Социально экономическое развитие дагестана в конце. Уровень социально-экономического развития республики дагестан
Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан Общая характеристика региона Дагестан располагает достаточным природным производственным инновационным и интеллектуальным потенциалом чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей. Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов памятников истории и природы мягкий климат обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия теплое море ионизированный воздух и неповторимая самобытная...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Магомедова Марита Салимсултановна ,
преподаватель, аспирант кафедры экономических дисциплин
Белгородский университет потребительской кооперации
Дагестанский кооперативный институт (филиал)
Республика Дагестан, г. Буйнакск
Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан
Общая характеристика региона
Дагестан располагает достаточным природным, производственным, инновационным и интеллектуальным потенциалом, чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей.
Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы, мягкий климат, обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия, теплое море, ионизированный воздух и неповторимая самобытная культура и искусство народов.
Дагестан - уникальный уголок России, в котором соседствуют пять климатических зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, до снежных вершин высотой более 4000 метров. Каспийское море, степи и леса, пустыни и ледники.
Дагестан занимает третье место по численности населения в числе других республик Российской Федерации, где проживает свыше двух миллионов человек, что составляет 1,2 процента от всего населения России. Из них 58 процентов жители сельской местности. Численность населения увеличивается динамически.
Главным отличием Дагестана остается его многоязычный состав населения. В Дагестане, крае относительно компактном сосуществуют больше 60 наций и народностей, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических образований, употребляющих разные языки и наречия.
Территорию Дагестана в средние века и времена более отдаленные именовали «Страной гор», «Страной языков».
Древнейшими традициями и с собственным своеобразием традиционные для Дагестана уникальные отрасли экономики с использованием современных технологий могут стать серьезной опорой повышения благосостояния и качества жизни дагестанцев. Это немало важно для планирования собственного агропромышленного (пищевого и перерабатывающего и т.д.) производства: зернового, мясо-молочного, в целом плодоовощного, садоводческого, рыбного, винно-коньячного производств. Есть возможность наладить производство медицинских лекарственных препаратов. Многие из традиционных производственных отраслей можно в полной мере развивать, если заняться не только равнинным Дагестаном, но и возрождением и освоением горных территорий. Потеря горной жизни - это потеря Дагестаном своего менталитета, потеря тысячелетних традиций, древнейшего культурного уклада жизни. Показателем уровня жизни населения является то что во многих селах даже сегодня, в XXI веке, единственным достоянием современной цивилизации является одиноко висящая на потолке «лампочка Ильича». Более того, может, и есть еще в высокогорье села, которые лишены и этого маленького достояния цивилизации XX века.
Дагестан, за исключением прибрежной полосы, действительно высокогорная республика. В полном смысле этого слова высокогорная экосистема сегодня находится в плачевном состоянии.
Республика Дагестан обладает значительным экономическим потенциалом, особенно ресурсным. На ее территории расположены месторождения горючих полезных ископаемых. Большим потенциалом обладает и сельское хозяйство с промышленностью. Наиболее значительными отраслями являются виноградарство, садоводство, животноводство, зерноводство, и соответственно топливная, перерабатывающая отрасль и машиностроение.
В целом Республика Дагестан обладает определенным потенциалом социально-экономического развития, который в настоящее время не реализован в должной степени.
Дагестан по итогам социально-экономического развития за первое полугодие вошел в число 14-ти успешных регионов страны. Это огромный успех, а успехи в области культуры, искусства, науки, спорта особенно впечатляющие.
В республике есть все возможности для ускорения социально - экономического развития республики. Сейчас в России строится 13 особых экономических зон. Напрашивается вопрос, где Россия найдет более благоприятную экономическую зону, чем Дагестан? Приграничная, самая южная республика на Юге России должна быть особой экономической зоной.
Основные проблемы социально-экономического развития региона
Но, не смотря на позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы, существует и ряд проблем социально-экономического плана. Главные из них высокий уровень безработицы и бедность населения.
Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.
В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.
Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.
Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики республики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение производителей сельскохозяйственной продукции остается довольно сложным.
Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.
Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие.
Производители продукции не обладают достаточным объемом доходов, чтобы вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.
При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранность собранного урожая.
Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконструкции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей промышленности.
Проблемы рыбной отрасли связаны со снижением эффективности рыборазводных заводов, а также естественного воспроизводства рыбы, проникновением в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, уменьшением площадей нерестилищ, расширением бесконтрольного, нерационального промысла, загрязнением окружающей среды. В результате улов рыбы за последние 10 лет снизился в 4 раза, а загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности составляет всего 15-20%.
Несмотря на стабильный рост объемов производства в промышленности за последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.
Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.
Уровень развития транспортной инфраструктуры не отвечает современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.
Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требуют комплексного программного подхода.
Перспективные направления социально-экономического развития Республики Дагестан
Основными направлениями социально-экономического развития Республики Дагестан являются снижение общего уровня безработицы с 22,5 % в 2003 г. до 14,0 % в 2010 г., снижение уровня бедности с 52,7 % в 2003 г. до 21,0 % в 2010 году, рост ВРП в 2,6 раза, реальных доходов граждан в 2,3 раза.
Достижение данной цели определяет необходимость комплексного решения ряда взаимоувязанных основных задач:
1. Совершенствование нормативной правовой базы республики.
2. Создание благоприятной инвестиционного среды и предпринимательского климата, необходимых условий для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого предпринимательства, преодоления административных барьеров, укрепления инвестиционной инфраструктуры фондового и страхового рынков, защиты прав инвесторов, кредиторов, собственников, снижения доли теневого сектора экономики, эффективного применения инструментов государственной поддержки.
3. Обеспечение роста ВРП на 12-14 % в год, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
4. Повышение качества жизни населения, решение ключевых социальных проблем, реализация жилищной политики, снижение социальной напряженности.
Вывод: Исходя из вышеизложенного, нами предлагается:
Решить проблему неразвитости сельскохозяйственной инфраструктуры республики и улучшения в сфере агропромышленного комплекса;
Организовать оптовый рынок животноводства со специальными центрами по предоставлению комплексных услуг;
Создать аналогичный оптовый рынок продукции аграрной промышленности и продовольствия с логическим центром и разветвленной инфраструктурой;
В каждом районе Республики Дагестан по проекту образовать районный аграрный центр, который бы подчинялся региональному центру. Данные центры сотрудничали бы с производителями разных уровней, в частности готовили материалы для проектов организации системы переработки и сбыта продукции малых фермерских и личных подсобных хозяйств, как первичного звена маркетинговой цепи сельскохозяйственной продукции. Особое место занимает усовершенствование рыночных отношений участников виноградного и садоводческого комплексов;
В больших городах создать сеть оптовых плодоовощевых рынков. Производители данной продукции разных уровней при поддержке государства, пользуясь услугами аграрных центров, получат возможность свободной реализации товаров;
Развивать форвардное кредитование зернопроизводителей и предприятий животноводчества. Форвардные операции объединяют необходимые для региона объемы производства и кредитные лимиты. При покупке форварда-контракта предприятие-заемщик получает безусловную гарантию на получение кредитных ресурсов в будущему по обусловленной процентной ставке и в определенном количестве. После предоставления кредитов на производство конкретного вида продукции в полном (необходимом на уровне совокупного спроса) объеме банки прекращают кредитование этого вида продукции и будут продолжать кредитовать по другим (по которым не будут исчерпаны лимиты). Как ценная бумага, форварда-контракт может быть перепродан другому юридическому лицу, но только по согласованию с банком-эмитентом, который определяет кредитоспособность этого лица;
В животноводстве для предприятий всех уровней использовать собственную кормовую базу с применением отходов перерабатывающих предприятий и закупки концентрированных кормов. Связи животноводческих и перерабатывающих предприятий могут способствовать аграрные центры;
Развивать строительство новых мощностей для выращивания крупного рогатого скота, налаживание мясомолочного производства, связанных с перерабатывающими заводами;
Приобретать малой техники для нужд гор или производить в промышленных предприятиях Дагестана, которые без особого ущерба могут быть переориентированы на создание малой сельскохозяйственной техники.
Освоение гор, закрепление там коренного населения нам представляется одной из самых важнейших экономических и политических задач нашей республики. Необходимый энергетический и материальные ресурсы для создания такой техники в республике имеются. Один только филиал «Россельхозбанка» инвестировал в экономику республики 12 млрд.
Список источников литературы
1. Эльдаров М.М. География Дагестанской АССР. Учебное пособие для средней школы по физической и экономической географии ДАССР. М.:, 1972.
2. Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. Экономическая география России: Учебник.- М.: Юнити, 2000.
3. Степанов М. В., Видяпин М. В. Экономическая география России: Учебник. М.: Инфра, 2005.
4. Инвестиционный потенциал Республики Дагестан. Каталог. Министерство экономики Республики Дагестан. Махачкала, 2008.
5. Ланда К.Г. Республика Дагестан в геостратегии России на Каспии: Дис.- М.: , 2002.
6. Исрапилов С. Основные итоги социально-экономического и политического развития Дагестана в XX веке.- Махачкала, 2002.
7. Алхлаев М.М.Теневая экономика как угроза экономической безопасности Республики Дагестан. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.
8. Исрапилов С. Дагестан в начале ХХI века - некоторые проблемы и исторические перспективы.- Махачкала, 2002.
9. Кисриев Э.Ф. Этнополитическая ситуация в Республике Дагестан/ РАН. Ин-т этнологии и антропологии. - М., 1994.
10. Абдулатипов А.М. Терроризм в Дагестане: Криминологическое исследование / Абдулатипов А.М., Сайгитов У.Т.; М-во внутр. дел Респ. Дагестан, Дагест. гос. ун-т. - Махачкала, 2002.
11. Мудунова А. Ю. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан. - М. : МАКС Пресс, 2003.
12. Абдуллаева З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся: На примере Республики Дагестан: Дис.- Махачкала, 2003.
13. Абуев Н.М. Формирование и управление стратегией социально-экономического развития проблемного региона: На примере Республики Дагестан: Дис.- СПб., 2002.
14. Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Утверждена Законом Республики Дагестан от 03.12. 2004 №35. 2004.
15. Тоторкулов Ш.М. Теоретические вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Федерации (на примере Северного Кавказа): Монография. - М., 2003.
16. Абдурахманов М.А. Проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Дагестан. - Махачкала, 2003.
17. Собрание законодательства Республики Дагестан №6, 2006.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
12561. | Стратегии социально-экономического развития Республики Марий-Эл и Удмуртской Республики | 61.72 KB | |
Сравнительная характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 1. Характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. | |||
9747. | Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея) | 92.91 KB | |
Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и... | |||
19877. | Применение данных государственных кадастров природных ресурсов в целях управления земельными ресурсами (на примере Республики Кабардино-Балкария, Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Ингушетия) | 1.36 MB | |
В течение тысячелетий человек в своей деятельности использует естественные богатства и блага созданные природой т. 125 тыс.8969 тыс. Общий объём оценённых запасов минеральных вод превышает 12 тыс. | |||
12139. | Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов | 17.55 KB | |
По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС... | |||
16893. | РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 456.5 KB | |
Рациональный институт стратегических исследований при Президенте Украины Для эффективного моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов необходимо дать характеристику региона как объекта моделирования. С позиций концепции устойчивого развития экономический район может быть определен как часть экономического пространства которая характеризуется социо-эколого-экономической целостностью специализацией в рамках национальной и мировой экономики управляемостью... | |||
20923. | Оценка социально-экономического развития МО Котлас | 208.04 KB | |
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса. | |||
13784. | Создание модели социально-экономического развития регионов | 462.41 KB | |
Рассмотреть методы прогнозирования социально-экономического развития регионов. Создать модель устойчивого социально-экономического развития регионов. Сделать заключение о социально-экономическом развитии Российской федерации. | |||
20503. | Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития | 663.16 KB | |
Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев Ремесло Египта Птолемеев Торговля в Египте Птолемеев Социальная структура Египта Птолемеев. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра энергичный и талантливый Птолемей сын Лага который в 305 г. Поэтому даже до того как Птолемеи вынуждены были отказаться от великодержавной... | |||
16679. | Проблемы социально-экономического развития локальных территорий | 18.92 KB | |
Что касается промышленности то следует отметить следующие особенности Вологодской области: Основные производственные мощности сконцентрированы в городах Вологда и Череповец: в 2010 г. В промышленном производстве муниципальных районов кризисные явления имели большую глубину чем в среднем по области. Доля районов в промышленном производстве области снижается: в 2000 г. Большинство районов области сельскохозяйственные. | |||
18785. | Разработка прогноза социально- экономического развития ОАО «Краснозаводский химический завод» | 2.67 MB | |
Произошел переход к рыночной экономике, который привел к прекращению планирования. После распада СССР появилось многообразие форм собственности и способов координации экономической деятельности, что и привело к планированию на предприятиях. |
Темп роста ВРП в 2015 году составит 105,7%, что на 5,1 процентного пункта ниже уровня оценки за 2014 год (110,8%), при этом, на 4,5 процентного пункта больше показателя в среднем по РФ (101,2%) и на 3,4 процентного пункта больше показателя по Ставропольскому краю (102,3%).
Темп роста ВРП Республики Дагестан, Ставропольского края
и ВВП Российской Федерации за 2010-2013 годы,
оценка за 2014 год и прогноз на 2015-2017 годы
Данные, приведенные в диаграмме указывают на стабильно высокие темпы роста ВРП по сравнению со Ставропольским краем и в целом по Российской Федерацией (ВВП).
Средний прирост темпов ВРП в 2015-2017 годах составит по республике 7,3%, по Ставропольскому краю – 2,7%, по РФ (ВВП) – 2,2%.
Удельный вес налогов (во все уровни бюджетов за 2013 год) в объеме ВРП составляет 7,4%, что в 2,3 раза ниже, чем в среднем по РФ (17%) и в 1,6 раза меньше чем в среднем по СКФО (12,1%), в том числе в 2,4 раза ниже, чем в Ставропольском крае (при этом разница между объемами ВРП по РД и Ставропольскому краю составляет 1,2 раза).
Объемы ВРП и налоговые поступления
в разрезе субъектов СКФО за 2013 год
(во все уровни бюджетов)
млрд. рублей
Удельный вес налогов в структуре ВРП Республики Дагестан является самым низким среди субъектов РФ и СКФО. По данному показателю Республика Дагестан занимает последнее место среди субъектов СКФО. При этом по многим макроэкономическим показателям, формирующим ВРП, Республика Дагестан занимает лидирующие позиции (1-2 места), в том числе:
Объему продукции сельского хозяйства - 2 место после Ставропольского края;
Объему инвестиций в основной капитал - 1 место;
Объему выполненных строительных работ - 1 место;
Обороту розничной торговли - 2 место после Ставропольского края;
Объему платных услуг населению - 2 место после Ставропольского края.
По оценке за 2014 год объем ВРП на душу населения в Республике Дагестан составит 171,5 тыс. рублей, что на 7,9 тыс. рублей или 4,6% меньше чем в Ставропольском крае (179,4 тыс. рублей), то по прогнозу на 2015 год разрыв составит 3,9 тыс. рублей или 2,1% (РД - 190,3тыс. рублей, СК - 194,2 тыс. рублей).
Увеличение ВРП в расчете на душу населения прогнозируется: в 2015 году на 11%; в 2016 году - на 12,7%; в 2017 году - на 13,7%.
В структуре ВРП (по прогнозу на 2015 год) наибольший удельный вес (81%) приходится на:
Оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 24,6%;
Строительство - 20,6%;
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 13,3%;
Промышленное производство – 8,3%;
Гостиницы и рестораны – 7,8%;
Транспорт и связь – 6,2%.
Структура Валового регионального продукта
по Прогнозу СЭР РД на 2015 год
Прогнозируемые высокие темпы развития отдельных секторов экономики в 2015-2017 годах должны привести к изменению структуры ВРП.
4.4. По Прогнозу СЭР РД на 2015-2017 годы индекс промышленного производства составит: в 2015 году – 109,1% , в 2016 году – 110,3% и в 2017 году – 111,0% к уровню предыдущего года. Темп роста в 2017 году по отношению к уровню 2013 года вырастет в 1,5 раза против 107,3% в среднем по РФ.
В 2015 году объем отгруженной продукции составит 70 451,2 млн. рублей, что на 9 763,7 млн. рублей больше оценки за 2014 год.
Структура промышленного производства составляет:
- «добыча полезных ископаемых» - 7,2% (5 076,3 млн. рублей) против 6,8% по оценке за 2014 год;
- «обрабатывающие производства» - 67,8% (47 800,6 млн. рублей) против 66,7% по оценке за 2014 год;
- «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 24,9% (17 574,3 млн. рублей) против 26,5% по оценке за 2014 год.
Объем промышленной продукции на душу населения на 2015 год составляет 23,6 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2013 годом (20,4 тыс. рублей) на 3,2 тыс. рублей или 22,8%, при этом в 4 раза ниже уровня Ставропольского края (92,0 тыс. рублей).
Структура промышленного производства
(2014-2015 годы)
Основную часть объемов промышленной продукции (более 60%) формируют обрабатывающие производства. По прогнозу на 2015 год объем производства обрабатывающих производств составит 47 800,6 млн. рублей, что на 7 306,2 млн. рублей или на 18% больше оценки за 2014 год (40 494,4 млн. рублей).
Доля продукции по обрабатывающим производствам общем объеме промышленной продукции в 2015 году увеличится на 1,1 процентного пункта (с 66,7% до 67,8%), при этом, доля по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – снизится на 1,6 процентного пункта (с 26,5% до 24,9%).
Необходимо отметить, что дальнейшему развитию промышленности должны способствовать реализация Приоритетных проектов развития РД, в том числе «Новая индустриализация», «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие», Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а также государственной программы РД «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 годы».
4.5. В 2015 году прогнозируется увеличение темпа роста производства сельскохозяйственной продукции на 0,2 процентного пункта (106,4%) по отношению к уровню оценки за 2014 год (106,2%). Темп роста на 2017 год по отношению к 2013 году прогнозируется в размере 129,1% при 112,3% в среднем по РФ.
В области развития сельского хозяйства в республике ежегодно реализуются ряд программ и инвестиционных проектов, на поддержку которых выделяются значительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные.
Кроме того, в 2015 году будет продолжена реализация Приоритетных проектов развития РД, в том числе, направленных на развитие агропромышленного комплекса: «Создание «точек роста» Республики Дагестан» и «Эффективный агропромышленный комплекс».
В общем объеме производства продукции сельского хозяйства основную долю составляют хозяйства населения - 71%, крестьянские (фермерские) хозяйства – 14,7% сельхозпредприятия – 14,3%.
Структура продукции сельского хозяйства
Республики Дагестан и Ставропольского края
В общем объеме произведенной продукции сельского хозяйства наименьший удельный вес составляет продукция сельхозпредприятий - 14,3%, против 60% по Ставропольскому краю (или меньше в 4,2 раза).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения на 2015 год планируется в размере 32,0 тыс. рублей или в 1,6 раза ниже, чем в Ставропольском крае (53,0 тыс. рублей).
По данному показателю, для того чтобы до 2017 года достичь уровня Ставропольского края, необходимо ежегодно наращивать темпы роста объема сельскохозяйственной продукции не менее чем в 1,3 раза, а довести уровень до среднероссийского значения – в 3 раза.
В прогнозируемом периоде будет продолжена работа по реализации приоритетного проекта развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс», направленный на развитие птицеводства, виноградарства (внедрение кластерного подхода), животноводства, рыбохозяйственного комплекса, размещение промышленных садов интенсивного типа, создание агропромышленных парков, геотермальных агропарков, сопровождение ключевых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса.
4.6. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 2015 год прогнозируется в сумме 248 000,0 млн. рублей, что на 30 000,0 млн. рублей больше уровня оценки за 2014 год, при этом темп роста (107,6%) на 5,1 процентного пункта ниже оценки за 2014 год (112,7%).
Темп прироста инвестиций в 2017 году по отношению к уровню 2013 года составит 144,9% против 104,1% в среднем по РФ.
Объем инвестиций в расчете на душу населения на 2015 год прогнозируется на уровне 82,9 тыс. рублей, что на 13,1% или 9,6 тыс. рублей больше уровня оценки за 2014 год (73,3 тыс. рублей).
В структуре распределения инвестиций наибольший удельный вес занимают предприятия следующих видов экономической деятельности: «транспорт и связь» - 19,5%, «строительство» - 17,0%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 12,8%, «обрабатывающие производства» - 10,3%, «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 8,6%, «сельское хозяйство» - 8,5%, «здравоохранение» - 8,1%, «образование» - 7,1%.
Из общего объема инвестиций доля собственных средств организаций составляет 13,6%, привлеченных средств - 86,4%, из них бюджетных средств – 57,6%.
По показателям объема инвестиций на 2015 год, Республика Дагестан опережает субъекты СКФО, в частности Ставропольский край, по общему объему инвестиций и объему инвестиций в расчете на душу населения – в 1,5 раза (объем инвестиций: РД - 248,0 млрд. рублей, СК – 145,0 млрд. рублей; в расчете на душу населения: РД – 82,9 тыс. рублей, СК – 51,8 тыс. рублей).
Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, добывающий сектор, обрабатывающие производства, транспорт, туристско-рекреационный комплекс, жилищное строительство, образование и здравоохранение.
В целях привлечения инвестиций в республике реализуется Приоритетный проект развития РД «Инвестиции в Дагестан», в рамках которого предусматривается реализация мероприятий, направленных на повышение представленности республики в федеральных программах, в инвестиционных программах государственных компаний и государственных корпораций, что позволить обеспечить приток дополнительных инвестиционных средств в экономику.
4.7. С учетом роста инвестиций в основной капитал в прогнозируемом периоде прирост объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» составит: в 2015 году – на 15 000,0 млн. рублей или 13,8% , в 2016 году – на 7 000,0 млн. рублей или 5,7%, в 2017 году – на 11 000,0 млн. рублей или 8,4%.
Прогнозируется увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования: в 2015 году - на 2,5% или 40 тыс. кв. м (1 650 тыс. кв. м) , в 2016 году - на 5,5% или 90 тыс. кв. м (1 740 тыс. кв. м), в 2017 году - снижение на 2,3% или 40 тыс. кв. м (1 700 тыс. кв. м).
Доля жилья построенного индивидуальными застройщиками возрастет до 90% против 89% в 2014 году (оценка).
По данным Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД, за январь-сентябрь текущего года показатель ввода в эксплуатацию нового жилья вырос почти на 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более 80% от общего количества строящегося жилья, возводится индивидуальными застройщиками. За 9 месяцев 2014 года в регионе было введено около 650,0 тыс. кв. м индивидуального жилья и почти 120,0 тыс. кв. м жилья в многоэтажных жилых домах.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя республики в 2017 году составит 19,0 кв. м (за 2013 год - 17,1 кв. м), при этом в среднем по РФ (по отчету за 2012 год) - 23,4 кв. м.
4.8. Оборот розничной торговли на 2015 год по Прогнозу СЭР РД на 2015-2017 годы составит 579 598,1 млн. рублей, что на 67 938,2 млн. рублей или на 13,3% больше уровня оценки за 2014 год (511 659,9 млн. рублей).
Темпы роста оборота розничной торговли на 2013-2016 годы планируются выше средних значений по РФ и Ставропольскому краю. Так, прирост темпов оборота розничной торговли в прогнозируемом периоде составит: в 2015 году – 8,4% ; в 2016 году – 10,2%; в 2017 году – 12,1%.
В 2015-2017 годах среднегодовой темп роста оборота розничной торговли составит 110,2% (в прогнозе в целом по РФ – 103,9%).
Темп прироста оборота розничной торговли в 2017 году к уровню 2013 года составит 44,8% против 9,1% в среднем по РФ.
В Московском доме национальностей 1 декабря прошел IV Форум «Дагестан. Взгляд из Москвы», организованный Политическим клубом «Достоинство». Телемост между Московским и Махачкалинским отделениями клуба собрал дагестанцев, неравнодушных к судьбе родного края. Вел форум общественный деятель Хаджимурад Гаджиев, который отметил, что клуб объединяет экспертов, общественно-политических деятелей и всех, кто хочет изменить жизнь в Дагестане к лучшему.
Эксперт-экономист Хаджи-Мурад Абашилов представил доклад «Оценка экономической ситуации в республике Дагестан», который «МК в Дагестане» публикует сегодня. Подробнее о форуме мы расскажем в следующем номере.
Эквилибристика цифрами или надутые показатели
Мой прошлогодний доклад, посвященный оценке социально-экономического положения республики, был посвящен показателям, которые были достигнуты или опубликованы в официальных источниках. Сомнение в их достоверности, указание на полнейшую зависимость цифр от политической воли, а не от экономических процессов, вызвало тогда бурную негативную реакцию.
Надуваются пузыри во многих отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве. Количество приписок по поголовью скота в животноводстве и завышение сумм расходов к возмещению по растениеводству не поддается даже ревизорскому исчислению. Управление отраслями сводится не к достижению новых высот, а к эквилибристике цифрами и освоению бюджетов.
Этот механизм не починить. Его можно только сломать, разорвав все порочные связи внутри оного. Мы можем оценить это на примере столицы. Сложнейшая система управления городом под руководством Саида Амирова, завязанная на личных связях и коррупционном механизме, после его ареста дала критические сбои по всем направлениям – системы жизнеобеспечения, финансово-бюджетная сфера, коммунальная, транспортная сфера не раз попадали в коллапс.
Исходить мы можем лишь из того, будут ли менять отдельные части скрипучей государственно-административной системы республики или все же будут выстраивать новый механизм? И мы опять приходим к тому, что экономикой управляет политика. 2017 год ознаменовался важнейшим политическим шагом, который резко изменил диспозицию. Не будем анализировать публичные отчеты с бездоказательными цифрами и искать в них очередные несоответствия. Попытаемся оценить – что из себя представляет экономика Дагестана и в каком направлении ей надо двигаться?
Состояние экономики Дагестана
Официальная статистика гласит о том, что за 1январь-октябрь 2017 года практически по всем направлениям наблюдается рост. Приведем данные по обороту организаций за 10 месяцев 2017 года, а по сальдированному финансовому результату – за 3 квартала 2017 года.
Сельское хозяйство - 15,5 % валового регионального продукта. По обороту организаций показан рост 118%, по финансовому результату без учета субъектов малого предпринимательства - рост 173%.
Добыча полезных ископаемых - 0,4 % ВРП с отрицательной динамикой в его структуре. По обороту организаций - рост 108,5%, по финансовому результату динамика нулевая.
Обрабатывающее производство - 3,9 % ВРП. По обороту организаций - рост 112,7%, по финансовому результату - рост 104,4%.
Энергетика - 2,0% ВРП. По обороту организаций - рост 104,8%, по финансовому результату - рост 102,1%.
Строительство - 15,8% ВРП. По обороту организаций – рост 112,6%, по финансовому результату- рост 116,5%.
Транспорт и связь - 7,5% ВРП. По обороту организаций - данные отсутствуют, по финансовому результату - снижение до 92,1%.
Сектор госуправления - 6,4% ВРП. По обороту организаций - рост 116,6%, по финансовому результату данный сектор нет смысла оценивать.
Торговля - 28,5% ВРП. По обороту организаций - рост 103,5%, по финансовому результату - снижение до 92,8%.
Эти цифры означают, что Дагестан - сельскохозяйственная, торгово-ориентированная республика с небольшим промышленным производством, в основном, в сфере строительства и энергетики. По отчетным показателям динамика в 2017 году составляет в среднем 108 % относительно показателей прошлого года, что говорит о невероятных успехах!
Однако, в разделе «Финансовые результаты деятельности организаций» отчета ТУ Росстата по РД указано: «В январе-августе 2017 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организации) в действующих ценах составил 3 048,9 млн. рублей убытка. За этот же период предыдущего года, сальдированный результат составлял 2 855,5 млн. рублей убытка.»
Организации массово в убытке. Субъекты малого предпринимательства (ключевой сектор в республике) даже не оцениваются - они только усугубляют статистику. То есть статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет.
Причины слабости экономики Дагестана
1. Инвестиционный климат , сложившийся в последние 4 года. Инвестиционный спрос натянут государственными инвестициями и госгарантиями приближенным к руководству республики организациям, и настроен не на долгосрочное инвестирование, а на получение субсидий и льгот от государства, что отлично показывает, например, сельское хозяйство. Весь прирост объемов сельского хозяйства обусловлен чуть ли не кратным приростом субсидий по конкретным направлениям деятельности - виноградарство, животноводство, по которым действуют одновременно несколько направлений государственного субсидирования. Все, что касается частных инвестиций без участия государство - мертво.
2. Дефицитность собственных финансов республики. Ежегодное муссирование темы межбюджетных трансфертов приводит к очередному перетягиванию каната между субъектами РФ в борьбе за дотации. 75% республиканского бюджета сверстано за счет субвенций, субсидий и, самое главное, дотаций. Порядка 23 млрд. собственных доходов из практически 100 млрд. расходов с реально положительной динамикой увеличения налоговых доходов и сборов - это истинный показатель сбалансированности бюджета.
В Дагестане рынок представлен Сбербанком и Россельхозбанком, действующими по налаженным схемам. Чем занимаются остальные дагестанские банки, мы узнаем, когда Центробанк раз объявит, что «данная кредитная организация не выполняла требования по капиталу и проводила сомнительные необоснованные финансовые операции».
3. Огромный долг , искусственно повешенный на ключевые элементы топливно-энергетического комплекса республики . Долги газовиков и энергетиков будут кочевать из года в год в пугающей арифметической прогрессии с невменяемыми цифрами в 35 млрд. руб. по состоянию уже на 2017 год. Ежегодный прирост долга в более чем на 10% требует политического вмешательства руководства республики и жесткой позиции по урегулированию долговых обязательств.
4. Отсутствие развитого промышленного производства . Флагманов республиканской экономики, таких как Азимут, Авиаагрегат, Электросигнал, КЭМЗ и регулярно дотируемый оборонзаказом Дагдизель, на российском рынке не видно абсолютно. Отсутствие собственной производственной базы формирует зависимость от внешних производителей по самым мелким номенклатурам деталей для сельского хозяйства, строительства и торговли.
5. Высокая теневая составляющая экономики . Эта сфера поддается оценке, хотя и довольно приблизительной. Например, по итогам целого комплекса проверок, инициированных руководством города совместно с налоговиками, было выявлено более 3000 предпринимателей, осуществлявших свою деятельность без постановки на учет. Но «в чёрную» уже мало кто работает - весь бизнес, в основном, сосредоточен на «серых схемах». Ужесточение административного контроля и постоянное повышение ставок налогов, сборов, взносов стимулируют к уходу «в тень», что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства.
6. Административно-правоохранительный пресс . Это самый сложнооцени-ваемый показатель, который прямо коррелирует с первым пунктом и обратно ему пропорционален. Он запределен. Количество и объем проверок различных контрольных органов, инициация уголовных дел по малейшему поводу с квалификацией «мошенничество». Интересный факт - в 2017 год Минсельхозпрод РД проверяло одновременно 5 (пять!) контролирующих организаций. Бесконечный проверочный процесс дестабилизирует работу любого учреждения и нивелирует смысл его деятельности.
Политика – концентрированная экономика
Согласно определению Владимира Ленина, экономику определяет политика, политическая воля. Новое руководство Дагестана публично объявило о смене парадигмы - не «работать чуть-чуть на себя», а строго следовать закону, в особенности в части антикоррупционного законодательства. Для экономики важны правила и их соблюдение. Надо выбрать ключевые направления и сосредоточиться на них, не распыля-ясь.
1. Решение вопроса с газовыми и энергетическими долгами. Республика не может выходить на рынок производства электроэнергии, с инвестиционными площадками по добыче и реализации полезных ископаемых с репутацией банкрота. Проведение переговоров с ключевыми кредиторами, фиксация обязательств республики с реальным дисконтированием, выставление жесткого графика погашения на срок до 5 лет с предельным объемом платежей не выше 1% ВРП в год.
2. Создание регионального банка. Это именно политический вопрос решения финансово-экономической проблемы, лежащий в сфере надзора ЦБ РФ и под неукоснительным наблюдением Минфина России. Без оперирования внебюджетными источниками финансирования любые шаги региональной власти имеют слабые шансы в реализации оных. Региональный банк не может быть создан непосредственно органами государственной власти республики, поэтому это форма должна быть разработана совместно с руководством вышеупомянутых федеральных органов. Либо под чутким руководством ТУ ЦБ РФ по РД проведена консолидация оставшихся региональных банков с целью формирования такого коммерческого банка регионального значения.
3. Определение сельского хозяйства в качестве локомотивной отрасли экономики. Решение проблем, связанных со сбором, хранением, сортировкой и транспортировкой урожая, формирование условий для круглогодичного цикла большинства подотраслей. Отказаться от формы государственных гарантий, так как это формирует нездоровую конкуренцию между крупными и мелкими производителями. Именно в данной сфере сработает экономический мультипликатор за счет расширения строительства большого количества сопутствующих элементов - складов, сортировочных центров, овощехранилищ, мини-консервных заводов и так далее.
5. Отказ от прямого финансирования и предоставления государственных гарантий в инвестиционном проекте, не связанном с сельским хозяйством . Запредельные оценки и нереальные перспективы каждого отдельного проекта во всех случаях обернулись пшиком. В рамках жестких бюджетных параметров необходимо по минимуму соблюсти политес в отношении промышленного производства, которое в действительности является далеко не лучшим мультипликатором, но зато очень оперативно реагирует на изменения в экономике, что сразу отражается и на его показателях.
6. Секвестирование бюджетных расходов в части расходов на госуправление . Провести оптимизацию муниципалитетов и районов республики с целью сокращения неэффективного управленческого аппарата. Расходы бюджетов поселений на зарплаты руководителям составляют иногда больше половины всего бюджета, что ломает весь смысл существования этих бюджетов. То же касается и бюджетов районов, которые необходимо объединить под конкретные количественные параметры с учетом, конечно, национально-исторического аспекта. Это даст существенную экономию бюджетных средств, высвобождающуюся под социальные либо инвестиционные расходы.
7. Развитие столицы республики в агломерацию, прообраз современного мегаполиса. Объединение Махачкалы и Каспийска с добавлением территории под промышленное и жилищное строительство позволит сформировать инвестиционный потенциал для прорывного развития столицы как мощного образовательного, промышленного и финансового центра.
Махачкала нуждается в трансформации - в новой транспортной парадигме, территориальном планировании и зонировании, расширении бюджетного потенциала с целью формирования ключевой базы развития республики, ее центральной финансовой, кадровой и организационной составляющей. Эффект масштаба в данном случае сыграет огромную роль, хотя о конкретных цифрах говорить рано. Вопрос стоит в стратегическом решении проблемы, которую простой оптимизацией расходов или борьбой за увеличение доходов не снять.
Здесь перед нами вновь встает вопрос качества государственного аппарата и уровня должностных лиц. Любое экономическое решение в республике будет иметь эффект только при наличии политической воли и эффективной, настроенной команды. Мы ждем и готовимся!
Республика Дагестан является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Кавказского федерального округа. В 2011 г. объем валового регионального продукта Республики составил 327 млрд. руб., за последние 7 лет объем ВРП увеличился более чем в 3 раза. В составе суммарного объема валового регионального продукта России Республики Дагестан удельный вес по объему ВРП также имел тенденции к росту с 0,02% в 2005 г. до 0,3% в 2011 г. В Российской Федерации по объему ВРП Дагестан занимает 37 место, среди регионов Северо-Кавказского федерального округа – 2-е место, уступая лишь Ставропольскому краю.
Динамика объема валового регионального продукта по регионам СКФО, млрд. руб.
Производство ВРП за период с 2005 по 2011 годы имело устойчивую тенденцию к активному росту: ВРП (в сопоставимых ценах) 2011 года по сравнению с 2009 годом вырос на 26%, а по сравнению с 2005 годом – в 3,6 раза. Тем не менее, в период 2007-2010 гг. наблюдалась тенденция сокращения реального ВРП Республики Дагестан, наибольшее падение которого пришлось на 2010 год (индекс физического объема ВРП составил 103,6%), однако уже начиная с 2011 г. отмечается рост индекса, превышающий аналогичные показатели в среднем по федеральному округу и Российской Федерации в целом.
Индекс физического объема ВРП, %
В расчете на душу населения объем произведенного в Дагестане валового регионального продукта увеличился по сравнению с 2005 годом в 3,3 раза и составил 111,9 тыс. руб. в 2011 г., что соответствует 3 месту среди регионов СКФО. В Российской Федерации по производству ВРП на душу населения Дагестан занимает 74 место. По душевому показателю ВРП республика сопоставима с Ивановской областью, Северной Осетией, Тывой и Кабардино-Балкарией.
Валовый региональный продукт на душу населения по регионам СКФО, тыс. руб.
В отраслевой структуре формирования валовой добавленной стоимости Республики Дагестан относительно аналогичных показателей по федеральному округу и России в целом можно выделить отличительные особенности, позволяющие охарактеризовать экономику региона как аграрно-индустриальную:
Доля в ВРП региона сектора сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства составляет 15,1% (СКФО – 14,6%, РФ – 4,5%).
Доля в ВРП продукции промышленного производства – 6,5% (СКФО – 14%, РФ – 32,6%).
Доля в ВРП строительной отрасли составляет 19,4% (СКФО – 12,3, РФ – 6,9%).
Доля оптовой, розничной торговли и бытовых услуг в ВРП составляет 27% (СКФО – 22, РФ – 19,4%).
Доля в ВРП транспорта и связи – 9% (СКФО – 8,7%, РФ – 10,5%).
Доля коммерческих финансовых услуг, операций с недвижимостью, а также сферы сервиса и туризма составляет 6,9% (СКФО – 7,3%, РФ – 13%).
Доля внерыночных услуг в составе ВРП – 16,1% (СКФО – 21,1, РФ – 13,1%).
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2010 г., %
Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта Республики Дагестан вносит «оптовая и розничная торговля, оказание бытовых услуг населению», удельный вес их добавленной стоимости в экономике за год возрос на 1,1% и в 2011 г. составил 27,3% общего объема ВРП (в 2005 г. – 19,8%). Рост обеспечен главным образом за счет увеличения оборота вида деятельности «оптовая торговля» в 2,3 раза. Оборот розничной торговли и оказание услуг населению выросли за исследуемый период на 12,9% и 10,2% соответственно; реальный объем добавленной стоимости также вырос на 10,1%. Вклад вида деятельности «оптовая и розничная торговля, оказание бытовых услуг населению» в ВРП региона постоянно растет, и по сравнению с 2005 г. его доля увеличилась с 19,8% до 27,3%, в фактических текущих ценах рост составил почти 5 раз, с 17,9 млрд. рублей в 2005 г. до 89,3 млрд. рублей в 2011 г.
Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности в 2011 г., %
Вторыми по значимости для экономики Дагестана являются строительство и аграрный сектор, обеспечивая 18,8% и 15,2% соответственно в формировании валового регионального продукта. По сравнению с 2010 г. доля сельского хозяйства в структуре ВРП увеличилась на 0,1%, в то же время в строительстве произошло небольшое падение на 0,6%. На протяжении периода 2005-2011 гг. влияние этих отраслей экономики также существенно изменилось, если в 2005 г. сфера строительства формировала 12,6% ВРП, то уже в 2011 г. – 18,8%; сельское хозяйство наоборот снизило свое влияние с 23,6% в 2005 г. до 15,2% в 2011 г. При этом реальный объем добавленной стоимости, созданной в строительной отрасли и сельском хозяйстве по отношению к 2010 г., выросли на 0,3% и на 2,4% соответственно. В сравнении 2011 с 2005 г. реальный объем добавленной стоимости снизился со 108,1% до 106,3% в сельском хозяйстве и со 145,8% до 108,3% в строительстве.
Динамика индексов физического объема валовой добавленной стоимости,%
Отрасль экономики | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Сельское хозяйство | 108,1 | 105,2 | 105,2 | 103,3 | 104,4 | 103,9 | 106,3 |
Рыболовство и рыбоводство | 76,8 | 80,3 | 101,1 | 169,8 | 132,9 | 100,4 | 96,3 |
Промышленность | 81,4 | 98,6 | 106,2 | 94,2 | 110,1 | 103 | 100,5 |
Строительство | 145,8 | 127,8 | 130,1 | 126,5 | 115,6 | 108 | 108,3 |
Транспорт и связь | 109,3 | 119,1 | 105,9 | 116,2 | 97,8 | 94,2 | 109,9 |
Торговля | 132,6 | 124,2 | 133,2 | 114,6 | 116,5 | 101,6 | 111,7 |
Услуги в сфере финансов, недвижимости, сервиса и туризма | 28,6 | 89,1 | 86,3 | 81,4 | 65,5 | 114,7 | 85,7 |
Внерыночные услуги | 109 | 105 | 105,8 | 98,6 | 103,8 | 101,8 | 102,3 |
Сельское хозяйство, строительство и торговля вместе образуют 57,7% добавленной стоимости в регионе, удельный вес остальных секторов и их вклад в формирование экономики Республики Дагестан в разрезе видов экономической деятельности не столь существенный и колеблется от 8,8% («транспорт и связь») до 0,1% («финансовая деятельность»). За исследуемый период доля этих отраслей не подвергалась значительным отклонениям, что свидетельствует о стабильной экономической конъюнктуре.
Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности (в % к итогу)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по видам экономической деятельности: | |||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 23,5 | 19,8 | 15,8 | 15,4 | 15,0 | 15,0 | 15,1 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Добыча полезных ископаемых | 1,9 | 1,1 | 0,9 | 0,6 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
Обрабатывающие производства | 5,8 | 3,9 | 4,7 | 3,2 | 3,7 | 4,3 | 4,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2,1 | 1,8 | 3,8 | 3,4 | 1,7 | 1,7 | 1,9 |
Строительство | 12,6 | 15,8 | 17,0 | 19,7 | 20,1 | 19,4 | 18,8 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 19,8 | 21,4 | 25,3 | 23,6 | 26,7 | 27,0 | 27,3 |
Гостиницы и рестораны | 1,6 | 1,8 | 2,9 | 3,9 | 3,3 | 3,8 | 4,6 |
Транспорт и связь | 14,2 | 13,9 | 8,5 | 11,0 | 10,3 | 9,0 | 8,8 |
Финансовая деятельность | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 2,6 | 2,9 | 3,8 | 2,9 | 2,0 | 2,9 | 2,6 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 4,1 | 6,3 | 6,4 | 5,9 | 6,0 | 6,1 | 6,1 |
Образование | 5,7 | 5,6 | 5,3 | 4,9 | 5,0 | 4,9 | 4,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,6 | 3,8 | 3,9 | 3,9 | 4,0 | 3,9 | 3,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2,4 | 1,9 | 1,7 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,2 |
В структуре направлений использования ВРП основная его доля приходится на расходы на конечное потребление – в 2012 г. 70,2% от общего объема, из которых 75,4% выпадает на конечное потребление домашних хозяйств. В целом за период 2005-2012 гг. наблюдался стабильный рост использования валового внутреннего продукта как на конечное потребление, так и на валовое накопление. 15
Динамика использования валового внутреннего продукта, млрд. рублей
🔊 Прослушать новость
О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН за январь-декабрь 2016 года
Валовой региональный продукт
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-декабрь 2016г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 107,8% (январь-декабрь 2015г. – 105,9%).
Промышленное производство
Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2016г. к соот- ветствующему периоду 2015г. составил 136,3%, против 105,2% в январе- декабре 2015г. На рост промышленного производства по сравнению с январем-декабрем 2015г. повлияло увеличение: производства машин и оборудования – в 2,5 раза (ОАО «Дагдизель»), производства транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»), производства, передача и распределение электроэнергии – на 44,9% (Дагестанский Филиал ОАО «РусГидро») и производства пищевых продуктов, включая напитки и табака – на 5,7% (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО «Рычал-Су»). В тоже время наблюдается снижение добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – на 7,6% (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть»), производ- ства, передача и распределение пара и горячей воды – на 12% (ОАО «Махачка- ла теплоэнерго», ООО «Каспий тепло сервис», ООО «Дагестанэнерго»).
Сельское хозяйство
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-декабре 2016 года оценивается в 112454,6 млн. рублей в действующих ценах, и составил 104,7% (в том числе растениеводство – 104,7%, животноводство – 104,6%,) к соответствующему периоду 2015 года, против 105,2% в январе-декабре 2015 года.
Строительство
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за январь-декабрь 2016 г. составил 133440,1 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,0%. Крупными и средними строительными организациями за январь-декабрь 2016 года выполнено работ на 8841,6 млн. рублей, что составило 121,0% от уровня января-декабря 2015 года. В январе-декабре 2016 г. введено жилья общей площадью 1844,8 тыс. кв. метров, что на 1,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в том числе индивидуальных жилых домов – 1579,3 тыс. кв. метров, что на 12,5% больше.
Торговля и услуги
Оборот розничной торговли в январе-декабре 2016 г. составил 671214,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше аналогичного периода предыдущего года на 1,9%. Увеличение темпов роста оборота розничной торговли в январе-декабре 2016 года обусловлено увеличением физического объѐма продаж на рынках 3,9% против уровня соответствующего периода предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-декабре 2016г. составил 52,4%, непродовольственных товаров – 47,6%. Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, в январе-декабре 2016 года составил 116440,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше соответствующего периода 2015 года.
Финансы
Финансы . В январе-ноябре 2016 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в действующих ценах составил – 3750,2 млн. рублей убытка. Кредиторская задолженность обследуемых организаций республики составила на 1 декабря 2016г. 80517,6 млн. рублей, в том числе просроченная – 28027,1 млн. рублей или 34,8% от общей суммы (на 1 декабря 2015г. – 32,4%). Кредиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 3%, а с аналогичным периодом предыдущего года – увеличилась на 13,9%, а ее просроченная, соответственно – уменьшилась на 3,5% и увеличилась на 22,3%. Дебиторская задолженность на 1 декабря 2016г. составила 30085,9 млн. рублей, из нее просроченная – 6631,4 млн. рублей или 22% (на 1 декабря 2015г. – 18,3%). Дебиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 2,1%, а с аналогичным периодом предыдущего года – умень- шилась на 1,5%, а ее просроченная – уменьшилась, соответственно на 7,9% и на 13,4%.
Социальные вопросы
Среднедушевые денежные доходы за январь- декабрь 2016 года, по оценке, составили 28 634,4 рубля. Реальные располагае- мые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, составили 102,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-ноябрь 2016г. составила 19446,9 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4%. Реальная заработная плата, за этот же период по сравнению с соответствующим периодом 2015г. уменьшилась на 2,8%.