Презентация на тему "литература древней руси". Презентация - древнерусская литература Скачать презентацию на тему литература древней руси
Презентация по слайдам
Текст слайда:
Текст слайда: Сегодня интерес к русской, тем более к древнерусской литературе у читателя резко снизился с появлением новых видео технологий. Но современному человеку необходимо знать историю и культуру своего народа. Эти знания мы можем почерпнуть из первоисточников:летописей, хронографов, житий, исторических повестей.
Текст слайда: Если я привлеку внимание, заинтересованность детей и взрослых читателей к произведениям древнерусской литературы, то каждый гражданин проникнется гордостью за свой народ: его славные ратные и трудовые подвиги, огромный творческий поиск монахов- летописцев, историков, картографов и духовную культуру прошлых поколений.
Текст слайда: Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы. Дать краткий анализ «Повести временных лет» и «Слову о полку Игореве». Определить роль автора в произведениях древнерусской литературы. Познакомиться с зарождением Христианства на Руси. Вызвать читательский интерес к произведениям древнерусской литературы.
Текст слайда:
Текст слайда: Более тысячи лет назад Россию населял народ, называющий себя славянами. Он разделялся на племена: поляне, древляне, кривичи, северяне… Только одно из племен называлось просто славяне. Расселившись отдельными родами, которые постоянно ссорились между собой, они не могли давать крепкого отпора врагу и часто платили дань.
Текст слайда: Тогда ильменские славяне, кривичи и два финских племени, весь и чудь, собрались на вече и стали рассуждать, как бы завести у себя мир и порядок. Решили они поставить князя, который владел бы ими и судил по праву.
Текст слайда: А чтобы князь не радел своему роду больше, чем другим, вече положило: призвать князя чужого, из варягов, снарядив для этого послов.
Текст слайда: Было между варягами небольшое племя Русь, к нему и обратились послы: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».Откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор с родичами своими и в 867 году пришли. От них-то и прозвалась земля Русскою.
Слайд №10
Текст слайда: Правление руссов на славянской земле. В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря; княжить стал его родственник Олег. Собрав войско, Олег спустился по Днепру, увидел большой и красивый город, узнал, что княжат в нем Аскольд и Дир, люди из дружины Рюриковой. Это его возмутило.
Слайд №11
Текст слайда: Он заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, а я княжеского и вот сын Рюрика». Тут он показал на Игоря. Аскольда и Дира убили, а Олег остался в Киеве и назвал его «матерью городам русским».
Слайд №12
Текст слайда: Олег правил 33 года. После него княжил сын Рюрика, Игорь. Однажды он пошел в древлянскую землю, взял дань, собранного ему показалось мало. Он вернулся обратно, но древляне вышли из своего города и убили его. Осталась молодая вдова Ольга, она отомстила за своего мужа и задумала большое дело: поехала в Царьград, познакомилась с христианской религией и приняла ее вероисповедание. В святом крещении ее назвали Еленой.
Слайд №13
Текст слайда: Владимир, внук Ольги стал также колебаться в языческой вере. Он долго размышлял над разными религиями и остановился на христианстве. Но ему хотелось остаться прежним вольным русским князем. Олег пообещал принять христианство при условии, что императоры выдадут за него свою сестру Анну.
Слайд №14
Текст слайда: Императоры отвечали, что выдадут за него сестру, если он примет крещение, а за язычника христианка пойти не может. Владимир тотчас крестился, был назван во святом крещении Василием и после крещения пошел с Анной под венец.
Слайд №15
Текст слайда: Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь всех идолов. А утром следующего дня вышел великий князь на Днепр с царицынскими и корсунскими священниками крестить киевлян.
Слайд №16
Текст слайда: К предкам нашим книжное искусство пришло в Х веке вместе с христианством и поэтому первыми грамотными людьми у нас были священники да монахи.
Слайд №17
Текст слайда: Нестор-летописец. Звали первого летописца Нестором. Он был иноком киевского Печорского монастыря, родился в 1056 году, семнадцати лет поселился в монастыре и дожил до1114 года… О княжении первых князей русских до нас дошло только то, что записал Нестор. В его сказаниях к правде примешивается вымысел, но более достоверных сведений у нас нет.
Слайд №18
Текст слайда: Величайшим памятником Киевской Руси, основой летописной традиции XI века является «Повесть временных лет». Она была составлена в X-XI века Нестором. Автор поставил своей целью не просто рассказать о расселение славянских народов древности, о нравах и обычаях, но подчеркивать единство народов, их культуры, языка и письменности созданной в IX веке братьями Кириллом и Мефодием.
Слайд №19
Текст слайда: Основные жанры древнерусской литературы Литература на Руси зарождалась после принятия христианства, поэтому устное народное творчество древних руссичей почти не получило отклика в древнерусской литературе. Исключение составляют летописи. Основные жанры древнерусской литературы: жития, хронографы, летописи и картография. Славянская письменность была создана в середине IX века специально для нужд христианского богослужения. Поэтому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения.
Слайд №20
Текст слайда: Стиль в древнерусской литературе. В древнерусской литературе стиль зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описаниях использовались «трафареты» и библейские цитаты. В древнерусской литературе властвовал канон – правила и образы: святой именовался «земным ангелом» и «небесным человеком», враг обступал русское войско подобно лесу, князья были справедливы.
Слайд №21
Текст слайда: Роль автора в древнерусской литературе Древнерусские авторы не пытались быть оригинальными, а книжники не были бережны с чужими текстами. Как правило авторы упоминали свои имена, лишь, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Понятие авторства появилось в XVII веке.
Слайд №22
Текст слайда: Еще в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Библии действительно была уготована великая судьба. Она стала своего рода кодом, который открыл доступ к ценностям европейской культуры, а так же оказала большое влияние на развитие средневековой литературы. Библия – это священная история человека, история отношения человека с Богом, история развернутая в будущее.
Слайд №23
Текст слайда: Житие - это художественное произведение в современном смысле слова. Оно всегда повествует о событиях, которые его составители и читатели считают истинными, а не вымышленными. Жития относились к произведениям церковной литературы. Летопись или историческая повесть о военных походах русских князей, битва с иноплеменниками или рассказ о междоусобных распрях – светские тексты.
Слайд №24
Текст слайда: Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и царствованиям назывались на Руси хронографом. По своему значению это слово очень близко к слову «летопись» (с греческого «хроно» - время и «граф» - пишу). Любой хронограф – это прежде всего версия истории, пронизанной христианским мировидением. Средневековая Русь стала частью христианского мира и тем самым превратилась в «историческую страну».
Слайд №25
Текст слайда: Золотым словом русской литературы называют «Слово о полку Игореве, созданное в 1187 году Народные образы в произведении тесно связаны с его народными идеалами. Художественная и идейная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга. Например, сравнение битвы с жатвой, в битве Игоря с половцами «чърна земля подъ копыты костьми была посƀяна, а кровию польяна». Слово призывает к борьбе с половцами, в первую очередь во имя мирного труда.
Слайд №26
Текст слайда: Значение «Слова…» особенно велико для нас потому, что оно является святым и непререкаемым свидетелем высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полного еще не притупившегося горя.
Слайд №27
Текст слайда: Среди различных памятников культуры особое место занимают картографические произведения. Образно и емко старые карты отражают уровень материальной и духовной культуры прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. До появления чертежей в XVI веке уже существовали текстовые описания различных территорий, т.е. географические описания местности.
Слайд №28
Текст слайда: Например, один из древнейших русских текстов о передачи землевладения Новгородскому Антониевому монастырю гласит: «… а отвод той земли от реки до Волхова Веткой ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком по престу, а от преста на коровий прогон, а коровьим прогоном на ольху, а от ольхи на еловый куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз…». Древнейший дошедший до нас русский географический чертеж с надписями датируется 1536 годом.
Слайд №29
Текст слайда: Мы знаем, что назначение русской литературы – дарить читателям прежде всего художественное и эстетическое наслаждение. Но в Древней Руси все было не так. Тратить дарованное Богом время и силы на пустые «неполезные истории и вымышленные происшествия» считалось греховным. Древнерусская литература совсем иначе чем литература Нового времени связана с бытом, обрядами с практическими подробностями общества.
Слайд №30
Текст слайда: Древнерусская литература является первым источником письменности, дошедшим до нас из глубины веков, источником культуры и духовности на Руси, справочником по истории, географии и биографическим вестником о жизни наших предков.
Слайд №31
Текст слайда: Из тех далеких и славных времен Мелкой поступью движется время, Слышен голос славянских племен Перенесших сложнейшее бремя.
Слайд №32
Текст слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Cлайд 1
Cлайд 2
Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Повесть временных лет Содержание:Cлайд 3
Истоки Древнерусской литературы Пергамент-специально обработанная кожа ягнят. Береста-светлый слой березовой коры Рукописи свитки отдельные листы УСТАВ-ПОЛУУСТАВ-СКОРОПИСЬ Устное народное творчество-ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА-проповеди,жития,поученияCлайд 4
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ: Литература Киевской Руси:XI-XIII века Литература периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками,начала формирования русского государства:XIII-XV века Литература эпохи становления централизованного Русского государства(княжества объединяются вокруг Москвы сначала под властью великого князя,а затем и государя всей Руси):конец XV-XVI века Литература XVII века: происходит процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. XVII век- завершилась литература Древней Руси как особое явление русской и мировой культуры.Cлайд 5
Cлайд 6
Летописец Нестор Жил во второй половине XI в.- начале XII в. ЛЕТОПИСЬ Описание событий русской истории по годам(летам) Что произошло в этом году О чем должны знать и помнить потомки НЕСТОР – инок (монах) Киево – Печерского монастыря, ЛЕТОПИСЕЦCлайд 7
Начало Русской литературы Крещение Руси В 988 году Киевский князь Владимир Святославич, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. По преданию Русской Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных сведений о том нет. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Князь Владимир Красное СолнышкоCлайд 8
Принятие христианства князем Владимиром во многом определило духовное и политическое развитие Руси на много веков вперед, содействовало распространению писменности, развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры. К.Лебедев «Крещение киевлян» Боже великий, сотворивый небо и землю! При зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!Слайд 2
Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Повесть временных лет
Слайд 3
Истоки Древнерусской литературы
Пергамент-специально обработанная кожа ягнят. Береста-светлый слой березовой коры Рукописи свитки отдельные листы УСТАВ-ПОЛУУСТАВ-СКОРОПИСЬ Устное народное творчество-ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА-проповеди,жития,поучения
Слайд 4
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ: Литература Киевской Руси:XI-XIII века Литература периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками,начала формирования русского государства:XIII-XV века Литература эпохи становления централизованного Русского государства(княжества объединяются вокруг Москвы сначала под властью великого князя,а затем и государя всей Руси):конец XV-XVI века Литература XVII века: происходит процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. XVII век- завершилась литература Древней Руси как особое явление русской и мировой культуры.
Слайд 5
Жанровое своеобразие Древнерусской литературы
Слайд 6
ЛетописецНестор
Жил во второй половине XI в.- начале XII в. ЛЕТОПИСЬ Описание событий русской истории по годам(летам) Что произошло в этом году О чем должны знать и помнить потомки НЕСТОР – инок (монах) Киево – Печерского монастыря, ЛЕТОПИСЕЦ
Слайд 7
Начало Русской литературы
Крещение Руси В 988 годуКиевский князь Владимир Святославич, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. По преданию Русской Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных сведений о том нет. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Князь Владимир Красное Солнышко
Слайд 8
Принятие христианства князем Владимиром во многом определило духовное и политическое развитие Руси на много веков вперед, содействовало распространению писменности, развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры. К.Лебедев «Крещение киевлян» Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Слайд 9
«Повесть временных лет»
«Се повести времяньных лет,откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити…» -это литературно изложенная история Русской земли от древнейших времен до событий начала XII века «Чудо Георгия о змие» Олег вещий Князь Игорь и княгиня Ольга Князь Святослав «Повесть о белгородском киселе» «Сказание о Никите Кожемяке» Автор – монах Нестор Составлена около 1113 г.
Слайд 10
Подумайи ответь:
Как распространились книги в Древней Руси? Что такое список? Рукопись? У всех ли произведений древнерусской литературы известны имена авторов? Что больше всего ценят в человеке древнерусские писатели? В чем состоит гуманизм древнерусской литературы?
Посмотреть все слайды
История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.
История летописания Списков летописей дошло не менее В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина и др.
Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из Повести временных лет, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая).
Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается Повестью временных лет, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.
История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.
История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.
Слайд 1
Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе
Слайд 2
2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»
Слайд 3
Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна
Слайд 4
В 988 году Русь принимает
христианство
Слайд 5
История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков.
Зарождению литературы способствовало возникновение письменности.
Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.)
После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.
Слайд 6
Древнерусская литература прошла многовековой путь развития.
Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия.
Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков.
Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.
Слайд 7
Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека.
2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека.
3. Вторая треть XIII – конец XIVвека.
4. Конец XIV – XVвек.
5. Конец XV – XVI век.
6. XVII век.
Слайд 8
Древнерусская литература XI - первой трети XII века
«Повесть временных лет»
Создание славянской азбуки.
Смерть Олега.
Смерть Игоря и месть Ольги.
Сказание о Белгородском киселе.
Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха.
«Слово о погибели русской земли».
«Слово о Законе и Благодати»
Слайд 9
Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве»
Киево – Печерский патерик
«Слово» Кирилла Туровского
«Моление» Даниила Заточника
Слайд 10
Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века
Третий период связан
с монголо – татарским
нашествием и борьбой
с ним.
Господствует героическая
тема и вера в национальное
возрождение.
«Повесть о разорении
Рязани Батыем»
«Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.
Слайд 11
Древнерусская литература конца XIV - XV века
Четвёртый период – время
подъёма национального
самосознания, формирования
нравственного идеала.
Это нашло отражение
в житиях святых, написанных
Епифанием Премудрым.
«Житие Сергия Радонежского»
Слайд 12
Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского
централизованного государства.
Происходит слияние областных литератур
в общерусскую.
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»
«Хождение за три моря»
«Домострой»
Слайд 13
Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых
принципов письма.
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Горе – Злочастии»
«Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.
Слайд 14
Отличительные черты:
Книга была рукописная.
Автор в большинстве произведений отсутствовал.
Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную
Слайд 15
Слайд 16
Псалтырь
Так выглядели первые
книги
Берестяная грамота
Слайд 17
Кирилл и Мефодий –
создатели славянской азбуки
Кириллица
Слайд 18
ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ
Слайд 19
Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…
Слайд 20
Слайд 21
Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент
Слайд 22
До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)
Слайд 23
Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век
Слайд 24
Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия
Слайд 25
Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.
Крестовая палата - Московский Кремль
Слайд 26
Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный.
1362 г. Новгород. Писец Микула
Слайд 27
Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.
Слайд 28
Оно написано в 1056 - 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б
Слайд 29
Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б
Слайд 30
Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.
Слайд 31
Это русский список с болгарской рукописи X в.
Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты.
Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма
Слайд 32
Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях
Слайд 33
Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.
Слайд 34
Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.
Слайд 35
Геннадиевская Библия - высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.
Слайд 36
1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы
Слайд 37
Слайд 38
Жанры древнерусской литературы.
Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности.
Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.
Повесть - повествует о важнейших исторических событиях.
Хождение – повествует о далёких путешествиях.
Житие - описание подвигов и добрых дел святых.
Слово - образец торжественного красноречия.
Слайд 39
Богоматерь
Хождение – жанр, в котором
описывались всякого рода
путешествия в иные земли
или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение
Слайд 40
Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония
Муромские
Сергий Радонежский
Житие
Слайд 41
Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.
Слайд 45
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня 1228 года.
Слайд 46
Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.
Слайд 47
Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный).
Повесть относится к жанру «жития».
«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
Слайд 48
Летописи – погодные (по «летам»
по «годам») записи. В летописях
ученые монахи сообщали о тех
событиях, которые происходили
в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись
Слайд 49
49
Летописание началось на Руси в XI веке.
Слайд 50
Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.
Слайд 51
Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Слайд 52
«Повесть временных лет»
Нестор - первый русский летописец.
«Повесть временных лет» - первая русская летопись начала XIIвека.
Слайд 53
«Повесть временных лет»
Монах Нестор
Слайд 54
Слайд 55
В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям
Слайд 56
«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити,и откуду Руская земля стала есть…»
Слайд 57
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..
Слайд 58
Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Слайд 59
Лаврентьевский летописец
Слайд 60
Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» - древнейшего летописного свода - начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.
Слайд 61
Слайд 62
Страницы из «повести временных лет»
Слайд 63
Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.
Слайд 64
Слайд 65
Слайд 66
Слайд 67
Ярослав Мудрый
Слайд 68
Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.
Слайд 69
Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.
Слайд 70
Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.
Слайд 71
Поучение –жанр, излагающий
правила жизни,
которые автор хотел
донести до читателя: он
поучал его.
Владимир Мономах
1053-1125
Поучение
Слайд 72
Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Слайд 73
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово
Слайд 74
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть
Слайд 75
Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.
Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.
Хронограф – это тексты, содержащие описание времени.
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.
Патерик – описание жизни святых отцов.
Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»
Слайд 76
Послание обычно использовалось
в публицистических целях,
то есть было посвящено
каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание
Слайд 77
Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких
рассказов о монахах и мирских
людях
Патерик