Навыки будущего. «Новая модель системы дополнительного образования детей Стратегическая инициатива новая модель системы дополнительного образования
Детские технопарки «Кванториум» – площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии , беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие.
Инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», в рамках реализации которой открываются детские технопарки «Кванториум», была одобрена наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) во главе с Президентом России В.В. Путиным в мае 2015 года. Инициатива направлена на создание среды для ускоренного развития детей от 5 до 18 лет в научно-технической сфере и формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления.
К кон цу 2016 года в России открыто 24 детских технопарка «Кванториум», созданных на отработанных принципах государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия, лучших отечественных педагогических практиках. Обучение в этих центрах на постоянной основе получает 12 тысяч детей. К концу 2017 года таки х детских центров станет более 5 0 по всей России.
Инициатива по созданию «точек роста» и создание на базе детских технопарков методических модельных центров в образовательной сфере вошла в основу Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В целях реализации методических функций, разработки организационных и финансовых моделей, выполнения обязательств федерального оператора детских технопарков создан Фонд новых форм развития образования – подведомственная организация Минобрнауки России. Совместно с ведущими отечественными техническими вузами – МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАМИ, МИГАИК разработаны современные программы по нейротоехнологиям , созданию искусственного интеллекта, энергетике, кибирфизике , нанотехнологиям и другим перспективным технологическим направлениям.
С ведущими компаниями, такими как ОРКК, Сибур Холдин г , Ростех , ОАК, Intel , КамАЗ для детей адаптирую тся взрослые технологические задачи. На базе инфраструктуры детских технопарков « Кванотриум » создаются кроссфункциональные R&D-центры, которые будут координировать инновационные исследования и разработки, а также осуществлять экспертизу по заказу российских промышленных предприятий. В задачи инженерных инкубаторов будет входить конверсия технологий и внедрение их в гражданский оборот. Ростех уже начал развивать уникальный проект по созданию креативного индустриального кластера на базе тульского завода «Октава», где совместно с « Кванториумом » создается высшая техническая школа. В рамках проекта предполагается активное вовлечение молодых профессионалов, обладающих неординарными и вариативными идеями решения технологических задач.
Перечень тематических программ технопарков:
Робототех ,
Автотех ,
Космотех ,
Аэротех
Нейротех ,
Биотех ,
Энерготех ,
IT,
VR/AR,
Геоинформатика ,
Радиоэтех
,
Москва, Технополис
«Москва», Технопарк «
Мосгормаш
»
Московская область, г. Королев
Алтайский край, г. Барнаул
Белгородская область, г. Белгород
Владимирская область, г. Владимир
Вологодская область, г. Череповец
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
Калинин
градская область, г. Калининград
Красноярский край, г. Красноярск
Липецкая область, г. Липецк
Республика Мордовия, г. Саранск
Томская область, г. Томск
Тульская область, г. Тула
Ульяновская область, г. Ульяновск
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Чеченская республика, г. Грозный
Чувашская Республика, г. Чебоксары
*Перечень регионов, в которых детские технопарки откроются в 2017 году
Воронежская область
Московская область
Мурманская область
Новгородская область
Пензенская область
Республика Башкортостан
Республика Дагестан
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Саха (Якутия)
Республика Удмуртия
Республика Хакасия
Рязанская область
Самарская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тюменская область
Ярославская область
Открытие своего «Кванториума» ожидает Астрахань в 2017 году, этой счастливой новостью поделился Виталий Гутман, глава областного Министерства образования и науки. Помещением для детского технопарка послужит здание кинотеатра «Октябрь», ну а финансовую помощь проекту оказывают несколько фондов и Правительство РФ через федеральную программу.
«Кванториум» Астрахани
Планируется, что новый «Кванториум» будет стимулировать заинтересованность школьников в науке и в технических наработках, предоставит им условия для воплощения собственных идей в создании проектов и в творчестве. С 2013 года область уже имеет один технопарк, принимающий в год около 7000 школьников. Обучение в нем проходит как напрямую, так и дистанционно, детей заранее записывают в очередь, и это еще раз подтверждает тот факт, что интерес к науке в последнее время заметно вырос.
В первый «Кванториум» приезжают посетители не только из Астрахани и областных районов, но и из других регионов России, при этом после экскурсии все одинаково пребывают в восторге. Но технопарк пока не имеет собственного помещения, хотя эту проблему ближе к осени планируется устранить путем размещения в здании вблизи улицы Максаковой.
Обучение в «Кванториуме» проходит по нескольким направлениям - робототехнике, цифровому производству, микроэлектронике, физике, информационным технологиям и другим не менее увлекательным дисциплинам. В будущем ожидается открытие еще одних классов для дополнительного образования, но уже по гуманитарным дисциплинам «Гимнасиум». Это будет первый опыт создания в России подобного творческого парка, в котором ребята смогут углубленно изучать профессию писателя, художника, журналиста и артиста.
Расширение сети технопарков
В распространении и популяризации технопарков крайне заинтересовано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое повсеместно оказывает поддержку проекту. Благодаря такой весомой помощи к концу этого года планируется открыть около 40 «Кванториумов» в различных уголках РФ, эта приятная новость была озвучена в декабре 2016 года генеральным директором организации Андреем Никитиным. На первых этапах благоустройства классов в первую очередь стояла задача найти регионы, заинтересованные в дополнительном техническом образовании для школьников.
Важность такой миссии заключается в том, что будущие выпускники должны пополнить ряды высококвалифицированных ученых, инженеров и научных деятелей, тем самым содействуя общему развитию и процветанию родной страны. Первыми в программе проявили желание участвовать северные регионы, в которых находится множество крупных государственных и коммерческих промышленных предприятий, и проблема нехватки молодых кадров ощущается наиболее остро. Теперь свои «Кванториумы» ожидают многочисленные регионы страны.
Уже состоялось открытие семи дополнительных классов в разных областях России, и, по мнению Никитина, такой темп реализации проекта является крайне успешным показателем. Однако количество парков остается все еще небольшим по сравнению с обширной территорией страны. Но пример такой организации внешкольного образования может дать ощутимый стимул для развития похожих проектов, а АСИ в свою очередь будет оказывать этому посильную поддержку.
Доступное внешкольное образование
Представителем правительства РФ Андреем Слепневым было отмечено, что дополнительное образование должно быть доступным, вне зависимости от региона страны. По такому критерию и был разработан проект «Кванториума», который в будущем должен значительно повысить количество квалифицированных специалистов и педагогов.
По его мнению, молодое поколение значительно лучше разбирается в высокотехнологических устройствах и наработках, чем люди постарше, а потому нужно стремиться направлять такой талант в нужное русло. Конечно, обучающая программа будет видоизменяться соразмерно запросам детей и родителей, что позволит увеличить количество задействованных в технопарках школьников в три раза.
В России уже довольно развита система качественного художественного, музыкального и спортивного дополнительного образования, теперь же необходимо как можно более увеличить количество естественно-научных кружков.
История создания программы
Идея разработать новую программу дополнительного образования по техническому направлению возникла еще в 2015 году, и уже в мае она была утверждена АСИ в составе Стратегической инициативы. Технопарки исполняют роль оборудованных площадок , где заинтересованные и талантливые дети могут получить необходимую поддержку для воплощения своих проектов, основанных на решении реальных задач в сфере науки и техники.
Ребята 5-18 лет теперь могут развить свое изобретательское мышление и применить его на пользу обществу и стране в целом. Ощутимую материальную поддержку для открытия «Кванториумов» оказывает правительство РФ, заложив в федеральном бюджете только на 2016 год порядка 1 миллиарда рублей на закупку необходимого оборудования для классов. Такая помощь будет продолжаться до 2020 года, пока воплощается Национальная технологическая инициатива.
Как заинтересовать ребенка
Несколькими способами привить школьнику интерес к промышленному дизайну и нанотехнологиям поделилась автор инициативы Марина Ракова. Естественно-научное и техническое направление - это не скучная сфера с большим количеством теории, а возможность изобретать и ставить опыты с собственноручно собранным оборудованием.
Например, с дронами-беспилотниками или насекомыми-роботами, команды которым даются через электронный чип, а сигналы поступают от шлема на ребенке. При этом необходимость создания такого рода «игрушек» для современности очень актуальна, при успешных испытаниях они будут внедрены в нейрохирургию, программирование и биоинженерию.
Квалифицированный штат преподавателей старается делать занятия интересными и увлекательными, тем самым увлекая детей в мир научно-технического творчества. Выбор возможных уроков достаточно широк и позволяет школьникам попробовать себя в разных направлениях и определиться именно на «своем». Детям предлагается попробовать проявить себя в автомобильном и аэрокосмическом моделировании, в киберфизике, в программировании и в биотехнологии, в целом программу составляют около десяти дисциплин.
Помещение технопарка больше напоминает аквариум с множеством стеклянных перегородок между классами - «цехами». Есть специальные территории для сварки и фрезеровки, в распоряжении школьников имеется паяльная станция в классе электроники, оборудован класс для изучения IT-технологий.
Нюансы записи в технопарк и обучения ребенка
Обучение в «Кванториуме» проходит в течение двух лет и является совершенно бесплатным. Двери технопарков открыты для учащихся старше 7-го класса и готовы принять на 1000м² порядка 1200 юных изобретателей, а площадь 600м² примет около 400 школьников. Проект уже заработал себе огромную популярность, поэтому все становится все более необходимым создание электронной очереди. Каждый регион при открытии технопарка определяет наиболее важные для него направления обучения будущих специалистов.
Например, в Набережных Челнах сделан упор на аэропромышленность, руководителями при этом выступают сотрудники КАМАЗа. Ханты-Мансийский автономный округ ведущим направлением выделил обучение нефтяников под присмотром уже задействованных в промышленности специалистов.
В городе Королев планируется создание «Космоквантума», посильную помощь в наборе высококвалифицированного преподавательского состава и в организации практических занятий обещает оказать Объединенная ракетно-космическая корпорация. Помимо этого в программе участвуют сотрудники Объединенной авиастроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий и Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Не менее крупные коммерческие и частные компании проявляют не меньшую заинтересованность в обучении специалистов, которые будут сначала проходить у них практику, поступать в вузы по целевым контрактам, а после зачисляться в штат.
Программа обучения
Первые шесть месяцев школьники знакомятся со всеми программами, предлагаемыми в технопарке: осваивает оргтехнику, станки ЧПУ и технологическое оборудование в лабораториях и погружается в инженерию. После вводного курса ребенку нужно определиться с дальнейшим направлением своей деятельности и вступить в команду таких же заинтересованных ребят.
На этом этапе учащиеся могут выбрать для себя дисциплины, по которым проводятся различные международные соревнования и олимпиады, например, робототехника или научные исследования. Участие в таких конкурсах может принести юным дарованиям весомые льготы при поступлении в вуз или сдаче экзаменов, в зависимости от полученного места: они могут заработать дополнительные баллы по ЕГЭ или вовсе быть автоматически зачисленными в учебное заведение.
В жаркий летний сезон ребятам предоставляется возможность посещения детских центров, где они также развиваются и получают новый опыт в практических занятиях с такими же, как и они, талантливыми ребятами из разных уголков России. Например, команда из будущих космонавтов, биологов, геологов, IT-технологов и конструкторов пробуют спрогнозировать появление цунами, получая данные разработанными ими же технологическими устройствами.
Технопарки России
Сеть российских технопарков расширяется стремительными темпами, уже в 2017 году планируется открытие десяти «Кванториумов» в Москве помимо уже действующего в «Мосгормаше», благоустройство которого было первым в программе АСИ по столице. Президентом РФ был издан указ о взаимодействии дополнительной обучающей программы и деятельности ведущих предприятий, университетов и научных лабораторий для поддержания интереса молодого поколения к инженерии и исследовательской деятельности.
В процессе изучения ребята знакомятся поближе с работой производств, с основами будущей профессии и получают живую возможность применить свои знания на практике. Это служит для школьников дополнительным импульсом, чтобы стремиться работать на московских предприятиях, для многих возможность зачисления в штат открыта уже сейчас с помощью отложенных трудовых контрактов, начинающих действовать сразу после получения документа о законченном образовании.
Дополнительное образование в Москве не ограничено двумя «Кванториумами», для более 800 тысяч школьников открылись двери 18 технологических центров, 46 инновационных творческих центров, 30 станций для юных техников и парков профессий «Кидзания», «мастерславль» и «Кидбург».
В Удмуртии также планируется организация технопарка, для этого будут выделены около 50 миллионов рублей. Бюджет площадки «Кванториум-Технотроника» утвердили еще в прошлом году, все необходимые документы также подготовлены. В приоритет деятельности поставлено обучение инженеров и IT-специалистов, а помещение для организации парка для 800 детей будет предоставлено Республиканским центром детского и юношеского инновационного творчества.
Благодаря программе АСИ в 2015 году свои технопарки получили 4 региона РФ, в 2016 уже для создания в 17-ти регионах «Кванториумов» было выделено из федерального бюджета около 1 миллиарда рублей, при этом 20% средств для воплощения проекта обеспечивает региональный бюджет и другие источники. Из требований, которые предъявляются к организации технопарков, указан расчет площади на количество детей, и пять наиболее важных направлений обучающих программ.
Уже получили свои гранты и открыли технопарки республики Татарстан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Чечня, Чувашия; Ханты-Мансийский автономный округ; Алтайский, Хабаровский и Красноярский край; Владимирская, Белгородская, Вологодская, Калининградская, Липецкая, Томская, Тульская, Ульяновская области.
«Кванториум» на сегодняшний день является уникальной площадкой, предоставляющей детям хорошие условия получить информацию, которая не входит в школьную программу. Школьники получают двухлетний курс взрослой жизни, учатся работать в команде, решать задачи, быстро адаптироваться в новой обстановке и стремиться к определенности, а доступность такого обучения - дополнительный к этому плюс.
В субботу состоялся «Марафон открытий» новых технопарков — к 7 уже действующим присоединились 17 новых — от Хабаровского края до Калининградской области. Теперь в России появилась сеть из 24 «Кванториумов» в 19 регионах.
В следующем году сеть детских технопарков увеличится — до конца 2017 года в России заработают порядка 40 детских технопарков «Кванториум». Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин :
На первом этапе была задача попытаться убедить несколько регионов попробовать. Без научного и инженерного допобразования у нас нет будущего. Вчера «Кванториумов» было семь, на следующий год будет 40.
Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал открытие «Кванториумов» историческим событием. Он сообщил, что это уникальная форма будущего, которой пока нет у других стран.
Что такое детский технопарк «Кванториум»?
Детские технопарки «Квавнториум» — площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественнонаучным и техническим направлениям. Они создаются согласно Постановления Правительства N 317 от 18 апреля 2016 года «О реализации Национальной технологической инициативы» (НТИ). Финансовое обеспечение детских технопарков в утверждено в рамках федеральной целоевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы , подготовленной Минобрнауки и Минфином России.
«Кванты» — направления обучения в детских технопарках «Кванториумах». Фото asi.ru
Средства на софинансирование капитальных расходов по закупке высокотехнологичного образовательного оборудования для детских технопарков «Кванториум» в размере 1 млрд рублей выделены из Федерального бюджета в 2016 году .
Сначала проект был опробован в четырех регионах: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область, Ханты-Мансийский Автономный округ (Югра).
Список действующих детских технопарков:
- ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск
- Республика Татарстан, г. Набережные Челны
- Москва, Технополис «Москва»
- Москва, Технопарк «Мосгормаш»
- Югра, г. Нефтеюганск
- Югра, г. Югорск
- Алтайский край, г. Барнаул
- Белгородская область, г. Белгород
- Владимирская область, г. Владимир
- Вологодская область, г. Череповец
- Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
- Калиниградская область, г. Калининград
- Красноярский край, г. Красноярск
- Липецкая область, г. Липецк
- Республика Мордовия, г. Саранск
- Республика Татарстан, г. Альметьевск
- Республика Татарстан, г. Нижнекамск
- Томская область, г. Томск
- Тульская область, г. Тула
- Ульяновская область, г. Ульяновск
- Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
- Чеченская республика, г. Грозный
- Чувашская Республика, г. Чебоксары
- Московская область, г. Королев
Подробнее о некоторых «Кванториумах»:
Технопарк «Кванториум» в Набережных Челнах
В Набережных Челнах детский технопарк «Кванториум» открылcя в начале 2016 года. Татарстан стал одним из пилотных регионов для реализации проекта Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки России «Новая модель системы дополнительного образования детей».
Дети могут выбрать один из восьми квантов (направлений обучения).
Программу обучения в «Кванториуме» для каждого направления (квантов) разрабатывали ведущие российские университеты и корпорации.
Технопарк «Кванториум» Югры (Ханты-Мансийск)
Первый в России детский технопарк «Кванториум Югры» открыт в Ханты-Мансийске 28 ноября 2015 года в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. C 1 августа 2016 года детский технопарк «Кванториум Югры», работающий на базе Технопарка высоких технологий, начал набор на занятия в группы дополнительного образования детей на сентябрь-декабрь 2016 года.
Технопарк «Кванториум» Югры. Фото asi.ru
Власти Сургута намерены открыть не менее пяти детских технопарков «Кванториум». Здание первого из них площадью 6 тыс. квадратных метров планируется сдать в декабре 2016 года. Открытие намечено на 2017 год. Образовательная программа в нем будет ориентирована на подготовку кадров инженерно-технических специальностей.
Технополис «Москва»
«Технополис «Москва» является флагманским проектом Правительства Москвы по созданию инфраструктуры для развития высоких технологий. На территории Технополиса работают более 50 компаний-резидентов, в том числе такие лидеры российского и международного сектора высокотехнологичной промышленности как Холдинговая компания «Композит», «Крокус Наноэлектроника», американская NeoPhotonics, голландская Mapper, французская Schneider Electric. Эти компании создают не только наукоемкую продукцию, но и большое количество высококвалифицированных рабочих мест, а также пополняют городской бюджет налогами.
В настоящее время Технополис «Москва» включает в себя свыше 350 тысяч м2 производственных помещений с необходимой инженерной инфраструктурой, собственный таможенный пост и конгресс-центр.
Планируется, что к концу 2018 года на территории Технополиса будут одновременно работать более 5,5 тысяч человек. Уже сейчас площадка является центром притяжения инновационных компаний и местом проведения крупных событий индустрии высоких технологий, в том числе Международного форума «Открытые инновации»
Технопарк «Кванториум» в Москве. Фото — Андрей Гурьев (фейсбук)
Технопарк «Кванториум» в Ульяновске
Помещение для детского технопарка «Кванториум» в Ульяновске предоставило ульяновское конструкторское бюро приборостроения – Дом культуры имени Чкалова. На создание «Кванториума» из бюджетов разных уровней и за счет частных инвестиций будет выделено порядка 194 миллионов рублей.
В учреждении, которое будет работать в системе дополнительного образования, смогут заниматься дети, начиная с младших классов школы. Это будет принципиально новое образовательное учреждение - для обучения планируется привлечь бизнес в сфере образования. Технопарк будет включать в себя шесть основных направлений: » Автоквантум «, » Робоквантум «, » IT - квантум «, » Аэроквантум «, » Наноквантум «, » Биоквантум «.
Детский технопарк создается методом государственно-частного партнерства. Порядка 92 миллионов рублей область получит из федерального центра в рамках ФЦП, 67 миллионов рублей выделит областной бюджет, 35 миллионов рублей вложит один из партнеров проекта – завод » Авиастар-СП «. Кроме того, регион ежегодно будет давать технопарку госзаказ на обучение 800 детей. Всего в парке будет обучаться более тысячи детей в год.
Технопарк «Кванториум» в Кабардино-Балкарии
В Кабардино-Балкарии детский технопарк открылся на базе детской академии творчества «Солнечный город». Федеральный бюджет выделил республике 56 миллионов рублей.
Регион вошел в число 17 субъектов РФ, где до конца 2016 года должны быть открыты детские технопарки по итогам всероссийского конкурса.
В Центре также созданы школа раннего развития, центры дополнительного образования по музыкальному, изобразительному, хореографическому, спортивному и другим направлениям, региональный ресурсный центр образовательной робототехники, центры нано- и IT-технологий, лаборатория по техническому моделированию и прикладному творчеству, компьютерным технологиям.
Станет пилотным регионом по внедрению новой модели дополнительного образования. Эта модель предполагает создание детских технопарков, в которых школьники будут заниматься техническим творчеством и естественными науками. Соглашение об этом подписали губернатор Алтайского края Александр Карлин, гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Проект предполагает создание дополнительных образовательных площадок, внедрение программ отраслевой профориентации , участие крупных корпораций, конструкторских бюро. Новая модель допобразования детей поддержана президентом России Владимир Путиным.
Презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», одобренная президентом РФ Владимиром Путиным, состоялась в рамках Петербургского экономического форума. Здесь же были подписаны соглашения с четырьмя регионами, которые станут пилотными в реализации этой инициативы. Одним из «пилотников» стал Алтайский край.
В рамках проекта предполагается создание современных аналогов дворцов пионеров. Это будут некие ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства. В таких центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы.
Важность и перспективы новой модели дополнительного образования в экспертном онлайн-клубе обсуждают:
Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»;
Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска;
Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;
Вячеслав Котельников , руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли;
Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Был очень большой поток интереса к этому проекту со стороны многих субъектов РФ. Поэтому при отборе участников проекта мы смотрели на то, насколько социальные инновации внедряются и внедрены на территории регионов. Второе - это уровень развития инновационных новаторских программ в сфере дополнительного образования. Кроме того, мы смотрели, был ли в данном регионе опыт построения учебного процесса в системе дополнительного образования при участии негосударственного сектора, были ли попытки внедрения нормативно-подушевого финансирования в субъекте. А также интерес опорных инвесторов, то есть те промышленные предприятия, которые определяют экономику субъекта, насколько они заинтересованы в развитии данной отрасли».
Вячеслав Котельников
, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «Об этой инициативе ничего кроме «Ура!» сказать и нечего. Потому что за последние годы в нашей стране была утрачена культура политехнического образования. В результате кадровый голод настал, и это соглашение АСИ с регионами говорит о том, что срочно надо менять ситуацию. Ведь, на мой взгляд, главное, что нанесло ущерб техническому творчеству, - это ЕГЭ. Он отучает детей думать творчески. К тому же раньше в каждой школе были кружки, чтобы каждый ребенок научился понимать, то, что он знает из теории, полученной на уроках, он может увидеть и сделать своими руками, сам может что-то придумать».
Роман Селюков , замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «Никто не скрывает, что страна сейчас хочет уйти от зависимости от сырьевого сектора. А для этого нужно проводить серьезное технологическое перевооружение производств. И решать это надо не только закупкой зарубежных технологий, но и созданием условий для появления креативно мыслящих людей, способных создавать собственные технологии. И в этом смысле дома творчества - это же не просто место, где учат собирать модели, но это место, где учат креативно мыслить. Это место, где пытаются создать то, чего еще не существует.
И в этом смысле инициатива создания таких центров своевременна и очень актуальна. Вопрос только в том, чтобы все не свелось к работе только с элитой, только с особо одаренными детьми. Необходимо, чтобы эта работа велась как можно с большими массами детей. И в этом плане эту проблему надо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами. Но мне кажется, как только появятся практики, которые будут доступны и понятны всем станциям юных техников, которые еще сохранились, и если такой опыт будет понятен и представлен, то дальше этот процесс будет расширяться, и те регионы, которые сегодня пилоты, далее могут тиражировать свой опыт на другие субъекты Российской федерации и на другие муниципалитеты».
Андрей Ченцов , директор НПО «Центр альтернативных технологий»: «Эта инициатива очень здравая. Надо буквально с пеленок воспитывать в ребенке творческое отношение ко всему: и к технике, и к науке в частности. Но для начала надо на всех уровнях пересматривать подход в общем образовании. В этих новых центрах не должно быть такого назидательного подхода, как в нынешних школах. Не должно быть никаких догматов, как, например, в программе среднего образования по той же физике. Ведь детям буквально вдалбливают, как истину, то, в чем сами ученые не уверены. Детей заставляют беспрекословно воспринимать то, что может быть оспорено. Вот и давайте учащимся не эти закостеневшие догматы, а все разнообразие современного познания. Ведь в гуманитарных дисциплинах наше образование дает альтернативные взгляды на ту или иную проблему. Так почему нельзя этого делать в физике? Надо, чтобы школьник мог выбрать не из одной, а из многих теорий. Надо давать информацию не только теоретическую, но и прикладного значения. Когда ребенка будут не натаскивать, а заставлять думать, только тогда мы получим настоящее техническое или научное творчество. По большому счету надо менять мировоззрение, надо обучать детей смотреть на мир другими глазами! Если с детства человек видит, что нет ничего статического, застывшего, то и мышление у него будет подвижным, не зашоренным, и именно от таких людей можно ожидать прорывных идей».
В Алтайском крае 2015-2016 учебном году участвовать в реализации пилотного проекта будут четыре учреждения дополнительного образования. Это детский эколого-биологический центр и Станция юных техников города Бийска, Алтайский краевой центр научно-технической работы, детско-юношеский центр Железнодорожного района города Барнаула. Рассматривается вопрос о включении в проект одного из учреждений дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности.
Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Данная программа, в которую мы попали, для нашего времени очень актуальна в плане развития дополнительного образования. В ее рамках планируется использование нового оборудования для обучения детей. Это дает детям возможность получить практические знания, приобрести профессиональные навыки, которые помогут в дальнейшем. Это также поможет детям определиться с тем, куда пойти учиться. У нас есть обучающиеся, которые поступили в институты в других регионах на инженеров по самолетостроению. Сейчас юристов, бухгалтеров очень много, а профессиональных мастеров, которые могут встать за станок и выполнить качественно работу, не хватает. В нашем учреждении мы стараемся как раз обучить детей профессиональной деятельности - токарь, инженер, у нас направленность на технический уклон. Мы учим именно тому, что от нас сейчас как раз требует государство».
Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Недавно мне попадалась статистика, согласно которой в 1934г. у нас техническим творчеством занималось 14% детей только по Москве, а на 2014г. у нас занималось техническим творчеством 5% по всей России. Новая модель развития дополнительного образования - это очень хорошая задача. К нам уже сейчас обращаются институты, чтобы студенты к ним приходили уже подготовленные. Это, например, университет водного транспорта, Военная академия ракетных войск. То есть они предлагают детям целенаправленно идти учиться к ним. Но в дополнительном образовании большая проблема в поиске специалистов. В допобразовании нужны практики. Я думаю, что нужно поднимать все дома творчества, которые раньше существовали, и начинать оттуда. Смотреть, чем занимались, где сейчас преподаватели».
Михаил Ягубов,
главный конструктор ООО «Аэроджип», почетный изобретатель Москвы: «В подобных клубах технического творчества дети могут получить навыки творчества, им покажут, как работает физика.
Это дополнительные знания, кругозор. Я думаю, что дети, которые позанимались и поняли физику и химию, конечно, они имеет более широкие возможности, нежели другие. Здесь дети могут все время совершенствоваться. Был бы скелет, а все остальное можно сделать. В любом случае такое движение должно быть, с этим нужно знакомить как с одним из вариантов будущей деятельности».
Роман Селюков , замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «В данном случае речь должна идти не о ранней профориентации, а о раннем самоопределении. В любом случае ребенок, взрослея, может менять свои цели в зависимости от того, что он видит вокруг, какой опыт жизненный получает. Вот если говорить про опыт в гуманитарной сфере, то у ребенка, практически любого, такого опыта достаточно. Так как федеральный государственный образовательный стандарт в школе предполагает работу в этом направлении. А вот опыта в технической деятельности, инженерной деятельности - вот такого опыта получить ребенку сегодня практически невозможно. И в этом смысле самоопределиться ребенку очень сложно. Речь не должна идти о том, что с детского сада сориентировать ребенка на техническую специальность, а надо делать все для того, чтобы он что-то попробовал и понял, что ему это нравится. Кому-то, возможно, это и не понравится, но тем не менее он приобрел опыт и он точно понимает, что это не его. Поэтому этот проект надо рассматривать не просто как пропаганду инженерных специальностей и затаскивание детей в техническое творчество с целью выращивания целого кластера инженерного, а, прежде всего, для того, чтобы появились места, где дети могут приобрести опыт деятельности в инженерно-техническом творчестве и, уже исходя из этого опыта, сделать выбор: хотят они этим заниматься или нет».
Модель новой системы дополнительного образования предусматривает участие в ее реализации крупных общенациональных высокотехнологичных компаний, институтов гражданского общества.
Вячеслав Котельников
, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «То, что предприятия должны к этому подключить, - это тоже важно. Вот взять, к примеру, аэрокосмическое объединение «Полет». Ведь здесь была своя научная школа, «Полет» курировал и общеобразовательные школы, т.е. заботились об инженерных, творчески мыслящих кадрах заранее. А сейчас на этом предприятии политика такая: когда понадобится тот или иной специалист - дадим объявление и проблема решится. Нет, так не бывает! Как показывают и советский опыт, и современная практика западных крупных компаний, все фирмы серьезные закладывают в свои бюджеты средства на подготовку своих кадров. Сам не воспитаешь - никто тебе не даст! Здесь очень важно, чтобы помимо региональных властей этот проект начали курировать руководители российских ведомств. Например, тот же «Роскосмос». Если будет федеральный уровень опеки, то тогда это начинание должно сработать. Для примера приведу Хрущева. При нем правительство понимало эту проблему, и вся система среднего образования была у нас, по сути, политехнической. Потом, если хочешь, можешь идти в институт, техникум, училище, а если не нравится - выбирай нетехническую специальность. Поэтому мы в СССР могли безболезненно обеспечивать кадрами практически любые, даже самые масштабные промышленные проекты».
Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Интерес есть практически у всех. Это одна из тех сформированных рынком потребностей, которая и определила создание и реализацию подобной инициативы. Потому что на сегодняшний момент госкорпорации и крупные промышленные предприятия, получая специалистов к себе на работу, понимают, что у них не до конца все компетенции присутствуют в наличии, поэтому они занимаются корпоративным образованием. Это гораздо проще и правильнее делать на ранних стадиях, когда ребенок еще только определяется чем ему заниматься, как ему заниматься. И если сразу поставить в условия, где он сможет своими руками пощупать технологии и понять что это такое, то мы получим больший поток детей, которые станут будущими специалистами данных компаний, а во-вторых, мы будем их ставить на рельсы взаимодействия, конкретную практику, то есть такая очень ранняя история дуального образования. Мы предлагаем системный подход, в котором принимает участие государство, и, безусловно, крупным предприятиям это очень интересно».
Развитие новой модели дополнительного образования влечет за собой и новые возможности для учреждений допобразования и для региональной образовательной сферы вообще.
Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Для развития дополнительного образования большое значение имеет финансовая сторона. Так как техническая направленность - затратное направление. Для того чтобы ребенок построил радиоуправляемый самолет, необходимо около 25 тыс. руб. Поэтому мы ищем какие-то предприятия, которые идут навстречу и оказывают нам поддержку».
Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Учитывая, что к развитию научно-технического творчества сейчас особое отношение, то под него будут выделять средства. Будет выполняться концепция дополнительного образования, чтобы до 75% детей были в допобразовании. Важно, что будет поддержка государства, учитывая то, что у нас не хватается инженерных кадров катастрофически. Для регионов это подготовка кадров и обеспечение промышленности кадрами, получение определенными организациями грантов на развитие этих направлений и привлечение детей к досугу».
Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Регион получит квалифицированные кадры в будущем, которые будут оставаться в регионе, так как произойдет более ранее знакомство с теми предприятиями, которые есть в субъекте. Второе, что получает регион, - это более эффективное расходование бюджетных средств, ввиду того что в инициативе заложена реализация механизма нормативно-подушевого финансирования. Соответственно регион получает инфраструктуру сети, в которой сам также принимает участие, объектами, которые оснастят крупные промышленные предприятия, субъект получает федеральное софинансирование и систематизацию расходования бюджетных средств в системе дополнительного образования и развитие в принципе образовательных программ и научно-технического творчества детей и молодежи.
Губернаторы знают специфику своего региона и в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока, есть прямое включение губернаторов. Они рассказывают о конкретных центрах, где все это будет реализовываться, они мониторят, что происходит с детьми в их регионах, предлагают какие-то свои инициативы. Поэтому 100% включенность тоже была одним из критериев включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования. То есть насколько сам губернатор готов вкладывать свое время, инвестировать свои силы в реализацию инициативы».
Система дополнительного образования Алтайского края признана одной из самых эффективных в России. Она включает в себя 421 организацию: 319 государственных и муниципальных учреждений различной ведомственной принадлежности и 102 негосударственных (коммерческие и некоммерческие) организации. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято почти две трети детей в возрасте от 5 до 18 лет, что на 3,3% выше, чем в среднем по России. Губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что власти региона будут работать над тем, чтобы максимально большое количество детей «получали возможности для более глубокого, гармоничного развития задатков и талантов, данных природой и родителями».
Инициатива «Навыки будущего» направлена на модернизацию системы общего и дополнительного образования России и реализацию проектов по
- внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на развитие компетенций и навыков XXI века
- повышению эффективности дополнительного образования
- развитию неформального образования
Необходимость изменений продиктована вызовами инновационной экономики и усилением глобального научно-технического развития. В рамках инициативы решается задача воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается с формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация. Для этого используются новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности.
Современный технологический
уклад страны
и глобальные вызовы
Новые программы, модели, технологии
Развитие российской
системы образования
ВНЕДРЕНИЕ
Общее
образование
Дополнительное
образование
Неформальное
образование
Использование
платформы-навигатора
«Навыки будущего»
Получение
навыков
будущего
Освоение
новых
грамотностей
Лидеры
будущего
Задачи инициативы
-
Создание инфраструктуры для формирования у школьников функциональных грамотностей (финансовой, правовой, цифровой и т.д.)
-
Поддержка лучших практик неформального образования
-
Разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения
Навыки будущего
Саморегуляция
Это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.
Саморегуляция
Коммуникация
Это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.
Коммуникация
Стратегическое мышление
Выбор и применение стратегий для решения комплексных задач, в том числе открытых, имеющих более одного решения.
Стратегическое мышление
Креативное мышление
Продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.
Креативное мышление
Системное мышление
Понимание и интерпретация эстетической красоты закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).
Системное мышление
Критическое мышление
Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций.
Критическое мышление
500 тыс.
детей участвуют в проектах инициативы
>1000
педагогических работников обученных с использованием методологии и образовательных программ новых форматов
практик выявлено в рамках реализации инициативы
Новые грамотности
1
Финансовая
грамотность
2
Правовая
грамотность
3
Цифровая
грамотность
4
Предпринимательская
грамотность
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.
Правовая грамотность – знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов.
Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.
Предпринимательская грамотность – набор компетенций и знаний, позволяющий начать и вести свой бизнес. Это и проектное мышление, и основы финансовой и правовой грамотности, таймменеджмент, эффективные коммуникации и многое другое
Платформа-навигатор
«Навыки будущего»
Платформа дополнительного образования – это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.
На платформе школьники, студенты и их родители смогут получить информацию и записаться онлайн в кружки, клубы, студии, узнать расписание работы, отзывы участников.
Неформальное образование
К неформальному образованию относят практики, которые могут быть реализованы вне государственных институций и не нуждаются в стандартизации образовательных результатов. Как правило, проекты неформального образования ведут инициативные творческие группы, некоммерческие организации, научные сообщества и другие структуры, не связанные напрямую с системой образования.
Неформальное образование представлено в виде множества разнообразных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня в разных сферах, яркими увлеченными людьми, создающими вокруг себя пространства, где для ребят есть свобода выбора получения новых знаний и навыков.
Агентство стратегических инициатив организует коммуникационную площадку по созданию целостного пространства неформального образования. Деятельность АСИ направлена на:
- создание мер поддержки неформального образования
- использование потенциала неформального образования в системе развития компетенций будущего
- использование широкого спектра новых и экспериментальных технологий неформального образования в обучении школьников
- закрепление эффективных практик неформального образования в образовательном пространстве, в том числе - законодательно
- подготовку «Атласа практик неформального образования», куда войдут лучшие отечественные практики из каждого федерального округа страны (не менее 16 кейсов)
Проекты
Лидер проекта
Одаренные дети
«Одарённые дети» – это всероссийский Интернет-портал для поиска и отбора талантливых и мотивированных школьников, а также формирования образовательной среды для их развития. На портале выработаны методы взаимодействия с детьми, которые способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации: социальное признание; информирование общества о достижениях детей; поддержка начинаний детей; профессиональная социализация в сети «Интернет».
Лидер проекта
Универсальный КОД Безопасности
Формирование у детей культуры и навыков собственной безопасности, обучение комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий. программа «Универсальный КОД Безопасности» позволяет: сформировать у ребёнка понимание необходимости активного собственного участия в формировании культуры своей безопасности; обучить комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий, цель которого направлена на восприятие необходимой информации из окружающего мира, правильной её оценки и адекватной быстрой реакции на неё для уменьшения вероятности наступления опасной ситуации (риска) и последующего травматизма.
Лидер проекта
Детские научные клубы открытий и изобретательства «Фабрика миров»
Внедрение в школы современных технологий и образовательных продуктов. Комплексное интеллектуальное развитие ребёнка и поэтапное вовлечение в мир техники и технологий через открытие на базе школ детских научных клубов. Создание пространства, где дети совершают свои первые шаги в области изобретений и открытий, получают знания и применяют их на практике, используя наборы для исследователей. Обучение учителей.
Лидер проекта
Гарантия Знаний
Формирование сети пилотных площадок по обучению школьников основам предпринимательства на базе образовательных организаций в регионах страны. Организация курсов обучения и обеспечение системы поддержки и сопровождения педагогических работников, участвующих в реализации проекта. Проведение серии мероприятий, направленных на раннюю профориентацию школьников и популяризацию предпринимательства среди детей (мастер-классы по профессиям будущего).
Лидер проекта
Марина Смирнова
Всероссийская школьная летопись
Создание книг каждого класса, написанных самими школьниками. В данном случае книга становится продуктом деятельности детей и взрослых, в процессе создания которого формируются различные навыки. Каждый класс формирует свою книгу воспоминаний о самых ярких, интересных событиях, пережитых вместе.Один экземпляр книги бесплатно поступает в фонд школьной библиотеки и становится частью Летописи школы, второй экземпляр - в Российскую книжную палату для формирования Всероссийской школьной летописи. Участие во Всероссийской школьной летописи для подростка - это, в первую очередь, возможность зафиксировать самого себя на определенном отрезке времени, лучше понять своих друзей, научиться понимать старшеклассников. Книга, созданная одноклассниками - это всегда сотворчество, это совместный опыт и совместные переживания, возможность объединиться не против чего-то, а объединиться на основании общих интересов и ценностей. Книгу составят литературные эссе, фотографии из личного альбома, открытки и письма, скриншоты смс-сообщений и профилей в социальных сетях, рисунки и записи в дневниках. Концепцию и структуру книги дети разрабатывают самостоятельно под руководством учителя, также они самостоятельно придумывают название и обложку.
Лидер проекта
5 шагов. Развитие навыка осознанного выбора у подростков
Создание федеральной сети специалистов, работающих с подростковой аудиторией в школах и центрах дополнительного образования, обладающих единым видением проблемы осознанного выбора профессии у подростков и соответствующим апробированным инструментарием для просвещения, способной к самоорганизации и выстраиванию собственных устойчивых подпроектов по развитию навыка осознанного выбора профессии в образовательных учреждениях. Для этого планируется формирование единого инструментального поля у специалистов, занимающихся вопросом профориентации в школах, центрах дополнительного образования и возможно, ВУЗах. Создание поля происходит за счет просветительских мероприятий для специалистов и дальнейшей их супервизии в течение года, с постоянным сбором результатов и фиксации успешных кейсов для дальнейшего тиражирования в другие регионы. Задача такого поля - поддержать проявление роли взрослого и принятие на себя ответственности у подростков. Инструментальной базой для такого поля стала практическая методика 5 шагов Осознанного Выбора.
Лидер проекта
Театральная Россия
В рамках проекта создается инфраструктура, способствующая формированию интереса к чтению у детей и молодежи, знакомству через театр с произведениями школьной программы, в том числе русских классиков.
В городах присутствия проекта два раза в месяц проходят показы спектаклей лучших столичных театров с использованием собственной технической разработки. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий осуществляется прямая трансляция спектаклей из знаменитых театров двух столиц на широкие экраны кинотеатров в различных городах России.
Лидер проекта
Цифровая платформа для работы высоко-мотивированных и одарённых детей и их сопровождения
Масштабная апробация цифровой платформы, позволяющей выявлять, поддерживать и сопровождать развитие высокомотивированных и одаренных детей с учетом их особых образовательных потребностей, реализации персонализированного подхода. Создание условий для организации самостоятельной работы таких обучающихся под руководством педагогов и тьюторов. Интеграция Платформы в региональные модели по работе с высокомотивированными и одарёнными детьми.
Лидер проекта
Национальная открытая школа
Проект, способствующий модернизации образования, в основе которого лежит модель обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, «Национальная открытая школа» - это цифровой образовательный ресурс, размещенный на онлайн-платформе, которая содержит свыше 4 000 интерактивных учебных пособий по основным школьным предметам. Видеоконтент, сгруппированный по тематическим блокам, включает обучающие и проверочные мультимедийные материалы, соответствующие требованиям школьной программы. Материал представлен в виде анимационных роликов, упражнений, тренингов, тестов и виртуальных лабораторий. Система уроков построена по принципу «от простого к сложному». Длительность видеоматериалов от 30 секунд до 4 минут.
Лидер проекта
Учи.Ру
Учи.ру - это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. В настоящее время Учи.ру позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу по математике для 1-5 классов в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач. В зависимости от результатов, показанных учеником, система подбирает для него персональные задачи и подстраивается под его темп обучения и уровень знаний, формируя мотивирующую к обучению среду. Проект направлен на повышение качества обучения учеников предметам школьной программы и улучшение эффективности образования в Российской Федерации. За счет внедрения и дальнейшего развития платформы Учи.ру (для более старших классов) в современную российскую образовательную систему в последствии ожидается качественный рост уровня знаний у учеников и результатов итоговых аттестационных проверок (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), в силу того, что у учащихся будет сильная база знаний начальной и младшей школы и высокий потенциал для овладения знаниями и навыками, получаемыми в старшей школе.