Градостроительство: есть такая специальность! Поворотный этап в развитии важной профессии. Что изучает: Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов Преимущества обучения в магистратуре
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
07.03.04 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 07.03.04 Градостроительство (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
1.2. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - Организация).
1.3. Обучение по программе бакалавриата в Организации может осуществляться в очной и очно-заочной формах.
1.4. Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы бакалавриата Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).
Организация разрабатывает программу бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
1.5. При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.6. Реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.7. Программа бакалавриата реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации.
1.8. Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;
в очно-заочной форме обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.
1.9. Объем программы бакалавриата составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану.
Объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 80 з.е.
1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:
срок получения образования по программе бакалавриата в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;
объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год.
1.11. Область профессиональной деятельности и сфера профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:
10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сфере градостроительного проектирования и урбанистики).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
1.12. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
проектно-технологический (градостроительное проектирование);
аналитический (предпроектный анализ);
социально-коммуникативный (популяризация, согласования).
1.13. При разработке программы бакалавриата Организация устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:
область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;
тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;
при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.
1.14. Программа бакалавриата, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
II. Требования к структуре программы бакалавриата
2.1. Структура программы бакалавриата включает следующие блоки:
Блок 1 "Дисциплины (модули)";
Блок 2 "Практика";
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".
Структура и объем программы бакалавриата
Структура программы бакалавриата |
Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е. |
|
Дисциплины (модули) |
не менее 258 |
|
Практика |
не менее 16 |
|
Государственная итоговая аттестация |
не менее 16 |
|
Объем программы бакалавриата |
2.2. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".
2.3. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:
в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)";
в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
2.4. В Блок 2 "Практика" входят учебная и производственная практики (далее вместе - практики).
Типы учебной практики:
ознакомительная практика;
художественная практика.
Типы производственной практики:
технологическая (проектно-технологическая) практика;
эксплуатационная практика;
преддипломная практика.
2.6. Организация:
выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;
вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;
устанавливает объемы практик каждого типа.
2.7. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входят:
подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);
выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
2.8. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).
Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы бакалавриата.
2.9. В рамках программы бакалавриата выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
К обязательной части программы бакалавриата относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).
В обязательную часть программы бакалавриата включаются, в том числе:
дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;
дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".
Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 50 процентов общего объема программы бакалавриата.
2.10. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе бакалавриата, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
III. Требования к результатам освоения
программы бакалавриата
3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.
3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:
Код и наименование универсальной компетенции выпускника |
|
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Коммуникация |
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника |
|
Художественно-графические |
ОПК-1. Способен представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления |
Проектно-аналитические |
ОПК-2. Способен осуществлять комплексный предпроектный анализ и поиск творческого проектного решения |
Общеинженерные |
ОПК-3. Способен участвовать в комплексном проектировании на основе системного подхода, исходя из действующих правовых норм, финансовых ресурсов, анализа ситуации в социальном, функциональном, экологическом, технологическом, инженерном, историческом, экономическом и эстетическом аспектах |
ОПК-4. Способен применять методики определения технических параметров проектируемых объектов |
3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам).
3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой бакалавриата, Организация:
включает в программу бакалавриата все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);
включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу бакалавриата рекомендуемых профессиональных компетенций).
При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).
Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.
3.6. Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.
3.7. Организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций:
универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;
3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой бакалавриата.
IV. Требования к условиям реализации программы бакалавриата
4.1. Требования к условиям реализации программы бакалавриата включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы бакалавриата, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.
4.2. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы бакалавриата по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" и Блоку 3 "Государственная итоговая аттестация" в соответствии с учебным планом.
4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.
В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
4.2.3. При реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой бакалавриата, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.
Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).
4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.
4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
4.4.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на иных условиях.
4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
4.4.3. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).
4.4.5. Не менее 50 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
К педагогическим работникам и лицам, привлекаемым к образовательной деятельности Организации на условиях гражданско-правового договора, с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты международных и всероссийских премий в соответствующей профессиональной сфере, советники, почетные члены, члены-корреспонденты, академики Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, члены российских и (или) международных творческих союзов архитекторов, художников, дизайнеров, реставраторов, члены ассоциации ландшафтных архитекторов России, авторы научных монографий и крупных реализованных проектов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.
4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования программы бакалавриата Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.
В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе бакалавриата в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе бакалавриата требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.
Сравнительно недавно по прямому указанию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева официально была введена в перечень профессий новая специальность – градостроительство. Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Какие принципы лежат в основе и как формулируется миссия деятельности специалистов данного профиля, корреспонденту журнала ТОЧКА ОПОРЫ рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, лауреат государственной премии РФ, заслуженный архитектор РФ Александр Евгеньевич ФРОЛОВ.
– Александр Евгеньевич, как специалист своего дела, вы всегда в курсе тенденций градостроительства и освоения территорий: как можете охарактеризовать активный курс на высотное строительство?
– Действительно, если раньше застройка по этажности шла по принципу «не более чем», то теперь это девиз «не менее чем». В качестве ответа на ваш вопрос могу привести пример из жизни. Много лет назад германские коллеги-архитекторы организовали для нас деловую поездку, целью которой, в частности, как они сами выразились, было показать нам ошибки, допущенные ими при реализации проектов. Начали с Кёльна, точнее с одного из его микрорайонов, в нашем понимании. Приехали на объект. Перед нами высотные здания, качественно и профессионально отделанные, оснащённые комплексом подземных гаражей. Мы спрашиваем: «Когда же ошибки будете показывать?». Нам отвечают: «Да вот, смотрите!». Всё, что вокруг нас было, и то, на чём мы стояли (на крыше подземного гаража), и было одной сплошной ошибкой. Аргументы достаточно просты и понятны: во-первых, установлено, что психика человека не может воспринимать без деформации более, чем девять этажей; во-вторых, эксплуатация высотных зданий гораздо менее эффективна, чем сооружений обычной этажности. Представьте себе, 25 этажей. Да, с экономической точки зрения, но только на первый взгляд, этот проект выгоден и целесообразен, а кто будет эксплуатировать эти 25 этажей и, самое главное, как? Ведь на 25-й этаж нужно подать воду и тепло, обеспечить возможность эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, не говоря уже о лифтовом хозяйстве, которое является отдельной системой, требующей специального обслуживания. Подземный паркинг тоже не всегда является благом, особенно если не обеспечить соответствующий уровень безопасности. Всё перечисленное – дополнительные капитальные вложения и немалые, что, само собой, отражается на уровне коммунальных платежей.
В советских нормах было прописано: если ведётся строительство высотного здания, то в пожарной части этого района должен быть автомобиль с пожарной лестницей, которая достаёт до крыши этого здания (ведь люди в панике могут выбежать и на крышу). Вертолётами снимать рискованно, т.к. неизвестно, какие условия будут для эвакуации, вероятно, придётся спускать на крышу пожарных, чтобы они координировали действия пострадавших и т.д. Необходимо также учитывать и то, что не в каждом городе есть спасательный вертолёт и специальная пожарная машина с лестницей, достающей хотя бы до 25-го этажа, а стало быть, оснащённой кабиной-лифтом для эвакуации людей. Вот в чём вопрос: во что выльется безопасная эксплуатация такого здания?
Возвращаясь к разговору о Кёльне, замечу, что с оглядкой на собственные ошибки наши германские коллеги считают нормой 3,5 этажа. Не 25, а 3,5! И мы с вами тоже, в общем-то, можем понять, что это правильно, естественно, разумно. Но ведь людей, которые так долго либо стоят в очереди, либо ждут возможность приобретения собственного жилья, тоже понять можно: они рады и 25-му этажу. А через месяц-два эти же жильцы начинают писать жалобы, подавать судебные иски. А на кого? На того, кто строил? Того уже и след простыл. На муниципалитет? Тот в свою очередь справедливо спросит: «А мы-то тут причём?». Хотя согласно ФЗ основные полномочия по организации пространства того или иного поселения переданы именно муниципалитету, т.е. именно они должны всё предусматривать согласно государственным нормам в проекте планировки.
– А в каком порядке возможно посредством корректировки генерального плана решить задачу рекультивирования или перепланировки территорий?
– Как-то я задал вопрос зарубежным коллегам: сколько у них занимает времени и средств корректировка генеральных планов? Посредником нашей беседы был великолепный переводчик, профессионал своего дела. Однако он пытался перевести мой вопрос в течение 30 с лишним минут. Они не могли понять смысла того, что я спрашиваю. Дело в том, что территориальное планирование за границей заключается в следующем: существует город, существует пригород и существует команда, которая следит за их нормальным функционированием и делает это постоянно в режиме реального времени. Каждый член общины, будь то городской или поселковой, т.к. он заинтересован жить комфортно, принимает участие в обсуждении того, как они хотят и будут жить, какие производства они пустят, а какие нет, что будут развивать, а что нет. И когда община достигает консенсуса, тогда это совместное решение принимается законодательно. И ни одна бабушка уже под бульдозер не ляжет: её мнение учли. Поэтому иностранные коллеги и не могли понять, что значит «корректировать», когда они ведут генеральный план каждый день, это их работа. Аналогия очевидна: каждый человек, если он дорожит своим здоровьем и жизнью, постоянно наблюдается у врача, семейного доктора. Этот врач-специалист ведёт семью, следит за питанием, даёт советы по здоровому образу жизни, режимам отдыха и работы, рекомендует соответствующие процедуры и пр. То же самое и с городом, который имеет свою социологию, историю, инженерные и транспортные системы и многое-многое другое, говоря другими словами: город это чрезвычайно сложный «организм».
– Как можете оценить вклад Управления архитектуры и руководства области в развитие Подмосковья с учётом существующих реалий?
Что такое градостроительство? Л. Корбюзье – великий архитектор и градостроитель, говорил, что градостроительство – высшая степень архитектуры. В своё время Н.С.Хрущёв узнал, что в Англии есть такое понятие как «свободная планировка» и что с этим сможет справиться любой инженер. Исходя из этого, он разогнал все архитектурные вузы в Советском Союзе, оставил только один – Московский. Один тогда на 220 млн жителей! Эти плоды мы пожинаем сегодня. Специалистов катастрофическим образом не хватает. И всё-таки государственные проектные институты, подведомственные Главархитектуре, устойчиво работают уже на протяжении более десятка лет, это: ГУП МО «НИиПИ градостроительства», ГУП МО «НИИПРОЕКТ», ГП МО «МосГражданПроект», ГП МО «АПУ Московской области» – специальная организация, занимающаяся в основном предпроектной подготовкой и имеющая около 30 филиалов в области, и ГП МО «Мособлгеотрест».
Борис Всеволодович Громов – Губернатор Московской области очень чётко оценил значение территориального планирования, и уже в 2000 году было принято решение о разработке областной целевой программы генерального плана развития области, разработанная на базе Ганноверского документа устойчивого территориального развития Европейского континента по линии совета Европы. Программа – это весь комплекс, включая генеральный план, который затрагивает и культуру, и транспорт, и социологию, и здоровье. В России принято, что срок действия генерального плана составляет 20-25 лет, то такие сроки и были озвучены для данной Программы. Позднее мы трансформировали программу до 30-го года. На самом деле медленно, но верно мы придём к тому, что сопровождение будет производиться в режиме реального времени, как в передовых странах Европы. Правительством утверждена схема территориального планирования (СТП) Московской области. Также разработана схема транспорта. Чрезвычайно важный вопрос здесь – центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), и к концу 2012 года мы должны «покрыть» документами территориального планирования всю область.
– Почему Москва «задыхается» в плотном кольце пробок? Каков ваш прогноз относительно транспортного коллапса?
Потому что на Москву фактически накинута транспортная удавка, сдавливающая её со всех сторон. Причём удавка не только транспорта автомобильного, но и железнодорожного, и воздушного. И всё в центр, в центр. Это сложилось исторически, когда крепости строили так, чтобы все дороги вели к цитадели и враг не прошел. Но сегодня это ведёт к транспортным проблемам. Мы, в своё время, озаботившись решением этой задачи, предложили губернатору Московской области проект ЦКАД. Объясню, что это такое? Ранее были созданы так называемые рокады, образующие сеть автодорог вокруг Москвы, но они узкие, их нужно расширить и весь транзитный транспорт пустить в объезд Москвы. На границе ЦКАД будут выстраиваться и уже строятся логистические комплексы, работающие с большегрузным транспортом, сортируя и распределяя груз по малотоннажным транспортным средствам. Немалое значение в решении транспортных проблем призван решать тот факт, что на территории МО пересекаются два панъевропейских коридора (имеются в виду только автодороги) – второй и девятый. Второй коридор – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва Нижний Новгород и далее на восток. А девятый коридор – Чёрное море – Балтийское море от Одессы до Хельсинки, одна часть которого идёт через Москву и МО, а вторая – через Киев. Наш проект был рассмотрен Б.В.Громовым совместно с И.Е.Левитиным. Затем представлен В.В.Путину, тогда Президенту РФ, который отметил этот проект как приоритетный для России, т.к. он позволит разрядить, а впоследствии, возможно, даже и снять угрозу транспортного коллапса. Далее проект трансформировался из областного в федеральный, а позже он стал учитывать и железнодорожный, и воздушный, и водный транспорт.
Оценку будут давать другие (это в том числе это индивидуальное право каждого гражданина), но я с гордостью могу сказать, что благодаря такому отношению к территориальному планированию Губернатора и руководства области, разработка генерального плана сопровождается специальной межведомственной правительственной комиссией (МВК), которую возглавляют три заместителя Председателя Правительства Московской области: В.Ф. Жидкин, П.Д. Кацыв и В.В. Громов, и заместитель Председателя Московской областной Думы В.П.Куликов. МВК заседает один раз в месяц, в первый понедельник, и обеспечивает сопровождение разработки всего комплекса документов территориального планирования. Это реализуется без перерывов с 2002 года. В составе МВК есть постоянные члены, а есть те, кого приглашают в зависимости от поставленной на обсуждение задачи. Я уверен, что это является большим преимуществом для развития МО и Москвы, потому что здесь мы имеем системный подход к развитию субъекта. Например, СТП мы согласовывали со всеми нашими соседями, включая Москву, чтобы не только не навредить, но и наладить взаимодействие и кооперацию.
– Какое влияние оказывает реализация Генерального плана на экологию осваиваемых и развиваемых территорий?
В связи с реализацией Генерального плана развития тем или иным образом затрагивается только 1,2% окружающей природы. Учитывается масса мероприятий, направленных на её оздоровление и регенерацию, создание природоохранных комплексов, вплоть до учёта тропинок, по которым происходят сезонные миграции животных.
Я не знаю более интегрированной профессии, чем градостроитель, потому что надо учитывать огромное количество факторов, начиная с учета мнения населения, истории, социально-экономического развития, транспортных коридоров и мультимодальных пересадочных узлов и заканчивая тропинками для зайцев. Сегодня прилагается огромные усилия для того чтобы проекты не нарушали экологию и облагораживали окружающую среду, поэтому надеюсь, что реализация Генерального плана по максимуму внесет изменения в экологию осваиваемых территорий в части её оздоровления.
– Александр Евгеньевич, спасибо за открытый диалог и действительно актуальную и нужную информацию для наших читателей.
Главное управление архитекторы и градостроительства
Московской области
Работа архитектора-градостроителя - это та основа, без которой невозможно проектирование отдельных объектов, поскольку до того, как построить дом или завод, необходимо определить его место, а это значит - учесть всю совокупность связей будущего сооружения с землей и другими сооружениями. Для этого архитектору необходим взгляд "сверху", позволяющий ему отвлечься от частного и мыслить в категориях целостных архитектурных ансамблей. На основании разработанных учеными нормативов архитектор вычисляет, сколько должно быть в городе детских садов и школ, магазинов, столовых, кинотеатров.
Далее, на стадии генерального плана он решает объемно-пространственную композицию города в целом; здесь особенно важно внимательно отнестись к природному ландшафту, учесть необходимость сохранения экологического баланса. На заключительном этапе работ архитектор создает проект района или города, выполняет его чертежи в различных проекциях, в том числе и рисунки общего вида. Рассчитывает возникающие нагрузки на строительные элементы здания и определяет необходимые материалы и размеры строительных элементов. Определяет конструкцию фундаментов зданий в зависимости от характера почвы. Проектирует оптимальные схемы расположения коммуникаций в районе и в городе.
Закончили архитектурный ВУЗ и неожиданно осознали, что архитектура — не для вас? Не спешите сожалеть о напрасно потраченных годах: на основе материалов портала Archinect мы выбрали девять сфер деятельности, где архитекторы могут применить свои знания и навыки.
С 2008 на сайте Archinect существует рубрика , в которой профессионалы делятся своими историями, почему они решили уйти из архитектуры и как архитектурное прошлое помогло им найти себя в новой специальности. За неполных 8 лет в разделе опубликовали более 50 рассказов, которые будут интересны и сами по себе, даже если вы не планируете менять направление работы. На примере этих материалов мы постарались понять, почему архитекторы бросают профессию, что полезного дает архитектурное образование и собрали основные направления, которые могут привлечь несостоявшегося архитектора.
Зачем уходить
Несмотря на то, что в историях рассказывается о людях с самым разным опытом — от студентов, ушедших в другие сферы сразу после получения диплома, до профессионалов с 10-летним стажем работы на проектах разного уровня — доводы у большинства на редкость : бесконечные рабочие часы, где проектированию отведено 10% времени, а остальные 90% рабочего дня занимают переговоры с подрядчиками, решение проблем с чертежами, бюджетом и заказчиками.
С другой стороны, не только негативные стороны жизни архитектора толкают его к смене профессии. Архитектура — одна из самых разносторонних специальностей, задействующая очень разные аспекты жизни. Каждый следующий проект может открыть неизвестную до этого область, которая, возможно, окажется для вас настоящим призванием.
Что дает архитектурное образование
Если работа архитектора у кого-то может вызвать негативные эмоции, то насчет архитектурного образования все сходятся в одном — чем бы в итоге ни занимался человек, потраченные на обучение годы точно того стоят. Ким Кноленберг, открывшая собственную ферму, считает , что вряд ли смогла бы осилить этот проект, если бы не учеба в архитектурной школе, где она «научилась находить и решать проблемы, работать в команде и отстаивать свои идеи перед аудиторией». Список полезных навыков можно продолжать бесконечно. Тут и понимание контекста, и формирование аналитического подхода, и пространственное мышление. Работающий теперь в области проектирования интерфейсов Гонг Шето (Gong Szeto) рассказывает , что чаще всего на переговорах с ИТ-инженерами, трейдерами и банкирами ему приходится цитировать «пользу, прочность, красоту» Витрувия, поскольку формула, оказывается, очевидна не каждому.
Что считать архитектурой
Хоть основная часть героев рубрики больше и не занимается непосредственно проектированием зданий, мал кто из них считает, что они действительно бросили эту сферу деятельности — скорее, просто несколько отклонились от привычного для многих восприятия архитектуры. По словам Густаво Алмейда-Сантоша (Gustavo Almeida-Santos), работающего теперь креативным директором, его компания «по сути не занимается зданиями и сооружениями, но схожим образом обрабатывают информацию и проходит через те же стадии проектирования». Для него это просто еще одна область архитектуры.
1. На службе у архитекторов
Профессии, напрямую связанные с архитектурой
Архитектура — большая сфера деятельности, которая, тем не менее, живет по своим правилам и законам. Поэтому людям без архитектурного образования сложно вписаться и понять специфику работы. Это касается и таких профессий, как архитектурные фотографы и визуализаторы. Порталы по архитектуре и специализированные издательства, как правило, тоже основывают архитекторы.
Таким образом можно по-прежнему оставаться в самом центре архитектурной жизни, но избавиться при этом от большинства негативных последствий профессии. Важно, что вашими заказчиками будут сами архитекторы, с которыми вы говорите на одном языке. А направления деятельности здесь могут быть самыми разными. Например, Мэтт Тримбл (Matt Trimble), желая оптимизировать монотонный процесс редактирования чертежей, начал с написания простых скриптов для Autocad, а теперь возглавляет компанию Radlab, занимающуюся разработкой программного обеспечения для архитекторов.
Или можно перейти в графический дизайн и помогать архитекторам создавать книги, печатную продукцию, сайты. Или, как Анн Деру (Anne Dérian), после семи лет работы в разных бюро открыть собственное производство мозаики. Направлений здесь много, главное — выбрать то, что действительно нравится.
2. Интернет
Разработка веб-сайтов и приложений
Наверняка вы используете или хотя бы слышали про веб-сервис Pinterest , который позволяет собирать изображения в интернете. Но мало кто знает, что его основателем был архитектор. Будучи студентом и желая систематизировать свою огромную коллекцию рендеров, чертежей и фотографий, Эван Шарп (Evan Sharp) запустил с другом сервис, который спустя всего 5 лет существования оценивают уже в 11 млрд. долларов. По словам Эвана , архитектурная школа заставила его взглянуть пространственно на структуру интернета и понять, как люди могут использовать сеть в своих целях.
Среди популярных приложений, разработанных архитекторами, можно вспомнить также и сервис презентаций Prezi, который изменил подход к показам слайдов. Вся презентация создается на одном едином полотне, над которым перемещается камера, отдаляя и приближая отдельные области.
3. UI-дизайнер
Разработка пользовательских интерфейсов
Профессия разработчика пользовательских интерфейсов — возможно, одна из самых близких по духу к архитектуре. Создавая удобную для человека среду, UI-дизайнер продумывает перемещения пользователя внутри заданной системы, манипулируя потоками. По словам Ани Колак (Ania Kolak), архитектурное прошлое научило ее равноценно работать как с отдельными деталями, так и с проектом в целом.
4. Разработка игр
Проектирование виртуальных пространств
Любовь к рисованию в свое время убедила Фрэнсиса Тсаи (Francis Tsai) пойти в архитектурную школу. И, на его взгляд , именно обучение архитектуре и развитию пространственного мышления помогло ему стать известным в мире разработки игр. По сути, работа заключается в построении модели виртуального пространства и наполнению его объектами и эмоциями.
5. Моушн-дизайн
Создание заставок и видеороликов
Развитое пространственное мышление, как и отточенное чувство композиции, по мнению Магнуса Херта (Magnus Hierta) позволили ему быстро освоиться в моушн-дизайне и участвовать в создании видеороликов разных форматов. Как и архитектор, моушн-дизайнер должен быть не только дизайнером, но режиссером, оператором, монтажером, программистом и продюсером.
В разговоре про телевидение нельзя обойти стороной Дмитрия Ликина, сооснователя архитектурного бюро WOWHAUS. Работающий также на Первом канале в качестве главного художника, он принимал непосредственное участие в одном из самых ярких ребрендингов на российском телевидении 2000-х годов.
6. Медиа-персоны
Работа в кадре
Принято говорить, что по разговорчивости архитектор должен быть на втором месте после журналиста, чтобы успешно отстаивать свои идеи. Хотя, кроме умения быстро говорить, нужно еще и обладать определенной харизмой. В этом мы убедились на собственном опыте во время фестиваля «Зодчество-2015», засняв с рассказывающими о своих проектах архитекторами.
Тем временем Archinect публикует историю Джона Гиддинга (John Gidding), приглашенного вести шоу Designed to Sell («Спроектировано на продажу»). По сценарию Гиддинг помогает владельцам улучшить дом и повысить его стоимость для продажи. Но самое главное, что телевизионные бюджеты помогают ему выбивать деньги на любые технологические новинки строительной сферы и позволяют экспериментировать и оставаться в тренде технологий.
7. Девелопмент
Так сложилось, что архитекторы не слишком жалуют девелоперов в силу разных взглядов на мир. Но ничто не мешает самому архитектору выступить в роли управляющего, значительно упростив себе жизнь. В 2010 году Мигель Мак-Келви (Miguel McKelvey), уже имеющий за своими плечами опыт продаж, стал сооснователем сети коворкингов WeWork , которая спустя пять лет работы насчитывает 250 сотрудников и 54 локации.
Наличие архитектора на руководящих должностях позволило отстоять завышенные траты на проектирование интерьеров, без которых бы не удалось в итоге создать фирменную атмосферу коворкингов.
8. Дизайн одежды, текстиля и аксессуаров
Лишь после сокращения в период кризиса Эмили Фишер (Emily Fischer) нашла время собрать собственный сайт и разместить фотографии своих экспериментов с текстилем. Стеганые одеяла, которые вошли в нашу для архитекторов, мгновенно облетели интернет, а сама Эмили через три недели после увольнения уже открыла собственную фирму.
Сделать кольцо из бетона мог только архитектор. Но Линда Беннет пошла еще дальше, создав набор DIY Ring Kit , с помощью которого владелец должен сам сделать кольцо, замесив все необходимые материалы. Проект публиковался во всех крупных изданиях, успешно прошел кампанию на Kickstarter, а общая коллекция украшений за два года превысила 50 наименований.
9. 3D-печать
Печать в 3D обсуждается уже на протяжении многих лет, но все еще имеет большой потенциал. Купив на втором курсе поддержанный принтер, Кайл Вильям и Лиз вон Хасселн (Kyle William, Liz von Hasseln) планировали с его помощью постепенно оплачивать обучение. Но пара настолько увлеклась экспериментами, что даже дошла до использования сахара в качестве чернил. Теперь их проект The Sugar Lab создает сахарные скульптуры, развивая абсолютно новое направление пищевой печати.
Бонус: Дизайнер LEGO
Адора Ло (Adora Lo) стала еще одной жертвой финансового кризиса 2009, но уже давно не жалеет об этом. Сборка городов для тематических парков LEGO — работа мечты для многих архитекторов. Пока старые друзья по колледжу жалуются на неиссякаемые чертежи лестниц, Агора рассказывает , как собирала 9-метровую копию башен Петронас для парка в Сингапуре.
Сегодня ситуация меняется.
О профессии градостроителя беседуем с директором ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» Владимиром Щитинским.
- Владимир Александрович, что лежит в основе квалификации градостроителя?
Для представителей нашей профессии характерно комплексное понимание общих проблем развития городов и территорий с учетом задач всех заинтересованных субъектов экономики: властей, бизнеса и широких слоев населения. Это непросто, поскольку каждый из них «тянет одеяло на себя». Власти ограничены бюджетом, поэтому часто их взор обращен в сторону богатых инвесторов. А потребности бизнеса сводятся к получению прибыли. Редко можно встретить бизнесмена, который разворачивает свой инвестиционный проект и при этом озабочен социальными вопросами, проблемами сохранения исторического наследия или природоохранных зон. Широкие массы населения достаточно ограничены в своих представлениях о развитии территории. Для простого человека главное, чтобы ничего не построили под его окнами, не вырубили скверик рядом с домом, сохранили площадку для выгула собак и т.п. А градостроитель способен приподняться над узкими частными интересами, сбалансировать потребности всех и тем самым обеспечить процесс совместного решения, основанного на компромиссах.
- Получается, что градостроитель должен быть компетентен в таких различных областях знаний, как экономика, социология, политология, география, экология, архитектура, строительство, и это, наверное, не полный перечень?
Да, наша специальность сегодня достаточно редкая. Людей такой квалификации до недавнего времени не готовил ни один вуз в России. Градостроители высокого уровня рождались в процессе практической деятельности, начиная свой путь архитекторами, инженерами в различных областях, экономистами, экологами. Они приходили на работу в организации, подобные РосНИПИ Урбанистики, и те, кто имел желание расширить свой кругозор, впитывали в себя знания по смежным дисциплинам. Например, архитектор начинал вникать в вопросы развития транспорта, инженерных систем, разбираться, как инфраструктура влияет на архитектурные решения. Потом постепенно приходило понимание того, как в этом процессе участвует власть, население, бизнес. И такие специалисты теперь могут выдавать решения, в той или иной степени устраивающие всех. Они показывают необходимость и достаточность тех или иных условий, возможные и разумные компромиссы.
- Сегодня специальность «градостроительство» получила официальный статус?
Не так давно Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Более того, введены новые государственные должности, связанные с этой деятельностью. В городах наряду с главным архитектором введен пост главного градостроителя. В организациях, подобной нашей, вместе с ГИПами и ГАПами должны теперь быть и главные градостроители проекта. К специалистам такого уровня предъявляются определенные квалификационные требования. Они должны либо иметь диплом по специальности «градостроительство», либо в процессе своей деятельности получить соответствующее дополнительное образование.
- В каких вузах сегодня готовят специалистов-градостроителей?
Пока еще в очень ограниченном количестве учебных заведений. Я знаю, что обучение этой специальности открылось в МАрхИ (Московском архитектурном институте), Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Петербургские вузы в ближайшее время этого не планируют. Профессия «градостроительство» - пока еще штучный образовательный продукт, требующий преподавателей, обладающих особыми знаниями в различных областях. Сейчас формируются курсы повышения квалификации, переподготовки. Все это, я надеюсь, расширит круг людей, которые понимают проблемы комплексного развития территорий.
- Ваша организация участвует в формировании системы подготовки кадров по этой специальности?
Два года назад мы приняли активное участие в создании учебника «Управление развитием муниципальных образований». Он предназначен для курсов повышения квалификации и освещает ряд проблем градостроения муниципального уровня: экономического развития, стратегического и территориального планирования, нормативно-правового обеспечения. Специалисты нашего института участвовали в создании трех разделов: устойчивое развитие, территориальное планирование, правовое обеспечение.
Учебник получился достаточно толстый. На его основе Академия народного хозяйства при Правительстве РФ провела два крупных учебных курса с представителями муниципальных организаций. Лекции там читали и наши специалисты.
Этот опыт был признан успешным, Академия потом проводила несколько курсов, сейчас создает у себя кафедру. Мы в этом процессе также весьма заинтересованы: нужно готовить кадры, которые придут на смену нашим ветеранам. Также важно повышать квалификацию наших заказчиков, чтобы они понимали значение такого комплексного подхода к развитию территорий.
- Какие вузы поставляют кадры для петербургского градостроительства?
Мы обычно пополняли свои ряды выпускниками ГАСУ, СПбГУ, Университета экономики и финансов, Горного института, Университета водных коммуникаций, Политехнического университета. Несколько лет назад мы разработали программу стажировки студентов старших курсов этих вузов и четыре года проводили ее в стенах нашего института. К нам каждый год приходили по несколько десятков студентов, которые хотели понять, что такое градостроительство и каковы перспективы для работы в данной сфере. Наши специалисты читали лекции, показывали, чем мы занимаемся, организовывали деловые игры. По итогам стажировки студенты выполняли небольшую практическую работу. Через стажировку прошло сотни две-три человек. Подобная практика сыграла положительную роль в развитии института. Мы преодолели характерный для проектных организаций «кадровый голод», и сейчас штат РосНИПИ Урбанистики соответствует стоящим перед нами задачам.
- Расскажите о структуре вашего института.
Сегодня ее основу составляют шесть архитектурно-планировочных мастерских. Они занимаются территориальным планированием и разработкой градостроительной документации для субъектов Федерации, муниципальных образований во всех регионах России. Это достаточно крупные подразделения, включающие в себя представителей нескольких профессий архитекторов, специалистов по городскому транспорту, инженерной инфраструктуре, экономике, охране окружающей среды. Наши мастерские самодостаточны, способны выполнять проект целиком, без привлечения большого количества подрядчиков.
Далее, у нас есть отделение комплексного проектирования, включающее архитектурно-конструкторский отдел, центр менеджмента, инженерно-строительный, сметный отделы. Они занимаются проектами от генплана города до отдельного здания или сооружения. Это достаточно уникальный конгломерат специалистов.
В частности, они разрабатывали комплект градостроительной документации для новой столицы Ингушетии города Магаса. Сегодня они занимаются планированием олимпийских объектов в городе Сочи.
Также у нас есть ряд небольших подразделений, ориентированных на научные исследования. Это центр устойчивого развития, лаборатория экономического анализа, научно-проектный сектор в области инженерного оборудования, лаборатория гуманитарных технологий.
- Какие подразделения возникли за последнее время с учетом новых потребностей рынка?
Большое развитие получила юридическая служба. Это явление нового времени. Мы стали постоянно сталкиваться с юридическими вопросами. Наши проекты приобрели нормативно-правовой характер. Так, например, институт разрабатывает правила застройки и землепользования, которые являются сами по себе нормативно-правовым документом.
Насколько серьезно уделяется внимание подготовке кадров отечественного градостроительства в масштабах всей страны?
Для этого, равно как и решения других важных задач, в прошлом году создано некоммерческое партнерство «Национальная гильдия градостроителей». Наш институт является партнером гильдии, мы ее поддерживаем во всех начинаниях.
Последние годы, наверное, войдут в историю как поворотный этап в развитии нашей профессии. Специальность «Градостроительство» получила официальный статус, образовательные стандарты, научно-методическую базу для подготовки кадров в высшей школе, а также сформировалось авторитетное профессиональное сообщество.
Беседовал Антон Жарков
196191, Санкт-Петербург,
Бассейная ул., д. 21