Типы и виды начальной школы. Педразвитие. Несогласованность начального и среднего образования

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАЧАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ - Конспект, раздел Право, Ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литерату­ры по всемизучаемым разделам Во Второй Половине Xix В. (По Положению О Начальных Народных Учили...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литерату­ры по всемизучаемым разделам

История образования и педагогической мысли Таблицы схемы опорные конспекты Учеб пособие для студ высш учеб заведений М Изд во... В пособии в сжатом и наглядном виде в соответствии с требованиями Государствен ного образовательного стандарта изложен...

Технические курсы в Австралии: сертификаты и дипломы технических курсов позволяют учащимся вводить и оставлять различные уровни, соответствующие их академическим способностям. Все ваши знания и профессиональный опыт можно признать. Технические курсы также считаются «мостом» для входа в австралийский университет, и только с 1 года студент будет иметь практическую квалификацию, помогая многому в поиске работы. Узнайте больше о технических школах.

Примечание. Хотя квалификация признана на национальном уровне, некоторые учреждения и университеты принимают студентов только в том случае, если они имеют внутренние соглашения, то есть соглашения. Таким образом, важно, чтобы иностранные студенты, желающие пройти профессиональный курс, например, мост для поступления в университет, проверили, будет ли этот курс принят в выбранном университете.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С последующими изменениями
Высшие учебные заведения: университеты (5 лет); институты (4-5 лет)

В зависимости от количества пройденных предметов вы получите степень. Узнайте больше о университетах. Имеются сертификаты и дипломы на техническом уровне, а также сертификаты и дипломы на уровне университета, что может вызвать путаницу для тех, кто не понимает австралийскую систему образования. Это интегрировано, и достаточно изучить еще один уровень и завершить исследование, не повторяя его.

Например, в Университетской системе держав вы можете сделать 6 месяцев и получить Сертификат, и если вы изучите еще 6 месяцев, завершаете 1-й год, у вас уже будет Мастер или Мастер. Кредит на образование в университетах: все австралийские университеты и технические школы оплачиваются даже для австралийцев, но у правительства есть образовательный кредит только для австралийцев. Таким образом, австралийцы могут учиться и только начать оплачивать поездки, когда они нанимаются, зарабатывая ценность, чтобы быть со скидкой на протяжении многих лет.

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА
по «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24.12.1958) Главной задачей советской школы является подготовк

Высшая школа (4-5 лет)
Заводы-втузы, цеха при вузах Главные задачи: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основах марк систско-ленинского учения, выполне

Последипломные курсы также предлагаются для финансирования такого же типа. Если студент никогда не зарабатывает достаточно, они не будут списаны. Стипендии в Австралии предлагаются только в определенных странах и варьируются от Университета до Университета или частных лиц типа Ротари.

Чтобы подать заявку на место в начальном, среднем или дошкольном образовании, вы должны подать заявление через местные органы власти. Вы можете найти информацию о своих местных органах власти на этих сайтах. Вы можете узнать, есть ли в местной школе места, напрямую связавшись с школой или связавшись с местными властями. Школа может отказать в принятии молодого человека, желающего присоединиться, независимо от его гражданства.

Вечерняя сменная
общеобразовательная средняя школа (3 года) Техникумыи др. сред­не-специальные учеб­ные заведения (3- 4 года) Профтехнические училища(1

Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, ре­лигии. Природа человека: многофакторный подход

Общая черта - отсут­ствие обучения на род­ном языке

Прежде чем подать заявку на учебу для своего ребенка, вы можете узнать больше о результатах учебы и учеников. Вы также можете проверить рейтинги школ. Они описывают работу школы по результатам учебы. Эти таблицы можно найти на веб-сайте Министерства образования.

Кроме того, вы можете посетить школу и поговорить с учителями и другими родителями. Многие школы организуют день открытых ворот, когда вы можете посетить школу и поговорить с вашим персоналом. Вы можете узнать, когда эти дни организованы на веб-сайте школы.

Человек как биологический феномен.
Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к то­тальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее пси­хологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Человек как продукт среды.
Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др. Считали природу личности производной от природы общества и его

В Великобритании существует несколько видов гимназий, и здесь вы можете найти более подробную информацию об этих различных типах. Вы можете получить консультацию по выбору школы для своего ребенка через Сеть информации, консультирования и поддержки. Большинство школ - это общеобразовательные школы. Это означает, что они принимают всех учеников, независимо от их навыков. Кроме того, большинство общеобразовательных школ находятся в ведении местных властей. Однако некоторые общеобразовательные школы, обычно называемые бесплатными школами или академиями, могут частично финансироваться некоммерческими коммерческими спонсорами.

Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течени

Тоталитарное течение
Исходная идея - разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья. Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воз­действия.

Религиозные школы. Они могут управляться как любая из вышеупомянутых школ, но также связаны с определенной религией и могут иметь разные критерии приема. Они позволяют преподавать только свою религию, а не целый ряд религий. Начальные школы - они финансируются государством, но им разрешено выбирать большинство или всех студентов на основе академических способностей. Это означает, что вашему ребенку может потребоваться пройти несколько экзаменов, чтобы занять место в одной из этих школ.

Частные школы. Эти школы взимают налоги. Они проверяются правительством, но они пользуются большой свободой в отношении предметов, которые они учат. Специальные школы - Если у вашего ребенка особые потребности в обучении, вы можете посещать специальную школу со специальным персоналом и оборудованием, чтобы лучше помочь вашему ребенку. Вы можете узнать больше о специальных школах с особыми потребностями Королевство.

Историю воспитания и начального образования в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с культурно-историческим развитием восточных славян, одно из первых упоминаний о которых относится к 6 в.н.э. Этот период можно разделить на 2 этапа: дохристианский ихристианский.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.

Все школы должны иметь возможность поддерживать вашего ребенка, чтобы выучить английский. Муниципальный совет Казлу Руда. Законы о начальной школе Казлу Руды регулируют правовую форму, зависимость, владельца, владельца, права и обязанности владельца начальной школы Казлу Руды, ее местоположение, школьную группу, тип, основную цель, учебные языки и формы образования, правовую основу, поле, тип, цель, задачи, функции, сертификация учебных документов о успеваемости, права школы, организация и управление деятельностью, самоуправление, вербовка, порядок оплаты их работы и аттестации, источники средств, порядок их использования и финансового управления, реорганизация, ликвидация или реорганизация.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, идеалы и ценности воспитания древних славян находятся в сказках, былинах, песнях, преданиях, народных приметах и др. Они воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю, воспитывали уважение к труду, гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание и нравственные идеалы. Затем, с появлением письменности, они обрели не иносказательную форму и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций . Наследование и преемственность осуществлялись на основе народных традиций семейного воспитания, праздников, игр, устного народного творчества.

Официальное название школы - начальная школа Казлу Руда, короткая начальная школа Казлу Руда. Школа зарегистрирована в Реестре юридических лиц, код. Юридическая форма является бюджетным учреждением. Зависимость - муниципальная школа. Учреждением, осуществляющим права и обязанности владельца, является совет муниципалитета Казлу Руда. Компетенция Совета муниципалитета Казлу Руды.

Утверждает Положение о школе. Принимает должности и освобождает их от руководителя школы. Принимает решение о замене места школы. Принимает решение о реорганизации или ликвидации школы. Принимает решение о создании школьного отдела и прекращении его деятельности.

Утверждение православия на Руси в 988г. привело к его влиянию на развитие образования и педагогической мысли. Появляются первые русские школы, не только элементарные, но и повышенного типа, которые способствующие достаточно широкому распространению грамотности в русских городах, просвещению. Содержание простого начального обучения ограничивалось обучением грамоте и счету, в то время как повышенное «книжное» учение ориентировалось на византийские традиции. При княжеских дворцах создавались учреждения повышенного уровня, в которых учеников учили грамматике, диалектике и риторике («витийству»).

Назначает и освобождает ликвидатора или формирует ликвидационную комиссию и прекращает ее полномочия. Решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Закона о бюджетных органах Литовской Республики, других законов и Школ. Группа является общеобразовательной школой.

Основной целью является начальная школа начальной школы и другие цели: детский сад дошкольного образовательного учреждения. Формы обучения - форма группового обучения, форма индивидуального обучения. Методы обучения: ежедневно, независимо. Школьные программы: программа дошкольного образования, программа дошкольного образования, программа начального образования, индивидуальная учебная программа для начального образования, программы неформального образования для детей.



Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются в таких произведениях древнерусской литературы , как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов «Пчела», «Повесть временных лет», Изборники «Златоструй», «Изумруд» и др. - из них можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков.

Школа дает студентам документы, подтверждающие результаты обучения в начальной учебной программе. Школьный период не ограничен. Школа является государственным юридическим лицом с печатью с государственным гербом и надписью «Начальная школа Казлу Руды», формой с гербом муниципалитета и ее именем, банковскими счетами банков, зарегистрированных в Литовской Республике.

Школа следит за Конституцией Литовской Республики, Конвенцией о правах ребенка, Законами об образовании и других видах Литовской Республики, постановлениями Правительства Литовской Республики, иными правовыми актами, решениями Совета муниципалитета Казлу Руда, Приказами мэра и настоящим Положением.

Особо интересно «Поучение детям» Вл. Мономаха, которое автор адресовал своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Большое место в памятнике древнерусской «учительной» литературы отведено прославлению труда и борьбе с ленностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное мужское дело - защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В его представлении, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, которые должны были стать основой единения Руси. «Поучение» содержит многочисленные цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности.

Сфера деятельности школы - образование, код. Основным типом образовательной деятельности школы является начальное образование, код. Дошкольное образование, код 10. Дошкольное образование, код 20. Спортивное и рекреационное образование, код 51. Код культурного воспитания 52.

Другое образование, не включенное в код 59. Образовательные услуги, код. Другие не образовательные мероприятия. Аренда и эксплуатация собственной или арендованной недвижимости, код 20. Библиотеки и код активности архивов. Другие наземные пассажирские перевозки, не включенные в другие категории, код 39.

Интерес представляют разные институты воспитания и обучения , существовавшие на Руси.

Например, «кормильство» - своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Мероприятия по уходу за детьми, код. Цель школы - предоставить человеку принципы моральной и социальной зрелости, культуры, а также этнического происхождения, элементарной грамотности, чтобы помочь ему подготовиться к учебной программе базового образования.

Создать психологический климат, благоприятный для образования и сферы образования, использовать образовательные средства, которые способствуют любопытству, активности и творчеству ребенка. Дошкольные и дошкольные образовательные группы, чтобы помочь детям подготовиться к успешному завершению их начальной образовательной программы.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси - «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками.

Обеспечить качественное начальное образование для учащихся. Помочь им развивать коммуникативные навыки и информационную культуру, важные в жизни будущего. Для обеспечения постоянного удовлетворения потребностей в знаниях и развитии. Создать условия для самооценки и самовыражения учеников.

Помочь ученику сохранить и укрепить свое здоровье, защитить от вредного воздействия физического и психического здоровья. Создать благоприятные условия для деятельности учащихся и молодежных организаций в школе, деятельность которых не противоречит Конституции и законам Литовской Республики.

Институт «кумовства» - трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появились школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях. Причем начало и сроки, время и место обучения, состав учащихся не были постоянными, они зависели от обстоятельств, потребностей обучающихся и возможностей самих мастеров грамоты.

Содействовать и обеспечивать благополучие всех учеников. Формирует, индивидуализирует и реализует содержание образования в соответствии с общими или индивидуальными планами образования и генеральными программами, координируемыми Министерством образования и науки, с учетом потребностей и интересов студентов, предлагая и применяя различные методы и темпы обучения.

Экзамены по окончании школы

Осуществляет дошкольное, дошкольное образование, программы начального образования, программы неформального образования для детей. Которая обеспечивает необходимую материальную базу для реализации образовательного контента в соответствии с Стандартами снабжения образования, утвержденными министром образования и науки.

В древнерусской педагогической традиции переплетались любовь к человеку и установка на смирение, которое позволяло избавиться от греховности и приобрести добродетель, полностью доверяясь наставнику как духовному отцу. В 17 в. под влиянием западно-русской учёности и расширявшихся контактов России с Западом возникают Львовская и др. братские школы, Киево-Могилянская академия. Братские школы были оригинальны и по форме, и по содержанию своей деятельности. Теоретические положения Устава Луцкой братской школы были выдвинуты и апробированы значительно раньше, чем классно-урочная система у Я.А. Коменского. По свидетельству Ключевского в этот период завершается становление русской педагогики как науки о христианском жительстве (строение душевное, строение домовное, строение гражданское), она отражается в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

XVIII в. занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода:

1 период охватывает первую четверть XVIII в. Это время просветительских реформ Петра 1, время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание Академии паук, университета и гимназий при ней (С.-Петербург).

2 период - 1730-е - 1765 г. - возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьба М. Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.

3 период - 1766-1782 г.г. - развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

4 период - школьная реформа 1782-1786 гг. - первая попытка создания государственной системы народного образования.

В ходе реформ Петра Великого (начало 18 в.) внедрение западной культуры стало делом государственной политики, в т. ч. и в сфере образования. Эти реформы были направлены на укрепление государственного устройства и утверждение абсолютной монархии. Вместе с тем православие осталось в течение почти двух последовавших веков доминантой духовной жизни большинства населения России, во многом определяя характер и российской педагогики.

Экономические и политические преобразования в России потребовали большого количества специалистов разного уровня, что привело и к реформе просвещения, появлению духовного и светского (профессионального) образования. Профессиональная направленность новой организации образования являлась его главной характеристикой (школа математических и навигацких наук, артиллерийская, хирургическая и инженерная школы, цифирные школы, горнозаводские школы и т.п.).

Реформы в области образования проводились в основном выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий, получившими образование, приближавшееся к западно-европейскому. Благодаря активной деятельности Петра I открывается Российская академия наук, готовится к открытию Московский университет, получивший в дальнейшем имя М.В. Ломоносова. Реформы Петра 1 в области образования привносят в содержание образования характеристики воинской дисциплины и полного безоговорочного подчинения уставу, что связано с приравниванием обучения в государственных школах к военной службе. Латынь распространяется как язык науки. Важным событием в жизни России было учреждение в Петербурге Академии наук в 1725г. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университет и гимназию.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений, которые были вызваны следующими причинами. В 30-х г.г. дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскою школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получали. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «с малых лет». С этой целью были открыты шляхетские кадетские корпуса: Морской и Сухопутный (1732). На базе Морской академии учрежден бил Морской шляхетский корпус, а школа математических и навигационных наук ликвидирована, дворяне из нее переведены в Морской корпус, дети же «разных чинов» переданы в различные службы.

В 1755г. был учрежден Московский университет. План университета и даже программу преподавания составил и разработал М.В. Ломоносов. Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ломоносова о демократической высшей школе, доступ к которой был открыт для представителей разных сословий. Но университет не сразу обрел силу, так как попросту не было еще подготовленных людей, которые могли бы учиться в нем. Да и дворянство стало отдавать предпочтение сословным учебно-воспитательным учреждениям, открытым в середине века и сулившим, в отличие от университета, военную или гражданскую карьеру. При открытии университета в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя в нем было лишь 82 студента. В 1765г. значился по спискам один студент на всем юридическом факультете; несколько лет спустя уцелел один на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, т.е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нем не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась в это время цель Петра I - привить дворянству «обучение гражданству и экономии».

Влияние европейской культуры эпохи Просвещения на соответствующие процессы в России времён Екатерины II способствует распространению в русском обществе идей свободы и гуманизма в воспитании, которые, по утверждению В.П. Вахтерова, остаются в пределах теории. Во 2-й пол. 18 в. под непосредственным воздействием французского Просвещения идею «душевного строения» сменила в официальных декларациях установка на выращивание новой «породы людей». Многие идеи европейского Просвещения были восприняты самодержавной властью и использовались ею для укрепления своей внутренней политики. Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Сеть учебных заведений России с конца 18 в. строилась по западно-европейским моделям. Так, И.И. Бецкой провел преобразование петербургских кадетских корпусов и основал при Смольном монастыре Вольное общество благородных девиц (1764). Благодаря ему, в Москве и Петербурге появились воспитательные дома, положившие начало педагогике социального призрения. Общим для всех школ этого периода была их закрытость. Под руководством Ф.И. Янковича был выработан проект системы массовой школы.

Артиллерийская и Инженерная школы, созданные при Петре I в Петербурге, были объединены; они также стали сословным учебным заведением. В новой Артиллерийской и инженерной школе был введен широкий круг общеобразовательных предметов. Круг преподаваемых наук расширился как за счет введения математических дисциплин, химии, физики, истории, географии, иностранных языков, так и введения рисования, фейерверочного искусства, танцев.

Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации; наказания - различны, вплоть до розг; в присутствии всех воспитанников. Введены были и меры поощрения: серебряные и позолоченные медали с изображением на лицевой стороне вензеля Императрицы Екатерины II - для отличников. По образцу версальского был учрежден пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из трех классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер-пажеского) класса на 16 человек.

В целом образовательная реформа Екатерины II привела к появлению наряду с профессиональными и научными учреждениями, созданными в петровскую эпоху, закрытых дворянских учебных заведений, стимулировавших интерес дворянства к образованию, и была сделан очередная попытка создания преемственной многоступенчатой народной школы, началась подготовка учителей и т.д. Все это послужило основой для создания уже в 19 в. Централизованной государственной системы образования.

Организация школьного дела сталкивалась со многими трудностями, обусловленными спецификой России: протяжённостью и, значит, разнообразием территории, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, преобладанием в нём крестьянства (часть его находилась в крепостной зависимости от помещиков и церкви), патриархальный быт которого не стимулировал школьное обучение детей.

Вопросы и задания

1. Расскажите о зарождении и развитии российской педагогики.

2. Какие периоды выделяются в развитии русской школы и просвещения XVIII в.?

3. Раскройте сущность и содержание образовательных реформ XVIII в.

4. На что были направлены просветительские реформы Петра 1?

5. Дайте характеристику основным типам школ, возникших во второй половине 18 в..

10.2. Школа и педагогика в России 19 ¾ начала 20 веков. Вклад выдающихся российских педагогов и общественных деятелей в развитие народной начальной школы и педагогической теории. Идеи свободного воспитания в начальном образовании

19 век для России ознаменовался вступлением на престол Александра 1, провозгласившего курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. В России завершилось создание централизованной государственной системы образования. В соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804г. основными звеньями системы образования стали преемственные учебные заведения: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет, в обязанности которого помимо учебно-научных функций, входила необходимость методического и инспекторского контроля. С нач.60-х гг. началась подготовка новой школьной реформы. После восшествия на престол Николая 1 (1825-1855) внимание государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о завершении дела декабристов царь высказал мысль, что главной причиной восстания были недостатки воспитания. Российское общество было обеспокоено положением дел в сфере образования и просвещения. С начала 60-х гг. 19в. началась подготовка новой школьной реформы. Появляются женские училища, реформируется система начального и среднего образования. В «Положении начальных народных училищах» четко обозначена их цель – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний. Срок обучения в этих училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст учащихся. Позднее на базе приходских училищ создавались двухклассные начальные училища и городские училища. При этом самым распространенным типом начальной школы осталась церковно-приходская школа, курс обучения в которой, как правило, был рассчитан на два года. Можно по-разному оценивать значение деятельности этих школ, но именно они были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей. Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 – 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей.

Трудами русских учёных и педагогов 19 ¾ начала 20 веков была создана оригинальная учебная литература, разработана методика по многим школьных курсам. В российской педагогике обозначился ряд тенденций, отразивших противоречия социокультурного развития страны. На традиции православного воспитания ориентировались славянофилы и их последователи. Не принимая западного рационализма и индивидуализма, они видели специфику российского образования в целостном развитии нравственно-религиозного чувства, в котором значительное место отводилось идеям «софийности», соборности.

Сторонники западнической и «государственнической» линий придерживались европейских педагогических теорий как основы общего начального и классического образования. Этой линией связана полемика о главном приоритете школы - воспитании человека или воспитании гражданина. В этом русле велись поиски включения в систему российского образования нерусских народов России. Попыткой конструктивного синтеза этих линий стала гуманистическая тенденция, ярко проявившаяся в период подготовки и осуществления реформ 60-х гг. 19 в., когда проблемы образования привлекли внимание деятелей земств, технической и высшей школы.

Во 2-й половине 19 в. началось оформление российской теоретической педагогики на основе антропологии и психологии. Труды К.Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы» и др.) стали ценным опытом создания целостной системы педагогического человекознания, фундаментом самобытной теории, связанной с православной образовательной традицией. К.Д. Ушинского по праву называют основателем научной педагогики в России. Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Идея народности воспитания и образования является одной из ведущих педагогических идей К.Д. Ушинского. Основным фактом, из которого он исходит, является наличие у всех народов своей национальной системы воспитания, в основе которой лежит особый принцип, определяющий образовательную систему и сообщающий ей ее специфический характер. Установив факт различия образовательных систем отдельных народов, К.Д.Ушинский сделал вывод о том, что русский народ остается необразованным, потому что не имеет своей системы воспитания, а ограничивается подражанием другим образцам. И призывает создать свою национальную систему воспитания, отвечающую стремлениям народа, у которого есть своя история, мечты, желания, идеалы. По его мнению, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа: «Народ без народности – тело без души». При этом его трактовка принципа народности в образовании не означает замкнутости и изолированности от других культур – речь идет о методологическом соотношении национального и общечеловеческого.

К.Д. Ушинский большое значение в воспитании придавал труду, который по его мнению, выступает ведущим фактором развития личности. Основой нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал религию, которую он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты. Общими идеалами воспитания он назвал воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал русского народа им была выделена «патриархальная нравственность» - вера в правду и добро. Основное средство умственного, нравственного и физического развития личности К.Д. Ушинский видел в обучении, которое решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Также К.Д. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось К.Д. Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» и др. Дидактический материал выстроен в постепенном усложнении, на основе звуковой среды. По учебникам К.Д. Ушинского училось не одно поколение детей. Они выдержали несколько переизданий, в том числе и в советское время.

К.Д. Ушинский выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя. Личность учителя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения. К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того врмемени методику начального обучения.

Л.Н. Толстой под влиянием Ж.-Ж. Руссо в 60-70-х г.г. 19 в. заложил основы отечественной теории «свободного воспитания». Педагогические идеи Л.Н.Толстого были реализованы в практике работы Яснополянской школы. Среди них можно выделить следующие: единство воспитания и обучения, приобщение ребенка к нравственно-религиозному началу, закаливание и развитие физических качеств в народных играх и на природе, развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, творческое развитие ребенка.

Методические взгляды Л.Н.Толстого включают

a отрицание универсальности методов обучения,

a выбор методов на основе потребностей учеников,

a опора на живое слово учителя,

a буквослагательный метод обучения русскому языку.

Широко известны до сих пор учебные книги Л.Н.Толстого: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», которые содержат как лучшие образцы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки), так и написанные Л.Н. Толстым рассказы («Филиппок», «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.).

В конце 19-го − начале 20-го в.в. в российской педагогике утвердились свои варианты характерных для Запада педагогических парадигм :

û «школы учёбы» (В.П. Вахтеров, А.Ф. Каптерев),

û «трудовой школы» (П.П. Блонский, С.А. Левитин),

û «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов).

Характеризуя русскую педагогику нач.20в., В.В. Зеньковский отмечал критическое отношение к устоям прежней педагогики и, прежде всего, во имя личности ребёнка, во имя освобождения ребёнка от пут, которые мешают его «естественному» развитию. Проблема воспитания отодвигает постепенно проблему образования, и в связи с этим первоначально слабое, но потом всё более развивающееся стремление к целостности в воспитательном воздействии на ребёнка. Этот мотив целостности имеет огромное значение в русском педагогическом сознании, т.к. он примыкает к однородному мотиву в русской философии, горячо стоявшей за идею целостной личности.

Проблемы образования, выделенные русскими философами 19-20 в.в., актуальны в современной социокультурной ситуации. Сопоставляя некоторые суждения выдающихся философов прошлого с реальностями окружающей нас действительности, мы можем взять то, что является полезным для решения современных социально-педагогических проблем, найти немало интересных профессиональных советов, которые могут оказать существенную помощь в обучении и воспитании растущего человека. Педагогическая сущность русской философии заключается в особом понимании истины как нравственной правоты, поиск нравственного основания жизни.

Воспитание и образование для В.В. Розанова слитны и неразделимы: сообразуясь с общечеловеческими идеалами, он ищет пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества.

В основу философского подхода Н.А. Бердяева легла триада идей: свобода, творчество, личность. Именно свободное волеизъявление личности и её творческое начало, по его мнению, является первоисточником бытия, а человек как микрокосм заключает в себе всё. Поражают мысли Н.Бердяева о человеке как существе многоэтажном и противоречивом. Личность – категория духа, отмечает философ, она более таинственна, чем мир, поэтому общество есть часть личности. Цель человеческой жизни по Н.А. Бердяеву – соответствие библейским заповедям и свободное творчество, поэтому педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие. Он считал, что все люди способны, поскольку творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Тем самым, по существу, раскрывается и безграничность его возможностей. Н. Бердяев выделяет несколько периодов творчества - от созерцания прекрасного через отход от подражания и умение создавать своё, принимая опыт других, к обращению внутрь себя и духовному взлёту, стремлению к совершенству.

П.А. Флоренский выступает против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. По его мнению, это приводит в области искусства к культу крайнего индивидуализма, в области науки – к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования – к культу хищничества, в области политики – к культу личности. Он проповедует среди нравственных ценностей следующие:

a не стремиться к власти, богатству, влиянию; быть добрым и внимательным к людям, не подменять доброту и истинную помощь людям благотворительностью;

a не завидовать, зависть порождает пороки (злобу, мелочность, интриги, сплетни);

a не осуждать других, особенно старших себя, не заниматься пересудами; свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться извлечь пользу, назидание и питание для души, «чтобы ни одна минута… не утекала мимо вас без значения и содержания»;

a не позволять себе мыслить небрежно, «мысль – Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли».

В.В. Соловьёв считает, что жизнь любого народа представляет лишь определённое участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она думает о себе, но то, что Бог думает о ней в вечности». Он верил в абсолютное значение нравственных ценностей, но особое место среди них отводил понятию добра: «Выяснить всё, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определённый ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни».

Человечность философии И.А. Ильина проявляется в его убеждении о том, что только путем духовного воспитания человека можно обуздать зло как в обществе, так и в отдельном человеке. Целью духовного воспитания, по И.А. Ильину, является очищение личности от «социального мусора», противоречащего законам бытия, того, что привнесено в него из внешнего мира. «Воспитать человека – значит, прежде всего, пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение… Только здесь он может научиться отличать добро от зла; услышать в самом себе голос совести; постигнуть, что такое благородство, честь и служение… только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть».

Несмотря на то, что специальных работ по педагогике у И.А. Ильина как и у других русских философов нет, его огромное философское наследие пронизано мыслями об образовании. «Ни таланту, ни гению научить нельзя; но культуре духа, духовной концентрации, систематической интуиции, творческому акту можно и должно учить». Основная задача воспитания, как отмечает И.А. Ильин, «… не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца». В современной социальной ситуации агрессивной бездуховности ни один думающий педагог не сможет обойтись без призыва этого удивительного философа: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта», поскольку образование без воспитания – дело ложное и опасное. Однако отсюда возникает и проблема для учителя - как перевести изучение явлений жизни во внутреннее целостное переживание и проживание учащегося, чтобы он рос вместе с познанием предмета, становясь Человеком, а не функцией рассудка и памяти. Совершенно очевидно, что это требует от учителя величия и благородства души.

Вопросы и задания

1. Назовите основные звенья системы образования в России в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804г.

2. Охарактеризуйте основные типы учебных заведений для начального образования.

3. На основе чего во 2-й половине 19 в. началось оформление российской теоретической педагогики.

4. Чем характеризуется общественное управление образованием?

5. Раскройте содержание деятельности общественных органов уп­равления в школе.

6. Что означает система принципов управления педагогическими си­стемами? В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие?

7. Дайте характеристику основных компонентов школы как систе­мы и объекта научного управления.

Народное образование в России после 1917 года. Общая характеристика основных этапов развития советской школы. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных отечественных педагогов

После Октябрьской революции 1917 г. в России утвердилась марксистская педагогика. Основные её черты: зависимость науки от коммунистической идеологии, возведение в абсолют классово-партийного подхода, стремление подчинить личность коллективу, нетерпимость к критике официальной точки зрения. Альтернативные подходы вызывали жёсткую критику и не получали возможностей для теоретического и практического развития.

Вслед за периодом поисков (20-гг.) наступает этап утверждения унитарной и авторитарной советской школы и педагогики, обозначаемый часто как сталинская педагогика. Очевидно, дальнейшие периоды нельзя рассматривать только по изменениям политических реалий (хрущевская оттепель, брежневский застой, горбачевская перестройка), желательно это делать с позиций соответствия образовательной политики страны реально стоящим перед обществом задачам (экономическим, политическим, культурным), реализуемым посредством системы образования. Между тем, исследователи (А.И. Пискунов, А.Н. Шевелев и др.) отмечают парный характер реформирования образования – преобразующие по характеру реформы сменяются стабилизирующими. Рассмотрим особенности основных этапов развития советской школы и педагогики.

Сутью первой советской реформы образования был радикальный отказ от дореволюционной «царской» школы. Внимание всего мира было приковано к России, где ставился не имеющий себе равных в истории эксперимент: ставилась цель создать новое общество и государство, воспитать нового человека, и огромную роль в этом должна была сыграть школа. Поэтому неслучайно проблемы воспитания и образования детей стали предметом ожесточенной идейной борьбы, особенно усилившейся в нач. 20-х гг. Эта борьба проходила вокруг основных педагогических вопросов: о сущности процесса воспитания, его основной направленности; о целях и задачах советской школы, о содержании обучения и его методах. Педагогические дискуссии позволяли определить направление поиска путей строительства новой трудовой школы. Построение Единой Трудовой школы, провозглашенной Наркомпросом, рассматривалось как важнейшее условие демократизации всей системы народного образования. Новое содержание образования осваивалось детьми новыми учебными методами: активно-трудовыми, лабораторными, эвристическими (исследовательскими), экскурсионными. Много внимания уделялось экспериментальной педагогике. Метод проектов, дальтон-план, обрамленные соответствующей идеологией, становились главными формами учебной работы. Широко разворачивается детское общественное движение. Под руководством Н.К. Крупской создана и активно действует пионерская организация.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива.

Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива. На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя.

Каждый коллектив должен был руководствоваться «законами движения коллектива», сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

С начала 30-х г.г. российская педагогика разрабатывалась как теория коммунистического воспитания, главным образом в категориях марксистско-ленинской идеологии. Было подавлено связанное с именами П.П. Блонского и Л.С. Выготского педологическое движение, что явилось одной из причин превращения отечественной педагогики на многие годы в бездетную. Тем не менее, потенциал внутреннего развития педагогики оказался достаточно мощным. В рамках марксистской парадигмы были осуществлены важные педагогические исследования. Усилиями педагогов было теоретически и методически обеспечено решение актуальных для России и СССР проблем: ликвидации неграмотности, создания и совершенствования единой системы общего образования с преподаванием на родном языке (уже в 30-х г.г. действовавшей в режиме всеобуча), профессиональной и высшей школы. Разработка проблематики единой и трудовой школы (П. П. Блонский и др.), взаимоотношений личности и коллектива (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий) были высоко оценены специалистами многих стран. Выросли поколения людей, своим трудом и творческой энергией превратившие СССР в высокоразвитую индустриальную державу, которая заняла прочные позиции в современном мире. В этих достижениях велик вклад российской системы образования, каждодневного примера гражданственности, продемонстрированного многими школьными учителями. Между тем, именно в 30-е гг. под влиянием изменившейся социокультурной ситуации школа, можно сказать, «отвернулась» от педагогических экспериментов в сторону традиционализма.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные