Рабочая программа краеведение. Рабочая программа по краеведению (в рамках изучения основных наук исторического краеведения)
Рабочая программа разработана на основе:
Историко-культурный стандарт. .
Историческое краеведение. Учебник под ред. Качкиной Т.Б. Ульяновск, 2015 г.
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Общая цель и отдельные лица
Выпускник специальности Дизайн публикаций. Создавать и распространять соответствующие исследования с точки зрения регионального анализа. Применять теоретические и методологические основы в развитии научных исследований в выбранной области. Разработать прикладные исследования, предлагающие решения проблем на региональном уровне. Способность распространять устно и в письменной форме знания, полученные в результате исследований. Способность профессионально развиваться в высших учебных заведениях и исследовательских институтах, учреждениях государственного сектора, а также в частной инициативе по решению региональных исследований. Развивайте исследования, соответствующие потребностям регионального масштаба. . Для обучения исследователей в области региональных исследований, которые использовали теоретический контент и методологические инструменты, применяемые в многодисциплинарном исследовательском проекте, по вопросам территориального, социокультурного, политического, экономического, экологического и экологического управления ресурсами, чтобы объяснить и понять диахронически социальных явлений, с точки зрения регионального анализа, чтобы предлагать объяснения и решения текущих ситуаций.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Количество учащихся на поколение когорт
Предоставить методологические основы для регионального анализа с помощью инструментов и методов, таких как картография, использование исторических источников, полевая работа, статистика и территориальное исследование; с целью применения студентом их в своих исследованиях. Предоставить теоретические и концептуальные элементы для анализа социальных проблем в региональных областях и с долгосрочной точки зрения, чтобы поощрять междисциплинарные размышления. Луис Аная Торговец Доктор Карлос Баррето Замудио Доктор Орасио Креспо Д-р Хайме Гарсия Мендоса Мтро. Эльза Гусман Гомес Доктор Нохора Беатрис Гусман Рамирес Доктор Норма Ангелика Хуарес Саломо Доктор Рафаэль Монрой Ортис Мтро. Гильермо Антонио Наджера Наджера Доктор Хайде Кироз Малька Д-р Макрина Рабадан Фигероа Мтро. Хасинто Марискотти Родригес Сантана Д-р Адриана Салдана Рамирес Доктор Фернандо Урбина Торрес. Эта линия посвящена историческому исследованию социально-политической эволюции, связанной с географической средой регионов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.
Отсюда предложение о многодисциплинарной работе, которая поощряет обогащающий обмен, в основном среди историков, социологов и ученых ландшафта, территории и урбанизма, для объяснения и диахронического понимания региональных явлений, которые позволяют представлять решения для проблемы настоящего. Исследовательская линия пересекает следующие дисциплины: историю, урбанизм, социологию, географию и экономику, рассматривая тематические области, такие как: ландшафт, территория, наследие и общество, все с исторической точки зрения.
Дисциплины, в которых исследователи являются частью этой линии, которые внесли вклад в различные явления региональной истории на юге Мексики, территориальную интеграцию пространств, обучение и преобразование производственных единиц, интеграцию социальных групп, политических и социальных движений, городского планирования и преобразования ландшафта, а также спасения и сохранения культурного наследия.
Программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Ульяновской области, концепции школьного исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного исторического образования, а так же с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Эта линия ориентирована на антропологический и экологический анализ региональных явлений. Этот вид исследований в течение многих десятилетий присутствовал в социальных науках, но они работали одномерным образом, что порождало неполные объяснения процессов изменения. Именно из этого параметра считается, что региональные исследования должны проводиться с помощью междисциплинарного подхода, с анализом, который объясняет с антропологической и экологической точки зрения сложность социальных процессов и использование природных ресурсов.
Региональный курс «Историческое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной истории. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Курс «Историческое краеведение» способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Группа исследователей, которые интегрируют эту линию, имеет большой опыт в таких исследованиях, в частности в социальных процессах и воздействии на окружающую среду, производственных процессах и социальных стратегиях, технологической адаптации к использованию природных ресурсов, строительстве территорий и символизма, рыночных цепочек и миграции.
Связь с другими секторами общества
Биологическая консервация.
- Региональные процессы и социокультурные преобразования.
- Управление туристским и культурным наследием.
- Традиционные производственные единицы.
- Культура и управление ресурсами для развития.
- Культурных групп, пространств и региональных процессов в условиях глобализации.
Курс «Историческое краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об историко-культурном пространстве Ульяновской области, об исторических процессах, происходящих на территории Среднего Поволжья.
Академический орган «Региональные процессы и социокультурные преобразования», от факультета гуманитарных наук, от его образования, включил в свою деятельность проект Цифрового исторического архива государства Морелос, основанный д-ром Марией Алисией Пуэнте Луттеротом, который был членом этой группы учителей. Институт государственной документации Морелоса также участвовал в залоговой основе, а также приходах, муниципалитетах и учреждениях, которые он поддерживал. Также через этот проект осуществили свою социальную службу около пятидесяти студентов разных степеней гуманитарного факультета, в основном Историю.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой и проектной деятельности.
Пять студентов Степени в истории были отмечены тезисами о гидах организованных архивов, а также учеником потухшего Магистра социальной истории. В результате этих участия некоторые из них опубликовали свои статьи в девяти томах «Истории Морелоса». Земля, люди, южные времена, во главе с доктором.
Организация также была проведена при участии Государственного института документации Морелоса и Института культуры Морелоса. Академический орган управления туризмом и культурным наследием архитектурного факультета установил соглашения с национальными и международными учреждениями, такими как Университет Гвадалахары, Технологический институт Соноры, Национальный университет Коста-Рики и Университет Гуаякиля, с которые сотрудничают в различных проектах.
Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.
Основные задачи курса:
Дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
Он делал другие, в которых участвовал академический орган «Региональные процессы и социокультурные преобразования», такие как «Дни наследия». Краткая прогулка по истории. Между монастырями, гасиендами и пейзажами. А также, еще более внутренний характер на архитектурном факультете как «Семинар по постоянной архитектуре», «Семинар по теории дизайна», «Семинар по семинарам по географическим информационным системам», «Семинар по методам научные исследования», «Первый коллоквиум городского образа», «Первый экологический городской симпозиум»и «Первый коллоквиум городского дизайна».
Подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;
Сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
Предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
Члены академического органа «Культура и управление ресурсами для развития» сотрудничают с академическим органом «Культурные группы, пространства и региональные процессы глобализации»; и с академическим органом, организацией и процессами становления и образования; как с факультета гуманитарных наук. С этими органами они организовали коллоквиумы и опубликовали результаты своих исследований.
Члены академического органа «Культура и управление ресурсами для развития» принадлежат мексиканской ассоциации сельских исследований и входят в состав Национального исполнительного комитета. Он также участвует в Латиноамериканской ассоциации сельской социологии и сети социальных исследователей на воде. С этими ассоциациями и сетью они организовали конгрессы и фотовыставки, а также опубликовали научные статьи.
Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья как опорного края России;
Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Кроме того, академический орган «Культура и управление ресурсами для развития» имеет проекты с сообществом по рациональному и эффективному использованию воды, разработке руководства и установке 50 рисков; в дополнение к проекту исследований кукурузы и публикации его результатов.
Академический орган «Культурные группы, пространства и региональные процессы в глобализации» разработал исследовательские проекты с Институтом социальных исследований Национального автономного университета Мексики, чтобы проанализировать глобальные процессы миграции и построения идентичности в многокультурных пространствах.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
Академический орган биологического исследовательского центра биологической защиты развивает свою работу с сообществами штата Морелос в отношении управления охраняемыми природными территориями, а также знаниями, управлением и мониторингом популяций фокальных видов. Он стремится к разработке и передаче альтернативных моделей для использования и управления природными ресурсами сообществ таким образом, чтобы они продолжались для будущих поколений.
Точно так же члены пяти академических органов взаимно сотрудничали на конференциях, конгрессах и коллективных публикациях, которые каждый из них организует в течение последних восьми лет. Кроме того, постоянно участвующие академические органы оказывают поддержку различным сообществам штата Морелос в качестве консультантов, переговоров и конференций по различным аспектам и проблемам, которые необходимо решить в государстве.
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
Организуйте информационные форумы и открывайте семинары для передачи результатов исследований. Создайте научный журнал, который будет способствовать обсуждению тем, связанных с региональными исследованиями. Поощрите публикацию научной библиографической серии с отдельными или коллективными книгами, в которые могут быть включены исследования студентов и преподавателей. Содействовать связям с учреждениями и организациями для изучения конкретных социальных проблем на региональном уровне. Разработать программу полевых работ, которая связывает ученика с изучаемым явлением. Требования: Кандидаты должны доставить в Высшую группу Исследовательского центра по общественным наукам и региональным исследованиям: печатную копию запрошенных документов и цифровую копию на диске, организованную в следующем порядке.
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Степень и сертификат бакалавриата в областях, связанных с общественными науками, гуманитарными науками, биологическими и сельскохозяйственными науками и архитектурой. Любое другое дело будет передано на рассмотрение Академического комитета выпускников и действующих правил. Исследовательский проект, связанный с исследовательскими направлениями магистра в области региональных исследований. Биографические данные с сопроводительными документами. Два письма академической рекомендации. Письмо с изложением причин для поступления в магистерскую программу, адресованное Академическому комитету. Аккредитация минимального среднего значения восьми или эквивалентной квалификации в сертификате студенческих исследований. Подтверждение чтения иностранного языка. Дата выдачи сертификата должна быть после апреля. В случае иностранца с родным языком, кроме испанского, знание его будет проверено. Иностранные студенты должны представить свои иммиграционные документы. Обязательство письма посвятить полный рабочий день программе. Отправьте на собеседование с приемной комиссией заявителей. Посещайте пропедевтический курс. Отправьте тест знаний.
- Заявка на вход Платежная карточка процесса отбора Свидетельство о рождении.
- Две фотографии ребенка размер.
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, ВУЗов, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Характеристика курса «Историческое краеведение»
Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).
Изучаются различные сферы общественной жизни в их единстве: социальная, экономическая, политическая, духовная . Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.
Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.
Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах, - в политической, социальной, экономической и культурной сферах в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций. Теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и других.
Школьники знакомятся с фактами совместной производственной деятельности жителей различных национальностей. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют и сегодня.
Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.
Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных слою исторического и культурного наследия народов.
Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает в известной мере преодолеть «безликость», «безымянность», «безлюдность» изложения истории в школе.
Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредоточивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). К субъектам исторического процесса необходимо, видимо, отнести и коллективы местных предприятий.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.
Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и история Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений с научных позиций, с позиций правды и нравственности. Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.
Поступкам и поведению того или иного лица или группы лиц, деятельности организаций необходимо давать оценку с учетом конкретных событий, всех особенностей того периода, когда они жили и действовали, с учетом идей. Традиций, идеалов и ценностей, которые были присущи людям той эпохи.
Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.
Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
Место учебного предмета «Историческое краеведение» в образовательном процессе
В 9-х классах на изучение исторического краеведения отводится 34 часа,из расчета один час в неделю. Резерв 1 час.
Содержание курса
1 .Введение(1 час).
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Ульяновская область-субъект Российской Федерации .(1 час)
Краткая история губернского управления в Российской империи.Симбирская губерния.Симбирские губернаторы.
3.Практикум 1.»Место,где я живу. Конкурс проектов»(1 час )
4-5. Политические развитие Ульяновской области в XXI веке (2 часа). Законодательная власть.Функции Законодательного собрания. Исполнительная власть. Судебная власть.Участие граждан в работе власти.Местное самоуправление.
Практикум 2.Выборы и избирательные системы.(1 час )
7. Общая характеристика экономики Ульяновской области в XXI веке.(1час) . Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Транспортная инфраструктура. Кадровый потенциал Ульяновской области. Структура промышленности.Новые промышленные зоны. Инновационный потенциал.
8-9. Кластерное развитие промышленности Ульяновской области.(2 часа). Кластеры и кластерный подход.Ядерно-инновационный кластер.Авиационный кластер.Автомобильный кластер.
10-11. Инвестиционный климат и инновационный потенциал Ульяновской области на современном этапе.(2 часа) Развитие инвестиционной политики Ульяновской области.Ульяновская область на современном этапе.
12. Промышленный и энергетический комплекс современной Ульяновской области.(1 час) Предприятия машиностроения и приборостроения. Предприятия полиграфической,легкой и пищевой промышленности. Добывающая и перерабатывающая промышленность.Электроэнергетика.
13. Практикум 3.Государственный бюджет и источники его финансирования.(1 час)
14.Транспортная инфраструктура Ульяновской области: проблемы и перспективы развития.(1час) Мультимодальный терминально-логистический комплекс. Речной транспорт.
15-16. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Ульяновской области.(2 часа) Общая характеристика развития сельского хозяйства.Агропромышленный комплекс Ульяновской области.
17. Практикум 4.
Проект «Как открыть свое дело.Бизнес –план».(1 час)
18-19. Развитие индустрии туризма в Ульяновской области в XXI веке.(2 часа) Историко-культурный туризм. Спортивный туризм. Этнографический туризм. Сельский туризм.Промышленный туризм. Религиозный паломнический туризм.
20. Практикум 5.Проект «Начни с себя»(1 час)
21-22. Социальное развитие современной Ульяновской области.(2 часа) Цели социально-экономической политики. Демографическое развитие.Уровень жизни населения. Рынок труда. Уровень безработицы.
23-24. Развитие системы образования в Ульяновской области в XXI веке.(2 часа)
Проблемы развития образования.Новые тенденции в развитии образования.Кластерный подход в образованию.
25 . Практикум 6.Проект «Куда пойти после окончания школы»(1 час)
26. Культурное развитие и духовная жизнь Ульяновской области в XXI веке.(1 час)Ди намика культурных процессов в конце XX -начале XX I века.Международные культурные проекты.Молодежные проекты.Год культуры в Ульяновской области.
27-28. Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Ульяновской области XXI века.(2часа) Этнический состав населения. Политика администрации Ульяновской области в сфере межнациональных отношений. Развитие национальных культур. Политика в отношении мигрантов. Проект «Национальная деревня». Молодежный проект «Диалог культур»
30.Религиозная жизнь и межконфессиональные отношения в Ульяновской области.(1 час) Взаимоотношения между традиционными конфессиями. Организация Русской православной церкви. Православие в Ульяновской области.Ислам и иудаизм на территории Ульяновской области.
31.Развитие спорта в Ульяновской области на современном этапе.(1час) Основные спортивные мероприятия и проекты.Спортивная инфраструктура.Студенческий спорт.
32.Практикум 8.Проект «Мое отношение к спорту и спортивному поведению».(1 час)
33. Международные связи Ульяновской области в XXI веке.(1 час) Внешняя торговля. Импорт.Экспорт. Развитие побратимских отношений.
34-35.Резерв (2 часа)
Связь с другими областями краеведения
Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным и т.д. оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля
Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.
Основные принципы обучения – это:
наглядность обучения;
сознательность и активность учащихся в обучении;
научность обучения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.
Требования к уровню обязательной подготовки учащихся по программе «Историческое краеведение»
IX класс
Ожидаемые результаты . Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко- краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся.
Учащиеся должны знать:
Имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);
Основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;
Достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;
Даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.
Учащиеся должны уметь:
Давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);
Определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.
Оценка учебных достижений и результатов личностного развития учащихся в краеведческой деятельности.
Структура учебных достижений школьников по краеведению включает:
знание фактов, событий, дат, имен, терминов;
усвоение общих культурно-исторических представлений, понятий, идей;
владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий);
умение оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять в новой ситуации;
обоснованность личностного отношения к событиям, их участникам и творениям культуры.
При определении параметров усвоения учащимися содержания исторического образования, в целом, и исторического краеведения, в частности, педагог встречает значительные затруднения.
Во-первых, это - проблемное состояние методологической базы исторической науки, вызванное непрекращающимися спорами о структуре исторического знания, моделях исторического описания, методах исторического исследования и т.д.; во-вторых, отсутствие определенной позиции по вопросу о методологической основе учебных курсов по историческим дисциплинам в федеральных нормативных документах; в-третьих, большой объем единичных исторических фактов, изучаемых в силу их неповторимости, затрудняет определение достаточного и необходимого минимума для проведения диагностики результативности.
Оценка учебных достижений учащихся имеет узкую направленность и представляет собой как правило вывод об успешности усвоения учащимся определенного предметного содержания (знания), способов деятельности (умения и навыки), а также приобретенном опыте эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.
Оценка играет значительную роль в процессе обучения, но это - инструмент обоюдоострый, и не только потому, что может наказывать и поощрять, а и потому, что может стимулировать и повышать учебную мотивацию или влиять отрицательно (это происходит в том случае, когда оценка поставлена необоснованно и является несправедливой или кажется таковой ученику). Следовательно, необходимо определить критерии оценивания учебных достижений учащихся.
Мы неслучайно говорим об учебных достижениях, а не о ЗУНах. Так как оценка знаний, умений и навыков носит общий характер и почти исключает учет индивидуальных особенностей и личных достижений учащихся.
Особенной же целью изучения краеведения является оказание влияния на ценностно-мотивационную сферу ребенка, на его отношение к своей малой родине, т.е. ориентир на личностное развитие.
Значит, говоря о личностно-ориентированной направленности в изучении краеведения, мы в качестве первого условия оценки учебных достижений должны назвать изменения в ценностно-мотивационной сфере.
Право учащегося на выбор формы контроля.
В качестве форм итогового и текущего контроля могут быть использованы:
1 - тесты;
2 - защита рефератов;
3 - собеседования;
Интересен такой методический прием как формулирование учащимися вопросов для учителя, для одноклассников. Это можно рассматривать как способ организации учебного диалога на уроке и как диагностический материал, свидетельствующий о продвижении учащихся в освоении учебного курса.
Специфика проверки знаний по историческому краеведению определяется особенностями области знаний "Общество". Она содержит объективную информацию о конкретных, свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем, субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Поэтому очень важно подходить к оценке ответов учащихся тактично и внимательно выслушивать точку зрения отвечающего.
При проведении аттестации по истории России может и должна быть включена краеведческая тематика.
Используя такую форму как ответы по билетам, важно четко, формулировать вопросы, не допуская расширенного их толкования. Они не должны быть очень объемными по содержанию. Желательно такие темы, как "Отечественная война 1812 года", "Гражданская война" или "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." разделить на этапы, отдельно выделив вопрос о причинах, характере войны, историческом значении события, его оценке. И если билет содержит 3 вопроса,то первый вопрос относится к начальной истории государства, второй - к современной, а третий - к истории края. Но возможно вопрос по краеведению не выделять в отдельный, а объединить с первым или вторым (на усмотрение учителя) вопросами билета.
Реферат. Его тема должна быть определена не менее чем за 3-4 месяца до аттестации. Желательно, чтобы тема предполагала возможность дать собственную оценку событию и явлению.
Например:1. Столыпинская аграрная реформа: плюсы и минусы.
2. Гражданская война: две правды или одна истина?
Учитель помогает учащимся определить круг литературы по теме, составить план реферата. Сдается реферат учителю заблаговременно. До экзамена он должен быть отрецензирован. Рецензия зачитывается перед защитой.
Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания по предмету. Для обсуждения может быть предложена любая из ключевых тем курса или вопросы обобщающего характера по темам, изучаемым в соответствии с программой. Например:
1. Гражданская война на территории Симбирской губернии.
2. Экономика края в 20-30 г.г.
3. Причины и следствия политических репрессий в нашем крае.
При оценке знаний учащихся учитывается глубина и полнота ответа, овладение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения знаний, логика изложения материала, включая обобщения и выводы.
В последние годы учителя стали обращаться к такой форме проверки знаний учащихся, как тестирование. Эту форму используют на уроках для текущего или итогового контроля знаний, а также на едином государственном экзамене.
Форма контроля может быть как устной, так и письменной. Опорными, содержательными категориями являются историческое время, пространство, движение.
Учебно-методические средства:
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Шкаф для хранения карт.
Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:
(Федеральный краеведческий портал)
(Памятники и памятные места Ульяновска).
(Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска).
Список литературы
Для учителя:
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б. Качкина Ульяновск, 2015 г.
историческое краеведение: Учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательных учреждений /Под общ.ред. Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
Для учащихся:
Детский познавательный журнал "Симбик". Спец. выпуск к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Народная культура Поволжья: методическое пособие / Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2001.
Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: "Дом печати", 1997.
Список литературы о Сурском районе Ульяновской области:
Сурский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 144.
Морозова Г. История села Промзино Симбирской губернии в документах архива и печатных источниках // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 32-35.
Чеховская А. Городские легенды: [Николина гора в Сурском] // Смена. – 2009. - №6. – С. 58.
Ворота области. Сурский район // Ульяновская правда. – 2008. – 6 июня. – С. 12.
Дворняков В. Белая гора: [гора с целебными источниками в Сурском] // Мономах. – 2007. - №3. – С. 23.
Промзино Городище. История Промзина – Сурского необычайно богата интересными событиями и фактами: р. п. Сурское // Мономах. – 2007. - №3. – С.2,14.
Сурские просторы: [природа Сурского района] // Мономах. – 2007. - №3. – С.8.
Громова Т. От Ульяновска до Сурского: [Сурский район] / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №5. – С.46.
Лушенькин В. Трезвость и терпение: [из истории села Астрадамовка Сурского района] // Мономах. – 2006. - №4. – С.12.
Сурский район привлекателен для туризма // Комсомольская правда. – 2006.
- №61-т. – С.34.
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию формирования универсальных учебных действий.
Программа является дополнением к учебникам География. Землеведение 5-6 класс В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой, Н.И. Сонина Введение в биологию и Биология. Живой организм (краеведческий материал и проектная деятельность)
Построение и содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение» определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и географии в 5-6 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.
Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей малой Родине, своему поселку, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса внеурочной деятельности определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель : воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, поселок, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у обучающихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи :
Создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитана на 68 часов, для 5-6 класса (по 1 час в неделю в 5-6 классах или 2 часа в неделю в 6 классе). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по географии, биологии и истории своей местности (практически). Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, памятные места, природный материал, коллекции минералов и горных пород, окаменелостей и т.п. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения занятий, подготовка проектов, многочисленные экскурсии (по территории поселения).
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
С биологией: работа с гербарием и натурными моделями
С историей: работа со старинными предметами, фотографиями и т.п.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
регулятивные | . планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. . осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. . формулировать собственное мнение и позицию; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Примерная тематика учебных исследований и проектов:
Человек интересной судьбы
Мой гербарий
Создание туристического маршрута
Создание экологической тропы
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей
Семейная реликвия
Где родился, там и пригодился
Создание памятки « Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
Моя минералогическая коллекция
Живи, родник
«Печегда - матушка»
Местные признаки предсказаний погоды
Матушка природа для лечения народа
Мой любимый уголок
Презентация «Достопримечательности Чебаковского поселения»
Определение качества воды в своём населённом пункте
Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте
Почему так называется? (Топонимы)
5 класс (34 ч) Введение Что такое краеведение. Способы и методы изучения родного края. Местные краеведы, их вклад в развитие знаний о Чебаковском поселении Раздел 1. Природа Чебаковского поселения Тема 1. Чебаковское поселение на географической карте
Географическое положение Чебаковского поселения. Пограничные поселения и районы. Административно-территориальная, физическая карты Чебаковского поселения Определение положения поселения на градусной сетке
Практические работы:
«Измерение расстояний по карте Ярославской области»
«Выявление особенностей географического положения территории поселения»
Тема 2. Геологическая история. Горные породы и минералы
«Каменная книга» Чебаковского поселения. Изучение территорий: геологических обнажений, работа с коллекциями окаменелостей Осадочное происхождение горных пород. Особенности залегания горных пород на территории поселения. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, мел, известняк, граниты, основные месторождения.
Практические работы:
«Работа с коллекцией окаменелостей»
«Работа с коллекцией минералов и горных пород»
«Составление картосхемы полезные ископаемые Чебаковского поселения»
Тема 3. Рельеф Чебаковского поселения
Основные формы рельефа (долины рек, овраги, холмы), их происхождение. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Разнообразие абсолютных и относительных высот территории (определение по физической карте). Влияние рельефа на условия жизни людей, их хозяйственную деятельность, на особенности природы.
Практические работы:
«Составление картосхемы рельеф Чебаковского поселения»
«Описание по плану формы рельефа» (по выбору)
Тема 4. Климат и погода Чебаковского поселения
Времена года и климат на территории Чебаковского поселения
Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности. Смена времен года. Сезоны года в Чебаковском поселении, их астрономическое, географическое и фенологическое начало. Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности.
Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности.
Практические работы:
«Определение высоты солнца над горизонтом на широте своей школы и вычерчивание графика годового движения солнца»
«Измерение показателей погоды с помощью приборов»
«Определение средних температур, амплитуды температуры»
«Построение розы ветров по данным наблюдений»
«Составление картосхемы климатических показателей своей местности»
Тема 5. Водные ресурсы Чебаковского поселения
Состав вод суши на территории поселения. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река - главная часть состава вод суши и ее значение. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод. Река как зона отдыха. Работа по направлению: «Охрана малых рек».
Практические работы:
«Составление картосхемы водные ресурсы поселения»
«Составление картосхемы заболоченные территории»
6 класс (34ч)
Тема 6. Почвы Чебаковского поселения
Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв поселения. Различия в их главном свойстве - плодородии. Зависимость почв от условий формирования рельефа и климата. Почвенный профиль. Почвенная карта.
Практические работы:
«Составление почвенного профиля и его анализ»
«Лабораторное изучение почвы» (механический, физический, химический состав)
Тема 7. Растительный и животный мир Чебаковского поселения
Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Красная книга. Экологическая обстановка на территории поселения. Влияние человека на природу. Меры по охране природы
Практические работы:
«Редкие и охраняемые виды растений и животных на территории поселения» (работа с Красной книгой Ярославской области)
«Составление картосхемы редкие и охраняемые виды растений на территории поселения»
«Работа с гербарием, коллекцией, муляжами»
Раздел 2 Население и его деятельность
Принадлежность населения к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, славянской группе. Национальный состав. Толерантность. Численность населения и ее изменение. Размещение населения на территории поселения. Типы населенных пунктов: поселок, деревня. Топонимы. Связь топонимов с природой. Занятость населения. Образование и культура.
Практические работы:
«Построение графика изменения численности населения поселения, его анализ»
«Обычаи и традиции в моей семье» (сочинение)
Раздел 3 Историческое прошлое Чебаковского поселения
Историческое прошлое поселения. Заселение территории поселения. Помещики и принадлежавшие им деревни. Знаменитые люди - наши земляки. История поселка и деревни Чебаково. Поселок и школа в годы Великой Отечественной войны. Деревня Алексейцево - бывшая усадьба помещика П.Д. Ханыкова, Вознесенская церковь; д. Николо-Заболотье и Спасская церковь; д. Судилово - военная часть. Храм Рождества Христова; деревни Подольское, Омелино, Сумаково. Троицкая церковь; сельцо Введенское на Печегде и Введенская церковь
«Составление своего генеалогического древа»
Раздел 4. Творческий проект
Тематическое планирование
Тема раздела | Часы | Всего |
||
5 | 6 |
|||
Введение | ||||
Чебаковское поселение на географической карте | ||||
Геологическая история. Горные породы и минералы | ||||
Рельеф местности | ||||
Климат и погода | ||||
Водные ресурсы | ||||
Почвы | ||||
Растительный и животный мир | ||||
Население и его деятельность | ||||
Историческое прошлое | ||||
Полевая практика | ||||
Творческий проект | ||||
ИТОГО |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Виды деятельности | Материал к занятию |
|
5 класс (34 часа) |
|||
Введение - 2ч |
|||
Что такое краеведение. Местные краеведы, их вклад в развитие знаний о Чебаковском поселении | Самостоятельный поиск информации в разных источниках. Работа с различными источниками информации: получение и обработка результатов работы | Литература по родному краю, компьютер с выходом в Интернет |
|
Способы и методы изучения родного края |
|||
Чебаковское поселение на географической карте - 4ч |
|||
Географическое положение | Решение задач с использованием географической карты . Оценка местоположения населенного пункта. Определение по карте направлений и расстояний от своего населенного пункта до Балтийского, Белого, Черного морей с помощью масштаба. Измерение расстояний по карте с помощью градусной сетки. Описание по географической карте. Решение географических задач. Определение взаимосвязей географического положения территории и особенностей ее природы, жизни и хозяйственной деятельности населения | Пособие по курсу и рабочая тетрадь |
|
Пр.р «Выявление особенностей географического положения территории поселения» | |||
Определение положения поселения на градусной сетке. Пр.р «Измерение расстояний по карте Ярославской области» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Итоговое занятие по теме «Географическое положение». Обобщение знаний | |||
Геологическая история. Горные породы и минералы - 4ч |
|||
«Каменная книга» | Обработка материалов полевых исследований . Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых своей местности (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.). Описание условий образования и развития оврагов, оползней, холмов. Картографирование информации | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Изучение территорий: геологических обнажений, работа с коллекциями окаменелостей | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, коллекция окаменелостей |
||
Осадочное происхождение горных пород. Особенности залегания горных пород на территории поселения. | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, коллекция горных пород и минералов, полезных ископаемых |
||
Виды минеральных ресурсов: пески, глины, мел, известняк, граниты, основные месторождения | |||
Рельеф местности - 3ч |
|||
Основные формы рельефа их происхождение. Пр.р «Составление картосхемы рельеф» | Самостоятельное приобретение новых знаний. Описание особенностей жизни и деятельности человека на равнинах на примере своей территории Наблюдение за состоянием объектов литосферы . Описание условий образования и развития оврагов, оползней, холмов Картографирование информации . Составление картосхем: Формы рельефа», «Полезные ископаемые», «Природные памятники литосферы» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Влияние рельефа на условия жизни людей, их хозяйственную деятельность, на особенности природы. Пр.р «Описание по плану формы рельефа» (по выбору) | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Итоговое занятие по теме «Геология и рельеф Чебаковского поселения» | |||
Климат и погода- 7ч |
|||
Климат и погода на территории Чебаковского поселения | Наблюдение за элементами погоды своей местности . Измерение элементов погоды с помощью приборов: термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера. Определение фенологических изменений в природе своей местности по сезонам года. Освоение методов обработки результатов наблюдений. Обработка материалов наблюдений: построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач. Определение: средней температуры воздуха в течение суток, месяца, года; суточного и годового колебания температуры воздуха своей местности. Объяснение атмосферных явлений и процессов на примере своей местности: ветер, облачность, осадки, влажность воздуха. Самостоятельное приобретение новых знаний . Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям территории | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Сезоны года в Чебаковском поселении, их астрономическое, географическое и фенологическое начало. | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Пр.р «Измерение показателей погоды с помощью приборов» | Приборы и материалы: часы, термометр, флюгер, гигрометр, психрометр, барометр |
||
Температура воздуха по сезонам года. Пр.р «Определение средних температур, амплитуды температуры» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности. Пр.р «Построение розы ветров по данным наблюдений» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Пр.р «Составление картосхемы климатических показателей своей местности» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Итоговое занятие по теме «Климат и погода Чебаковского поселения» | |||
Водные ресурсы- 6ч |
|||
Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Пр.р «Составление картосхемы водные ресурсы поселения» | Чтение карты . Описание по карте географического положения реки Печегда; выявление зависимости между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом. Соблюдение правил безопасности . Называть правила личной безопасности на водоеме. Картографирование информации . Составление картосхем: «Водные ресурсы своей местности» Применение знаний . Приводить примеры значения внутренних вод для жизни и деятельности населения. Наблюдение . Описание на местности объектов гидросферы (полевая практика) | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Лабораторное изучение свойств вод поселения | Лабораторное оборудование |
||
Река - главная часть состава вод суши и ее значение. | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Река как зона отдыха | |||
Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод. Пр.р «Составление картосхемы заболоченные территории поселения» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Итоговое занятие по теме «Водные ресурсы Чебаковского поселения» | |||
Творческий проект - 5ч |
|||
Осознание принятие решения постановка проблемы. Коррекция Участие в защите проекта | |||
Оформление проекта |
|||
Оформление проекта |
|||
Защита проекта |
|||
Полевая практика - 3ч |
|||
Работа на местности: «Составление плана местности территории» (по выбору) | Работа на местности. Работа с картой и планом местности . Ориентирование на местности, выполнение измерений, решение практических задач; составление плана местности. Описание на местности водных объектов | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области; приборы (см. Материально-техническое обеспечение) |
|
Описание водного объекта (по выбору) |
|||
6 класс (34 часа) |
|||
Почвы - 6ч |
|||
Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв поселения | Анализ карт . Выявление особенностей пространственного распределения почв своей местности. Описание почв, составление почвенного профиля. Оценка влияния хозяйственной деятельности на плодородие почв. Лабораторное исследование почв . Определение механического состава различными способами. Изучение химического состава почв. | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Лабораторное изучение почвы. Механический состав | |||
Лабораторное изучение почвы. Химический состав | Лабораторная посуда, образцы почв |
||
Зависимость почв от условий формирования рельефа и климата | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Почвенный профиль. Почвенная карта. Пр.р «Составление почвенного профиля и его анализ» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Итоговое занятие по теме «Почвы Чебаковского поселения» | |||
Растительный и животный мир - 7ч |
|||
Характер растительности, видовой состав растений их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование | Самостоятельный поиск информации в разных источниках . Изучение видового разнообразия органического мира своей местности. Определение правил поведения человека в окружающей среде. Работа в полевых условиях . Изучение природных комплексов на местности (полевая практика) Картографирование информации . Составление картосхем: «Редкие охраняемые виды растений», «Памятники природы своей местности» Поиск географической информации на местности. Работа с Красной книгой Ярославской области и Атласом Ярославской области по выявлению редких и охраняемых видов растений, грибов и животных на территории своей местности Самостоятельный поиск информации в разных источниках и ее анализ. Применение знаний. Разработка мероприятий по охране природы Поиск и демонстрация географических данных. Приводить примеры влияния человека на изменения природной среды Анализ карт и статистических данных . Общая оценка экологической ситуации | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, гербарий |
|
Видовой состав животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, коллекции, чучела птиц, влажные препараты и т.п. |
||
Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, муляжи грибов |
|||
Редкие и охраняемые виды. Красная книга. Пр.р «Редкие и охраняемые виды растений и животных на территории поселения» (работа с Красной книгой Ярославской области) | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, Красная книга Ярославской области |
||
Пр.р «Составление картосхемы редкие и охраняемые виды растений на территории поселения» |
|||
Экологическая обстановка на территории поселения. Влияние человека на природу. Меры по охране природы | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, |
||
Итоговое занятие по теме «Растительный и животный мир Чебаковского поселения» | |||
Население и его деятельность - 7ч |
|||
Численность населения и ее изменение Пр.р «Построение графика изменения численности населения, его анализ» | Приводить примеры . Называть виды хозяйственной деятельности населения Решение практических задач . Установление зависимостей между природой и хозяйственной деятельностью людей на территории своей местности Самостоятельный поиск информации в разных источниках и ее анализ . Составление характеристики населения своей местности, составление графика изменения численности населения, оценка демографической обстановки | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, миллиметровая бумага |
|
Размещение населения на территории поселения Пр.р «Составление картосхемы размещение населения» | |||
Типы населенных пунктов: поселок, деревня. Топонимы. Связь топонимов с природой | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, компьютер, с выходом в Интернет |
||
Занятость населения Пр.р «Обычаи и традиции моей семьи» | |||
Образование и культура | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Экскурсия в школьный музей «Жизнь и деятельность педагогов Ю.Ф. и Н.М. Головиных | |||
Итоговое занятие по теме «Население и его деятельность» | |||
Историческое прошлое - 9ч |
|||
Историческое прошлое поселения. Заселение территории поселения | Самостоятельный поиск информации в разных источниках и ее анализ. Составление описания исторического прошлого территории, сооружения, памятного места, используя различные источники информации (воспоминания, книги, Интернет, и т.д.) Решение практических задач . Установление зависимостей между природой и хозяйственной деятельностью людей на территории своей местности в прошлом Картографирование информации . Составление картосхем: «Помещики и принадлежавшие им деревни», «Достопримечательности своей местности» Работа в полевых условиях . Изучение памятников архитектурного наследия своей местности | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
|
Помещики и принадлежавшие им деревни. Пр.р «Составление картосхемы помещики и принадлежавшие им деревни» | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, книги: Народный учитель ( |
||
История поселка и деревни Чебаково |
|||
Поселок и школа в годы Великой Отечественной войны | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
Деревня Алексейцево - бывшая усадьба помещика П.Д. Ханыкова, Вознесенская церковь | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области. Работа с форумом «Историко-родословного общества Ярославской области» |
||
д. Николо-Заболотье и Спасская церковь | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области |
||
д. Судилово - военная часть. Храм Рождества Христова |
|||
деревни Подольское, Омелино, Сумаково. Троицкая церковь |
|||
Сельцо Введенское на Печегде. Экскурсия на «Немецкое кладбище» | |||
Творческий проект - 5ч |
|||
Выбор и определение темы проекта | Осознание обучающимися замысла (цели) проекта, мотива деятельности и значимости предстоящей работы; принятие решения о необходимости разработки проекта, постановка проблемы. Включение в проектную деятельность ; составление плана работы, сбор материалов, поиск литературы, выбор средств деятельности и формы реализации проекта. Коррекция , самооценка деятельности; оформление проекта в выбранной форме Участие в защите проекта в индивидуальной или коллективной форме, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Оценка собственной деятельности | Пособие по курсу и рабочая тетрадь, атлас Ярославской области, компьютер, офисный пакет Microsoft office: Word, Power-Point |
|
Работа над проектом. Сбор и систематизация информации по теме |
|||
Оформление проекта |
|||
Оформление проекта |
|||
Защита проекта |
Требования к уровню подготовки
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Краеведение» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому, географическому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников природы, истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Морозов А.А., Краеведение. Чебаковское поселение (учебное пособие)/ А.А. Морозов, С.И. Коровин - Чебаково, 2015г
Морозов А.А., Краеведение. Чебаковское поселение (рабочая тетрадь)/ А.А. Морозов, С.И. Коровин - Чебаково, 2015г
Морозов А.А., Атлас картосхем. Краеведение. Чебаковское поселение (учебное пособие)/ А.А. Морозов - Чебаково, 2009г
Морозов А.А., Полевая практика. Работы на местности (учебное пособие)/ А.А. Морозов, С.И. Коровин - Чебаково, 2014г
Библиография:
Беляев В.А. и др,. География Ярославской области/ Беляев В.А., Иванова Т.Г., Жихарев А.М., и др. - Ярославль, 2008
Селищев Е.Н., 76 регион Ярославская область - Ярославль, 2001
Баранов В.Н., География Ярославской области/ Баранов В.А., Белоусов Ю.А. - Ярославль, 1993
Колбовский Е.Ю. и др., Экология Ярославской области/ Колбовский Е.Ю., Щенев В.А. - Ярославль, 1995
Атлас Ярославской области/ под редакцией Е.Ю. Колбовского - Ярославль, 1995
Хомутова Л.Н., Преподавание географии Ярославской области в основной общеобразовательной школе (методическое пособие) - Ярославль, 2008
Николина В.В. и др., География. Проекты и творческие работы/Николина В.В., Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2012
Оборудование:
Коллекция горных пород и минералов
Коллекция окаменелостей
Образцы почв
Лабораторное оборудование: мензурки, пробирки, колбы, чашечки, стаканы лабораторные, цилиндры , спиртовки, пробирки, штативы
Гербарий, коллекции насекомых, муляжи грибов
Приборы и материалы: часы, термометр, флюгер, гигрометр, психрометр, барометр, лист картона, бумага, циркуль, стержень высотой около 10 см, миллиметровая бумага
Компьютер, мультимедийный проектор