Ученые степени, звания и знаки отличия. Должности, степени и звания в вузе Учебная степень

В Российской Федерации установлены ученые степени - доктора и кандидата наук и ученые звания - профессора и доцента по специальности, профессора и доцента по кафедре (см. Единый реестр ученых степеней и ученых званий). Положение определяет порядок присуждения ученых степеней, в том числе определяет критерии, которым должны отвечать диссертации, порядок работы диссертационного совета и рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии, принятие решения о нострификации ученых степеней, порядок лишения (восстановления) ученых степеней и др. вопросы - см.:

Перечень программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам . Приложение к Приказу Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. №274

О кандидатских экзаменах . Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2011 г. №СИ-754/04

О размещении объявлений о защите и файлов авторефератов диссертаций в сети Интернет . Письмо Минобрнауки России от 8 сентября 2011 года

О размещении объявлений о защитах и авторефератов докторских и кандидатских диссертаций . Информационное сообщение Минобрнауки России РФ от 24 ноября 2011 г.

Приказом Министра обороны РФ утверждены две инструкции - Инструкция о порядке представления материалов по созданию новых, изменению действующих диссертационных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации и Инструкция о порядке представления к присвоению ученых званий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - см.:

О присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации . Приказ Министра обороны РФ от 12 февраля 2004 г. №44

Отсрочка для аспирантов от призыва на военную службу

Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2011 г. №04-258 <По вопросу предоставления отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре>

Номенклатура специальностей научных работников

До 31 декабря 2009 г советы по защите докторских и кандидатских диссертаций должны быть приведены в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников:

Номенклатура специальностей научных работников . Утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. №59

Оклады и доплаты (надбавки) за звания и степени

В бюджетной сфере и в государственных учреждениях, а также военнослужащим, установлены оклады и доплаты (надбавки) за ученые степени и звания:

Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук . Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. №386

О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень . Приказ Министра обороны РФ от 16 апреля 2003 г. №120

Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту . Постановление Правительства РФ от 2 июня 2006 г. №343

Утратили силу:
Об установлении надбавки (дополнительной выплаты) за ученую степень отдельным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 1 апреля 2004 г. №211. - Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 №60
Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. №807. - Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 №245

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ PhD или Кандитат Наук? Стоит ли получать PhD уже имея Кандидатскую. Oxford University.

    ✪ Ученые степени для русских лекарей - Елена Вишленкова

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Уровни B.S. и M.S. относятся, в российской трактовке, к вузовскому, а Ph.D. - к послевузовскому образованию. Существуют страны, где предусмотрены не один, а два послевузовских уровня: так, в Германии есть аналог Ph.D. (нем. Doktorgrad ) и есть более высокая по иерархии габилитация (нем. Habilitation ). К странам с двухступенчатой системой послевузовских учёных степеней относится и Россия.

Учёные степени в России

История

Учёные степени в Российской империи

Первые попытки присуждения учёных степеней в Российской империи были предприняты в XVIII веке в Санкт-Петербургской Академии наук и Императорском Московском университете . Процедура возведения в степень опиралась на европейские образцы (требовалось написать сочинение, выдержать диспут и экзамены) и происходила вне законодательного поля, лишь как использование атрибутики европейской науки.

Устав университетов 1884 года упразднил понятия кандидата и действительного студента, введя вместо них градацию университетских дипломов 1-й и 2-й степени и оставив двойную систему степеней «магистр-доктор». Последняя явилась прообразом советской/российской системы «кандидат наук - доктор наук».

Послереволюционный период

Учёные степени в настоящее время

Система степеней. Порядок присуждения

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук, защита докторской диссертации лицом без степени кандидата не допускается. При этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и степени доктора наук не регламентируется. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения, например, степени кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками) или степени доктора экономических наук кандидатами технических наук .

Аналогом российской степени кандидата наук в большинстве стран выступают степень доктора философии (Ph.D.) и приравненные к ней степени. Аналогов российского доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой послевузовских степеней (например, в США) не существует, а в странах с «двухступенчатой» системой таким аналогом является степень высшей ступени (в Германии - габилитированный доктор).

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Статус уровней бакалавра и магистра в России

Об оптимизации системы степеней

Дискуссии в мировом масштабе

Одним из важных направлений глобальных современных дискуссий о системе учёных званий является вопрос её международной унификации в рамках Болонского процесса . Необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах стали максимально сходными, а присуждаемые учёные степени - легко сопоставимыми. Такая унификация должна способствовать интернациональному научному обмену.

Другое направление связано с конкретизацией статуса учёных степеней выше доктора философии и его эквивалентов. В числе прочих рассматривается вариант упразднения таких степеней. Например, в Германии габилитация уже не является абсолютно необходимым элементом для допуска сотрудника к профессорским должностям, как это традиционно было ранее.

Поднимаются и разные частные вопросы оптимизации системы званий в конкретной стране или группе стран.

Внутрироссийские дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Эта новая для РФ модель аттестации практически существует с 1998 года .

В 2017 году Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии .

Почётная степень

Почётная докторская степень (лат. honoris causa - ради почёта) присуждается без защиты диссертации, на основании значительных заслуг соискателя перед наукой или культурой.

См. также

  • Шаблон:Учёная степень - для степеней, присуждаемых с 1934 года
  • Шаблон:Доктор университета - для степеней докторов наук, присуждаемых до 1918 года

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Дата обращения 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .
  3. , с. 63.
  4. Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933-1935 годы // Социологический журнал . - 2001. - № 2 . - С. 145-159 .
  5. Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 894 с.: ил.

Слово «ученый» как и множество других в нашем стареющем лексиконе, не успевающем трансформироваться и следовать за жизненными переменами в обществе, давно потеряло изначальный смысл. По логике «ученый» означает «обученный», «насыщенный знаниями». Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля ученый - это тот, «кого учили, выучили», а ученость есть «состояние, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изучение их».

Ныне же, говоря «ученый», мы понимаем под этим человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. По большому счету смысл слова «ученый» становится более доходчивым, когда оно дополнено эпитетами «сложившийся», «известный», «выдающийся», «с мировым именем».

Такие эпитеты поневоле наводят испуг, окружают термин «ученый» ореолом недоступности для рядового смертного, учившегося «чему-нибудь и как-нибудь». Не следует отчаиваться и воспринимать, скажем, смысл словосочетания «известный ученый» буквально, как известный всей стране, а то и миру. Ведь можно обладать известностью в гораздо меньшем масштабе, например в пределах института, университета, а то и факультета. А можно и вообще руководствоваться распространенным поведенческим рецептом: «Главное - не быть, а казаться!» Казаться, называться ученым намного проще, чем быть им по существу. Этим повсеместно пользуются люди, которым носить мантию ученого в виде степени и звания гораздо важнее, чем быть истинным ученым.

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите считаться ученым - предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

Поведаем о системе ученых степеней и званий. Согласно утвержденному единому реестру ученых степеней и званий в России введены две ученые степени : первичная - кандидат наук и более высокая - доктор наук . Каждого кандидата наук можно считать, следуя меткому выражению В. Высоцкого, «кандидатом в доктора». Но в отличие от кандидатов в члены КПСС, которые через год сплошь становились членами, далеко не каждый кандидат наук проникает затем в доктора. Только, примерно, каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами. И период кандидатского стажа составляет не год, а обычно от 5 до 25 лет. Кандидатов, как и вино, надо определенное время выдерживать, поэтому на тех из них, кто стремится получить ученую степень доктора наук, не побывав до этого несколько лет в кандидатах наук, смотрят косо решающие их научную судьбу престарелые доктора наук, ходившие в кандидатах много лет.

В принципе ученая степень присуждается на основании публичной защиты диссертации соискателям соответствующей степени. О том, что есть диссертация и что такое ее защита, сказано в последующем изложении.

Формально, согласно установленным правилам, ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом , т. е. специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени. А вот ученая степень доктора наук присуждается только Высшей аттестационной комиссией (ВАК) на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук на диссертационном совете, уполномоченном принимать к защите докторские диссертации (докторском совете). Докторские советы обладают правами принимать к защите и докторские, и кандидатские диссертации. Но и в процессе получения ученой степени кандидата наук ВАК обойти не удается. Заветный кандидатский диплом можно получить только после контрольной проверки в ВАК аттестационного дела, представляемого туда на рассмотрение диссертационным советом после защиты.

Итак, ученая степень и диссертация связаны теснейшими узами. Чтобы обрести ученую степень кандидата или доктора наук, надо вначале подготовить и защитить диссертацию, а это как-никак объемный научный труд, содержащий от 100 до 350 страниц текста. Можно ли не писать многолистную диссертацию и все же на законных началах заполучить ученую степень? Оказывается можно, хотя и не совсем просто. Согласно положению о присуждении ученых степеней докторская диссертация может быть выполнена в виде научного доклада , представляющего краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. В положении о такой возможности сказано следующим образом: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов». Доклад должен быть подкреплен совокупностью ранее опубликованных соискателем в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Редко кто из соискателей идет по такому нетривиальному пути. Надо иметь много публикаций, быть известным еще до присуждения ученой степени и идти непроторенным, а значит, и более рискованным путем.

Получив некие первичные сведения об ученых степенях, перейдем к ученым званиям . В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения;

б) профессор по специальности или по кафедре.

Система ученых званий более запутана, чем система ученых степеней. И не только потому, что различают звания по специальности и по кафедре, но еще и потому, что степени как бы только научные, а звания - они и научные и педагогические, преподавательские. Ученые степени присуждает по сути только ВАК, а всяческие научные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук. Не ставя своей целью систематизировать склонные к тому же изменяться сведения об ученых званиях, мы касаемся их лишь в стремлении разграничить понятия «ученая степень» и «ученое звание», предотвратить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении.

Говоря об ученых званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от ученого звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата. Но можно обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат и работать в должности управдома, а то и вообще не работать. Об этом приходится писать не только из чувства сожаления к профессорам со званием, работающим, увы, не профессорами, а в должности чуть пониже. Дело еще и в том, что работающим в должности профессора, но не имеющим такого ученого звания, свойственно именовать себя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны - полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Надо знать, что наряду с подкрепляемыми аттестатами званиями «доцент», «профессор» существуют чисто должностные звания, не связанные непосредственным образом с присвоением ученого звания. В то же время, чтобы занимать в научно-исследовательском или учебном учреждении должность научного сотрудника (младшего, просто научного, старшего, ведущего, главного), желательно, а иногда и обязательно обладать учеными степенями и званиями. Ученые звания устанавливаются для научных и научно-педагогических кадров по критериям государственной системы аттестации.

Ученое звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работникам высших учебных заведений за научно-педагогическую деятельность.

Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

Лицам, которым присвоены ученые звания, выдаются соответствующие аттестаты , которые, по аналогии с дипломом кандидата или доктора наук представляют официальные «справки» о причастности к миру ученых.

Возникает правомерный вопрос: «Зачем и кому нужны эти хитрые двойные признаки, двойное измерение учености: по степеням и званиям?» Самый естественный ответ звучит, на наш взгляд, так: «Все существующее в мире разумно. Значит, так надо. Что же касается хитростей, то в науке без хитростей нельзя. Без знаний иногда можно, а без хитростей никак нельзя».

Так что лучше не тратить попусту мыслительную энергию, а окончательно разобраться в том, чем отличаются ученые степени от ученых званий. Ибо в целом, как ясно из предыдущего изложения, система ученых степеней и званий настолько запутана, что, попытавшись разобраться во всех деталях, запутываешься еще более.

1. Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности. Порядок и процедура «присуждения» и «присвоения» различаются. Желающий получить ученую степень соискателя доказывает наличие у него оснований к тому на «суде» в виде диссертационного совета, принимающего первичное решение о присуждении искомой степени на основании защиты диссертации. Ученое звание присваивается уполномоченными на то органами на основании ходатайства, свидетельствующего, что претендентом на ученое звание выполнены необходимые для этого условия.

Крайне желательно, сказал бы, даже обязательно не смешивать слово «присуждаются» , относимое только к ученым степеням, со словом «присваиваются» , относимым только к ученым званиям. Это часто встречающаяся ошибка, присущая, увы, даже тем, кто уже стал ученым. Подобная ошибка свидетельствует либо о лингвистической неаккуратности, либо о низкой научной культуре. В обыденной жизни точно так же смешивают слова «представить» и «предоставить», имеющие, разный смысл. Кстати, если в отношении научного работника возбуждено ходатайство о присвоении ему ученого звания, то принято говорить, что он представлен к ученому званию. А вот к ученой степени не представляют, ее, как ясно из предыдущего изложения, присуждают уполномоченные диссертационные советы либо специальные комиссии по результатам защиты диссертаций.

2. О наличии ученой степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии ученого звания - аттестат доцента, профессора. Так что справки называются по-разному.

3. Обычно присвоению ученого звания старшего доцента предшествует присуждение ученой степени кандидата наук, а присвоению звания профессора - присуждение ученой степени доктора наук, т. е. надо вначале получать степени, а затем адекватные им звания, в связи с чем чаще всего степень приобрести сложнее, чем звание, которое при наличии степени через несколько лет получить относительно несложно.

Отсюда ясно, что для получения звания желательно иметь степень. Желательно, но не обязательно. Имеется возможность получить звание без степени, для этого надо быть, как говорит положение об ученых званиях, высококвалифицированным специалистом и занимать в течение некоторого времени соответствующую научную должность. В современном научном неофициальном лексиконе научного работника, педагога, которому присвоено звание профессора при отсутствии у него ученой степени доктора наук, принято называть «холодным» профессором. Такой профессор не лишен возможности защитить диссертацию и превратиться в «горячего».

Еще раз подчеркнем, что, говоря об ученых званиях , следует отличать их от должности . Можно занимать должность доцента, профессора, не имея соответствующего ученого звания. Разница между имеющим звание и занимающим должность примерно такова, как между постоянным владельцем автомобиля и водителем, не являющимся владельцем. Звание дается навсегда, пожизненно, а должность - на определенный период. Правда, частенько встречаются случаи, когда у тебя есть, а должность занята лицом без звания, хоть ты по званию доцент, а вынужден работать ассистентом. Наука - это хитрая штука, в ней многое возможно. Звание - одна из таких возможностей.

Диапазон научных должностей шире диапазона ученых званий. Так, на два ученых звания приходится целый набор должностей. В высших учебных заведениях это ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. В научных организациях - младший (мне), просто научный, старший (сне), ведущий, главный научный сотрудник (последних в шутку называют гнусами). К тому же есть и высокие должности заведующих кафедрами, отделами, лабораториями, секторами и еще более высокие - ректоры, проректоры, директора. В общем чего-чего, а научных должностей у нас хватает. Любой, обладающий такой должностью, вправе считаться ученым.

Следует упомянуть об ученых, точнее, научных званиях, начинающихся словами «заслуженный», «почетный», но они предназначены не для начинающих ученых, а для заканчивающих свой научный путь. Заслуженным деятелям науки и почетным докторам диссертации обычно ни к чему, они их либо имеют, либо не больно в них нуждаются.

Никак нельзя пройти мимо званий члена-корреспондента и действительного члена (академика) Академии наук . На первый взгляд кажется, что это тоже не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком - в 32 года. И вообще, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, как и аспирант, не мечтающий стать академиком. Шансы примерно равны, но в перспективе у аспирантов они выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Опять-таки, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимы дополнительные разъяснения. Ныне научные академии в России образуют целую пирамиду, в вершине которой находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук, в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых науки. Даже великому преобразователю Н.С. Хрущеву не удалось заменить Академию наук совокупностью отраслевых академий. Говорят, что тогдашний президент Академии наук А.Н. Несмеянов сказал Хрущеву: «Никита Ceргeeвич, Академию создал сам Петр Великий и не вам ее закрывать». А Л.И. Брежнев и иже с ним не смогли добиться исключения из Академии наук вольнодумца А.Д. Сахарова.

Величие Российской Академии наук (РАН) определяется тем, что в ее состав входят самые выдающиеся ученые, генералы и даже маршалы от науки. Но какую-то роль играет и факт получения пожизненной ренты в виде «стипендий». До рыночных реформ академикам кроме доходов по труду платили 500 руб. в месяц, а членам-корреспондентам - 300 руб., что примерно вдвое превышало средний уровень заработной платы в Советском Союзе. В условиях квазирыночной российской экономики академические «стипендии» вначале резко «похудели», но, начиная с 2002 г., вновь существенно увеличились и достигли двух - трехкратного уровня средней месячной заработной платы рядового российского работника. Не ахти какой уровень с учетом инфляции, но поток стремящихся стать членами-корреспондентами и действительными членами РАН не иссякает. Ведь есть и кое-какие другие стимулы кроме денежной подкормки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, а в РАЕН деньги вправе платить только сама Академия.

Ну, а на третьем уровне в так называемый переходный период от административно-распорядительной к рыночной экономике в России возникло столько негосударственных, общественных академий, академиков и членов-корреспондентов, что числа им несть. Сам стал академиком сразу двух академий. Но в этих академиях денежку государственную не платят и даже, наоборот, чтобы стать их участником надо вносить вступительный взнос как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента Академии или действительного члена.

Так что если хочешь разобраться в действительном величии звания академика, то надо прежде всего выяснить, в какой Академии он состоит. Об этом вновь испеченные академики многочисленных рукотворных академий говорят неохотно, называя себя с пафосом академиками, членами-корреспондентами без указания, какая академия имеется в виду.

Попадание в самый верхний слой элиты требует особого искусства и везения. Хотя формально в члены-корреспонденты и академики избирают, но, чтобы стать ими, надо быть избранным в другом смысле слова. У членкоров и академиков своя масонская ложа, свои законы продвижения, которые, пожалуй, одним им только и ведомы. Ни диссертации, ни научные труды не играют здесь решающей роли, хотя ученая степень нужна. Гораздо важнее попасть «в струю» и получить поддержку от членов ложи. Чем выше уровень Академии, тем, естественно, сложнее в нее попасть.

Нет сомнений в том, что ожесточенная конкуренция (десять и более докторов наук претендуют на одно место члена-корреспондента РАН), стремление получить научную квартирку на самом высоком этаже, поближе к солнышку, обусловлены каким-то сверхмощным побудителем. Длинные языки злословят по поводу пожизненной ренты, получаемой из государственного кармана при наличии академического звания в дополнение к другим доходам. И еще о возможности получить затем новую должность. Рвущиеся к вершине утверждают, что делают это из чистой любви к науке, чтобы их несомненные научные заслуги получили общественное признание, а сами они - экономическую независимость, свободу научного творчества.

И еще об одной любопытной детали. В России появилось множество негосударственных учебных академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и диссертационные советы. Самые «храбрые» из них иногда отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии, присуждая ученые степени не то что кандидата, а даже доктора наук без участия ВАК, как это принято за рубежом в совершенно иных условиях. После защиты таким быстро «испеченным» ученым тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Остается лишь еще сказать дипломированным таким образом кандидатам и докторам наук: «Гуляй, Вася, по научной стезе, ну и получить, естественно, вознаграждение за услуги».

Таково одно из последствий поспешной либерализации российской науки и образования. Хотелось бы все же напомнить «умельцам», что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Ознакомившись с российской системой ученых степеней и званий, любопытный читатель вправе поинтересоваться, а как там у них, «за бугром», т. е. за рубежом, в этом отношении. Сами понимаете, что у них не может быть такой строгой и стройной системы, как у нас. Там ведь кто чего хочет, то и делает. И правительство в это дело не вмешивается, и Высшей государственной аттестационной комиссии нет, и положений, и инструкций поменьше нашенских. Правда, и самодисциплина там, как правило, выше и самоответственность тоже. Университеты, обладая возможностью самостоятельно присуждать «собственные» ученые степени, не разбрасывают их направо и налево, не превращают в предмет купли-продажи, кумовства. По крайней мере делают это редко, в порядке исключения.

В итоге, со степенями и званиями там слишком просто, не то, что у нас. Сплошной примитивизм, скучно даже. Ни кандидатов, ни доцентов. Правда, доктора и профессора есть. Но их доктор - это что-то вроде отечественного кандидата. Поэтому кандидаты наши, вырвавшись за рубеж или вступая в контакты с иностранными учеными на родной земле, тут же называют себя докторами. Хотя у них там начинающих ученых кличут бакалаврами и магистрами, последние даже должны готовить диссертацию.

Наши попытки воспроизвести подготовку бакалавров и магистров в России пока не увенчались шумным успехом.

Полного набора наших научных званий у них опять же таки нет. Зато профессора бывают разных рангов: младшие, просто профессора и старшие или полные (не по комплекции, понятно, а по полноте знания и признания заслуг).

Зачем людям нужны ученые степени и звания

Проблема цели жизни, человеческих устремлений и потребностей, их распределения по степени значимости, важности занимала и будет вечно занимать умы людей. Столь же очевидно, что, несмотря на все усилия философов и социологов, эту проблему никому и никогда не удастся решить до конца. Соответственно, не приходится искать исчерпывающий ответ на вопрос: «Зачем и почему люди стремятся приобрести ученые степени и звания, затрачивая на это массу времени, усилий и средств?» В конце концов, раз человек что-то ищет, значит, это ему нужно. Потребность есть то, в чем нуждаются люди, и надлежит больше думать не о природе такой потребности, а о том, как ее удовлетворить более полным образом при меньших, ограниченных затратах. Но все же понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень нужно и можно, даже необходимо, ибо от желаний зависит мера усердия, с которой соискатель добивается своей цели.

Согласно представлениям американского социолога и психолога Абрахама Маслоу иерархически выстроенные человеческие потребности образуют своеобразную «пирамиду», состоящую из пяти ступеней, уровней. Расположенные по рангу потребности образуют следующую структуру.

1. Потребность в самореализации, самоутверждении.
2. Потребность в уважении со стороны других и в самоуважении.
3. Потребность в общении, дружбе, любви.
4. Потребность в безопасности и помощи.
5. Физиологические потребности.

Рассмотрим, как связано удовлетворение перечисленных потребностей с наличием у человека ученой степени и ученого звания. Удовлетворять свои физиологические потребности ученый может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ученой степени или присвоения ему ученого звания увеличатся доходы и доступ к материальным благам.

Безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина; вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки. Молодым аспирантам-мужчинам дают отсрочку от призыва в армию, так как они проходят учебу. Кандидатов наук вообще не призывают в армию силком. Более или менее именитых ученых прикрепляют к специальным поликлиникам, об их здоровье государство заботится немножечко больше в сравнении с неостепенными, хотя в квазирыночной России эта возможность поблекла.

Вхождение в клуб ученых, несомненно, развивает общение и дружбу; между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные кланы, встречаются на конференциях, семинарах, мероприятиях, проводимых домами ученых, всяческими научными обществами и фондами. Ученые часто выезжают за границу и общаются с зарубежными коллегами. С удовлетворением потребностей в любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, любовь аспиранток к своим научным руководителям - рядовое событие.

Уважение к ученым со стороны окружающих, как уже упоминалось, проистекает из исторических российских традиций и хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих делать деньги, но в известной мере все еще наблюдается. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени. Сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе.

Ну и, конечно же, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий есть одна из высших форм самореализации, самовыражения. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели.

Ученые живут относительно долго, во всяком случае подольше, чем люди, занятые многими другими видами целесообразной деятельности. По экспертным оценкам, степень кандидата и звание доцента продлевают жизнь на два-три года в сравнении с неостепенными, доктора и профессора живут подольше примерно на пять-семь лет, члены-корреспонденты и академики - на восемь-десять. Отсутствие детальной и достоверной статистики не позволяет подтвердить высказанную гипотезу более надежными цифрами. И детишек своих ученые легче пристраивают, чем успешно продляют жизнь в своих детях. Это следует учитывать, стремясь к первой форме счастья - увеличению продолжительности жизни, продлению ее в своем потомстве и обеспечению хорошей жизни своему потомству.

В отношении счастья обогащения ученые - тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями, олигархами, высшей номенклатурой. Даже академик вряд ли выиграет соревнование. Но с рабочим, служащим, инженером, врачом, учителем кандидат наук потягаться может. И по доходам, и по денежным накоплениям, и по имуществу. Машину и садовый участок, иногда даже скромную дачу ученая степень способна обеспечить. Не сразу, конечно.

В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. Увы, время, когда кандидат, доцент получал гарантированную прибавку к зарплате в размере от 50 до 200 руб. в месяц, доктор наук - от 100 до 400 руб. (а рубль был по ценности близок к доллару), ушло в прошлое. Впрочем, понемножечку, оно вроде бы возвращается. Многое зависит от умения использовать степени и звания как орудие добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень - продвижение по службе в должности - завоевание положения, позволяющего получать доходы - получение самих доходов».

Не приходится скрывать, что спрос на научно-интеллектуальный продукт, наблюдавшийся в бывшей стране Советов, значительно упал; зачастую научный, духовный продукт остается невостребованным системой и обществом. В то же время отдельные виды научного, образовательного, информационного продукта высоко ценятся на современном российском рынке товаров и услуг. Есть возможность сбывать их за рубежом по доступной цене.

Не будем делать поспешные, скоропалительные, односторонние выводы о провале идеи материального, денежного счастья на научной почве. Ведь платят все-таки. Свободное время, которого у ученого намного больше, чем у других работников, тоже ведь стоит денег, его вполне можно использовать на дополнительную коммерческую деятельность. И в конце концов, если вы решаетесь выращивать и продавать цветы, торговать импортными сигаретами, а может быть, даже нефтью, газом или металлами, то ученая степень и звание никак не помешают, а кое в чем еще и помогут. Ученые степени и порождаемый ими научный имидж - прекрасное, исключительно полезное дополнение к искусству коммерции, а то и подкрепление.

Пусть даже наука - не лучший, не самый эффективный способ материального обогащения, но это надежный путь к духовному богатству. Следует признать, что наука, как и искусство, предоставляет в этой части неисчерпаемые возможности. Познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, возводящих величественное, никогда не завершаемое Здание Знаний, дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения, особые чувства. Личная сопричастность к пополнению сокровищницы Вечной Науки возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности, приближения к славе. Недаром же сто членов Парижской Академии естественных наук считаются бессмертными.

В народе ученых, по аналогии с писателями, художниками, артистами, многие считают благородными, интеллигентными, интеллектуально одаренными или даже самыми умными людьми. Вспоминается, с каким глубоким почитанием относилась к ученым моя мама. В глухом украинском селе, где прошло мое детство, об ученых степенях и званиях, конечно, представления не имели, слыхом не слыхивали. Слово «ученый» ассоциировалось с понятием «образованный». Мать, каким-то чудом закончившая гимназию в Одессе, считалась чуть ли ни самой ученой на деревне. Отец же, с трудом закончивший два класса приходской школы, в пику матери любил поговаривать: «Если все станут грамотными, кто будет свиней пасти?»

Попробуем теперь разобраться в движущих силах, побуждающих к написанию и защите диссертаций россиян, живущих в условиях затянувшегося переходного периода от советской социалистической к рыночной капиталистической экономике. О том, что такие побудители есть, свидетельствует жизнь. После явной рецессии конца 90-х годов XX в. в России самого начала XI в. наблюдается подъем интереса к защите диссертаций и приобретению ученых званий. Чем он обусловлен и на кого распространил свое действие?

Увеличивается количество молодых прагматиков, не считающих науку лучшей, выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но вполне может сгодиться. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться в составе среднего класса, подобные юноши и девушки понимают в то же время, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем, защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в обществе, в жизни. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, преимуществ, но верят, что со временем все это придет. Что ж, этой когорте соискателей ученой степени не откажешь в дальновидности.

Еще одна категория лиц, стремящихся обрести ученую степень, - часть «новых русских», обретших приличное денежное состояние и положение, удостоившихся чести стать достойными членами среднего класса россиян и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Эти энергичные люди ищут дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств. Одной из таких сфер оказывается наука, точнее, получение ученой степени. Простой расчет или чисто интуитивные представления убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в научное дело, представляющие не столь уж значительную часть имеющихся у них ресурсного потенциала, сил, энергии, времени, денег, заведомо окупятся. А если даже и не окупятся в денежном измерении, то потери не столь уж существенны, вполне терпимы. Даже сам факт долговременного, а то и пожизненного приобщения к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением, окупает затраченные ресурсы.

Следующая группа россиян, страждущих приобщиться к ученой степени кандидата и доктора наук, а затем по возможности стать и профессором, - именитые и состоятельные граждане среднего возраста, всплывшие на волне рыночных реформ и занявшие весьма приличное, иногда даже совсем высокое положение в обществе. Это активные, динамичные, толковые, разбирающиеся в своем деле люди, имеющие, правда, к науке весьма косвенное отношение, находящиеся с ней, как любят говорить политэкономы, в опосредованной связи. Будучи здравомыслящими представителями своего класса, они понимают, что под луной ничто не вечно, солнце имеет обычай заходить за тучи, в любой момент теплое место может стать горячим и придется его покинуть. Вот тогда-то ученая степень да еще вкупе со званием может оказаться весьма кстати, а приличная должность на кафедре университета или в солидном научно-исследовательском институте - не позорной, а даже достойной для карьеры на закате лет и сил.

Главная трудность для этих уважаемых людей - сочинить и защитить диссертацию. Научных трудов у них бывает маловато, а то и совсем нет, исключая разве статьи в газетах, каковые научными работами не считаются. Диссертацию писать некогда, да и не очень хочется, к тому же даже самые говорливые из них - литераторы не ахти какие. Приходится прибегать к услугам консультантов, специалистов. В условиях российской полурыночной экономики, когда даже в газетах несложно отыскать рекламу «Диссертация под ключ», проблема решается несложно - были бы, как говорится, деньги. К тому же так как заказчики чаще всего люди, неплохо знающие дело, то к написанной другой рукой диссертации они легко приобщаются, более или менее свободно ее защищают после некоторой подготовки и интенсивного натаскивания. А уж далее ВАК их трудно отловить, хотя в последние годы предпринимаются попытки поставить рогатки и заслоны на пути этих мужественных рвущихся в науку людей. Их аттестационные дела, авторефераты, а то и диссертационные работы экспертные советы ВАК контролируют с особой тщательностью. Самих «мучеников» часто вызывают «на ковер» в ВАК, где они должны предстать один на один с квалифицированными экспертами и доказать личное участие, новизну своих исследований, обоснованность и приложимость результатов своей работы.

И наконец, еще об одной категории соискателей, заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, работниках научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, которые, не обладая могучим талантом и пробивной силой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то и десятилетиями строят свой скромный диссертационный домик. Большинство из таких соискателей удовлетворяются кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60 даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками.

Нам понадобилось прибегнуть к краткому анализу и классификации разных категорий соискателей не только, чтобы убедить вас, что не иссяк порох в пороховницах охотников за учеными степенями и званиями. Дело еще и в том, что, определив свою собственную классификационную группу, соискатель намного облегчит решение задачи о выборе рационального (в пределе даже оптимального) способа достижения поставленной цели. А в нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора способа действий - это уже полдела, а то и больше. Если даже ваш выбор связан с необходимостью опереться на других - в том нет ничего зазорного. Даже великий Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, только опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду, например, Галилея. А уж нам, простым грешным, тем более без содействия никак не обойтись.

Продолжая тему, поднятую в статье "Профессия, специальность, специализация... Давайте разберемся! ", предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень - титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина - в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете - сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться "не выходя из дома". Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый "инкубатор" по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук - самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине - порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и "заочно" - просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук - значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно "расклад" по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде "переходной", когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда - доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность - для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется "в наличии". В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук - доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за "место под солнцем" среди научно-педагогических работников - обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически "открывается" должность доцента. Обычно это - прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания "доцент".

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент

Ученое звание "доцент" - это не должность доцента. Ученого звания "доцент" удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небо льшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15...25%).

Профессор

Ученое звание "профессор" - это не должность профессора. Как правило, ученого звания "профессор" удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания "профессор" повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много "промежуточных" понятий, должностей, титулов.

Виталий Артемов, CEO Dystlab

Мы уже как-то писали о том, какие существуют , какова структура званий и их присуждения соискателям. Поговорим, чём особенность российской структуры учёных званий степеней.

Зачем вообше они нужны? Это система квалификации и ранжирования научных сотрудников, их карьерная лестница, если можно так выразиться, знаки достижения определённых высот в науке и/или в преподавании. Наличие степени может поднять авторитет и повлиять на оплату труда даже на бизнес-предприятиях, которые могут благодаря таким сотрудникам поднять деловую репутацию.

Учёные степени

Сейчас в России сложилась смешанная система. Конечно, страна стремиться интегрироваться в международную систему, поэтому была частично введена система Болонского процесса, по которой из вузов выпускаются бакалавры и магистры (4- и 6-летний курс, соответственно), а частично осталась сатарая с дипломированными специалистами (5-летний курс). Диплом бакалавра уже является свидетельством получения высшего образования , а также даёт право на осискание степени кандидата наук.

Однако до полного присоединения к Болонскому процессу звания бакалавра и магистра являются не учёными степенями, как в Европе и США, а квалификациями выпускников вузов вместе со степенью (квалификацией) специалист.

Вместо единой высшей научной степени доктора в России присваиваются две степени

  • кандидат наук
  • доктор наук

по унаследованной от СССР германской системе. Обе степени присуждаются учёным соеветом Высшей аттестационной комиссии и утверждается приказом минста образования и науки.

Чтобы получить степень кандидата или доктора, необходимо защитить диссертацию на заседании специального совета, который создаётся при вузе или другом научном учреждении. При этом доктором можно стать только после получения степени кандидата. Хотя нет запрета получать высшую степень в другой отрасли науки или специальности (например, химик может стать доктором экономических наук, только для медицинских и ветеринарных наук обязательно высшее медицинское образование).

Учёные звания

В России звания разделены на 2 категории, которые в свою очередь могут быть по кафедре вуза и по специальности, то есть:

  • ученое звание профессора по специальности;
  • ученое звание доцента по специальности;
  • ученое звание профессора по кафедре;
  • ученое звание доцента по кафедре.

Все звания присваиваются приказами министра образования и науки по представлению ВАК. При этом к каждой категории для получения предъявляются разные требования.

Для присвоение учёного звания профессора по кафедре необходимо быть как минимум кандидатом наук, для звания доцента можно не иметь учёную степень, но тогда другие требования по квалификации будут жёсче.

Звание профессора по кафедре подразумевает автороство (соавторство) учебников или пособий, а для профессора по специальности основным критерием является число защитивших под его руководством кандидатские диссертации (не менее 5, для профессора по кафедре достаточно 2). Кроме того звание профессора по кафедре может быть присвоено крупным специалистам, внёсшим признанный вклад в мировую и российскую науку, проходить через ступень доцента по российскому законодательству не обязательно.

Такова структура учёных степеней и званий для научных сотрудников и специалистов по действующему российскому законодательству. Как правило, студентам, точнее выпускникам, которые хотят получить научную степень, нужно прослушать курс , в конце которой сдаются соответствующие экзамены и защищается кандидатская диссертация. Если вашей целью не является обогащение мировой копилки научных знаний, такая степень всё равно будет большим плюсом, представит вас как специалиста с глубокими теоретическими знаниями, который будет востребован на рынке труда. Многие при этом совмещают аспирантуру, написание диссертации и работу в коммерческой организации. Это, кстати, к вопросу зачем и кому нужны учёные звания и степени.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные