Средствами научного исследования являются. Проведение научных исследований в современных условиях
Научные исследования: цели, методы, виды
Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования - определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология - это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания -^/наблюдением и экспериментом.
Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.
Эксперимент - это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. -В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования. Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.
Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.
Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их - расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывав ют новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.
Цель разработки - преобразовать прикладные (или теоретические) исследования в технические приложения. Они не требуют проведения новых научных исследований.
Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, - подготовить материал для внедрения.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.
Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы - это важный этап в разработке научного исследования.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
а) по видам связи с общественным производством - научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;
научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;
б) по степени важности для народного хозяйства
Работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;
Исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
в) в зависимости от источников финансирования
Госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
Хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;
Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) и теоретического или рационального (гипотезы и законы) метода.
Эмпирический уровень - исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация - основные приемы и средства - сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, которые влияют на протекание изучаемых процессов. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель, не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения. Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию. Наблюдения можно разделить на непосредственные (прямые) и косвенные, где вторые используются тогда, когда предметом исследований является эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в том, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. Прямой же вид используется при исследовании непосредственно самого объекта, или какого-либо процесса, связанного с ним.
Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов. Этот метод является одним из самых лучших, так как с помощью него в последние два столетия достигнуты огромные успехи во многих областях различных наук. Также, «в результате совершенствования методики экспериментального исследования, использования в нем сложнейших приборов и оборудования, достигнут чрезвычайно широкий диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой техники выработана классификация различных видов эксперимента».
По целям их можно поделить на две группы:
I. - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;
II. - эксперименты, с помощью которых можно собирать информацию для уточнения тех или иных предположений.
По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они могут быть:
* физические;
* химические;
* биологические;
* космические;
* психологические;
* социальные.
Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.
Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т. п.
По характеру методов и результатам исследования их подразделяют так:
1. «Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.
2. Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измерения исследуемых параметров процесса или объекта».
Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию. Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.
Теоретический опыт - опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.
Оба уровня познания, то есть, эмпирическое и теоретическое, взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому.
Рассматривая теоретическое познание, определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт - факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.
Проблема - форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании - вопрос, требующий ответа. Правильно разрешить проблему - значит поставить вопросы и определить средства их решения.
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной.
Теория - высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна).
Теория должна удовлетворять двум требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные элементы:
1. Исходные основания - понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;
2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств предметов (“идеальный газ”);
3. Логика теории;
4. Совокупность законов данной теории;
Ключевой элемент теории - закон.
К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.
В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.
Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент, с помощью которого добывается знание. Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регуляторов.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразие методов.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют:
1. Формализацию - отображение содержательного знания в формализованном языке, где формализованный язык - это система специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости.
2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основами которого являются аксиомы. Из аксиомы все положения теории выводятся логическим путем.
3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.
В научном исследовании широко используются и общелогические методы:
1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез - их объединение в единое целое;
2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств;
3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не существующих в действительности;
4. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему;
5. Дедукция - обратный индукции процесс, то есть движение мысли от общего к частному;
5. Аналогия - установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами;
6. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.
«В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании».
эмпирический познание истина
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания :
– материальные,
– математические,
– логические,
– языковые,
– информационные.
Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей (рис.4.6).
Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента. Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.
Рисунок 4.6 – Средства научного исследования
Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д.
Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм. Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).
Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи :
– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?
– каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?
– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?
– каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?
Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).
Под методами исследования понимаются сами способы изучения явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий.
В исследовательской работе магистрант, как правило, используют известные методы психолого-педагогических, социологических и экономических исследований. Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем, имеет смысл коротко описать основные методы.
Все методы исследования можно разделить на теоретические, эмпирические и математические (статистические и эконометрические).
Методы теоретического исследования (теоретические методы) необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.
Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализ проявляется в мысленном расчленении целого (явления, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемом в процессе познания, и позволяет получить информацию о структуре объекта исследования.
Анализ сопровождается синтезом и позволяет проникнуть в сущность изучаемого вопроса.
Синтез - процесс (как правило - целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор. В дополнении к анализу, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими объекта исследования.
Индуктивный метод – метод познания, построенный на индукции, предполагающей движение мысли (процесс логического вывода) от частных суждений к общим.
Дедуктивный метод – способ построения научных теорий на основе применения дедуктивной техники (дедукции) – системы логических умозаключений от общих суждений к частному выводу. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом - следствия из посылок, теоремы, выводы. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.
Сравнение – метод познания, лежащий в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.
Обобщение – метод познания, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств объекта. В курсовых работах часто прибегают к использованию этого метода при обобщении понятий – логической операции, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но меньшего содержания.
Абстрагирование – это метод познания, представляющий собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых частными, несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. Можно сказать, что абстракция позволяет мысленно отвлечься от несущественных свойств предмета и выделить существенные, основные свойства, признаки, связи.
Конкретизация – наполнение схематизированной когнитивной картины какого-либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач.
Систематизáция – метод объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с внешним миром.
Классифика́ция – метод группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (классификация).
Моделирование – исследование каких-либо объектов на их моделях (от лат. modis, фр. modele - образец), то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением методов аналогии и теории подобия при проведении и обработке данных экспериментов. Моделирование применяется тогда, когда по каким-либо причинам трудно или невозможно изучать предмет в естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчить процесс исследования объекта.
Модель отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования в более простом, уменьшенном виде. При этом в модели отражается структура, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом, прототипом.
В социологических исследованиях моделирование осуществляется с помощью знаков, символов, чертежей (схем).
Теоретические методы связаны с изучением и анализом соответствующей литературы, позволяющей узнать, какие проблемы в исследуемой области и в каких аспектах уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой предполагает такие методы, как:
составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование – дословная запись выражений, фактических ли цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Эмпирические методы – это исследовательские методы, основанные на описании фактов, практической деятельности, реально складывающегося опыта организации чего-либо (без последующих заключений и теоретических обобщений, т.к. это уже теоретические методы исследования).
Беседа – проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, но при этом допускается импровизация, то есть незначительное отхождение от плана, поэтому беседа ведется в свободной форме без записи ответов респондентов.
Интервью (является разновидностью беседы) – исследователь придерживается заранее намеченных и записанных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, и фиксирует ответы респондентов.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты, в которой вопросы предъявляются опрашиваемым в письменном виде. При анкетировании можно пользоваться как анкетами, разработанными другими авторами, так и собственными, самостоятельно разработанными.
Изучение документации – метод исследования, при котором изучается различная документация организационного и практического характера, нормативные и инструктивно-методические документы. При этом делаются обобщения, выводы, обращается внимание на структуру документа, указываются основные положения, актуальные для данного исследования, и т.д.
Научное наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Получение эмпирической информации происходит с использованием органов чувств человека, различного рода научных приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступающей информации. Научное наблюдение отличается четкостью поставленной цели, систематичностью, при необходимости – использованием приборов. К данному методу относится также изучение и обобщение опыта.
Эксперимент – метод научного исследования, с помощью которого в естественных или искусственно созданных условиях (контролируемых и управляемых) исследуется явление, процесс, ведется поиск нового, более эффективного способа решения какой-либо проблемы. Эксперимент представляет собой специально организованную проверку того или и иного метода, приема работы специалиста. Он предполагает активное вмешательство в реальную систему, поэтому его сущность заключается в изменении условий, в которых находится изучаемый объект, а основная функция – проверить эффективность (или неэффективность) этого вмешательства. При этом контроль и управление за всеми экспериментальными факторами осуществляется планомерно, эффекты (положительные или отрицательные) изменения объекта должны быть измерены с помощью обоснованного квалиметрического инструментария и научно интерпретированы. Отметим ведущее отличие эксперимента от наблюдения. В ходе эксперимента исследователь вводит новые факторы в процесс и наблюдает, фиксирует и описывает последствия своего вмешательства, а в ходе наблюдения исследователь только наблюдает, фиксирует и описывает то, что происходит в реальной действительности без какого – либо вмешательства . Экспериментальный метод направлен на исследование причинно-следственных отношений между изучаемыми объектами. В нем присутствуют черты, характерные для теоретического познания: выделение стороны объекта (явления), интересующей исследователя, и абстрагирование от других его сторон. В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют: эксперимент подтверждает или опровергает теорию, находящуюся на стадии гипотезы, дает материал для ее развития.
В диссертации необходимо:
– представить программу эксперимента (разработать методику исследования и план эксперимента, методы сбора и обработки полученных результатов);
– провести и описать констатирующий эксперимент (изучается наличное состояние объекта исследования, устанавливается реальное состояния дел с целью получения первичного материала для дальнейшего осмысления и организации формирующего эксперимента);
– при необходимости провести пробный (пилотажный) эксперимент , позволяющий проверить отдельные аспекты и готовность к основному (формирующему, преобразующему) эксперименту , в процессе которого и будет производиться проверка выдвинутой гипотезы, ее введенных условий и их влияний на объект исследования, целесообразности;
– провести, описать и дать оценку основному эксперимент, при необходимости провести и дать оценку отсроченному эксперименту.
Результаты и описание основного эксперимента, количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций – обязательный элемент диссертации.
Статистические методы или, по-другому, методы статистической обработки данных экспериментальной работы, применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями (см. табл.1).
Если в магистерской диссертации разрабатывается новый предмет туриндустрии (например, новый турпродукт), то эффективность его внедрения проверяется с использованием эконометрических методов (см. табл.2).
Таблица 1 – Таблица статистических методов сводки и обработки результатов эксперимента
Шкала наименований | Шкала порядковая | Шкала интервальная | |
Методы первичной обработки результатов эксперимента | · регистрация · ранжиро-вание · частота · мода | · регистрация · ранжирование · частота · мода · медиана | · регистрация · ранжирование · частота · мода · медиана · среднее значение · дисперсия · коэффициент вариации |
Методы вторичной обработки результатов эксперимента | · коэффициент ассоциации · критерий c² · критерий Макнамары | · коэффициент Спирмена · коэффициент Кэндела · критерий c² · критерий знаков · медианный критерий · критерий Вилкоксона-Манна-Уитни · критерий Колмогорова-Смирнова | · линейная корреляция (по Пирсону) · критерий c² · критерий Фишера · критерий Стьюдента · критерий Вилкоксона |
Таблица 2 – Таблица экономертических методов сводки и обработки результатов эксперимента
Дадим краткую характеристику второй группы математических методов - эконометрических.
Экспертная оценка - метод проведения интуитивно-логического анализа проблемы. В нее входят: методы Дельфи, эвристические методы, «мозговой штурм», метод «коллективного блокнота», метод синектики.
Детализация -
Детализация - расчленение сводных показателей на составляющие их факторы, которые влияют на формирование общей величины процесса или явления. Производится по времени, удельному весу, месту. В сервисе и туризме позволяет установить влияние сезонности на уровень затрат; сформировать калькуляцию себестоимости продукции; проч.
Учет - это документирование, интвентаризация, бухгалтерская или финансовая отчетность. Позволяет: вести сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, например, фиксировать время выполнения работ; сопоставлять ценности, ресурсы, обязательства и др. с учетными данными; обобщать информацию о хозяйственной деятельности предприятия.
Количественно-стоимостное выражение - оцифрованный объем спроса, предложения, перспективы развития процесса или явления.
SWOT-анализ - аббревиатурное обозначение первых букв английских слов: сила, слабость, возможности, угрозы. Позволяет провести детальное изучение внутренней и внешней среды предприятия. Выявленные с помощью данного метода сигналы - основа разработки и принятия управленческих решений.
Построение прогнозных сценариев - метод последовательного снятия неопределенности. Возможен в реализации только при использовании интеллектуальных информационных систем в рамках нейросетевых технологий. Под сценарием следует понимать гипотетическую картину последовательного развития в пространстве и времени событий. Это некоторая возможная оценка развития системы, отражаемая траекторией параметров, состояний, условий ее существования. Методика построения прогнозов включает в себя два этапа: подготовительный и сценарный. В них входят: разработка гипотезы, системное описание объекта прогнозирования, определение «трубки» возможных траекторий, разработка матриц «ситуации-факторы», расчеты по базовым сценариям, выдвижение альтернатив развития, оформление итогового документа.
Графическое отражение динамики исследуемого процесса (столбиковая или линейная диаграмма, гистограмма) -это иллюстрация результатов исследования (точка пересечения кривых спроса и предложения, др.).
Причинно-следственный анализ - метод снятия неопределенности, выявления симптом проблемы. Чтобы решить проблему, необходимо устранить ее причину (аксиома). Результаты выявления и устранения причин отражаются на экране следствий. В ходе реализации метода используются понятия «вход» в проблему и «выход» из нее.
Направляющий контроль - наблюдение от начала практической деятельности до ее окончания. В него входят: измерение, сравнение фактических данных, цели, построение графиков.
Фильтрующий контроль - отличается от предварительного, направляющего и последующего. Реализуется в случае, если замечено отклонение наблюдаемых данных от намеченных планом.
Измерение эффективности - иначе говоря, результативности какого-либо процесса, успешности его организаторов и исполнителей, рентабельности. Экономическая эффективность это отношение результата к затратам. Социальная - степень удовлетворенности спроса потребителей на товары или услуги. В социально-культурной сфере преобладает оценка социальной эффективности, однако, наилучший способ полноценно измерить результат - это измерение социальной и экономической, а также экологической, правовой и этической эффективности. Оценить эффективность можно по конечным результатам процесса. Средствами ее описания должны быть количественные и качественные показатели. Критерии измерения эффективности: количество и качество товаров или услуг; культура производства; активность, инициативность, сообразительность персонала.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - метод комплексного исследования функций объекта на всех этапах его жизненного цикла, направленный на оценку минимальных затрат. Функция - это деятельность, обязанность, работа, назначение, роль, внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Стоимостной анализ - анализ затрат. ФСА: анализ функций, анализ затрат, анализ ресурса выполнения функций. Методологической основой метода является функциональный подход как часть системно-функционального подхода. Этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрение и контроль результатов. Наиболее эффективное отражение результатов ФСА - диаграмма FAST. Методика FAST позволяет ответить на вопросы: какие функции являются объектом анализа, что предполагается сделать для осуществления данной функции, что влияет на функцию, кто ее выполняет, проч.
«Дерево» решений - схематическое отражение системы решений, иерархически упорядоченных в рамках базовой системы координат. Основные структурные элементы - «ветви», «узлы». «Ветви» - это варианты решений, возможные последствия решений. «Узлы» - места, где и когда решения должны быть выполнены. Используется прием построения системы координат с логико-временным или пространственным упорядочением решений.
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются разного рода средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.
Кратко обозначим содержание заявленных средств познания объективной действительности.
Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и.т.д. оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.
Приведем несколько примеров материальных средств познания действительности и вспомним их авторов. Так, Галилей прославился в науке не только своими пионерскими исследованиями, но и введением в науку подзорной трубы. И сегодня астрономия немыслима без самых разнообразных телескопов, которые позволяют наблюдать процессы в космосе. осуществляющиеся за многие миллиарды километров от Земли. Создание в ХХ в. радиотелескопов превратило астрономию во всеволновую и ознаменовало собой настоящую революцию в постижении космоса.
Вспомним, какую огромную роль сыграл в биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале века вызывало сомнение. Мы прекрасно понимаем, что физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобным синхрофазотронам. Наукой сегодня активно используются для проведения экспериментов и наблюдений космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники.
Таким образом, научные исследования невозможны без наличия приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку.
В общественных науках, например, в педагогике, социальной педагогике, к сожалению, специальные научные приборы используются редко. Однако, во-первых, например, секундомер или обычные часы – а это измеряющие приборы – являются непременным атрибутом практически любого социально-педагогического эксперимента. Во-вторых, массовое внедрение в образование компьютерной техники не только коренным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за этим, делает компьютерную технику средством педагогического познания. В-третьих, организация любого достаточно сложного эксперимента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительство здания особой архитектуры, оснащение школы специальным оборудованием и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.
Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, получить точность и строгость суждений. Причем математические средства позволяют рассматривать не только абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.
Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства познания позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математические модели). В описательных науках, в том числе в теории социальной работы и социальной педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.
Математические средства познания можно отнести к специальным средствам обработки результатов научного исследования. Революцию в обработке научной информации и ее передаче производит применение компьютера.
Логические средства. В любом научном исследовании исследователю приходится решать логические задачи: 1) каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений? 2) каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик? 3) как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? 4) каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснение, предсказание и т.д.?
Использование логических средств познания в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства. Это важнейшие средства научного познания, язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерна определенность используемых понятий, категорий и терминов. Стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.
Важным языковым средством познания являются правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании исследователю приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
В исследованиях в области социальной работы существенную роль, как правило, играет соотнесение исследователем языка теории социальной работы со специфическими языками смежных наук – социологии, психологии, педагогики, последнее время – информатики. Кроме того, для исследований социальной работы за рубежом важное значение имеет сопоставление понятийного аппарата в русском и иностранных языках, поскольку даже центральные, ключевые понятия переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.
В современной науке все большее значение приобретает использование «математического языка». Еще Г. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики. В полном соответствии с этим утверждением вся физика развивалась как выявление математических структур в физической реальности. Что касается других наук. То в них во все возрастающей степени идет процесс математизации. И сегодня это касается уже не только применения математики для обработки эмпирических данных. Арсенал математического языка активно входит в саму ткань теоретических построений буквально во всех науках. В биологии эволюционная генетика в этом отношении уже мало чем отличается от физической теории. Никого уже не удивляет словосочетание «математическая лингвистика». Даже в истории делаются попытки построения математических моделей отдельных исторических явлений.
Рядоположенно со средствами научного познания действительности выступают методы научного познания.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИБОРЫ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОЗНАНИЯ В НАУКЕ ОКАЗЫВАЕТ ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА НАУК, НА СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ, СПОСОБЫ РАССУЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности.
ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Логические задачи: – каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений; – каким логическим требованиям должно удовлетворят описание эмпирически наблюдаемых характеристик; – как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и тесно с ней связанной психологии); – каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Правила использования языков как естественных, так и искусственных являются исходным пунктом познавательных действий.
ВЫВОД: Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования различных средств познания в научном исследовании.