Анализ олимпиадных работ по литературе. Комплексный анализ прозаического текста (20 баллов)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Екатеринбург, ул. П. Шаманова, 24

_________________________________________________________________________________

Анализ школьного этапа предметных олимпиад

фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в МАОУ СОШ № 16

в 2013-2014 учебном году

Другими словами, ритм - это сложное понятие, которое превосходит границы дисциплин, понятие, которое требует трансдисциплинарного подхода, который облегчает глубокое «понимание». Мы выделили некоторые из определяющих элементов ритма в определениях, которые мы можем рассматривать как инварианты в его определении. Это будут: последовательность, повторяемость через регулярные промежутки времени, симметрия, периодичность. Независимо от области понимания и дисциплинарного применения эти характеристики остаются в силе для определения ритма.

1.Основания для анализа результатов проведения школьного этапа предметных олимпиад

Анализ работы ШМО с одаренными детьми:

    возможность осуществления инновационной деятельности педагогов, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта в ОУ;

    выявление одаренных учащихся по предмету с целью их дальнейшего развития и личностного роста;

    Поэтому поэтический ритм - это лишь частный случай понятия ритма. Эволюция культурных парадигм и ритмов. Субъект является частью Объекта, который охватывает его и соединяет его; сосредоточение на объекте приводит к растворению Субъекта в объекте, к идентификации двух, что, таким образом, обеспечивает мифико-магическое знание. Современность регистрирует разрыв объекта-объекта, который становится «двумя целыми числами», само по себе. Сосредоточение внимания на этом расстоянии становится серьезным препятствием для знания, поскольку оно сводит к минимуму роль субъекта, провозглашая «объективное», обособленное, исключительно рациональное знание. Постмодернизм поддерживает дистанцию, но она решает роль Знающего Субъекта, который сводит к минимуму Объект, пока не произойдет полное растворение. Сосредоточение внимания на Субъекте может привести к исчезновению объекта и попытке его реконструировать с учетом увеличения относительности и субъективности знания. Космодернс еще раз понимает эту характерную связь.

    • Предсовременность понимает взаимосвязь.
    • Объект-объект как отношение целостного отношения.
    • Предмет интегрирован в «Великое Все», к которому он принадлежит.
    Они остаются в динамичных отношениях, не теряя своей идентичности.

    выявление критериев оценивания достижений обучающихся в единстве предметной, деятельной и ценностной составляющей образования.

Сроки проведения школьного этапа предметных олимпиад с 11 октября по 26 октября 2013г.

В школьном этапе предметных олимпиад приняли участие обучающиеся 5-11 классов.

Для учащихся 5-6 классов школьный этап проводился по олимпиадным задания, разработанным педагогами ШМО, исключением стала олимпиада по математике. Олимпиадные задания были разработаны районным методическим объединением математиков.

Это не здесь и сейчас не место для более подробных объяснений о Скрытом Терьере. Они могут быть найдены в работах Басараба Николеску, приведенных в библиографии. Чтобы облегчить понимание, мы считаем, что графического изображения ниже достаточно. Законный вопрос, который рождается сразу: что делает ритм со всем этим? Связь субъекта-объекта, характерная для разных парадигм знания, конечно, оказывает существенное влияние на космологическую и онтологическую модель, устанавливаемую каждой парадигмой, видение мира и место, которое человек занимает в «Великом».

Для учащихся 7-11 классов школьный этап предметных олимпиад проводился по заданиям, разработанным районными методическими объединениями учителей-предметников, в соответствии с предложенным графиком, в единые сроки для ОУ Ленинского района.

2. Цель и задачи проведения школьного этапа:

Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:

Это видение мира определяет, в свою очередь, идеологию, характерную для культурных и литературных тенденций, которые преуспели во времени, вырисовывая их определенным образом, видимые в эстетических принципах, которые их сформулировали. Человек, который чувствует домодернистскую часть цельного называется Космос, все в которой он подходит, переходящее будет чувствовать себя, безусловно, космические ритмы, которые будут пытаться «гармонизировать», для синхронизации, чтобы выполнить. В качестве выражения этого гармонического видения поэтические творения этого периода также будут строго соблюдать ритмическую строгость стиха, текст приобретает замечательные эвфонические черты.

- создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

Формирование школьной команды для участия в муниципальном этапе олимпиады.

Современный человек, отделившийся от космического целого, от «Великого», уже не воспринимает ритмы человека и «потерял» их с разрывом. Он предпримет огромные усилия, чтобы «оправиться» от них, чтобы снова резонировать с «Великим»; иногда он сможет восстановить утраченную гармонию, иногда, а не; иногда он «поймает» эти ритмы, иногда он останется снаружи, изгнанником, отчужденным. В качестве выражения этого видения поэзия этого периода будет лишь спорадически уважать про-стилевые жесткости - как ритм, так и рифму - в зависимости от идеологий разных литературных потоков.

Задачи проведения школьного этапа предметных олимпиад:

    создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностейна основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

    Постмодерн человек, который абсолютизирует объект роль Тема минимизирующей останется в плену своих собственных ритмов, непоследовательно, случайное относительное и глубоко субъективны, что объект не будет подвергаться и которые они никогда не будут чувствовать себя; отсюда путаница и путаница с субъектом, который будет постоянно искать синхронизацию с чем-то, чего он не видит.

    Теоретическая артикуляция оставалась лишь фоном, предназначенным для легитимизации этого подхода. Учение этого трансдисциплинарного чтения ритма в поэзии будет описано в следующем. Первый час предназначен для введения темы, чтобы учесть интерес учащихся к проблеме ритма. Он основан на личном опыте каждого ученика, от конкретного до абстрактного, от частного к общему.

    пропаганда научных знаний;

    развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;

    раскрытие гуманитарной направленности обучения (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в рамках учебной и внеучебной деятельности;

    выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.

    Студентам предлагается бить ритм вручную, имитируя примеры, данные учителем: танго, вальс, марш и т.д. Интуитивное определение ритма осуществляется посредством мозгового штурма. Начато лобовое обсуждение, чтобы вызвать некоторые личные переживания учеников: аплодисменты в выставочном зале, катание на лодке в лодке, танцы в парах, регулярный бой колокола, хронометр, пульс, опыт написания текстов и т.д.

    Дискуссия под руководством учителя должна привести к следующим идеям. Ритм воспринимается как выражение порядка, гармонии, достигнутой синхронизацией «с другой»; посылает идею стабильности, постоянной, каденции, цикла, предсказуемого Ритм - это закон, аритмия представляет собой аномалию, отклонение от закона.

    • Очерчены две интимные связи: ритм и аритмия.
    • Выход ритма воспринимается как отклонение, отклонение, как отрицательный знак.
    Студенты класса делятся на девять рабочих групп. Каждой группе назначаются рабочие задания и предложенные поэтические тексты для анализа ритма.

3. Анализ организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад:

Информационное обеспечение мероприятия: на оперативном совещании педагогического коллектива руководители ШМО и учителя–предметники ознакомились с приказом «О проведении школьного этапа предметных олимпиад», на НМС был представлен план проведения предметных олимпиад. Руководителям школьных МО и педагогам-предметникам предложено разработать олимпиадные задания и подготовить критерии оценивания для учащихся 5-6 классов, определить время проведения консультаций по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. Учащиеся ознакомлены с Положением о проведении предметных олимпиад и графиком их проведения, процедурой подачи апелляции через информационный стенд, объявления с помощью школьного радиоузла, через сайт школы, на классных часах. Для информирования учащихся, педагогов, родителей обучающихся оформлен информационный стенд: положение, график проведения олимпиад, расписание проведения олимпиады по каждому предмету, протоколы, результаты.

Каждой группе присваивается ритмический анализ поэтической сплетни, состоящей из пяти поэтических текстов. Каждая поэтическая группа будет принадлежать к отдельной стадии эволюции поэзии: древнегреко-латинская поэзия, средневековая поэзия, поэзия эпохи Возрождения, классическая, романтическая, символическая, экспрессионистская, авангардная, постмодернистская поэзия.

Учащиеся найдут существование или отсутствие какого-либо ритма в данных текстах; проанализирует тип существующего и используемого в этих текстах ритма, чередование ритма, предпочтение или преобладание ритмических типов; будет пытаться мотивировать наличие или отсутствие ритма в отношении поэтического сообщения текста.

Согласно Положению в школьном этапе олимпиад могли принять участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Согласно утвержденного графика все предметные олимпиады проводились по графику с 11 по 26 октября с 10.00 до 13.00 для учащихся первой смены, с 13.00 до 15.30 для учащихся второй смены в читальном зале библиотечно-информационного центра. Для каждого участника были подготовлены задания, бланки ответов, листы бумаги. Проверка результатов проводилась в тот же день учителями ШМО, входящими в состав жюри. На следующий день были сообщены результаты через объявления на стенде, через школьный сайт. Итоги подвели на общешкольной линейке 30 октября. Призеры и победители Фестиваля награждены почетными грамотами. Победители предметных олимпиад (1-3 место) заявлены на муниципальный этап олимпиад фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга».

Мы будем использовать репрезентативные поэтические тексты, как из румынской литературы, так и из универсальной литературы. Презентация. Чтобы представить все результаты расследования, требуется не менее двух часов. Способ представления результатов расследования может быть оставлен по выбору студентов, и каждая группа имеет возможность улучшить свое творчество. У учителя есть задача сохранить, упорядочить и синтезировать информацию, полученную от учеников кратким, ясным и привлекательным образом, и отметить вывод, который вытекает из этой презентации: отсутствие присутствия ритма в изучаемых поэтических текстах отличается от эпоху к другой.

4. Анализ содержания олимпиадных заданий

Олимпиадные задания для учащихся 7-11 классов были разработаны учителями РМО и соответствовали с требованиями ГОС, задания для учащихся 5-6 классов - учителями-предметниками ШМО. Задания сформированы в соответствии с требованиями ГОС, имели разноуровневое направление, целью которых ставилось выявление знаний, умений и понимание личной ответственности за качество приобретенных знаний. В олимпиадных заданиях предусмотрена реализация межпредметных связей. Задания интегрированного характера по предметам: биология-химия-математика, физика-математика, физика-химия, литература-истрия, иология-география.

Деталь и нюанс этого наблюдения будут сделаны на заключительном этапе размышления. Это можно сделать за один час. Он может принимать форму взаимной оценки, основываясь на шкале оценки, согласованной со студентами или предоставляемой учителем. Критерии будут сосредоточены как на качестве результатов расследования, так и на том, как они представлены коллегам.

Отражение. Если этот этап отсутствует или неправильно управляется учителем, весь процесс становится бесполезным, потому что он больше не достигает своих целей. Отражение занимает два часа и может быть организовано в форме умеренной дискуссии учителей. Дискуссия будет иметь в качестве отправной точки вывод, сделанный в конце выступлений студентов: присутствие - отсутствие ритма в поэтических текстах отличается от одной эпохи к другой. Отсюда можно говорить о сходствах и различиях: ритм-суровости соблюдаются в поэтических текстах древности, средневековья и ренессанса, в классицизме и романтизме; поэтический модернизм приводит к отклонению, отклонению от норм и суровости ритма - они видны, начиная с символизма, экспрессионизма, авангарда и постмодернизма.

Всем участникам олимпиады выдавались готовые задания. В олимпиадной работе было указано количество баллов за выполнение каждого задания, имелись теоретические, практические и творческие блоки. Тестовые задания по технологии включили все разделы программы образовательной области технология: кулинария, материаловедение, машиноведение, рукоделие, конструирование и моделирование. Олимпиада по физической культуре шла два дня: задания имели теоретический и практический материал. В олимпиаде по МХК участвовали только учащиеся 10-11 классов. Как и в прошлом году не проведены олимпиады по экологии, по праву в силу того, что в школьном учебном плане нет этих предметов, а право изучается только в школьном курсе обществознания. Желающих участвовать в олимпиадах по этим предметам не было.

Ключевой вопрос обсуждения, который должен быть проблематичным, связан с возможными объяснениями этого вывода. Как это можно объяснить, что ритм присутствует в стихах классицизм и романтизм продолжает в том числе, но теряет значимость и строгость, с новыми литературными движениями, вызванными поэтической выразительности модернизации, иногда даже полностью отказались? Существует ли какая-либо корреляция с культурной парадигмой каждой эпохи или это простой случай?

В ходе дискуссий под руководством преподавателей было бы желательно сделать следующие выводы. Парадигма премодерности, сосредоточенная на гармонии объектно-объекта, будет приписывать ритм как выражение этой «гармонизации». Парадигма современности, сосредоточенная на расстоянии между миром и предметом-объектом знания, будет наблюдать и практиковать ритм частично и спорадически, в зависимости от способности человека или невозможности «вступить в гармонию с миром».

5. Роль педагогов в разработке заданий школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся

В разработке заданий школьного этапа предметных олимпиад и в их проведении приняли участие все учителя-предметники школы II и III ступени.

При взаимодействии педагогов различных образовательных областей была осуществлена подготовка учащихся к олимпиадам, а также проверка заданий.

Ритм - это не только технический элемент композиции, но только формальное понятие литературного текста, но важный элемент значимости; ритм выразить, как человек относится к «космические ритмам» бытие, наше понимание его места и ролей в большом живом ритме является выражением гармонии или дисгармонии с «Большим Все» выражением отчетности вселенной на основе того или скорость расстройства является формальным выражением поэтического видения мира. Конечно, весь дидактический подход, представленный выше, является лишь альтернативой приближению и пониманию концепции ритма без излишней настойчивости в отношении типов ритма, присутствующих в мировой поэзии или специфических для разных культурных эпох; обсуждение этих и их возможных значений может быть предметом другой работы.

6. Роль МО, органов школьного самоуправления, родительской общественности ОУ в организации и проведении школьного этапа Фестиваля.

Школьный этап предметных олимпиад проходил под непосредственным руководством ШМО.

7. Оценка результатов выполнения заданий учащихся.

Большинство участников школьного этапа предметных олимпиад удовлетворены результатами выполненных заданий (апелляций не было). Как и в прошлом учебном году, возникли трудности при решении олимпиадных задач по физике, химии и математике - математический расчет, неудовлетворительное знание формул. В олимпиадных заданиях по русскому языку некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом учащимся удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали достаточно высокий уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий, принимают участие в муниципальном туре олимпиады. Как и в прошлом учебном году в муниципальном туре олимпиады по информатике учащиеся нашей школы не участвуют.

Но то, что кажется мне реальной выгодой в этом подходе, - это трансдисциплинарная перспектива и открытия, которые она приносит в дидактику. Дидактика литературы имела бы огромный выигрыш, открыв методологию. Обновление рационального знания и жизнь через тонкую диалектику «скрытого третьего лица» может завершить глубокое «понимание» мира и человека, давая студенту не только информацию или навыки, но и экзистенциальные откровения, генерирующие ценности.

Трансдисциплинарность предлагает отличный потенциал для чтения. Трансдисциплинарный подход к ритму, является лишь одним из многих свидетельств в этом отношении. В постмодернизме и перепроверке современности под редакцией Фрэнсиса Баркера, Питера Хульме и Маргарет Иверсен.

Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали на следующих предметах: история 10 класс- 55%, 11 класс- 38%; русский язык – 5 класс-55%, 8 класс- 53%, 9 класс- 36%, 10 класс 40%, 11 класс-52 %; обществознание – 10 класс-53%, 11 класс-54%; литература – 5 класс-49% , 10 класс- 47%, 11 класс- 53 %, биология- 10 класс- 38%, 11 класс – 45%. Как и в прошлом году, низкий процент выполнения олимпиадных заданий по математике, физике, информатике.

8. Результаты предметных олимпиад.

В школьном этапе олимпиад распределение участников следующее: 5-6 классы – 235 учеников (68% от общего числа), 7 – 8 классы- 197 учеников (68,4 %), 9-11 классы – 163 ученика (48% от общего числа). Многие участвовали в нескольких олимпиадах и стали победителями и призёрами.

Предмет

Дата проведения

Участники олимпиады

2012-2013 уч.год.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Кол-во участников муниц.этапа

Английский язык

16 (15%)

14%

Биология

17(31,4%)

14%

География

12 (16%)

Информатика

185

133

Искусство (МХК)

10 (30%)

История

16 (17,7%)

16%

Литература

17 (10,7%)

18%

Математика

15 (8,8%)

15%

ОБЖ

10 (14,9%)

Обществознание

15 (16,6%)

18%

Русский язык

18 (7,8%)

10%

Технология

110

12 (6%)

10%

Физика

13 (17,3%)

19%

Физическая культура

16 (42,1%)

14%

Химия

12 (24%)

итого

149

426

391

294

293

165

120

199 (20,4%)

О достаточно высоком уровне образовательного процесса в нашей школе говорят результаты школьного тура олимпиады. По сравнению с прошлым учебным годом возросло количество участников муниципального тура предметных олимпиад: 7 – 8 класс: 41 – 56 , 9-11 класс – 60-69 учащихся.

Ряд участников вышли на муниципальный тур по нескольким предметам:

Разгильдяева Елизавета, Ивонина Наталья – вышли на муниципальный тур по пяти предметам;

Григорьева Татьяна, Погребняк Татьяна, Куликова Анна вышли на муниципальный тур – по четырем предметам.

Яковина Екатерина, Пасечниу Дарья, Смолий Яна, Чернийчук Дарья, Ещерякова Карина, Константинова Наталья, Пьянкова Анна, Черемисов Дмитрий, Волков Даниил вышли на муниципальный тур по трем предметам.

Воробьев Александр, Коробко Сергей, Савичева Дарья, Миронов Егор, Нематова Наргиза, Губанова Дарья, Каритун Даниил – вышли на муниципальный тур по двум предметам.

9. Уровень реализации задач школьного этапа предметных олимпиад .

Проведение школьного этапа предметных олимпиад способствует формированию и развитию потребности у обучающихся к интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности, при этом учитываются их возрастные особенности, сфера интересов. Учащимся удалось продемонстрировать при выполнении заданий предметных олимпиад расширенный и оптимальный уровни усвоения учебного материала. По итогам проведения школьного этапа сформирована команда учащихся для участия в муниципальном этапе предметных олимпиад.

10. Проблемы, возникшие при организации и проведении школьного этапа предметных олимпиад.

Многие учащиеся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам, что ведет к перегрузке обучающихся, т.к. требуется дополнительное время на качественную подготовку.

Возникли сложности с размещением учащихся при проведении 2-х олимпиад в один день, т.к. много желающих участвовать. Наблюдается низкая мотивация у некоторой части учащихся к участию в предметных олимпиадах.

Учителям предметникам

учесть интересы детей, желающих принять участие в олимпиадах по нескольким предметам,

учесть уровень сложности олимпиадных заданий 2013-2014 уч. года и отработать наиболее типичные ошибки обучающихся через урочные и внеурочные занятия с целью создания ситуации успеха при проведении последующих олимпиад;

руководителям ШМО создавать банк данных по материалам предметных олимпиад школьного и муниципального уровня;

взять под контроль подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах. Особое внимание обратить на такие предметы как: математика, информатика, физика, химия;

организовать педагогическое сопровождение учащихся, проявляющих интерес к изучению различных предметов;

использовать при подготовке к олимпиадам различного уровня сотрудничество с молодыми учеными УрО РАН.

Зам.директора по УВР Т.Л. Ермакова

В) «Метель» В) стихотворение

Г)» Песнь о вещем Олеге» Г) повесть

Д) «Мой первый друг, Д) послание

Мой друг бесценный»

3. Найди лишнее слово:

А) кудесник; Б) вещий Олег; В) Григорий; Г) княгиня Ольга

4. Расположите в сюжетной последовательности:

А) Как возговорил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу…»

Б) И в ответ ему братья молвили:

«Куда ветер дует в поднебесьи,

Туда мчатся и тучки послушные»…

В) Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес»…

5. Крупное стихотворение лиро-эпического характера – это:

А) баллада; Б) стихотворение; В) поэма.

6. родился в:

А) Санкт-Петербурге; Б) Москве; В) Михайловском

А) Ф. Искандер; Б) В. Распутин; В) В. Астафьев

Школьная олимпиада по литературе. 8 класс

Фамилия, имя____________________________________

Анализ прозаического текста

Милостыня.

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Получить полный текст

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал...

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил - и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы: 1. Почему выпрошенный кусок казался старику сладким?

3. Какова основная мысль этого произведения?

Анализ поэтического текста

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Вопросы: 1.О чём размышляет лирический герой?

2. Как понимаете последнюю строку?

3.Почему стихотворение называется «Вечер»?

З А Д А Н И Я

Произведение

Божественная комедия

Король-олень

Коварство и любовь

Повелитель мух

Женитьба Фигаро

Первая любовь

Борис Годунов

В списках не значился

Гранатовый браслет

Жанр: 1. Фьяба (театральная сказка). 2.Автобиографическая повесть. 3.Историческая трагедия. 4.Военная повесть. 5.Роман с элементами антиутопии. 6. Первая в мировой литературе книга об идеальном общественном устройстве. 7.Философско-поэтическое произведение из трех частей. 8.Повесть.9.Часть драматургической трилогии. 10.Драма.

2. Переведите на современный русский язык эти церковнославянизмы:

Прозябание -

Виждь –

Вертеп –

Персть –

Дольний-

3. Объясните значение и происхождение выражений:

Авгиевы конюшни –

Народ безмолвствует –

Потемкинские деревни –

От младых ногтей –

Ящик Пандоры –

«Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу…»

5. Почему Швабрин, герой повести «Капитанская дочка», оказался в Белогорской крепости?

6. Определи, женская или мужская рифма:

Среди дубравы

Блестит перстами

Храм пятиглавый

С колоколами.

7. Назови один из элементов композиции (продолжи фразу):

1 и 2 главы повести М. Горького «Детство» играют роль ….

1. Из какого произведения эта строка:

А) «Степь»; Б) «Тарас Бульба»; В) «Степь».

2. Восстановите сюжетную последовательность событий повести «Тарас Бульба»:

А) казнь Остапа; Б) речь Тараса Бульбы о товариществе; В) мать надела сыновьям две иконки на шею.

3. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами:

Получить полный текст

А) «Злоумышленник» А)

Б) «Цифры» Б) -Щедрин

В) «Как один мужик двух В)

генералов прокормил»

Г) «Бирюк» Г)

4. Назови жанр произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»:

А) сказка; Б) рассказ; В) притча.

5. Слова «взорим», «златолобо», «сонница», «ясь»:

6. Укажите, из какого стихотворения этот отрывок:

«Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я …»

А) «…Вновь я посетил…»

Б) «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

В) «Безумных лет угасшее веселье…»

Г) «Погасло дневное светило…»

Школьная олимпиада по литературе 9 класс

Анализ прозаического текста

Старший брат

Я был только годом и несколькими месяцами моложе Володи; мы росли, учились и играли всегда вместе. Между нами не делали различия старшего и младшего; но именно около того времени, о котором я говорю, я начал понимать, что Володя не товарищ мне по годам, наклонностям и способностям. Мне даже казалось, что Володя сам сознает свое первенство и гордится им. Такое убеждение, может быть, и ложное, внушало мне самолюбие, страдавшее при каждом столкновении с ним. Он во всем стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя, и все это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания.

Меня мучило больше всего то, что Володя, как мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это.

Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой, господином и слугой, в особенности, когда люди эти не во всем откровенны между собой. Сколько недосказанных желаний, мыслей и страха - быть понятым - выражается в одном случайном взгляде, когда робко и нерешительно встречаются ваши глаза!

Но, может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу; может быть, Володя совсем и не чувствовал того же, что я. Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой.

Я невольно увлекался его страстями; но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу. Но ничему я не завидовал столько, как счастливому, благородно откровенному характеру Володи, особенно резко выражавшемуся в ссорах, случавшихся между нами. Я чувствовал, что он поступает хорошо, но не мог подражать ему.

Однажды, во время сильнейшего пыла его страсти к вещам, я подошел к его столу и разбил нечаянно пустой разноцветный флакончик.

Кто тебя просил трогать мои вещи? - сказал вошедший в комнату Володя, заметив расстройство, произведенное мною в симметрии разнообразных украшений его столика. - А где флакончик? непременно ты...

Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?

Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.

Пожалуйста, не командуй, - отвечал я. - Разбил, так разбил; что ж тут говорить!

И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.

Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подергивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да еще и смеется, этакой несносный мальчишка!

Я мальчишка; а ты большой, да глупый.

Не намерен с тобой браниться, - сказал Володя, слегка отталкивая меня, - убирайся.

Не толкайся!

Убирайся!

Я тебе говорю, не толкайся!

Володя взял меня за руку и хотел оттащить от стола; но я уже был раздражен до последней степени: схватил стол за ножку и опрокинул его. «Так вот же тебе!» - и все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол.

Отвратительный мальчишка!.. - закричал Володя, стараясь поддержать падающие вещи.

«Ну, теперь все кончено между нами, - думал я, выходя из комнаты, - мы навек поссорились».

До вечера мы не говорили друг с другом; я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться; Володя, напротив, учился хорошо и, как всегда, после обеда разговаривал и смеялся с девочками.

Как только учитель кончал класс, я выходил из комнаты: мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом. После вечернего класса истории я взял тетради и направился к двери. Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо. Володя в это самое время поднял голову и с чуть заметной добродушно насмешливой улыбкой смело посмотрел на меня. Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня; но какое-то непреодолимое чувство заставило меня отвернуться.

Николенька! - сказал он самым простым, нисколько не патетическим голосом, - полно сердиться. Извини меня, ежели я тебя обидел.

И он подал мне руку.

Как будто, поднимаясь все выше и выше, что-то вдруг стало давить меня в груди и захватывать дыхание; но это продолжалось только одну секунду: на глазах показались слезы, и мне стало легче.

Получить полный текст

Прости... ме...ня, Вол...дя! - сказал я, пожимая его руку.

Володя смотрел на меня, однако так, как будто никак не понимал, отчего у меня слезы на глазах...

(. Отрочество)

Анализ поэтического текста

Осенний клен

Осенний мир осмысленно устроен

И населен.

Войди в него и будь душой спокоен,

Как этот клен.

И если пыль на миг тебя покроет,

Не помертвей.

Пусть на заре листы твои умоет

Роса полей.

Когда ж гроза над миром разразится

И ураган,

Они заставят до земли склониться

Твой тонкий стан.

Но даже впав в смертельную истому

От этих мук,

Подобно древу осени простому,

Смолчи, мой друг.

Не забывай, что выпрямится снова,

Не искривлен,

Но умудрен от разума земного,

Осенний клен. ()

II

Тур 2.

1. О каком историческом деятеле идёт речь в этих отрывках? Назовите автора и произведение.

а) Был он грозен в Киеве с врагами

И поганых ратей не щадил:

Устрашил их сильными полками,

Порубил булатными мечами

И на степь ногою наступил.

б) Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью россиян всё побеждать?

в) Его глаза

Сияют. Лик его ужасен,

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как Божия гроза.

г) Объездил страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели..

2. Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Повесть о Петре и Февронье», «Недоросль», Бежин луг», «Борис Годунов », «Фелица».

3. Какие герои русской литературы видят вещие сны или « сны в руку». Назовите произведения.

4. Назовите жанр произведений:

а) « Слово о полку Игореве»

б) « Тарас Бульба»

в) «Арап Петра Великого»

г) « Светлана»

д) «Недоросль»

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча

6. Чьи строки, откуда?

а) «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

б) «Лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть? »

в) Ваш долг есть законы охранять,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

г) « Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги - ни с кем не делись. Всё себе возьми….

Не учись этой дурацкой науке.»

д) « Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

7. Каким был герб Царскосельского Лицея?

а) сова, сидящая на лире;

б) двуглавый орел, державший в лапах свиток;

в) древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.

8. Определите стихотворный размер отрывка:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто изгнанники…

9. Напишите теоретико-литературную статью «Дружеское послание» для литературоведческого словаря. Приведите примеры произведений данного жанра

Комплексный анализ прозаического текста

Кто ездил по почтовому тракту между Б и Т? Кто ездил, тот, конечно, помнит и Андреевскую мельницу, одиноко стоящую на берегу речки Козявки. Мельница маленькая, в два постава… Ей больше ста лет, давно уже она не была в работе, и немудрено поэтому, что она напоминает собой маленькую, сгорбленную, оборванную старушонку, готовую свалиться каждую минуту. И эта старушонка давно бы свалилась, если бы она не облокачивалась о старую, широкую вербу. Верба широкая, не обхватить ее и двоим. Ее лоснящаяся листва спускается на крышу, на плотину; ниже ветви купаются в воде и стелются по земле. Она тоже стара и сгорблена. Ее горбатый ствол обезображен большим темным дуплом. Всуньте руку в дупло, и ваша рука увязнет в черном меду. Дикие пчелы зажужжат около вашей головы и зажалят. Сколько ей лет? Архип, ее приятель, говорит, что она была старой еще и тогда, когда он служил у барина в «французах», а потом у барыни в «неграх»; а это было слишком давно.

Верба подпирает и другую развалину – старика Архипа, который, сидя у ее корня, от зари до зари удит рыбку. Он стар, горбат, как верба, и беззубый рот его похож на дупло. Днем он удит, а ночью сидит у корня и думает. Оба, старуха-верба и Архип, день и ночь шепчут… Оба на своем веку видывали виды. Послушайте их…

Лет тридцать тому назад, в вербное воскресенье, в день именин старухи-вербы, старик сидел на своем месте, глядел на весну и удил. Кругом было тихо, как всегда… Слышался только шепот стариков, да изредка всплескивала гуляющая рыба. Старик удил и ждал полдня. В полдень он начинал варить уху. Когда тень вербы начинала отходить от того берега, наступал полдень. Время Архип узнавал еще и по почтовым звонкам. Ровно в полдень через плотину проезжала почта.

Получить полный текст

И в это воскресенье Архипу послышались звонки. Он оставил удочку и стал глядеть на плотину. Тройка перевалила через бугор, спустилась вниз и шагом поехала к плотине. Почтальон спал. Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась. Давно уже не удивлялся Архип, но на этот раз пришлось ему сильно удивиться. Случилось нечто необыкновенное. Ямщик оглянулся. Беспокойно задвигался. Сдернул с лица почтальона платок и взмахнул кистенем. Почтальон не пошевельнулся. На его белокурой голове зазияло багровое пятно. Ямщик соскочил с телеги и, размахнувшись, нанес другой удар. Через минуту Архип услышал возле себя шаги: с берега спускался ямщик и шел прямо на него… Его загоревшее лицо было бледно, глаза тупо глядели бог знает куда. Трясясь всем телом, он подбежал к вербе и, не замечая Архипа, сунул в дупло почтовую сумку; потом побежал вверх. Вскочил на телегу и. странно показалось Архипу, нанес себе по виску удар. Окровавив себе лицо, он ударил по лошадям.

Караул! Режут! – закричал он.

Ему вторило эхо, и долго Архип слышал это «караул».

Дней через шесть на мельницу приехало следствие. Сняли план мельницы и плотины, измерили для чего-то глубину реки и, пообедав под вербой, уехали. А Архип во все время следствия сидел под колесом, дрожал и глядел в сумку. Там видел он конверты с пятью печатями. День и ночь глядел он на эти печати и думал, а старуха-верба днем молчала, а ночью плакала. «Дура!» - думал Архип, прислушиваясь к ее плачу. Через неделю Архип шел уже с сумкой в город.

Где здесь присутственное место? – спросил он, войдя за заставу.

Ему указали на большой желтый дом с полосатой будкой у двери. Он вошел и в передней увидел барина со светлыми пуговицами. Барин курил трубку и бранил за что-то сторожа. Архип подошел к нему и, дрожа всем телом. Рассказал про эпизод со старухой-вербой. Чиновник взял в руки сумку, расстегнул ремешки, побледнел, покраснел.

Сейчас! – сказал он и побежал в присутствие. Там окружили его чиновники… Забегали, засуетились, зашептались… Через десять минут чиновник вынес Архипу сумку и сказал:

Ты не туда, братец, пришел. Ты иди на Нижнюю улицу, там тебе укажут, а здесь казначейство, милый мой! Ты иди в полицию.

Архип взял сумку и вышел.

«А сумка полегче стала! - подумал он. – Наполовину меньше стала!»

На Нижней улице ему указали на другой желтый дом, с двумя будками. Архип вошел. Передней тут не было, и присутствие начиналось прямо с лестницы. Старик подошел к одному из столов и рассказал писцам историю сумки. Те вырвали у него из рук сумку, покричали на него и послали за старшим. Явился толстый усач. После короткого допроса он взял сумку и заперся с ней в другой комнате.

А деньги же где? – послышалось через минуту из этой комнаты. – Сумка пуста! Скажите, впрочем, старику, что он может идти. Или задержать его! Отведите его к Ивану Марковичу! Нет, впрочем, пусть идет!

Архип поклонился и вышел. Через день караси и окуни опять уже видели его седую бороду…

Дело было глубокой осенью. Старик сидел и удил. Лицо его было также мрачно, как и пожелтевшая верба: он не любил осени. Лицо его стало еще мрачней, когда он увидел возле себя ямщика. Ямщик не замечая его, подошел к вербе и сунул в дупло руку. Пчелы, мокрые и ленивые, поползли по его рукаву. Пошарив немного, он побледнел, а через час сидел над рекой и бессмысленно глядел в воду.

Где она? - спрашивал он Архипа.

Архип сначала молчал и угрюмо сторонился убийцы, но скоро сжалился над ним.

Я к начальству снес! – сказал он. – Но ты, дурень, не бойся… Я сказал там, что под вербой нашел…

Ямщик вскочил, взревел и набросился на Архипа. Долго он бил его. Избил его старое лицо, повалил на землю, топтал ногами. Побивши старика, он не ушел от него. А остался жить при мельнице, вместе с Архипом.

Днем он спал и молчал, а ночью ходил по плотине. По плотине гуляла тень почтальона, и он беседовал с ней. Наступила весна, а ямщик продолжал еще молчать и гулять. Однажды ночью подошел к нему старик.

Будет тебе, дурень, слоняться! – сказал он ему, искоса поглядывая на почтальона. – Уходи.

И почтальон то же самое сказал… И верба прошептала то же…

Не могу! – сказал ямщик. – Пошел бы, да ноги болят, душа болит!

Старик взял под руку ямщика и повел его в город. Он повел его на Нижнюю улицу, в то самое присутствие, куда отдал сумку. Ямщик упал перед «старшим» на колени и покаялся. Усач удивился.

Чего на себя клепаешь, дурак! – сказал он. – Пьян? Хочешь, чтоб я тебя в холодную засадил? Перебесились все, мерзавцы! Только путают дело… Преступник не найден, - ну, и шабаш! Что же тебе еще нужно? Убирайся!

Когда старик напомнил про сумку, усач захохотал, а писцы удивились. Память, видимо, у них плоха… Не нашел ямщик искупления на Нижней улице. Пришлось возвращаться к вербе…

И пришлось бежать от совести в воду, возмутить то именно место. Где плавают поплавки Архипа. Утопился ямщик. На плотине видят теперь старик и старуха две тени… Не с ними ли они шепчутся?

Комплексный анализ поэтического текста

10 класс

Ночь печальна, как мечты мои.

Получить полный текст

Далеко в глухой степи широкой

Огонек мерцает одинокий…

В сердце много грусти и любви.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовет тебя, чем сердце полно!

Путь далек, глухая степь безмолвна.

Ночь печальна, как мои мечты.

Определите тему стихотворения.

Выберите стихотворение данной тематики поэта II половины 19 века (по своему усмотрению).

Сопоставьте два произведения.

Школьная олимпиада по литературе

10 класс. II тур.

1. Сопоставить литературное направление и произведение, назвать автора.

1. Классицизм «Мцыри»_____________________________________________________________________

3. Романтизм « Путешествие из Петербурга в Москву»______________________________________________________________________

4. Реализм « Бесприданница»_______________________________________________________________

2. Сопоставьте годы творчества писателей и время правления русских императоров

1. Елизавета Петровна

2. Екатерина Вторая

3. Павел Первый

4. Александр Первый

5. Николай Первый

6. Александр Второй

3. Кто из русских писателей

1. назвал русскую императрицу Екатерину Вторую Фелицей _________________

2.подписал свой первый сборник повестей Рудый Панько ___________________

3.был учителем будущего императора Александра Второго__________________

4 . В каких произведениях русской литературы встречаются данные персонажи? Назовите произведения и их авторов:

1.Мазепа и Мария______________________________________________________

2.Степан Парамонович и Алена Дмитриевна _______________________________

3.Прокл и Дарья _______________________________________________________

4.Герасим и Татьяна ____________________________________________________

5.Милон и Софья ______________________________________________________

5. Определите произведение по его началу, назовите автора:

Ø «Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн И вдаль глядел…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø «Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит…» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите, какому герою принадлежит данное описание. Укажите автора и жанр произведения.

«…Косой, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего не конфузится…»

7. Назвать литературных героев по характеристике, указать произведение и автора:

*Ангел непорочности, она зимой ткала холсты, вязала чулки. Весною рвала и продавала в городе цветы, а летом – ягоды._________________________________________________

* Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно: вставала. Убегала в дом, напевала вполголоса, часто смеялась________________________

* Домашняя мученица. В свете играла самую жалкую роль. Все ее знали, но никто не замечал._____________________________________________________________________

* Жестокая фурия и любящая мать_____________________________________________

8. Определите жанр произведения:

1.А. Пушкин «Борис Годунов» ________________________________________________

2.Лермонтов «Бородино» ___________________________________________________

3.Некрасов «Русские женщины» _____________________________________________

4. «Тарас Бульба» ________________________________________________

9. Определите размер стихотворения, укажите автора:

* Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья…_______________________

* Тучки небесные, вечные странники…__________________________________________

* Вот парадный подъезд. По торжественным дням…_______________________________

10. Указать термин по толкованию

* Реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного образа.__________________________________________________________

* Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.________

* Вид тропа, скрытое сравнение_________________________________________________

Получить полный текст

Школьная олимпиада по литературе

Комплексный анализ прозаического текста.

Красавица.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую минуту сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

1940 год. И А. Бунин.

Комплексный анализ поэтического текста.

11 класс

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

А Муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

Определите тему стихотворения.

Выберите стихотворение данной тематики поэта II половины 19 века по своему усмотрению.

Сопоставьте два произведения.

11 класс. II тур.

1. О каком русском литераторе идет речь в следующих строках Белинского?

«Посмотрите, как натуральны его животные: это настоящие люди с резко очерченными характерами, и при том люди русские, а не другие какие-нибудь»_________________________

2. Соотнесите фамилии поэтов, писателей и фамилии их жен и возлюбленных:

2. П. Виардо

3. Л. Менделеева

5. А. Панаева

6. Е. Денисьева

«Снежная маска»

«Персидские мотивы»

«Темные аллеи»

4. Определите произведение по пейзажу, назовите автора:

«Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно вдали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд».___________________________________________________________________________

5. Назовите полные имена героев, название произведения, автора.

а) Гринев ____________________________________________________________________

б)Раскольников______________________________________________________________

в) Живаго __________________________________________________________________

г)Шухов___________________________________________________________________

6. Определите, какому герою принадлежит данное описание. Как называется такое описание? Укажите автора и название произведения.

«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове»___________________________________________________________________

7. Из каких произведений взяты строки, ставшие крылатыми. Название произведения и автор.

Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой ______________________________

Рожденный ползать – летать не может _____________________________________________

Жил дрожал – умирал дрожал______________________________________________________

Рукописи не горят_______________________________________________________________

8. Соедините литературные направления и их черты; назовите представителей данных направлений (не более двух)

Три единства акмеизм

Мифологема реализм

Типичность классицизм

Символ романтизм

Двоемирие сентиментализм

Чувствительность символизм

9. Определите размер стихотворения, указать автора строк

* Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затвор_____________________________

*Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит_______________________

* Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни________________________________

* Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?________________________________________

10. Определите жанр произведений:

Ø «Светлана» ___________________________________________________

Ø «Мертвые души» __________________________________________________

Ø Добролюбов «Что такое обломовщина?» __________________________________________

«Дни Турбиных» _________________________________________________

Ø «Леди Макбет Мценского уезда»______________________________________

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные