Спп с придаточным определенным. Определительное придаточное правило

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)

Цели урока:

Обучающие:

Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

Воспитывающие:

Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,

Воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока:

Компьютер;

Видеопроектор

На доске: (в слайдах)

Тема урока, эпиграф:

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.

Ю. Левитанский

Ход урока

Организационный момент

Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.

Дать определение СПП.

Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.

При помощи чего могут присоединяться придаточные предложения к главному?

Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова: местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько. Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения.

Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло.

Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие придаточного предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)

Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с СПП с придаточными определительными.

Сначала напишем словарный диктант

Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

ПЕЙЗА"Ж , а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)

Понаблюдаем над следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:

1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим их так, чтобы они стали СПП.

1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1 предчувствовало (что?)

2 дом (какой?)

3 добрались (когда?)

Вывод:

Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением - СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями - СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством - обстоятельственными.

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)

Точно также мы определим и тип придаточного пред-я. Здесь главное - задать правильно вопрос

Давайте обратимся к тексту.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

(Из периодической печати)

Работа с текстом:

Какова тема текста? О чем(о ком) в нем говорится? (В тексте говорится о великом композиторе)

Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

Выделите главную и придаточные части графически.

Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? (какой?)

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

IV. Закрепление.

Прочитайте теоретический материал учебника - параграф 10

Что нового вы узнали из статьи учебника

К придаточным определительным близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.

Ещё волнует всё, (что именно?) что было.

Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.

Конструирование предложений

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Мы в ответе за тех, кого приучили.

На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.

Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.

Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.

Из ПП составить СПП с придаточным определительным

Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.

Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной

Правильно ли построено предложение

Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.

Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой

На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку

Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.

V. Работа устная:

Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе . (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края .)

VI. Творческая работа.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)

Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Напишите сочинение-миниатюру на тему « Осень - вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.

…, которые радуются последним теплым лучам.

…, что пестреет на увядающей траве.

…, что благоухают свежестью.

…, которое наполнено чувством безысходной грусти.

…, который словно жалеет о чем-то.)

Ребята 1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.


1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным .

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова : тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

    Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович , была совершенно пуста (Гоголь).

    [сущ., (в которую - союз. слово), ].

    Давайте помечтаем , например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

    [сущ. + указ. слово], (какая - союз. слово)

    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

    [сущ. + указ. слово], (когда - союз. слово)

Обратите внимание!

1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное!

У Слободкина возникло ощущение , будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) - от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто .

2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который .

Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). - Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.1. Придаточные определительные
  • 2.2.3. Придаточные подлежащные

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Определительное придаточное предложение - это придаточная часть сложноподчиненного предложения , которое относится к одному члену главного предложения, выраженному именем существительным или местоимением с предметным значением (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»). Например: Дорога, которая уходила вдаль, была очень красива и Я забрал с собой те книги, которые были мне так необходимы.

  • Придаточные определительные поясняют главный член предложения, раскрывая его признаки или уточняя значение указательных местоимений . Между главной и придаточной частями возникают определительные отношения.
  • Придаточное определительное обычно отвечает на вопрос какой ? и присоединяется к существительному в главном предложении с помощью союзных слов который, какой, чей, что, куда, где, когда и др. Например: Картина (какая ), которую я увидел в дальней комнате, меня ошеломила своим великолепием [сущ., (которую – союз. слово)].
  • Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся. Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света, верхний угол которой касался края зеркального шкафа. (Д. Рубина) Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее: Фотография, которую оставил мне отец, была всегда со мной.
  • Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова то , тот, такой и др., например: В той стране, где я живу, никогда не бывает снега. Такое указательное слово может быть опущено, оно не является обязательным.
  • Союзные слова согласуются в роде и числе с определяемым существительным главного предложения, а их падеж зависит от синтаксической роли в придаточной части (обычно выступают как подлежащее или дополнение). Например:

Лютый мороз не шутит в тайге с людьми, которую уходят в тайгу без рукавиц и шапки; (союзное слово которых является подлежащим).

Я попросила дать мне книгу, которую вчера принесли из библиотеки; (союзное слово которую является дополнением).

Им с Сан-Марко отвечал ровный гул, на фоне которого всплескивали верхние колокола (Д. Рубина); (союзное слово которого является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными

Союзные слова в предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, чей, какой ) и инеосновные (где, что, когда, куда, откуда ).

Неосновные могут быть заменены основным союзным словом который. К примеру:

Пробираясь берегом к своей хате я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца … (М.Ю. Лермонтов).

Придаточные определительные с неосновными союзными словами также отвечает на вопрос какой ? однако имеют некоторые своим особенности.

Придаточная часть с союзными словами куда, где, откуда, когда обладает дополнительным значением места или времени. Например:

Я остановился в гостиной, где останавливались все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана.(М.Ю. Лермонтов)

Я остановился в гостиной, где (в которой) останавливались все проезжие и где (в которой) между тем некому велеть зажарить фазана.

Вот опять окно, где опять не спят… (М. Цветаева).

Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. (Д.Рубина)

Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела? (А.С.Пушкин)

Союзное слово что употребляется только в форме именительного или винительного падежа (выступает в роли подлежащего или прямого дополнения):

Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.… (С. Есенин) (союзное слово что в роли дополнения).

Союзы будто, словно, как, как будто вносят дополнительный оттенок сравнения:

У нее было такое чувство, будто от нее все отвернулись.

Местоименно-соотносительное предложения

Придаточные определительные предложения, относящиеся к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др ., выступающим в роли подлежащего или именного сказуемого в главной части, называются местоименно-определительными (соотносительными ).

Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который . Например: Она засмеялась тем милым смехом, который был одной из ее главных прелестей. (сущ. + указ. слово), (который – союзное слово)

В отличие от собственно определительных придаточных такие придаточные могут стоять не только после определяемого слова, но и перед ним.

При этом местоимения, которые выступают в качестве указательных слов, образуют с союзными словами соотносительные пары: тот - кто, так - что, то – что, тот - который, такой - что, таков - каков и т.д.

После его картины все начали видеть лондонский туман таким , каким его увидел художник.

Самолеты шли так низко, что одного из них удалось сбить.

Я взял с собой то , что было необходимо.

Эта книга хороша тем , что позволяет задуматься.

На следующий год ухнул такой урожай, что не отъесться было бы стыдно.

Некоторую трудность в изучении русского языка создаёт сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Рассмотрению вопросов, касающихся этого раздела, будет посвящена данная статья.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Сложным предложением является языковая конструкция, в которой присутствует более одной грамматической основы - подлежащего и сказуемого. Причём сложноподчиненное предложение с придаточным определительным отличается наличием главной части и зависимой. Придаточное предложение обозначает признак предмета, названного в главном, и отвечает на вопросы "какой, который".

В речи часто встречаются сложноподчиненные предложения. Примеры можно привести такие.

Пёс бежал по лугу (какому?), который пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая (которую?), которая была уже двадцатой по счёту.

Зачем нужны сложные предложения?

Некоторые люди считают, что все свои мысли легко выразить короткими фразами, «без заморочек». Они утверждают, что сложноподчиненное предложение с придаточным определительным следует заменять двумя одноосновными простыми.

В некоторых случаях они правы. Особенно когда дело касается «многоэтажных» построений с несколькими подчинениями, причастными и деепричастными оборотами. Такие конструкции читать сложно, понять смысл сказанного - и того труднее. Но что может получиться, если постоянно заменять на несколько простых все сложноподчиненные предложения? Примеры, данные выше, мы попробуем преобразовать в упрощённые варианты.

Пёс бежал по лугу. Луг пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая. Она была уже двадцатой по счёту.

Получились вполне понятные и доступные для чтения предложения. Нам просто нужно было заменить союзные слова существительными либо местоимениями. Однако в первом случае налицо повтор слова в соседних предложениях, что нежелательно. Да и на слух этот вариант больше напоминает материал из букваря для осваивающих чтение малышей, а не на красивую русскую речь.

Разбор сложного предложения

Чтобы верно расставить знаки препинания в сложноподчинённых грамматических конструкциях, требуется умение находить грамматические основы в их частях. Например, разберём предложение.

Птица села на ветку дерева, которое сгорбилось под тяжестью снега.

Главная часть - птица села на ветку дерева , где птица - подлежащее, а села - сказуемое. Подчинительное предложение здесь таково: оторое сгорбилось под тяжестью снега" . Союзное слово «которое » вполне можно заменить словом «дерево ». Тогда получится полноценное простое предложение: «Дерево сгорбилось под тяжестью снега », где грамматическая основа - «дерево сгорбилось ». Поэтому при разборе придаточного предложения указывается подлежащим «которая » - именно это слово является главным здесь.

Поможет разобраться более точно схема сложноподчиненного предложения. Прямоугольником обозначается главная часть, кружком - подчинительная. Также следует указать в схеме связующее союзное слово и расставить знаки препинания.

Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

Если автор использует данную конструкцию в речи, он соединяет главную часть с второстепенной при помощи союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «кто», «что», «откуда», «куда», «где» . Разделяются части сложноподчиненного предложения запятой. Причём слова "чей, который, какой " являются основными, а все остальные из списка - неосновные, указывающие на признак предмета косвенно. Но их (неосновные связующие союзные слова) всегда можно заменить основным «который ».

Я обожаю дом в деревне, где прошло моё детство.

В данное конструкции союзное слово «где » легко заменяется словом «в котором ». Можно поставить вопрос к придаточному «Я обожаю дом в деревне (какой?), где прошло моё детство».

Часто в главной части присутствуют указательные слова «тот» («та», «то», «те»), «такой», «каждый», «всякий», «любой».

Я уважаю тех людей, что грудью защищали Отечество своё.

Где и когда ставится запятая в сложноподчинённых предложениях

  • В речевых конструкциях, где есть придаточные определительные, между главной частью и зависимой ставят запятую.

Вот и кинотеатр, где они целовались на последнем ряду.


Над лесом, в котором мы собирали грибы, сгустились чёрные тучи.

  • Иногда в придаточном обнаруживается наличие усилительно-ограничительных слов (союзов или их сочетаний, частиц, вводных слов). Таковыми являются особенно, в особенности, в частности, даже, в том числе, а также, а именно, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и других. Их относят к придаточному, а запятую ставят таким образом, чтобы не отделять усилительно-ограничительные слова от самого придаточного.

Хорошо отдыхать в деревне, в особенности рядом с которой протекает речка.

  • Если перед нами сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, не связаными между собой соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо , то запятой разделяют все простые предложения.

Ручей бежал мимо прекрасной сказочной лужайки, которая пестрела цветами, над которой порхали яркие бабочки.

В каких случаях запятую не ставят в сложных предложениях

  • Встречаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, которые являются однородными и связаны между собой одиночными соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо.

Мне нравится смотреть на малышей, которые играют в песочнице или которые увлечённо рассматривают картинки в книжке.

  • Не стоит выделять запятыми придаточное, состоящее из одного слова.

Я взял бы книгу, но не знаю какую.

  • Не выделяют запятой придаточное, если перед подчинительным союзным словом стоит отрицательная частица "не ".

Я должен был видеть не какая это работа, а почему и кем она написана.

Положение связующего слова в сложноподчинённом предложении

Трудность при разборе может появиться в том случае, когда связующее союзное слово оказывается не в начале придаточного, а в середине его или даже в конце.

Осторожно наступало рождественское утро, ждали с нетерпением которого все малыши.

Всех слушателей покорила та певица, аплодисментов не жалели для которой.

Однако схема сложноподчиненного предложения, в котором связующее союзное слово находится не в начале придаточного, строится таким образом, как будто оно стоит сразу после запятой.

Стилистические ошибки в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным

Довольно часто люди допускают откровенные ляпы в речи. А какое предложение сложноподчиненное будет иметь искажённый смысл?

То, где наблюдается неверное расположение определительного придаточного относительно слова из главной части, признак которого указывается. Если поставить определение далеко от него, вся конструкция может принять искажённый смысл.

Фраза может стать и вовсе нелепой, если между определяемым словом и придаточным определительным поставить члены предложения, зависящие от других слов. Например:

Татьяна любила кушать варенье ложкой, что приготовила бабушка.

Из предложения можно сделать вывод, что бабушка была мастерицей по части изготовления ложек. А это совсем не так! Бабушка варила варенье и никогда не делала предметов кухонной утвари. Поэтому правильным вариантом будет такой:

Татьяна любила кушать ложкой варенье, что приготовила бабушка.

А вот в тех случаях, когда между придаточным и определяемым словом стоят члены предложения, зависящие именно от него, то конструкция имеет право на существование.

Татьяна любила кушать варенье ложкой, раскрашенной ярким орнаментом, которую подарил ей её дед.

Здесь словосочетание «раскрашенной ярким орнаментом» является зависимым от «ложки», поэтому ляпа не получилось.

Да, многообразен и труден русский язык! Сложноподчиненные предложения занимают здесь не последнее место. Однако умение правильно использовать их в речи и безошибочно расставлять знаки препинания, можно добиться красивого и яркого описания.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные