Teacher множественное число в английском языке. Number (число, особые случаи образования множественного числа)

Имена людей, названия предметов, городов, стран, различных учреждений; наименования пород растений и животных; обозначение процесса действий – все это невозможно выразить без имен существительных . Не будет преувеличением заявить, что без этой части речи не могут обойтись, пожалуй, 90% предложений, если исключить простейшие конструкции с местоимениями и прилагательными. Сегодня мы разберем эту важнейшую категорию английской грамматики. Узнаем, как она используется, какими разновидностями обладает, а так же как составляется множественное число существительных в английском языке. Тема простая и начинающими обычно осваивается быстро, придется только выучить несколько исключений и закрепить теорию выполнением практического задания.

Данная часть речи обозначает лица или предметы, отвечая на вопросы what? who? (что/кто? ). В предложении такие слова могут играть роль подлежащего, дополнения, обстоятельства и даже определения, при условии, что существительное используется в притяжательном падеже. К слову, это единственный случай изменения окончания этой части речи, за исключением образования формы множественного числа.

В эта категория подразделяется на такие же разделы, как и в русской: нарицательные, собственные, собирательные, конкретные, абстрактные, исчисляемые и неисчисляемые существительные. Для нашей темы важно отметить, что абстрактные и неисчисляемые представители этой категории не могут иметь конструкций во множественном числе. В то же время, есть слова, которые употребляются исключительно в собирательной форме: police, clothes, glasses, scissors, people, trousers и т.п. Обо всех остальных видах слов поговорим подробно в следующем разделе.

Английский язык, и в этом он схож с русским, наделил имя существительное двумя числовыми категориями: единственной и множественной. И, если с единственным числом все в принципе понятно, поскольку это словарная форма слова, то образование множественных значений требует знания определенных грамматических законов. Разберем их подробнее.

Окончания –s/-es

Самый простой и широко распространенный способ получения множественной формы существительных – это прибавление к основе слова буквы s .

  • I bought a magazine for my mother yesterday – Вчера я купил для своей матери журнал .
  • I bought magazines for my mother yesterday – Вчера я купил журналы для своей матери .

Заметим, что неопределенный артикль может сопутствовать исключительно единственному числу, а определенный фигурирует с существительными обеих категорий.

  • Usually, I read the newspaper in the morning – Обычно , я читаю эту газету утром .
  • Usually, I read the newspapers in the mornings – Обычно , я читаю эти газеты по утрам .

Некоторые существительные в английском языке своеобразно воспринимают это правило. Рассмотреть особые случаи присоединения окончания нам поможет таблица, данная ниже.

Ситуация Пример Перевод
Если слово заканчивается на буквосочетания sh, ch, ss, tch, а также буквы s, x, z , оно получает окончание es . There are many buses in the streets of this city.

She bought several antique pocket watches when she was in Italy.

На улицах этого города много автобусов.

Она купила несколько старинных карманных часов, когда она была в Италии.

Английские существительные, заканчивающиеся на o , принимают окончание es . Слова иностранного происхождения, а также сокращения с окончанием о и слова, в которых букве о предшествует гласный звук, присоединяют только окончание s . My grandparents grow potatoes and tomatoes at their dacha.

I have a lot of photos and videos in the SD-card of my smartphone.

There are four pianos in the music school.

Мои бабушка и дедушка выращивают картофель и томаты на своей даче.

У меня есть множество фото и видео на карте памяти моего смартфона.

В этой музыкальной школе есть четыре пианино.

У слов с концовкой y множественное число образуется путем трансформации этой буквы и присоединения окончания.

y i+ es

Но, если в слове y предшествуют гласные a, e, o, то добавляется обычное s .

Granny told me many interesting stories about her childhood.

The last lesson our teacher brought 20 dictionaries .

Jack lost his keys .

My daughter has two favourite toys : a small horse and a gray dog.

Бабушка рассказала мне много интересных историй о ее детстве.

На прошлый урок наш учитель принес 20 словарей.

Джек потерял свои ключи.

У моей дочери есть две любимые игрушки: маленькая лошадка и серый пес.

Существительное, оканчивающееся на f/ fe , может при переходе во множественную форму сменить эти буквы на v/ ve .

f/ fe ves .

В этой группе есть исключения: cliffs, roofs, chiefs, cuffs .

There are many different knives in the kitchen drawer.

The leaves of the tree are red and yellow.

I like to walk on the roofs of buildings.

В кухонном ящичке есть много разных ножей.

Листья этого дерева красные и желтые.

Мне нравится гулять по крышам зданий.

Указанные правила необходимо тщательно проработать и запомнить, ведь именно по ним составляют множественное число существительных в английском языке в подавляющем числе случаев. Осталось добавить замечания о том, как произносятся данные окончания.

Произношение окончания s зависит предшествующей ему буквы. Если в концовке слова стоит глухая гласная, то окончание звучит как [s] (русская С). А когда слово оканчивается на гласную или звонкую согласную, окончание s выговаривают как [z] (русская З). Добавочная концовка –es , с транскрипцией , во всех словах произносится как ИЗ.

Окончание en и чередование гласной

Английский – язык динамичный, и постоянно стремится к упрощению своей системы. Но некоторые формы слов так прочно входят в обиходную речь, что впоследствии уже не подчиняются правилам, принятым в современной грамматике. Поэтому образование множественного числа определенных существительных в английском языке сохраняет свою конструкцию еще с древних времен.

Единственное число переходит во множественное путем чередования гласных в следующих словах: foot, goose, louse, mouse, tooth . При этом корневые буквосочетания превращаются в одну букву:oo ee , ou i .

  • My elder sister is afraid of mice – Моя старшая сестра боится мышей .
  • Last night the geese flew to the south – Прошлой ночью эти гуси улетели на юг .

Присоединение концовки en для построения множественного числа в английском языке характерно для таких слов, как child, man, woman, ox . В некоторых из этих примеров происходит не добавление, а замена гласной корня для получения en .

  • The child was afraid of oxen – Ребенок испугался быков .
  • Women read fairy tales for their children more often than men do Женщины читают сказки для детей чаще чем , чем это делают мужчины .

Эта группа слов совсем немногочисленна, поэтому быстро и легко запоминается.

Совпадающие формы

Встречаются ситуации, когда на английском обе формы существительного будут звучать одинаково. В таких случаях существительное не получает абсолютно никаких изменений, и определить число можно только по контексту предложения. К такой категории относятся слова deer, swine, series, sheep, fish .

  • Yesterday I saw a deer in the forest – Вчера я видел в лесу оленя .
  • Yesterday I saw 8 deer in the forest – Вчера я видел в лесу 8 оленей .
  • The fish is tasty – Рыба вкусная .
  • There are many fish in this lake – В этом озере много рыбы .

В этом категории важно отметить, что такой способ получить множественное число в английском языке применяют при обозначении представителей национальностей, названия которых заканчиваются на –es/ ese .

  • I know that this Swiss lives in Norway – Я знаю, что этот швейцарец живет в Норвегии .
  • These Swiss live in my flat Эти швейцарцы живут в моей квартире.
  • Five Japanese and five Chinese play football in the yard – 5 японцев и 5 китайцев играют в футбол во дворе .
  • Jessica saw a lot of Portuguese in Spain – Джессика видела много португальцев в Испании.

В этой грамматической подгруппе есть еще лексические примеры, обладающие одинаковыми типами основ в единственном и во множественном числе . Но они употребляются крайне редко, поэтому заучивать их на начальной стадии обучения не имеет смысла.

Составные основы

В сложных комбинациях, соединяющих две и более основ, построение множественного числа в английском может производиться разными методами. Выбор способа зависит от первоначальной конструкции выражения и смысла высказывания.

Наиболее многочисленная группа сложных существительных строит множественное число традиционным методом – прибавлением буквы s к окончанию слова, т.е. к последней основе.

  • There are many different merry-go-rounds for children in this park – В этом парке много различных каруселей для детей .
  • I picked many forget-me-nots for you in the field – Я собрал в поле много незабудок для тебя .

Встречаются составные конструкции, в которых каждое существительное употребляется во множественном числе. Этим методом следует воспользоваться, когда выражение начинается со слов woman или man .

  • Usually women- drivers cannot repair their cars – Обычно, женщины-водители не умеют ремонтировать свои машины.
  • Behind her stood the parents, the friends, the guests and the menservants – Позади нее стояли родители , друзья , гости и слуги.

В некоторых словосочетаниях изменениям подвергается та основа, в которой заложен главный смысл слова.

  • Many husbands hate their mothers-in-law – Многие мужья ненавидят своих тёщ .
  • Those passers- by gave me the English textbook – Те прохожие отдали мне этот учебник по английскому языку.

Архаичные формы

Стоит упомянуть, что некоторые слова, пришедшие из латинского или греческого языка, до сих пор сохраняют в английском свои изначальные формы. Следовательно, и множественные значения таких выражений образуются не по общим правилам.

Наиболее употребительные примеры этой группы: crisis crises , species species , thesis theses , formula formulae и т.п. Как видно, это большей частью научные термины, которые в разговорной речи вряд ли когда промелькнут. Поэтому, если вы не планируете заниматься научной деятельностью, смело может не заучивать данные формы. Достаточно просто иметь в виду, что такая категория существует, и при необходимости воспользоваться словарем.

Итак, мы завершили изучение темы и узнали, как получить множественное число практически любого имени существительного в английском языке. Осталось зафиксировать упомянутые правила практической работой, т.е. выполнить закрепляющие материал упражнения. Успехов в учебе и до новых встреч!

Просмотры: 235

Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них — специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.

В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители .

Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я ):

учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.

В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и ):

учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.

Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении:

сайт дает следующие рекомендации по правописанию окончаний в существительных учители и учителя:

  1. Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.
  2. Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я .
  3. Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и : учители .

Над строением языков люди задумывались с древних времен, и еще Аристотель выделил три основные части речи, которые используются в большинстве языков – имя, глагол и союз. Не является исключением и английским, изучение которого является обязательным во многих странах. Однако если сейчас он имеет аналитическую основу, то древнеанглийский был синтетическим, то есть выражал мысли с использованием словоформ, и существовало множество падежей и связей с предлогами. Со временем он стал сливаться с другими наречиями и диалектами, и постепенно упрощаться. Но все же он не так прост, чтобы его можно было выучить за семь дней, о чем сейчас часто пишут в книгах и интернете.

Одной из основных частей речи является имя существительное , обозначающее предметы (doll/кукла), вещества(water/вода), живых существ(girl/девочка), а также явления(wind/ветер) и различные отвлеченные понятия (politics/политика). К ней применяются вопросы Who is this?/Кто это и What is this?/Что это?, и может принадлежать к двум категориям – число (единственное или множественное) и понятие (определенное или неопределенное), что выражается при помощи использования артиклей.

Нужно заметить, что из 25 основных множественных форм древнеанглийского языка с перегласовкой сейчас сохранилось только 7:

Women/женщины;

Men/мужчины;

Влияние диалектов на формирование правил построения и использования имен существительных в английском можно увидеть на примере южного диалекта среднеанглийского языка , где люди во множественном числе использовали слабое наклонения, и говорили не trees, а treen. Сейчас в языке осталось несколько таких слов, например, children/дети или oxen/волы. Тем не менее, лондонский диалект, использовавший в употреблении сильное склонение –s, а окончания –n, -en остались в прошлом, и нынешнее множественное число существительных английский является результатом вытеснения одного диалекта другим.

Сейчас существует несколько основных правил образования множественного числа имени существительного.

В первую очередь, речь идет об употреблении окончаний –s,-es. Последнее используется только в тех случаях, когда слово в единственном числе заканчивается на -s, -ss, -x, -sh, -ch, а также в случае, когда слова заканчиваются на –y, но этой букве предшествует согласная (при этом следует менять –y на –i). Например, class – classes/класс – классы, city – cities/город – города. Если же перед –y стоит гласная, то никаких изменений не нужно, достаточно просто добавить –s (boy – boys/мальчик – мальчики).

Однако существуют и исключения, которые образуются путем изменения корневых гласных: man – men/мужчина – мужчины и woman – women/женщина – женщины. Также бывают слова, которые употребляют только во множественном числе и не имеют единственного, например, thanks/благодарность. Слова people/люди и police/полиция также всегда употребляется только во множественном числе.

Следует отметить, что указанием единственного числа является использование артиклей a и an. Первый употребляется для имен существительных, начинающихся с согласной – a teacher/учитель, а второй – с гласной – an apple/яблоко. Однако оба они показывают общее понятие, а не конкретные предметы, то есть an apple – это одно яблоко из многих, а the apple – это какое-то конкретное яблоко. Именно благодаря тому, что предлог the показывает конкретику, он может употребляться перед существительными и в единственном, и во множественном числе:

The Indian Ocean/Индийский океан, (был употреблен the, потому что сразу ясно про какой океан идет речь).

The apples are mine/Это мои яблоки, (здесь ясно, про какие именно яблоки говорится, они определены).

Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное .

1. Единственное число характеризуется отсутствием окончания:
a cup, a table, a teacher, a day.

2. Множественное число существительных образуется при помощи окончания -s или -es :
a sea - seas , a tent - tents , a bus - buses .

Однако, следует знать, что:

Существительные, в единственном числе оканчивающиеся на -ss , -sh , -ch , , -z , образуют множественное число при помощи окончания -es : a proce ss - proce ss es ; a bo x - bo x es ;

Существительные, оканчивающиеся на , во множественном числе оканчиваются на -es или на -s :
hero - hero es , potato - potatoes, tomato - tomatoes
bamboos, photos, pianos, radios, solos, videos.

Некоторые же существительные, имея в единственном числе окончание , во множественном числе имеют двойной вариант окончания -s/-es :
cargo - cargo s /cargo es , volcano - volcanoes/volcanos;

В существительных, оканчивающихся на с согласной перед ней, меняется во множественном числе на -i :
a bab y - babi es, a country - countries;
в тех существительных, где перед стоит гласная , -у не меняется .
a da y - day s, a boy - boys;

Большинство существительных, оканчивающиеся на -f или -fe , во множественном числе оканчивается на -ves :
a wife - wives , a knife - knives, a shelf - shelves, life - lives, а также wolf, self, calf, leaf, loaf, chief, half, thief, sheaf
Ho:
a handkerchief - handkerchiefs, a roof - roofs, a proof - proofs, a belief - beliefs;
a hoof - hoofs/hooves, a scarf - scarfs/scarves, a wharf - wharfs/wharves.

Особые случаи образования множественного числа

1. Некоторые существительные образуют множественное число, изменяя корневую гласную :

a ma n - me n, a woman - women, a tooth - teeth, a foot - feet;
a goose - gееsе, a mouse - mice, и т.д.

2. Встречаются существительные, у которых формы единственного и множественного числа совпадают :

aircraft (самолет - самолеты), deer (олень - олени);
means (средство - средства), salmon (лосось - лососи);
series (ряд - ряды, серия - серии);
sheep (овца - овцы), trout (форель - форели);
works (завод - заводы).

3. Существительное child children .

4. Существительное ох во множественном числе имеет форму oxen .

5. Существительное penny имеет во множественном числе форму реnсе , если речь идет о денежной сумме , и форму pennies , если имеются в виду отдельные монеты :

It costs three рenсе . - Это стоит 3 пенса.
Pennies are made of bronze. - Пенсы изготавливают из бронзы.

6. Существительные gate, sledge, watch, clock употребляются в единственном и множественном числе :

The gate is open. - Ворота открыты.
My watch is slow. - Мои часы отстают.
(При этом в русском языке глагол всегда имеет форму множественного числа, хотя само существительное употребляется в единственном числе.)
All the gates are open. - Все ворота открыты.
Не has two watches. - У него двое часов.

7. Существительные с приставкой man-, woman- имеют множественное число в обеих частях слова:

a man-servant - men-servants

8. Существительные, в состав которых входит предлог или наречие, имеют окончание -s в первой его части , если употребляются во множественном числе:

a mother-in-law - mothers-in-law
a commander-in-chief - commanders-in-chief

9. Особенно следует отметить существительные латино-греческой этимологии , образование множественного числа которых насчитывает множество вариантов (их список привести затруднительно, поэтому рекомендуем в тех случаях, когда у изучающих английский язык возникают сомнения в правильности варианта, проверять множественное число в словарях):

-us -es (chorus - choruses , circus - circuses, bonus - bonuses и др.), с окончанием -i (stimulus - stimuli), иметь одновременно оба варианта (cactus - cactuses/cacti; к этой же группе относятся и такие слова, как focus, nucleus, radius,syllabus);

существительные латинского происхождения на могут образовывать множественное число с окончанием -ае (alumna - alumnae , larva - larvae), с окончанием -s (area - areas , arena - arenas, dilemma - dilemmas, diploma - diplomas, drama - dramas и др.), иметь оба варианта (antenna - antennas, как термин в электронике, и antennae - в биологии; formula - formulas в общем значении и formulae - в математике;

существительные латинского происхождения на -um оканчиваются во множественном числе на -s (album - albums , museum - museums, chrysanthemum - chrysanthemums, stadium - stadiums и др.), на -a (stratum - strata, curriculum - curricula), могут иметь оба варианта (symposium - symposiums/symposia, memorandum - memorandums/memoranda и др.);

существительные латинского происхождения на -ex, -ix могут иметь как двойные формы множественного числа с окончаниями -es и -ices (index - indic e s /indexes , appendix - appendices/appendixes, matrix - matrices/matrixes) или только окончание -ices у существительного codex - codices;

существительные греческого происхождения на -is образуют множественное число, изменяя окончание на -es (thesis - theses , crisis - crises, analysis - analyses, basis - bases и др.), есть случаи образования множественного числа при помощи добавления окончания -es (metropolis - metropolises ) и многие другие варианты образования множественного числа.


Существительные, употребляющиеся только в единственном числе

1. Некоторые существительные употребляются в английском языке только в единственном числе , а в русском языке существительные с тем же значением могут иметь как единственное, так и множественное число: advice (совет - советы), information (сведение - сведения), knowledge, progress, furniture, money :

He gave me some useful advice. I"ll follow it. - Он дал мне (несколько) полезных советов. Я им последую.
The money is on the table. Take it. - Деньги на стопе. Возьми их.

2. Существительные неисчисляемые, обозначающие вещества или понятия , обычно употребляются только в единственном числе: sugar, iron, love, friendship, peace, ink, weather и др.

There is a lot of chalk on the table.

3. Существительные hair, vacation, fruit в основном употребляются в единственном числе:

Her hair is dark. - У нее темные волосы.
Summer vacation lasts three months. - Летние каникулы длятся три месяца.
Fruit is cheaper in summer. - Фрукты летом дешевле.
Однако :
для обозначения разных, отдельных видов фруктов используется существительное в форме множественного числа fruits:
There are plums, peaches, oranges and other fruits on the table. - На столе сливы, персики, апельсины и другие фрукты.
если перед существительным vacation есть числительное , то оно употребляется во множественном числе:
Our children have four vacations every year. - У наших детей каникулы бывают 4 раза в год.
если существительное hair имеет значение исчисляемого существительного , то оно имеет форму множественного числа:
a hair - hairs (волосок - волоски)

4. Существительное fish употребляемся в основном в единственном числе (в различных контекстах, например, в разговоре о рыбной ловле):

We caught only a few fish. - Мы поймали только несколько рыб.
Fish во множественном числе (в форме fishes) употребляется в тех случаях, когда речь идет об отдельных видах рыб
the fishes of the Mediterranean - рыбы Средиземного моря

5. Существительное news употребляется в английском языке только в единственном числе , хотя имеет форму множественного:

What"s the news? - Какие новости?

6. Названия наук и (научных) дисциплин , оканчивающиеся на -ics , употребляются с глаголами в единственном и множественном числе, что определяется их значением:

athletics, gymnastics, linguistics, physics и др. преимущественно употребляются с глаголами в единственном числе:
Physics is not the most popular school subject. - Физика - не самый любимый предмет в школе.
acoustics, economics, phonetics, statistics, ethics, politics и др. употребляются с глаголом в единственном числе, когда речь идет о научных дисциплинах. Если они имеют другое, особенное значение, то употребляются с глаголом во множественном числе:
His mathematics are poor. - У него слабые знания по математике.
Your statistics are unreliable. - Ваши статистические данные ненадежны.

Существительные, употребляющиеся только во множественном числе

1. Слова, обозначающие парные предметы (например: trousers, pants, shorts, scissors, glasses, scales, spectacles, tongs, pyjamas), названия некоторых игр (например: billiards, draughts) и обобщающие понятия (например: clothes, goods, savings), употребляются только во множественном числе:

These scissors are very sharp. - Эти ножницы очень острые.
His clothes were wet. - Его одежда была мокрой.
(Обратите внимание на то, что существительное "одежда" в русском языке всегда согласуется с глаголом в единственном числе.)

2. Существительные potatoes, onions, carrots, oats употребляются во множественном числе, но они имеют значения единственного числа:

Carrots are very healthy. - Морковь очень полезна.
The carrot you gave me was very tasty. - Морковь, которую ты мне дала, была очень вкусной.

3. Существительные people, the military, the police, cattle употребляются с глаголом во множественном числе; при этом слово people может иметь и множественное число peoples со значением "народы, люди разных национальностей":

There were many young people there. - Там было много молодежи (молодых людей).
The peoples of this country are happy. - Народы этой страны счастливы.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей, лиц, веществ, живых существ и организмов, фактов, событий, явлений, качеств, свойств, действий, состояний.

Чтобы четко понимать грамматические явления, связанные с понятием имени существительного, необходимо уяснить различие между исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.

К исчисляемым существительным относятся названия предметов, которые можно пересчитать, например:
один карандаш - one pencil; два карандаша - two pencils ;
один студент - one student; два студента - two students ;
There are 20 students in this group. - В этой группе 20 студентов.
There are many libraries in Moscow. - В Москве много библиотек.

Исчисляемые существительные могут употребляться как в единственном, так и во множественном числе.

К неисчисляемым существительным относятся названия предметов, которые нельзя пересчитать. Например, нельзя сказать: одно молоко, два молока (а если в быту так кто-то и говорит, он имеет ввиду пачку или бутылку или другую молока; можно сказать также: один литр молока, тогда единицы измерения "один", "одна" относятся уже к слову "литр" а не к слову "молоко").

К неисчисляемым существительным принадлежат существительные:

  1. вещественные, например:
    steel - сталь;
    oil - нефть;
    sugar - сахар;
  2. отвлеченные: обозначающие названия состояния, действия, чувства, наук и т. п., например:
    labour - труд;
    independence - независимость
    bravery - храбрость;
    freedom - свобода;
    darkness - темнота;
    chemistry - химия

Существительные неисчисляемые употребляются только в единственном числе:
Water is necessary for life. - Вода необходима для жизни.
Knowledge is power. - Знание - сила.
Mathematics is the basis of many sciences. - Математика - основа многих наук.

Стандартное образование множественного числа

Множественное число имен существительных образуют путем прибавления к форме единственного числа окончания -s , которое произносится:

  • После звонких согласных и гласных [z]:
    dolls куклы; two pianos два пианино
  • После глухих согласных [s]: cats кошки

"o ", образуют множественное число путем прибавления окончания -es , произносится как [z]: negroes ["ni:grəʊz] - негры, potatoes - картофелины; heroes ["hɪərəʊz] - герои; cargoes ["kɑ:gəʊz] - грузы. Исключение: pianos - несколько фортепиано.

Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на s , ss , sh , ch , х , образуют множественное число путем прибавления окончания -es , которое произносится [ɪz]: buses ["bʌsɪz] - автобусы, classes ["klɑ:sɪz] - классы; fetishes ["fetɪʃɪz]- амулеты; watches ["wɔʧ] - часы; faxes ["fæksɪz] - факсы.
Кроме того, окончание -es произносится [ɪz] также в существительных, оканчивающихся на se, се, ze, ge: rose ["rəʊzɪz] - розы; faces ["feɪsɪz] - лица; sizes ["saɪzɪz] - размеры; cage ["keɪʤɪz] - клетки.

Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на y , когда прямо перед ним стоит согласный, образуют множественное число меняя "y " на "i " и добавляя -es , прозносящееся как [z]: lady ["leɪdɪ] → ladies ["leɪdɪz] - дамы; fly → flies - мухи; story ["stɔ:rɪ] → stories ["stɔ:rɪz] - рассказы; city ["sɪtɪ] → cities ["sɪtɪz] - города; army ["ɑ:mɪ] → armies ["ɑ:mɪz] - войска.
Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на y , когда прямо перед ним стоит гласный, образуют множественное число путем простого прибавления окончания -s , которое произносится [z]: valleys ["vælɪz] - долины; donkeys ["dɔŋkɪz] - ослы.

Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на f или fe , при образовании множественного числа, как правило, меняют эти окончания на "ves ": прибавления окончания -es , которое произносится [z]: leaf → leaves - листья, wife → wives - жены; loaf → loaves - батоны; shelf [ʃelf] → shelves [ʃelvz] - полки; thief [θi:f] → thieves [θi:vz] - воры.
Исключения, -s произносится как [s]: roof → roofs - крыши; cliff → cliffs - утесы; handkerchief ["hæŋkəʧɪf] → handkerchiefs ["hæŋkəʧɪfs] - носовые платки.

s s s s ["ɑ:mʧɛəz] - кресла.
Есть одно исключение из этого правила. Если первая часть слова - слова "man" - "мужчина" или "womam" - "женщина", то оба слова ставятся в форму множественного числа: ma nservant ["mænˏsə:v(ə)nt] ma nservants → ["menˏsə:v(ə)nt] - слуги; woma n-teacher ["wʊmənˏti:ʧə] → wome n-teachers ["wɪmɪnˏti:ʧə] - учительницы.
Если сложное существительное образовано с участием предлога, только первая часть принимает форму мноржественного числа: father-in-law ["fɑ:ðə(r)ɪnlɔ:] → fathers -in-law ["fɑ:ðəzɪnlɔ:] - свекры, тести; man-of-war [ˏmænəv"wɔ:] → me n-of-war [ˏmenəv"wɔ:] - военные корабли.

В сложных существительных, состоящих из двух существительных, только последняя часть принимает форму множественного числа: housemaid ["haʊsˏmeɪd] → housemaids ["haʊsˏmeɪdz] - домработницы; shoemaker ["ʃu:ˏmeɪkə] → shoemakers ["ʃu:ˏmeɪkəz] - сапожники; classroom ["klɑ:srʊm] → classrooms ["klɑ:srʊmz] - классные комнаты; armchair ["ɑ:mʧɛə] → armchairs ["ɑ:mʧɛəz] - кресла.

Нестандартное образование множественного числа

В английском языке есть ряд имен существительных, которые образуют множественное число не по общему правилу.

  • Следующие существительные образуют множественное число путем изменения корневой гласной, или путем прибавления особого окончания:
    ma n - мужчина; me n - мужчины
    woma n ["wʊmən] - женщина; wome n ["wɪmɪn] - женщины
    foo t - фут, нога; fee t - футы, ноги
    too th - зуб; tee th - зубы
    goo se - гусь; gee se - гуси
    lou se - вошь; li ce - вши
    mou se - мышь; mi ce - мыши
    penny ["penɪ] - пенни; pence - пенсы
    child ["ʧaɪld] - ребенок; children ["ʧɪdrən] - дети
    ox [ɔks] - вол; oxen ["ɔksən] - волы
  • Есть существительные, которые имеют одинаковую форму и в единственном и во множественном числе, например:
    carp - карп/карпы, сазан/сазаны
    cod - треска
    pike - щука/щуки
    salmon - лосось/лососи
    trout - форель/форели
    swine - свинья/свиньи
    sheep [ʃi:p] - овца/овцы
    deer - олень/олени
    means - средство/средства
    barracks ["bærək] - казарма/казармы
    series ["sɪəri:z] - серия/серии
    species ["spi:ʃi:z] - вид/виды, род/роды
    aircraft ["ɛəˏkrɑ:ft] - самолет/самолеты
    counsel ["kaʊnsəl] - советник/советники
  • Существительные имеющие форму только единственного числа; идею множественности для обозначения некоего количества можно выразить добавлением слова или фразы, обозначающей количество, в то время как само существительное, обратите внимание, остается в форме единственного числа: three pieces of furniture - три предмета мебели, two bits of information - две единицы информации, many pieces of advise - много советов. Здесь нам встретились такие показатели количества, как "bit" - кусочек, небольшое количество и "piece" - штука, определённое количество. Bit употребляется в менее формальном, дружеском разговоре (в отличие от piece), к тому же они не всегда взаимозаменяемы. Bit может быть использовано со всеми видами существительных. Piece чаще всего используется с неисчисляемыми существительными. Bit подразумевает меньшее количество, чем piece.
    Вот некоторые существительные, употребляемые только в единственном числе:
    advice [əd"vaɪs] - совет
    education [ˏeʤʊ"keɪʃ(ə)n] - образование
    happiness ["hæpɪnəs] - счастье, радость
    information [ˏɪnfə"meɪʃ(ə)n] - информация
    knowledge ["nɔlɪʤ] - знание
    music ["mju:zɪk] - музыка
    offspring ["ɔfsprɪŋ] - отпрыск, потомок
    furniture ["ə:nɪʧə] - мебель
    luggage ["lʌgɪʤ] - багаж
    news - новость
    assistance [ə"sɪst(ə)n(t)s] - помощь, поддержка
    bliss - блаженство, счастье
    breeding ["brɪdɪŋ] - разведение (животных, растений)
    cunning ["kʌnɪೲ] - хитрость, коварство
    control - руководство, управление, контроль
    evidence ["evɪd(ə)n(t)s] - наглядность, очевидность
    guidance ["gaɪd(ə)n(t)s] - руководство, управление
    health - здоровье
    fun - веселье, забава
    luck - фортуна, счастливый случай
    money ["mʌnɪ] - деньги
    nature ["neɪʧə] - природа
    nonsense ["nɔns(ə)n(t)s] - абсурд, бессмыслица, ерунда, чепуха
    permission - разрешение
    progress ["prəʊgres] - движение вперёд, продвижение
    trade - ремесло, профессия
    weather ["weðə] - погода
    work - работа, труд
    craft - самолет, корабль
    hair - волосы
  • Существительные так же имеющие форму единственного числа, обозначающие названия веществ; множественное число их используется для "типов" и "видов" (этих веществ); множество или или индивидуальные части их выражаются с использованием таких указателей множества как "bottles of" (бутылок), "cups of" (чашек), "tons of" (тонн), "yards of" (ярдов), например: wine - вино
    rice - рис
    sugar [ʃʊgə] - сахар
    wheat - пшеница
    sand - песок
    soil - почва
    water ["wɔtə] - вода
    concrete ["kɔŋkri:t] - бетон
  • Примеры существительных, имеющих исключительно форму множественного числа:
    clothes - одежда
    pants - брюки/штаны
    pyjamas - пижама
    trousers ["traʊzəz] - брюки
    binoculars - бинокль
    glasses - очки
    spectacles ["spektəklz] - очки
    scales - весы
    scissors ["sɪzəz] - ножницы
    greens - зелень
    premises ["prɛmɪsɪz] - недвижимость
    riches ["rɪʧɪz] - богатство, обилие
    savings ["seɪvɪŋz] - сбережения
    spirits ["spɪrɪts] - дух, душа, душевное состояние
    stairs - лестница
    surroundings - окрестности
    arms [ɑ:mz] - герб, вооружение
    earnings ["ə:nɪŋz] - заработок
  • Имена существительные, заимствованные из греческого и латинского языков, сохранили форму множественного числа этих языков:
    datum ["deɪtəm] - данная величина; data ["deɪtə] - данные
    addendum [ə"dendəm] - приложение; addenda [ə"dendə] - приложения
    erratum [ɪ"rɑ:təm] - опечатка; errata [ɪ"rɑ:tə] - опечатки
    memorandum [ˏmemə"rændəm] - заметка; memoranda [ˏmemə"rændə] - заметки
    curriculum - учебный план; curricula - учебные планы
    phenomenon - явление; phenomena - явления
    basi s ["beɪsɪs] - базис; base s ["beɪsi:z] - базисы
    crisi s ["kraɪsɪs] - кризис; crise s ["kraɪsi:z] - кризисы
    thesi s ["θi:sɪs] - тезис; these s ["θi:si:z] - тезисы
    radius [’reɪdɪəs] - радиус; radii [’reɪdɪˏaɪ] - радиусы
    nucleus ["nju:klɪəs] - ядро; nuclei ["nju:klɪˏaɪ] - ядра
    stimulus ["stɪmjələs] - стимул; stimuli ["stɪmjəlɪ] - стимулы
    index ["ɪndeks] - показатель; indices ["ɪndɪˏsi:z] - показатели
  • Cобирательное существительное может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Как выбрать нужную форму? Если подразумевается идея единства как целого, используется форма единственного числа; если имееся ввиду множество по частям, используется форма множественного числа: The group consists of 15 members (the group взято как единое целое). - Группа состоит из 15 членов. The group retired to their rooms (the group взято как множество людей, объединенных по какому-то признаку). - Группа вернулась в свои номера.
  • Некоторые существительные могут иметь две альтернативные формы одной лексической единицы. Например, множественное число существительного "person" ["pə:s(ə)n] - "человек" может быть выражено как "people" ["pi:pl] или "persons" ["pə:snz]. Формы эти являются разнокореными: если слово "people" произошло от латинского "populus" - "народ, население", то "person" произошло от латинского же "persona" - "личность, лицо". Форма "people" - "нация, народ, люди одной профессии/социальной группы" указывает на восприятие цельной группы, которую, в свою очередь, в качестве альтернативы можно рассматривать не как единое целое: the peoples of Africa - народы Африки. Форма "persons", с другой стороны, делает акцент на отдельных лицах, таких, как "VIPs" - "высокопоставленные особы". Нужно отметить, что современные справочники по стилистике английского языка не согласны с уместностью использования в современном английском языке формы множественного числа "persons" для существительного "person" и предлагают во всех случаях во множественном числе пользоваться формой "people". Как бы то ни было, употребление "people" как формы множественного числа "person" во всех случаях имеет место все чаще.
    И в то же время обратный процесс наблюдается с существительным "people" (см. про определении формы числа у подобных существительных). Хотя по происхождению это собирательное существительное в форме единственного числа, с самых ранних времен оно трактовалось как термин со значением множественности для обозначения людей в целом (что способствовало признанию его в качестве формы множественного числа "person"). В настоящее время "people" употребляется в значении множественности (то есть как существительное мн.ч.) уже в большинстве случаев: People are always looking for a bargain. - Люди всегда ищут выгоду. The people are being asked to vote in a referendum. - Людей просят проголосовать на референдуме. Употребление же "people" в форме единственного числа кажется странным: This people is angry. - Эти люди сердятся. That Aboriginal people has died out. - Тот коренной народ вымер.
    Форма множественного числа peoples логически относится к более, чем одной общности или нации, хотя она еще сравнительно недавно признавалась не всеми образованными носителями языка. Сегодня же это является общепринятой формой в контексте типа: His authority shaped diverse peoples into common views and allegiances - Его власть обратила разные народы в общие взгляды и преданность.

Образование множественного числа названий национальностей

Названия национальностей , заканчивающиеся на ch , sh , ss , ese не принимают окончание -s во множественном числе: the French [ðə "frenʧ] - франзузы/француженки, the Swiss [ðə "swɪs] - швейцарцы/швейцарки, the Dutch [ðə "dʌʧ] - голландцы/голландки, the Portuguese [ðə ˏpɔ:ʧə"gi:z] - португальцы/португалки, the English [ðə "ɪŋglɪʃ] - английчане/англичанки, the Javanese [ðə ˏɑ:v(ə)"ni:z] - яванцы/яванки. В таких названиях обозначения отдельных членов нации к названию национальностей добавляется слово man (в мужском роде ед. ч.), woman (в женском роде ед. ч.) и men, women — соответственно они же, но во множественном числе: an Englishman [ən "ɪŋglɪʃmən] англичанин, an Englishwoman [ən "ɪŋglɪʃˏwʊmən] англичанка, two Englishmen [ˏtu: "ɪŋglɪʃmen] два англичанина; a Frenchman [ə "frenʧmən] француз, a Frenchwoman француженка [ə "frenʧˏwʊmən], two Frenchwomen [ˏtu "frenʧˏwɪmɪn] две француженки и т. д.
При этом если сложные существительные Frenchmen, Englishmen и т.д. служат признаком индивида; а их первоначальные формы the French, the English, и т.д. указывают на целую нацию.

Названия национальностей, заканчивающиеся на ese , и слово Swiss имеют одну форму для единственного и множественного числа: a Swiss швейцарец/швейцарка - two Swiss два швейцарца/швейцарки, a Javanese яванец/яванка - three Javanese три яванца/яванки, a Portuguese португалец/португалка - four Portuguese четыре португальца/португалки.

Слова, обозначающие количество и множественное число

Любое существительное, которое употребляется с числительным более единицы употребляется во множественном числе (сравните с русским переводом, где существительное после числительного, более единицы, но оканчивающееся на единицу ставится в единственное число): 31 boys [ˏθə:tɪ"wʌ bɔɪz] - 31 мальчик.

Английские числительные "hundred" ["hʌndrəd] - "сот(ен)", "thousand" ["θaʊz(ə)nd] - "тысяч", "million" -"миллионов" ["mɪljən], "billion" ["bɪlɪn] - "миллиардов", "trillion" ["trɪljən] - "триллионов", "dozen" ["dʌz(ə)n] дюжин и т.д. стоят в единственном числе (окончание -"s " не добавляется), потому что сейчас они рассматриваются как числительные/прилагательные, а числительные/прилагательные в английском языке (даже если это кому-то покажется странным) не имеют сами по себе категории числа: "two hundred (two thousand, three million, several ["sev(ə)r(ə)l], many ["menɪ], a few [ə "fju:]) books " - "две сотни (две тысячи, три миллиона, несколько, много, немного) книг", "six dozen buttons " - "шесть дюжин пуговиц". Однако, первоначально они были все-таки существительными и до сих пор остаются существительными в сочетаниях типа: "hundreds (thousands , millions , dozens ) of books" - "сотни (тысячи, миллионы, дюжины) книг". Здесь, как видите, к ним добавляется окончание -s как к любому стандартному английскому существительному, стоящему во множественном числе.

Перед английскими числительными "hundred" - "сотня", "thousand" - "тысяча", "million" -"миллион", "billion" - "миллиард", "trillion" - "триллион", "dozen" - "дюжина" и т.д., не увеличенными другим числительным, всегда должен стоять неопределенный артикль a (здесь он будет иметь первоначальное свое значение "один/одна/одно"): "at about a hundred yards" distance" - "на расстоянии примерно в сто ярдов", за исключением случаев, когда ударение/акцент требует использования числительного one - 1 : "They sent only one thousand men to our assistance." - "Они послали только одну тысячу человек к нам на помощь". "William of Normandy invaded England in one thousand and sixty-six." - "Уильям Нормандский вторгся в Англию в тысяча шестьдесят шестом (году)".

При подготовке статьи использовались материалы

  1. Бархударов, Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1960. (cтр. 214)
  2. Беляева, М.А. Учебник английского языка: для неязыковых вузов. - Москва: Высшая школа, 1964. (стр. 38)
  3. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. (стр. 458)
  4. Ильченко, В. Английский язык. - М.: Эксмо, 2014 (стр. 18)
  5. Новицкая, Т.М. Основы грамматики и словобразования английского языка.- М.: Государственное издательство "Советская наука", 1957. (cтр. 12)
  6. Эккерсли К. Э., Английский язык. Полный курс в одном томе. Русская версия. – М.: ЮНВЕС, 2001. (стр. 267-268)
  7. Jespersen, O. A Modern English Grammar on Historical Principles: Volume 2. - Abingdon: Routledge, 2013 (стр. 108)
  8. McCarthy, M., O"Dell, F. English Vocabulary in Use Upper-intermediate - Cambridge: Cambridge University Press, 2012 (стр. 178)
  9. Smith, Ch.J. A manual of English grammar, adapted to the use of classical, and the upper classes in parochial schools. - Douglas: Curphey, H., 1846 (стр. 58)
  10. Yishai, E., Tobin, Y. The Regularity of the "Irregular" Verbs and Nouns in English. - Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2013 (стр. 72)
  11. Online Etimology Dictionary [Электронный ресурс] // www.etymonline.com
  12. Van Teil, C. English Grammar for Dutch Schools. - Leiden: Brill Archive, 1934 (стр. 66, 84-85)
  13. World Wide Words [Электронный ресурс] //
В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные