Как определить готов ли ребенок к школе. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Как правило, еще в садике (а может, и с рождения или до него?) родители уже решают, в какую школу пойдет их ребенок и в каком возрасте. Когда-то я думала, что сидеть лишний год в садике - пустое дело, и раз я сама пошла в школу в шесть лет, то и детей обязательно отдам пораньше, может, даже и в пять с половиной!

Но на практике все получилось иначе. И во многом благодаря тому, что я стала осознанной мамой. Первоначально, когда мы шли в дошкольное обучение по Монтессори, то знали, что там же есть и начальная школа. Но очень сомневались, что пойдем туда, ведь многие говорят, что после нее ребенок плохо адаптируется в традиционной школе.

Но чем дальше рос наш Артемка, тем больше мы видели, что это «шило в попе» в его шесть лет не пригвоздить на 30 минут к стульчику за партой. Он - активный ребенок с большой жаждой знаний, зачем же это ломать? Вот тут мы и решили подождать, определиться самим с методом обучения и с возрастом - идти в школу в шесть или семь лет.

Предлагаю информацию, которая может оказаться полезной и вам, если есть сомнения.

Определяем готовность ребенка к школе

Итак, у вас есть сомнения, во сколько отдавать свою кроху в школу? Давайте разбираться вместе.

Во-первых, учитывая, что ребенок развивается через периоды кризиса (кто же не помнит кризис трех лет - апогей развития воли через сопротивление, неповиновение, упрямство, агрессию и истерики!), стоит знать, что 6–7 лет - это как раз кризисный период.

В 6–7 лет малыш проходит через так называемый период мнений. И итогом этого кризиса становится важность чужого мнения о ребенке, а также тяга к учебе. Поэтому очень желательно, чтобы к моменту начала учебы кризисный период был пройден.

Теперь давайте определим готовность ребенка к школе. Для того чтобы понять, когда отдавать малыша, надо мысленно проверить его по следующим пунктам «готовности»:

  • физиологическая - у малыша крепкий иммунитет, началась смена зубов, созрели пропорции (например, он может дотянуться до ушка противоположной рукой), хорошая координация движения, ребенок отказался от дневного сна;
  • эмоциональная - закончился период страхов, малыш научился справляться со своей агрессией, может контролировать эмоции (пусть и не так, как взрослый), не боится новых ситуаций, уверен в своих силах;
  • познавательная (страшное слово «когнитивная» 🙂) - у ребенка развиты внимание, память, восприятие, речь, способность логического мышления, воображение;
  • технологическая - он хотя бы на минимальном уровне умеет считать, читать и писать;
  • социальная - малыш способен выстраивать контакт с незнакомыми и знакомыми людьми, понимает значение правил (в частности, вежливости) и соблюдает их, умеет слушать, у него есть опыт решения конфликтных ситуаций;
  • мотивационная - он сам изъявляет желание идти в школу (потому что хочет учиться).

При этом совсем не обязательно, чтобы готовность была по всем параметрам. Например, малыш может быть немного не готов физиологически, но у него такое сильное желание идти в школу, что оно перекрывает все. И порой стоит уступить этой настойчивости и довериться своему чаду. Но, изучив перечень выше, можно невооруженным взглядом увидеть, что, скорее всего, ребенок больше готов к школе в семь лет, нежели в шесть.

На следующей неделе мы разберемся, как же выбрать школу для ребенка (традиционную? альтернативную?), а также дать почувствовать малышу, его ли это школа 🙂

В статье использованы материалы из книги Алены Поповой « », любое копирование разрешено только с указанием авторства и гиперссылки на сайт.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂

17Май

Как определить готовность ребенка к школе

Многие родители начинают задумываться о подготовке ребенка к обучению задолго до первого звонка. Занятия в детских садах, школах раннего развития, кружки, спортивные секции - все это не для того, чтобы занять малыша в свободное время, это первые шаги на пути к успешной учебе.

Готовность к школе («школьная зрелость») отнюдь не замыкается на умениях дошкольника выразительно читать и считать до ста.

Психологи и педагоги подчеркивают многоплановость этого явления и выделяют в нем несколько «пластов».

Физическая и физиологическая готовность включает в себя:

1. Параметры веса, роста, объема грудной клетки, окружности головы, которые должны соответствовать показателям, определенным для детей 6 – 7 лет.

2. Сформированность структур головного мозга, отвечающих за обработку информации; развитые речевые навыки, слух и зрение; готовность системы высшей нервной деятельности к нагрузкам.

3. Состояние здоровья.

4. Развитая крупная моторика (умение прыгать, быстро бегать и т. п.).

Социальная (личностная) готовность касается разных типов взаимоотношений ребенка с миром:


Ребенок – взрослые.
Способность дошкольника исполнять роль ученика, идти на контакт с разными людьми, быть активным в общении.

Ребенок – сверстники . Умение взаимодействовать в команде, соотносить свои действия с действиями других детей, проявлять лидерские качества или подавлять нежелательные проявления характера ради общей цели коллектива. Хорошо сформированные коммуникативные навыки.

Ребенок – его «Я». Адекватной самооценка, обретение качеств, свойственных новой роли школьника.

Интеллектуальная готовность определяется степенью сформированности:


Мотивационная готовность затрагивает отношение дошкольника к процессу обучения и включает в себя:

  • желание ребенка ходить в школу,
  • потребность узнавать новое,
  • стремление стать похожим на старших школьников,
  • самолюбие.

Эмоционально – волевая готовность подразумевает:

  • наличие качеств, позволяющих ребенку преодолевать неуверенность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение ставить цель и достигать ее;
  • любознательность и любопытство.

Как понять, сможет ли ребенок учиться в начальной школе ? Сначала необходимо ознакомиться с критериями готовности, а затем с помощью тестов и специальных методик определить степень школьной зрелости будущего первоклассника.

Критерии готовности к школе

Физическое развитие

  1. У ребенка развитая мускулатура.
  2. Он ловко и уверенно двигается.
  3. Владеет кисточкой, карандашом и другими предметами.
  4. У него нормальная координация.
  5. Удерживает равновесие на высокой перекладине.
  6. Он попадает мячом в цель и ловит брошенный ему мяч.
  7. Закрашивает картинки, не выходя за границы рисунка.
  8. Он умеет застегивать и расстегивать одежду, завязывает и развязывает шнурки, вырезает ножницами фигуры из бумаги.

Желание учиться


Отношения с другими людьми

  1. Ребенок не боится вступать в контакт с незнакомыми детьми. (Статья про )
  2. Любит играть со сверстниками.
  3. Он понимает и принимает правила игры, при возникновении конфликта старается найти положительное решение.
  4. Ребенок может остаться один в незнакомой обстановке на некоторое время.
  5. Он общителен, способен отстаивать свои интересы.

Самостоятельность

  1. Дошкольник соблюдает режим дня.
  2. Он может самостоятельно одеваться, выполнять необходимые гигиенические действия.

Управление познавательными процессами и поведением

  1. Умеет передать содержание прослушанного рассказа.
  2. Понимает простые причинно-следственные связи.
  3. Знает основные формы и различает базовые цвета.
  4. Умеет считать и определять простые числа, знает буквы, запоминает короткие стихи и песни.
  5. Четко и внятно говорит.
  6. Может в течение десяти минут заниматься каким-либо делом.
  7. Ребенок способен играть один в игрушки, выдумывая сюжеты, озвучивая персонажей своей игры.
  8. Не проявляет чрезмерную раздражительность и агрессию в случае неудачи.

Методики для определения готовности к школе

  1. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. С. Ясюковой.
  2. «Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения» М. Н. Ильиной
  3. «Готовность к школе – развивающие программы» И. В. Дубровиной.

Каждый родитель может провести экспресс – диагностику готовности своего ребенка за несколько минут , попросив его ответить на вопросы:

  • о нем самом (имя, адрес),
  • о составе семьи,
  • о профессиях членов семьи,
  • об окружающем мире (временах года, днях недели и т. п.),
  • об известных ребенку диких,домашних животных, птицах,
  • о школе и его желании ее посещать.

Ответы на вопросы должны быть полными и правильными. Если ребенок ответил на большинство из них, то его готовность к школе характеризуется как высокая, если затруднился с ответом на две трети вопросов, то готовность низкая.

Главное, чтобы ребенок во время проведения тестов был спокоен, в хорошем настроении и готов вас слушать внимательно.

Как повысить уровень готовности

Что делать, если тестирование показало слабую школьную зрелость ?

1. Если ребенку еще нет 7 лет, то можно подождать год, но посвятить это время устранению пробелов. Скорее всего, понадобится помощь нейропсихолога, а может, достаточно будет домашних занятий.

2. Если родители выявили низкую готовность к школе за несколько месяцев до начала учебного года, необходимо:

Категории: / / от

Многие родители шестилеток очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными нагрузками.

Раздел нашего сайта «Подготовка детей к школе» предназначен для определения готовности ребёнка к школе. Использовать его могут как специалисты, так и родители. Кроме того вы найдете материалы для подготовки детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:

1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.

2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.

4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».

5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.

6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.

7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.

8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.

9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.

Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).

В возрасте шести, семи лет у ребенка возможен очередной возрастной кризис. Ему надоедают детские игры, изменяется поведение. Ребенок начинает отрицать прежние ритуалы, он уже большой, вырос, и малышовые занятия ему ни к чему. Причем устанавливаться в своей взрослости ребенок может по-разному, перестает убирать за собой, уворачивается от маминых объятий. В общем, протестует, как может. Нагрянуть кризис может как в шесть, так и в восемь лет, в зависимости от внутреннего, эмоционального развития малыша. Этот кризис семи лет, как условно называют его психологи, и определяет готовность ребенка к школе.

Ритмы развития у каждого ребенка разные. Кто-то в пять с половиной лет уже готов к получению знаний за партой, а некоторым детям и в семь лет рано. Не нужно пугаться, что ребенок пойдет в школу позже других. Это избавит вас от многих проблем. На вопрос хочет ли ребенок в школу, практически каждый малыш ответит утвердительно. А как же, ведь ему купят красивый портфель, яркие ручки и карандаши, он наденет школьную форму. В действительности дальше этого мечты ребенка не заходят, да и как он это представит, в школе же он ни разу не был.

Как рассказать ребенку, что его ждет после первого в его жизни звонка на урок? Некоторые родители, чтобы усилить для ребенка привлекательность обучения расписывают все в розовых красках, идеализируют школу. Столкнувшись с реальностью, ребенок часто разочаровывается, ведь школа не оправдала его надежд. Также нельзя описывать школьные занятия как тяжелые утомительные будни. Ребенок испугается, и будет воспринимать занятия, как исполнение повинности. Следует объяснить малышу, что учиться здорово, но в школе ему придется выполнять ряд правил, подчиняться определенным требованиям и посмотреть за его реакцией, если его не испугали трудности, то он действительно готов учиться.

Также не маловажным является социальная и психологическая подготовка ребенка. Понаблюдайте, как он общается со сверстниками, может ли найти компромисс, умеет ли сдерживать эмоции и желания. В возрасте шести лет ребенок уже довольно четко осознает себя в окружающем мире. Адекватная оценка себя должна быть примерно следующей: «Я самый замечательный, но что-то умею лучше других, что-то хуже, но я из-за этого не переживаю, так и должно быть». Утверждения же типа «Я неумеха» или «Я самый, самый», должны заставить вас насторожиться.

Если малыш хорошо читает, считает, любознателен, не спешите записывать его в первый класс. Оцените его психологическую готовность к этому шагу. Ведь если малыш очень ранимый, обидчивый, или наоборот агрессивен, неуступчив, неусидчивый в школе ему будет сложно, здесь возможны и проблемы с учителями, с одноклассниками, плохая успеваемость, последующее за этим нежелание посещать школу. Пусть побудет дома еще годик, наиграется, повзрослеет. Того, что интерес учебе у ребенка пропадет бояться не стоит. Малыш каждый день познает новое, можно играть с ним в развивающие игры, стоит записаться на курсы подготовки к школе. Ребенок почувствует, что делает что-то важное, значимое и через годик сядет за парту без проблем.

  • Воспитательная работа
  • Дошкольное образование

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания. Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия. Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая». Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им. Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни: - воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; - формировать представления о добре и зле; - закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения; Образовательная область «Познавательное развитие» -целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений; - учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий; - формировать позитивное отношение к миру; - способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков; - развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы; Образовательная область «Речевое развитие» - вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы; - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - способствовать освоению ребенком речевого этикета; - упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения; Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе; - развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова; - познакомить с произведениями живописи - формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные