Характерные черты религиозных верований бронзового века. Религия в эпоху бронзы

Глава 6. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых... Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

Андроновская культура

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота...

Археологические находки на территории Сибири

Применение меди в изготовлении орудий являлось важнейшей вехой в развитии человечества. В Сибири эта эпоха характеризуется сложением больших археологических культур с широким охватом географического ареала...

Восточнославянские союзы племен

Восточные славяне в древности

Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени...

Государство и подданные в Арабском халифате

Доисламская арабская религия выражалась в культе природы, в частности, в почитании общих астральных (звёздных) богов и богов отдельных племён, в культе скал и источников. В Мекке, как и в остальной Аравии...

Погребальные памятники эпохи бронзы

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ Эпоха изучения азиатской части Средней Азии - это время значительных социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных и этнических общностей...

Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

Свобода, по Калиновскому - своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и - своя религия, своя вера. Такой верой для белорусского мужика является униатство. «Не один уже, может, позабыл...

Характеристика развития сельского хозяйства, ремесла и торговли в Египте в II тыс. до н.э.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Археологические материалы дают некоторые представления о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. И в цитадели, и в жилых кварталах городов были открыты строения...

Экспансия Скандинавии в VIII-XI веках

Еще одной отличительной особенностью скандинавских народов, является то, они приняли христианство значительно позже других народов Европы, это прежде всего повлияло на самобытную культуру...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бронзовый век и его особенности

§ 1. Древние земледельцы и пастухи

Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII--VII тыс. до н. э., и произошло это, скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI--V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э.

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше -- земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием.

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории -- от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.:

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок. Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза -- XVIII--XVI вв. до н. э., средняя -- XV--XII вв. до н. э.; поздняя -- XII -- начало VIII вв. до н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV--XIV вв., а вторая к XIII--XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние -- на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра.

Таким образом, алакульске и. фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе -- «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.

Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки -- петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников". Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап -- нуринский -- характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположений. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами.

Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась только верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. На следующем этапе -- атасуйском -- наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скрюченном положении на боку. бронзовый семиречье земледелец культовый

Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры -- бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой -- появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм встречаются трупоположения, вытянутые на спине. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы II южнее Караганды. Самый большой курган имеет высоту 2, диаметр 30 м. Под земляной насыпью находились три расположенных кольцами радиально каменных ограды.

В это время распространяются наземные жилища со стенами, сложенными из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ. Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены землянок обшивались деревянными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.

Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла. Центрально-Казахстанский палеометаллический центр оказывал влияние на культуру соседних районов -- Алтая, Сибири, Зауралья.

В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные андроновские памятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и могильник Тасты-Бутак2.

Для лесостепной зоны характерны могильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, круглыми и прямоугольными оградками. В западных районах распространены кольцеобразные каменные ограды и курганы. Всего в этом районе открыто более 80 поселений и около 90 могильников.

К периоду ранней бронзы относятся грунтовые погребения с трупосожжением. При раскопках поселения Вишневка в районе г. Петропавловска было открыто прямоугольное наземное жилище площадью 126 кв. м, деревянное перекрытие которого опиралось на деревянные стойки-бревна. В то же время появляются поселения, которые можно считать предшественниками (прототипами) древних городов. Одно из них -- Аркаим -- находилось на границе Челябинской и Кустанайской областей.

В период средней бронзы домостроительство, организация поселений, устройство погребений, погребальные обряды значительно изменились. Поселения уже не укрепляются, жилища-полуземлянки удлиненно-прямоугольной формы, площадью от 14J до 200 кв. м делятся на две части; на полу -- от одного до восьми очагов. Такие жилища открыты на поселениях Явленка, Тасты-Бутак.

В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры Приаралья, Западного Казахстана -- срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают полуземлянки -- прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300--400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

В Восточном Казахстане развитие андроновской культуры шло теми же путями. В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие месторождения меди, олова, золота.

К периоду поздней бронзы относится большинство захоронений из могильника Канай и расположенного рядом поселения. На поселении на правом берегу Иртыша, раскопана полуземлянка прямоугольной формы площадью 50 кв. м и примыкающие к ней хозяйственные постройки. Стены дома обложены камышом и обмазаны глиной.

Южный Казахстан и Семиречье были освоены и «плотно» заселены уже в эпоху бронзы. В Семиречье существовал своеобразный (семиреченский) вариант андроновской культуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.

Для Семиречья характерно смешение элементов культуры федоровских и алакульских племен. Могилы в виде прямоугольных и круглых оград характерны для федоровских традиций. Грунтовые могилы и ящики, а в горных районах срубы, сочетаются с трупоположением и трупосожжением.

Средняя бронза Семиречья представлена могильниками Тамгалы, Каракудук.

На юге Казахстана, в Каратау, раскопан могильник Таутары.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памятники эпохи бронзы -- мавзолеи Тегискена4. Наиболее ранние мавзолеи Тегискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрь -- опять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в полу. Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных коридоров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покойника, положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определить культурную принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны, здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андроновские формы и украшения лепной посуды), с другой -- сильное влияние южных культур (сырцовый кирпич, стандарт которого близок к южно-туркменским культурам эпохи Намазга VI и более поздних памятников Теккем-тепе и Яз). Мавзолеи Тегискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур 5"6.

Хозяйство андроновцев. Большинство андроновских поселений располагалось на берегах маленьких степных рек или ручьев, стекавших с гор. Рядом с ними в поймах рек находились поля и огороды.

При раскопках поселений были найдены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. В Алексеевском поселении, в северном Казахстане, в жертвенных ямах найдены принесенные в жертву богам стебли и зерна пшеницы. Отпечатки злаков сохранились на лезвиях серпов с поселения Мало-Красноярска в Восточном Казахстане.! На всех поселениях обычными находками были зернотерки, прямоугольные и круглые песты для дробления и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги.

Более существенную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали пищу,

шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр, о чем свидетельствуют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.

Исследованиями установлено, что в табунах, пасшихся в ковыльных степях и на разнотравьях альпийских лугов, были три разные породы: кони малорослые, высотой в холке до 128--136 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислобрюхие. Они были похожи на современных монгольских лошадей. Наиболее многочисленными в табунах были средние и рослые лошади высотой в холке 136--152 см и весом до 350 кг. И, наконец, элитная порода высотой в холке 152--160 см, поджарая, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Они использовались для колесничной запряжки -- наиболее грозной и мобильной военной силы того времени. Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они первыми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. В морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальный отсек. К домам пристраивались загоны.

Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы, в одном случае, на поселении Ушкатты была найдена глиняная статуэтка верблюда.

Можно утверждать, что в период ранней и средней бронзы, то есть до начала I тыс. до н. э., андроновцы были оседлыми; вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнее было придомным. При такой форме животноводства пастбища быстро скудели. Для сохранения продуктивности скотоводства и увеличения стада нужны были новые формы содержания животных. У андроновцев ею был яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки вместе со стадом весной и летом уходили на дальние пастбища, а поздней осенью возвращались домой.

Расстояния сезонных перекочевок.были различны. В Семиречье и Восточном Казахстане они составляли от 50 до 80 км, в Западном Казахстане -- путь от летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни. Так, постепенно из придомного выросло яйлажное, или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, позволявшее использовать и степные и пустынные пастбища.

По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав стада: сокращалось количество крупного рогатого скота и увеличивалось число баранов и лошадей.

§ 2. Древние рудоковы, металлурги и гончары

Изучая месторождения Казахстана геологи обнаруживают, что их разработка велась уже за три тысячи лет до нашей эры. Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имели огромные размеры. В районе Жезказгана, например, было выплавлено около 100 тыс. т. меди. На Успенском руднике добыто 200 тыс. т. руды.

Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды (малахит, азурит, касетерит) с богатым содержанием меди и олова. Разрабатывали рудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на поверхности жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках.

Использовали также подкопы под рудное тело, после чего молотами отбивали куски нависшей глыбы руды. При проходке глубоких штолен использовали деревянную крепь. Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы. Мелкодробленную руду относили на поселения, где плавили в специальных плавильных печах, остатки которых обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суук-Булаке, у аула Канай.

Остатки литейных мастерских были найдены на поселениях:

Мало-Красноярска, Алексеевка, Никольское, Петровка II. Кроме литья андроновцы знали приемы ковки, чеканки и тиснения. Из бронзы, обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со спиралевидными выступами. Прекрасным образцом ювелирного искусства служит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней, найденная в могильнике рядом с селом Копал в Семиречье.

Если у древних земледельцев Индии, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуда в эпоху бронзы изготавливалась профессионалами, выделившимися из среды других ремесленников на гончарном круге, то в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала посуду сама. Женщины изготавливали глину, лепили из нее горшки и обжигали на костре или в ямах, иногда обложенных камнем. В ранней бронзе XVII--XVI вв. до н. э. сосуды изготавливались при помощи болванки (шаблона) обтянутой тканью, сплетенной из конского волоса, либо из толстых шерстяных нитей, имели баночную форму, плоское дно, украшались прочерченными, либо нанесенными гребенкой геометрическими узорами. Некоторые горшки украшались налепными валиками и шишечками.

Орнамент на сосудах был не только украшением -- он имел магический характер, оберегая содержимое сосудов от «сглаза», «порчи», символизировал также богатство, изобилие содержимого горшка.

В период средней бронзы (XV--XIII вв. до н. э.) сосуды отличаются большей степенью стандартизации, совершенства: они более тонкостенны, изящны. Посуда изготавливалась с помощью болванки или методом кольцевого налепа, когда вначале изготавливалось дно, а затем к нему приделывали кольцо тулова, кольцо плечиков и кольцо венчика. При такой технике на месте перехода тулова в шейку образуется ребро-уступ, который является характерным признаком андроновской культуры периода средней бронзы. Орнамент, как и раньше, прочерченный, либо нанесенный штампом (треугольники, заполненные штрихами, меандры). В отличие от ранних горшков, орнамент расположен тремя полосами, зонами. Исследователи отмечают еще один технический прием изготовления сосудов, при котором вначале лепился горшок, а затем снизу к нему приставляли плоское дно.

Сосуды периода поздней бронзы отличались раздутым туловом и округлыми очертаниями. Они украшались налепными валиками, выпуклинами -- «жемчужинами», налепными шишечками.

Орнамент, украшавший сосуды андроновцев, сохранялся многие сотни лет, отдельные его элементы можно увидеть и в орнаменте казахского прикладного искусства.

Домашние промыслы. В андроновской семье делали все необходимое для жизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами из цветных нитей, украшая аппликацией и бисером. Нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкий станок и веретено/"Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную" обувь без каблуков, которая сшивалась сухожилиями животных. И мужчины и женщины носили на голове шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одежда женщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшались рядами бронзовых бусинок. Юбка спереди расшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшался стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались в ярко-красные и фиолетовые цвета.

В ушах женщины носили бронзовые серьги и серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны, иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслеты и перстни. В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей.

Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.

Поселок, город, жилище. Археологи обнаружили десятки поселений эпохи бронзы, на многих провели раскопки, дающие представление о характере поселений эпохи бронзы, жилища.

В XVII--XVI вв. в степной, лесостепной зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями -- стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предварительными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать древним городом7, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва -- 1,5--2 м, высота стены -- 2,5--3 м. По гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами.

Изнутри к стене примыкали торцы жилищ, плотно пристроенных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла вокруг внутренних стен и рва. Ров был облицован деревом, внутренняя стена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене также примыкали расположенные радиально жилища с выходом из каждого на центральную площадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрыв в стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход на центральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные улицы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площади, которая имеет подквадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от 190 до 300 кв. м. Стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами.

В целом характер поселения типа Аркаим, а также прямоугольных в плане поселений Петровка, Никольское, имеют признаки, характерные для раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений); наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение; деление территории на несколько зон -- жилую, производственную, общественную (в каждой из них сосредоточено жилье, производство, отправление культовых обрядов, либо проведение общественных собраний).

То, что поселения выполняли роль городских центров, свидетельствует и то, что они снабжали само поселение и расположенные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживала многочисленная прослойка ремесленников, о чем свидетельствуют погребения кузнецов и металлургов, молотки, наковальни и другой инструментарий. В ряде погребений найдены булавы -- знаки власти -- и остатки боевых колесниц, вещи, которые подчеркивают высокое положение в обществе их владельцев.

Рядом с городами возникали храмовые комплексы. Именно к этому времени относится распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов. Они хранились в тайниках и приносились в храмы лишь во время религиозных празднеств.

На поселениях были найдены глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Последние, судя по всему, относятся к самому началу превращения их в письменность и характеризуют высокий уровень развития общества.

Расцвет культуры в эпоху ранней бронзы стал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начали складываться зачатки Великого шелкового пути.

В эпоху средней бронзы, андроновские поселения уже не укрепляются стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи стала спокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скопление нескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило расположенных одной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он стал полуземлянкой площадью до 200--300 кв. м. Котлованы для жилища копали каменными, роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками, следы которых сохранились на стенках раскапываемых археологами жилищ. Глубина котлованов колебалась от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края, обеспечивая таким образом защиту жилья от влаги и сильных степных ветров, обычно «выдувавших» из дома тепло. В конструкциях широко использовалось дерево для укрепления стен, опоры балок и стропил перекрытия. Крыша устраивалась двускатной. В степи и горных местах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для облицовки стен.

В Центральном Казахстане в XII--IX вв. до н. э. в эпоху поздней бронзы строили строго по плану многокомнатные дома, сложенные из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м и более раскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в Евразийских степях в эпоху бронзы.

Одна из частей жилища более низкая, видимо, использовалась для содержания скота зимой. Иногда два жилища соединялись коридорами и образовывали единый жилой комплекс. Выработанный в течение многих столетий тип андроновского дома был идеально приспособлен к условиям степных и горных районов.

Народ, общество, обычаи. Изучение поселений и могильников эпохи бронзы, наблюдения за жизнью народов, стоявших на приблизительно одинаковом развитии, а также сопоставление андроновцев с конкретным народом, этносом, позволяют восстановить их жизненные обычаи.

Как уже отмечалось, андроновцы жили в больших домах большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Из материалов поселений не видно сколько-нибудь заметного социального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ позволили установить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже в эпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей, чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструкциями, большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилах найдены остатки колесниц и захоронений коней, а при погребенных -- бронзовые ножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы.

Такая же картина прослеживается в эпоху средней и поздней бронзы. В могильниках выделяются среди рядовых захоронений несколько грандиозных курганов диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м или сооружений, обнесенных двойным или даже тройным кольцом ограды из монументальных плит. Под такими курганами находились могилы размером 3,2 х 2,5, глубиной до 2,3 м- Стены их обкладывались срубами из бревен, сверху перекрывались накатом из бревен, иногда двойным. Большинство могил ограблено еще в древности, но по сохранившимся остаткам ясно, что вместе с умершим в могилу клали большое количество специально забитых животных, золотые украшения, бронзовые ножи, булавы, конские снаряжения, наборы наконечников стрел.

Судя по большой разнице в устройстве курганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было однородным. Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти за заслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от других, могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом. Наличие в ряде таких захоронений остатков колесниц позволяет сделать вывод, что они принадлежали воинам, выделившимся в отдельную группу.

Можно с уверенностью сказать, что в богатых андроновских погребениях были похоронены воины, которые в то время выделились в особую группу в обществе. Следовательно, у андроновцев уже на раннем этапе их истории произошло расслоение общества -- из массы рядовых его членов выделились «цари» -- правители и воины -- кшатрии. Их жены, члены семьи тоже занимали в обществе привилегированное положение, видимо, им принадлежат богатые захоронения с золотыми изделиями.

В источниках говорится еще об одном сословии -- жрецах. Их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Они были распорядителями не только культовых обрядов, но и хранителями древних традиций и знаний.

§ 3. Религия и искусство

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на

запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни." Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле -- это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию -- сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли -- это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время -- сожженное деревянное перекрытие -- следы очистительных костров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически -- жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища -- возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи8.

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан -- один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков -- петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы -- весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже -- вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев -- дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы -- индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод -- это символ солнца, а движение участников -- имитация вращения светила на небе. Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве -- двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов -- Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные -- лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Внешний вид древних славян. Описание главных черт характера славян. Особенности брачных и семейных отношений. Хозяйственная деятельность народа: земледелие, скотоводство, торговля. Культура и искусство древних славян. Религиозные представления предков.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    Среда обитания древних майя. Ранние представления о данной народности, периодизация истории. Последние города майя, особенности календаря. Обычаи и социальная организация майя, развитие письма и изобразительного искусства, религиозные верования.

    реферат , добавлен 15.03.2013

    Бронзовый век: основные причины возникновения и особенности. Активные культурные процессы в степных и лесостепных районах современной Омской области в бронзовом веке. Усложнение общественных отношений. Важнейшие достижения сибиряков бронзового века.

    реферат , добавлен 18.12.2014

    Характерные черты и особенности древних викингов VIII-XI вв. Влияние религиозных воззрений и образа жизни древних германцев на их устное народное творчество. Пантеон богов. Устройство скандинавской семьи. Повседневные отношения, ритуалы, праздники.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Изобретение способа получения бронзы - сплава меди и олова. Общественное устройство андроновских племен, атасуский этап, их хозяйство. Гончарное дело и металлургия. Мастера андроновской эпохи. Религия и искусство в эпоху бронзы. Строительство жилищ.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Характеристика заботы о детях-сиротах у древних славян как одна из культурно-исторических традиций. Культовые формы и традиции взаимопомощи и поддержки у древних славян. Описание форм приймачества в славянском обществе, особенности воспитания сирот.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2011

    Культурные аспекты восприятия времени. Космическая статика исторического времени в древнегреческой культуре. Гесиод и его исторические циклы. Особенности представления об историческом времени в культуре Древней Греции.

    реферат , добавлен 26.01.2007

    Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды. Процесс образования монгольского государства. Устройство Монгольской империи. Период истории Казахстана в эпоху монгольского владычества. Основные последствия монгольского нашествия для Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Скифские мифы и эпос. Религия и религиозные обряды. Оружие, посуда, искусство, культура. Погребения. Первое после урартов государство. Скифы создали свое искусство, многое из которого вошло в мировую и русскую культуру.

    реферат , добавлен 16.11.2005

    Племена и народности Казахстана в раннем средневековье. Рост городов, развитие материальной, духовной культуры. Казахстан в XIV – XV вв. Казахское ханство в XV – XVII вв. Изменения в развитии материальной культуры. Традиции, обычаи и обряды казахов.

Эпоха бронзы

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие для студентов, 1998 г.

Эпоха бронзы.

С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории - развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру - андроновскую.
Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном - атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм - баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-3ападном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном - могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому - могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства - полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-X вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.
Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства - собирательства и охоты, к производящим - земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт-общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально-магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.
С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа - воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.
В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукт у соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти - подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций.
Общины объединялись в кишвары - “области”. По сути, “область” представляло собой племя - союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен - “областей” были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения.
Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине ХV в. до н.э. приходит в упадок.
Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в ХV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II - начале I тысячелетия до н.э.
Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание - арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XII-X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена - носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура. В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства - кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.

Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Бронзовый век стал вторым поздним периодом эпохи металла. Он охватывает века с XXV до XI до н.э. и условно делится на три этапа:

  • Ранний - XXV по XVII вв..
  • Средний - XVII по XV вв.
  • Поздний - XV по IX вв.

Бронзовый век характеризуется усовершенствованием орудий труда и охоты, но до сих пор ученые не могут понять, каким образом пришли к мысли о плавлении медной руды металлургическим способом.

Бронза стала первым металлом, полученным путем часто с добавлением сурьмы или мышьяка, и по своим свойствам превосходила мягкую медь: температура плавления меди - 1000°С, а бронзы - около 900°С. Таких температур добивались в небольших печах-тиглях с острым дном и толстыми стенами. Формы для отливки орудий труда и охоты изготавливали из мягкого камня, а разливали глиняными ложками.

Развитие привело к усовершенствованию некоторые пастушьи племена перешли к кочевому скотоводству, а оседлые продолжали развиваться и перешли к плужному земледелию, что послужило началом социальных изменений внутри племен.

Кроме того, культура бронзового века начинает меняться: в роду устанавливаются патриархальные отношения - укрепляется власть старшего поколения, усиливается роль и положение мужа в семье. Свидетелями служат парные захоронения мужа и жены со следами насильственной смерти женщины.

Начинается расслоение общества, социальные и имущественные различия между зажиточными и бедными слоями становятся все больше: появляются большие многокомнатные дома с четкой планировкой, богатые поселения растут, сосредотачивая вокруг себя более мелкие. Постепенно расширяясь, они образуют первые города, в которых активно развивается торговля и ремесла, в бронзовый век зарождается письменность. Это было очень важным моментом.

Искусство бронзового века развивалось вместе с совершенствованием орудий труда: приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей. В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой. Орнаментальная живопись носила характер оберегов: защищали сосуды для пищи от злых духов, притягивали изобилие, дарили здоровье семье.

Интересны знаменитые росписи Каракола, изображавшие странных существ, в фигурах которых переплетались звериные и человеческие черты. Сочетание анфаса и профиля в одном человеческом изображении сближает эти фигуры с древнеегипетским искусством - все эти картины отражали космогонические представления древних о происхождении человека, о взаимодействиях людей и богов при переходе в мир мертвых. Такие рисунки были выполнены черной, белой и красной краской на стенах погребальных ящиков, а на черепах умерших были обнаружены следы рисунков, выполненных красной краской.

Кроме необходимых орудий, научились изготавливать литые и кованые бронзовые, золотые медные украшения, которые декорировали чеканкой, камнями, костью, кожей и ракушками.

Бронзовый век был предшественником железного, который поднял цивилизацию на более высокий уровень развития.

Бро́нзовый век - историко-культурный период, сменивший в передовых культурных центрах энеолит , характерный распространением металлургии бронзы, использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия. Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца четвертого тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали. В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка). Бронза - сплав меди с оловом, а также другими металлами (свинец, мышьяк), отличается от меди более низкой температурой плавления (700-900 °С) и большей прочностью, что обусловило ее распространение в первобытном обществе. Бронзовому веку предшествовал медный век - переходный период от каменного века к использованию металлов. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.

Бронзовый век как особую степень в истории человечества выделял еще древнеримский философ Тит Лукреций Кар . Научное обоснование бронзового века на археологическом материале дали в первой половине 19 века датские ученые К. Томсен и Е. Ворсо. В конце 19 - начале 20 века шведский археолог О. Монтелиус, пользуясь созданным им типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники бронзового века Европы. Большой вклад в изучение бронзового века на территории Европы внес французский ученый Ж. Дешелет. Тогда же началось комплексное изучение археологических памятников бронзового века, стали выделяться археологические культуры. В России в дореволюционный период археологи В.А. Городцов и А. А. Спицын определили основные культуры бронзового века в Восточной Европе. В советское время на Кавказе вели исследования Г.К. Ниорадзе, Е.И. Крупнов, Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, Б.Б. Пиотровский; на Волге - П.С. Рыков, И.В. Синицын, О.А. Гракова; на Урале - О.Н. Бадер, А.П. Смирнов, К.В. Сальников; в Средней Азии - С.П. Толстов, А.Н. Бернштам, В.М. Масон; в Сибири - С.А. Теплоухов, М.П. Грязнов, В.Н. Чернецов, С.В. Киселев, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников.

Периодизация бронзового века

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций; выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. Переход от медного века к бронзовому веку связывают с распадом Балкано-Карпатской металлургической провинции (первая половина четвертого тысячелетия до н.э.) и формированием около 35-33 веков до н.э. Циркумпонтийской металлургической провинции, которая доминировала на протяжении раннего и среднего бронзового века. Южнее центрального складчатого горного пояса в Евразии (от Альпов до Алтая) в бронзовом веке сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе со скотоводством, городами, письменностью, государствами. Севернее, в степных регионах Евразии преобладали общества скотоводов-кочевников. В среднем бронзовом веке (26-19 века до н.э.) территория распространения металла значительно расширилась на север.
Начало позднего бронзового века связывают с распадом Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. На ее месте сформировались новые металлургические провинции. Наиболее крупной из них была Евразийская степная металлургическая провинция. К ней с юга примыкала относительно небольшая, но отличающаяся богатством и разнообразием изделий, характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция. На Среднем Востоке сложилась Ирано-Афганская металлургическая провинция. Обширную территорию от Саян и Алтая до Индокитая занимала Восточно-Азиатская металлургическая провинция. Средиземноморская металлургическая провинция существенно отличалась от расположенной к северу от нее Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий. В 13-12 веках до н.э. произошла так называемая катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от Атлантического океана до Тихого океана. В течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись глобальные переселения народов, начался переход к раннему железному веку. Дольше всего в Европе бронзовый век сохранялся у кельтских племен на побережье Атлантического океана.

Основные центры распространения бронзы

Древнейшие бронзовые орудия труда были найдены в Малой Азии , Месопотамии, на юге Иранского нагорья и относятся к четвертому тысячелетию до н. э. В конце четвертого тысячелетия до н.э. они распространились в Египте, в конце третьего тысячелетия до н.э. - в Индии, в середине второго тысячелетия до н. э. - в Китае и Европе. Не позднее первого тысячелетия до н.э очаги бронзолитейного производства появились в Черной Африке. Своего расцвета африканское искусство бронзового литья достигло в 11-17 веках в странах Гвинейского побережья. В Америке секреты бронзового литья были освоены в Перу в период культуры позднего тиуанаку (6-10 века н.э.).
В бронзовом веке ярко проявилась неравномерность исторического развития различных регионов Земли. В странах Переднего Востока с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы формировались государства. Производящее хозяйство обусловило их экономический прогресс, возникновение крупных этнических общностей, начало разложения родового строя . Вместе с тем на значительных территориях, удаленных от передовых центров, сохранялся неолитический уклад, но и сюда проникали металлические орудия труда и оружие, влиявшие на развитие населения этих регионов. Ускорению темпов хозяйственного и общественного развития способствовали прочные меновые связи, особенно между районами месторождений металлов. Для Европы большое значение имел так называемый Янтарный путь, по которому из Прибалтики на юг вывозили янтарь, а на север везли оружие и украшения.
В эпоху бронзы в Азии продолжилось развитие городских цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, появились новые городские цивилизации: Хараппа в Индии, Инь и Чжоу в Китае (14-8 века до н. э.). В начале второго тысячелетия до н.э. у земледельческих племен юго-запада Средней Азии сложилась протогородская цивилизация древневосточного типа (Намазга-тепе 5), имевшая связи с культурами Иранского нагорья и Хараппой. На рубеже третьего - второго тысячелетий до н.э. Кавказский регион с его богатой рудной базой стал одним из металлургических центров Евразии, снабжал медными изделиями степные районы Восточной Европы. В третьем тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин - носителей куро-аракской культуры, связанной с древнейшей культурой бронзы Малой Азии. С середины третьего тысячелетия и до конца второго тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе жили скотоводческие племена (майкопская культура, северокавказская культура), оставившие богатые захоронения вождей.
Оригинальная триалетская культура с расписной керамикой была распространена в Закавказье в 18-15 веках до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. Закавказье было центром металлургии бронзы, сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Западном Кавказе - культура дольменов. Во второй половине второго тысячелетия до н. э. - начале первого тысячелетия до н.э. на базе культур эпохи средней бронзы складываются культуры с высоким уровнем металлургии: центральнозакавказская культура, колхидская культура (Западный Кавказ), кобанская культура (Центральный Кавказ), прикубанская культура (Северо-Западный Кавказ), каякентско-хорочоевская культура (Северо-Восточный Кавказ).
В Европе первые очаги государственности появились на Крите (Кнос, Фест) в конце третьего - втором тысячелетиях до н.э. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление письменности (21-13 века до н.э.). В материковой Греции аналогичный процесс начался позже, в 16-13 веках до н.э. здесь также уже существовали города-государства - царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев. Древняя Греция в бронзовом веке была передовым центром Европы, на ее территории процветал ряд культур земледельцев и скотоводов. В их среде происходил процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствуют находки мастерских бронзолитейщиков, кладов драгоценностей родовой знати.
В странах Дунайского бассейна в бронзовом веке завершался переход к патриархально-родовому строю. Археологические культуры раннего бронзового века (конец третьего - начало второго тысячелетия до н.э.) были продолжением более ранних энеолитических культур земледельческого характера. В начале второго тысячелетия до н.э. в Центральной Европе распространилась унетицкая культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронзовых изделий, а в 15-13 веках до н.э. - культура курганных погребений. Во второй половине второго тысячелетия до н.э. появилась лужицкая культура (12-4 века до н.э). Обширную территорию Центральной Европы занимала культура полей погребения (1300-750 годы до н.э) характерная трупосожжениями. В Центральной и Северной Европе в конце третьего и в первой половине второго тысячелетия до н.э. в нескольких локальных вариантах существовала культура боевых топоров (шнуровой керамики), получившая название по каменным сверленым топорам и шнуровой орнаментации керамики. С начала второго тысячелетия до н.э. территорию от Пиренейского полуострова до Карпат занимала культура колоколовидных кубков. Население, оставившее памятники этой культуры, постепенно продвигалось с запада на восток. На Апеннинском полуострове для бронзового века характерны памятники позднего этапа культуры Ремеделло. С середины второго тысячелетия до н. э. на севере полуострова распространились под влиянием альпийских озерных свайных поселений так называемые террамары - поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин в бассейне реки По. Бронзовый век на территории Западной Европы оставил большое число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитического типа - дольмены, менгиры, кромлехи. Примечателен мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, его ранние сооружения относят к 19 веку до н.э. С развитием металлургии связано появление на юге Пиренейского полуострова с конца третьего тысячелетия до н. э. развитой культуры с большими поселениями, обнесенными стенами с башнями (Лос-Мильярес).

Бронзовый век на территории России и сопредельных стран

В степной зоне Восточной Европы в начале второго тысячелетия до н.э. жили племена катакомбной культуры , занимавшиеся пастушеским скотоводством, земледелием, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Развитие приуральского металлургического очага привело в середине второго тысячелетия до н.э. к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, копьями, кинжалами, освоили верхового коня, распространились в степи по обоим берегам Волги, а на восток - до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, полуфабрикатов, литейных форм, изделий из драгоценных металлов. В первой половине первого тысячелетия до н.э. они были ассимилированы родственными им скифами.
В 16-15 веках до н.э. на территории Прикарпатья и Подолии начала распространяться комаровская культура. В северных районах она имеет особенности, свойственные более западной тшинецкой культуре . Волго-Окское междуречье и Вятское Заволжье во втором тысячелетии до н.э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди которых расселялись племена фатьяновской культуры, занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие шаровидную глиняную посуду, каменные сверленые топоры-молотки и медные «вислообушные» топоры. В эпоху бронзового века в Волго-Окском междуречье и на Каме получили распространение бронзовые копья, кельты, кинжалы сейминского или турбинского типа. Оружие сейминского типа типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе 14-13 веков до н. э. (Молдавия), на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее.
На Средней Волге, в Приуралье , в Подонье расположены курганные могильники и стоянки абашевской культуры второй половины второго тысячелетия до н.э. В степях Западной Сибири и Казахстана до Алтая и Енисея с середины второго тысячелетия до н. э. обитали земледельческо-скотоводческие племена андроновской культуры. В середине и второй половины второго тысячелетия до н. э. племена андроновской культуры проникли в Среднюю Азию, создали там ряд локальных культур, из которых наиболее известна тазабагъябская культура Хорезма. Распространением степняков, возможно, вызван упадок земледельческой цивилизации на юго-западе Средней Азии (Намазга 6). В последней четверти второго тысячелетия до н.э. в Южной Сибири и на Алтае распространялись бронзовые орудия труда и оружие карасукской культуры, а в Забайкалье - гробничной культуры.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные