Вопрос: Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? Западная Европа: новый этап развития — Гипермаркет знаний Почему светская власть поддержали реформацию.

Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынуж­денных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ос­лабило влияние римско-католической церкви на светских госуда­рей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церк­ви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские еписко­пы избрали своего папу, а итальянские - своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандида­та. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католи­ческой церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возник­ло движение за создание национальной церкви с более демокра­тичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ос­нователь этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), на церковном соборе в Констанце был обви­нен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Че­хии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360-1430), подня­лись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смерт­ных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и про­вели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420-1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых по­ходов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако кресто­носцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов нано­сили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с осо­бым порядком службы.



Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скепти­ческих настроений в отношении римско-католической церкви. На­иболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена авгус­тинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483-1546). Он выступил против продажи индульген­ций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источни­ком доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покая­ние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Свя­щенное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления собо­ров, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение ико­нам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Им­перский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требо­вали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524-1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабапти­стов. Они отрицали не только официальную, католическую, цер­ковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий мо­жет получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его ду­ховных лидеров Т. Мюнцер (1490-1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и зам­ков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, ре­форма церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования вос­ставших. Войска германских князей разгромили плохо организован­ные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступи­ли с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестант­ских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским власти­телям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был за­ключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюда­лось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, вы­ходец из Франции Жан Кальвин (1509-1564) создал учение, кото­рое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринима­тельстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал по­вседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к это­му стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509-1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добил­ся в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Ан­глии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее про­возглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужи­телей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, от­менялся культ святых и нормы, требующие от духовенства со­блюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформа­ции. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, осно­ванный Игнатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на прин­ципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые дей­ствия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, про­тестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, спо­собные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероиспо­ведания, ужесточил требования к соблюдению католическими свя­щенниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астроно­ма Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не явля­ется центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался от­речься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой си­ле, еретических взглядах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному про­изводству.

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преиму­щества перед цеховыми объединениями Средневековья?

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?

Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынуж­денных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ос­лабило влияние римско-католической церкви на светских госуда­рей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церк­ви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские еписко­пы избрали своего папу, а итальянские - своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандида­та. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католи­ческой церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возник­ло движение за создание национальной церкви с более демокра­тичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ос­нователь этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), на церковном соборе в Констанце был обви­нен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Че­хии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360-1430), подня­лись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смерт­ных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и про­вели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420-1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых по­ходов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако кресто­носцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов нано­сили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с осо­бым порядком службы.

Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скепти­ческих настроений в отношении римско-католической церкви. На­иболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена авгус­тинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483-1546). Он выступил против продажи индульген­ций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источни­ком доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покая­ние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Свя­щенное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления собо­ров, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение ико­нам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Им­перский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требо­вали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524-1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабапти­стов. Они отрицали не только официальную, католическую, цер­ковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий мо­жет получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его ду­ховных лидеров Т. Мюнцер (1490-1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и зам­ков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, ре­форма церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования вос­ставших. Войска германских князей разгромили плохо организован­ные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступи­ли с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестант­ских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским власти­телям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был за­ключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюда­лось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, вы­ходец из Франции Жан Кальвин (1509-1564) создал учение, кото­рое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринима­тельстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал по­вседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к это­му стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509-1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добил­ся в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Ан­глии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее про­возглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужи­телей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, от­менялся культ святых и нормы, требующие от духовенства со­блюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформа­ции. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, осно­ванный Игнатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на прин­ципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые дей­ствия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, про­тестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, спо­собные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероиспо­ведания, ужесточил требования к соблюдению католическими свя­щенниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астроно­ма Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не явля­ется центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался от­речься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой си­ле, еретических взглядах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному про­изводству.

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преиму­щества перед цеховыми объединениями Средневековья?

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов :

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину - налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября - родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497- 1498 - учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 - 1505 - учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 - 1506 - послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 - принял монашеский обета
  • 1507 - рукоположен в священнический сан
  • 1508 - перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября - Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 - избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1617, 31 октября - отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня - булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря - на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января - булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май - 1522, март - Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта - возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня - женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря - первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня - родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря - родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21-28 мая - в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля - протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля - Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства - спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии - высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    Европа погрузилась в череду религиозных войн ( , )
    Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Ответы:

Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств. Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания. Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов. Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.

На вопрос Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран под заданный автором Опрос лучший ответ это Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе. .
Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.
Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.
В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО) , поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.
В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы.
Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т. е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.
Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.
В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.
В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.
Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные