В.А. -«Форум: Инфра-М», 2014

2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Климович В.П. - «Форум: Инфра-М», 2014

3. Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы [Текст]/ Матюшенкова Н.Г. - «Академия», 2012

4. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит [Текст]/ Перекрестова Л.В. - «Академия», 2012

5. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: практикум [Текст]/ Рудская Е.Н. - «Феникс», 2008- учебное пособие

6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Янин О.Е. - «Академия», 2011

7. Галяпина Л.В., Трускова Т.М. Финансы и кредит [Текст]/ Галяпина Л.В. - «Дашков и Ко», 2011

8. Лаврушина О.И. Финансы и кредит [Текст]/ Лаврушина О.И. - «КноРус», 2011

Дополнительные источники:

1 .Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [Текст]/ Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 2.Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ИТК «Дашков и К», 2010

3.Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

5.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

6.Финансы организаций (предприятий). Под ред. Н.В. Колчиной [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Периодические издания:

1. Банковские услуги / журнал

2. Вопросы экономики / журнал

3. Деньги и кредит / журнал

4. Российская экономика: прогнозы и тенденции / журнал

5. Финансовая газета.

6. Финансы / журнал

7. Финансы и кредит / журнал

8. Финансы, деньги, инвестиции / журнал

9. Российский экономический журнал

Интернет-ресурсы:

1. www.cbr.ru;

2. www. minfin.ru

3. www.denezhka.su

4. www. cfin.ru

5. www. e-rss.ru

6. www. ekportal.ru

7. www. consultant.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных расчетов показателей.

Результат обучения (освоения умения, усвоения знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоения умения:

У1- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

У 2 - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

У3 - проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

ВУ5 - использовать периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

Усвоения знания:

З1- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

З2 - принципы финансовой политики и финансового контроля;

З3 - законы денежного обращения;

З4 - сущность, виды и функции денег;

З5 - основные типы и элементы денежных систем;

З6 - виды денежных реформ;

З7 - структуру кредитной и банковской системы;

З8 - функции банков и классификацию банковских операций;

З9 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

З10 - структуру финансовой системы;

З11 - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

З12 - виды и классификации ценных бумаг;

З13 - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

З14 - характер деятельности и функции профессиональных участников рынков ценных бумаг;

З15 - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

З16 - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

ВЗ17 - периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

ОК 2-6

ПК 1.3; 2.4; 4,4

ВПК 2.5

Защита практической работы

Взаимоконтроль

Устный опрос

Защита практической работы

Защита практической работы

Взаимоконтроль

Устный опрос

Взаимоконтроль

Самопроверка

Анализ и оценка результатов выполнения самостоятельной работы

Защита практической работы

Устный опрос

Промежуточный контроль – в форме зачёта


Вы хотите обучаться на специальности «Финансы», но не знаете, чем занимается финансист?

Попробуем помочь Вам.

Во-первых, это серьезная специальность, т.к. финансы – основа экономики любого государства.
В настоящее время профессия «финансист» является одной из ключевых профессий на предприятиях любой формы собственности. Во всех сферах народного хозяйства осуществляется деятельность специалиста в области финансов.

Во-вторых, финансист – это управленец, от которого зависит планирование возможностей увеличения прибыли предприятия, специалист, от которого зависит прогнозирование результатов хозяйственной деятельности. Финансист должен быть в курсе дел не только внутри предприятия, но и страны в целом.

В-третьих, финансист должен уметь моделировать ситуации, проводить анализ различных событий, делать аналитические выводы.
Молодые специалисты, только что окончившие обучение по специальности «Финансы», идут работать бухгалтерами, помощниками экономистов, сотрудниками плановых отделов на предприятия.

Таким образом молодые специалисты за это время зарабатывают бесценный опыт. А работая уже в финансовом отделе, Вы сможете решать многие задачи – ценообразование, бюджетирование, маркетинг, управление активами, налоговое планирование, бухгалтерская отчетность, страхование, управление недвижимостью. Финансовый отдел тесно сотрудничает с такими отделами, как бухгалтерия, отдел планирования, маркетинговый отдел, и такими организациями, как инвестиционные компании, банки.

Кто знает, может быть через несколько лет, приобретя бесценный профессиональный опыт, Вы станете финансовым директором и будете решать не только финансовые вопросы, но и выполнять административные обязанности

Будущая сфера деятельности, профессия:
финансовый директор;
финансовый аналитик;
специалист налоговой службы;
казначей;
бухгалтер;
аудитор;
руководитель службы контроллинга.

Финансисты могут применять свои умения и знания на производстве, в бизнесе, в финансовой сфере, в науке, в банке, в консалтинговой компании.

Личные качества, которыми должен обладать финансист:

аналитический склад ума,
математические способности,
способность мыслить логически,
усидчивость,
склонность выполнять скрупулезную работу, требующую концентрации внимания,
хорошая память,
терпение,
умение воспринимать и анализировать большой объем информации,
организаторские способности.

Квалификация выпускника по специальности 080109 Финансы - финансист.

Нормативный срок освоения основной профессиональной программы СПО базовой подготовки при очной форме получения образования:
на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев;
на базе среднего (полного) общего образования – 1 года 10 месяцев.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников:
организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;
имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
финансово-хозяйственная информация;
финансовая отчетность.

Финансист готовится к следующим видам деятельности:

Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность.

Финансист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологи;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Финансист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1.1 Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.2 Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.3 Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

2. Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

2.1 Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.2 Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.3 Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях.

3. Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:
3.1 Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации.
3.2 Составлять финансовые планы организации.
3.3 Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово – хозяйственной деятельности организации.
3.4 Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

4. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:
4.1 Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.
4.2 Осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные