В классификации методов дифференциальной психологии по виду. Предмет и задачи дифференциальной психологии

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).

Собственно психологические методы -- интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.

Психогенетические методы.

Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

а. Генеалогический метод -- метод исследования семей, родо- словных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.

б. Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследо-вание включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50\% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

в. Близнецовый метод. Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона, вышедшая в 1876 г. -- «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Но начало реальных исследований в данном направлении приходится на начало 20-го столетия. Существует несколько разновидностей данного метода.

а) метод контрольных групп

Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50\%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары

Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.

в) метод близнецовой пары

Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.

г) метод контрольного близнеца

Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Математические методы

Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Дисперсионный анализ -- позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию. Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла. Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4. Абсолютный среднегрупповой результат одинаков для обеих групп -- 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.

Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики -- определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

Корреляционный анализ. Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции -- это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до -1.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П.Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

Дифференциальная психология -- это раздел психологии, изучающий психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.

Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.

Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

  • личности;
  • интеллекта;
  • способностей;
  • коэффициент интеллекта;
  • интересов;
  • ценностей;
  • самоэффективности;
  • чувства собственного достоинства.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в , психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование , которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод : среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Желаем вам удачи!

Отличие дифференциальной психологии от всех (или почти всех) других отраслей психологии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или регулярная динамическая изменчивость. Следовательно, объект ее носит сложный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход.

Вот, возможно, самые существенные проблемы, которыми занимается современная дифференциальная психология:

  • установление основных принципов дифференциации в психологическом исследовании человеческой личности, критериев измерения динамики становления и развития психических свойств и процессов;
  • научное обоснование индивидуальных и типологических норм различных психофизиологических функций индивида, личности;
  • выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в зависимости от его индивидуальности;
  • научное прогнозирование развития и понимание роли отдельных периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека.

Решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта дифференциальной психологии во всей его сложности и неоднозначности, изучении всего жизненного цикла человека. Необходимость интегрального подхода в дифференциальной психологии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предполагает учет данных, получаемых в различных психологических науках: общей и детской психологии, клинической и специальной психологии, психодиагностике и психокоррекции, патопсихологии, психогеронтологии, педагогической, возрастной и социальной психологии и т.д., а также в ряде других наук о человеке, рассматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного развития (возрастной физиологии, медицине, педагогике, антропологии, философии, логики и т.п.).

Специфика объекта дифференциальной психологии состоит, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. Еще И.М. Сеченов обратил внимание на чрезвычайную сложность процесса индивидуального развития человека. «Несомненно, - писал ученый в работе “Элементы мысли”,- прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом». Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой естествознания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития и изменения человека с момента его рождения и использовать эти закономерности для решения современных задач возрастной и дифференциальной психологии.

Онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие личности человека имеет разный смысл в процессе развития индивидных и субъектных свойств человека.

Следующая специфическая черта выражена в том, что особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического

развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом».

Чем старше человек, тем сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия! Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б.Г. Ананьев . Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы “перекрываются” типом индивидуального развития, характером практической деятельности».

Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, реальных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие развития зависит от всего жизненного пути, типа характера и меры активности человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными путями.

В процессе развития (взросления, старения) человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индивидуальности на характер возрастной изменчивости психики.

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения индивидуальной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузальный аспекты.

В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику динамики индивидуального развития человека.

С онтологической позиции объект дифференциальной психологии может рассматриваться в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Причем, для понимания изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Следует отметить, что хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динамика, как известно науке, определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индивидуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и ге- терохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить динамику психических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности.

При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов дифференциальной психологии относится проблема детерминации индивидуального психического развития.

Одними из распространенных методов количественной и качественной обработки материала являются корреляционный 3 и факторный анализы. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований. Качественный анализ с использованием указанных эмпирических и статистических методик позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики.

Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных. Собранный материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономерности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях - генетическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.

Усиливающийся интерес к проблемам дифференциации психического развития человека обусловлен тем, что в настоящее время практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации; переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образование, обучение не только детей, но и взрослых; переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека и т.д. Современное общество в условиях научно-технического и информационного прогресса заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека.

Учет индивидуальных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного и компьютеризованного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Дифференциальные особенности важны и при клинической диагностике в целях более точной профилактики, лечения и при трудовой экспертизе с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека, например, в разные периоды его жизни.

Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем дифференциальной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные периоды жизни.

В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Практическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифференцированного подхода на основе знаний о дифференциальных особенностях человека.

Взаимодействие дифференциальной психологии с практикой осуществляется различными путями: непосредственно, опосредованным путем, через медицину и педагогику, а также через психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей - социальную, педагогическую, инженерную психологию. И те и другие науки создают новые возможности для развития сфер практического использования дифференциальной психологии.

зз

Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода к объекту дифференциальной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обоснование норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (гражданская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т.п.). Знания диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психического развития.

Важное прикладное значение имеет нормирование по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в процессе обучения и в других видах деятельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с индивидуальными нормами и подходами, лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.

Установление «старта» и «финиша» в индивидуальном развитии каждого человека - субъекта трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию, которое, в свою очередь, имеет социальный и дифференциальный смысл, поскольку подобные эталоны позволяют определять и степень выраженности индивидуальных различий, степень продвижения в психическом развитии в конкретный период жизни.

Проблема указанного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Индивидуальные различия выступают в качестве относительно самостоятельной проблемы в структуре дифференциальной психологии. Рассмотрение индивидуальных особенностей создает новые возможности для определения обучаемости и воспитуемости, для определения степени зрелости психологических функций у отдельных людей. Выявление различных путей развития психологических функций и разнообразия темпов их индивидуальной и общей динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообразия проявлений возрастной нормы под воздействием различных факторов. В данном случае речь идет о научной основе индивидуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения.

Для исследования одной из основных проблем дифференциальной психологии первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

В дифференциальной психологии решаются три группы задач: исследовательские, диагностические и коррекционные.

Исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: общих закономерностей и факторов развития и специфического их проявления. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки.

Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими.

Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психологических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экспериментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности самих лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики - педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Напомним - важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом в 1879 г. первой экспериментально-психологической лаборатории, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов, в частности апперцепции .

Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведение основного психофизического закона Фехнера - Вебера = const In R, где Empfindung - величина ощущения, a Reiz - величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт - выразительная иллюстрация неис- поведимости научных путей, потому что Фехнер, по своим убеждениям, «махровый идеалист», как писали о нем в доперестроечные времена, меньше всего стремился укрепить своими изысканиями позиции материализма.

Еще в 1796 г. благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (наблюдения опирались на метод «глаз и ухо», требующий координации зрительной и слуховой информации). Это было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как симультанный (одномоментный) феномен.

Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов.

Дондерс обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражители и т.п. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе.

Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного психического наблюдения они имели поистине революционное звучание - психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

Экспериментальный метод, по мнению известной исследовательницы А. Анастази , несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые активно изучались на донаучном этапе.

2. Следующей предпосылкой превращения дифференциальной психологии в полноценную науку явилось использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, т.е. малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека» (человек стремится действовать так, как поступает большинство людей). Предметом же внимания Гальтона были особые способности, о чем он и написал в книге «Наследственный гений», изданной в

  • 1869 г. Гальтон стремился изучать суперменов и показал своими работами, что гениальность - это качество, обусловленное наследственностью.
  • 3. Предпосылкой оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знание явилось использование данных психогенетики, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную, неаддитивную и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют и генетический анализ.

Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории дифференциальной психологии служит предметом острых дискуссий. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

В настоящее время для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления дифференциальной психологии

Итак, к настоящему времени дифференциальная психология сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии - это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

К сожалению, и сегодня остаются верными слова В. Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях».

Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых принципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существенными являются принципы:

  • реализации формального подхода;
  • интегрального анализа (соотношение части и целого);
  • взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
  • взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий;
  • измеряемости и статистической оценки изучаемых явлений.

Традиции формального подхода: в изучении индивидуальности

формальный подход (от лат. Forma - структура чего-либо, а также от formans - образующий) можно определить как совокупность методов анализа структуры устойчивых универсальных свойств человека. Конструкт «формальный подход» позволяет провести необходимую для целей исследования границу между наиболее типичными, стабильными, воспроизводимыми в жизненной практике и экспериментальной ситуации индивидуально-типологическими особенностями, и остальным бесконечным разнообразием уникальных комбинаций признаков, характеризующих неповторимость отдельной человеческой индивидуальности.

В рамках формального подхода для описания структуры психики используются такие психодинамические конструкты, как темперамент, стиль, способности, характер и др.

В новейших теориях психологии индивидуальных различий подчеркивается, что содержательная сторона поведения и деятельности, являющаяся во многом результатом усвоения этических и культурных норм, и формально-динамическая характеристика человека сливаются в одну гармоничную универсальную структуру. При этом биологически обусловленные базисные свойства, или тенденции, часто становятся фактором, ограничивающим число степеней свободы в процессе формирования и развития этих психологических структур. Другими словами, содержательные характеристики попадают под действие социально-обусловленных законов культурного контекста, в то время как механизмы формальных характеристик индивидуальности подчинены эволюционно-генетическим законам, оказываясь в большей степени под влиянием кросс-ситуативных, устойчивых во времени и толерантных к контекстуальному воздействию факторов.

Познание закономерностей, регулирующих функционирование индивидуальности, возможно только через изучение механизмов, порождающих интересующие нас эффекты человеческих различий. Знание конкретных механизмов связано с решением многих практических задач - психотерапевтических, психокоррекционных, обучающих и развивающих - отвечающих на вопрос: почему одни наборы составляющих лучше других, и, в частности, почему результирующая сторона оказывается иногда согласованной, а иногда противоречивой, иногда мощной и ясной, а иногда слабой и рыхлой...

Первоочередная задача в научном дифференциально-психологическом исследовании - выявление механизмов образования формальных характеристик.

Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека.

Большинство авторов выделяют в качестве отдельных классов энергетические и регулятивные характеристики , относя к первым активность-интенсивность, скорость и пластичность, а ко вторым - эмоциональную чувствительность, тип реагирования во фрустрирующих ситуациях, фон настроения.

Специально выделяется класс формально-программных индивидуальных параметров, охватывающий общие звенья более сложных, в том числе и социально-групповых программ поведения. Сюда относятся: тип стратегии снятия неопределенности, предпочтение ранга доминирования, проявление выбора (основанное на относительном преобладании той или иной сигнальной системы действительности по И.П. Павлову).

Следует запомнить:

динамический характер, апперцепция, индивидуальные и типологические нормы различных психофизиологических функций индивида, И.М. Сеченов, СЛ. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, гетерохронность, каузальный подход, поли- факторные воздействия, микровозрастной анализ, В.М. Бехтерев, Ж. Пиаже, И.С. Кон, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, корреляция, А. Анастази, В. Вундт, факторный анализ, праксиметрия.

Вопросы и задания по главе 2

  • 1. Перечислите самые существенные проблемы, которыми занимается современная дифференциальная психология.
  • 2. Расскажите о вкладе Сеченова, Рубинштейна, Ананьева в развитие дифференциальной психологии.
  • 3. Каким образом современные психологи пытаются решить проблему детерминации индивидуального психического развития?
  • 4. Подготовьте сообщения о классификации методических средств, актуальных для познания психического развития человека, предложенной Б.Г. Ананьевым.
  • 5. Расскажите о классификациях и методиках Кона и Пиаже.

Б. Что подготовило появление психологии индивидуальных различий?

7. Расскажите об основных принципах дифференциальной психологии.

  • Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - выдающийся русский физиологи мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской Академии наук.В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) обосновалрефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности,доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологическиепроцессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открылявления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральнойнервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии груда,возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченоваоказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворахэлектролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русскойфизиологии».
  • Ананьев Борис Герасимович (1907- 1972) - советский психолог, создатель илидер Петербургской научной школы психологов. Работая на психологическом факультете ЛГУ, предпринял попытку преодолеть раздробленностьнаук о человеке и создать системную модель человекознания, в которойбыли бы обобщены исследования различных наук о человеке как личностии индивидуальности. Он выделял иерархически соподчиненные уровниорганизации человека: индивид, личность, индивидуальность. Б.Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия,а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями попсихологии общения, проблемами восстановления работоспособностираненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых вСССР организовал психологическую службу на основе средней школы вВыборгском районе Ленинграда.
  • Исследование отношений зависимости в системе переменных, котороезаключается в проверке соответствия выявленных причинных связей определенным данным.
  • Пиаже Жан (1896-1980) - швейцарский психолог и философ, известенработами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивногоразвития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название - генетическая эпистемология).
  • Кон Игорь Семенович (род. в 1928 г.) - советский и российский социолог,антрополог, философ, доктор философских наук (1960), профессор (1963),академик Российской академии образования (1989), почетный профессорКорнелльского университета (1989) и университета Суррея (1992).Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий(«Словарь по этике», «Этнография детства» и др.). Член ряда международных научных сообществ, среди которых Международная социологическаяассоциация, Международная академия сексологических исследований (англ.), Европейская ассоциация экспериментальной социальнойпсихологии, Германское общество сексологических исследований (нем.)и др., и редакционных советов ряда научных изданий.
  • Регрессионный анализ - метод моделирования измеряемых данных и исследования их свойств. Данные состоят из пар значений зависимой переменной (переменной отклика) и независимой переменной (объясняющейпеременной). Регрессионная модель есть функция независимой переменной и параметров с добавленной случайной переменной. Параметры модели настраиваются таким образом, что модель наилучшим образом приближает данные.
  • Дисперсионный анализ - его основной целью в психологии является исследование значимости различия между средними показателями.
  • Корреляционный анализ (корреляция) - статистическая взаимосвязь двухили нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми), - метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаковдля установления между ними статистических взаимосвязей. Цель такогоанализа - обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной.
  • Апперцепция (лат. ad - к и лат. perceptio - восприятие) - одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленностивосприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «Апперцепция» ввел Г. Лейбниц, обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления. Это определило первый аспект понятияАпперцепция: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль).
  • Дондерс Франц (1818-1889) - голландский врач и физиолог.
  • Анастази (Anastasi) Анна (1908-2001) - американский психолог. В 1930 г.получила научную степень в Колумбийском университете. Работала пси-хологом-инсгруктором в колледже Бернарда. С 1947 г. работала в университете Фордхам, профессор (1951) и руководитель (1968) психологическогофакультета. Президент Американской психологической ассоциации(1971 - 1972). Занималась проблемами дифференциальной психологии,формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий еговоспитания. Разработала ряд психологических тестов.

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).



Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

Психогенетические методы

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которо­го привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.



Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П.Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности

5. История становления дифференциальной психологии как науки.Вклад Ф.Гальтона и У.Штерна.

Английский биолог и антропо­лог Ф. Гальтон (1822-1911). Целью своих опытов он провозгласил выявление генетических основ индивидуальных различий испы­туемых, а основными методами исследований - эксперимент и математические методы статистики. Его перу принадлежит работа «Наследственность таланта» (1869), где Гальтон выдвинул свою идею наследования способностей и талантов и впервые в науке попытался обосновать ее статистическим методом. Рассмотрим и проанализируем основные идеи Ф. Гальтона относительно приро­ды индивидуальных способностей человека.

1. Умственные способности, так же как и физические при­знаки, передаются по наследству, т. е. имеют генетическую при­роду и, следовательно, не могут быть одинаковыми у всех людей.

Таким образом, Гальтоном отрицается природное равенство лю­дей по признаку умственных способностей.

2. Выведение на основе статистических методов закона распределения способностей: распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами. То есть в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть - высокий, следовательно, повышение уровня способностей ведет к понижению количества людей, обладающих ими.

3. Полное отрицание влияния на развитие индивидуальных способностей человека социального фактора, т. е. воспитания, культуры и общества в целом. Существуют только врожденные детерминанты: врожденное стремление к науке, выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения независимость в суждениях и др.

4. Разработка концепции развития общества, основанной на законе передачи умственных способностей по наследству, согласно которой для общего улучшения человеческого рода необходима селекция наций по принципу привилегии сильнейших и талантливейших, а также заключение соответствующих браков, позволяющих через несколько поколений повысить общий уровень способностей у людей.

Ф. Гальтон очень активно использовал различные методы экс­периментального исследования для решения поставленных за­дач. Среди этих методов можно выделить следующие: анкетирование (опрос выдающихся людей Англии) и биографический (изучение их биографий) методы для получения необходимых для статистической обработки данных; экспериментальное изучение индивидуальных различий через измерение физических данных испытуемого и его сенсомоторных качеств, например видов чувствительности, остроты ощущений и времени реакции; статистические методы , используемые для точного подсчета результатов проведенных исследований; тесты, используемые с целью оценки ума через измерение психических функций, а именно: ассоциативных способностей, воображения и скорости образования суждений.

Несмотря на однобокость концепции Гальтона, представляю­щей индивидуальные различия человека только в их врожден­ной, генетической обусловленности, все же она оказала влияние на дальнейшее развитие многих отраслей психологии и постави­ла многие важные для психологии вопросы, впоследствии ус­пешно разрабатываемые другими учеными:

1) Гальтоном была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования;

2) в психологию вводятся методы вариационной статистики (метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило дальнейшее создание многих ценных математических методик и возникновение метода факторного анализа, и по сей день успешно применяемого в большинстве психологических исследований;

3) Гальтон, выдвигая проблему генетических предпосылок развития психических способностей, еще раз доказывает неправомерность разделения и противопоставления телесных качеств душевным;

4) благодаря использованию Гальтоном тестов - нового метода измерения умственных способностей - было положено начало науки психотехники и широкого использования методов тестирования в других областях психологического знания.

Основателем дифференциально-психофизиологического направления как само­стоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпус­тил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911 г.) она вышла уже под другим названием - «Дифференциальная психология и ее методические основы».

У. Штерн интересовала природа раз­личий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, соци­альному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.

В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и жен­щин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследова­ния различий расовых групп.

6. Психогенетические методы.

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11, 12).

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э.Торндайком, Р.Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность». 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т.Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

7. Номотетический и идеографический подходы в психологических исследованиях.

Номотетический подход к научному познанию описан Виндельбандом (в работах И.Канта рассматривается как способ законодательной деятельности разума), раскрыт Риккертом. Рассматривается как способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закономерности. Исследователь, нацеленный на поиск закономерностей, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не представляет научной ценности. Исследователю, ориентирующемуся на номотетическую методологию, интересны не характеристики уникальных свойств данного объекта как целого, а выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать перспективные состояния и характеристики объектов данного типа (класса) и, исходя из этого, выстраивать собственную активность по отношению к ним [Забродин, 1987].

Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае. Осознанно обращающийся к данному типу исследовательской методологии вынужден рассматривать целое как не равное сумме его частей. Определение результатов исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, как правило, формулируются вне рамок и предзаданных категориальных шаблонов, но в пределах понятийного поля, задаваемого теоретическим направлением, избранным автором .

Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям .

1.) по-разному понимается объект изучения. Если в рамках номотетического подхода присутствует атомистское понимание психических явлений, то идеография ориентируется на холистский подход.

2) номотетика, в целом, ориентирована на линейный детерминизм в объяснении причин явлений, тогда как идеография предполагает возможность вероятностного или кругового типов детерминизма.

Противопоставление номотетического и идеографического подходов находит выражение и в рамках осуществления научного исследования. Номотетическая диагностика, по сути, является сциентистской и нормографической, и конкретная личность, индивидуальность сводится в рамках этого подхода к набору определенных значений по нормативным общегрупповым шкалам. Такой подход предполагает относительную простоту в его осуществлении, а также несложный путь доказательства репрезентативности полученных данных, но имеет целый ряд недостатков, к которым, прежде всего, следует отнести высокую степень формализованности инструментария и исследования в целом. Исследование, ориентированное на использование идеографического метода, базирующееся на понимании личности как особой, неповторимой целостности, как правило, не претендует на высокие обобщения и репрезентативность полученных результатов (классически ориентированными исследователями это рассматривается как непреодолимая проблема метода). Если же таковая идея декларируется (как, с определенными оговорками, было в случае отдельных исследований А.Р.Лурия, З.Фрейда и некоторых других виднейших психологов), то ее воплощение неизбежно требует от исследователя предельно жесткой и последовательной реализации теоретических оснований в ходе интерпретации, а также убедительного логического обоснования предложенных обобщений.

8. Организационные методы исследований индивидуальных различий.

В организационной психологии особенно интенсивно исследовались индивидуальные характеристики, позволяющие прогнозировать трудовые усилия, качество деятельности и продуктивность работников, их отношение к работе, абсентеизм, склонность к вредным привычкам и т. д. Однако попытки найти однозначные, надежные взаимосвязи между, например, чертой личности и вредной привычкой редко оказывались успешными: факторы, детерминирующие индивидуальное поведение человека, слишком многочисленны и разнообразны. Они не позволяют надежно предсказывать поведение лишь по одной или нескольким индивидуальным особенностям.

Неповторимость и непохожесть людей привели к формированию в психологии идеографического подхода, ориентированного на описание личности как особой уникальной целостности. При всей правомерности такого подхода в клинической или консультативной практике (например, в психотерапии), он, в строгом смысле, не является научным и используется в организационной психологии очень ограниченно. Даже глубокое и всестороннее знание уникальности своих подчиненных вряд ли сильно облегчит менеджеру выполнение практических задач управления: как объединить и эффективно организовать в единую команду безграничное человеческое многообразие?

К счастью для менеджера, неповторимое своеобразие каждого человека, не исключает наличия у него типических черт, которые и представляют наибольший интерес для науки в целом и организационной психологии в частности. В этом смысле данная дисциплина придерживается номотетического подхода, т. е. подхода, ориентированного на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития, формирования и жизнедеятельности личности.

В психологии предлагались различные варианты типологических схем и классификаций индивидуальных характеристик, которые могут быть полезны для объяснения и прогнозирования поведения людей в организациях.

Темперамент. По-видимому, одной из первых попыток объяснить различия в поведении людей было учение знаменитого греческого врача Гиппократа о различных темпераментах (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей). Еще в VI веке до н.э. он предложил выделять четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический, исходя из преобладающих в теле человека «соков»: крови, желчи, черной желчи и слизи (лимфы, флегмы). Преобладание этих соков в организме человека и дало название основным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В конце XVIII века психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И.Кантом, который выделил темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Характер. Другой важной особенностью членов организации является характер. Характер (от греч. gharakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

9. Математико-статистические основы дифференциальной психологии.

В современной психологии выводы психологов-практиков, не обоснованы на основе математически-статистических методов, воспринимаются как поверхностные, субъективные, не подтверждены. Одновременно с накоплением практического опыта, базы данных эмпирических исследований неизбежно встает задача их обобщения, выявления тенденций, динамики, характерных признаков, особенностей, которые невозможно обоснованно интерпретировать, не используя математические методы количественного анализа.

В психологических исследованиях обычно применяют количественный и качественный анализ. Количественный анализ используют преимущественно для описания данных и установления значимости результатов.

Количественный (математически-статистический) анализ - совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математически-статистического аппарата.

К количественным методам анализа и интерпретации данных относятся:

Дисперсный анализ, выявляющий, насколько изменение дисперсии (рассеяния) зависимой переменной (33) соотносится с изменениями независимой переменной (НЗ), т.е. указывает ту качественную переменную, которая вызывает изменения 33 (f-критерий Фишера, г-критерий Стьюдента)

Корреляционный анализ, который устанавливает связь и направленность изменений 33 и НЗ;

Факторный анализ, предназначенный для выяснения влияния факторов (совокупность НЗ, коррелирующие) на 33. Фактор может формироваться с помощью уравнения линейной регрессии;

Регрессивный анализ, позволяет связывать несколько 33 в единственный фактор, который отражает влияние НЗ на объект, прогнозировать развитие фактора, наделенного тенденцией к снижению за определенный промежуток времени;

Кластерный анализ, который определяет связь или степень сходства поведенческих реакций различных объектов за "сходством" их переменных (характеристик), сочетает по определенным статистическим критериям разные "подобные" объекты (исследуемые) в один класс (группу, кластер и т.п.).

В психологических исследованиях качественный анализ используют для описания и характеристики связи между явлениями.

Качественный анализ результатов - совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических умозаключений и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.

Типами анализа результатов психологических исследований являются:

Систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантами; построение схем и структур;

Психологическая казуистика - системное описание типичных и уникальных случаев.

На основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала осуществляют интерпретацию (лат. - Толкование, объяснение) результатов - системную процедуру объяснения исследуемых феноменов.

К методам математически-статистического анализа относятся: методы описательной статистики (описание характеристик исследуемого явления: распределения, особенностей связи и т.п.); методы статистического вывода (установление статистической значимости данных, полученных в процессе экспериментов) методы преобразования данных (преобразование данных с целью оптимизации их представления и анализа).

Математические критерии никогда не рассматривали в психологии как самые, однако недопустимо и их игнорирование. От владения ими зависит точность выводов, которые, однако, можно возразить, воспользовавшись другими методами исследования.

10. Каналы получения информации об индивидуальности

Иногда методы изучения индивидуальности разделяют на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация (9).

L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов – людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.

L-данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения, связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L-данных – большие временные затраты.

Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам: 1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, что мы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.), 2) обеспечить длительность наблюдения, 3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого, 4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список.

Оценки должны быть обязательно формализованы и выражены в количественной форме.

Т (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.

Примерами использования Т-данных являются известные опыты Г.В.Биренбаум и Б.В.Зейгарник по запоминанию незавершенных действий, опыты с моделированием ситуаций для изучения альтруистического поведения. То есть необходимо создать целостную объективную ситуацию для проявления тех или иных особенностей личности.

Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов.

Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы: 1) маскировку истинной цели исследования, 2) неожиданную постановку задач, 3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого, 4) отвлечение внимания испытуемого, 5) создание эмоциональной ситуации при тестировании («Это задание до вас все выполняли с легкостью!»), 6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации, 7) фиксацию автоматизированных реакций, 8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологических, биохимических, вегетативных изменений), 9) фиксацию «фоновых» индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).

Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов. Этот канал занимает центральное место в исследованиях индивидуальности благодаря своей высокой экономичности (можно применять в группе, автоматизированно обрабатывать результаты). Однако он не считается высоконадежным.

Искажения получаемой информации могут быть связаны со следующими причинами: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых (заполнять анкеты сложно сельским жителям и детям моложе десяти лет), отсутствием навыков самопознания и специальных знаний, использованием неверных эталонов (особенно в ограниченном социуме, когда человек сравнивает себя с близкими, а не популяцией в целом). Кроме того, различная мотивация испытуемых может приводить к искажениям либо в сторону социальной желательности (дисимуляции, ослабления симптоматики), либо подчеркивания своих дефектов (агравации и симуляции).

Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. Но на этом научные изыскания не заканчиваются.

11. Основные принципы изучения свойств нервной системы в школе И.П. Павлова.

Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:

1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2). уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому (, С.384).

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. (, c. 408).

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы (,,):

1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);

2). сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);

3). сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);

4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы (, c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовтаь и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания (, С.386).

Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысел можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной ситемы, открыты два новых свойства неврных процессов: лабильность и динамичность. Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов), лабильность нервных процессов – свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного или тормозного процесса) , .

В отличие от И.П.Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.

Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

12. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности.

Свойства нервной системы определяются генотипом человека (от греч, ; genos - род, происхождение и typos - отпечаток, форма), передаваемыми по наследству физиологическими особенностями. Психолог работает с фенотипом (от грен, phaino - обнаруживаю) - совокупностью всех свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Фенотип складывается в результате взаимодействия генотипа и условий среды обитания. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя не учитывать «компенсаторные эффекты», так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.

Свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: верхний уровень - системные свойства мозг

Метод в переводе с греческого означает путь познания. Для разных уровней индивидуальности могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям .

Общая классификация методов дифференциальной психологии:

По виду используемого опыта:

  • - интроспективные - основанные на данных субъективного опыта;
  • - экстраспективные - опирающийся на объективный результат, доступный измерению.

По активности воздействия:

  • - наблюдение ;
  • - эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей:

  • - номотетические -ориентированные на общее, психологию обобщения;
  • - идиографические - ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания.

По стабильности - изменению изучаемого явления - констатирующие и формирующие (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

В настоящее время остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии:

  • 1. Поскольку психические признаки даны непосредственно самому субъекту, как исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Этот вопрос поднимает проблему аналогии и интерпретации.
  • 2. Установление соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования - это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Группы методов, используемые дифференциальной психологией:

  • - общенаучные;
  • - псигонетические;
  • - исторические;
  • - психологические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Виды наблюдения

Преимущества метода:

  • собираются факты естественного поведения человека;
  • человек воспринимается как целостная личность;
  • отражается контекст жизни субъекта.

Недостатки метода:

  • слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями;
  • пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;
  • отсутствие повторного наблюдения;
  • фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если

  • А) сформулировать конкретную цель (определить какие аспекты психической деятельности наблюдаются);
  • Б) обеспечить:
    • - объективность посредством нескольких одновременных фиксаций;
    • - систематичность, организовывая так наблюдение, чтобы человек о нем не знал или, зная о наблюдении был уверен о конфиденциальности информации, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

ЭКСПЕРИМЕНТ - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения.

Особенностью метода является невозможность прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть взаимодействуют субъективные реальности как минимум трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества метода:

  • можно создать условия, вызывающие изучаемый процесс;
  • возможно многократное повторение опыта;
  • возможно ведение простого протокола;
  • данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

Недостатки метода:

  • исчезновение естественности процесса;
  • отсутствие целостности картины личности человека;
  • необходимость специальной техники;
  • отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показатели приборов, тестов).

Виды эксперимента:

  • - лабораторный - проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии;
  • - естественный - максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в нем;
  • - камерный - промежуточное положение между лабораторным и естественным. Например, для изучения определенных особенностей поведения ребенка, его приглашают в кабинет методиста детского садика, предлагая поиграть;
  • - формирующий - подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменения (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам;
  • - психолого-педагогический - вариант формирующего, направлен чаще всего на апробацию нового метода обучения (который после апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. Эксперимент должен соответствовать требованиям:

  • - валидности - пригодности, понимаемой, как соответствие целей, методов и результатов;
  • - репрезентативности - представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента;
  • - надежности - устойчивости результатов во времени.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения).

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод исследования семей, родословных.

Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, то тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (родитель - потомок). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявиться меньше сходства.

МЕТОД ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ - состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям.

Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средо- вые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок - биологический родитель, ребенок - приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - среди близнецов выделяют моно- зиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

  • 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении вну- трипарно монозиготных и дизиготных близнецов.
  • 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающего каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую совокупную личность.
  • 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.
  • 4. Метод разлучения монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие - с фактором среды.
В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные