Тема: «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века. М
«Символизм в литературе» - Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю стих. В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Из истории символизма. Сон – сладостный миг откровения. В понимании символов важную роль играет контекст. И. Бродский. В. Брюсов «Творчество» 1895.
«Поэты поэзии серебряного века» - А. Блок 6. О. Мандельштам. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. Георгий и Ариадна Эфрон. М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Ариадна и Ирина Эфрон. Творчество М.И.Цветаевой. Мария Александровна Цветаева 1869-1906. Поэты серебряного века. Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. Прохожий, остановись!». «Мне нравится…».
«Направления серебряного века» - Н. Рерих «Направляясь домой». Какая мысль? М. Казмичев. Восклицали: «Футурист!» И стучали головами… Какая страсть? В. Екимов «Танец белых роз». А. Межиров. Оставлял корявый лист С нестандартными словами. Место и время возникновения Цели и задачи Девиз Характерные черты Представители. И. Левитан «Золотая осень».
«Поэты 20 века» - И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»? Вяч.Иванов. Моей божественной природы Я не открою никому. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Где спят нешепчущие реки. Как меняется логическое ударение в строчке?
«Творчество поэтов серебряного века» - Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. На первый план вышли темы ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ: Жизнь, Смерть, Бог. Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Аптека.» Читать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Исаак Ильич Левитан. Сборник и альманах футуристов.
«Серебряный век русской поэзии» - Иль ты приснилась мне? Модернизм объединил целый ряд течений и направлений. Марина Цветаева. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Декадентство -. Анна Ахматова 1889 - 1966. Хроника ключевых событий. Вне протяжения жило Лицо. Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!
Всего в теме 12 презентаций
Само это определение – «Серебряный век» — известно всем грамотным людям в нашей стране, да и в мире тоже. «Серебряным веком» называют расцвет литературы, изобразительного искусства, музыки, и в целом культуры в России в самом начале ХХ века.
Длился Серебряный век очень недолго, до наступления большевистской эпохи в 1917 году, которая, во-первых, развернула историю в каком-то совсем другом направлении, и, во-вторых, одну часть представителей Серебряного века – очень большую часть — выдавила из страны, а другую разными способами побудила обслуживать себя и свои гибельные идеи, не изжитые нашим обществом до сих пор.
Главный очаг Серебряного века находился в Петербурге, и в меньшей мере – в Москве. Тепло этого очага долетало также и до самых отдаленных городов и весей России, хотя уже в довольно охлажденном виде.
Ведущие российские художники, поэты, писатели, композиторы, музыканты, балетмейстеры и балетоманы предпочитали держаться поближе к Петербургу и Москве, всю остальную Россию в глубине души считая замшелой, отсталой, кондовой и сермяжной.
Так оно, в общем-то, и было.
Не зря ведь еще Николай Васильевич Гоголь называл Петербург «самым придуманным городом» в нашей стране.
Так что влияние представителей Серебряного века на всю Россию было двойственным. С одной стороны, очень глубоким и долгим, но, с другой стороны, довольно слабым и ограниченным.
Точно также очень двойственной была творческая атмосфера Серебряного века.
С одной стороны, русские художники, писатели и поэты родили в те годы множество ярких идей и направлений в искусстве, о которых большинство из нас теперь знает только понаслышке.
«Символизм», «модернизм», «лучизм» — знаем ли мы хоть что-то обо всех этих течениях, кроме их названий?
Как правило, не знаем.
С другой стороны, русские люди культуры и искусства в годы Серебряного века испытывали большое влияние различных творческих идей, рождавшихся в Европе.
К тому же, пользуясь тем, что труд поэтов и писателей в России в те годы очень неплохо оплачивался, картины лучших художников хорошо раскупались, и при этом никаких ограничений свободы передвижений не было, самые успешные представители Серебряного века очень много путешествовали по разным заграницам. Теплые Италия, Испания, Франция были для них намного более привлекательнее замороженной Сибири.
В этом плане ярким исключением выглядит необыкновенное путешествие Антона Павловича Чехова в начале 1890-х годов на Сахалин – когда, между прочим, железной дороги на Дальний Восток еще не было.
При этом, надо отдать им должное, лучшие русские писатели, художники, поэты, и вообще интеллигенты были горячими патриотами России, обходясь при этом без всяких завихрений «холодной войны», которая отравила отношения СССР и стран Запада много позже, после Второй мировой войны.
Ну а затем, после революции, случился исторический парадокс.
Оказавшись выдавленными из страны, многие русские творческие люди, да и технические тоже, находившиеся в самом расцвете своих сил, были вынуждены отдавать эти силы другим странам – Франции, Германии, США.
Даже эскиз доллара в 1928 году нарисовал русский художник Сергей Макроновский…
А есть ли сейчас в России предпосылки для нового Серебряного века?
Ну, почему бы и нет.
Самое главное, в России по-прежнему имеется множество творческих, талантливых людей, у которых теперь, как это ни парадоксально, есть гораздо больше возможностей для творческого общения.
История – хитрая штука.
Она движется, как известно, по спирали.
Бывает, что расцвет превращается в трагедию, а та затем переходит в фарс и балаган.
Но после этого наступает нечто совсем новое, и что это будет, мы пока даже и не подозреваем.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Серебряный век» русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл... А. Ахматова
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» 1. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? 2. Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
«Серебряный век» Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре.
Временные рамки «Серебряного века»: Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. 1. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. 2. Статья Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии (1933 г.) 3. Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.) Начало: 1890 г. Расцвет: 1910 г. Конец: 1917г. ? 1921 г. ?
Декаданство (от лат. - упадок) Это явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности было вызвано состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.
Я ненавижу человечество. Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа. (К. Бальмонт)
СЕРЕБРЯНЫЙ МОДЕРНИЗМ ВЕК
Модернизм (от фр. - новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века. Воплотила в себе относительно самостоятельные художественные направления и течения, характеризующиеся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием.
Кафе «Бродячая собака»
МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ
Символизм - ? литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога. К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус
Константин Бальмонт (1867-1942)
Зинаида Гиппиус (1865-1945)
Андрей Белый (1880-1934)
Акмеизм - ? Литературное направление, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического начала. А. Ахматова, Н. Гумилёв, Г. Иванов и др.
Анна Ахматова (1889–1966)
Футуризм - ? Направление в литературе, главной идеей которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии как принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.
Группы футуризма: 1. Кубофутуристы 2. Эгофутуристы 3. «Мезонин поэзия» 4. Центрифуга
Игорь Северянин (1887- 1941)
Имажинизм - ? литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф
Сергей Есенин Айседора Дункан (1895-1925) (1878 – 1927)
Выводы: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Поэзия «Серебряного века» выражала настроения и определяла поиски новых путей в искусстве, привлекала к сотворчеству.
Предварительный просмотр:
«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...». СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
(11 класс)
Цели урока:
Познавательные: дать представление о тенденциях русской поэзии начала ХХ века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс», «символизм», «акмеизм», «футуризм», «имажинизм».
Практические: обобщить полученные знания и оформить их в виде краткого конспекта.
Развивающие: ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века, чтобы ученики могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь
характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве, развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: на основе изучаемого материала воспитывать в учениках любовь к красоте, искусству, поэзии.
Тип урока: изложение нового материала.
Оборудование: учебник литературы под ред. В. П. Журавлева (2012г.), изд-во «Просвещение», проектор.
Вид контроля: беседа, работа над конспектом лекции.
Ход урока.
1. Организационный момент (1-2 мин.);
2. Объяснение нового материала (15-20 мин.);
3. Закрепление изученного на практике (15 мин.);
4. Обобщение изученного (2-3 мин.);
5. Выставление оценок (1-2 мин.).
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке литературы.
2. Объяснение нового материала:
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Серебряный век» русской поэзии. Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой». В средних классах вы изучали произведения, относящиеся к «Золотому веку» литературы. Что вы понимаете под этим понятием?
Ученик: Под понятием «Золотой век» принято понимать целую плеяду гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному творческому мастерству определили дальнейшее развитие русской и зарубежной литературы. Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени.
Учитель: Хорошо. Какие проблемы затрагивали в своих произведениях писатели и поэты?
Ученик: Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.
Учитель: Молодец! Кого из представителей «Золотого века» вы знаете?
Ученик: А. С. Грибоедов, В. С. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Учитель: Верно. Без творчества писателей «Золотого века» был невозможен «Серебряный век». Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра» Н. Оцуп: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».
Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает их звучание? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – это…..»
Ученик: «Серебряный век» – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста,глаза…
Учитель: Хорошо. Когда вы видите эту ассоциативную цепочку, о чем вы настраиваетесь говорить со мной?
Ученик: Звуковой ряд подобранных нами слов создаёт в воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
Учитель: Верно. В искусствознании и литературоведении словосочетание «Серебряный век» обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Вопрос о хронологических рамках этого явления в литературоведении окончательно не решён. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что «Серебряный век» начался в 10-е годы ХХ века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век» робко начинался с девяностых годов XIX века…1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек полагала, что исходная граница «Серебряного века» более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий. По сути границы Серебряного века как бы втиснуты в три десятилетия. Как вы считаете, для чего в эпоху таких потрясений народу нужна была литература?
Ученик: Литература является отображением эпохи, а грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. Возникла суровая необходимость понять «страшный мир» (А. Блок) в каких-то иных измерениях.
Учитель: Верно. Художественные искания этого времени обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. Человек этой тревожной, противоречивой эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. Болезненно переживая человеческое разобщение, разрыв с большим природным миром, создатели новой литературы тяготели к мысли о спасительном единении с ним, ощущение кризиса и предчувствие потрясений особенно чутко улавливают люди с тонкой душевной организации. Появляется новый тип сознания - декаданство.
Декаданство получило распространение в художественной культуре, его мотивы стали достоянием ряда течений модернизма. Итак, что же такое декаданство? (Учитель открывает презентацию, дети знакомятся с ведущими направлениями «Серебряного века», кратко конспектируют теорию в своих тетрадях).
Ученик: Декаданство (от лат. – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.
Учитель: Я ненавижу человечество.
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Что же такое модернизм?
Ученик: Модернизм (от фр. – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием течения модернизма.
Учитель: Представители модернизма выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Их целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.
(Можно включить записи романсов А. Вертинского на стихи И. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой).
В Москве местом встреч был Литературно-Художественный кружок. У старой реалистической школы была «Среда», у символистов - «Общество свободной эстетики».
В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным. Название носило аллегорический характер: под названием кафе «Бродячая собака» подразумевалась личность писателя.
«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.
Итак, какие литературные течения развивались в модернизме?
Учитель: Хорошо. Охарактеризуем их.
(Ученики, разделенные на группы, по очереди выходят к доске и рассказывают о литературных направлениях «Серебряного века» классу).
План выступления:
1. Определение модернистского течения, его особенности (основная программа, центральная эстетическая категория, главные темы и мотивы, манера изложения).
2. Краткая история возникновения, основные манифесты.
3. Представители (портрет, годы жизни, разделение на группы).
4. Выразительное чтение стихотворения одного из представителей.
5. Значение течения в общелитературном контексте.
Ученик: Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание.
Учитель: Хорошо. В 1909 году Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы, Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…». Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьёв, так сформулировавший сущность символизма:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, идеи связи человека с Богом. В своих философских трудах Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления.
Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф. Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично. Если у Брюсова и Бальмонта доминировало «светское» понимание слова «символ», то у В. Иванова, А. Блока, которых принято называть «младшими символистами», возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Следущее направление – акмеизм.
Ученик: Акмеизм (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала.
Учитель: Хорошо. Именно в это время на смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы: карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Перечислим представителей.
Ученик: Н. Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова.
Учитель: Хорошо. Это была группа талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм.
Ученик: Футуризм (от лат. – будущее) направление в литературе, главной идее которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии каа принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа.
Ученик: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.
Учитель: Хорошо. Кроме того, в объединении футуристов насчитывалось несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзия», «Центрифуга», «Гилея» (кубофутуристы, будетляне – «люди из будущего») и др.
Ученик: Имажинизм – литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Главное средство выразительности – метафора.
Учитель: Хорошо. Перечислим представителей.
Ученик: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф.
Учитель: Хорошо.
3.Закрепление изученного на практике:
Учитель: Русский поэтический «Серебряный век» истоками своими уходит в XIX столетие и всеми корнями произрастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского). Как вы думаете, почему именно в начале века пусть на краткий миг господствует на литературном Олимпе ПОЭЗИЯ?
Ученик: Скорее всего потому, что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, апатия…. И всегда потрясение.
Учитель: Конечно. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален. Давайте вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. (Звучит аудиозапись стихотворений «Серебряного века». Ученики определяют направление, доказывают свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста. Записывают имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось понимание поэтами своего предназначения).
4. Обобщение изученного:
Учитель: Итак, ребята, давайте обобщим наши знания и подведем вывод. О чем шла речь на нашем уроке?
Ученик: О «Серебряном веке» русской поэзии.
Учитель: Как вы можете охарактеризовать поэтов этой эпохи?
Ученик: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную, Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Учитель: Молодец! С какими литературными течениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Ученик: Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Учитель: Какое из них вам запомнилось больше всего и почему? (Спросить 2-3 учеников по выбору).
5. Выставление оценок:
Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку литературы вам нужно будет подготовить анализ стихотворения на выбор: Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны»). Я обязательно все проверю и поставлю оценки. До свидания!
по теме
«...Этот мир очарований,
этот мир из серебра»
Вступительное слово учителя.
Посмотрите вокруг себя... Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо- подарили миру Серебряный век русской культуры.
Я произношу слова: «Серебряный веж». И повторяю снова: «Серебряный век».
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - ...» Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.
Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза...
Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX - XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук , живописи, музыки, театрального искусства.
Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе "Серебряного века"» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы XX века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в девяностых годах (XIX века)- высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек, полагающая, что «исходная граница Серебряного века... более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий», в оценке финала этого явления «абсолютно солидарна» с Вадимом Крейдом: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было... В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась».
Учитель формулирует проблемный вопрос.
Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Ученики записывают вопрос в тетради. Вся работа на уроке строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Последовательность учебных ситуаций обусловлена логикой поиска.
Первая учебная ситуация.
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, искусствоведа и литературоведа, и записывают основные теоретические положения, факты, имена.
Историк
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.
1890 - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894 - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических,
либеральных, консервативных, националистических.
1903 - второй съезд РСДРП.
1904 - 1905 - русско-японская война.
1905 - 1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы;
Аграрная реформа Столыпина.
1914 - начало Первой мировой войны.
Октябрьская революция...
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца ХIX- начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.
Искусствовед
На фоне музыки («Вокализ» С. Рахманинова) ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи.
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи...
М. Врубель. Демон поверженный.
А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.
...Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное...
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он - вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова - символы нашего времени.
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
В. Борисов - Мусатов. Призраки.
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов... Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальноотью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец- о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...
К. Петров-Водкин. Купание красного коня.
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса...
Важнейшее свойство эпохи - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер M. П.Мусоргского и наступила эпоха А. Скрябина и С. Рахманинова.
Первые пятнадцать лет XX века - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
Литературовед
Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие XIX и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего - в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского)...
Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты-новаторы (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в «рабочей комнате поэзии» (выражение И. Анненского). Недаром объединившаяся вокруг акмеистов общность назвала себя именно Цехом поэтов: указание на земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.
По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых" и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм (лат. futuram - будущее), распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин), «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивнев), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак), «Гилея» (кубофутуристы, будетляне - «люди из будущего» - Д..Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников).
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
Художественной системе футуризма свойственны
Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму , к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
Пафос эпатажа.
Были в рамках Серебряного века и другие группировки и фигуры, вовсе сопротивлявшиеся «прикреплению» к тому или иному направлению. Без них картина литературной эпохи была бы неполной.
Таблица, заполненная учениками, будет иметь следующий вид.
Критерии для сопоставления | Символисты | Акмеисты | Футуристы |
1.Цель творчества | Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество | Возвращение поэзии ясности, вещности | Вызов традиции |
2. Отношение к миру | Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты | Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков | Одержимость идеей разрушения старого мира |
3. Отношение к слову | Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи | Стремление придать слову определенное, точное значение | Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов |
4.Особенности формы | Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога | Конкретная образность, «прекрасная ясность» | Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа |
В этой несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений выявляется богатство, глубина, многоцветие литературного процесса начала века.
Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи
творческие принципы столь различны, под общим понятием
«творцы Серебряного века»?
Учитель обращает внимание учеников на то, что в ходе урока уже прозвучало несколько аргументов, которые могут послужить ответами на этот вопрос.
Так что же объединяло таких разных поэтов?
Осмысливая информацию, полученную на уроке, возвращаясь к материалам таблицы, ученики отвечают на вопрос и записывают черты, объединяющие поэтов разных группировок, в таблицу сквозной строкой через все три графы:
все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико - интонационной структуры поэтического произведения;
они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...
Третья учебная ситуация
Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки?
Ученики работают по карточкам.
КАРТОЧКА №1
«...Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»
1. Прочитайте стихотворения поэтов начала века, фрагменты их статей и писем.
2. Выпишите строки, которыми поэты характеризуют своих адресатов .
3. Ответьте на вопрос: «Как эти произведения помогают понять личностные качества их создателей?»
О. Мандельштам . Нет ничего легче, чем говорить о том, что нужно, необходимо в искусстве... Это избавляет от очень неприятной вещи, на которую далеко не все способны, а именно - благодарности к тому, что в данное время является поэзией.
О, чудовищная неблагодарность: Кузьмину, Маяковскому, Хлебникову, Асееву, Вячеславу Иванову, Сологубу, Ахматовой, Пастернаку, Гумилеву, Ходасевичу, Вагинову - уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. Народ не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не выбирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает...(1923).
М. Цветаева.
Ахматовой
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! -
Стотысячное - тебе присягает, - Анна
Ахматова! - Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова - и сердце свое в придачу.
А. Белый. <Цветаева>, Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги «Разлука».
Я весь вечер читаю - почти вслух; и - почти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения... Простите за неподдельное выражение моего восхищения и примите уверение в совершенном уважении и преданности (1922).
М. Цветаева. Пастернак- большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет...
...И озарение: да просто любимец богов!
...Пастернак: растрата. Истекание светом. Неиссякаемое истекание светом (1922).
А. Белый. Поэзию Блока жалеть не умею: произношу подчас суровые приговоры ей; произнеся приговор, вижу ясно: я, русский, люблю поэзию, эту - поэзию «ветровую», - как «слезы»; чтобы не быть мне пристрастным, постараюсь я опираться на материал ее дум, ее лирики, ее красок и звуков (1916).
Б. Пастернак . Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский; талант, по праву переставший считаться с тем, как у нас пишут нынче и означает ли это все или многим меньше; но с тем большею страстью приревновавший поэзию к ее будущему, творчество к судьбе творенья. Оно ему не изменит (1916).
М. Цветаева.
Стихи к Блоку
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги.
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне славить
Имя твое.
КАРТОЧКА №2
«... Чудо, что иные люди на других веют благодатно - радостно»
1. Прочитайте фрагменты писем и статей поэтов Серебряного века.
2. Ответьте на вопросы: «Почему литературная полемика не перерастала в личную вражду? За что поэты были бесконечно благодарны друг другу?»
А. Белый. Моя милая, милая, милая, милая Марина Ивановна, Вы остались во мне, как звук чего-то тихого, милого: сегодня утром хотел только забежать, посмотреть на Вас; и сказать Вам: «Спасибо»... В эти последние особенно тяжелые, страдные дни Вы опять прозвучали мне: ласковой, ласковой, удивительной нотой: доверия...
...И вот сегодня проснулся, а в сердце - весна: сердце, сердце обращено к свету; и легко; и милый ветерок весны; и - ласточки/
И это от Вас: не покидайте меня Духом (1922).
М. Цветаева. О, Борис, Борис <Пастернак>, как я вечно о тебе думаю, физически оборачиваюсь в твою сторону- за помощью! Ты не знаешь моего одиночества...
...Недавно писала кому-то: «Думаю о Борисе Пастернаке - он счастливее меня, потому что у него есть двое-трое друзей - поэтов, знающих цену его труду, у меня же ни одного человека, который бы - на час - стихи предпочел бы всему» (1927).
М. Цветаева. !
...Ах, как я Вас люблю, и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас...
...Вы мой самый любимый поэт... Мне так жалко, что все это только слова - любовь - я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли...
...Я понимаю каждое Ваше слово: весь полет, всю тяжесть... Я ненасытна на Вашу душу и буквы (192!).
Б. Лившиц. Было бы, однако, ошибкой представлять себе символистов, акмеистов и будетлян в виде трех враждующих станов, окопавшихся друг от друга непроходимыми рвами и раз навсегда исключивших для себя возможность взаимного общения.
Вячеслав Иванов, например, высоко ценил творчество Хлебникова, и нелюдимый Велимир навещал его еще в «Башне» на Таврической. С Кузминым, невзирая на то что мы не слишком почтительно обошлись с ним в «Пощечине общественному вкусу», у меня установились прекрасные отношения с первого же дня... Никакие принципиальные разногласия не могли помешать этим отношениям перейти в дружбу, насчитывающую уже двадцать лет.
Точно так же знакомство с Мандельштамом, с которым мы почти одновременно дебютировали в «Аполлоне», быстро переросло границы, полагаемые простым литературным соседством, и, приняв все черты товарищества по оружию, не утратило этого характера даже в ту полосу, когда мы очутились в двух разных лагерях (1929).
КАРТОЧКА № 3
«.Это наши проносятся тени над Невой, над Невой...»
1. Прочитайте стихотворения, посвященные памяти ушедших из жизни поэтов.
2. Ответьте на вопросы: «Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьях и оппонентах? Какие детали сохранила их память?»
А. Ахматова.
Маяковский в 1913 году
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой рассвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса...
И уже отзывный звук прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
А. Ахматова .
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит -
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
Б. Пастернак.
Памяти Марины Цветаевой
Мне так же трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой мильонершей
Средь голодающих сестер.
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет...
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
А. Ахматова.
Учитель
Памяти Иннокентия Анненского
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем
Всего, что с нами после совершилось,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье –
И задохнулся...
А. Ахматова.
Венок мертвым
Я над ним склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть –
Окровавленной юности нашей
Эта черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там, -
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это ключики от квартиры,
На загробном гостящей лугу.
Ученики читают тексты, отвечают на вопросы и завершают работу по заполнению таблицы:
поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэзы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу;
большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.
Учитель обращает внимание на даты прозвучавших стихотворений и воспоминаний, просит учеников осмыслить их, систематизировать весь изученный на уроке материал и ответить на проблемный вопрос урока.
Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Ученики отмечают, что Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими, и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Как они сотворили Серебряный век, так и он сотворил их. Значит, это явление продолжало существовать до 50-х - 60-х годов...
Учитель не ставит точку на этом.
А если считать основным содержанием Серебряного века то, что не утратилось во времени: торжество поэтической одаренности, необыкновенную теплоту человеческих отношений, очарование возвышенных помыслов и чувств - все то, что оставлено русской поэзии и нам, читателям, в наследство, то нельзя не считать, что под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего XX столетия.
Не случайно и мы оказались под властью этого «мира очарований, мира из серебра»: ведь читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов - это тоже одна из характерных черт этой уникальной художественной системы, в которой «искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания».
Цель урока:
- раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века;
- cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
- создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.;
- уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Эпиграф к уроку: “Мы - дети страшных лет России - забыть не в силах ничего”
Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;
План урока. Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку. Вступительное слово учителя; Выступление учащихся. За ранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А-3), в конце урока формируется одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу. По ходу урока ребята в группах в виде кластера оформляют на листах, основное содержание материала каждой группы и в конце урока презентует. Итоги урока.
Ход урока.
Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.
Учитель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с “рекой времён”. В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Учитель: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?
Какие события характеризовали эпоху?
Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.)1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было.
Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?
Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по группам (исследователи философии, литературы, живописи, музыки) в поиске ответа на вопросы?
Презентация исследователей философии.
В целом русская философия XIX- начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. Философские искания представлены такими яркими личностями как В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, П. Флоренский.
Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в работе “Самопознание”.
Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека , взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер . В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как :
– природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
– гуманизм и его кризис;
– смысл человеческой истории;
– ряд важных социальных вопросов.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм , представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего – абсолютное, т.е. бог . Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.
Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога – познание через веру .
В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии . Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип “любви к ближнему” и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева.
Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения , ориентированную на человека :
– В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
– Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом).
– В итоге – Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
– Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
– Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.
– Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
– В результате наступит новый мир – вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.
Истинная свобода личности заключается в “соборности ”, концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).
Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе, прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира – личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой – идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение, о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности. По окончанию выступления ребята, делают выводы и отвечают на вопросы. (Какие религиозно-философские идеи XIX в.могли повлиять на философию, серебряного века?)
Презентация исследователей литературы.
На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с “привилегированного” места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное тревожное безвременье.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла… Блок.
В 1890-е годы течение модернизма (от франц. “modern”) – современный еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова “пробивалось там и сям отдельными ручейками”.
Переживание конца, “декаданса” лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания, стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве “новых” стихотворцев поначалу мало, чем отличалась от “скорбных” песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники “серебряного века” жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. “Серебряный век” отличался крайним субъективизмом восприятия мира.
Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. “символизм” – это литературное течение, сознательно взявшее символ за основу искусства. Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область “общих”, “вечных” идей и “истин”. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике, противопоставляемой символистами эстетике революционно-демократической. (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловье. На щите символистов были начертаны идеализм (романтика) и религия. Символисты чувствовали себя спасителями, они жаждали нового преображения бытия, всего человечества, через соединение искусства и религии. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлён романтический порыв к миропорядку, где царила бы духовная свобода и единение людей. Стих
Акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая сила) называли еще “адамизмом” (мужественный и твердый взгляд на жизнь). Акмеисты: Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, Г.И.Иванов, В.Н.Нарбут, Е.Ю.Кузьмина-Караваева, И.Ф.Анненский – заявили о себе в 10-е гг. XX в.
Провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали “возлюбить землю” и как можно меньше говорить о вечности, о непознаваемом. Хотели воспеть мир во всей его многоцветности. Акмеисты оказались чрезвычайно энергичны в своей деятельности. В 1911-1914 гг. они объединились в группу “Цех поэтов”, возглавляемую Гумилевым. В 1912-1913 гг. основали собственный журнал “Гиперборей” (редактор – переводчик М.Л.Лозинский). Выпустили также несколько альманахов “Цеха поэтов”. Поэзия акмеистов тяготела к воссозданию трехмерного мира, его предметности. Ее привлекал внешний, большей частью эстетизированный быт, “дух мелочей прелестных и воздушных” (М.Кузмин) или же подчеркнутый прозаизм житейских реалий.
Увлечение предметностью, предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний нередко воплощался в поэзии акмеистов в какой-нибудь вещи. Любование “мелочами”, эстетизация их мешали поэтам увидеть мир больших чувств и реальных жизненных пропорций. Мир этот нередко выглядел у акмеистов игрушечным, аполитичным, вызывал впечатление искусственности и эфемерности человеческих страданий.
Футуризм от лат. “futurum”, т.е. “будущее”. Заявив о себе, как и акмеизм, в 10-е годы XXв., русский футуризм сразу же привлек всеобщее внимание – возможно, потому, что в наиболее радикальной форме отражал дух раскола, который носился в воздухе времени. Основным его принципом был отказ от старой культуры (от “старья”, по любимому выражению В.Маяковского). Русские футуристы в большинстве отдавали предпочтение городской культуре перед деревенской, искали новые формы выразительности: звукоподражание, “свободный синтаксис”, словотворчество (слово-новшество, “самовитое” слово), приемы плаката, графический стих (знаменитая лесенка Маяковского) и т.д. – Кубофутуризм Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
Одним из оружий футуристов была их способность не только “брать за глотку”, но и “брать глоткой”. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – играли первостатейное значение. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”, идею “всеединства”. Поэты отражали своё отношение ко всем событиям, происходящим в стране.
Эта поэзия была реакцией на обветшалость традиционных эстетических форм.
– Эгофутуризм Второй по значительности футуристической группой была группа Игоря Северянина, называвшая себя “эгофутуристами” (“ego” лат. – “я”). В нее входили Игорь Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, Василиск Гнедов, Георгий Иванов и др.
Ядром программы были формальные требования: смелые образы, отказ от поэтических штампов и слов, вводимых в стих только ради рифмы и размера, эксперименты в области лексики. Основополагающим для северянинской доктрины эгофутуризма было утверждение всеоправдания, которое приводило к полному общественному индифферентизму. (Как развивалась литература, периода серебряного века в Сибири?)
Презентация исследователей ЖИВОПИСИ
.Русские художники внесли вклад в развитие мировой культуры. Для начала века характерно ослабление позиций передвижников изображали повседневную жизнь и историю народов России, ее природу, социальные конфликты, обличали общественные порядки.
В начале 90-х годов XIX в. группы художников “Мир искусства” объединило в своих рядах, таких художников, как А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, Н.К. Рерих и др. Крупнейшим выставочным объединением являлся “Союз русских художников”, учрежденный в 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, В.М. Васнецов. Ядро “Союза” не противопоставляло себя передвижникам, отрицало графический стилизм столичных живописцев. Они развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики. На рубеже 1910-1911 гг. появилось еще одно художественное объединение – “Бубновый валет”, в которое входили Н.Н.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк. “Бубновый валет” проповедовал конструктивную живопись. Художники стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной выразительности – цвете, линии, пластике. Основной прием футуризма – “монтаж” предмета путем совмещения в одном изображении различных его сторон; предмет видится как бы одновременно с разных точек обзора. Таким образом, художник пытался наделить статичную картину движением. В 1910-е годы берет начало и русский абстракционизм, лидерами и теоретиками которого становятся К.С.Малевич и В.В.Кандинский. Малевич стремился довести систему обобщений до простейших геометрических форм, заключавших в себе все многообразие форм природы. В конце ответа группа подводит выводы и отвечает на вопросы. (Как вы считаете, были ли художник, серебряного века и их творчество близко людям, как это было в XIX веке?)
Презентация исследователей музыки.
В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков кXIX -н.XX века.
Музыкальное искусство было направлено на продолжение традиций композиционного прошлого, а также сопровождалась взлётом великих русских композиторов-новаторов. А. Скрябина – для его музыки характерна романтическая окраска, глубокой драматический прорыв, И. Стравинского, С. Рахманинов сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит. А.К. Глазунов автор многих балетных и симфонических произведений (“Времена года”, “Раймонда”). Римский-Корсаков пишет оперы, которые ставились частными труппами и Мариинским театром. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Шаляпина Ф., И Ершова, А. Неждановой, Л. Собинова и др. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Ребята, вместе с учителем делают выводы.
Учитель. В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим - выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Сорокалетний “век” - явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае - не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало, нашего века...”
Домашнее задание эссе, на тему “Мой серебряный век”. Параграф 11.