Кто из российских императоров оккупировал среднюю азию. Присоединение к России Средней Азии

Завоевание Средней Азии резко отличается по своему ему характеру от покорения Сибири. Семь тысяч верст от «Камня» до Тихого океана были пройдены с небольшим в сто лет. Внуки казаков Ермака Тимофеевича стали первыми русскими тихоокеанскими мореплавателями, заплыв на челнах с Семеном Дежневым в чукотскую землю и даже в Америку. Их сыновья с Хабаровым и Поярковым стали уже рубить городки по Амур-реке, придя к самой границе китайского государства. Удалые ватаги, зачастую лишь в несколько десятков отважных молодцов, без карт, без компаса, без средств, с одним крестом на шее и пищалью в руке, покоряли огромные пространства с редким диким населением, переваливая через горы, о которых раньше никогда не слыхали, прорубаясь через дремучие леса, держа путь все на восход, устрашая и подчиняя дикарей огненным боем. Доходя до берега большой реки, они останавливались, рубили городок и посылали ходоков в Москву к Царю, а чаще в Тобольск к воеводе - бить челом новой землицей.
Совсем иначе сложились обстоятельства на южном пути русского богатыря. Против русских здесь была сама природа. Сибирь являлась как бы естественным продолжением северо-восточной России, и русские пионеры работали там в климатических условиях, конечно, хоть и более суровых, но в общем привычных. Здесь же - вверх по Иртышу и на юг и юго-восток от Яика - простирались безбрежные знойные степи, переходившие затем в солончаки и пустыни. Степи эти населяли не разрозненные тунгусские племена, а многочисленные орды киргизов, при случае умевших постоять за себя и которым огневой снаряд был не в диковинку. Эти орды находились в зависимости, частью номинальной, от трех среднеазиатских ханств - Хивы на западе, Бухары в средней части и Коканда на севере и востоке.
При продвижении от Яика русские должны были рано или поздно столкнуться с хивинцами, а при движении от Иртыша - с кокандцами. Эти воинственные народы и подвластные им киргизские орды вместе с природой ставили здесь русскому продвижению преграды, для частного почина оказавшиеся непреодолимыми. Весь XVII и XVIII век наш образ действий на этой окраине был поэтому не бурно наступательным, как в Сибири, а строго оборонительным.
Гнездо свирепых хищников - Хива - находилось как бы в оазисе, огражденном со всех сторон на многие сотни верст, как неприступным гласисом, раскаленными пустынями. Хивинцы и киргизы устраивали постоянные набеги на русские поселения по Яику, разоряя их, грабили купеческие караваны и угоняли русских людей в неволю. Попытки яицких казаков, людей, столь же отважных и предприимчивых, как их сибирские собратья, обуздать хищников, успехом не увенчались. Задача значительно превысила их силы. Из ходивших на Хиву удальцов ни одному не привелось вернуться на родину - их кости в пустыне засыпал песок, уцелевшие до конца дней своих томились в азиатских «клоповниках». В 1600 году на Хиву ходил атаман Нечай с 1000 казаков, а в 1605 году атаман Шамай - с 500 казаков. Им обоим удалось взять и разорить город, но оба эти отряда погибли на обратном пути. Устройством плотин на Аму-Дарье хивинцы отвели эту реку от Каспийского моря в Аральское и превратили весь Закаспийский край в пустыню, думая обеспечить этим себя от Запада. Покорение Сибири было делом частного почина отважных и предприимчивых русских людей. Завоевание Средней Азии стало делом Российского государства - делом Российской Империи.

В 1924-1925 годах в Центральной Азии произошел процесс, названный национально-территориальным размежеванием. Суть его заключалась в том, что в составе СССР были выделены национальные административно-территориальные единицы, получившие статус автономных ССР, областей и округов.

Так на свет появились Киргизская, Узбекская, Туркменская, Таджикская и другие Советские Социалистические Республики. Выделение этих образований в составе Советского Союза сыграло важную роль в их дальнейшей судьбе и в том числе отразилось на последующих отношениях с Россией.

В результате размежевания изменились не только названия, но и границы многих административно-территориальных единиц. В итоге вышло так, что коренные народы многих республик оказались за пределами своей родины. В эпоху перестройки это породило ряд территориальных конфликтов, многие из которых не разрешены до сих пор.

Впрочем, размежевание и сопутствующая ему коренизация населения имели и положительные стороны. Так, жители среднеазиатских республик получили возможность продвигаться на руководящие должности, их национальные языки активно внедрялись в образование и делопроизводство, поощрялись издания СМИ на местных языках.

В конце 1930-х годов эти процессы были свернуты, и центральные власти начали повсеместно вводить русский язык. Тем не менее было создано большое количество образованных кадров из представителей национальных меньшинств СССР, а также ряд образовательных учреждений с нерусскими языками обучения.

О плюсах, минусах и последствиях национального размежевания «История.РФ» поговорила со старшим научным сотрудником Центра сравнительно-исторических исследований стран постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук Татьяной Котюковой.

«Размежевывали то, что имелось, не глядя на этносы»

- Татьяна Викторовна, как вы считаете, какую роль национально-территориальное размежевание сыграло в судьбе азиатских республик? Сегодня они пожинают скорее положительные или отрицательные плоды этого процесса?

На сегодняшний момент мы все готовы воспринимать страны Центральной Азии, которые раньше были союзными республиками, в том виде, в каком они существуют. Но в таком виде они исторически никогда не существовали вплоть до начала 1920-х годов. Это структурирование произошло в рамках процесса образования СССР: тогда появились эти национальные государства в тех границах, в каких они существовали после 1991 года и до сегодняшнего дня. Поэтому этот вопрос действительно сложный, а тема очень большая и до сих пор серьезно не изучена. По этому поводу существовали и существуют две основные позиции. Одна из них сводится к тому, что разделение народов региона по таким «национальным квартирам» - это момент, ведущий к разрушению некоeго единства народов Средней Азии. Такой термин все-таки правильнее, потому что, допустим, формирование Казахской ССР в рамках Советского Союза - это совершенно другой процесс.

Что же все-таки подразумевает под собой размежевание СССР? О каких именно территориях здесь можно говорить?

Когда мы говорим о национально-территориальном размежевании, мы говорим только о четырех государствах Средней Азии. В советское время существовал термин «Средняя Азия и Казахстан», и это было абсолютно правильно, потому что это два абсолютно разных региона, которые сейчас, на мой взгляд, не очень обоснованно объединили в один регион Центральной Азии, который вообще-то шире, чем постсоветские государства. Он охватывает еще и Афганистан, часть территории Китая (так называемый Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Монголию, юг российской Сибири, который включает в себя Алтай, Бурятию, Туву. Сами понимаете: где Туркмения, а где Тува? Это совершенно разные регионы с точки зрения исторических процессов. Конечно, они некоторым образом объединены тем, что там проживает тюркоязычное население, но все-таки это очень разные народы. Поэтому считалось, что национально-территориальное размежевание нарушает некое единство народов так называемого Туркестана, который входил в состав Российской империи.

- Вы сами придерживаетесь этой точки зрения?

Нет, я считаю, что это разделение было необходимо, потому что народы, входившие в состав дореволюционного Туркестана, - это очень разные народы по своей культуре. Это сочетание оседло-земледельческих народов - таджиков, узбеков - и народов, традиционно ведущих кочевой образ жизни, - это туркмены, казахи, киргизы. И все эти три народа тоже отличаются друг от друга: казахи - это кочевники степей и равнин, киргизы - кочевники гор, а туркмены - кочевники пустынь. То есть у них совершенно разная специфика ведения сельского хозяйства. Поэтому, на мой взгляд, это разделение было оправданным, и оно очень оправдало себя уже в 1990-е годы, когда распался Советский Союз и все получили по некой «национальной квартире», где, в общем-то, без особенно жестоких межнациональных конфликтов эти республики существовали в тех границах, которые им были определены в 20-е годы.

Празднование провозглашения Узбекской ССР. Фотография. 1924 г.

Но вы ведь сами сказали, что в результате произошло разделение близких этносов и, напротив, смешение совсем разных народов. Разве это не говорит о том, что размежевание провели неграмотно?

Границы этих государств, конечно, не соответствуют этнической карте региона. Но даже не потому, что национально-территориальное размежевание проводилось так плохо, а потому, что разделение происходило только на тех территориях, которые Российская империя смогла присоединить к себе во второй половине XIX века. Если говорить о формировании государства по этническому принципу титульной нации, как это происходит в Европе, то, например, большая часть этнических таджиков вообще проживает за пределами современного Таджикистана! На территории Афганистана живет больше таджиков, чем в Таджикистане. Такая же ситуация с туркменами, которые живут и на территории Туркмении, и в Афганистане, и в Иране. То же самое происходит с узбеками - ими также населена территория северного Афганистана. Большое количество казахов проживает на территории современного Китая и Монголии. С киргизами тоже сложная ситуация - часть их проживает по ту сторону китайской границы, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Все дело в том, что эти образования были сформированы только на той части, которая досталась Российской империи в рамках различных соглашений, в том числе с Британской империей в конце XIX века. Поэтому размежевывали то, что имелось, а не по принципу того, что государство должно объединять в себе все коренные народы. В этом смысле, конечно, этническая карта очень условна и приблизительна. Так что здесь можно привести очень много аргументов против этого процесса.

- Насколько быстро союзные республики адаптировались к переменам? Как это технически происходило?

Наша политическая административная карта не сразу стала выглядеть так, как она выглядит сейчас. До 1929 года Таджикистан был автономной частью в составе Узбекской ССР, Киргизия тоже была автономной частью в составе Казахской ССР. В общем-то, статус самостоятельных союзных республик первоначально получили только Туркмения, Узбекистан и Казахстан. Но вплоть до 1930-х годов эта карта продолжала формироваться, и в конечном итоге мы получили то, что получили: четыре республики Средней Азии и Казахстан в их современных границах.

«Политика, ресурсы и тонкий шантаж»

- Какие выгоды принесло Советскому Союзу создание этих автономных республик?

Возьмем, к примеру, Каракалпакию. Каракалпакия - это на сегодняшний день уже автономное образование в составе Узбекистана. Вначале она вошла в состав РСФСР и только спустя время и после определенных политических решений стала частью Узбекской ССР, тем самым обеспечив Узбекистану выход к Аральскому морю. Выход к нему на сегодняшний день имеют только два государства - Казахстан и Узбекистан. Видимо, это было сделано из политических соображений, потому что с точки зрения своей культуры, хозяйства и истории формирования этногенеза каракалпаки, конечно же, ближе к казахам, нежели к узбекам. Но зато это обеспечивало республике определенные экономические ресурсы и возможности, и советские власти, как и власти на местах, очевидно, руководствовались этим. Таким образом, политическая карта СССР в основном кроилась по принципу не столько этнического строительства, сколько экономической целесообразности. В определенном смысле она себя оправдывала до распада СССР.

А потом, после 1991 года? Ведь когда среднеазиатские республики обрели независимость, конфликты были неизбежны?

После распада Советского Союза все были охвачены строительством независимости в отдельных национальных государственных республиках. Конечно, стали подниматься вопросы, связанные с какими-то территориальными претензиями друг к другу. Но на сегодняшний момент удается урегулировать даже такие сложные, застаревшие вопросы, как демаркация и признание взаимных границ между Узбекистаном и Киргизией. Это в том числе способствовало межнациональному конфликту в рамках Ферганской долины. Первая его вспышка произошла еще в рамках существования СССР в 1990 году. Для Средней Азии вообще очень важен экономический вопрос, потому что это все-таки в первую очередь аграрный регион, и он продолжает им оставаться, несмотря на индустриализацию времен СССР. Большую роль здесь играет пользование распределением воды. Например, Таджикистан и Киргизия являются странами, которые лежат на истоках великих среднеазиатских рек, а уже Туркмения, Узбекистан и Казахстан пользуются их водными ресурсами, так как они расположены ниже по течению этих рек. В рамках единого экономического хозяйства эпохи СССР этих вопросов просто не возникало, а уже после распада Союза, безусловно, эти проблемы существуют. Есть определенный политический тонкий шантаж со стороны, допустим, Таджикистана и Киргизии (это горные государства) относительно Туркмении, Узбекистана и Казахстана, которые расположены в равнинной части Средней Азии.

- В каких регионах межнациональные конфликты сегодня особенно остры?

- Конечно, существует проблема таджикоязычного населения в Узбекистане - это прежде всего касается Самарканда и Бухары. Существует проблема киргизско-узбекских межнациональных отношений на территории Оши, потому что Оша - это часть географической Ферганской долины, которая поделена сегодня между тремя государствами - Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. С точки зрения региональной дипломатии здесь должны действовать очень тонкие механизмы.

Что, если бы размежевания не произошло? Как это отразилось бы на современном состоянии среднеазиатских республик?

- Я как эксперт склонна думать, что если бы в 1924 году не было проведено национально-территориальное размежевание, то мы с вами в 1991 году получили бы «развод» пострашнее, чем раздел Югославии. На мой взгляд, это было бы очень страшное и кровопролитное событие. Варианта Чехословакии, когда все собрались и мирно разошлись, здесь бы не получилось. Уверяю вас, историческая контактная зона народов оседлой земледельческой культуры и кочевого номадского хозяйства дала бы о себе знать в очень неприятных эксцессах.

Территориальное размежевание зачастую сопровождалось процессом коренизации, когда на руководящие должности выдвигали представителей национальных меньшинств, их национальные языки внедряли в образование и делопроизводство. Какую роль это играло?

В данном случае это уже были не национальные меньшинства, а представители титульных наций, которые формировали эти республики. По официальной статистике, этих титульных народов в республиках было (по крайней мере, должно было быть) не менее 75 %. Коренизация, естественно, проводилась, потому что нужно было создавать национальную советскую партийную элиту. В рамках РСФСР и, в частности, Центральной России мы можем видеть смену элит. Царская дореволюционная элита в силу своего дворянского происхождения, конечно, должна была уступить место пролетариату. В Средней Азии ситуация была иной. Среднеазиатский пролетариат отсутствовал в принципе. Здесь было, скорее, трудовое крестьянство. Кроме того, была большая проблема со знанием русского языка. Какая-то степень русифицированности, знание русского языка и знакомство с европейской культурой, с передовыми революционными идеями и понятиями были, конечно, только у местной элиты. Собственно, поэтому эта элита и составила основу нового советского партийного и управленческого класса, который здесь активно воспитывался и создавался. Если мы возьмем происхождение всех первых руководителей, то мы увидим, что все они происходили из знатных семей. Тот же Файзулла Ходжаев (председатель Совета народных комиссаров Узбекской ССР. - Прим. ред. ) был сыном одного из богатейших купцов Бухары и пустил состояние своего отца на дело революции.

«Латиница отдалит Азию от России через 15-20 лет»

Одним из главных преобразований в этом смысле была смена письменности и переход на кириллицу. Как это отразилось на культуре и сознании советских азиатов? Удобно ли это было в сравнении с латинским алфавитом?

- Задачи по развитию национальных языков и переход на кириллический алфавит, который состоялся в 1929 году, - все это свидетельствовало о том, что центральная власть серьезно занималась проблемами этого региона, но при этом хотела, чтобы он развивался самостоятельно. Переход на латинский алфавит, который был поначалу одобрен, конечно же, давал некие основания для сближения с Турецкой Республикой. Однако, по мнению советского руководства, такой же алфавит, как в Турции, мог в том числе привести к определенному сепаратизму. И потом, как говорят филологи, латинский алфавит никак не способствует лучшей передаче фонетики среднеазиатских языков. В этом смысле он ничуть не лучше, чем кириллица.

- Несмотря на это, многие страны сейчас вновь возвращаются к латинице - например, Казахстан.

- Да, сейчас во многих республиках произошел обратный переход, но филологи говорят, что это проблему не решает. Один и тот же звук в кириллице легко передается одной буквой, а в латинском алфавите двумя буквами - в чем разница? Ни в чем. Но это теперь уже тоже политическая тенденция, направленная на десоветизацию.

- Какую пользу советским республикам принесла кириллица?

- Это способствовало более быстрому изучению русского языка подрастающим поколением республик Средней Азии. Я сама, как преподаватель истории, обучала студентов из Монголии в одном из московских вузов. И благодаря тому, что Монголия пользуется кириллицей еще с 1920-х годов, они очень быстро выучивали русский язык и начинали прекрасно на нем говорить и писать. Я, конечно, не могу сравнить их со студентами из Китая и Вьетнама. А сейчас бытует некая мифическая идея о том, что, раз все говорят на английском, то, чтобы легче выучить его, нужно свой собственный алфавит перевести на латинские рельсы. Теперь Россия не является для среднеазиатских республик неким ориентиром и выходом на мировую арену. Это, конечно, очень печальные звонки во всех смыслах, но этот процесс идет, и что-то противопоставить ему будет очень непросто. Пока держатся только Киргизия и Таджикистан. Но это связано с крайней слабостью экономик и с тем, что они составляют самое опасное пограничье для удара извне исламистских террористических сил. Были попытки прорыва бандформирований через афгано-таджикскую границу, через киргизскую границу. И, конечно, слабость экономики этих государств еще сохраняет определенную степень ориентированности на Россию - видимо, в ожидании какой-то помощи в критический момент. А Казахстан, Узбекистан, Туркмения - это самостоятельные государства, они исторически проводят очень независимую линию. Поэтому они могут себе позволить собственную самостоятельную политику, даже входя в единое экономическое пространство с Российской Федерацией. Процесс латинизации через какое-то время неизбежно приведет к удалению этих государств от России; может быть, конечно, не прямо завтра, но в рамках обозримых лет 15-20, когда подрастет поколение, которое уже будет изучать латиницу, а не кириллицу, - это очень сильно скажется, на мой взгляд.

2. Завоевание Туркестана Российской империей

Колониальные захваты в Туркестане русского самодержавия можно условно разделить на 4 колониальные войны: первая колониальная война продолжалась с 1847 по 1864 гг.; вторая - с 1865 по 1868 гг.; третья - с 1873 по 1879 гг.; четвертая - с 1880 по 1885 гг. Причем, особенностью завоевания было то, что промежутки между военными действиями были

заполнены активной борьбой России с Англией на дипломатическом

фронте. «

Россия в 1847 г. заняла устье реки Сырдарьи, где было построено укрепление Раимское (Аральск). В 1853 г. оренбургский генерал-губернатор В.А. Перовский штурмом овладел Кокандской крепостью "Ак - Мечеть" . На ее месте было возведено укрепление "Форт Перовс-кого" (Кзыл - Орда). Цепь укрепленных постов от Раимского до "Форта Перовского" образовали Сырдарьинскую военную линию.

Одновременно продвижение царских войск осуществлялось со стороны Западной Сибири, от Семипалатинска. В Семиречье было построено укрепление Копал. Затем с 1850-54 гг. был завоеван Заи-лийский край, а у селения Алма-Ата основано укрепление Верное. Из укрепленных постов, протянувшихся от Семипалатинска до Верного, возникла Сибирская военная линия.

Крымская война (1853-56 гг.) приостановила экспансию царизма в Туркестане. Но после ее окончания, пламя первой туркестанской ко-лониальной войны вспыхнуло с еще большей силой. Осенью 1862 г. царские войска захватили Пишпек и Токмак, летом 1863 года - крепость Сузак, весной и летом 1864 года - Туркестан, Аулия-Ата и в сентябре -Чимкент. В ходе этих действий были построены новые укрепления, образовавшие Новококапдскую военную линию.

С ее созданием произошло соединение ранее возникших военных линий в сплошной фронт. Последнее породило соблазн немедленно воспользоваться достигнугым успехом. В сентябре 1864 г. войска под командованием генерала М.Г.Чернясва предприняли попытку захватить Ташкент. сС*Днако, во время штурма они понесли большие потери и были вынуждены возвратиться на исходные позиции.

Неудачная попытка генерала Черняева захватить Ташкент завер-шила первую колониальную войну России в Туркестане. На завоеван-ных землях в начале 1865 г. была создана Туркестанская область, адми-нистративно подчиненная Оренбургскому генерал-губернаторству. Но-вая область должна была укрепить тыл царских войск, интенсивно готовившихся ко второй колониальной войне.

Завоевание царизмом части территории Туркестана вызвало воз-буждение в правящих кругах Англии, что вылилось в дипломатическую ноту английского правительства. Но она не дала результата. Министр иностранных дел России А.М.Горчаков в ответной ноте счел нужным подчеркнуть, что как и другие великие державы Россия имеет собст-венные интересы и ее действия в Туркестане ничем не отличаются от действий Англии в Индии или Афганистане. Вместе с тем он утверждал, что небольшие армейские части просто ограждают границы империи и что дальше Чимкента войска не пойдут.

В 1865 г. самодержавие начало вторую колониальную войну. Вос-пользовавшись обострением противоречий между эмиром Бухары и ханом

Коканда, генерал Черняев захватил Ташкент. Потеря Ташкента настолько ослабила кокандского хана, что бухарский эмир легко овладел Кокандом. Последнее было использовано самодержавием для объявления войны Бухарскому эмирату.

Весной 1866 г. в урочище Ирджар на реке Сырдарья произошло самое крупное сражение за все время завоевания Туркестана самодер-жавием. Царская армия разбила войска бухарского эмира и заняла горо-да Ходжент, Ура-Тюбе, Джиззак, крепость Янги-Курган.

Заключив в начале 1868 г. с Кокандским ханством торговый до-говор и одновременно военное перемирие, генерал Кауфман сосредото-чил подчиненные ему войска против Бухарского эмира. В апреле и мае 1868 г. произошли два сражения, которые привели к разгрому армии эмира и занятию царскими войсками Самарканда. Бухарский эмир был вынужден начать переговоры о мире.

В июне 1868 г. между Россией и Бухарой был заключен мирный договор, по которому эмир отказался в пользу самодержавия от городов Ходжент, Ура-Тюбе, Джиззака, Катта-Кургана, Самарканда и всей тер-ритории до Зирабулака. На этом вторая колониальная война завершилась.

Уже в ходе завоевания в крае поднялось мощное национально-освободительное движение. Население, активно обороняя города, вы-нуждало российские войска неоднократно штурмовать большинство из них. После захвата населенного пункта борьба продолжалась. Примером тому служит восстание 1868 г. в Самарканде, возглавленное сыном бухарского эмира Абдулмаликом. Другой яркой страницей в истории национально-освободительной борьбы стало восстание в 1874-1876 гг. под руководством Исхак муллы Хасан-Оглы, взявшим имя Пулат-хана. Восстание было подавлено, а Исхак мулла и некоторые его сподвижни-ки казнены. Однако, это не остановило борцов за свободу. Восстания не прекращались.

Одним из результатов второй колониальной войны явился выход России на границу с Афганистаном, что обострило русско-английские противоречия. Для их преодоления дипломаты обеих стран заключили в 1872-1873 гг. соглашение о разграничении сфер влияния. По нему ipa-ница между Бухарой и Афганистаном устанавливалась по реке Аму-дарья. Таким образом, территория к югу от реки Амударья была призна-на английской зоной влияния, а к северу - российской сферой влияния.

Соглашение с Англией позволило самодержавию начать третью колониальную войну в целях завоевания Хивинского ханства, подготов-ка к которой велась с 1869 г. Открыв военные действия в феврале 1873 г., царские войска через три месяца захватили и разграбили Хиву. В августе 1873 г. предложенный Кауфманом мирный договор, был подписан хивинским ханом.

Однако, большинство туркменских племен не признало мирный договор и продолжило борьбу. Их небольшие отряды, используя при-родно-климатические условия Закаспия, неожиданно нападали и так же быстро скрывались. Действия царских войск, в свою очередь, приоб-ретают характер карательных походов против мирного населения.

В ходе изнурительной войны войскам России весной 1878 г. удалось занять Кизыл-Арват. Летом 1879 г. была предпринята Ахалтекинская экспедиция. Войска дошли до крепости Геок-Тепе, но при штурме потерпели полную неудачу и отступили. На этом третья колониальная война закончилась.

До конца 1880 г. шла подготовка к четвертой колониальной вой-не в Туркестане. Сюда направлялись новые воинские подкрепления, увеличивались запасы оружия и снабжения. В то же время усилиями дипломатов был урегулирован пограничный вопрос с Китаем.

В конце 1880 г. под командованием генерала М.Д.Скобелева началась вторая Ахалтекинская экспедиция. Она завершилась в 1881 г. взятием крепости Геок-Тепе (Ашхабад). Во время осады и особенно после падения крепости жестокость нападавших превзошла все мыслимые пределы: были истреблены все сдавшиеся ее защитники, а пытавшихся спастись бегством уничтожили в ходе преследования.

После поражения защитников Геок-Тепе сопротивление туркмен-ских гшемен начинает ослабевать и в 1885 г. жители оазисов Мерв, Иолотань, Ленде, Серахс приняли русское подданство. Самодержавие продолжило войну, но уже с афганским эмиром. Под нажимом Англии афганские войска еще в 1883 г. перешли Пяндж. Апогея вооруженный конфликт между Афганистаном и Россией достиг в 1885 г. и закончился разгромом афганских отрядов, которыми командовали английские офицеры. Завершилась четвертая колониальная война и военные действия но завоеванию Туркестана в целом.

Однако, завоевав Среднюю Азию и установив здесь колониальный режим, самодержавие еще 10 лет вело дипломатическую борьбу в целях признания его захватов крупнейшими державами мира. Только в 1895 г. между Россией и Англией было заключено соглашение о разграничении Памира.

3. Колониальная политика царской России в Туркестане

Вся история Туркестана с начала его завоевания Россией до па-дения самодержавия была историей неудачных попыток превращения края в опору царского режима.

Завоевание изменило положение народов Туркестана. Развитие национальной государственности было насильственно прервано. Царс-кий режим сформировал специфическую внутреннюю организацию края, призванную способствовать решению колонизационных задач.

В 1865 г. была создана Туркестанская область, в составе Орен-бургского генерал-губернаторства, во главе с военным губернатором М.Г.Черняевым. В ней существовал окупационный режим, призванныйобеспечить войска и сбор налогов. В управлении, прежде всего, исполь-зовались методы насилия, жесткой эксплуатации, приводившие к нацио-нальному унижению.

В 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторст-во, административное деление которого являлось продолжением обще-российской организации завоеванных земель, не учитывающей истори-ческих, экономических и национальных особенностей региона и подчи-няющейся военным интересам и задачам царского правительства. В 1867 г. в него входили 2 области: Сырдарьинская и Семиреченская. В 1868 г. был создан, за счет вновь завоеванных земель, Зарафшанский округ, позднее преобразованный в Самаркандскую область, в 1873 г,-Амударьинский отдел, позднее вошедший в состав Сырдарьинской об-ласти., в 1876. - Ферганская область. Созданная в 1881 г. в составе Кавказского наместничества Закаспийская область, в 1890-1897 гг. На-ходилась в ведении Военного министерства, а затем вошла в Туркес-танское генерал-губернаторство. Семиреченская область с 1882 по 1899 гг. входила в состав Стенного генерал-губернаторства, а затем вновь была возвращена Туркестанскому генерал-губернаторству. То есть, состав генерал-губернаторства менялся, включая в себя от 2-х до 5 областей.

Бухарский эмират и Хивинское ханство, потеряв часть терри-торий, вынуждены были признать протекторат (протекторат - одна из форм колониальной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т.п. осуществляет по своему усмотрению метрополия) России. В Бухаре было учреждено "Российское императорское политическое агентство", через которое осуществлялись сношения Петербурга и Ташкента с Бухарой. В Хиве агентство не соз-давалось, а сношения осуществлялись через начальника Амударьинско-го отдела, т.е. он совмещал свои непосредственные функции с диплома-тическим представительством при Хивинском хане.

Система протектората наложила отпечаток на развитие ханств.

Туркестанский генерал-губернатор пользовался почти неограни-ченными полномочиями. Военные губернаторы областей назначались царем и только им могли отзываться. Первым генерал-губернатором стал генерал К.П.Кауфман. Опасаясь восстаний, ввели административную систему с лицемерным названием "военно-народное управление". (Военная администрация сочеталась с "выборной" низовой администрацией). Эта форма лишь формально привлекала к управлению местное население. В жизни система сопровождалась произволом и злоупотреблениями.

Таким образом, первоначальная система колониального ограбле-ния уступила место более "рациональной", с точки зрения правительст-ва империи, эксплуатации края. Позднее, по "Положению об управле-нии Туркестанским краем" 1886 г., се заменили административно-по-лицейской. При этом администрация Туркестана, в отличие от других

регаонов страну, была подчинена не Министерству внутренних дел им-перии, а Военному министерству.

Центром края стал город Ташкент. Управление им также измени-лось. Был уничтожен традиционный институт махкамы, начали скла-дываться структуры управления, приспособленные к условиям коло-ниального города. После ряда реорганизаций, по требованию крупных предпринимателей русской части города, в 1877 г. бьша создана Таш-кентская городская дума. В ней лишь 1/3 гласных (депутатов), 24 чело-века избиралось от местного населения. А если учесть, что в это время в старогородской части проживало 140 тыс. человек, а в русской -около 4 тыс., то ясно, что это лишь закрепляло бесправие местного населения. В Управе, исполнительном органе Думы, сохранялось такое же соотношение, и в ней могли работать только лица с обязательным знанием русского языка. За весь период существования Думы из 9 че-ловек, занимавших пост городского головы, лишь один был из предс-тавителей коренного населения и то после падения в 1917 г. царизма.

Дума решала задачи благоустройства города, но, в основном, его "новогородской" части.

Метод насилия и репрессий, занимавший господствующее положе-ние в действиях Туркестанской) колониального аппарата, дополнялся шови-нистической политикой местных генерал-губернаторов. Так, один из них -барон А.Вревский прилагал значительные усилия для изменения действую-щего в Ташкенте "Городового положения" 1870 года, считая его "опасным в политическом отношении". Его более всего беспокоило участие в Думе коренного населения. Оперируя тезисом "об отсталости туземцев", он нас-таивал на сокращении представительства от коренного населения Ташкента до 1/5 от общего состава (или до 14 человек). "Такой порядок, - писал он, - необходимо сохранить на неопределенное будущее, пока обрусевшее по-коление туземцев не окажется на высоте восприятия благ самодержавия".

Шовинистическая политика Вревского, естественно, получила ре-зонанс во всех звеньях чиновничьего аппарата, характерной чертой кото-рого было беспрекословное выполнение воли генерал-губернатора. В этой связи заслуживает внимания характеристика этих чиновников, данная князем Мансыревым (в 1895-98 гг. был членом поземельно-податных комиссий). Он писал: "На месте чиновничества застал касту, замкнутую в самой себе, самодовлеющую и самодовольную, которая смотрела на себя, как на настоящих и единственных хозяев края, перед коими край должен трепетать и воздавать почести и мзду".

Народы края были лишены и элементарных политических прав. Так, выборы в I Государственную думу империи (1906 г.) в Туркестане были отложены и в итоге не состоялись, во II Госдуму (1907 г.) избирал-ся 1 депутат в среднем от 46 тыс. европейского населения и 1- от 896 тыс. коренного населения. А в выборах в III Госдуму (1907 г.) они, в со-ответствии с новым избирательным законом, вообще не участвовали.

Первоочередной задачей колониальной политики царизма было об-ращение края в постоянный источник государственного дохода. Здесь взимались более высокие налоги с дехканина, чем в центральных губер-ниях России. Налога и иные денежные поступления не только покрывали все расходы по управлению краем, содержание в нем огромной армии, но и давали казне чистый доход, уплывающий в метрополию. Если в 1869 г. доходы царизма в Туркестане составили около 2,3 млн. рублей, то в 1916 г. они достигли 38 млн. рублей.

Важнейшей задачей являлось превращение региона в хлопковую базу российской текстильной промышленности. Это стало осуществляться после создания сети железных дорог и внедрения американских сортов хлопчатника. Значительно выросли посевные площади под хлопчатник за счет сокращения посевов других культур. Только в Ферганской долине они выросли с 14% в 1885 г. до 44% в 1915 году.

В 1900 г. среднеазиатский хлопок обеспечивал 24% потребностей русской промышленности, а перед началом I мировой войны - уже 50%. И это при бурном росте хлопчатобумажной промышленности России. В 1913 г. Ферганская область давала более 62% всего хлопка, отправляемого в Россию, Бухара - более 13%, Сырдарьинская область - 8,4%, Самаркандская - 7%. Специализация затронула и Хиву: в 1900 г. там 9% посевной площади засевали хлопком, а в 1909 г. - уже 16%.

Одним из принципов колониальной политики царизма являлось недопущение в крае таких ведущих отраслей промышленности, как ма-шиностроение, металлообработка, черная металлургия. Смысл заклю-чался в том, чтобы не допустить или, во всяком случае, возможно доль-ше задержать самостоятельное развитие производительных сил Туркестана. Прилагались все усилия, чтобы сделать экономику края однобокой, зависимой от центра, т. е. искусственно создавалось тяготение экономи-ки Туркестана к царской России, изолировав се от других стран. В основном, создавались заводы по первичной обработке хлопка. Если в 1873 г. работал 1 хлопковый завод, то в 1916 г. - уже 350. Наиболее активно строительство предприятий шло с 1910 но 1914 гг.

Колониальный характер развития промышленности в крае заклю-чался в том, что ее главные отрасли всецело обслуживали вывоз. Это: хлопкоочистительная, шерстомойная, коконосушильная, шелкомоталь-ная. Отрасли, удовлетворившие запросы внутреннего рынка, по своим масштабам стояли на втором месте. Главная, хлопкоочистительная, промышленность - полностью подчинялась хлопчатобумажной промыш-ленности метрополии. Она давала в трех областях Туркестана почти 80% всей их валовой продукции. Хлопок здесь проходил только первичную обработку, а весь дальнейший процесс работы над волокном шел за пределами края. Укажем, что такое положение сохранялось практически до периода независимости.

В 1912 г. русские и иностранные фирмы владели 96 из 256 хлоп-коочистительных заводов Туркестана и Бухары. Остальные принадлежали местным предпринимателям, которые перепродавали абсолютное большинство очищенного волокна этим же фирмам.

Колонизационным задачам было подчинено и строительство же-лезных дорог. Их сооружали с целями обеспечения обороны, подготовки к дальнейшей возможной экспансии царизма, переброски войск для подавления восстаний, удовлетворения экономических интересов русской буржуазии. На первом этапе (80-90 п. XIX в. -1905 г.) магистральные железнодорожные пути прокладывались за счет казны: Закаспийская, Самарканд-Андижанская с веткой на Ташкент, Оренбург-Ташкентская. На втором этапе за счет акционерного капитала: Ферганская, Бухарская, Троицкая и другие.

Русская буржуазия в Туркестане была тесно связана с царизмом, пользовалась его помощью. Здесь действовали наиболее хищнические ее элементы, устремившиеся в Туркестан с целью быстро разбогатеть на эксплуатации покоренных народов. На Туркестан смотрели как на "зо-лотое дно". Был объявлен лозунг: "Туркестан для русских". С этой целью была фактически запрещена предпринимательская деятельность в Туркестане не только иностранным, но и русским подданным- еврейс-ким и татарским предпринимателям. Во всех крупных городах края торговля металлом и металлоизделиями принадлежала "Продамету", резиновыми изделиями - кампании "Треугольник" и т.д. В Туркестане появились и свои предприниматели, владельцы крупных фирм: Мир-камил Муминбаев, братья Вадьяевы в Ферганской области, Фузаилов, Калантаров в Самаркандской области, Ариф-ходжа в Ташкенте и т.д.

Появляются из разорившихся ремесленников и местных дехкан рабочие коренных национальностей. Они, в основном, трудились на хлопкозаводах, маслобойных, винодельческих предприятиях. На желез-ную дорогу их брали неохотно, что было связано с политическими мо-тивами. Условия труда были тяжелейшими-17-18 часовой рабочий день, отсутствие охраны труда, низкая зарплата, дискриминация. Так, на угольных копях местный рабочий получал 80 коп., а за ту же работу русский рабочий получал 1 руб. 50 коп.

Колонизация края была одной из приоритетных задач. Она на-чалась вместе с продвижением войск, с так называемой "казачьей" ко-лонизации. В этом участвовали и нижние армейские чины. Но наиболее массовый поток составили крестьяне. Переселение шло волнообразно, что отражало не только установки правительства, но и внутренние катаклизмы в империи. Всплеск 1891-92 гг. связан с голодом в центре России, поток 1906-1910 гг. с реформами Столыпина, с 1912 г. хлынули переселенцы из голодающего Поволжья.

В 1903 г. были изданы правила добровольного переселения "сель-ских обывателей" и мещан на казенные земли в областях Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской. В 1905 г. была создана "Переселенческая партия", имевшая задачей выявить на местах колонизационный фонд и приступать к устройству переселенцев.

Через Ташкент ежегодно проходило до 8 тыс. человек, в осно ном, бедняков-крестьян. Переселенцы не находили на новых мес свободных земель для расселения, и им начали отводить территори принадлежащие местному населению. Это вызвало законное воз& ние населения, ухудшало межнациональные отношения. Местная адми-*} нистрация, обеспокоенная этим, пыталась приостановить переселение i даже закрывала край для колонистов. Однако, аграрная реформа Сто-| лыпина, имевшая целью создания в деревне прочной опоры царизму в| лице сельской буржуазии, по-новому ставила вопрос о переселенческой! политике в Туркестане. Царизм поставил задачу превратить Туркестан в| "неотъемлемую составную часть России", а его области - в обычные! губернии.

Это означало полное игнорирование и подавление национальной самобытности края. Колонизация теперь имела цель не просто ослабле-ние аграрного кризиса в метрополии, а создание в Туркестане крепкого слоя из русских кулаков. Здесь ориентация на "крепкого" русского мужика становилась средством укрепления "русской государственности". Новый курс вызвал наплыв переселенцев. Российское пришлое население в крае достигло 650 тыс. человек, т.е. 9,2% всего его населения. Кроме того, создавая этот слой, царизм рассчитывал создать плацдарм для дальнейших авантюр в Азии.

В 1908-1909 гг. была проведена ревизия Туркестана сенатором графом К.К.Паленом. Она поставила вопрос о непорядках в управлении краем. Был разработан проект преобразований. План игнорировал возможность развития промышленности, оставляя Туркестан аграрно-сырьевым. Итак, 1907-1914 it. стали годами, когда колониальный гнет возрастал все более быстрыми темпами.

После начала 1 мировой войны (1914 г.) значительно возросла роль Туркестана, как поставщика стратегического и промьп пленного сырья (хлопок, шерсть, каракуль) и т.д. Царские власти усилили коло-ниапьную эксплуатацию Туркестана, доводя ее до прямого грабежа.

Наилучшим принципом своего управления царизм считал поли-тику русификации, а для этого необходимо было контролировать рели-гиозные учреждения, суд, просвещение и т.д.

Были предприняты шаги по ограничению влияния ислама. В ряде городов убрали должности казы-калона, шайх-уль-ислама, изъяли часть имущества вакфов, ограничивался прием на госслужбу лиц, окончивших медресе. С другой стороны, были попытки заигрывания с духовенством. С этой целью был снят в 1900 г. запрет с паломничества в Мекку. Были даны указания аппарату о приеме на службу лиц с обязательным знанием русского языка. При этом предлагалось расширить обучение местного населения русскому языку.

Орудием русификаторской политики должна была служить и школа. Была создана система русско-туземных училищ, где дети местного

населения обучались с русскими детьми. В 1911 г. на территории современного Узбекистана работало 165 русско-туземных школ. Основ-ная масса преподавателей в них - русские. Однако, отметим, что в этот период русификаторская школьная программа фактически провалилась. Население воспринимало ее как антинациональную, антимусульманскую.

Сохранились мактабы и медресе. Появились и созданные джади-дами "новометодные" школы. В крае до 1917 г. их было зарегистриро-вано 92. Они вызвали недовольство реакционной части духовенства и беспокойство царской администрации, которая допускала их открытие только после утверждения программы.

На опыте новометодных школ создавались первые буквари по звуковым и слогопроизносительным методам: "Адиби аввал" (Первый наставник) Мунаввар-Кары Абдурашидханова, "Биринчи муаллим" (Пер-вый учитель) Абдуллы Авлони и т.д.

Несмотря на давление, продолжала развиваться самобытная куль-тура. В эти годы создавали свои произведения Мукими, Завки, Асири, Бехбуди, Ходжи Муин и др. Развивалась узбекская, как народная, так и классическая музыка, ремесла, предметы прикладного искусства и т.д.

Говоря о культурной и научной жизни края, нельзя не отметить и проникновение сюда европейской культуры и науки. Здесь работали П.Т.Семенов-Тянь-Шанский, Л.П.Федченко, В.Л.Вяткин, обнаруживший в 1908 г. в Самарканде обсерваторию Улугбека. Край посещают актеры, гастрольные коллективы. Так, в 1910 г. в Ташкенте выступала известная русская актриса В.Ф.Комиссаржсвская. Необходимо отметить, что слияния культур не произошло.

Тема 12. Национально-освободительная борьба народов Туркестана против царского гнета. Джадидшм.

План:

1. Национально-освободительное движение в Туркестане во 2-й половине XIX века.

Истории российского уголовного законодательства... курс истории ВКП... . Тем самым... теоретиков -авторитетов... методологически ущербна... срывают его планы . Возможны... на основе изучения организованной преступности... УК Узбекистана , ...

В 1853 г. русские войска под командованием генерала Перовского, пройдя 900 верст по безводной местности, штурмом взяли Кокандскую крепость Ак-Мечеть, прикрывавшую все пути в Среднюю Азию. В походе участвовали три сотни уральских и две сотни оренбургских казаков. Крепость переименовали в форт Перовский и начали строительство Сыр-Дарьинской линии, которая должна была прикрывать от набегов территорию от Аральского моря до Нижнего Урала. В 1856 г. начинается строительство укреплений от форта Перовского до форта Верный, чтобы прикрыть 900 верст степи и соединить Сыр-Дарьинскую линию и Сибирскую, установить связь между Сибирским, Уральским и Оренбургским войсками, которым теперь приходилось охранять территорию в 3 500 верст. В 1860 г. кокандские войска пытаются захватить Верный, но сибирские и семиреченские казаки отбивают это нападение. В 1864 г. русские войска занимают Чимкент и наносят кокандцам поражение. Кокандцы собирают остаток сил и идут в набег на русские войска в крепости Туркестан, но по дороге натыкаются на сотню уральских казаков есаула Серова. В трехдневном бою у Икан казаки отбивают нападение всей кокандской армии. Из 110 казаков уцелело 11, были ранены - 47, убиты - 52.


В 1865 г. русские войска вместе с уральскими казаками занимают Ташкент. Учреждается Туркестанская область. В 1866 г. начинаются военные действия против претендующего на Ташкент эмира Бухары. Набег бухарцев был отбит. В 1868 г. русские войска генерала Кауфмана, в составе которых находятся уральские казаки, идут на Самарканд, и эмир бухарский сдается, признает протекторат России.

Оренбургские казаки при покорении Туркестана

В 1869 г. русские войска из Закавказья высаживаются на восточном берегу Каспийского моря. В 1873 г. организуется поход на Хиву, крупнейший центр работорговли в Средней Азии. Через безводную пустыню войска подходят к Хиве с трех сторон - от Туркестана, от Оренбургской линии и от Каспийского побережья. В походе участвуют сибирские и семиреченские казаки, 5 сотен уральцев, 12 сотен оренбуржцев, Кизляро-Гребенский и Сунженско-Владикавказский полки с Терека и даже часть Ейского полка Кубанского войска. В ходе похода была побеждена сама природа. Затем двухдневным штурмом 28 и 29 мая берется Хива. В 1875 г. оренбургские, уральские, сибирские и семиреченские казаки помогают русским войскам овладеть Кокандом.

Туркестан и Закаспийский край, где укрепляется власть России, разделяется Туркменской степью, кочевое население которой продолжает совершать набеги. До оазиса, где стоял опорный пункт туркмен - Геок-Тепе, на 500 верст лежала пустыня. В 1877 и 1879 гг. русские войска дважды безуспешно пытались занять эту крепость. В 1880 г. генерал Скобелев начинает поход на Геок-Тепе от Каспийского побережья. Вместе с ним идут 1-й Лабинский, 1-й Полтавский и 1-й Таманский полки Кубанского казачьего войска. Навстречу Скобелеву из Туркестана движется отряд генерала Куропаткина, в который входят оренбургские и уральские казаки. Под Геок-Тепе отряды встречаются. 23 декабря 1880 г. начинается осада крепости, 12 января 1881 г. она берется штурмом. За этот бой 1-й Таманский полк кубанцев был награжден Георгиевским знаменем. Таким образом, вся Средняя Азия была присоединена к России.

После распада СССР бывшие республики заключили добровольный договор о Содружестве Независимых Государств, сокращенно СНГ, который регулировал и упрощал некоторые взаимоотношения между вновь образовавшимися, независимыми странами.

Средней Азией принято называть ряд стран на юге СНГ, в который входят такие государства, как:

Среди стран средней Азии выход к морю имеют только Казахстан и Туркмения, эти государства с западной части омывает Каспийское море. Все остальные державы считаются внутриконтинентальными. Выхода к Мировому океану нет ни у одной страны.

Каспийское море омывает берега пяти государств — России, Казахстана, Туркмении, Азербайджана и Ирана

Среднеазиатские страны богаты на природные ресурсы: в Туркмении добывают нефть и газ, в Узбекистане большие месторождения бурого угля, имеется природный газ, а также есть залежи золота, Киргизия богата рудой и углем, а серу добывают в Туркмении. Так как Киргизия и Таджикистан располагаются в горной местности, то вследствие этого они обладают большим энергетическим потенциалом благодаря наличию горных рек.

Центральная площадь в Бишкеке, столице Киргизии

Бишкек чистый и красивый город с приятной архитектурой и, в отличие от многих других столиц, с чистым горным воздухом. Все достопримечательности и развлекательные центры расположены в центре города.

Киргизия находится между горными хребтами, тут располагаются горнолыжные курорты, а также имеются термальные источники в Чуйской долине. Но излюбленным курортным местом стало озеро Иссык-Куль, с советских времен сюда приезжали отдохнуть и подлечиться в оздоровительных санаториях жители со всех регионов страны. Озеро очень красивое и чистое, при этом настолько большое, что не видно противоположного берега.

Что касается экономики государства, то она строится на промышленности и добыче полезных ископаемых. А также развивающийся туризм ежегодно приносит в страну около полумиллиарда долларов. Но ситуацию с экономикой осложняет внешний долг, который держава никак не может выплатить. Главными экономическими партнерами для Киргизии остаются Россия, Казахстан и .

Казахстан

Территория Казахстана покрыта пустынями или полупустынями, лесов здесь мало, поэтому к ним относятся бережно и практически не вырубают оставшиеся лесополосы. Это самое крупное государство среди не имеющих выхода к Мировому океану, держава занимает по площади 9 место в мире и 2 среди стран СНГ, уступая только России.

Казахстан имеет общие границы:

  • Россия (северная и западная границы).
  • Китай (восточная граница).
  • Киргизия (южная граница).
  • Узбекистан (южная граница).
  • Туркмения (южная граница).

В Казахстане официальная столица – Нур-Султан (Астана), население которой составляет 700 тысяч жителей. Это самый крупный по площади город и его благоустройство поражает приезжих и привлекает ежегодно все больше туристов. В Нур-Султан были вложены огромные средства, отстроены здания и памятники архитектуры, поражающие своей красотой и масштабностью.

Город привлекает не только туристов, но и инвесторов. У этой страны самая стабильная и внушительная экономика на постсоветском пространстве, уступает она лишь России.

Нур-Султан (Астана), столица Казахстана

Но Нур-Султан не единственный крупный город в Казахстане. Алма-Аты признан неофициальной столицей страны, но, несмотря на меньшую площадь, численность жителей составляет 1,7 млн. человек, что почти в 2,5 раза превышает населенности столицы. Здесь есть метро и развита инфраструктура не хуже, чем в главном городе.

Казахстан сотрудничает с государствами , Арабскими государствами, а также с Китаем и Евразией.

Население Республики насчитывает 30 миллионов человек, причем городских жителей и обитателей деревень одинаковое соотношение. Площадь Узбекистана составляет 447,4 кв. километра, что гораздо меньше, чем у Казахстана и Киргизии, однако численность населения здесь выше. Граничит государство со следующими соседями:

  • Киргизия (восточная граница).
  • Казахстан (северо-восточная, северная и северо-западная границы).
  • Туркмения (юго-западная и южная границы).
  • Афганистан (южная граница).
  • Таджикистан (юго-восточная граница).

Ташкент – столица и сердце страны, несмотря на то, что город был полностью разрушен в результате землетрясения в 1966 году, его восстановили. Он, красив и привлекателен для туристов своими архитектурными изысками, памятниками и благоустройством территории. Столица признана самым красивым городом Центральной Азии.

Численность его населения составляет более 2 миллионов человек, здесь есть метро и развита инфраструктура. Излюбленным местом отдыха горожан стало Чарвакское водохранилище, которое находится в окружении покрытых снегом гор.

Комплекс Хаст-Имам — Ташкент

В 2005 году в отношении страны ООН была принята резолюция, поводом стало излишне жестокое подавление волнений в городе Андижане местным правительством, в ходе которого погибли сотни людей.

Таджикистан

– развивающаяся страна, чья экономика построена на аграрно-индустриальной основе. Государство показывает стабильно-положительные показатели прироста ВВП, основные моменты стратегии развития – это достижение энергетической независимости, обеспечение продовольствием населения страны, а также преодоление транспортной изоляции, государство не имеет выхода к Мировому океану.

Площадь страны невелика, составляет 143 тысячи квадратных километров с населением в 8,5 миллиона человек. Республика имеет общие рубежи со следующими государствами.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные