Успехи современного естествознания. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей Основные принципы психолого педагогического сопровождения одаренных детей

Юлия Юрина
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования ».

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Проблемы детской одаренности , развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования . Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям . Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования .

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями , которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей , на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников . Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми , следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития , реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности , разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми , способствующую развитию интеллекта и креативности.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение . Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации . Сопровождение означает содействие ! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом , учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.

Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.

Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов :

этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности . Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей . Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития , построения развивающей работы . Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка , а также выделить детей , высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт. С детьми используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений, с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое . При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, - диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет - до 20 минут, для 6-7 лет - не более получаса).

второй этап – уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого -педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка . Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах , и определяют группу сопровождения , условия для развития одаренного ребенка . Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения , разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности . В «Дневнике » специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка .

третий этап - создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка , заявки родителей о развитии одаренности их ребенка , заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей : открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования . Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка , как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии , которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

четвертый этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка . На этом этапе психологи , педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития . Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка : выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка » .

Таким образом , выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка . Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования . Создание условий , помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС . Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей .

Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей . Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость . Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Жаркова Виктория Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска На современном этапе развития одной из актуальных проблем образования является сопровождение одарённых детей. Эта проблема обусловлена тем, что крайне сложно в силу отсутствия специальных программ обучения для таких детей интегрировать их в среду нормально развивающихся сверстников так, чтобы они могли комфортно развивать свои способности. На данный момент в теории обучения и мировой педагогической практике выделяется несколько направлений разработки содержания учебной деятельности для детей с одарённостью. Как указывает Ю.З. Гильбух, в качестве основной точки отсчёта выступает содержание образования их «нормальных» сверстников. Исходя из этого, формируется два основных подхода к решению проблемы обучения и развития одарённых детей. Первый подход базируется на изменении количественных характеристик, второй подход – на изменении качественных характеристик. Содержанием количественных характеристик является, в первую очередь, объём и темп, или интенсивность, обучения. Качественные характеристики определяются через подачу учебного материала (алгоритмизированный, эвристический и другие способы) . В соответствии с этим, осуществляется организация процесса обучения детей с одарённостью. В условиях обычной общеобразовательной школы проблема одарённости является, скорее, случаем исключительным, чем «рядовым», и поэтому очень часто учителя не владеют в достаточной мере информацией о том, как эффективно организовать процесс обучения, какие существуют подходы, которые учителя могли бы взять за основу в организации своей работы с детьми. В связи с этим, мы предприняли попытку провести теоретический анализ данных подходов и стратегии. Выделяют целый комплекс стратегий. Рассмотрим каждую из них. Стратегия «ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала – это означает, что одарённые дети изучают учебный материал гораздо быстрее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данная стратегия характеризуется как положительными, так и отрицательными сторонами. С одной стороны, у одарённых детей формируется их собственный темп развития, который позволяет им развиваться в соответствии с их способностями, знаниями, умениями и навыками, поскольку обучаясь в том же темпе, что и их нормально развивающиеся сверстники, они «теряют время», и многие специалисты, изучающие эту проблему, считают, что «ускорение» темпа обучения позволяет одарённым детям оптимизировать темп собственного обучения и повышать эффективность обучения как такового и повышать

уровень интеллектуально­творческого развития (Н.М. Мякишева) . Недостатком данной стратегии является то, что она требует от педагогов дополнительной разработки содержания, которое не предусмотрено программой обучения, по которой обучаются сверстники. Следующей стратегией является стратегия «интенсификации». Она предполагает изменение не темпа обучения, а увеличение объёма или интенсивности обучения. Эта стратегия выступает альтернативой предыдущей стратегии и для одарённых детей, которые опережают своих сверстников по уровню умственного развития, у них может отмечаться дисбаланс с другими сферами развития. Например, умственное развитие является выше норма, а физическое развитие соответствует нормы либо может отставать от нормы. Такая дисгармония является распространённым явлением для одарённых детей, поэтому данная стратегия, как отмечает Н.П. Миронов, реализуется в двух вариантах: горизонтальной и вертикальной интенсификации . «Горизонтальная» интенсификация предполагает дополнение учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него, курсами и предметами. «Вертикальная» интенсификация предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом и ориентирована на качественно иной уровень подготовки, то есть происходит углублённое изучение учебных дисциплин или отдельных учебных предметов. Данные варианты организации обучения одарённых детей также получили практическое распространение. Например, наибольшей популярностью пользуются три вида обогащения учебных программ, предложенные автором Дж. Рензулли. Его система рассматривает содержание во временном аспекте, и один вид обогащения материала сменяет другой, происходит поуровневое обогащение. Обогащение также делится на два вида – «горизонтальное» обогащение и «вертикальное» обогащение. Для традиционной школы наиболее подходящим является вариант «горизонтального» обогащения путём добавления специальных учебных занятий по программам, особенно по тем разделам, которые у одарённого учащегося могут быть в норме либо чуть ниже нормы и по тем разделам, по которым он явно превосходит в развитии своих сверстников. В этом направлении выделяют стратегию «обучения мышлению», которая предполагает развитие именно творческого мышления, специально направленному развития креативности, интеллектуальных функций и познавательной деятельности. Стратегия «социальная компетенция» характеризуется тем, что у одарённых детей формируются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, поскольку чаще всего эти дети имеют определённые трудности во взаимодействии со своими сверстниками или трудности в поведении. На уровне «вертикального» обогащения также выделяется ряд стратегий. В этом направлении происходит не только модернизация учебного плана, но и изменение содержания преобразовательной деятельности в целом.

Стратегия «индивидуализации» направлена на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности одарённых детей. Стратегия «исследовательского обучения» направлена на активизацию обучения, придания ему исследовательского творческого характера, развитие познавательной деятельности. Стратегия «проблематизации» предлагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить, и поэтому их обучают умению видеть проблемы с помощью комплекса специальных методических приёмов (Н.Ю. Синягина) . Таким образом, обобщая данные теоретические представления об основных подходах к сопровождению одарённых детей, мы можем сделать вывод о том, что в работе с одарёнными детьми, учитель общеобразовательной школы может пойти в разных направлениях. При этом наибольшее значение имеет работа с личностью одарённого ребёнка, содействие его социальной адаптации, формирование у него наиболее слабосформированных навыков социального плана, а также развитие высокоразвитых интеллектуальных функций творческого мышления и т.д. При этом основная работа заключается в работе с содержанием учебного процесса приёмами и методами работы с этими детьми. Литература 1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 120 с. 2. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа.­2004.№ 6. С.33­42. 3. Мякишева Н.М. Личностные детерминанты развития детской одаренности // Одаренный ребенок.­2007.№6. С. 52­58. 4. Синягина Н.Ю. Роль педагога в развитии одаренности младшего школьника // Одаренный ребенок.­ 2005. №4. С. 26­36. 5. Щебланова Е. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.­2001.№1. С.150­156.


Одаренность (талант) это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный (талантливый) ребенок, подросток 4 выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде 4 Особое значение для проявления 4 и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.




Способ выявления: 4 Если одаренный ребенок – это ребенок с выдающимися академическими достижениями, 4 то способ выявления – это олимпиады, интеллектуальные состязания и конкурсы. 4 Если одаренный ребенок – это ребенок, имеющий эти достижения или предпосылки таких достижений, то олимпиад недостаточно. 4 Потенциально одаренные учащиеся 4 не выявляются олимпиадами. 4 Олимпиада работает уже с одаренностью, превратившейся в достижения. 4 Таких детей в различных возрастных группах значительно меньше, чем потенциально одаренных.


Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: 4 в 10-летнем возрасте их примерно %, 4 к 14 годам %, 4 к 17 годам только %.


Виды одаренности, критерии 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2. Творческая одаренность (креативное, дивергентное мышление) 3. Степень сформированности одаренности (актуальная, потенциальная одаренность) 4. Форма проявления одаренности (явная, скрытая) 5. Широта проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность) 6. Особенности возрастного развития (ранняя, поздняя)


Общие признаки одаренности: 4 Высокая любознательность и исследовательская активность. Высокие интеллектуальные способности; 4 Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4 Способность классифицировать, категоризировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями; 4 Способность к быстрому усвоению материала и 4 отличная память; 4 Большой словарный запас; 4 Повышенная концентрация внимания на чем-либо; 4 Высокие творческие способности; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой Упорство в достижении результата.


Интеллектуальная и академическая одаренность 4 Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.


Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.


Степень одаренности 4 Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. 4 Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %. 4 Третья собственно одаренные (15 25 %). 4 Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым


Творческая одаренность 4 выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. 4 Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. 4 Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.







Практическое задание 1 4 Методика «Четыре скрепки» (О.И.Мотков) 4 Обработка результатов 4 Определяются: 4 Продуктивностьобщее число фигур; 4 гибкостьчисло фигур разных типов (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только 4 к одному типу); 4 оригинальностьчисло редко встречающихся в группе сюжетов у данного школьника.


Практическое задание 2 4 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4 Упражнение Беглые ассоциации. 4 Инструкция: 4 создайте как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: На кого или на что это может быть похоже. 4 Линейка 4 Карандаш


Практическое задание 2 4 Анализ ответов производится по следующим критериям: 4 Беглость – общее количество ассоциаций в единицу времени. 4 Категориальная гибкость – количество использованных категорий из 40 возможных (приведение к 40). 4 Оригинальность – редкость, необычность ассоциации, оцениваемая по 4-балльной системе (0 – стереотипная ассоциация, 1 – оригинальная прямая ассоциация, 2 – оригинальная ассоциация с детализацией, 3 – оригинальная косвенная ассоциация). 4 Конструктивная активность – разнообразие используемых признаков по каждому слову.


Общая и специальная одаренность 4 ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: 4 интеллектуальная 4 творческая 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: 4 музыкальная 4 артистическая 4 математическая 4 лингвистическая 4 спортивная 4 техническая и т.п.


Специальная одаренность 4 Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях, секциях. 4 Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности, спортивные. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.


Социальная одаренность 4 Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 4 Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. 4 Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. 4 Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. 4 Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.


Лидерская одаренность Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: 4 Интеллект выше среднего; 4 · Умение принимать решение; 4 · Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; 4 · Ощущение цели, направления движения; 4 · Гибкость; адаптивность; 4 · Чувство ответственности; 4 · Уверенность в себе и знание себя; 4 · Настойчивость; 4 · Энтузиазм; 4 · Умение ясно выражать мысли.


ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ С. ДЕЛЛИНГЕР 4 Диагностика личности с помощью психогеометрического теста Сьюзен Деллингер позволяет: 4 1. Мгновенно определить тип, личности интересующего человека и Вашу собственную форму Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому, языке Составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.


Критерии оценки общей одаренности 1. Любознательность 2. Настойчивость 3. Рассудительность и логика 4. Способность к оценке 5. Словарный запас 6. Прогнозирование 7. Сверхчувствительность к проблеме 8. Изобретательность 9. Перфекционизм - стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи


Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. 4 Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. 4 Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.


Как выявлять потенциально одаренных учащихся 4 Психологические диагностические методики. 4 Необходима система психологической диагностики развития учащихся, в том числе и выявления одаренных учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития в рамках реализации основных образовательных программ на основе ФГОС ОО.


Что кроме выявления? 4 Раннее распознавания одаренности (таланта) ребенка 4 Психологическая диагностика интеллектуального потенциального развития 4 Объективная оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов. 4 Обучение и развитие. 4 Сопровождение и поддержка. 4 Повышение психолого – педагогической компетентности и мотивации педагогов и администрации для работы с одаренными учащимися. 4 Ресурсное обеспечение. 4 Просвещение педагогов и родителей.


Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: 4 активность, динамичность интеллектуальной деятельности; 4 наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; 4 систематическое самообразование; 4 креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); 4 темпераментные особенности; 4 активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).




Гармоничное и не гармоничное развитие одаренности 4 Наиболее часто встречаются проблемы: - общения, социального поведения; - дислексия - слабое развитие речи; - нарушение мелкой моторики рук; - эмоционального развития; - десинхронизация развития; - физического развития; - саморегуляции; - дезадаптации.


Направления работы с одаренными детьми: 4 Вовлечение детей в деятельность по интересам; 4 Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; 4 Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; 4 Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; 4 Развитие умений самостоятельно работать; 4 Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; 4 Обучение творческим методам работы; 4 Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; 4 Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.


Рекомендации учителям: 4 Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 4 Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 4 Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. 4 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 4 Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 4 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.


Рекомендации родителям 4 показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 4 нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 4 следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы. 4 старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 4 учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 4 оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. 4 признавайте право ребенка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. 4 и вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Дети учатся тому, что видят в своей жизни 4 Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. 4 Если ребенок видит враждебность, он учится драться. 4 Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким. 4 Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым. 4 Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. 4 Если ребенка поддерживают, он учится уверенности. 4 Если ребенка хвалят, он учится ценить других. 4 Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости. 4 Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить. 4 Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе. 4 Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сугутская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Педсовет №2 Директор МОУ «Сугутская СОШ»

Программа

психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

Падусев А.В.

Глухова А.А.

Тинюкова А.П.

Срок реализации:

2012-2016годы
Сугуты 2012
1. Пояснительная записка.
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Работа с одаренными детьми ведется давно (это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся начальной и основной школы, участие учащихся в муниципальном этапе предметных олимпиад и районной конференции проектно - исследовательских работ, подготовка детей к участию в республиканских конкурсах, интеллектуальных играх), однако нет единых подходов, нет системы работы. Одним из направлений работы способствующих повышению мотивации – является работа с одаренными детьми.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем детстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал посёлка, района, области и государства в целом.
Поэтому школе необходим проект , включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Актуальность:


  1. В школе отсутствуют условия по реализации программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

  2. Есть противоречия между необходимостью поддержки одаренных детей и отсутствием программы поддержки и научно – методического сопровождения программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Основополагающими являются проблемы:


1. Каковы технологии выявления способностей одаренных детей.

2. При специально созданных условиях могут проявиться профессиональный личностный рост мастерства педагогов при работе с одаренными детьми.


Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, повышенный уровень их развития, обеспечивающие успешное выполнение деятельности, обуславливающие широту возможностей человека, достижение высоких результатов.

3. Каковы условия реализации программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

Цель программы : выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей.

Задачи:


  1. Разработать механизм выявления одаренных детей

  2. создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей

  3. расширять возможности для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  4. обеспечить повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми

  5. разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

  6. оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и развитии одаренного ребенка

Гипотеза: если создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению мотивации к учению, дальнейшему самоопределению
Сроки реализации: 2012-2016 учебный год

Основные мероприятия программы:


  1. Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание и обновление банка данных

  2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся

  3. Создание постоянно действующей системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми.

  4. Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов

  5. Участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях

  6. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами сайта школы

  7. Поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций.

Программа включает следующие блоки:
I. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей:
- диагностика способностей детей;
- формирование банка данных об одаренных учащихся;
- осуществление мониторинга личностного развития учащихся, создание портфолио;
- оказание необходимой и оперативной помощи психолога.

Деятельность психолого-педагогической службы должна способствовать формированию стойкой положительной мотивации обучающихся к достижению успеха в каком-либо виде деятельности.

Формы работы:
- развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, психологические тесты, анкетирование, тренинги личностного роста, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, оказание помощи по профессиональному самоопределению.

Предполагаемый результат:


  1. Разработка и реализация программы «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

  2. совершенствование системы работы с одаренными детьми

  3. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

  4. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов

  5. стимулирование мотивации развития способностей школьников

  6. проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся

  7. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью

  8. увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей пред­полагает реализацию следующих его направлений:

Диагностического;

Консультационного;

Развивающего;

Коррекционного.

Исследователи особо выделяют также такое важное направление деятельности как педагогическое просвещение и образование , направленное на формирование педагогической культуры, развитие компе­тентности учащихся, педагогов, родителей.

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специали­стов образовательных учреждений.


Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Диагностическое направление направленно на изучение индиви­дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.


Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проек­тированию собственного жизненного пути.

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:


  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников , способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • снижение уровня тревожности;

  • формирование адекватной самооценки;

  • обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей ра­боты с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуаль­ной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

При проведении коррекционной работы специалисты систе­мы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

Педагогическое просвещение и образование . Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого- педагогического со­провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, со­трудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам. К работе с одаренными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены. В.С. Юркевич отмечает, что педагог, выбирает работу с одаренными детьми зачастую потому, что определенные характеристики одаренности в той или иной мере характеризуют и его самого (яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.) .В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы « на износ». Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов , где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровож­дения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятель­ности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проекти­рование) и экспертиза образовательных программ .

В образователь­ной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и вос­питанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик.

Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предпола­гает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Реализация программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить , как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким особенностям относятся следующие:

способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к понятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не содержательной частью.

Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

° учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать

интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

° дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

° необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу. С одной стороны , ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школы). Однако такая форма наименее эффективна.

Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

I этап – диагностико-прогностический, методологический

(2012-2013 год)

на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Мониторинг одаренности.

Создание:

 банка данных по одаренным детям;

 банка творческих работ учащихся;

 банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

Организация:

 системы дополнительного образования;

 творческого экзамена;

 внеклассной работы по предмету;

2 этап: деятельностный (2013-2015годы)

 Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

 Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

 Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

 Внедрение метода проектов.

 Учет индивидуальных достижений в психограмме .

 Переход на систему портфолио.

 Проведение выставок детского творчества.

 Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

 Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

 Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.

Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

3.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Выбор форм и методов работы.

Направления работы психолога с одаренными детьми

1. Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения.

2. Психодиагностика по стандартизированным тестовым заданиям и с помощью игровых и тренинговых методов.

3. Глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка.

4. Создание школьного банка данных одаренных детей.
Психодиагностический минимум:

1 класс

Цель – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий.

1. Методика Л.А. Ясюковой «Готовность к обучению в школе»

2. Методика «Социально-психологическая адаптация», Автор З.М. Александровская


2 класс

Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения. Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение проблем формирования и развития личности ребёнка по следующим позициям:

  • - психолого-педагогической - создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого учащегося;
  • - социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  • - дидактической - создание новой методической системы обучения учащихся, принципиально отличающейся от традиционной прежде всего решением индивидуальных образовательных проблем учащихся. Организация работы педагога с одарёнными детьми предполагает:
  • - признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;
  • - признание способности ребёнка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
  • - смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;
  • - приоритет личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
  • - приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов.

Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима.

Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей -- это особо важная задача обучения одаренных детей. Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных ориентиров обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  • - развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • - создание условий для развития творческой личности;
  • - развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • - обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Общие принципы обучения одарённых детей относятся к основным общим принципам обучения в том числе вообще всех детей:

  • - принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;
  • - принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме;
  • - принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • 1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  • 2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  • 3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;
  • 4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:

  • а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
  • б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
  • г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и при- званных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • 1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
  • 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  • 3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
  • 4. Включение в работу с одаренными учащимися педагогов, обладающих качествами:
    • - педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
    • - педагог верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
    • - педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
    • - педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  • 5. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные