Научное обозрение. Медицинские науки

1

В данной статье приводятся результаты научно-практических исследований по оценке питания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

здоровье

меню-раскладка

организация школьного питания

физическое развитие

1. Воронцов И.М., Тихвинский С.Б. Антропометрический скрининг при массовых осмотрах детей: метод. рек. – Л., 1991. – 29 с.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э., Бокарева Н.А., Соколова С.Б. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей. – М., 2011. – 142 с.

3. Мартинчик А.Н. Физиология питания: учеб. для студ. учреждений проф. образования. – М., 2013. – 240 с.

4. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М., 2004. – 176 с.

5. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 г [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Дата обновления 17.02.2016. Режим доступа: локальный.

6. О комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ Минздравсоцразвития № 621 от 30 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

7. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

8. СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 45 от 23.072008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / под ред. М.П. Могильного, В.А. Тутельяна. – М., 2010. 584 с.

10. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания. – М., 2010. – 816 с.

11. Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования / принята на 18-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association – WMA; Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.; с последующими изменениями. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sgmu.ru/sci/ethical/files/hd.pdf. Загл. с экрана.

Непременным условием поддержания здоровья нации, одним из важнейших факторов профилактики заболеваний, повышения адаптационных возможностей организма является питание, прежде всего правильное, здоровое, рациональное питание. Велико значение рационального питания подрастающего поколения для обеспечения процессов роста и развития, физического и нервно-психического развития. Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт, что формирование целого ряда алиментарно-зависимых заболеваний происходит в детском возрасте, являясь при этом заведомо предотвратимым.

А как же на самом деле обстоит дело с питанием детей и подростков? С этой целью нами был проведен ряд исследований. Объект исследования - дети дошкольного и младшего школьного возраста. Использован комплекс методов (гигиенические, клинические, социологические), более подробная информация о которых изложена в соответствующих частях статьи. Все исследования проведены с информированного согласия детей, их родителей в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта .

На первый взгляд может показаться, что проблемы питания организованных дошкольников (т.е. детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного типа) не существует - для них организовано четырехразовое рациональное питание. Однако анализ 10-дневных меню воспитанников одного из детских садов нашего города (возраст детей от 3 до 7 лет) показал явное несоответствие существующим стандартам .

Модель питания построена без учета физиологических потребностей детей. Энергетическая ценность блюд в абсолютном большинстве анализируемых дней ниже рекомендуемой для данного возраста Выявлены существенные отклонения от существующих норм потребления макро- и микронутриентов, что сопровождалось нарушением сбалансированности рациона питания. При составлении рационов не учитывались сезонные особенности - меню двух сезонов практически одинаковы, изменения касались только объема продуктов. Кроме того, отмечались существенные, выходящие за пределы рекомендуемых величин (± 5 %), отклонения показателей, характеризующих каждодневный рацион питания. Например, содержание жиров колебалось от 37,7 до 130,6 г/сутки, причем последнее значение в 2 раза превышает норму. Отмечены четырехкратные колебания суточного содержания углеводов (149 - 488 г) и аскорбиновой кислоты (14 - 71 мг).

Для снижения возможного риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у воспитанников детского сада необходимо изменение рациона питания. Поэтому практическим результатом данной работы явилось составление примерного меню на 10 дней с использованием технологических карт .

Затруднения при составлении оптимального циклического меню для организации детского питания разных возрастных групп в ДШУ чаще всего обусловлены незнанием современных принципов рационального питания, неумением рационально использовать рекомендованные для детей различных возрастных групп продукты питания .

Как известно, период школьного образования связан с риском нарушения здоровья. Вклад «школы» в здоровье велик - от 12,6 % в начальной школе до 20,5 % к концу обучения. Питание - важнейший и управляемый фактор здоровья; считается, что питание лежит в основе или имеет существенное значение в формировании и особенностях течения около 80 % всех известных патологических состояний . Два вышеприведенных постулата обусловливают значимость питания детей школьного возраста.

Что касается питания школьников в домашних условиях, то это, образно говоря, лежит на совести родителей. (Но и в этом направлении необходима работа просветительского толка, создание условий для претворения разработанных принципов концепции рационального питания). Но дети значительную часть времени проводят в школах, а проблема организованного питания школьников не нова и окончательно не решена, несмотря на ряд предпринимаемых мер . Постановлением Правительства Новосибирской области утверждена концепция и разрабатывается проект долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы». Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является одной из наиболее значимых как для государства, так и для общества в целом. На период от 7 до 18 лет, когда ребенок большую часть времени проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками.

В связи с этим в одном из исследований мы поставили цель изучить влияние организованного питания на физическое и психическое состояние школьников. Данное исследование проведено на младших школьниках (возраст 9 - 10 лет). Дети (40 человек) были разделены на две группы. В основу деления положена характеристика питания в период пребывания в школе. Дети первой группы в школьной столовой организованно получали горячие завтрак и обед, дети же другой группы самостоятельно питались в буфете.

Для выявления вклада различных вариаций питания проводили;

На основании собственных антропометрических исследований оценку физического развития с использованием скрининг-теста по Воронцову И.М. .

На основании анализа медицинских карт оценку и распределение детей на группы здоровья в соответствии с общепринятым подходом .

Кроме того для диагностики психических состояний использовали цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова, Г.Н. Генинг . Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний (тест Люшера, методика Лутошкина), доступен и удобен в применении.

Цветорисуночный тест выявил положительное психическое состояние у большинства школьников, однако имелись незначительные отличия по наличию признаков усталости и утомления - в первой группе у 1 ребенка, а во второй - у 3.

Что касается здоровья и его составляющих, то анализ результатов показал более значимые, статистически достоверные (непараметрический критерий, хи-квадрат, Р = или менее 0,05), различия между группами (таблица).

Характеристика физического развития здоровья школьников

Исследуемый показатель

контингент

Здоровье, распределение по группам здоровья. Доля детей, %

1 группа - здоровые дети.

2 группа - дети со сниженной резистентностью, имеющие функциональные нарушения.

3 группа - дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.

Физическое развитие, распределение по группам физического развития.

Доля детей, %

1 группа - без выраженных антропометрических отклонений.

2 группа - с незначительными антропометрическими отклонениями, группа «риска», «пограничная» группа.

3 группа - дети с выраженными антропометрическими нарушениями.

В обеих выборках преобладала доля детей I и II группы здоровья - 84 % (в первой группе испытуемых) и 63 % (во второй). Необходимо отметить незначительное число здоровых детей в первой группе и отсутствие таковых во второй. Основное различие между группами состояло в величине доли детей, имеющих хронические заболевания, соответственно, 16 % и 37 %. Неодинаковым было распределение школьников и по физическому развитию. Доля детей без выраженных отклонений антропометрических признаков во второй группе была почти в два раза меньше по сравнению с первой группой (63 % и 37 %), соответственно больше детей, отнесенных в «пограничную» (соответственно, 26 % и 42 %) и группу с выраженными отклонениями антропометрических признаков (соответственно 11 % и 21 %).

Таким образом, школьники, получающие организованное горячее питание в течение учебного дня, имеют более крепкое здоровье, развиваются гармонично и испытывают больше положительных эмоций. Для более точной оценки здоровья необходимо дополнительное углубленное обследование школьников второй группы с привлечением узких специалистов и диспансерный контроль школьного врача-педиатра.

Результаты проведенных исследований служат одним из «кирпичиков» в большой пирамиде знаний по проблеме «Питание и здоровье» и свидетельствуют о необходимости продолжения работ по обоснованию и внедрению теоретических и практических рекомендаций рационального, адекватного питания.

Библиографическая ссылка

Семенова В.Н., Галузо Н.А., Лутковская Н.А., Зырянова Е.Л., Кольченко Н.В. О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 3. – С. 58-60;
URL: http://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35764 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся .

Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состо­я­ние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни .

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию .

Здоровье ребенка формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций . Дети независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи . Особой заботы заслуживают дети из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья (Кучма Р.М., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., 2002), заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья детей. У детей из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания. .

Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации .

Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. .

Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии. По уровню и структуре физического развития сельские школьники отличаются от учащихся городских школ, особенно по показателям, характеризующим функционирование сердечно-сосудистой системы. Выявленные различия зарегистрированы на фоне незначительных расхождений по значениям показателей тотальных параметров тела: например, сельские девочки по росту и массе тела не отстают от городских сверстниц. Морфофункциональная характеристика особенностей адаптации, по данным кардиоинтервалограммы и гемодинамическим показателям, свидетельствует о возрастании индекса напряжения у сельских школьников на этапах индивидуального развития в отличие от детей мегаполиса, при этом, не выходя за пределы физиологической нормы .

Реализация принципа вариативности школьного образования достигается путем создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) с правом разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не получающие санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья школьников . Постоянно нарастающая интенсификация учебной нагрузки подвергает значительную часть учащихся (до 80%) школьному стрессу, повышающему уровень невротизации среди детей и увеличивающему среди них число дидактогенных неврозов (до 50%). Это ведет к росту распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза среди учащихся школ нового вида, что превышает распространенность соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ. По результатам комплексной оценки состояния здоровья менее половины сельских школьников Нижегородской области (2010 г) признаны здоровыми: 1-я группа здоровья – 10,1% школьников, 2-я – 34,2%, больных детей зафиксировано 54,6%, из них 53,2% с хронической патологией в стадии компенсации и 1,4% – в стадии субкомпенсации. Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от ступени обучения показывает снижение количества здоровых детей с увеличением учебного стажа – с 63,3% в младших классах до 35,5%) – в старших. Уровень заболеваемости сельских школьников по обращаемости ниже, по сравнению с результатами углубленных медицинских осмотров городских детей, что связано с меньшей доступностью квалифицированной медицинской помощи на селе и сниженной медицинской активностью сельских жителей .

Согласно Концепции государственной политики по охране здо­­ровья детей в РФ (2009), здоровье ребенка – это процесс его индивидуального физического, психического, умственного, духовно-нравственного, культурного и социального развития, не ограниченного факторами внутренней и внешней среды.

Количественные и качественные характе­ристики питания, а также уро­вень физического развития сельских школь­ников отличаются по важ­нейшим показателям от соот­ветст­вую­щих показателей городских де­тей Данные исследований, проведенных на территории Нижегородской области, свидетельствуют об изменениях в физическом развитии детей, как крупного промышленного центра - г. Нижнего Новгорода, так и проживающих в сельской местности Нижегородской области, обусловленных стремительным увеличением числа факторов риска, влияющих на рост и развитие, причем городская среда проецируется более негативным отражением на морфофункциональном развитии современного подрастающего поколения. .

За последние 20 лет, как в России, так и в других странах, стали отмечаться тенденции физического развития, показывающие уменьшение окружности грудной клетки, снижение мышечной силы, смещение ростовых скачков на более ранний возраст. Результаты исследований свидетельствуют о двух крайних тенденциях в изменении массы тела: недостаточная и избыточная, причем вторая отмечается намного чаще и позиционируется европейскими учеными как «эпидемия ожирения». Анализ результатов функциональных параметров учащихся Нижегородской области показал, что современные школьники, в отличие от сверстников 70-х годов прошлого столетия, имеют более низкие значения показателей функциональных возможностей, обусловленные снижением результатов пробы Штанге, жизненного и силового индексов, при этом показатели пробы Генчи снизились незначительно. Выявленные изменения показателей функциональных резервов произошли на фоне значительного увеличения тотальных параметров тела и эпизодически разнонаправленного изменения жизненной емкости легких и динамометрии, что, возможно, привело к получению сниженных значений изучаемых индексов и проб.

Уровень биологического созревания сельских школьников за истекшие 45 лет статистически значимо вырос и имеет тенденцию к сближению к таковому для городских школьников на начало 21 века. Современные сельские школьники Нижегородской области характеризуются высокой вариабельностью наступления стадии появления вторичных половых признаков и их выраженности. Результаты исследования показали, что за последние 40 лет произошли неоднозначные изменения показателей функционального состояния сельских школьников со снижением в целом адаптационных ресурсов .

Таким образом, всестороннее изучение процессов морфофункционального развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, стали обязательным компонентом системы контроля за его качеством среди подрастающего поколения. Динамика условий среды обучения и воспитания обосновывает регулярность разработки новых более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.


Библиографический список

  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Проблемы здоровья современных школьников // NOVAINFO.RU. – 2014. – № 23.
  3. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
  4. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2012. – Вып.7. – С.37-43.
  6. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  7. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31). – С.98-104.
  8. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. – № 6. – С. 667-669.
  9. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д.Онтогенетический подход к экологии человека // экология человека. – 2011. – № 9. – С. 9-18.
  10. Биктемирова Р.Г., Валеев А.М., Зайнеев М.М. Оценка показателей физического развития детей, проживающих в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды // Сборник трудов «Чтения памяти профессора А.А. Попова», Казань: Изд-во «Печать-сервис-XXI век», 2012, – С. 158-159.
  11. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. - 159 с.
  12. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013, №1. – С.12-27.
  13. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма. – М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 154 с.
  14. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». – URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  15. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». -Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  16. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6-1(38). – С.9.
  17. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 7(35). – С.5-8.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  19. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  20. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
  21. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Крылов В.Н., Жулин Н.В., Лавров А.Н., Болтачева Е.А. Сравнительная характеристика уровня функциональных резервов сельских и городских школьников // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 8-(40). – C.48-60.
  22. Михайлова, С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / С.В.Михайлова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.
  23. Сравнительные тенденции морфофункционального развития городских и сельских школьников Нижегородской области в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2013. – Вып. 7. – С. 34-43.
  24. Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00 / Калюжный Евгений Александрович. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  25. Внедрение оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области в процесс повышения квалификации педагогов социально-гуманитарных профилей / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – Челябинск: Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – № 1. – 2013. – С.113-118.
  26. Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3(1). – С.76-80.
  27. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.
  28. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). – С.99-106.
  29. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, Е.А.Болтачева, В.Н.Жулин // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С.197-202.
  30. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  31. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  32. Михайлова, С.В. Биометрические аспекты эпохальной динамики тотальных размеров тела сельских школьников Нижегородской области / С.В.Михайлова Е.А.Калюжный // Приволжский научный вестник. – № 5(21). – 2013. – С.11-16.
  33. Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Динамика биометрических показателей физического развития сельских школьников Нижегородской области // Исследования в области естественных наук. – 2014. – №2(26). – С.2
  34. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Жулин Н.В. Динамика показателей функциональных резервов сельских школьников Нижегородской области (1968-2012 гг.) // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7(39). – С.216-224.
  35. Шайхуллин Р.М., Рахимов И.И. Историческое освоение территории и оценка экологических условий населенных пунктов Татарстана // Филология и культура. – 2011. – № 26. – С. 92-97.
Количество просмотров публикации: Please wait 1

В статье проведен анализ особенностей нервно-психического здоровья детей дошкольного возраста. Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях. Методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения. Интегральное применение методик позволяет осуществлять диагностику и профилактику изменений в психическом здоровье на этапе дошкольного образования. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF CHILDREN IN CHILD CARE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Semenova N.V. 1 Shcherba E.V. 1

1 Omsk state medical academy

Abstract:

In article the analysis of features of psychological health of children of preschool age is carried out. Natural hygienic experiment according to visual thinking and level of uneasiness taped influence of intra environmental factors on mental health of children of three and six years in child care educational institutions. The technique of «pointless drawing» found prevalence of children with low level of development of color, lines and forms, and also augmentation of uneasiness and frequency of neurotic reactions in children of three years of group of observation. Integrated application of techniques allow to carry out diagnostics and prophylaxis of changes in mental health at a stage of preschool education. Search of new perspective technologies of protection and strengthening of mental health of children of preschool age is actual. Achievement of positive shifts in mental health of children possibly only on the basis of close integration of medical workers, representatives of a prokfilaktic link of medicine with pedagogic service.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Щерба Е.В. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2014. – № 2. – С. 129-130;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=424 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Матейкович Е.А.

ORCID:0000-0002-2612-7339, Кандидат медицинских наук, доцент,

Тюменский государственный медицинский университет

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Г. ТЮМЕНИ

Аннотация

Решение одной из самых актуальных задач здравоохранения – сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков – сталкивается с трудностями, обусловленными материальными условиями жизни семьи, плохой экологией, образом жизни ребенка, подростка. В литературе указывается на рост общей и гинекологической заболеваемости девочек и девушек. Автор ставит цель проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к детскому гинекологу в многопрофильную клинику Тюменского государственного медицинского университета. В работе отмечается широкое распространение среди девочек в оспалительных заболеваний половых органов, обусловленных нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, бесконтрольным приемом антибиотиков. У девушек отмечается низкий уровень культуры сексуального поведения, наличие вредных привычек, оказывающие прямое негативное влияние на гинекологическую заболеваемость. Констатируется важность участия гинеколога при проведении профилактических осмотров в школах и дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, гинекологическая заболеваемость, дети и подростки, экстрагенитальная патология.

Matejkovic E.A.

ORCID: 0000-0002-2612-7339, MD, Associate professor,

Tyumen State Medical University

REPRODUCTIVE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN TYUMEN

Abstract

The solution of one of the most topical issues of public health is to preserve the reproductive health of children and adolescents, it faces difficulties due to the material conditions of the family, poor ecology, the way of life of a child, and an adolescent. In known scientific paper they indicate the increase in the overall and gynecological morbidity of girls. The author aims to analyze the structure of the gynecological incidence of children and adolescents in Tyumen at different age periods, proposes prevention measures and options for maintaining these patients in order to preserve their reproductive health. Medical treatment records of 600 girls who applied for medical help to a pediatric gynecologist in a multidisciplinary clinic of the Tyumen State Medical University were selectively examined during the research. Author highlights a widespread occurrence of inflammatory diseases of genitals among girls, caused by a violation of hygiene of genitals, concomitant pathology, uncontrolled reception of antibiotics. Girls have a low level of culture in sexual behavior, the presence of bad habits, having a direct negative impact on gynecological morbidity. The importance of participation of a gynecologist in conducting preventive examinations in schools and pre-school establishments is ascertained.

Keywords: reproductive health, gynecological incidence, children and adolescents, extragenital pathology.

Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков относится к числу приоритетных задач здравоохранения как в России, так и за рубежом, поскольку девочки и подростки образуют резерв воспроизводства населения любой страны мира . Именно в детском и подростковом возрасте формируется нарушения специфических функций организма взрослой женщины, и в данный период жизни человека его репродуктивная система особенно уязвима. При этом на состояние репродуктивного здоровья детей и подростков оказывает влияние множество факторов, требующих самостоятельного изучения: наследственность, материальные условия жизни семьи, образ жизни ребенка и подростка, экологическое благополучие и т.д.

Многочисленные исследования последних лет активно указывают на резкое снижение доли абсолютно здоровых девочек, причем данная тенденция характеризует как общую, так и гинекологическую заболеваемость. У подавляющего большинства девочек и девушек выявляется одна, а нередко и несколько хронических болезней. Значительная часть подростков имеют метаболические нарушения, вредные привычки и ранний сексуальный опыт , последний фактор обусловливает выявление у них инфекций, передаваемых половым путем, являющихся одной из возможных причин бесплодия в будущем.

В структуре нарушений полового развития и гинекологической заболеваемости детей и подростков выделяются преждевременное половое развитие (от 2,5 до 3 % девочек в возрасте младше 8 лет), отсутствие полового развития (2-3 % девочек в возрасте 12 лет), врожденные пороки развития матки и влагалища (4% врожденных аномалий развития), дисменорея (39% у девочек в возрасте 13 лет, 72% – в возрасте 17 лет), аномальные маточные кровотечения (от 10 до 37,3%), олигоменорея (12,6% подростков в возрасте 15-18 лет), вульвит и вульвовагинит (65% девочек в возрасте от 1 до 9 лет), синехии (85% девочек в возрасте от 1 до 5 лет), хронический сальпингоофорит (14,6% сексуально активных девушек в возрасте 13-18 лет), опухоли и опухолевидные образования яичников (от 7,5 % до 19,2%) , , , .

Ученые обращают внимание, что состояние репродуктивного здоровья детей и подростков отличается в городской и сельской местностях , в горных районах и на равнине . Важное значение имеет проведение регулярных медицинских осмотров с участием гинеколога, эндокринолога и других узких специалистов . Регулярное проведение таких осмотров позволяет своевременно выявить экстрагенитальную и гинекологическую патологию у детей и подростков и, по возможности, предотвратить их неблагоприятное воздействие на репродуктивную систему ребенка .

Проживание на территории Западно-Сибирской низменности, где расположена Тюменская область, также оказывает влияние на состояние общего и репродуктивного здоровья детей и подростков. Так, у девушек-подростков здесь выявлен латентный дефицит железа, который превышает популяционный порог на 22%, поэтому юные беременные обоснованно относятся к группе риска по анемии .

Цель настоящей работы – проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. Автор длительное время осуществляет консультативный прием девочек и подростков в качестве гинеколога в многопрофильной клинике Тюменского государственного медицинского университета

При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к гинекологу, на основе специально разработанной карты, учитывающей такие сведения, как возраст, социальные условия жизни, диагностические данные, в том числе жалобы, гинекологический анамнез, результаты гинекологического осмотра и дополнительных методов исследования. Анализ медицинских карт проводился при условии согласия родителей пациенток на обработку содержащихся в них данных.

Результаты и обсуждение. Из 600 обратившихся на прием к гинекологу пациенток 45 находились в грудном возрасте (7,5%), 273 (45.5%) – в нейтральном периоде (от 1 года до 7 лет), в том числе 160 – в периоде раннего детства (от 1 года до 3 лет), 113 (18,8%) – в периоде первого детства, 40 (6,7%) – в препубертатном периоде (от 8 лет до менархе), 242 – в пубертатном периоде, в том числе в I фазе (от менархе до 14 лет) – 242 (40,3%), во II фазе (от 15 до 18 лет) – 162 (27%).

В структуре гинекологической патологии у детей грудного возраста чаще всего встречались синехии (82,2%), в том числе 33,3% – на фоне хронического вульвита. У 13,3% девочек выявлен вульвовагинит, в том числе у 11,1% – неспецифический. Только 2 девочки грудного возраста (4,5%) были признаны гинекологически здоровыми.

В периоде раннего детства на первое место в структуре гинекологической заболеваемости выходят вульвовагиниты: вторичный (33,7%), в т. ч. 21.8% – на фоне дисбактериоза кишечника, 11,9% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей, неспецифический (23,1 %), специфический (кандидозный) – 2,5%. Синехии наблюдаются у 34,4 % девочек, из которых 14,4% – на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми были признаны только 6,3% девочек.

У девочек в период первого детства также превалируют вульвовагиниты: неспецифический (40%), специфический (кандидозный) – 5,3%, вторичный (27,4%), в т.ч. 27,4% – на фоне дисбактериоза кишечника, 10,6% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей. Синехии встречаются гораздо реже – в 14,1% случаев, из которых 8,8% наблюдаются на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми признаны только 3% девочек.

В пубертатном периоде гинекологически здоровыми признаны 15 % пациенток. У остальных выявлены вульвовагиниты: 47,5% – непецифический, 10% – специфический, 27,5 % – на фоне экстрагенитальной патологии (вторичный), включая дисбактериоз кишечника (17,5%) и заболевания мочевыводящих путей (10%).

В структуре гинекологической заболеваемости девушек в пубертатном периоде лидируют различные нарушения менструальной функции (60,7%), в т.ч.: альгодисменорея (19,4%), олигоменорея (13,6%), нерегулярные менструации (10,3%), аменорея (8,7%), гиперполименорея (6,2%), ЮМК (2.5%). Воспалительные заболевания женских половых органов встречаются у 19,4% девушек, из которых 9,1% составляют вульвовагиниты: неспецифический (4,5%) и специфический (9,1%) – хламидиозный (5%), кандидозный (3,7%), гонорейный (0,4%), а также воспалительные заболевания верхнего отдела половых органов (5,8%). Киста яичника выявлена у 6,2 % пациенток, бактериальный вагиноз – у 4,9%, СПКЯ – у 3,7%, адреногенитальный синдром в «мягкой форме» – у 2,5%. Гинекологически здоровыми признаны только 2,9% девушек.

Выявленные результаты в основном коррелируют со структурой гинекологической заболеваемости детей и подростков в целом по стране , , . При этом в исследованных случаях обращает внимание единичное количество гинекологически здоровых пациенток во всех возрастных группах, что требует проведения более широкой профилактической работы, усиления пропаганды здорового образа жизни и культуры сексуального поведения, регулярной диспансеризации, прежде всего, в социально неблагополучных семьях.

Выводы:

  1. Воспалительные заболевания половых органов (вульвиты, вульвовагиниты) в период нейтрального детства занимают первое место в структуре гинекологической патологии.
  2. Нарушения менструальной функции такие как альгодисменорея, гипо- и гиперменструальный синдром, ЮМК послужили основными причинами обращения к гинекологу у девушек.
  3. У детей младшего возраста воспалительные заболевания обусловлены в основном нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, такой как дисбактериоз кишечника, заболевания мочевыводящих путей, бесконтрольным приёмом лекарственных средств, в частности антибиотиков.
  4. У девушек основной причиной воспалительных заболеваний являются инфекции, передаваемые половым путём, что свидетельствует не только о раннем начале половой жизни, но главным образом об отсутствии культуры сексуального поведения подростков, употреблении алкоголя и наркотиков, низком социальном уровне.
  5. Включение гинеколога в регулярные медицинские осмотры девочек и подростков способствует как своевременному выявлению гинекологических заболеваний, их лечению, так и профилактике возможных осложнений для гинекологического здоровья женщины, а, значит, сохранению репродуктивного потенциала будущих поколений.

Список литературы / References

  1. Атамбаева Р.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья девушек-подростков Кыргызстана [Электронный ресурс] / Р.М. Атамбаева, Ж.К. Исакова, Г.Д. Бейшенбиева, Ф.А. Кочкорова // Universum: Медицина и фармакология. – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (дата обращения: 24.11.2017).
  2. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 1008 с.
  3. Гурьева В.А. Репродуктивное здоровье девочек-подростков в городе и сельской местности / В.А. Гурьева, И.М. Данилова, А.Н. Данилов // Сибирский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 71-74.
  4. Ербактанова Т.А. Репродуктивное здоровье девушек-подростков Тюменской области на фоне латентного дефицита железа: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.08, 14.01.01: защищена 05.06.2014 / Ербактанова Татьяна Александровна; ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия». – Тюмень, 2014. – 23 с.
  5. Курбатова А.В. Репродуктивное здоровье девочек-подростков / А. В. Курбатова, А. Т. Егорова // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 2. – С. 9-13.
  6. Строзенко Л.А. Репродуктивное поведение современных девушек-подростков и уровень их соматического здоровья / Л.А. Строзенко, Л.Н. Клименов, Ю.Ф. Лобанов // Мать и дитя в Кузбассе. – 2011. – № 4. – С. 43-46.
  7. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2006. – № S. – С. 21-30.
  8. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек / Е.В. Уварова, В.И. Кулаков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2005. – № 1. – С. 6-10.
  9. Уварова Е.В. Особенности течения воспалительных заболеваний малого таза у девушек-подростков / Е.В. Уварова, Д.Р. Халимова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2011. – № 5. – С. 49-56.
  10. Хащенко Е.П. Современные подходы к диагностике и ведению пациенток с синдромом поликистозных яичников в подростковом возрасте / Е.П. Хащенко Е.П., Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2015. – № 5. – С. 5-9.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Atambaeva R.M. Mediko-social’nye aspekty reproduktivnogo zdorov’ja devushek-podrostkov Kyrgyzstana / R.M. Atambaeva, Zh.K. Isakova, G.D. Bejshenbieva, F.A. Kochkorova // Universum: Medicina i farmakologija . – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (accessed: 24.11.2017).
  2. Ginekologiya: natsional’noye rukovodstvo / ed. by G.M. Savelieva, G.T. Sukhikh, V.N. Serova, V.E. Radzinsky, I.B. Manukhin. – 2 nd edition. – M.: GEOTAR-Media, 2017. – 1008 p.
  3. Gur’yeva V.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov v gorode i sel’skoy mestnosti / V.A. Guryeva, I.M. Danilova, A.N. Danilov // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal . – 2008. – № 2. -P. 71-74.
  4. Yerbaktanova T.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devushek-podrostkov Tyumenskoy oblasti na fone latentnogo defitsita zheleza : dis. … of PhD in Medicine: 14.01.08, 14.01.01: defense of the thesis 05.06.2014 / Yerbaktanova Tatyana Aleksandrovna. – Tyumen, 2014. – 23 p.
  5. Kurbatova A.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov / A.V. Kurbatov, A.T. Egorova // Sibirskoye meditsinskoye obozreniye . – 2009. – No. 2. – P. 9-13.
  6. Strozenko L.A. Reproduktivnoye povedeniye sovremennykh devushek-podrostkov i uroven’ ikh somaticheskogo zdorov’ya / L.А. Strozenko, L.N. Klimenov, Yu.F. Lobanov // Mat’ i ditya v Kuzbasse . – 2011. – No. 4. – P. 43-46.
  7. Uvarova Ye.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek Rossii v nachale XXI veka / E.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2006. – No. S. – P. 21-30.
  8. Uvarova Ye.V. Sovremennyye problemy reproduktivnogo zdorov’ya devochek / E.V. Uvarova, V.I. Kulakov // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov.[ Reproductive health of children and adolescents]. – 2005. – No. 1. – P. 6-10.
  9. Uvarova Ye.V. Osobennosti techeniya vospalitel’nykh zabolevaniy malogo taza u devushek-podrostkov / Ye.V. Uvarova, D.R. Khalimova // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov [ Reproductive health of children and adolescents]. – 2011. – No. 5. – P. 49-56.
  10. Khashchenko Ye.P. Sovremennyye podkhody k diagnostike i vedeniyu patsiyentok s sindromom polikistoznykh yaichnikov v podrostkovom vozraste / Ye.P. Khashchenko Ye.P., Ye.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2015. – No. 5. – P. 5-9.
В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные