Научно исследовательские методы. Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований

Рейтинг: / 3

ПлохоОтлично

Исследователю следует также мотивировать выделять часть своих ресурсов на исследование процесса создания данных, осуществляемого организациями-производителями. Осторожность особенно проявляется в случае некоторых данных, предоставленных институциональными органами: если пользователь склоняется к «официальному» данным, в некоторых случаях, кто является объектом опроса, могут иметь веские основания попытаться избежать его, и тот же производитель может заинтересоваться изменением данных. Информация, полученная от процесса, может также ссылаться на личные документы: дневники, письма, фотографии.

Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Различают следующие методы научного познания: общенаучные и конретно-научные (частные).

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.

Эти документы позволяют находить информацию, которая относительно важна для жизни человека, который их произвел. Однако, в отличие от данных, раскрытых организациями-производителями, личные документы не создавались для когнитивных целей или систематической периодичности и имели неизбежно нестандартизированные форматы. Наибольшие трудности связаны с искажениями, присущими сохранению и доступом к этому документу. Кроме того, личные документы проходят выборочные процессы выживания, на которых исследователь не осуществляет никакого контроля, и он также может ничего не знать: много материала приходит сознательно разрушаются или ухудшаются с течением времени, сохраняются только буквы, считающиеся важными, и «красивые» картины, и сохранение также зависит от способа распространения документов. процедуры сбора и каталогизации, осуществляемые исторической документацией, исследовательскими центрами и архивами, к которым исследователь стремится получить доступ к обширным репертуарам личных документов.

Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.

Следует иметь в виду, что эти центры обычно посвящены ограниченным периодам, событиям и явлениям или знаменитости. Некоторые центры документации специально предназначены для сбора и хранения визуальной информации, которая также может систематически производиться специалистами. Наконец, нельзя забывать о возможности обнаружения информации, полученной в ходе предыдущих научных исследований. Возможности суб-аналитики растут благодаря технологическим достижениям, которые обеспечивают эффективное хранение и передачу данных, создание и консолидацию многих центров сбора, распространение ИТ-продуктов, которые позволяют легко обрабатывать данные и экономические выгоды от Кто-то, кто не хочет проводить специальные опросы.

Синтез – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например производительность труда по производственному объединению в целом).

С другой стороны, вторичный анализ часто конфликтует с проблемами, связанными с отсутствием хранения данных, недостаточной файловой документацией, устареванием систем хранения и сопротивлением некоторый исследователь, который хотел бы использовать свои «данные». Существует различие между «вторичным анализом» «повторного анализа» - термином, который обозначает исследование, в котором когнитивный объект является таким же, как исходное исследование, и хочет выявлять и исправлять дефекты в «первичном» анализе - и мета - анализ, который вместо этого нацелен на обобщение результатов предыдущих исследований, в которых информация, которая должна быть сделана, является завершением ряда исследований.

Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов этого множества.

Так, например, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят все эти предприятия как производственные единицы.

В обоих случаях обсуждаемые темы такие же, как и исходные исследования. Он используется, когда у исследователя есть знание о предполагаемом явлении, достаточном для определения того, какие свойства и состояния являются релевантными. Структурированное исследование приводит к значительному сокращению сложности исследовательской деятельности и позволяет упростить многие концепции, упростить процедуры записи и кодирования, собрать, как мы увидим, все данные, созданные в одной матрице, чтобы легко сравнить состояний разных случаев, контролирующих точные гипотезы.

Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных элементов.

Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам.

Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности.

Эти преимущества связаны с относительно высокой стоимостью: риском чрезмерного нарушения разнообразного характера социальных явлений, относящихся к неосведомленным темам для живых миров исследованных лиц, создавая данные, которые их не отражают Фактические состояния Некоторые методы такого обнаружения включают структурирование сбора информации с момента первого контакта с исследовавшимися лицами или объектами, но эти методы могут также применяться к информации, полученной неструктурированными методами, и в этом случае сотрудничество исследуемых субъектов не является запросить процедуры, описанные в остальной части этого раздела.

При использовании этого метода полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия. Затраты на такой метод конечно меньше, а вот достоверность полученных выводов оказывается несколько ниже.

Сравнение – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.

В структурированном исследовании расширение расширения понятия-свойства исследователю осуществляется в более узких расширениях, каждый из которых соответствует более конкретной концепции, то есть классу понятия-свойства. Затем присваивание объектов или событий наблюдаемые в классах или типах, ранее установленных в соответствии с их состояниями по их свойствам, и затем записываются результаты этой операции. Очень желательно разрешить пересмотр схемы классификации на основе результатов, полученных на этапе назначения, чтобы исправить дефекты, которые могут касаться неточности правил распределения; необходимость предусмотреть один или несколько остаточных классов для учета случаев с непредвиденными обстоятельствами; Возможность избежать несбалансированных распределений Чтобы уточнить схему, было бы целесообразно предварительно опробовать вопросники или классификации части материала, собранного неструктурированными методами, прежде чем приступить к окончательному обнаружению.

Измерение – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.

Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.

Также некоторые из этих трудностей ослабляются, если субъекты, чьи состояния должны быть классифицированы, схема классификации дана и разрешена для участия в процедурах назначения. Характеристики схемы классификации и процесс назначения случая по существу идентичны, если исследователь хочет воспроизвести порядок, который он воспринимает между состояниями свойства в отношениях между классами схемы классификации. Этот порядок может быть отнесен к воспринимаемым состояниям как принадлежащим к упорядоченной серии; воспринимаемый как выровняемый по сегментируемому континууму с помощью процедуры масштабирования или единицы измерения или путем подсчета.

Логический подход – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.

Моделирование – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с помощью ЭВМ (например транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов).

В зависимости от того, как разрабатываются классы, существуют категориальные, порядковые или кардинальные переменные; классификация будет иметь существенные последствия для уровня методов статистического анализа, которые могут быть использованы. Способность приводить состояния набора предметов к классификации зависит от характера стимула, с которым они сталкиваются. Открытый вопрос позволяет респонденту выразить полностью и спонтанно его положение, но богатство информации теряется, когда интервьюеры возвращают ответы на несколько классов.

Абстрагирование – (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.

Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период времени прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

Кроме того, существует опасность получения ответов, не относящихся к предопределенной схеме классификации. Закрытый вопрос сопровождается списком ответов, которые считают исследователем приемлемым: задача интервьюируемого облегчается, но риск предложить ответы, которые не спонтанно не указывают или не налагают схему классификации, которую он не разделял. Для промежуточного решения требуется, чтобы был зарегистрирован другой ответ на настройки по умолчанию, а затем был изменен. Для всех трех форм взаимодействие между интервьюером и интервьюером играет центральную роль в возможном введении искажений, а другие трудности вытекают из терминов, используемых для выражения вопроса и его семантической структуры. те, которые поддаются измерению в строгом смысле, представляют интерес для социальных наук.

Конкретизация – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Сила методов статистического анализа, применимых к кардинальным переменным, побуждает исследователей разрабатывать оперативные определения, которые позволяют указывать числовые метки государствам и обрабатывать такие ярлыки, как если бы они имели кардинальные свойства Цифры Большинство из этих методов состоит из введения ряда стимулов и предусматривает, что субъекты относятся к предопределенным и равным характеристикам ответа для каждого стимула. Эта серия напряжений, также называемая «батареями», позволяет собирать большие массы информации об объекте которые могут быть проанализированы и относительно совместимы с когнитивными потребностями исследователя.

Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.

Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Другой риск заключается в том, что, когда он сформулирован и используется в поиске, особенно если этот последний станет известным, батарея, как правило, перепроектируется в контексте, отличном от оригинала, без устранения очевидных дефектов и без адаптации к конкретным особенностям нового контексты, поскольку структурированные интервью позволяют управлять большим количеством свойств, поэтому в вопроснике могут быть заданы вопросы и батареи по широкому кругу вопросов. Питрон предлагает следующую классификацию: социально-графические характеристики «структурного» значения; изменение «структурных» характеристик; знание и восприятие фактов; чувства и убеждения; мнения и ценности; уровень действия; прогнозы; мотиваций.

Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.

Единой методики системного анализа в научных исследованиях, к сожалению, пока не имеется. В практике исследований он применяется путем использования следующих методик:

Анкета обычно начинается с краткой презентации, которая служит для иллюстрации целей опроса и получения сотрудничества с интервьюером. Анкета также включает в себя прямые инструкции для интервьюера и любые вопросы, обычно помещаемые в пометы, адресованные интервьюеру чтобы найти информацию о ситуации с интервью и интервьюируемом. При составлении вопросника важно обратить пристальное внимание на последовательность заявок, в которых должны быть учтены несколько элементов: потенциально тонкий характер затронутых тем; естественность отрывков из одной темы в другую, возможность того, что некоторые вопросы влияют на ответы на других, возможность разделить и распределить «батареи» в тексте вопросника, чтобы не допустить, чтобы собеседник устал или потерял интерес; и так далее.

– процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования;

– анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности;

– системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).

Важно различать структурированные инструменты, предназначенные для выявления отношений, интересов, мнений, стремлений и т.д. и других структурированных инструментов, используемых для выявления навыков, отношений, уровней знаний, патологий и т.д. и, возможно, даже принимать решения, которые повлияют на жизнь испытуемых. Поэтому в этом втором случае обнаружение является не только познавательным, но и оперативным, а иногда даже предписывающим. Тест часто имеет более ограниченную когнитивную цель вопросника и поэтому направлен на обнаружение нескольких похожих или даже одного; Он также состоит из высоко стандартизированных вопросов.

Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:

– функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе рациональных путей их реализации;

– народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;

– соответствие полезности функций затратам на их осуществление;

– коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.

Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и повышение ее качества, роста производительности труда.

Формализация – метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление себестоимости продукции специальной формулой (математической зависимостью), в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи, себестоимости новых видов товарной продукции и т.п.).

Аксиматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории.

Прежде всего, это относится к использованию экономических законов, трудов классиков, научных исследований, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.

Создание теории – это метод обобщения результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространения результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования.

В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы человека – ощущения, восприятия и представления.

Однако эмпирические знания не всегда часто чувствительные. Простая констатация результатов наблюдения таких как, например, «превышение издержек производства против запланированных на столько-то», еще не есть научное знание.

Оно становится научным тогда, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.

Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоемкости изделий путем хронометражных наблюдений, при контрольном раскрое сырья, расхода материалов, выполнения технологических операций и т.п.

Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Виды экспериментов представлены в Приложении 6.

Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования.

Экспериментальные исследования могут проводиться в научной лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без нее, на предприятиях на действующих образцах продукции с использованием опытно промышленной установки или без нее, в полевых условиях с использованием определенного набора научных средств, специальных научных приборов и оборудования.

Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических.

Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.

Так, например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, они характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в рамках которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в научных исследованиях других экономических наук.

Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.

Вопросы для повторения

1. Какие методы научных исследований Вы знаете?

2. В чем заключается особенность конкретно-научных методов в сравнении с общенаучными? Приведите примеры.

3. Какие математические методы наиболее употребительны в научных работах?

4. Для чего исследователю необходимо определится с методами для будущего исследования?

5. Как Вы считаете, пополняется ли список методов, используемых в различных исследований? От чего это зависит?

Задания для самоконтроля

1. Подумайте, может ли существовать такой научный факт, для изучения которого не подойдут общенаучные методы.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:


Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:


Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.


Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные