Относительно небольшие численности замкнутые религиозные общины. Религия как одна из форм культуры

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделœе­ние всœего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, к примеру, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на данный вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повсœеднев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, к примеру, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определœенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определœенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.


Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

§ 33. Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделе­ние всего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, например, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­ озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­ денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­ нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­ во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.

Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-

ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу­ дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных

лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.


Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры. Религиозная вера складывается: 1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения; 2) знания религиозных догматов; 3) признания и следования религиозным нормам нравственности; 4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Отличительные признаки религии верования ритуалы этос (нравствен- взгляд на система ная позиция) мир символов Основные подходы к изучению религии конфессиональный (религиозный, атеистический) феноменологический (изучение религии как явления)


Структура религии: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов); религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).


Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями. Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.


Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Функции религии 1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, миро чувствование, мироотношение). 2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога. 3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).


4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций). 5. Интегрирующая (направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания). 6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению). 7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).


Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1)вера в духов; 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.




Признаки мировых религий: 1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд, ислам - около 1 млрд, буддизм - около 350 млн); 2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств; 3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства; 4) пропагандистская активность.




Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяна («широкая колесница»). Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).


Лхаса. Дворец Потала (гора Будды) Долгое время дворец был резиденцией далай-лам. В комплекс входит более 1000 помещений, укрыты святынь и статуй.


Статуя Будды Сакьямуни. Джконг в Лхасе. Статуя изображает Будду в 16-летнем возрасте. Статуя размером с человека. Отлита из 5 металлов (золото, серебро, цинк, железо и медь), украшена алмазами, рубинами, лазуритом, изумрудом. Символ поклонения у буддистов.




Христианство появляется в III вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире. Основные положения вероучения: изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы); божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения и существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»; богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога); страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих; воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников; вера в существование рая для праведников и ада -для грешников; вера во второе пришествие" Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле; культ страданий как повторение Страстей Господних; заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение. Основными ветвями христианства являются: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.




В центре зала стоит часовня (Кувуклия), имеющая два предела: предел Ангела и Живоносный Гроб Господень – пещера(длина – 2 м, ширина-1,5 м). В ней находится вделанное в стену мраморное надгробие. Уже долгие века в Великую субботу на Гробе Господнем возникает чудесное явление Благодатного огня.








Храм Христа Спасителя (г.г)










Нотр – Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) Был заложен в 1163 году Людовиком VII. Строился более 100 лет. Вмещает до человек.




Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в. Основателем является Мухаммед, лицо историческое. Основные положения религии: нет Бога, кроме Аллаха, единобожие; человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха; пророческая миссия Мухаммеда; молитва (намаз) пять раз в день; обязательный пост; хадж - паломничество в Мекку; обязательная милостыня бедным; джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия; вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада; установление не только моральных, но и правовых норм. (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне). - Что объединяет все эти мировые религии? - Какие отличия между ними вы увидели?




Мечеть «Купол Скалы» в Иерусалиме На этом месте Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Позже царем Соломоном был построен Храм, в котором хранился Ковчег Завета. «Куполом Скалы» отмечено то место, откуда Мухаммед вознесся на небо. В храме хранится отпечаток ноги Пророка и три волоска из его бороды.


Основные аспекты принципа свободы совести: 1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций. 2. Светский характер государственного образования предполагает: равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования; запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях; воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия. 3. Возможность свободно отправлять свой культ.


Итог уроков - В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам? - Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?

Ответ оставил Гуру

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.
Первая из них - убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные