Типы алфавитов языкознание. Персидский алфавит: общая характеристика

Леонова Алина

Исследовательский проект "В мире алфавитов. Какие алфавиты бывают?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

В мире алфавитов.

Какие алфавиты бывают?

Саранск, 2013

Введение

Цель: знакомство с различными видами алфавитов и их значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Ознакомиться с материалами происхождения алфавита.
  2. Узнать значение слова «алфавит».
  3. Исследовать разновидности алфавита.
  4. Оценить значение алфавита в жизни человека.

Объект исследования: алфавит.

Предмет исследования: технология, техника построения значков в разное время.

Методы исследования: анализ, сравнение, описание.

Актуальность: исследования проекта показали значительные возможности использования человеком многообразия алфавитов для приёма и передачи информации.

Введение

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

1.2. Понятие «алфавит»

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

2.3. Телеграфная азбука

2.4. Шрифт Брайля

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Первой попыткой сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знакома - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог? Что может быть интереснее, чем исследовать, на первый взгляд, очевидное? И чем, как не языком, мы пользуемся каждый день? А, как известно, в языке есть такое понятие как алфавит. Вот о нем-то я и хочу рассказать.

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

В 1947 году, во время археологических раскопок в Иордании, на берегу Мёртвого моря были найдены рукописи на древнееврейском языке. В I веке до нашей эры эти свитки были спрятаны от римских завоевателей. В них учёные прочли одну из ранних версий Библии. Рукопись была написана слоговым письмом. Этой письменностью пользовались до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз (уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова). Так постепенно появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, - на буквы. И притом каждая буква должна обозначать свой звук. У учёных нет, к сожалению, единой версии по поводу происхождения первого алфавита. Скорее всего, это великое изобретение не принадлежало какому-то одному человеку и так же, как все изменения в языке, произошло постепенно. Первый алфавит появился в Греции в 1-м тысячелетии до нашей эры. Предполагают, что греки заимствовали своё письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков. В финикийском языке было 22 согласных слоговых обозначения, которые были взяты за основу значков-букв новой греческой азбуки. В 403 году до нашей эры в Афинах, главном греческом городе, был официально введён так называемый ионический алфавит, который затем был принят во всей Греции. После появления алфавита все звуки языка можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться и первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли до нас, они называются манускрипты. В современном мире существуют уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого греческого алфавита, который когда-то родился на берегах Средиземного моря.

1.2. Понятие «алфавит»

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определенное место и свое название. Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита». Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азь» и «буки». Написание, форма и количество букв с течением времени постоянно менялось, но сейчас мы имеем русский алфавит, состоящий из 33-х букв. Люди общаются друг с другом при помощи слов. Слова же составлены из букв. Буквы складываются в различные слова, и именно слова дают нам понятие о том или ином предмете или событии.

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

Первая славянская азбука - кириллица - была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя - Кирилла. Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью). Они создали даже 2 азбуки - кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты - вот почему эти языки так похожи. Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления:

юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках);

вместо фиты и ферта мы используем букву ф;

вместо зело и земля - букву з;

вместо ять и есть - букву е;

кси и пси.

Многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче. Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита.

2.2. Алфавит древних «мёртвых языков»

Согласно, Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее - 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) - в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё. Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э., порядок знаков в котором, соответствует порядку знаков в финикийском, древнееврейском и некоторых других. От финикийского алфавита происходят греческий и арамейский алфавиты, давшие начало большинству современных письменностей. Греческий алфавит служит моделью для создания латинского алфавита. В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. В раннем Средневековье под греческим влиянием происходит создание старославянских глаголицы и кириллицы и других алфавитов, где порядок, названия и форма знаков точно, или с определёнными изменениями, соответствуют греческому. Латинский язык считается мёртвым языком - не является языком разговорным, но может использоваться в специализированной литературе (например, медицинской, цитируется в историческом контексте). Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков. Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеет латинское происхождение. Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.

2.3. Телеграфная азбука

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) - способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами- 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе. Исходная таблица «кода Морзе» значительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи - компактнее. Азбука Морзе - средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны.

2.4. Шрифт Брайля

Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Разработан в 1824 г. французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

Для изображения букв, в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, писать текст, приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке - сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем правом углу - точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней - точка 5, в левом нижнем - точка 6. Позже появилась расширенная система Брайля, где добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой - в конце) и так далее.

2.5. Математический и компьютерный алфавит

Когда пишется письмо, сочинение, читается доклад или лекция, то в течении определённого времени производится, выражение мысли при помощи правильно подобранных предложений. При чтении книги, статьи или иной печатной информации, происходит взаимосвязь между цепочкой ряда предложений определяющих те или иные рассуждения. В математике тоже используются предложения, которые записываются как на родном языке, так и на математическом языке, где используются различные символы. Математические предложения содержательны и связаны в логическую структуру. Любое предложение, как правило, образуется из слов, а слова в свою очередь составляются из букв необходимого алфавита. Математический алфавит состоит из арабских цифр от нуля до девяти, символов латинского алфавита, которыми обозначают переменные, знаков, для указания действий, знаков отношений и символических записей, таких как скобки, запятая. В математической логике и математике, алфавит - часто употребляемый синоним множества. Элементы алфавита называют символами (иногда буквами) по аналогии с символами (буквами) естественных алфавитов. Как и в естественных языках, в математике символы алфавита обычно используются в качестве элементарных частей более сложных объектов - слов, формул и др. Примерами конечных алфавитов являются алфавиты естественных языков, алфавит, лежащий в основе азбуки Морзе, и алфавит, общепринятый для представления информации в ЭВМ. Множество натуральных чисел дает характерный пример бесконечного (счётного) алфавита.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать звуки с помощью двадцати-тридцати отдельных букв. Может показаться странным, что древние потратили так много времени на создание алфавита, тысячелетиями мучаясь с невероятно громоздкими системами письма, такими, как иероглифы. Непростой путь проделали все наши буквы. Но алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком. Это одно из тех редких изобретений, которые оказались успешными благодаря своей простоте, но само изобретение было нелегким делом. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, историю нашей страны. Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать русский язык, его историю и современное состояние.

Список литературы

1. Азбука Морзе http://ru.wikipedia .

2. Виды алфавитов http: ru.science.wikia.com .

3. Энциклопедия «Вокруг света»

Персидский алфавит, или персо-арабский алфавит, - это система письма, используемая для персидского языка. Данная статья расскажет об особенностях и общей характеристике данного алфавита. Второе языка - фарси.

Особенности алфавита

Замена пехлевийского письма персидским алфавитом для записи фарси была проведена при династии правителей Тахиридов в 9 веке н. э. Персидская письменность имеет множество схожих черт с другими системами письменности, основанными на арабском алфавите. Одна из особенностей персидского и арабского алфавита - это система консонантного письма, при которой записываются только согласные звуки. Направление записи - исключительно справа налево. Написание в персидском является курсивным. Это означает, что большинство букв в слове соединяются друг с другом. При печатном наборе текста на фарси компьютер автоматически присоединяет соседние буквенные символы. Однако некоторые слога не присоединяются, а персидский добавляет четыре буквы к основному набору. Сколько букв в персидском алфавите? Он состоит в общей сложности из 32 символов.

Курсивное письмо

Поскольку письмо является курсивным, внешний вид буквы изменяется в зависимости от ее положения. Существуют четыре типа расположения букв в персидском письме:

  • изолированное, при котором буквы не присоединяются друг к другу;
  • начальное (буквы соединяются слева);
  • срединное (соединение происходит с обеих сторон);
  • конечное (буквы соединяются справа).

Семь букв (و, ژ, ز, ر, ذ, د, ا) не соединяются со следующей, в отличие от остальных букв алфавита. Эти 7 знаков имеют одинаковую форму в изолированном и начальном положении, другую форму в срединной и конечной позиции. Практически все буквы имеют арабские названия.

История возникновения арабского алфавита

Причиной применения арабского письма для записи персидского языка послужили завоевания территорий Персии арабским Халифатом в процессе мусульманских завоеваний в 7 веке и распространение мусульманства среди носителей языка фарси. Применение пехлевийского письма на территории Персии для государственных нужд запретили в конце 8 века, и если приверженцы зороастризма продолжали применять его, то обратившиеся в мусульманство были представителями малообразованных слоев народа, а для записи простых текстов они с легкостью использовали систему письма доминирующего языка Халифата — арабского. Первые примеры стихов на фарси, которые записаны арабским шрифтом, возникают в 9 веке.

Письмо – дополнительное средство общения к устному речевому общению. Добавочный, вторичный способ общения.

Виды письма

Символическая сигнализация, где каждая вещь что-либо символизирует (птица – летать)

Условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используются как условные знаки (письмо кипу – палочка с навязанными разноцветными шнурками), ирокезское письмо вампу – пояс или жезл с нанизанными ракушками разного цвета)

Начертательное письмо.

Пикторафия – письмо рисунками

Идеография – письмо понятиями, когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Это письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Иероглифическое письмо. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к систематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Фонография – письмо передает язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Слова стали делиться на части – слоги (силлабическая или слоговая фонография). Знаки являются не буквами, а силлабемами. Силлабический алфавит соответствует количеству слогов с данной гласной, что не превышает, как правило, нескольких десятков. Диактрические знаки – для обозначения гласных между согласными, выражающими корни.

Консонантный тип письма. В арабском письме, например, 28 согласных и несколько «харакат» для гласных.

Греки совершенствовали фонографию, обозначали и гласные буквы.

Т.о., греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом. Буквы в таких алфавитах передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. Поэтому такие алфавиты фонематические.

Графика - это раздел языкознания, который устанавливает состав начертаний, употребляемых при письме, изучает соотношение между буквами и звуками.

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно выразить понятие:

А) точно (не вода вообще, а аш2о как химическое понятие)



Б) кратко (математическая формула)

В) сделать написание международным

Алфавит - то совокупность всех букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. В русском алфавите 33 буквы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

10 букв передают гласные звуки (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я);

21 буква передает согласные звуки (Б, В Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ);

буквы Ъ и Ь не передают никаких звуков, но они выполняют функцию разделительности, а также обозначают мягкость предшествующего согласного, тем самым часто играя смыслоразличитепьную функцию.

Греки были первыми людьми, создавшими алфавит. За основу они взяли финикийский алфавит и адаптировали его для своего языка. Некоторые символы, означавшие звуки, которых не было в греческом стали означать гласные звуки.

Латинский и кириллический алфавиты являются наиболее известными и широко распространёнными. Они были адаптированы для множества языков. Большинство других алфавитов используются лишь для одного или малого количества языков.

Армянский, баса, кириллистический, фразерский, грузинский, греческий, латинский, манчжурский и другие.



Идеальный алфавит – алфавит, состоящий из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражала старые изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов 2 наиболее распространенные и графически удобные: латынь и русский.

Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из:

1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний

2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Принципы орфографии:

1) фонематический. Каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции, в которую она попадает

2) фонетический. Буквами изображаются реально произносимые звуки

3) этимологический

4) традиционно-исторический

3, 4 основаны на том, чтобы отражать на письме не современное состояние, а прошлое, причем этимологический пр-п отвечает действительно языку в его прошлом. Традиционно-историч. – самый беспринципный, слепо сохраняет традиции

5) морфологический (например, употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих)

6) символический (например, поджог – поджег)

5, 6 стремятся передать язык не через фонетику, при этом морфологич. написания отражают грамматику, а символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически неразличимые.

Для русской орфографии ведущий принцип – фонематический.

После возникновения алфавита на Ближнем Востоке около 2000 г. до н.э. системы письма из разных языков и культур появлялись и погибали. Классическим примером является египетская система. Наследие этой высокоразвитой цивилизации заключено в известном иероглифическом письме, которое человечеству так и не удалось расшифровать полностью.

За последние 2500 лет латинский алфавит стал столь популярным, что подавил письменность народов, которые некогда доминировали над римлянами. Тем не менее более двух миллиардов человек по-прежнему используют иные форматы письменности, а некоторые из них проявляют по-настоящему впечатляющее мастерство ручной работы.

Мы собрали 5 самых эстетически привлекательных алфавитов мира и объяснили, почему вы, скорее всего, никогда не научитесь читать их.

Бирманский (Мьянма)

Бирманский алфавит состоит из круглых форм, которые всегда рисуются по часовой стрелке. Несмотря на то, что угроза исчезновения этой письменности самая незначительная по сравнению с остальными участниками нашего рейтинга, сейчас бирманский алфавит зачастую используется только во время священнодействий, а в повседневной жизни заменяется на хинди и даже латинскую систему письма.

Сингальский (Шри-Ланка)


Считается одним из самых обширных алфавитов в мире, насчитывая более 50 фонем. Хотя в современной письменности используется только 38 фонем. Этот язык, являющийся родным для половины населения Шри-Ланки (это почти 10,5 млн жителей), преподают в буддийских монастырях и школах. Из-за низкого уровня географического распространения он находится под угрозой исчезновения.

Грузинский (Грузия)

Расположенная между Турцией и Россией Грузия имеет собственный алфавит и язык, которые находятся под угрозой исчезновения из-за широкого распространения и преобладания русского языка. Грузинский алфавит демонстрирует элегантность, схожую с арабским, в сочетании с детской простотой, выраженной в округлых кривых.

Тагальский (Филиппины)


Происходящий из индоевропейской группы тагальский оставался доминирующей системой письма на Филиппинах до прихода испанцев. Сначала колонизация изменила лишь определенные аспекты алфавита. Но затем испанский стал официальным языком Филиппин, что нанесло смертельный удар по традиционной системе письма.

Ханакарака (Индонезия)


Первоначально возникшая на острове Ява, система письма ханакарака начала распространяться на соседние острова и получать региональные вариации. В 19-м и 20-м веках неоднократно предпринимались попытки стандартизировать алфавит, но эти усилия были прерваны японской оккупацией во времена Второй мировой войны, когда использование письма ханакарака было запрещено. С тех пор алфавит был вытеснен латинской системой письма.

ученица 3Б класса МАОУ ООШ№2 г. Муравленко

« Какие разные азбуки»

Выполнила: Хазиева Аделина Ринатовна, ученица 3Б класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основной общеобразовательной школы № 2

Краткая аннотация

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Выбранная тема является актуальной, ведь нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задача - сбор материала по данной теме. Элементом новизны в нашем проекте является создание авторских тематических азбук учащимися первых классов. Практическая значимость представленного проекта, состоит в том, что его материалы могут использовать педагоги и дети разного возраста.

Мы надеемся, что у моих одноклассников появится настоящий интерес не только к разным видам азбук, но и неподдельный интерес ко многим художественным произведениям. Главное – сформировать положительное отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику в нашей школьной жизни…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре.

Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задачи проекта:

  1. выявить знания учащихся по изучаемой теме (до изучения темы);
  2. уточнить значение слова «азбука»;
  3. познакомиться с различными азбуками;
  4. провести сравнительный анализ азбук;
  5. создать авторские тематические азбуки;
  6. провести контрольное анкетирование учащихся (после изучения темы).

Гипотеза проекта:

Мы предполагаем, что

  1. если провести анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов по изучаемой теме проекта, то мы выясним, что ученики плохо информированы о разновидностях азбук;
  2. если провести среди учащихся разъяснительную работу (классный час, тематический урок в библиотеке), предложить создать авторские тематические азбуки, то у ребят повысится интерес к осознанному чтению и закреплению зрительного образа букв.

Проектная деятельность по теме: «Какие разные азбуки» проводилась в несколько этапов:

1 этап (ноябрь-декабрь 2011г.) - поиск и работа с информацией по изучаемой теме с различных источников;

2 этап (февраль-март 2012г.) - проведение анкетирования среди учащихся параллели 2,3-их классов по теме «Какие азбуки ты знаешь?»; обработка результатов;

3 этап (апрель 2012г.) - разъяснительная работа с учащимися: создание азбук учащимися первых классов, классный час «Азбука - путь в страну книг», посещение городской библиотеки;

4 этап (май 2012г.) - проведение контрольного анкетирования с целью сравнительного анализа результатов; подведение итогов проекта.

Работа над проектом включала в себя:

  1. анкетирование учащихся до и после изучения темы (Какие азбуки ты знаешь?);
  2. беседы со взрослыми (выяснение, что знают взрослые по теме);
  3. работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);
  4. изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);
  5. создание авторских тематических азбук учащимися первых классов;
  6. посещения школьной библиотеки (библиотечный урок по теме «Славянская азбука»).

Глава 1. Виды азбук

§ 1. Что такое азбука?

Из источников я узнала, что Азбука - это

1) буквы в установленном порядке, т.е. алфавит;

2) учебник грамоты, букварь.

А также, что Азбуки бывают разные…

§ 2. Славянская азбука

Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова. В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров - человек, напечатавший её.

Структура азбуки

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Славянская азбука - создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.

§ 3. Семафорная азбука

Семафорная азбука . С помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например:"Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в году вице-адмирал Степан Осипович Макаров . Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом , включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания . Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом « запятая ». Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков. Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками . Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту. Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря года приказом по флоту № 161.С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Семафорная азбука - создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков.

§ 4. Шрифт Брайля (азбука слепых)

Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки. Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля, началась во время крестовых походов французского короля Луи IX. Потерпев сокрушительное поражение в крестовых походах, король возвратился в Париж с уверенностью, что Бог учит его смирению. С этой верой он основал первый в мире приют для слепых по-русски «пятнадцать очков». Первыми постояльцами приюта были 300 рыцарей, ослепленных во время походов. В дальнейшем приют служил прибежищем для бездомных слепых. Ярмарка была одним из самых зрелищных мест Парижа. С 14 августа по 15 сентября каждый год уличные торговцы, циркачи, кукольники демонстрировали здесь свое мастерство. В 1771 году молодой человек по имени Валентин Хауи посещает ярмарку и подает милостыню слепому мальчику. К его изумлению, мальчик назвал номинал монеты. Так Хауи осознал, что слепые могут постигать грамоту при помощи осязания. 12-летний нищий Франсуа Лезюер становится его первым учеником. Валентин учил его читать, сначала используя рельефные деревянные буквы, из которых формировал слова. Франсуа был талантливым учеником и через 6 месяцев научился осязать напечатанные страницы.

В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву. Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко. И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно - демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье (фр. Charles Barbier), который тот разработал для чтения в темноте. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос - достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения? Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля - низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка - один знак. В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах. А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей. Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции.

Шрифт Брайля (азбука слепых) - автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.

§ 4. Азбука Морзе

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь Сэмюэля Морзе. Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем — факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке (англ.). Код, усовершенствованный Герке, используется до настоящего времени.

Азбука Морзе (телеграфная азбука) - создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких

сигналов («тире» и «точек»).

§ 5. Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Жестовая речь не слышащих. Многих она раздражает. Сколько раз в театре, на лекции или собрании, когда переводчик с помощью мимики и жестов переводит группе глухих содержание диалогов или выступлений, приходилось слышать: «Не машите руками, вы нам мешаете!». Люди, которые так говорят, ничего или почти ничего не знают о глухих. Они не представляют, какой страшный дефицит информации всегда окружает не слышащих, не понимают, что язык жестов способен в какой-то степени компенсировать этот дефицит. Роскошь человеческого общения, о которой так хорошо сказал французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, достигается здесь много труднее. Русская ручная (пальцевая, дактильная) азбука для глухонемых. Её разработали испанские философы и монахи. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита. Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактильный знак обозначает букву (графему). Усвоение знаков облегчается тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют общую конфигурацию, а различаются лишь по дополнительным признакам: направлению пальцев, движению кисти руки. Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами. Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука. Такая ситуация связана с традициями этих стран. Соединенными Штатами одноручная европейская азбука заимствована из Латинской Америки, куда она в свое время пришла из Испании вслед за испанским языком. В «доброй же старой» Англии, несмотря на ее близость к Европейскому континенту, многое не так, как у соседей. Например, автотранспорт там движется по левой стороне улиц, а черные коты приносят счастье. И азбука для глухих у них своя, совсем непохожая на европейскую и американскую. В английской дактильной азбуке, например, гласные обозначаются следующим образом. Указательный палец правой руки указывает на один из пяти пальцев левой руки. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» — указательному, «i» — среднему, «о» — безымянному и «и» — мизинцу. Дактильную азбуку легко осваивают слышащие. Поэтому глухие, работающие без переводчиков в коллективах слышащих, стараются научить этой азбуке людей, с которыми они постоянно встречаются. Несмотря на сравнительно медленный способ такого общения, он облегчает жизнь глухого, его связь со слышащими. В Москве на Измайловском бульваре есть необычный театр — Мимики и жеста. Все актеры этого театра — глухие. Только жестовая речь позволяет глухим зрителям, посещающим свой театр, понимать диалоги, следить за действием так же свободно, как слышащим. Все реплики передаются языком жестов. Впрочем, пантомима настолько выразительна, что содержание сцен понятно слышащим, не владеющим жестовой речью. Актер, исполняющий роль Гойи, создает запоминающийся образ подлинного художника, противостоящего слепой и жестокой толпе.

Спектакль, премьера которого состоялась в 1976 году, получил высокую оценку зрителей. За него Театр мимики и жеста удостоился Почетного диплома Министерства культуры СССР и Всесоюзного театрального общества.

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу , что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.

Глава 2. Практическая часть

§ 1. Анкетирование учащихся начальной школы

Что мы выяснили…

В марте 2012 года мы провели анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные