Статья ранние годы л козер. Социология: учебное пособие
КОЗЕР, ЛЬЮИС АЛЬФРЕД (Coser, Lewis Alfred)(1913–2003), американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов.
Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Отец, еврей по национальности был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.
Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 – он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.
Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением – только потому, что кроме немецкого знал еще французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.
В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьезным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.
В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.
После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера .
Конец 1940-х – начало 1950-х ознаменовалось в США расцветом маккартизма – гонений на приверженцев мало-мальски левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident – «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.
Проработав в Брендисе 15 лет, он перешел в Нью-Йоркский Государственный Университет, где работал вплоть до своей отставки.
1960–1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – Георг Зиммель (1965), Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).
Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964–1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975–1976.
После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев.
Несмотря на все попытки ученого расширить сферу своей деятельности и не ограничиваться изучением какой-либо одной области, в истории социологии он в основном известен как один из основоположников конфликтологии.
Социология 1940–1950 ориентировалась на концепции структурного функционализма (в первую очередь, на теории Т.Парсонса), в которых главенствующее место занимали принципы порядка и стабильности (). Социальный конфликт в этой системе рассматривался как патологический, разрушительный процесс. Козер взглянул на конфликт совершенно под другим углом зрения. Для него конфликт – это вовсе не социальная аномалия, а естественная и даже необходимая форма существования и развития социальной системы, которая нередко имеет негативные последствия, но может давать и заметный позитивный результат. Главной темой социологии конфликта стало изучение влияния конфликтов на сохранение и восстановление целостности систем, на процессы приспособления общественных структур к требованиям действительности.
Доказывая наличие позитивных (группосозидающих) функций конфликта, он пытался дать полномасштабную картину тех факторов, которые способствуют (или, наоборот, препятствуют) такой интеграции. Среди них не последнее место занимает, например, вовлеченность индивидов в групповую структуру. Чем теснее связи между людьми в группе, тем больше конфликт в таких группах имеет негативные последствия. В группах с высокой интенсивностью взаимодействия конфликты часто на время «загоняются вовнутрь». Однако концентрация людей на одних и тех же проблемах, возникающих в рамках этой группы, может привести в результате к такому взрыву, который полностью разрушает эту группу. В тех же случаях, когда люди вовлечены в групповую деятельность только частично и являются одновременно участниками не какой-то одной социальной группы, а целого ряда разных групп, конфликты играют созидательную функцию – поддерживают необходимый баланс сил, предотвращая концентрацию эмоций на какой-либо одной проблеме и не допуская раскола общества.
Согласно Козеру, есть определенная закономерность между структурой группы и протеканием внутренних и межгрупповых конфликтов. Так, группы, которые имеют внешнего врага, как правило, более сплоченны и требуют от своих членов полного подчинения. Козер выделил два основных типа социальных систем, по разному влияющих на восприятие конфликтов и на их протекание. Первый тип – жесткая, деспотически-тоталитарная система – характеризуется неприятием социальных конфликтов как самого явления и отсутствием в связи с этим механизмов для их разрешения и урегулирования. Второй тип – гибкие системы, открыто признающие наличие конфликтов в социальной жизни и активно практикующие самые разные способы и методы работы с ними. Если для первых систем возникновение серьезных конфликтов связано с дезорганизацией и постепенным разрушением системы, то для вторых - это сигнал о необходимости саморегуляции и реформирования системы в соответствии с новыми требованиями окружающей действительности (конфликт выступает как «страхующий клапан» системы).
В целом концепция Л.Козера не столько противостояла структурному функционализму, сколько развивала его идеи, выводя их на новый уровень. С его подачи стала рассматриваться возможность поддержания и утверждение социальной структуры с помощью регулируемого конфликта внутри и между группами. Главная же заслуга Козера состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное социальное явление.
Труды: Функции социального конфликта . Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, М., 2000; Социальный конфликт: Современные исследования . М., ИНИОН, 1991.(http://auditorium.ru/books/1140/index.html)
Наталия Латова
Льюис Альфред Козер (1913-2003), развивая идеи Зиммеля, попытался доказать возможность структурно-функционального объяснения конфликта. Его наиболее известная интерпретация зиммелевской теории конфликта зафиксирована в работе «Функции социального конфликта» (1956) , положившей начало разработкам конфликтной теории, как это ни парадоксально, была направлена на то, чтобы продемонстрировать, что структурный функционализм пригоден для описания конфликта и социальных изменений.
Книга «Социальные функции конфликта», ставшая бестселлером в ряду социологической литературы, расценивается как одна из первых серьезных попыток концептуализации феномена конфликта с акцентом на изучении его позитивных функций.
Вслед за Зиммелем Козер пришел к выводу, что конфликт выполняет позитивную функцию и служит укреплению границ и предотвращению распада групп. Концентрация на функциональных аспектах конфликта не исключает утверждения, что определенные формы конфликтов ведут к дезинтеграции. Козер различал в анализе Зиммеля социологическую и психологическую составляющие, считая главным предметом своего изучения конфликты в группах, а не особенности индивидуального поведения.
Он рассматривает порядок и конфликт как два равнозначных социальных процесса и подчеркивает, что, как и все социальные явления, конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Предшествующие социологи слишком часто подчеркивали негативные стороны конфликта и забывали о позитивных.
Л. Козер ставит своей задачей установление условий, при которых конфликт позитивен или негативен. Он не стремится к созданию всеобъемлющей концепции общества и личности. Его цель - продемонстрировать, что конфликт как социальный процесс (одна из форм социального взаимодействия) может быть инструментом формирования, стандартизирования и поддержания социальной структуры; он способствует установлению и сохранению границ между группами; межгрупповой конфликт способен реанимировать групповую идентичность, предохраняя группу от ассимиляции.
Вслед за Г. Зиммелем Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направлено на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
В работах Зиммеля и Козера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта:
- - установление единства и сплоченности;
- - производство стабилизирующих и интегративных элементов;
- - выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
- - создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;
- - создание ассоциаций и коалиций;
- - помощь в уменьшении социальной изоляции и объединении индивидов;
- - поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
- - выполнение функции спускового клапана для уменьшения фрустрации и агрессии;
- - создание почвы для консенсуса;
- - формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;
- - укрепление внутреннего единства;
- - усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм;
- - способность сдерживать конфликт за счет выявления сил в конфликте (так называемый «зиммелевский парадокс», который звучит следующим образом: «Наиболее эффективная предпосылка предотвращения конфликта - точное знание сравнительной силы обеих сторон - зачастую достижима только в ходе реального конфликта» ).
В условиях первичной группы полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим истокам внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неаккумулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым ее раскол по одной линии. Поэтому не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.
Взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличия противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства. Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты.
Не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.
Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти состояния, изменив существующее соотношение властных позиций.
Обе стороны, стремящиеся к достижению одной и той же цели, вынуждены ограничивать себя в конфликте, стремясь не довести ситуацию до такого состояния, когда будет уничтожен или выведен из строя сам объект притязаний.
Зиммель в этой связи обращал внимание на то, что конфликтующая сторона заинтересована в сохранении единства своего врага, ибо в противном случае будет весьма трудно одержать решительную победу. Например, захватившей вражескую столицу армии может потребоваться гораздо больше времени для подавления сопротивления разрозненных отрядов по всей территории страны. По этой же причине бизнес-сообществу выгоднее и эффективнее вести переговоры с каким-то одним профсоюзным объединением, нежели с массой неподатливых локальных союзов.
Другая часть правды, по замечанию того же Зиммеля, состоит в том, что принцип «разделяй и властвуй» остается главным в достижении победы. Точно так же можно привести немало примеров, когда конфликт начинает выходить из-под контроля и армии вынуждены прекратить свои действия. Полномасштабная ядерная война является примером такого рода случая.
Концепция Зиммеля - Козера в данном случае не содержит полноценных теоретических описаний условий, при которых нужно ожидать того или иного результата. С точки зрения социологической теории Козер не вносит в структурный функционализм ничего принципиально нового, кроме представлений о способности структур быть результатом социального конфликта и возможности их поддержания и утверждения путем конфликта внутри и между группами.
Причины конфликта коренятся в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольство, уровня минимальной взаимной лояльности, необходимой для сохранения целостности системы, уровня допускаемой в системе мобильности, а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабоимущих слоев.
- Coser L. Functions of Social Conflict. N. Y.: Free Press, 1956.
- Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 162.
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Л. КОЗЕРА
Американский социологфункционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).
Главные вопросы, рассматриваемые Козером:
– причины конфликтов;
– виды конфликтов;
– функции конфликтов;
– типы общества;
– острота конфликта;
– последствия конфликта.
Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.
Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.
Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.
Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.
Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.
Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.
Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.
Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.
Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон РобертЭнергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как
Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав МихайловичРаздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для
Из книги Психология труда автора Прусова Н В22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов
Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных
Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа») Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными
Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина АлександровнаЧАСТЬ V. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТЕОРИЯ ЭГО XIV. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ
Из книги автораТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в
Из книги автораТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология»
Из книги автораТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. БОУЛДИНГА На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдинг убежден,
Из книги автораТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА Американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), являясь представителем структурного функционализма, имел специфический взгляд на содержание и природу конфликта. Его идеи представлены в книгах «Структура со циального
Из книги автораТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА Роберт Парк (1864–1944) является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг. в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго. Социологию Парк определял «как науку о коллективном поведении» и
Из книги автораДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА На теорию социального конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно
Льюис Козер (р. 1913) - американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции социального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изучения социального конфликта» (1967) и др.
Козер опирается на традиционное для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции. Для него конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные, естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за
дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.
Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. К основным причинам конфликтов относятся дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.
Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциальные политико-юридические механизмы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественно-правовым критериям цивилизованности. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения в условиях конфликтов, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. В социальных системах второго типа, называемых Козером гибкими, существуют официально признанные, активно практикуемые институциальные и внеинституциаль-ные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет социальному мышлению совершенствовать навыки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам
большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы.
Расхождения социальных систем во взглядах на конфликты неизменно сказывается на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объективной логике неизбежного существования конфликтов, постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных, эффективных и уже апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек и внешних маневров, чтобы привести свои структуры в соответствие с изменившимися социальными условиями.
Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.
Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и достаточно реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интегративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Чарльз Райт Миллс (1916-1962) - один из крупнейших американских социологов XX в., талантливый публицист. Уроженец Техаса, где окончил университет по специальности философия и социология. Его теоретическая позиция сложилась под влиянием идей М. Вебе-ра и К. Манхейма.
Основные сочинения: «Малый бизнес и гражданское благосостояние» (1946); «Властвующая элита» (1956); «Белый воротничок. Американский средний класс», «Причины третьей мировой войны», «Социологическое воображение» (1959); «Марксисты» (1962); «Социология и прагматизм» (1964); «Власть, политика и народ» (1967) и др.
В своих работах, посвященных исследованию социальной структуры американского общества Миллс особое внимание уделил анализу социальной группы лидеров, занимающих ключевые посты в политических, промышленных и военных сферах. Для деятельности представителей этой «властвующей элиты» характерен особый, рационально-иррациональный стиль. Суть его в том, что субъекты склонны постоянно использовать рациональные средства для достижения иррациональных целей. Это делает их действия чрезвычайно опасными, несущими угрозу основам цивилизации и культуры.
ПОИСК НОВЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Миллс выступил теоретическим оппозиционером господствующих в американской социологии направлений абстрактного теоретизма и приземленного эмпиризма. Он считал, что «большая теория» в духе построений Т. Пар-сонса и эмпирическая социология в стиле Лазарсфельда не оправдывают возлагаемых на них надежд, поскольку либо задыхаются в абстракциях, либо захлебываются в фактах. Их самоограничительный рационализм сковывает научные искания и превращает последние из поиска истины в продуцирование трюизмов. Миллс предложил вернуться к методологическим традициям социологической классики времен Конта, Спенсера и Вебера, позволяющим воспринимать и объяснять социальную жизнь
и социального человека как целостности. В своих стремлениях возродить в социологии дух высокой классики и дать социологической теории возможность опереться на фундаментальные, универсальные духовные ценности Миллс выступил как предтеча постмодернизма. Огромный социально-исторический опыт, которым располагает социальная мысль, должен войти в современную социологическую теорию в виде установки на глубинное историческое видение каждой конкретной проблемы. Но главное, что предлагает Миллс, - это постоянно привле кать в научно-теоретических исследованиях резервы со циологического воображения. Это необходимо для того, чтобы научная деятельность не походила на труд ремес ленников, выполняющих рутинную работу.
В социологии уже на уровне исходной методологи ческой установки должен присутствовать дух подлинно го творчества. Дюркгейму, Марксу, Веберу удавалос! избегать крайностей как эмпиризма, так и излишней абстрактности рассуждений за счет того, что они умели связывать исследования острых проблем повседневности с анализом базовых социально-исторических структур. Более того, им всегда удавалось соединять личные заботы с общественными проблемами. Для Миллса именно заботы, осознаваемые и контролируемые людьми, составляют основное содержание повседневной жизни. Для того чтобы мелкое, малое, повседневное понимать в его тесной связи с большим, общезначимым, необходимо иметь и развивать социологическое воображение. Классики социологии, обладавшие им, умели органично связывать эти две социальные сферы - микромир и макромир, что давало в результате ценный познавательный эффект, суть которого Миллс демонстрировал на примере Вебера, чья книга «Протестантская этика и дух капитализма» рассказывает об особенностях пуританского сознания гораздо больше того, что мог бы рассказать о себе сам протестант того времени. Исследователи не должны заменять профессиональное социологическое воображение статистическими выкладками и абстрактными схемами, в противном случае будет страдать качество научных работ. Особенно важно помнить об этом тогда, когда предметом исследования является личность.
Адекватное социологическое понимание человека предполагает, что исходными точками отсчета в его изучении служат три базовых фактора - индивидуальная биография, общая история и социум как целостность. Человек предстает как социальный тип, чья биография должна рассматриваться сквозь призму воздействия на нее социальных институтов и общественных структур. Пребывая с самого начала внутри этих структур, чело-| век растет в семье, получает образование в школе университете, работает в коллективе, и везде он вынуж-! ден играть те или иные социальные роли. Моменты смены этих ролей выступают для него как переходы на новые уровни социальной, личностной зрелости, а индивидуальная биография принимает вид социальной биографии, включенной в обширнейший социально-исторический контекст. Это проливает дополнительный свет на суть социологического воображения как методологического инструмента познавательной деятельности. Человек только тогда и может достаточно адекватно осмыслить свой жизненный путь и в полной мере оценить масштабы достигнутого, когда ему удается поместить себя в рамки своего времени и своего общества. Здесь Миллс оказывается фактически на пороге введения в свой научный аппарат такого концепта, как единство социального времени и социального пространства (хронотопа). Социологическое воображение для него не просто умение проводить сравнения и обнаруживать связи между различными вещами и сферами, но и способность включить малое время-пространство индивидуальной судьбы в большое время-пространство всеобщей социальной истории.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
История западной социологии
Ббк б.. бачинин в а сандулов ю а.. б история западной социологии учебник спб издательство лань с мир куль туры истории и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издателя
Теоретическое самосознание цивилизованного социума
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В
К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ
Предмет социологии
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае
И философией
Между социологией и философией нет жесткой границы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает
Социологическое сознание западного человека
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
онятием ментальности (менталитетом) обознача
Социологическая интуиция
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что познавательные возможности разума отнюдь не б
Социологический дискурс и его условия
П
онятие дискурс (от лат. discursus - рассуждение, логический довод, аргумент) означает коммуникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов
Принципы социологического познания принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих методологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В первую очередь это принцип детерминации, требующий
Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коммуникативных и мотивационных коллизий - конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов
Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рациональных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци
Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуемой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов. Среди социологов всегда находится достаточн
Две эпохи в развитии социологии
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
КАК «ДРАМА ИДЕЙ»
С
тановление и эволюция западной социологии непосредственно связаны с общей д
Социальной мысли
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 - классики и модерна. Как рациональные методологически
Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором утвердилась новорожденная социология XIX в. Она явилась частным случаем, конкре
Цивилизация эпохи модерна
Модерн явил собой цивилизационно-культурную парадигму, существующую в оппозиции к парадигме классики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры
Как метод социального познания
д
ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут
Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсолютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир должного с его возвышенными идеалами, незыблемыми законами, традициями, канонами служил для них приме
У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв
Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и правовых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак
Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять любую из существующих мировоззренческих позиций или же
Философско-этическая апология социального порядка
Сократ (469-399 до Р. X.) - великий древнегреческий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье каменотеса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п
Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуального поиска стал живой, непосредственный диалог. Представлявший собой своеобразную микромодель культурного агона, диалог выглядел как состязание собес
Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском
Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа оснований нравственно-правовой реальности - объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо
Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам собой. Нравственности и праву необходимы надежные основания, которые пребывали бы в самом человеке, во
Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от
Платон: социальная статика как идеал
Платон (427-347 до н. э.) - крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древнего аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре
Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социологическое воображение, обладавшему талантами
Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустранимом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч
Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам которого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-правовой философии. Воплотившись в классически отч
Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по обр
Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех - идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст
Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального порядка с мировым, космическим порядком. Мировое целое, состоящее из множества разнородных вещей, достигает упорядоченности благодаря не единообразию
Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, - это живые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неоднородны в зависимости от степени выраженност
Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естественным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна
Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рассматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции общественной жизни. Пятая книга этого труд
Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единообразия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпераментов, наклонностей. Психологическое разнообра
Цицерон: человек во власти законов
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдающийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш
Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство - планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-нормативную направленность целому ряду локальных цивилизаций и культур западного и славянского миров.
Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских заповедей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впоследствии обязательными для всех христиан; 2) н
Н. Макиавелли: апология политической аномии
Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, политический деятель Флоренции, богатой торгово-промышленной республики. Родился в семье обедневшего а
Государь - очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, предлагаемая им политическим деятелям, стремящимся с
Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнаруживается нечто, сближающее его с анатомичес
К цивилизованному
Томас Гоббс (1588-1679) - английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время
Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и страхом насильственной смерти, стремятся обрести гарантии мира и безопасности. Это заставило их создать государство, где естественное состояние уступил
Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписа
Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
Гоббс указал на существование трех источников нарушений социального порядка:
1) недостаток понимания и незнание (незнание зако на, незнание приказа суверена, незнание
Ж. Боссюэ: теология монархии
Жак Боссюэ (1627-1704)- французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным проповедником, воспитателем французского дофина, епископом. Как идеолог Контрреформац
Вольтер: бог и социальный порядок
Вольтер (1694-1778) - родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - один из его 137псевдонимов) родился в семье небогат
Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, злого, преступного, и считал причиной всего этого
Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольтера, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выступив в роли создателя нескольких драм для теа
Социальной жизни
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) - французский философ-просветитель. Родился в семье придворного врача, получил образование в иезуитском колледже. Служил генеральным откупщиком. Основные сочинен
Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосознания и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие
Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-договорной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные преступления. Отдавая государству часть своей св
Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антропологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн
Принцип географического детерминизма в социальной жизни
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде
Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер социальной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст
Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» - самое значительное социальное сочинение французского Просвещения, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен
Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открывается фразой, которой суждено было впоследствии превратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо
Национальный дух как основа социальной нормативности
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)- германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни
Д. Юм: психосоциология привычки
Давид Юм (1711-1776) - английский философ, историк, публицист. Не имея возможности получить университетское образование, приобрел обширные познания путем самообразования. Создал 8-томную «Истор
Идея рациональной организации социальной системы
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) - французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс
Позитивного права
Джон Остин (1790-1859) - английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял кафедру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п
И государства
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи
Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са
Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот категорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым
Становление и развитие западной социологии
середины XIX в. в европейской культуре нача
О. Конт: рождение позитивной социологии
Огюст Конт (1798-1857) - один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секрета
Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории - социальную статику и социальную динамику. Первый имеет своим предметом принципы
Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы
Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала концепция общественной солидарности, под которой он подразумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли
Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под названием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды
Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реальность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-" стые» расы - белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.
Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX-XX вв. в западной социальной мысли сложилось авторитетное направление, сыгравшее определяющую роль в формировании национал-социалистической расистской доктрины. Его идейно-теоретич
Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политологом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследования «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче
Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) связали интеллектуальные, творческие, культурные различия людей с особенностями строения человеческих ч
Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871- 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии на
В. Дильтей: метод понимания
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - немецкий философ, культуролог, социолог, психолог, один из создателей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз
Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой общество развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов - изобретательства разнообразных новшеств, подражания индивидов дру
Толпа - хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосоциологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразования, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф
Рациональное и иррациональное в социальном поведении
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог и социальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстниками и много читал. Раннее интеллектуальное ра
Типы социальных действий
Для Вебера социология - наука, стремящаяся понять смыслы социального поведения людей путем обнаружения движущих ими причин, ибо поведение - это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.
Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели действий «экономического человека». Первая - это иррационально-авантюрная модель, возникшая в глубо
Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организационном характере, в наличии организованных групп
Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традици
Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимодействие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,
Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорного происхождения государства. В его понимании государство - это не орган социального примирения враждующих группировок, не средство продвижения н
Нормативности
Рудольф Штаммлер (1856-1938) - немецкий социолог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденц
Е. Эрлих: концепция живого права
Евгений Эрлих (1862-1923) - австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окончил Венский университет. Был деканом, а затем ректором Черновицкого университета. Ему прин
Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей
Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он оказался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить.
В нем невозможно быть счастли
Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет нечто сходное с действием карающего рока, и чело
Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в
Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841-1931)- французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч
Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, открытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разработку методологии объяснений психологии взро
Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как стихию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов и влечений, способных не только обеспечить жизнедеятельность инд
Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социального контроля он видел не только необхо
Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Достоевский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво
Дж. Морено: психодрама как тождество жизни и театра
Джекоб Морено (1892-1974) - американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем " медицину в Венском университете. Служил военным" врачом во время п
Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущающего поведения», Мертон предлагает выделять в социокультурных структурах, воздействующих на индивидуальную психику, две сферы элементов:
1
Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к определяемым социокультурными условиями целям и способам их достижения:
1) подчинение как пол
Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность может выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да
Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, - это нахождение ответов на три вопроса:
1) из каких элементов и структур состоит современ ное общество;
2) каково место данного
X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)- испанский философ, социолог, культуролог, издатель, журналист. Получил философское образование в университетах Испании и Германии. Преподавал в
Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массовое общество» и порождаемый им тип «человека-массы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо
Структурно-функционального анализа
к
" Толкотт Парсонс (1902-1979)- американский социолог, создатель структурно-функционалистского направления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон
Теория действия
Вцентре концепции Парсонса - феномен человеческого действия, под которым он понимал внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регулят
Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих определенным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр
Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу деятельности людей в сфере правовых отношений. Одни
Открытого и закрытого общества
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)- английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был профессором Лондонской школы экономики
О. Ранк: психосоциология неврозов
Отто Ранк (1884-1939) - австро-американский психолог, социолог, доктор философии. Был учеником и последователем Фрейда, секретарем его психоаналитического кружка, редактором психоаналитического
В. Райх: социология сексуальности
Вильгельм Райх (1897-1957) - австро-американский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал доктором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы
Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического характера», под которым понимал психику личности, сформировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон
Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим основанием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты
У. Ростоу: стадиальная типология социальных систем
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)- американский социолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр
Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная прагматика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове
Историческая макросоциология культур и цивилизаций
Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий социальный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пессимизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия
Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах - как предметность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, представляет собой уникальную целостност
Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания - не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилизаций как общностей, более масштабных, чем нации
Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы - представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н
Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности является человек, обладающий сознанием, свободой, способностью к выбору, религиозностью, умением различать добро и зло и потому возвышающийся над диктатом
К.Г. Юнг: психосоциология коллективного бессознательного
Карл Густав Юнг (1875-1961)- швейцарский психолог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университетов Цюриха, Базеля. Испытал вл
Сущность архетипа
Психическое существование человека - сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопределяется комплексами бессознательных переживаний - архетипами. Как общие «модели поведения», универс
Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекающих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств
Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессознательные предпосылки и для нормативного поведения, которые служат чем-то вроде исходных первопринципов долженствования, базовых факторов порядка.
Социальные формы деструктивного поведения
Эрих Фромм (1900-1980) - психолог, социолог, философ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр
Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру личности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су
Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного поведения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми существами, будь то животное, ребенок, женщин
Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желани
Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преимущественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое видение социально-правовых проблем европейской истории
Основная задача тюрьмы как социального института виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь
И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются научно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с привлечением познавательных средств и методов юри
Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид
Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит
Пьер Бурдье (р. 1930) - французский социолог. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже. Преподавал философию, возглавлял Центр европейской социологии, издавал журнал «Ученые труды в социальн
Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гуманизма и умеренного либерализма, называя свою платформу «либеральным гуманизмом». Отвергая насильственные формы социального воздействия политических
Современное общество с его структурами и институтами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не
Русский ренессанс на рубеже XIX и XX веков
усское необарокко, сочетающе
Н.С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890- 1938)- культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском универ
Л.И. Петражицкий: социопсихология социально-правового поведения
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - российский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинском и юридическом факультетах Киевского университ
Политическая социология борьбыза власть
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) - теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то
Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свободы, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстерегающие людей в социальной жизни, - это к
Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил традиционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и
Славянского мира
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учился в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава
Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключалось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодействия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн
Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенситивная этика гедонистична и призывает: е
Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация - идеалистическая. Она занимает промежуточное место между идеациональнои и чувственной системами, играет переходную роль, являя собой своеобразное сочетание норм и ценностей о
Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительного характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы абсолютные нормативные основания, соотносящиес
Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абстрактных философем. Ей не свойственно ни постулировать какие-либо ценности и нормы, ни защищат
Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдисциплины:
1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) - это общая теория со циальных проблем, форму
Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социологии выступает доступное непосредственному наблюдению взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре
Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе права, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и считал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб
Западное социологическое сознание
1. Социология - теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4
Специфика социологического подхода
История западной социологии
Учебник
Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова
Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро
— совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение...
(лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения...
— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодействия, зависимости и проявления конфликтов в общественной жизни. Социальный...
) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания...
теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из...
Л. КОЗЕР
Льюис Козер (Coser) (р. 1913) - американский социолог, известный своим вкладом в развитие социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956); "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956); "Этапы изучения социального конфликта" (1967) и др.
В своих работах Козер опирается на уже ставшее традиционным для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о их способности выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции. Он категорически не согласен с теми, кто считает конфликты социальными аномалиями. Они для него - нормальные, естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта, имеющая большую вероятность перехода в действительность. Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов и групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний и предполагающих нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника. То есть предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. К основным причинам конфликтов относятся дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.
Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые, или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институционные политико-юридические механизмы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественно-правовым критериям цивилизованности. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий репрессивный характер. У индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения в условиях конфликтов, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. В социальных системах второго типа, называемых Козе ром гибкими, существуют официально признанные, активно практикуемые, институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет социальному мышлению совершенствовать навыки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы. Расхождения социальных систем во взглядах на конфликты неизменно сказываются на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объективной логике неизбежного существования конфликтов, постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных, эффективных и уже апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям.
оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек и внешних маневров, чтобы привести свои структуры в соответствие с изменившимися социальными условиями.
Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, участники которых оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.
Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интег-ративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.