Потянулись серые сумрачные дни. Предложение
Подготовка к ЕГЭ
Задания типа 1 – 10, 15, 16.
Вариант 1
1.
1) Французские учёные Мирбель и Ламарк установили, что все животные организмы и растения состоят из клеток, однако впервые идея о том, что клетка является основной структурной единицей любого организма, была высказана Робертом Гуком.
2) В 1808 году французский учёный Мирбель установил, что все растения состоят из клеток, однако аналогичный вывод о клеточной структуре животных организмов был сделан уже не Мирбелем, а другим французским ботаником, Ламарком.
3) Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. cell – клетка, сота) , так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.
4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Мирбелем и Ламарком лишь спустя век.
5) Открыв клетку в 1665 году, Роберт Гук, английский учёный, даже не мог предположить, что клеточное строение характерно для любого организма, и такой вывод был сделан лишь век спустя учёными Ламарком и Мирбелем.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
Кроме того Таким образом Однако И лишь Прежде всего
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕО́РИЯ , - и, жен.
1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.
2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.
3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.
4.
УпрочЕние пломбировАть красИвее начАвший углубИть
5. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Несколько ЯБЛОК лежит на ШКАФЕ до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
Богатейший ВЫБОР пять КОЧЕРЁГ
7.
В) В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова |
|
Г) Настя спросила, что приедут они к нам. |
|
Д) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. |
|
8.
Ум..лчать к..мпонент предл..гается проб..раться сл..гаемое
9.
Пр..красный, пр..чудливый; мирово..зрение, прои..шествие;
О..пилить, по..красить; без..мянный, пред..дущий; непр..менный, пр..нарядиться.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Неуживч..вый государ..вый бо..вой ноздр..ватый эмал..вый
15.
1) Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес.
2) Спектакль оказался смешным и поучительным и актуальным.
3) Потянулись серые сумрачные дни и долгие ночи.
4) По-прежнему смеётся и стар и млад над приключениями героя Александра Демьяненко.
5) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
16.
Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
Подготовка к ЕГЭ
Задания типа 1 – 10, 15, 16.
Вариант 2
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают , культуру и обычаи друг друга.
2) Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.
3) Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.
4) Цель межкультурной коммуникации - изучение обычаев разных народов.
5) Только при условии, что народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга, возможно взаимопонимание между ними в процессе межкультурной коммуникации.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово
Во-первых,
Потому что
Наверное,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА , - ы, жен.
1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.
2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.
3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.
5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Все реставрационные и ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ работы проводились под руководством опытных специалистов.
2) Художественная гимнастика - один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
3) Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
В две тысячи девятом году
Посадили двадцать яблоней
Воздержаться от комментариев
Наиболее ярко
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
|
Б) Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. |
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) В группу студентов, направленных на полевую практику, входят сорок один человек. |
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций. |
4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». |
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
|
7) неправильное построение предложений с косвенной речью |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Эк..логия г..мназист пол..гаться с. мпатия эт..кетка
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ра..ширить, бе..человечный;
Пр..беречь, пр..градить;
В..ётся, под..ехать;
З..ночевать, не..бозримый;
Не..споримый, р..здольный.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Причудл..вый
Оцен..вать
Глянц..вый
Выносл..вый
Расстёг..ваться
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а смотрела на гостя странным и недружелюбным взглядом.
2) Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина поднес её к губам и вдруг нахмурился.
3) На столе и на подоконнике лежали две раскрытые книги несколько исписанных тетрадных листов чертежи различных размеров.
4) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.
5) В парке вороны перелетают с одного дерева на другое и собирают с земли крошки чёрного хлеба.
16. B Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) поросшим осокой (4) полям.
ОТВЕТЫ
Вариант 1:
4.упрочение
8.умолчать
9. безымянныйпредыдущий|предыдущийбезымянный
10. неуживчивый
Вариант 2:
6. двадцатьяблонь
8. экология
9. расширитьбесчеловечный|бесчеловечныйрасширить
10. глянцевый
Используемый ресурс:
Http://rus. reshuege. ru/test? id=2095954
Ржание, фырканье, окрики понеслись над степью, побежали в глубокое поднебесье... Я взял ружье и побрел вслед за табуном. Петруха подъехал к нам и поехал возле меня. {561}
- Что, ведь правда - полоумный? - спросил он меня шепотом и кивнул в сторону Егора. Я промолчал. Он опять вполголоса затянул свою песенку, изредка прерывая ее зычным окриком... Впереди табуна ехал Егор.
- Э-эх! - каким-то тоскливым стоном вырвалось у него. Я вздрогнул... Петруха перестал мурлыкать свою "беседушку" и за что-то ругательски изругал своего мерина...
Эх... не одна-то ль, не одна во поле дороженька,
Одна пролегала...
затянул Егор.
- Эка голосина-то! - шепнул мне Петруха.
Она ельничком, мелким березничком
Она зарастала...
Правда, голос был хорош: звонкий, тягучий...
Частым ли, частым, горьким осинничком
Ее застилало...
...Только уж больно тосклив да жалостлив был этот голос... Словно не песню он пел, а слезную жалобу какую-то... Слушаешь, слушаешь ту песню, дело идет в ней о дороженьке, что пролегала по широкому, чистому полю, а так и чудится, что то не о дорожке идет речь, а о жизни, безвременно загубленной, о доле бесталанной, о любви опозоренной...
...Эх ты, прости-прощай, мил сердечный друг,
Прощай, будь здорова...
Коли лучше ты меня найдешь, - меня позабудешь...
Коли хуже ты меня найдешь, - меня воспомянешь...
Воспомянешь!
гулко прокатилось из рощи...
Табун проходил по плотинке. Где-то сквозь нее, тихо журча, просачивалась вода... В прудке отражалось глубокое небо с своими звездами... Постройки хутора зачернелись перед нами. Послышался чей-то старческий кашель, и заспанный голос произнес:
- Вы, что ль, ребята?
- Мы, дедушка Тихон! - откликнулся Петруха.
Дедушка Тихон зевнул и заскрипел воротами. Я гля-{562}нул за прудок, на степь: бледный свет обнимал небо на востоке, Стожары начинали меркнуть, легкий туман поднимался от земли; коростель резко закрякал где-то за рощей...
Что-то серое, холодное, сырое повисло над степью...
- Пойдем спать, барин! - позвал меня Петруха.
Я полез за ним на сеновал.
Прошел год.
Наступила непогожая, мокрая осень. Пошли непрерывные дожди. Потянулись серые, сумрачные дни, темные, долгие ночи. Со дня на день ждали снегу.
Как теперь помню: было 22 ноября, когда я, проездом в Петербург, дожидался поезда на одной из больших перекрестных станций. Ждать приходилось долго - часов восемь. В длинном деревянном вокзале сновала скучающая публика; некоторые спали на диванах, другие пили чай, закусывали чуть ли не в десятый раз... В зале царствовал полумрак. Серенький, мокрый денек скудно лил свет в большие плачущие окна.
Наскучив ходить взад и вперед по зале, я вышел на платформу. На дворе было еще невзрачнее, еще тоскливее, - сыростью веяло. Моросил мелкий, холодный дождь, обливая открытую дощатую платформу и однообразно барабаня по железной крыше вокзала. Серые, тяжелые тучи низко стлались над землею; вдали, за селом, за мутной, волнистой рекой тянулись широкие желто-грязные поля... Около полотна дороги, между шпалами, стояли лужи; в них монотонно шлепали дождевые капли, морща и пузыря грязную, мутную воду. В маленьком садике, примыкавшем к вокзалу, сиротливо торчали оголевшие, черные деревья... Желтая листва лежала по дорожкам. В мокром воздухе было тихо не дул резкий осенний ветер. Из водосточных труб, с крыши звонко стекала вода... Со всего капало, все было сыро... Природа словно плакала.
Вдали, за вокзалом, маневрировал локомотив; густой пар клубился и шипел, расстилаясь седым туманом над самою землею и кутая близлежащие здания. Свисток глухо и уныло, словно нехотя, разрезал сгущенный, влажный воздух. {563}
Тоска одолевала среди этой сумрачной, кислой природы... Невеселые мысли лезли в голову...
Пройдя раза два по длинной скользкой платформе, я опять направился в вокзал и спросил кофе. Публика все сновала по зале, скучная, сумрачная... Тошно становилось, глядя на вытянутые, тоскливые лица... Разговора почти не было слышно... Лишь однообразное шмыганье ног по каменным плитам пола, дребезжащий стук тарелок за буфетом да отрывочные сердитые требования чаю, кофе, водки слышались в зале...
Я только что принялся за кофе, как над моим ухом раздался голос:
- Вы господин N?
Я быстро оглянулся. Предо мною стоял офицер; лицо казалось незнакомым.
- Что вам угодно? - спросил я, сильно недоумевая, - я действительно N.
- Друшецкий... Помните, познакомились в Москве?
- А... Николай Данилыч! - я радостно протянул ему руки.
Год тому назад мы познакомились с ним в вагоне, по дороге в Москву. Он приводил партию солдат в Тамбов и оттуда возвращался через Москву в Варшаву. В Москве ему приходилось быть в первый раз, мне тоже, отсюда одинаковые интересы. Мы решили вместе остановиться и осмотреть "сердце" России. Друшецкий оказался добрым малым, умным наблюдателем, веселым собеседником. Время прошло у нас незаметно, тем более что всего и времени-то было два дня...
Я обрадовался ему. Вспомнили прежнее. Посмеялись одному комическому эпизоду, происшедшему с нами при осмотре Ивана Великого. Сравнили стряпню Гурина с вокзальной стряпней. Ознакомили друг друга с новостями: он меня с варшавскими, я его с N-ми...
- Как же я вас раньше не видал? - спросил я его.
- Да я тут знакомого офицерика встретил - партию арестантов ведет ну, пошли с ним в гостиницу, на биллиарде сыграли...
- Где же он?
- Пошел своих проведать. Они там, в зале третьего класса расположились... Да вот и он!.. - кивнул Друшецкий. {564}
Я оглянулся. К нам подходил молодой белокуренький офицерик. Познакомились. Оказался какой-то Носович, малоросс, наивный, застенчивый... Мы стали ходить по вокзалу, прошли и в третий класс. В глубине зала этого класса блестели штыки конвойных; за ними серелись неуклюжие халаты арестантов; лязг цепей доносился оттуда... Я подошел поближе к арестантам. Офицеры мои опять направились ко второму классу.
В кучке арестантов слышался тихий говор. Кто-то рассказывал, как он бежал "с поселенья", из Тобольской губернии. Рассказу жадно внимали. Я заметил пару серых блестящих глаз, пристально следивших за рассказчиком. То были глаза седого изможденного старика. Конвойные немилосердно зевали и перекидывались отрывочными фразами. Я было повернулся, чтобы идти, как вдруг знакомое лицо мелькнуло среди ссыльных... В одно мгновение пронеслось в моей голове воспоминание о летней ночи, о танеевском хуторе, и даже Стожары вспомнились, потухавшие в бледном рассвете...
- Егор!.. ты зачем сюда попал? - почти вскрикнул я.
Да, то был Егор. Крупные черты его смуглого лица резко выделялись среди лиц сотоварищей. Он страшно похудел и вообще изменился. Только карие суровые глаза, казалось, еще ярче, еще жгучее горели... Нехотя поднял он на меня глаза, и как будто радость сверкнула в них; он, видимо, узнал меня, приподнялся и подошел ко мне. На его ногах звонко загремели цепи. Я протянул ему руку. Солдатик отстранил меня: "Не велено", - сказал он. Егор опять опустился на скамью, где сидел, махнув мне безнадежно рукою. Он что-то сказал при этом, но я не расслышал... Я поспешил разыскать Носовича, который, разумеется, тотчас же дал мне позволение поговорить с Егором. Мало того, он даже любезно разрешил мне походить с Егором по платформе, сказано, что юноша был наивный... Впрочем, он прежде уверился, что Егор из "легких", идет только на "поселение", стало быть не "опасен"...
И вот под аккомпанемент цепей повели мы разговор с Егором. Мелкий дождик мочил нас, ноги скользили по лужам, образовавшимся на платформе...
- Что, барин, небось не чаял меня встретить скованного-то? - спросил он меня, печально усмехнувшись. {565}
- Как это тебя угораздило? - спросил я.
- Да все злодей-то мой - Мишка... Вот погоди, я все тебе по порядку расскажу... Душу хоть отведу... Помнишь, я тебе сказывал тогда, что Агафья-то повидаться со мною хотела?.. В те поры-то я не пошел, ну, а потом не стерпел - повидался... Что ж, горе одно! Разливается, бедняга, рекою... Извелась вся... Уж как он ее, окаянный, не разлюбит-то все!.. Говорит мне Гаша-то: пуще всего мне тебя жалко да срамно больно... Ну, наслушался я да насмотрелся на нее, сердешную, - тут голос Егора дрогнул, - да и порешил... Не пришлось дело-то... Только амбары успел подпалить, тут меня и словили... Оплошку сделал - собак не задобрил... Ну, с полгода в остроге просидел, а теперь вот на поселенье гонят... Еще каких-то "правов" лишили, - усмехнулся Егор, - ну, это-то, должно, смехота одна: какие у нашего брата права!..
- Чего ж Агафья не ушла от Парменова-то?
- Уйди-кось, - он горько усмехнулся, - первое дело - срам, полюбовницей была, на селе проходу не дадут - другое дело - долгу-то все прибавляется, а там, на селе, мать сама-пята... Тут один конец - либо в воду, либо... Так вот она и мается... Хотел я с ней повенчаться, уехать отсюда куда глаза глядят... Мишка и говорит ей: пускай долг-то отдаст твой суженый... А долгу-то, смешно сказать, сто тридцать целковых наросло!.. Мать плачет, гoрится, - пропаду, говорит, без тебя... Ну, известно, - баба! - добавил он после легкого раздумья. - Видно, так тому делу и быть... На роду написано... Видно, и впрямь нашу дорожку "горьким осинничком застлало"... - Он лениво усмехнулся.
Какое-то холодное бесстрастие сквозило в его речах, - словно застыл он. Правда, голос дрогнул раза два да злая усмешка иногда искривляла тонкие губы, но я видел Егора, с небольшим год тому назад, рыдающего, озлобленного... Теперь уж не было того Егора. Он как-то сжался, сосредоточился... Только глаза лихорадочно, воспаленно блестели... Еще две-три морщинки прорезали его лоб, в черных, коротко остриженных волосах кое-где делалась седина...
На дворе темнело. У входа в вокзал зажгли фонари, в залах тоже показались огни. Дождь усилился и бойко {566} шуршал по железной крыше. Сигнальный колокольчик оглушительно зазвенел - поезд был за одну станцию. В дверях показался Носович с Друшецким,
- Что, наговорились? - закричал мне Носович.
- Не велишь ли что родным передать? - обратился я к Егору, - я, может, буду в ваших местах.
Он было оживился, но только на одно мгновение. Обычная бесстрастность опять овладела им. Его, видимо, даже начинало тяготить мое присутствие. Радости, выказанной им при встрече со мною, не замечалось и следа...
- Чего ж наказывать? - нехотя протянул он, глядя в сторону, - кажись, нечего... Только, может, Агафью увидишь у Парменова, - скажи, кланяется, мол...
Мы простились.
Через пять минут с багажом в руках все высыпали на платформу. Дождь усиливался; он уж гремел, а не шуршал по крыше. С наших зонтов стекала вода. Подходящий поезд тяжело грохотал в мокрой тьме, зловеще сверкая красными круглыми фонарями... Словно чудище сказочное близилось.
Загремел второй звонок. Пассажиры спешили занимать места. Суетня поднялась среди них... Поджарый кондуктор бежал вдоль поезда и монотонно выкрикивал жидким дискантом:
- Станция Гр-и, поезд стоит пятнадцать минут!..
Из вагонов вылезали заспанные пассажиры. {567}
КОММЕНТАРИИ
"Записки Степняка" печатались первоначально отдельными очерками в журналах "Вестник Европы", "Дело", "Русское богатство" с 1879 по 1883 год в следующем порядке:
Два помещика - "Дело", 1879, № 11.
Ночная поездка (в отдельном издании 1883 года названо "Под шум вьюги") - "Вестник Европы", 1880, кн. 2.
От одного корня - "Вестник Европы", 1880, кн. 2.
Обличитель - "Вестник Европы", 1880, кн. 3.
Полоумный - "Вестник Европы", 1880, кн. 3.
Степная сторона - "Вестник Европы", 1880, кн. 6.
Мужичок Сигней и мой сосед Чухвостиков - "Вестник Европы", 1880, кн. 6.
Визгуновская экономия - "Вестник Европы", 1880, кн. 9.
Барин Листарка - "Вестник Европы", 1880, кн. 11.
Мои домочадцы - "Вестник Европы", 1880, кн. 11.
Серафим Ежиков - "Вестник Европы", 1881, кн. 2.
Криворожье - "Вестник Европы", 1881, кн. 5,
Жолтиков - "Вестник Европы", 1881, кн. 7.
Поплешка - "Вестник Европы", 1881, кн. 7.
Липяги - "Вестник Европы", 1881, кн. 9.
Земец - "Русское богатство", 1881, № 9.
Идиллия - "Вестник Европы", 1881, кн. 12.
Иностранец Липатка и помещик Гуделкин - "Дело", 1882, № 2.
Офицерша - "Вестник Европы", 1882, кн. 5.
Отрывки (в отдельном издании 1883 года названо "Addio") - "Вестник Европы", 1882, кн. 9.
Последние времена - "Дело", 1882, № 9.
Крокодил - "Дело", 1883, № 1. {571}
В 1883 году "Записки Степняка" вышли отдельным изданием (Записки Степняка. Очерки и рассказы А. Эртеля в двух томах, СПб., изд. О. И. Бакста, 1883). В этом издании появился вводный очерк "Мое знакомство с Батуриным", объединивший весь цикл образом рассказчика - Степняка Батурина.
В издание 1883 года не были включены "Полоумный" и "Обличитель", печатавшиеся ранее в журнале как рассказы из цикла "Записок Степняка". Записи, обнаруженные в архиве писателя, свидетельствуют о том, что первоначально Эртель намеревался включить эти рассказы в отдельное издание "Записок Степняка". Рассказы "Полоумный" и "Обличитель" интересны своей острой социальной направленностью, тем, что их герои, выходцы из народа, по-своему пытаются протестовать против несправедливостей жизни, в которой властвуют дворяне и представители крепнущей русской буржуазии, поэтому мы считаем необходимым познакомить с этими рассказами читателей и печатаем их вслед за основным составом "Записок Степняка".
Издание "Записок Степняка" 1883 года, последнее прижизненное издание, имеет некоторые отличия от журнальной редакции. Автор, готовя к печати отдельное издание своих очерков и рассказов, внес в них ряд изменений, главным образом по линии сокращения повествовательного текста. Тот же текст издания 1883 года положен в основу "Записок Степняка", напечатанных в собрании сочинений А. И. Эртеля в семи томах, выпущенном в свет в 1909 году, уже после смерти писателя.
"Записки Степняка" в данном издании печатаются по тексту последнего прижизненного издания "Записок Степняка" 1883 года с исправлениями по собранию сочинений (А. И. Эртель. Собрание сочинений, тт. 1 и 2, М., Моск. Книгоизд-во, 1909). Для исправлений принимается во внимание иногда и первая журнальная редакция, а также рукописные автографы, хранящиеся в архиве Эртеля в Москве, в библиотеке им. В. И. Ленина (фонд 349) и в ЦГАЛИ, а в Ленинграде в ИРЛИ Академии наук СССР.
МОЕ ЗНАКОМСТВО С БАТУРИНЫМ
Рукописный черновой автограф, озаглавленный "Батуринский формуляр" (библ. им. В. И. Ленина), дает возможность установить, что "Мое знакомство с Батуриным" было написано Эртелем в 1882 году, когда он жил на хуторе на Грязнуше. {572}
Судя по письму к Эртелю редактора "Вестника Европы" М. М. Стасюлевича от 30 декабря 1882 года, в котором он высказывает свое мнение о биографии Батурина, А. И. Эртель, очевидно, намеревался поместить ее в "Вестнике Европы", но М. М. Стасюлевич отказал Эртелю, считая, что биография Батурина должно была быть более развернута, а в данном виде в журнале "займет совсем одинокое положение" (ф. 349, папка XVIII) ед. хр. 93).
I. СТЕПНАЯ СТОРОНА
Написана в феврале - марте 1880 года в Петербурге. Первоначально, когда А. И. Эртель еще не думал объединять "Записки Степняка" образом Степняка Батурина, он предполагал открыть книгу "Степной стороной". "Степная сторона" должна служить как бы предисловием к Запискам Степняка и помещаться первой", - отмечает он в своей записной книжке (ф. 349, папка XIV, ед. хр. 1).
II. ПОД ШУМ ВЬЮГИ
Рассказ был написан в феврале 1878 года в Ольховке. Печатался он при жизни А. И. Эртеля трижды - в "Вестнике Европы" (1880, кн. 2), в отдельном издании "Записок Степняка" 1883 года и, кроме того, вместе с рассказом "Офицерша" в издании "Русской мысли" в 1901 году (серия "Новая библиотека"). Его заглавие несколько раз менялось. Первоначальное название рассказа, судя по сохранившемуся автографу, - "Степные встречи". Прислан он был Стасюлевичу под заглавием "Страстотерпцы", Стасюлевич назвал его "Ночная поездка", и, наконец, уже в отдельном издании "Записок Степняка" Эртель озаглавил его "Под шум вьюги". (В бумагах Эртеля сохранился другой рассказ с тем же названием "Под шум вьюги". Содержание его не имеет ничего общего с "Ночной поездкой". Рассказ яркий, очень смелый, рисующий протест крестьянства против угнетения. Очевидно, он не мог быть напечатан из-за его "нецензурности", и, понимая это, Эртель придал его заглавие другому своему рассказу, близкому по идейному звучанию.)
Сохранившаяся в рукописи редакция рассказа "Степные встречи" значительно полнее печатного текста и представляет большой интерес: в ней с отчетливостью звучит тема большой нравственной силы русского народа, который не смогли согнуть никакие правительственные репрессии. Несмотря на то, что этот {573} автограф не может быть назван беловым, так как в нем перемежаются начисто переписанные страницы с зачеркнутыми, он все же дает возможность внести исправления и дополнения в печатный текст. Так, например, во всех имеющихся изданиях рассказа "Под шум вьюги" разговор ходока со сторожем напечатан с сохранением ошибки, вкравшейся не по вине Эртеля в текст прижизненных изданий. Ходок рассказывает о том, что за крестьянами был некогда "закреплен царицей Екатериной" лес, но потом его "отбили". Попытки крестьян вернуть лес ни к чему не привели, и ходок мотивирует это таким странным аргументом: "Вконец разорились... Знамо дело... Кабы другой кто захватил, глядишь, и взяло бы наше..." Возникает вопрос: кто же захватил лес у крестьян? Нигде об этом не сказано ни слова. Рукописный автограф дает ответ на этот вопрос: лес у крестьян захватила "казна". Очевидно, что обвинение казны в разорении крестьян было признано "нецензурным" и сам Стасюлевич или цензор повычеркивали всюду слово "казна", что и привело к бессмыслице, с которой мы встречаемся во всех печатных изданиях. Слово "казна" в настоящем издании всюду восстанавливается в соответствии с рукописью Эртеля (ф. 349, папка I, ед. хр. 4 А2).
Возможность на основании данной рукописи восстановить цензурный пропуск дает основание считать, что данный рукописный автограф соответствует той редакции рассказа, которая была послана Эртелем Стасюлевичу и напечатана в журнале в изуродованном, урезанном виде.
Восстанавливается по данному рукописному автографу очень важная по своему политическому звучанию картина экзекуции, которой были подвергнуты крестьяне, взбунтовавшиеся в 1861 году, после объявления "воли". Эти строки рассказа, отсутствующие в печатном тексте, придают ему иную окраску, рисуют активный протест крестьянства против так называемого "освобождения", проведенного в интересах помещиков. Восстанавливаемая страница рукописи переписана Эртелем набело.
Кто же вычеркнул из рассказа наиболее сильные, обличительные страницы? Может быть, это сделал цензор, но, может быть, и сам Стасюлевич. Его неопубликованная переписка с Эртелем по поводу "Записок Степняка" лишний раз рисует нам его как чрезвычайно осторожного человека.
В письме от 14 января 1880 года М. М. Стасюлевич пишет Эртелю о "нецензурности" его рассказа и о том, что он переменил его заглавие: ..."Страстотерпцам" я переменил заглавие по причинам, "не зависящим от редакции", собственно говоря, в настоя-{574}щую минуту этот рассказ и уже сам по себе тут мало удобен,- и еще обостряющее заглавие, он выйдет под заглавием "Ночная поездка". Это - гораздо легче, и без всякого указательного перста на то, на что не следует указывать" (ф. 349, папка XVIII, ед. хр. 13). Как видно из этого письма, Стасюлевич даже не спрашивает разрешения Эртеля, а просто меняет заглавие рассказа. Не приходится сомневаться в том, что он не ограничился только переменой заглавия в этом "мало удобном" по цензурным причинам рассказе.
Стасюлевич правил произведения Эртеля и тогда, когда тот уже не был начинающим автором. Например, 2 декабря 1882 года он пишет Эртелю по поводу "Волхонской барышни": "Вы даете мне право смягчать "твердые" предметы, а по цензурным обстоятельствам и вовсе устранять, а где нужно, прикрыть газом... Я не могу быть врагом вам без того, чтобы не сделаться врагом журнала" (ф. 349, папка XVIII, ед. хр. 13).
Неопубликованная переписка Эртеля с Засодимским, Стасюлевичем и другими литераторами, а также с его близкими - отцом, женой, показывает, что многие произведения Эртеля были признаны его адресатами "нецензурными" и, не дойдя до цензора, отсылались обратно писателю ввиду их "неудобства" для печати. В письме от 21 января 1882 года Эртель рассказывает, например, своей будущей жене, Марии Васильевне Огарковой, о том, как к нему однажды приехал М. М. Стасюлевич: "Он меня настоятельно просил писать осторожней. Последний рассказ мой, вчера только сданный для мартовской книжки, обозвал "резким" и сказал, что вряд ли он пойдет..." И действительно, в мартовской книжке "Вестника Европы" не было помещено никакого рассказа А. И. Эртеля. "Ты не можешь вообразить, как скверно живется. Гнет на печати, гнет на обществе - отзывается в каждом тупою болью..." - с глубокой скорбью признается Эртель М. В. Огарковой.
III. ОТ ОДНОГО КОРНЯ
Рассказ был написан в Петербурге в октябре 1879 года. Рукописный автограф не обнаружен.
IV. ДВА ПОМЕЩИКА
Очерк был написан в Петербурге в ноябре 1879 года. Неопубликованные письма к А. И. Эртелю Ивана Васильевича Федотова, отца его первой жены, а также некоторые записи самого {575} Эртеля говорят о том, что многие герои его очерков и рассказов из цикла "Записки Степняка" имели реальных прототипов, что в большинстве своем рассказы Эртеля складывались на основе изучения действительных событий и характеров, не были "сочиненными". И. В. Федотов писал Эртелю: "Те нумера журналов, где помещены твои очерки, вырываются усманцами друг у друга с нетерпением...", так как усманцы ждут от Эртеля новых разоблачений (ф. 349, папка XIX, ед. хр. 3/40).
Федотов говорит о совершенно конкретных прототипах "двух помещиков", выведенных Эртелем в его очерке. "Карпеткин, вероятно, милейший И. В. Мер-нский", - пишет Федотов (ф. 349, папка XIX, ед. хр. 3/34). Федотов сообщает Эртелю, что очерк "взволновал всю помойную яму до дна, - озлобил Мерч., и Храп., и всю гнусную клику безмозглых ослов, и навострил им ослиные уши в ожидании новых ударов литературного бича..." Федотов пишет Эртелю о том, что одна из их общих знакомых уже сказала в связи с "Двумя помещиками": "ты накликаешь на себя полчище злодеев в образе помещиков: Колотушкиных Ус-манского уезда" (ф. 349, папка XIX, ед. хр. 3/41). Вместе с тем было бы неправильным искать полное портретное сходство между персонажами рассказов и очерков Эртеля и жителями Усманского уезда, которые в той или иной мере явились прообразами его героев. Отталкиваясь от известных ему фактов, наблюдая хорошо знакомых людей, Эртель стремился к созданию типических образов.
V. МУЖИЧОК СИГНЕЙ И МОЙ СОСЕД ЧУХВОСТИКОВ
Рассказ был написан в Петербурге в марте 1880 года. Судя по черновому автографу, первоначальное заглавие рассказа было "Мужичок Сигней". Начало первого варианта рассказа Эртель потом перенес в "Степную сторону".
VI. ВИЗГУНОВСКАЯ ЭКОНОМИЯ
Место написания очерка - хутор на Грязнуше. Закончен он был в июле 1880 года. "Визгуновская экономия" напечатана в журнале с посвящением Глебу Ивановичу Успенскому, в отдельном издании это посвящение снято. Судя по рукописи, первоначальное название было "Приказчиков сын". {576}
В списке "Предполагаемых очерков из "Записок Степняка", сохранившемся в памятной книжке Эртеля, он намечал план и фабулу очерка: "Любовь его к крестьянской девушке. Затем женитьба на глупой мещанке", отметил необходимость дать "картины природы: глубокая осень, около реки..." В этом наброске намечавшегося тогда произведения Эртель между прочим записал: "Можно списать с Ив. Всеволодова". Очевидно, он имел в виду конкретный прототип героя - сына приказчика Пармена.
Посылая М. М. Стасюлевичу "Визгуновскую экономию" для сентябрьской книжки "Вестника Европы", Эртель писал: "Сам я и доволен им и нет. То волком, то лисою смотрит на меня этот очерк..." (ЦГАЛИ, ф. 1167, ед. хр. 75, опись 1, № 4316). Эртель подходил к своим произведениям с большой требовательностью, был, как он сам говорил, беспощаден по отношению к самому себе. Он считал необходимым для писателя равняться на больших мастеров - Льва Толстого, Тургенева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
VII. БАРИН ЛИСТАРКА
Место и дата написания - Усмань, 1880 год, 14 сентября. Относительно этого очерка Эртель пометил в своей записной книжке: "При истолковании характера барина Листарки не забыть того влияния на этот характер, который причинили послереформенные трудные отношения". Автограф не сохранился.
VIII. МОИ ДОМОЧАДЦЫ
Эртель указывает дату написания этого очерка - 24 сентября 1880 года в Усмани.
В архиве Эртеля сохранились только небольшие наброски "Моих домочадцев".
IX. СЕРАФИМ ЕЖИКОВ
Рассказ был написан в Усмани 13 декабря 1880 года. В рукописном отделе ИРЛИ Академии наук СССР хранится беловой автограф рассказа, в основном соответствующий прижизненным изданиям. Все исправления в печатном тексте сделаны {577} согласно данной рукописи (ИРЛИ, Рукоп. отдел, ф. 250, ед. хр. 594).
Эртель колебался в выборе фамилии главного героя и названия рассказа. В плане "Предполагаемые очерки из "Записок Степняка" Эртель сначала назвал задуманный им рассказ - "Чудак", потом "Серафим Чудаков", пока, наконец, не остановился на имени героя - Серафим Ежиков, которое и стало названием рассказа. По-видимому, Эртель придавал этому рассказу большое значение. Вот что писал он 5 ноября 1880 года М. М. Стасюлевичу: "У меня сейчас вполовину готов очерк из Записок Степняка. Очерк зовется "Серафим Ежиков" и имеет предметом народного учителя, принужденного бросить то дело, которое по важности считает выше всего в мире, и уйти из деревни. Оторвать растение от почвы - значит погубить его, - гибнет и Серафим Ежиков. Вырвали же его из почвы - деревни потому, что он несколько широко понимал призвание народного учителя: он не отказывался написать просьбу крестьянам против кулака, не отказывался растолковать им ту или другую противозаконность писаря, старшины, попа и проч. Несмотря на то, что деятельность его была в самом строгом значении этого слова - легальна, его, как неблагонамеренного, выперли. Кончает он печально и действительно уж в качестве неблагонамеренного. Так как последнее будет обозначено у меня только одной фразой в конце рассказа и в остальном я стараюсь быть очень осторожным, то надеюсь, что Сциллы и Харибды избегу. Кончить очерк я думаю в 20-х числах этого месяца..." (ЦГАЛИ, ф. 1167, ед. хр. 75, опись 1, л. 8).
Очень интересно это указание Эртеля на завершение деятельности Ежикова на путях "неблагонамеренности" и на необходимость ввиду цензурных препятствий - "Сциллы и Харибды" - обозначить эту тему лишь одной фразой. Но и этой одной фразы не осталось в рассказе. Мы узнаем о дальнейшей судьбе Ежикова из "Идиллии" и "Addio".
Отвечая Эртелю по поводу присланного им для напечатания в "Вестнике Европы" "Серафима Ежикова", А. Н. Пыпин положительно отозвался о рассказе, отметил значение типа Серафима Ежикова, сказав, что он "очень характеристичен и нов". Кроме того, Пыпин заметил, что "очень хороши и очень нужны" те "несколько более широких замечаний" о современной русской действительности, к которым рассказ дает повод (ф. 349, папка XVII, № 8, письмо от 6 января 1881 г.). {578}
Действительно, повествование Эртеля о трагической судьбе народного учителя, чья благородная деятельность была уже заранее обречена на неудачу, давало повод для глубоких и печальных суждений о бесправии русских интеллигентов, подобных Ежикову, которых царское правительство считало возможным преследовать уже хотя бы за одно то, что они читают Милля!
Показав всю ограниченность народнических иллюзий Серафима Ежикова, Эртель вместе с тем нарисовал с глубокой симпатией образ этого предельно честного человека, самоотверженно преданного интересам народа.
X. ЗЕМЕЦ
Точной даты написания "Земца" мы в письмах и записных книжках Эртеля не находим, но задуман он был еще, очевидно, в 1878 году, потому что в "Памятной книжке" Эртеля за 1878 год в списке "Предполагаемые очерки из "Записок Степняка" мы находим под XXII номером "Земца" с указанием на прототип его героя - "Демшинский Александр Иванов" (ф. 349, № 2).
В письме к отцу от 5 ноября 1881 года Эртель спрашивает: "Как вам понравился мой "Земец"... В нем я взял некоторые черты у Демшинского гласного Александра Иваныча" (ф. 349, папка X, ед. хр. 24).
В этом рассказе Эртелю удалось показать реакционный характер института земских гласных в дореволюционной России, который определялся составом гласных. Трудящееся население устранялось от выборов - гласные избирались землевладельцами, лицами, имевшими недвижимость.
Современники оценили не только типичность образа гласного Онисима, созданного Эртелем, но и другие достоинства рассказа "Земец", в частности поэтическое изображение русской природы. Мастерство Эртеля как пейзажиста отмечали все, кто писал о нем, говорили об этом Чехов и Короленко. Восторженную оценку умения Эртеля увидеть и передать "живую природу" мы находим в отзыве редактора журнала "Русское богатство" Н. Ф. Бажина, в его письме, в котором он благодарит Эртеля за присылку в журнал рассказа "Земец": "Земец" - хорошенькая вещица. Я так мало люблю описания природы, что обыкновенно пропускаю их везде, где бы они мне ни попались, но у вас в "Земце" они совсем другая статья: они до такой степени превос-{579}ходны, что даже мало походят на описание... Кажется, что как будто бы сам едешь в степи и видишь и слышишь все, что в ней совершается, и дышишь вовсе не комнатным поганым воздухом, а тем, степным... Говорят, что у кого-то еще из наших писателей есть хорошие описания природы, - я не знаю; красивые есть, это точно, но живую природу, перенесенную на страницы книги, я увидал только у вас..." (ф. 349, папка XI, № 9/1-4).
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес.
2) Спектакль оказался смешным и поучительным и актуальным.
3) Потянулись серые сумрачные дни и долгие ночи.
5) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес.
2) Спектакль оказался смешным, и поучительным, и актуальным.
3) Потянулись серые, сумрачные дни и долгие ночи.
4) По-прежнему смеётся и стар и млад над приключениями героя Александра Демьяненко.
5) Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
Одну запятую нужно поставить:
в первом предложении: она разделяет две пары однородных членов предложения;
в третьем:однородные члены соединены при помощи интонации.
Правильный ответ указан под номером 1 и 3.
Ответ: 13|31
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи.
Алгоритм выполнения задания А 9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) все написаны (предложение 2) 2) это проявилось (предложение 4) 3) уступила место (предложение 5) 4) имеет значение (предложение 6) Выделяем грамматические основы в предложениях 2, 4, 5, 6.
(2) Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (4) Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5) С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6) … латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.
В первом варианте ответа (все написаны) грамматическая основа выделена неверно 2) В третьем и четвёртом (уступила место и имеет значение) грамматические основы указаны не полностью. 3) Правильный ответ - 2 1)
В 4 Среди предложений 26 -35 найдите сложное, частью которого является (в состав которого входит) односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 10 -17 найдите односоставные определенно-личные предложения. Напишите номера этих предложений.
Запомните! Внимательно читайте инструкцию по заполнению ответов части В. При перечислении слова и числа надо отделять запятой В 4 1 0 , 1 3 , 1 7
Для того чтобы успешно выполнить задания А 9 и В 4, необходимо в первую очередь правильно вычленять грамматическую основу предложения! Предложение – основная единица синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и является средством общения. Предложение обладает смысловой законченностью, является минимальной единицей высказывания.
Подлежащее главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? что? Люблю Отчизну я, но странною любовью. Её прогулки длятся доле.
Способы выражения подлежащего К утру уставшие туристы вернулись в отель. Имя существительное в им. п. Отдыхающие получили Причастие, прилагательное, ключи и пошли в свои номера. местоимение, употребленные в значении существительного Кто-то захотел выпить кофе. Местоимение в им. п. На этом острове отдыхать – тяжёлая работа. Инфинитив И ваш покорный слуга предпочитает менее экстремальный отдых. Фразеологизм Средиземное море постоянно Собственное наименование манит наших соотечественников. Несколько туристов потягивали кофе в баре. Синтаксически неделимое словосочетание
Сказуемое главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство, признак предмета) и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое?
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения; лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом выражается одним словом. Я пою. Я пел когда-то. Я буду петь всегда! Вы принесите с собой карту. В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно.
Составное глагольное сказуемое вспомогательный глагол + инфинитив Ветер начал усиливаться. Она не хочет уезжать. Я писать обязан каждый день. Вспомогательный глагол – грамматические признаки (наклонение, время, лицо, число; в форме прош. вр. – род) Инфинитив – само действие
В роли вспомогательного глагола глаголы мочь, хотеть, желать, решить, приказать, просить, бояться, любить, надеяться, начать, продолжать, заканчивать, прекратить 2) особые краткие формы прилагательных рад, готов, обязан, должен 3) сочетание краткого прилагательного со связкой быть (был бы рад) и фразеологические сочетания (иметь желание, иметь намерение) 1)
Составное именное сказуемое Глагол-связка + именная часть (существительное, прилагательное, причастие, числительное, наречие, местоимение, неделимое словосочетание) Я был расстроен, она весела. Дом казался сказочным теремом.
В роли глагола-связки 1)глагол быть Ночь была холодная. Ночь холодная. 2) глаголы делаться, стать, становиться, являться, казаться, называться Ночь казалась холодной.
1. Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено. Расставьте знаки препинания. Никто из нас не спал в эту ночь. Дети без воспитания несчастнее круглых сирот. Огромные печальные глаза внимательно смотрели на меня. 4) Каждый знает как трудно иногда простить обиду. 5) Воздух пронизан весенней свежестью. 6) Люди и животные не находя себе места метались в тоске. 7) Любить значит бороться и побеждать. 8) Все продолжали смотреть вниз. 9) Сто шестьдесят человек ушли в неизвестность. 10) Несколько человек внимательно рассматривали картину. 11) Танцующие выплясывали весело и задорно. 12) «История Петра» первый исторический труд А. С. Пушкина. 1) 2) 3)
2. Найдите сказуемое разных видов, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Расставьте знаки препинания. 1) 2) 3) 4) 5) Я с нетерпением поджидал лета следя за его приближением по хорошо известным мне признакам. Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука пропитанного запахом камфары и вывали на него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте снимать надевать опять снимать и снова надевать а меня подвёртывали закалывали на мне пропускали и отпускали – «на полвершочка» . Я потел и вертелся а за не выставленными ещё рамами качались тополевые ветви с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо
3. Найдите сказуемое разных видов, подчеркните их. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Он пустился бежать во весь дух. Я не намерен ждать вас дольше. Он рад был отдохнуть. Готовы ли вы объяснить свой необдуманный поступок? Была равнина снежная бела. Луною залита дорога. Разговор час от часу делался шумнее. Вишневый сад теперь мой. Он ростом был двенадцати вершков.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Пускай они оставят Годунова. Мартышка вздумала трудиться. Я точно деревянный теперь. Солнце померкло б, увидав наших душ золотые россыпи! Пейзаж в литературе обыкновенно играет служебную роль. Пусть будет всё по-твоему вокруг. Вот на моей родине трава – по самые плечи. Управлять людьми – значит предвидеть. Простота есть необходимое условие прекрасного.
5. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Обитая чёрной клеёнкой дверь в горницу распахнулась и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами. 2) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства. 3) Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу. 4) Фонари были далеко расставлены друг от друга и тень Миши вырастала до немыслимой величины. 5) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам. 6) Крайние домики уже спали и слепо таращились тёмными окнами на путника. 7) Он садился на обычное место налево от пианино и играл какието странные длительные тоскливые песни. 8) Женщина работала библиотекарем в техникуме и её нельз было заподозрить в излишних суевериях. 9) У толстяка не осталось слушателей кроме Миши и он обратился к нему с вопросом. 10) В них застыла вода и в каждой луже поблескивала луна. 1)
Двусоставные предложения это предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения, - и подлежащее, и сказуемое. В начале XX века правительство отменило избрание М. Горького академиком.
Односоставные предложения это предложения, в которых есть только один главный член предложения, необходимый для понимания смысла предложения, - подлежащее или сказуемое. Второй главный член предложения для понимания смысла предложения не нужен. С возрастом начинаешь понимать критические замечания родителей.
Виды односоставных предложений Назывные (с главным членом – подлежащим) Глагольные (с главным членом – сказуемым) Назывные предложения Осень. Утро. Доброе утро. 1) определенно-личные Позвонишь мне? 2) неопределенно-личные Стучат в дверь. 3) безличные предложения Вечереет. 4) обобщенно-личное Любишь кататься – люби и саночки возить.
Назывные предложения Это односоставные предложения, в которых главный член (подлежащее) выражен именем существительным в именительном падеже. В этих предложений утверждается бытие (наличие, существование) предметов или явлений. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просека лесных дорог, Заглядевшихся в озера. (Б. Пастернак)
Определенно-личное предложение Это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 и 2 лица. Так как окончания глаголов в этих формах определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), подлежащее в таких предложениях не обязательно. Подлежащее здесь легко восстанавливается путем подстановки местоимений, а сами предложения можно преобразовать в двусоставные. Учись, мой сын! Наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни.
Неопределенно-личные предложения это односоставные предложения со сказуемым в форме 3 л. множ ч. (наст. и буд. время) или в форме множ. ч. прош. вр. В таких предложениях важно само действие, а лица мыслятся неопределенно. На веранде соседнего дома заменили окна.
Обобщенно-личные предложения это односоставные предложения, действия которых относятся к обобщенному лицу. Главный член предложения – обычно глагол 2 лица ед. ч (реже – 3 лица мн. ч.) К этому типу относятся пословицы, поговорки, афоризмы. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Безличные предложения Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего (форма сказуемого не указывает на действующее лицо). В таких предложениях сообщается о состоянии природы и человека. Посвежело. Мне не о чем беспокоиться.
ОПРЕДЕЛЕННОЛИЧНОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННО -ЛИЧНОЕ ОБОБЩЕННОЛИЧНОЕ глагол в форме 1 или 2 лица изъявительного; глагол в форме повелительного наклонения глагол в форме 3 лица множ. ч. наст. или буд. вр. глагол в форме прош. вр. мн. ч. глагол в форме 2 л. ед. ч. (РЕЖЕ) глагол в форме 3 л. мн. ч.
Формы выражения сказуемого в безличном предложении 1) Безличный глагол (вечереет, нездоровится, смеркается и т. д.) Уже светает. 2) Личный глагол в значении безличного Пахнет сеном над лугами. 3) Инфинитив Вам не видать таких сражений. 4) Краткое страдательное причастие среднего рода. Как много думано, исполнено так мало. 5) Наречие со значением состояния. В небесах торжественно и чудно! 6) Отрицательное слово НЕТ Туч на небе нет.
Неполные предложения Это предложения, в которых пропущен какой -либо член, легко восстанавливаемый из контекста. Обычно на месте пропуска ставится тире. Я сделал шаг в сторону дороги, он – за мной. Необходимо отличать двусоставные неполные от односоставных!
6. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Найдите односоставные предложения, выпишите их номера, определите вид. Расставьте знаки препинания. (1)Прошёл год. (2) Наступила непогожая мокрая осень. (3)Пошли непрерывные дожди. (4) Потянулись серые сумрачные дни темные долгие ночи. (5)Со дня на день ждали снегу. (6)Как теперь помню было 22 ноября когда я проездом в Петербург дожидался поезда на одной из больших перекрестных станций. (7)Ждать приходилось долго часов 8. (8) В длинном деревянном вокзале сновала скучающая публика некоторые спали на диванах другие пили чай закусывали чуть ли не в десятый раз… (9) В зале царствовал полумрак. (10) Серенький мокрый денек скудно лил свет в большие плачущие окна. (11) Наскучив ходить взад и вперед по зале я вышел на платформу. (12) На дворе было еще невзрачнее тоскливее веяло сыростью. (13) Моросил мелкий холодный дождь обливая открытую дощатую платформу и однообразно барабаня по железной крыше вокзала. (14) В мокром воздухе было тихо… (А. Эртель)
7. Составьте определенно-личные предложения, ставя глаголы в нужную форму. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены. Образец: Забыть. – Забудем о неприятностях! Познакомиться. Встать. Приготовиться. Отдыхать. Петь. Бросить. Уйти. Любить. Выбрать. Быть.
8. Составьте неопределенно-личные предложения, ставя глаголы в нужную форму. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены. Образец: Шуметь. – В аудитории шумят! Вспоминать. Возводить. Прислать. Изготовлять. Провести. Засыпать. Говорить. Писать. Разрешать. Построить.
9. Вспомните пословицы и составьте обобщенно-личные предложения, ставя глаголы в нужную форму. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены. Образец: Почитать. – Умную голову почитают смолоду. 1)Вынуть (труд) 2)Кататься (сани) 3)Кормить (соловей) 4)Не вырубить (топор) 5)Не поймать (воробей) 6)Беречь (честь) 7)Махать (кулаки) 8)Посеять (буря) 9)Встречать (одежка) 10)Торопиться (дело)
10. Замените двусоставные предложения синонимичными односоставными безличными. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены. Образец: Он не может уснуть. – Ему не спиться. 1)Мы не сможем сегодня уехать. 2)Мне поручили написать статью в журнал. 3)Ты скучаешь? 4)Я могу войти? 5)Комната чистая, уютная. 6)Выставка будет интересной. 7)Вокруг дома зеленые насаждения. 8)Дым щиплет глаза. 9)В траве что-то шуршит. 10)На заседании мы говорили о перспективах работы. 11)Наступает вечер. 12)С утра был мороз. 13)Я не взял с собой денег. 14)Отец плохо себя чувствует. 15)Скоро наступит рассвет.
Прочитайте предложения. Отметьте случаи неверной характеристики предложений. 1. В глазах у меня потемнело. Односоставное неопределенноличное 2. Напишешь – не сотрешь, выпустишь – не поймаешь. Сложное предложение; состоит из 2 частей; каждая часть односоставное обобщенно-личное 3. В школе ждут начала экзаменов. Двусоставное предложение 4. Жара… Односоставное, безличное 5. В комнате душно. Односоставное определенноличное 6. Кругом ни души! Односоставное безличное 7. Молчать! Двусоставное неполное 8. Если хочешь познать истину – начинай с азбуки. Сложное предложение; из 2 частей; 1 – определенно-личное, 2 – обобщенно-личное 9. Будете пить чай? Двусоставное неполное 10. Все светло кругом. Односоставное безличное
Тестовое задание в формате ЕГЭ. В 4. Среди предложений 1 – 4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (1) На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. (2) И человеком по праву зовется лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним. (3) Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство. (4) Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок. (А. Лиханов)