Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи. Конспект урока обж на тему "правила оказания первой медицинской помощи" Оказание первой помощи открытый урок
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».
Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.
Цели:
Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.
2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.
3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.
4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.
6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.
7. Развивать моторику пальцев рук.
Предварительная работа:
Подбор материала по теме.
Беседы о ЗОЖ.
Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.
Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.
С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».
Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».
Разучивание песни «Непослушные ребята».
Оборудование:
Телефон.
Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.
Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.
Аптечка с набором медикаментов.
Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».
Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».
Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.
Кукла доктора Здравинки.
Ход занятия.
1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.
*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).
– Быть здоровым значит (не болеть , не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).
– Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).
– У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).
– Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).
– Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефон у или в поликлинике).
– Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).
– Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).
2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка
*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.
*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):
– «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».
– «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».
– «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей
оказали экстренную помощь?».
После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.
Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».
3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.
* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку – чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).
4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.
Здравинка . Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка .
пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.
а) Рассматривание содержимого аптечки.
*Д/у «Для чего это надо?».
(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)
– Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.
– Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.
– Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.
Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.
б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.
1 страница.
Гордо ехал мальчик Петя
На своём велосипеде,
А потом лихачить стал –
Руль руками не держал!
И свалился на дорогу,
Ободрал себе он ноги,
Рис.3. Книга доктора Здравинки . Колени руками зажал,
«Ой, как больно!» закричал.
Чтоб паденья избежать,
надо крепко руль держать!
– Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?
Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.
2. Промыть ранку перекисью водорода.
3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).
4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.
-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).
2 страница.
На качелях качался Ваня,
К нему подбежала Таня,
Качели взлетели и вот –
Танюше ударили в лоб.
Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?
Ушиб: 1. Сказать взрослому.
2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.
*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».
На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).
3 страница.
Вот так носик у Алёны –
Кровь вдруг стала капать.
Ситуация знакома?
Но не надо плакать.
Что вы посоветуете Алёнке?
Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.
2. Сесть, опустив подбородок.
3. Приложить холод к носу.
4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).
*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».
Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.
4 страница.
На улице сильный мороз,
Кусает он щёки и нос.
Но Ваня домой не идёт,
Гуляет весь день напролёт.
И вот пальцы рук онемели,
Не знает он, что же делать.
Ребята, а вы знаете, что делать?
Обморожение: 1. Сказать взрослому.
2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!
3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).
Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )
Замёрзли пальчики немножко,
Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу
И похлопаем в ладошки, / хлопают
Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони
Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки
Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам
Аккуратно их потрём, / трут щёки
Но не снегом, а рукой. / трут нос
Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок
Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте
Если всё же ты замёрз – / обнимают себя
Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся
5 страница.
У огня игрался Коля
И игрою был доволен.
А когда огонь обжёг,
Боли выдержать не мог –
Он от боли закричал
Маме жаловаться стал.
– Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?
Ожёг: 1. Сказать взрослому.
2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).
5. Здравинка . С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?
Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.
Песня с движениями «Непослушные ребята». /Автор Петрова С.А./
Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- /шагают на месте
Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. /изображают «по тексту»
По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, /руки в стороны, идут по одной линии;
«шлёпают»…
Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья, /удары горизон. ладонями др. по
др.+жонглиров.
Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, /разводят руки в стороны
Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки
по очереди
Нории мокрые от лужи, с пальца кровь из-за стекла, /показ на ноги. + указ.палец вверх
Шишки, ссадины, ушибы …- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками
Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / пружинка
Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны
Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, /шагают вперёд
Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая
6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:
*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис. 4 . Карточки.
Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,
К совершенству приёмов стремиться,
Для того, чтобы знать и уметь
Как беды избежать, уцелеть.
Если с тобою случится беда –
Взрослым рассказывай всё и всегда.
Раны надо мазать йодом,
При простуде – чай пить с мёдом.
И запомните – лекарства
Без врача давать опасно.
Но можно доверить любому ребёнку
Пластырь и йод, бинты и зелёнку.
Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.
7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.
Открытый урок по ОБЖ
Первая медицинская помощь
Учитель начальных классов
Седенкова Марина Юрьевна
Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.
Цели и задачи урока:
Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;
учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.
способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;
развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;
позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.
повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;
создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Межпредметные связи (интегрирование):
медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;
условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе, на природе, дома).
Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку
Обеспечиваемые:
Методическое обеспечение урока:
Презентация «Первая помощь», электронные физминутки
Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы
ХОД УРОКА
Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»
2. Актуализация знаний
Учащиеся читают стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)
Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)
В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)
3. Физминутка (музыкальная, презентация)
4. Работа по теме урока
Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.
(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)
Что случилось с вами, ребята?
(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)
Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.
Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)
Слайд – памятка
При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.
Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)
Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.
После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.
(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)
Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.
А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.
Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.
Слайд – памятка
Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.
Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.
Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.
Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.
Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.
Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»
Умываться по утрам.
Тереть глаза грязными руками.
Смотреть телевизор, сидя близко к нему.
Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.
Смотреть на яркий свет.
Пользоваться чужими очками.
Делать гимнастику для глаз.
Физкультминутка для глаз. (Электронная)
Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.
Продолжение работы.
Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).
При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)
Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.
Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.
6. Закрепление.
- Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)
Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.
Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.
Липкий пластырь;
Настойку йода;
Перекись;
Синтомициновая эмульсия на случай ожогов или обморожений;
Ножницы.
Всем понятно, что лекарства
Без врача давать опасно.
Но можно доверить любому ребёнку
Пластырь и йод, бинты и зелёнку.
Загадки
Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)
Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)
Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)
Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)
Термометр. (Градусник)
Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)
Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A , B , C , D и др. (Витамины)
Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)
Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)
7. Итог.
Что вы запомнили на уроке?
О чём захотелось узнать больше?
Цели:
Обучающие:
- формирование первичных навыков определения типа ранения,
- изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях.
Развивающие:
- развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.
Тип урока: комбинированный
Продолжительность: 70 мин.
Метод проведения урока : информационно-наглядный
Технические средства и наглядные пособия:
- Ккроектор
- плакаты
- опорные конспекты, текстовые задания
- индивидуальный перевязочный пакет
- аптечка
- жгуты медицинские
- бинты перевязочные
№ |
Этапы урока |
Время |
|
Организационный |
Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку |
||
Проверка домашнего задания |
Фронтальный опрос |
||
Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала |
Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений (сообщение темы, целей) |
||
Формирование новых знаний |
Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысление, первичного обобщения, систематизация нового для студентов материала |
||
Закрепление новых знаний |
Проверка понимания сущности новых понятий |
||
Формирование умений и навыков |
Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях |
||
Подведение итогов урока |
Анализ успешности достижения цели, оценивание работы студентов на уроке |
||
Информирование студентов о домашнем задании |
Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению |
ХОД УРОКА
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, отсутствующих:
- Добрый день! Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Приложение №6 , слайд №1)
План работы:
- повторение темы: «Первая медицинская помощь при кровотечениях»
- новая тема
- решение ситуационных задач по новой теме
- выступление экспертов
- подведение итогов
- задание на дом
Студенты слушают эпиграф и план урока, записывают в тетрадь.
II . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Ребята, когда я на прошлом уроке просила Вас повторить тему «Первая медицинская помощь при кровотечениях», я говорила, что это очень важно не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни» Двум студентам я предлагаю подготовить свои вопросы индивидуально у доски.
Преподаватель вызывает двух студентов к доске, раздает задания.
Задание №1 : Указать соответствие между видом кровотечения и его признаками.
(на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)
Задание №2 : Рассмотреть рисунок, указать, что он иллюстрирует, расшифровать значение обозначений 1-10.
(на рисунке изображен человек, точки пальцевого прижатия при артериальном кровотечении обозначены цифрами 1-10)
Преподаватель задает вопросы всей группе:
- дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________» (кровотечением).
- назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (наружное, внутреннее)
- назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)
- какой вид кровотечения наиболее опасен?
А. Паренхиматозное
Б. Артериальное +
В. Венозное
Г. Капиллярное - Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)
- Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)
- Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)
Теперь посмотрим, как ответили у доски.
Правильные ответы:
Задание №1 : Артериальное кровотечение :
- кровь ярко-алого цвета
- кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей.
- лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр.
Венозное кровотечение :
- кровь стекает пассивной струей с множеством затеков.
- цвет крови темно-бордовый.
Капиллярное кровотечение:
- кровь сочится по всей поверхности раны
Смешанное кровотечение :
- характеризуется признаками артериального и венозного
Паренхиматозное кровотечение :
- наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка и другие)
- посинение кожи в области повреждения
- бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь
- чувство неутолимой жажды
Задание №2 : Височная, сонная, подключичная, подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, подколенная артерия, артерия тыла стопы.
Затем преподаватель по желанию приглашает двух студентов продемонстрировать на практике метод наложения жгута при артериальном кровотечении предплечья, один – демонстрирует, другой – статист.
Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Так же на прошлом уроке я рассказывала вам о самых необходимых правилах наложения повязок. Я просила вас, по возможности, закрепить повязки, которые я вам демонстрировала, дома, на своих близких. К этому мы вернемся в процессе нашего занятия.
А теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!
III . ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать тему и цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету.
Студентам предлагается видеоматериал на военную тематику с элементами ожесточенного боя (1,5 мин).
Преподаватель задает вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают с войной?»
Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.
Тема: «Первая медицинская помощь при ранениях» (Приложение №6 , слайд №2)
Ответьте мне, пожалуйста на вопрос: «Только в военное время мы сталкиваемся с ранениями?». Но сначала обратимся к статистике:
ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ :
- бытовой и производственный травматизм – 100 тыс.человек
- в ДТП – 30 тыс.человек
- тонет – 15 тыс.человек
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек. Демонстрация слайда (Приложение №6 ,слайд №3).
Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели:
1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения;
2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.
Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача , достигнув цели урока, ответить на вопрос: «ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»
IV . ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы:
В ходе лекции идет активное общение преподавателя со студентами
- У вас есть ко мне вопросы?
V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение №2 , Приложение №3).
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) правильные ответы. Исправления не допускаются. Время выполнения теста 5 минут.
Вторая часть заданий практическая. Мы пока его не выполняем.
Каждый студент получает свое задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Приложение №6 , слайд №10) . Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Результаты записывает на доске.
VI . ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Перейдем к выполнению второй части нашей ситуационной задачи. Сначала первому варианту отводится роль «потерпевших», а второму варианту – роль «очевидцев» происшествия. После оказания первой медицинской помощи им нужно поменяться ролями.
За процессом будут наблюдать эксперты: по 2 человека на каждом варианте. Они будут проверять правильность оказания первой медицинской помощи и заполнять экспертные листы (Приложение №4). В экспертных листах указаны нормативы выполнения данных повязок по времени, а так же штрафные балы, за которые снижается оценка. В ходе выполнения задания эксперты выставляют оценки каждому «очевидцу» и «потерпевшему», после этого они выступают с комментариями по позициям, обозначенным в экспертном листе.
Студенты по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи. Эксперты контролируют время выполнения норматива соответствующих повязок, они могут помогать, объяснять (
Схематический план - конспект занятия: Доврачебная помощь. Оказание первой медицинской помощи при ожоге, укусах змей, пауков, переохлаждении, тепловом ударе, пищевом отравлении.
Введение.
Первая помощь - простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшего при повреждениях, несчастных случаях и т.п. Первая помощь оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу. Главная цель занятия дать общие понятия о процессе оказания первой помощи.
Общие меры первой помощи:
1. Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай (например, извлечь придавленного из-под обломков), устранить действие вредного фактора (например, дать доступ свежего воздуха при отравлении угарным газом, удалить от источника тока при электротравме и т.д.);
2. Устранить вредное влияние обстановки (перенести в помещение, а если надо в прохладное место, согреть и т.д.);
3. Оказать необходимую помощь (сделать повязку при ранении, наложить шину при переломе, перетянуть конечность при кровотечении и т.д.);
4. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать к нему скорую помощь.
Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.
Помните! При сильном артериальном кровотечении из поврежденных конечностей для его остановки отведено всего 30 секунд, чтобы не допустить несовместимой с жизнью кровопотери. Как видим, секунды и минуты решают для каждого потерпевшего извечный вопрос «быть или не быть?».
1. Ожоги.
Одной из наиболее часто случающихся разновидностей травматических повреждений являются ожоги. Они возникают вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами.
В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.
Ожоги первой степени это повреждения рогового слоя клеток кожи, которые проявляются покраснением обожженных участков кожи, незначительным отеком и жгучими болями, довольно быстро проходящими.
При ожогах второй степени полностью повреждается роговой слой кожи. Обожженная кожа интенсивно-красного цвета, появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью, ощущается резкая боль.
Ожоги третьей степени образуются при повреждении более глубоких слоев кожи. На коже помимо пузырей образуются корочки - струпья. Обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей вплоть до костей типично для ожогов четвертой степени.
Течение и тяжесть ожогов, а также время выздоровления, зависят от происхождения ожога и его степени, площади обожженной поверхности, особенностей оказания первой помощи пострадавшему и многих других обстоятельств.
Наиболее тяжело протекают ожоги, вызванные пламенем, так как температура пламени на несколько порядков выше температуры кипения жидкостей.
Необходимо быстро удалить пострадавшего из зоны огня. Если на человеке загорелась одежда, нужно без промедления снять ее или набросить одеяло, пальто, меток, шинель, тем самым, прекратив к огню доступ воздуха.
После того как с пострадавшего сбито пламя, на ожоговые раны следует наложить стерильные марлевые или просто чистые повязки из подручного материала. При этом не следует отрывать от обожженной поверхности прилипшую одежду, лучше ее обрезать ножницами.
Пострадавшего с обширными ожогами следует завернуть в чистую свежевыглаженную простыню. Возникшие пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать. Повязки должны быть сухими, ожоговую поверхность не следует смазывать различными жирами, яичным белком. Этим можно нанести человеку еще больший вред, так как повязки с какими-либо жирами, мазями, маслами, красящими веществами только загрязняют ожоговую поверхность, способствуют развитию нагноения раны. Красящие дезинфицирующие вещества «затемняют» рану, поэтому в случае их применения врачом в больнице трудной определить степень ожога и начать правильное лечение.
В последние годы в связи с постоянным и широким использованием химических веществ в промышленности, сельском хозяйстве и в быту участились случаи ожогов химическими веществами.
2. Обморожение и переохлаждение.
Отморожение. Оно возникает только при длительном воздействии низких температур окружающего воздуха, при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе, жидким или сжатым воздухом или сухой углекислотой.
Но не обязательно отморожение может наступить только на морозе. Известны случаи, когда отморожение наступало при температуре воздухе и выше 0°С. при повышенной влажности и сильном ветре, особенно если на человеке мокрая одежда и обувь. Предрасполагают к отморожению также общее ослабление организма вследствие перенапряжения, утомления, голода и алкогольного опьянения. Чаще всего подвергаются отморожению пальцы ног и рук, ушные раковины, нос и щеки.
Необходимо как можно быстрее восстановить кровообращение отмороженных частей тела путем их растирания и постепенного согревания. Пострадавшего желательно занести в теплое помещение с комнатной температурой и продолжать растирание отмороженной части тела. Если побелели щеки, нос, уши, достаточно растереть их чистой рукой до покраснения и появления покалывания и жжения. Лучше всего растирать отмороженную часть спиртом, водкой, одеколоном или любой шерстяной тканью, фланелью, мягкой перчаткой.
Снегом растирать нельзя, так как снег не согревает, а еще больше охлаждает отмороженные участки и повреждает кожу.
Обувь с ног следует снимать крайне осторожно, чтобы не повредить отмороженные пальцы. Если без усилий это сделать не удается, то обувь распарывается ножом по шву голенища. Одновременно с растиранием пострадавшему надо дать горячий чай, кофе.
После порозовения отмороженной конечности ее надо вытереть досуха, наложить чистую сухую повязку и утеплить конечность ватой или тканью. Если кровообращение плохо восстанавливается, кожа остается синюшной, следует предположить глубокое отморожение и немедленно отправить пострадавшего в больницу.
3. Тепловой или солнечный удар.
Первые признаки солнечного удара - покраснение лица и сильные головные боли.
Затем появляются тошнота, головокружение, потемнение в глазах и, наконец, рвота. Человек впадает в бессознательное состояние, у него появляется одышка, ослабевает сердечная деятельность.
Тепловой удар - болезненное состояние, возникшее вследствие перегрева всего тела. Причинами такого перегревания могут быть высокая внешняя температура, плотная одежда, задерживающая испарения кожи, и усиленная физическая работа. Тепловые удары случаются не только в жаркую погоду. Они бывают в горячих цехах, в банях, при работе в защитных комбинезонах и слишком душных помещениях. При перегревании тела у человека появляются вялость, усталость, головокружение, головная боль, сонливость. Лицо краснеет, дыхание затруднено, температура тела повышается до 40°С. Если не будут устранены причины перегревания, наступает тепловой удар. Человек теряет сознание, падает, бледнеет, кожа становится холодной и покрывается потом. В таком состоянии пораженный может погибнуть.
Как при солнечном, так и при тепловом ударе пораженного нужно уложить в тени на свежем воздухе и провести те же мероприятия, что и при обмороке. Если пораженный не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание.
4. Укусы животных, змей, насекомых.
Укус животного
Укушенные раны всегда загрязнены различными микроорганизмами, находящимися в полости рта животных и человека. При укусах больных бешенством животных возможно заражение человека. Чаще всего кусают домашние собаки, реже кошки и дикие животные (лисы, волки). Большую опасность представляют укусы животных, больных бешенством (чрезвычайно тяжелым вирусным заболеванием). Вирус бешенства выделяется со слюной больных животных и попадает в организм пострадавшего от укусов через рану кожи или слизистой оболочки. Большинство укусов животных следует считать опасными в смысле заражения бешенством, т.к. в момент укуса животное может не иметь внешних признаков заболевания. У собак бешенство чаще проявляется сильным возбуждением, расширением зрачков, нарастанием беспокойства. Собака может убегать из дома, набрасываться без лая и кусать людей и животных, проглатывать различные несъедобные предметы. Наблюдаются сильное слюноотделение и рвота. Водобоязнь не является обязательным симптомом болезни.
Первая помощь. При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного. Рану промывают мыльным раствором, кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.
Укус змеи
В средней полосе России могут встретиться змеи типа гадюки обыкновенной, гадюки степной и щитомордника. Поражения, развивающиеся в результате укусов этими змеями, сводятся к болевому воздействию, временному усилению с последующим длительным снижением свертываемости крови, отеку тканей в зоне укуса и их некрозу (омертвению).
Признаки действия яда:
В первые минуты в зоне укуса появляется местное покраснение, отечность, местные кровоизлияние ("синяки").
Кровоизлияние распространяется вверх и вниз от зоны укуса, усиливается отек, кожа принимает багрово-синюшный оттенок, возможно образование на коже пузырей со светлым или кровянистым содержимым.
В зоне укуса образуются некротические язвочки, ранки укуса могут длительно кровоточить.
В пораженной конечности развивается лимфангит с поражением подмышечных или паховых лимфоузлов.
При длительном воздействии яда и неоказании помощи возможно внутреннее кровоизлияние в толщу тканей или в близлежащие органы (печень, почки и др.), что приводит к признакам острой кровопотери: возбуждение, сменяющееся вялостью, бледность кожи, учащение пульса, головокружение, резкая слабость, снижение артериального давления вплоть до шока.
Возможно носовое или желудочно-кишечное кровотечение.
Максимальная выраженность признаков достигает через 8-24 часа после укуса, при неверном оказании помощи состояние больного остается тяжелым 2-3 дня.
При легких формах поражения преобладают местные проявления в зоне укуса.
Первая помощь. При оказании помощи пострадавшему от укуса змеи категорически запрещаются следующие мероприятия:
Прижигание места укуса.
Обкалывание места укуса любыми препаратами.
Разрезы места укуса.
Перетягивание конечности жгутом (кроме укуса кобры).
Употребление алкоголя в любых количествах.
При укусе змеи оказание первой медицинской помощи следует начинать с немедленного энергичного отсасывания содержимого ранок в течение 10-15 (20) минут (впервые 6 минут удаляется около 3/4 всего извлекаемого яда) с его отплевыванием, что позволяет удалить от 30 до 50% всего введенного в организм яда. Если ранки подсохли, их предварительно "открывают" надавливанием на складку кожи. Процедура отсасывания змеиного яда безопасна при отсутствии ранок во рту пострадавшего при самопомощи или во рту оказывающего помощь. Яд, попавший в желудок, обезвреживается желудочным соком!
Пораженная конечность должна оставаться неподвижной. Для этого желательна транспортная иммобилизация подручными средствами (шины, дощечки, толстые ветки и т.п.).
Пострадавший должен находиться в положении лежа как при оказании помощи, так и при транспортировке. Нежелательно пытаться двигать пораженной конечностью. Полезны обильное питье (чай, кофе, бульон). Прием алкоголя в любом виде противопоказан.
Обработка раны проводится по общим правилам лечения ран (кожа вокруг раны обрабатывается спиртом, бриллиантовым зеленым, йодом или водкой, накладывается стерильная повязка из индивидуального пакета, повязка закрепляется бинтом натуго или лейкопластырем).
При нарушении дыхания проводится дыхание "рот в рот" или вспомогательное с помощью дыхательных мешков с переводом на искусственное дыхание в стационарных условиях.
Пострадавший во всех случаях экстренно направляется к врачу с дальнейшей госпитализацией в токсикологическое отделение стационара, в отделение реаниматологии, в отделение общей хирургии с палатами интенсивной терапии.
Укусы насекомых
Энцефалит клещевой - острая нейровирусная инфекция.
Передача инфекции происходит при укусе клеща, а также через коровье и козье молоко.
Инкубационный период длится 10-12 дней. Заболевание начинается остро с проявлением основных синдромов: общим инфекционным, менингеальным, очаговыми поражениями нервной системы. Температура тела - до 40°С.
Первая помощь. При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий. Необходимо наложить ватный тампон, смоченный растительным маслом на клеща. В течение 20-30 минут клещ отпадает сам или легко удалится при незначительном потягивании. Ранку следует обработать йодом и срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения профилактики клещевого энцефалита.
Заключение.
При первой доврачебной помощи следует быть крайне внимательным. В первую очередь избегать паники и факторов её порождающих. Действия следует производить последовательно и корректно.
Малыши — неутомимые исследователи. Правда, иногда активное познание окружающего мира оказывается совсем не безопасным. Залез дерево и сорвался, опрокинул на себя горячий чай, попробовал на вкус хозяйственное мыло — чего только в жизни не происходит! Общее правило для всех нестандартных ситуаций: сохраняйте хладнокровие! Потому что именно от этого обстоятельства зависит здоровье, а может быть, и жизнь вашего ребенка.
Ушибы и ранения
Шишки. Не заметил угол стола, свалился с дивана — и вот уже на лбу растет красно-лиловая шишка. Оптимально — немедленно приложить к ушибленному месту холод: грелку со льдом, мокрую салфетку, ложку, отбивную из морозилки или пачку замороженных овощей (что именно — не важно). Только не забудьте обернуть лед в чистую ткань.
✔Ушибы. Если кожа не повреждена, приложите к месту травмы минут на 5 пакет со льдом. Если малыш категорически возражает, попробуйте холодный компресс и почаще его меняйте. Ушибленную конечность поднимите повыше, чтобы не было отека. На следующий день лед уступит место теплым компрессам. Намочите полотенце теплой водой и прикладывайте его к синяку на 5 минут несколько раз в день. Облегчить состояние может и йодная сеточка на пострадавшей конечности. Однако если малыш ушиб живот при падении с велосипеда, ударился головой, травмировал глаз, сустав сильно распух и причиняет боль — обратитесь к врачу.
✔Шишки и синяки, пожалуй, самые распространенные детские травмы. Здесь Вам поможет намоченная в холодной воде и отжатая салфетка, платок, компресс со спиртом, мешочек со льдом. Это охлаждает и снимает боль. К врачу следует обращаться, если боль не пройдет и ребенок не сможет свободно двигать ногой.
В домашней аптечке необходимо иметь бинт, пластыри разных размеров, эластичный бинт, дезинфицирующие средства, ножницы, болеутоляющие и жаропонижающие средства, градусник. Будьте здоровы! Успехов! И пусть Ваши знания останутся нереализованными.
✔Растяжения. Как только произошла неприятность, надо постараться, чтобы ребенок не нагружал больную конечность. Охлаждение и покой — лучшее лечение. Чтобы ограничить подвижность, можно воспользоваться эластичным бинтом, наложить шину из картона или повесить руку на повязке.
✔Ранения. Острые палки, камни, бордюры — все может стать причиной ранений головы. При этом, как правило, сразу развивается отек, рана сильно кровоточит — в коже головы очень много поверхностно расположенных сосудов. Самое лучшее — быстро с помощью чистой хлопчатобумажной ткани или бинта прижать края раны, чтобы остановить кровотечение. При сильном кровотечении вероятность попадания инфекции в рану не велика (если, конечно, края ссадины не загрязнены). Если рана глубокая и больше сантиметра, нужно обратиться к доктору — обычно края раны зашивают или соединяют с помощью специальных скрепок. Все остальные раны можно заклеить бактерицидным пластырем.
✔Если ребенок упал и получил ссадину, то рану необходимо очистить от грязи, мелких камешков с помощью носового платка или пинцета; промокнуть рану тампоном с теплой водой. Желательно не перевязывать. Только при мокнущей ране можно наложить пластырь или стерильную повязку.
✔Сотрясение мозга. Забраться на дерево — это так интересно! Но иногда занятия верхолазаньем заканчиваются печально — ветка под ногой ломается и малыш оказывается на земле. Если после падения ребенок жалуется на тошноту, сонливость, головную боль, вы чувствуете, что малыш ведет себя не так, как обычно, — обязательно вызывайте врача. Если он, упав, потерял сознание (пусть даже и на несколько секунд) — немедленно в больницу!
✔Переломы. Без рентгена даже врач не всегда определяет наличие перелома. Если ребенок не может пошевелить рукой из-за сильной боли, если произошла видимая деформация конечности, а отек нарастает буквально на глазах — скорее всего, у малыша перелом. До момента осмотра врача надо приложить к поврежденному месту холод и нало¬жить шину. Она поможет создать покой поврежденной конечности. Накладывая шину, обязательно зафиксируйте и два соседних сустава. Например, при повреждении костей предплечья фиксируются лучезапястный и локтевой суставы. В качестве шины можно использовать сложенный в несколько слоев картон. Оберните его ватой, обмотайте бинтом — самодельная шина готова. Положите в нее, как в люльку, больную руку и подвесьте на косынке. При повреждении ног трудно найти картон такого размера, поэтому подойдет и кусок фанеры, и небольшая доска.
✔Отравления
Нет ничего удивительного в том, что, начиная ползать, а потом и ходить, дети пытаются все попробовать на вкус. К счастью, 90% отравлений заканчиваются выздоровлением. Но здесь счет идет на секунды и прогноз зависит от действий родителей.
Первая помощь:
немедленно позвоните «03», будьте готовы сообщить вес ребенка, возможное отравляющее вещество, симптомы;
пальцем, обернутым влажным носовым платком, удалите изо рта малыша остатки ядовитого вещества;
если малыш без сознания, уложите его на бок таким образом, чтобы при рвоте он не задохнулся;
если кроха в сознании, давайте ему больше пить, лучше чистую воду. Но не молоко! Оно может привести к тому, что жирорастворимые яды быстрее попадут в кровь;
как можно быстрее дайте малышу раскрошенные в воде таблетки активированного угля, он адсорбирует на себя яды, не позволяя им проникать в кровь. Дозировка — грамм угля на килограмм веса ребенка;
не пытайтесь вызвать у малыша рвоту. Зачастую сама рвота опаснее, чем яд, попавший в организм крохи.
Чтобы не произошло беды:
уберите все химические вещества (духи, кремы, средства бытовой химии) так, чтобы малыш ни при каких обстоятельствах не мог до них добраться;
тщательно проверьте сроки годности лекарств, безжалостно избавьтесь от просроченных. Лучше не хранить препараты в медицинском шкафчике. Практика показывает, что такой шкафчик очень интересует малыша. Вместо этого приобретите чемоданчик, закрывающийся ключом, или просто убирайте коробку с лекарствами на антресоли. Даже обычные витамины станут ядом, если их съесть целую пачку;
всегда внимательно читайте этикетки лекарств, прежде чем дать их крохе, — так вы сможете избежать трагических ошибок. Особенно это актуально для внеплановых «ночных» ситуаций.
✔Удары электротоком
Розетка — предмет для малыша очень притягательный, ведь туда можно засунуть пальчик или гвоздик! Поэтому встаньте на четвереньки и попробуйте повторить путь своего ребенка по квартире. Сколько раз вам встретились розетки и удлинители, провода и досягаемые электроприборы? Дети — народ изобретательный, они могут перекусить провод и сильно обжечь себе лицо. Некоторые крохи, найдя включенный в розетку удлинитель, могут облизать его и тоже получить тяжелейшие ожоги.
А еще маленькие джентльмены, прогуливаясь по комнате без памперса, иногда случайно мочатся на розетку и — получают удар током.
Первая помощь:
если малыш лежит без движения, не прикасайтесь к нему руками, иначе и вас ударит током;
отключите электричество (если это невозможно, то — источник тока);
любым деревянным предметом (например, скалкой или ножкой стула) отбросьте провода или просто отодвиньте кроху от места удара;
малыш не дышит? Начинайте искусственное дыхание и непрямой массаж.
Чтобы не произошло беды:
установите заглушки на всех доступных малышу розетках;
все длинные шнуры электроприборов смотайте таким образом, чтобы они проходили только от электроприбора до розетки (закрепить смотанное кольцо проводов можно с помощью изоленты);
проследите, чтобы (по возможности, разумеется) все электрические провода были вне досягаемости ребенка. А если у вас что-то включено через удлинитель, примотайте место соединения изоляционной лентой, чтобы кроха не мог выдернуть вилку из розетки;
всегда убирайте электроприборы (утюг, миксер, мясорубка), когда закончили работу. Настольные лампы поставьте таким образом, чтобы малыш не мог к ним дотянуться;
не пользуйтесь электроприборами рядом с водой (душ, ванна).
Часто любимым местом игры маленького человечка становится кухня: мама готовит обед, а я пока займусь своими делами!! Вот тут-то юного исследователя и могут подстерегать опасности. Во-первых, ручки сковородок, кастрюль не должны находиться в поле досягаемости ребенка; брызги от пищи на плите могут попасть на ползающего малыша; электрический чайник также может стать объектом «любви» Вашего чада. Никогда не пейте чай с маленьким ребенком на руках, одно Ваше неловкое движение и чашка с чаем может опрокинуться.
Ожоги, как мы знаем из курса валеологии и ОБЖ, делятся на 4 группы. Первая, сама легкая: покраснение и отечность кожи. При второй степени появляются уже пузыри…
При ожоге нужно обязательно обращаться к врачу!!! Что необходимо сделать в первую очередь? Место ожога подставить под струю холодной воды, но не ледяной и так держать в течение 10-20 мин (можно подольше) для того, чтобы ожог не распространился в нижние слои кожи. «Домашние» средства, такие как растительное масло, всяческие кремы могут усугубить ситуацию тем, что ожог «уйдет» внутрь кожи. Так что оставьте до приезда врачей рану открытой. Если образовывается волдырь, то не надо его прокалывать, чтобы не занести инфекцию. Если поверхность ожога большая, то необходимо поместить ребенка под душ и после этого только вызвать врача.
Одежду не снимайте, чтобы не снять вместе и кожу
Первая помощь:
при ожогах надо прежде всего остановить распространение повреждения вглубь. Потому рану нужно охладить — для этого направьте на ожог несильную струю холодной проточной воды (из-под крана) или приложите к нему любой холодный предмет. Подойдет даже кусок мяса из морозилки, разумеется обернутый чистой тканью. Охлаждение проводите не более часа;
наложите стерильную повязку. Не вскрывайте образовавшиеся волдыри и тем более не срезайте «лишнюю» кожу. Так вы можете занести инфекцию в рану. Кстати, по этой же причине врачи не рекомендуют обрабатывать ожог мочой, даже детской;
привычные домашние средства (растительное и сливочное масло, белок, мука и прочее) уменьшают теплоотдачу поврежденного участка и, следовательно, «гонят» ожог вглубь, осложняя последующее лечение. Кроме того, они серьезно загрязняют рану;
немедленно отвезите ребенка в больницу.
Чтобы беды не произошло:
готовьте только на дальних конфорках, поворачивая ручки кастрюль и сковородок в сторону стены;
стоя у плиты, никогда не держите кроху на руках (пусть даже он настойчиво требует внимания) — на кожу ребенка могут попасть незаметные для взрослого капельки кипящего масла и обжигающий пар;
когда открываете дверцу духовки, убедитесь, что рядом никого нет;
малыши любят тянуть скатерть со стола и дергать незнакомые провода. Поэтому карапузы могут с легкостью опрокинуть на себя электрический чайник «моментального нагревания» или чашку свежезаваренного чая;
если вы пьете горячие напитки (кофе, какао, чай), никогда не делайте этого с ребенком на руках. Одно неловкое движение — и у малыша тяжелейший ожог. Хотите почаевничать? Выбирайте время, когда кроха спит в кровати;
выбирая обогреватель, отдайте предпочтение масляным — у них нет открытых спиралей. Не оставляйте бытовую технику без присмотра: утюги с отпаривателем — частая причина ожогов у малышей;
перед тем как купать кроху, проверяйте температуру воды с помощью специального термометра (или в крайнем случае локтем);
кроха может опрокинуть на себя емкость с кипятком во время проведения банальной ингаляции. Если хотите провести процедуру, приведите ребенка в ванную комнату, усадите его (но не в ванну), плотно закройте дверь и включите горячий душ. Этого будет вполне достаточно, особенно если в ванну поставить небольшую емкость со сбором трав или целебным раствором. Если доктор часто рекомендует вам подобные процедуры, лучше приобрести в аптеке индивидуальный ингалятор.
Когда мама дает ребенку небольшой кусочек фрукта, печенье то ведь и не придет в голову, что этим кусочком можно подавиться (сужу даже по собственному опыту). Некоторые детки выплевывают кусочки, которые не могут разгрызть. Другие же будут стараться, и усердие может сыграть с ними «злую шутку». Если ребенок подавился, это может грозить удушьем. Младенца в данном случае надо поднять кверху за ножки и легонько похлопать по спине или положить лицом вниз на свое плечо и также похлопать по спине. Если ребенку больше года, то можно положить его на колено так, чтобы верхняя часть свисала вниз, и похлопать между лопатками
Кроха может задохнуться, положив в рот самые обычные предметы — монетки, винтики, кусочки воздушных шариков, мелкие детали игрушек, бусины. Груднички могут задохнуться во время рвоты.
Первая помощь:
если какое-то инородное тело попало в дыхательные пути и ребенок начал надрывно кашлять, наклоните кроху вперед, уложите животом себе на колено и пошлепайте между лопатками;
если малыша рвет, уложите его на животик, с приподнятой головкой (ее лучше повернуть вправо).
Чтобы беды не произошло:
не связывайте решетки манежа или кроватки лентами, не привязывайте игрушки длинными шнурами, не украшайте манеж или кроватку привязанными на нитки воздушными шарами;
не следует размещать кроватку таким образом, чтобы рядом оказались шнуры от штор;
никогда не давайте малышам играть твердыми предметами, которые могут перекрыть дыхание;
проверяйте все игрушки малыша: а вдруг в них есть легко отламывающиеся детали, которые могут попасть крохе в рот;
если вы играете с воздушными шариками, внимательно следите за всеми кусочками лопнувших шариков. Попав в рот, они могут вызвать удушье;
снимите с чепчиков, распашонок все шнурки и завязки;
не вешайте на шею цепочки, зацепившись, кроха может задохнуться;
не разрешайте малышу бегать с пищей во рту.
✔Инородные тела в глазу
Частенько ребенок трет глаза при попадании инородного тела. Летом это может быть мушки, пылинки, соринки; дома может попасть в глаз что-то сухое: сахар, соль, пух. В первую очередь нужно промыть глаз. Намочите в кипяченой воде платочек и попытайтесь извлечь попавший предмет.
Для удаления мушки мягко проведите пальцем по закрытому веку в направлении века: по слезным канальцам инородное тело может выйти. Если не получается, то потяните веко так, чтобы ресницы попали под веко, чтобы попавшее тело за них зацепилось.
Бывает, что в глаз кто-то укусит. Веко от этого распухает и краснеет. Не стоит паниковать. Сделайте содовые примочки, они помогут снять зуд.
Пол-чайной ложки развести в половине стакана кипяченой воды. Марлю, бинтик или носовой платок смочить и прикладывать несколько раз в день на пять минут. Но: на закрытый глаз!
Насекомое можно удалить краешком чистого влажного платка. Если малыш плотно сжимает веки, попробуйте легкими штриховыми движениями прогнать инородное тело от наружного края глаза к внутреннему. Таким же образом можно удалить из глаза соринку или песчинку.
Однако, если вы подозреваете, что в глаз малыша каким-то образом попала железная или деревянная стружка, осколки стекла, никогда не пытайтесь самостоятельно пинцетом либо ваткой удалить эти инородные тела — можно повредить роговицу.
Играя в песочнице, малыш забылся и потер глазик грязной ручкой? Не прошло и пары часов, как глаз покраснел, а кроха жалуется на резь и боль? Скорее всего, у малыша развился конъюнктивит. Несколько раз в день промывайте детские глазки крепко заваренным прохладным чаем, выделите малышу отдельное полотенце для больного глазика и строго следите, чтобы кроха не касался его рукой, иначе инфекция может; перейти на другой глаз. Закапывайте несколько раз в день раствор альбуцида, а если через день ситуация не улучшится, отправляйтесь к окулисту.