Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста. Консультации для родителей. Возрастные особенности дошкольников. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. научить испытывать удовольствие от прилагаемых интелл

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малышей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.

Мышление носит наглядно-образный характер

Дошкольные годы - это время, когда уникальная личность ребенка начинает проявляться более резко, что может включать в себя умышленное и противоречивое поведение. Мальчик может колебаться от цепляния требований к вниманию к бунтарской независимости, испытывая личность и терпение опекуна. Дети изучают новые правила поведения и способы самовыражения и расширяют свою социальную вселенную. Так много изменений происходит, что может быть очень сложно узнать, нормально ли развивается ваш малыш или сталкивается с камнями преткновения в его развитии.

Возрастной кризис отличается от простого непослушания. Ребёнок переживает сложный этап в своём развитии, а значит и реакция родителей должна быть белее гибкой. Если вы попытаетесь сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и конфликты будут только нарастать.

Проявления кризиса иногда отсутствуют, но радоваться не стоит. Это может означать, что на предыдущих этапах ребёнок не освоил какие-то важные формы деятельности, у него не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Без кризисов не было бы и развития. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. Однако сроки, длительность, глубина кризиса у всех разные.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста

Поговорите о любых проблемах открыто во время регулярных визитов с вашим врачом. В течение этих лет скорость физического роста замедляется. В среднем, ребенок получает около пяти фунтов и растет около трех дюймов каждый год. Аппетит вашего ребенка может уменьшиться, что не должно быть источником тревоги. Дети обычно регулируют потребление пищи. Они могут съесть много один день и немного дальше, но с одной недели до следующей их потребление должно оставаться относительно стабильным. Принуждение или удержание пищи не рекомендуется; это не только маловероятно, чтобы производить здоровые привычки в еде, но также может привести к нарушениям питания в подростковом возрасте.

Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.

Содержание кризиса первого года жизни связано с тремя моментами: началом ходьбы; становлением речи (этот процесс происходит постепенно и длится ок. 3-х мес.); осознанием себя как отдельного от матери существа. Сп6ервыми актами протеста и оппозиции ребёнок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Потребность во сне также несколько снижается. Двухлетние дети, которые спали 13 или 14 часов в день, могут спать только 11 часов в день без сна в возрасте пяти лет. Обучение в туалете - еще одна веха в этом возрасте. Обычно лучше подождать, пока ребенок сможет оставаться сухим в течение нескольких часов за один раз и оставаться сухим после сна, прежде чем научить его использовать горшок. Обучение может длиться до трех с половиной или более лет, и как только ребенок научился пользоваться туалетом в течение дня, он может все еще мочить постель ночью еще полгода или около того.

Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается ок. 1,5 лет и
заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 - 3 года. Этот кризис характерен тем, что:

ребёнок упрямится . Но упрямство - это крайняя степень проявления
воли и настойчивости - качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ.

ребёнок капризничает . Капризность - демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».

ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.

ребёнок бывает агрессивным. Агрессия - это крайняя форма проявления
самозащиты.

ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.

ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость - неадекватная форма
проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.

Кротость - это значит: слабее жизненный порыв, ниже взлёт воли, боязнь действия. Меньше резких движений, экспериментов, трудных начинаний. Такой ребёнок меньше добывает фактических истин, потому больше вынужден верить и дольше подчиняться.

В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Помните, что несчастные случаи при мочеиспускании нормальны у маленьких детей. Если постельное увлажнение остается постоянной проблемой до пяти лет, вы должны проконсультироваться со своим педиатром. Интерес к гениталиям и мастурбации, который является универсальным среди детей, будет часто становиться все более очевидным на этом этапе развития. Хотя в прошлом дети часто подвергались обычному наказанию или унижению за половую деятельность, это абсолютно безопасно и естественно. Если практика не становится навязчивой, родители не должны ее беспокоить.

Взаимодействие с трёх-четырёхлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.

Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой сию минуту.

В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны

Большинство детей начинают приобретать степень скромности в отношении своих половых органов в возрасте от четырех до шести лет в зависимости от семейных практик и культурных традиций. Эти годы отмечены резкими шагами в коммуникативных навыках. Изучение языка становится важным показателем интеллектуального и эмоционального прогресса. Задержка речи в двухлетнем возрасте, например, может быть первым признаком инвалидности обучения или медицинской проблемой, такой как умственная отсталость. Язык также может быть важным эмоциональным выходом для детей.

Важно помнить, что речь у ребёнка находится в
стадии становления, поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как
средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог/родитель может и должен работать над собственной речью, слова произносить правильно , расширять свой используемый словарный запас. Слова, произнесённые взрослым, перенимаются ребёнком, так как они их услышали и об этом необходимо помнить. Однако требовать от трёх-четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов пока рано. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

Поощряйте вашего ребенка выражать свои чувства, а не выставлять их, обучая его значению слов типа «боится» или «сердится». Несмотря на все ваши усилия, дети будут иметь время, когда они потеряют эмоциональный контроль. Темные истерики, которые могут начаться к концу первого года ребенка, имеют тенденцию к пику в возрасте от двух до четырех лет. Дети часто используют истерику для поддержания чувства контроля и проверки пределов своих родителей. Вызовы могут также возникать, когда дети слишком устали или боятся, или если болезнь вызывает дискомфорт.

- мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;

- внимание, память, мышление остаются непроизвольными;

- ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.

Они могут закрепиться, если родители сдаются им. Заболевания, которые продолжаются более 15 минут или которые происходят более трех раз в день, могут быть признаком медицинской или эмоциональной проблемы. В эти ранние годы детское мышление иногда описывается как «волшебное». Рассуждение имеет тенденцию сосредотачиваться вокруг себя, и есть много фантазий. Также могут возникнуть иррациональные страхи перед темными или монстрами. Вы можете лучше справиться с ними, обсудив их с вашим ребенком. Только до пяти лет ребенок действительно начнет отличать фантазию от реальности.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребёнка 4 - 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

- мышление носит наглядно-образный характер;

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Возрастная группа (5-6 лет)

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребёнок после 5,5 года должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям

Одновременно ваш ребенок будет развивать моральный смысл, который помогает адаптироваться к расширяющемуся социальному миру. Трехлетнему ребенку может быть трудно понять, что значит разделить, но в возрасте четырех или пяти лет она будет по очереди играть на детской площадке. Дети этого возраста также начнут понимать понятия, такие как честность, поскольку они больше взаимодействуют с другими молодыми людьми. Одиночная игра, столь распространенная в ребенке одного или двух, уступает место настоящей групповой игре в любимом занятии, таком как игра в дом, в котором каждый ребенок принимает другую роль.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Сензитивный период развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При этом подходе творческая сила воображения уже к 8 годам гаснет, и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Ребёнок бывает агрессивным. Агрессия - это крайняя форма проявления самозащиты

Вход ребенка в детский сад в возрасте пяти лет является важной вехой для родителей и детей. Видя детскую доску, школьный автобус впервые может принести слезную радость родителям. Дети также часто одновременно беспокоятся и стремятся начать новое социальное и интеллектуальное приключение. И к этому возрасту они действительно выросли значительно. Они больше владеют своими эмоциями и могут сосредоточиться на ближайших задачах, не отвлекаясь от диверсий. Все эти навыки помогают заложить основу для успеха в предстоящие школьные годы.

Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизирует абстрактное мышление и воображение. С нашей точки зрения, предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке ХХ столетия перед более привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в которой доминирует изобразительное начало.

Обзор публикаций: Редакционная коллегия на сайте. Формировать гендерную идентичность в системных отношениях с гендерной ролью, которая тесно связана с процессом формирования и развития личности субъекта как человека. Цель дошкольного образования - добиться максимально возможного интегрального развития у каждого ребенка. В этом интегральном подходе сексуальное образование зачат от развития привычек социального поведения, начала формирования нравственных качеств и установления межличностных отношений между детьми и взрослыми.

Этот процесс формирования начинается с рождения, совпадая с началом развития его личности и психосексуальной сферы под действием сексуальных моделей, предоставляемых семьей и обществом. Начиная с лактации начинается образование сексуальности; В этот период аффективное общение с новорожденным приобретает огромное значение для удовлетворения их основных потребностей. Взрослый должен быть внимателен к любой потребности ребенка. Когда мочиться или испражняться получают в отношении взрослого, который является нормальным, а затем вам нужно мыть половые органы, как и любая другая часть тела, которая должна быть названа по имени, вульвы или пениса без других признаков, как это очень важно правильно использовать словарь, связанный с сексуальной анатомией.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например математикой, вомногом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 - 6 лет:

- ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Если вместо ссылки подгузников на вонючий и неприятно это действие будет сделано, и это сопровождается жестами неудовольствия или мимики внезапности, маленький, но до сих пор не понимает, словесные выражения, устанавливает этот опыт и позже он свяжет свои гениталии с чем-то грязным и неприятным. На втором году жизни дети достигают большей независимости от взрослых. В той же мере они начинают распознавать себя по внешнему виду; в этом процессе она может признать себя девочкой или мальчиком, основываясь на том, как люди обращаются к себе и другим, идентифицируя их, характеризуя их, подтверждая свою деятельность или внешние атрибуты, такие как костюмы, прически, прически, имя как «ребенок или девочка»и начинает имитировать разные гендерные роли.

Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметами.

В этом возрасте очень ярко выражается желание делать все по-своему, против воли взрослого. Ребенку предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения, тем самым отделяясь от них.

С этого возраста дети проявляют большое любопытство в отношении своих половых органов и прикладывают руки к этим областям тела, так же, как они касаются их ног или ушей, открывая собственное тело. Это исследование является естественным, родители не должны переоценивать эти манипуляции, но играть в них и реагировать соответствующим образом. Предпочтительно отвлекаться на что-то и привлекать внимание к другим интересующим центрам, чтобы избежать длительной такой практики. В случае, если манипуляция занимает большую часть активности ребенка, желательно обратиться к врачу, чтобы исключить возможность паразита, вызывающего зуд.

Проявляется осознание ребенком себя как отдельного человека. Выражается это осознание в потребности отвергать почти все, что предлагают взрослые, и делать что-то самому, даже если это не очень хочется или пока не по силам. Ребенок отрицательно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование, просьбу взрослого. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

В конце этого периода возникают некоторые вопросы, связанные с сексуальностью, это любопытство появляется вместе с осознанием детей их физического я. Имитировать их. Они будут называть гениталии по имени во все времена без других атрибутов. в ваших гибких коммуникационных отношениях. мойка. Промоутер и семья должны иметь в виду, что задачи, которые они выполняют с детьми, будут основываться на несексистской деятельности для достижения образования в условиях равенства и гендерного равенства. Потребность в взаимодействии и позитивном общении следует поощрять с этих возрастов. насколько это возможно. не сексист с мальчиками и девочками и с другими взрослыми вокруг них. двигатели или дидактические. рождение они уже осознают себя как независимые существа от других и от окружающего мира. это пример и развитие коммуникативно-аффективной способности.

Также в этом возрасте возникает острая потребность общаться не столько с мамой и членами семьи, но и с ровесниками. Игра на данном этапе должна становиться коллективной. Игра с предметами имеет сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. Ребенок воображает себя кем и чем угодно и действует соответственно этому. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10--15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Ребенок должен учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться один.

Мальчики и девочки в комнате. в заботе и понимании отношения к другим детям. Это приводит их к подражанию поведению, которое предполагают взрослые, близкие к ним. доска. жесты и неуместные комментарии. им будет предложено обратиться к другим детям и выразить свою симпатию к этим компаниям. будут соответствовать определенным устремлениям и мотивам. Как он был поднят. справедливыми с другими и другими. мать или младший брат или сестра. с семьей в процессах удовлетворения основных потребностей. прогулки, где они наслаждаются новыми впечатлениями. правильно ориентированных взрослых. из этих отношений. грудное вскармливание. имитация действий. формирование нравственных качеств, которые гарантируют им больший успех в будущей жизни.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Исполнилось четыре года. (4-5 лет) . Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Данный возраст характеризуется физической активностью ребенка. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет восстановить силы и успокоиться.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Дети в этом возрасте учатся планировать свои действия. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, умение подчиняться правилам, складываются определенные навыки поведения, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения.

Дети в этом возрасте приобретают умения исследовать предметы, выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между этими частями. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение обобщать свойства предметов, связывать соотношения между ними и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, которые направлены на выяснение неизвестного и непонятного.

На пятом году жизни дети активно владеют связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из жизни. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Это такие качества, как расширение знаний о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал . Детей начинают интересовать связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом может определить его развитие.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей и навыков со стороны взрослых, воспитатель старается обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, которые побуждают детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними более сложные задачи, поддерживает желание детей преодолевать трудности, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно в этом возрасте предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной ситуации, поддерживать детскую инициативу и творчество, демонстрировать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, с историей страны. Ребенок этого возраста способен удерживать в памяти большой объем информации. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Самой высокой формой самостоятельности детей этого периода является творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес ребенка к любому виду творчества. Этому может способствовать создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу творческой деятельности по интересам ребят. дошкольный занятие обучение возрастной

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на эксперимент, рассуждение, предположение.

Старший дошкольный возраст -- период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, новому этапу в его жизни -- обучению в школе.

В возрасте 6-7 лет у детей меняются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети этого возраста становятся выносливее, сильнее, более активнее, но возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно сравнивать с возникающими противоречиями и сложностями в подростковом возрасте.

Старший дошкольный возраст благополучен для формирования самооценки ребенка. Это способствует улучшению умений сравнивать себя со сверстниками. Ребенок этого возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать замечания и наказания в процессе обучения детей 6-7 лет можно очень редко. В противном случае у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Часто ребенок в этом возрасте готов и хочет пойти в школу, так как смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он очень стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также способностью сосредотачиваться на 35--40 минут, выполняя какой-либо ряд задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам жизни ребенка.

Дети этого возраста могут давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и тонко их различать, например, очень хорошо различают отрицательную окрашенность слова «экономный» и «жадный». Также могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно отказаться от приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции у детей данного возраста становятся достаточно устойчивыми. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

В этом возрасте у детей происходит расширение и углубление представлений о величине предметов, форме, цвете. Дошкольник может различать не только основные цвета, но и их оттенки.

То же происходит и с восприятием формы - ребенок успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника.

К концу дошкольного детства ребенок становится самостоятельным читателем. Его интерес к чтению становится все более и более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Дети данного возрастного периода проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, но помощь воспитателя им все еще нужна.

Все выше разобранные особенности можно систематизировать в таблицу Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.:2009:

Показатели

Мышление

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Рассказы взрослого, конструирование

общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником

Условия успешности

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

Внеситуативно-личностное

Отношения со сверстником

Мало интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослым

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов со взрослыми

Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)

Отсутствует

Отсутствует

К 7 годам - кризис, смена социальной роли

Сильной модальности, резкие переключения

Более ровные, старается контролировать

Преобладание оптимистического настроения

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные