Teacher множественное число в английском языке. Number (число, особые случаи образования множественного числа)
Имена людей, названия предметов, городов, стран, различных учреждений; наименования пород растений и животных; обозначение процесса действий – все это невозможно выразить без имен существительных . Не будет преувеличением заявить, что без этой части речи не могут обойтись, пожалуй, 90% предложений, если исключить простейшие конструкции с местоимениями и прилагательными. Сегодня мы разберем эту важнейшую категорию английской грамматики. Узнаем, как она используется, какими разновидностями обладает, а так же как составляется множественное число существительных в английском языке. Тема простая и начинающими обычно осваивается быстро, придется только выучить несколько исключений и закрепить теорию выполнением практического задания.
Данная часть речи обозначает лица или предметы, отвечая на вопросы what? who? (что/кто? ). В предложении такие слова могут играть роль подлежащего, дополнения, обстоятельства и даже определения, при условии, что существительное используется в притяжательном падеже. К слову, это единственный случай изменения окончания этой части речи, за исключением образования формы множественного числа.
В эта категория подразделяется на такие же разделы, как и в русской: нарицательные, собственные, собирательные, конкретные, абстрактные, исчисляемые и неисчисляемые существительные. Для нашей темы важно отметить, что абстрактные и неисчисляемые представители этой категории не могут иметь конструкций во множественном числе. В то же время, есть слова, которые употребляются исключительно в собирательной форме: police, clothes, glasses, scissors, people, trousers и т.п. Обо всех остальных видах слов поговорим подробно в следующем разделе.
Английский язык, и в этом он схож с русским, наделил имя существительное двумя числовыми категориями: единственной и множественной. И, если с единственным числом все в принципе понятно, поскольку это словарная форма слова, то образование множественных значений требует знания определенных грамматических законов. Разберем их подробнее.
Окончания –s/-es
Самый простой и широко распространенный способ получения множественной формы существительных – это прибавление к основе слова буквы s .
- I bought a magazine for my mother yesterday – Вчера я купил для своей матери журнал .
- I bought magazines for my mother yesterday – Вчера я купил журналы для своей матери .
Заметим, что неопределенный артикль может сопутствовать исключительно единственному числу, а определенный фигурирует с существительными обеих категорий.
- Usually, I read the newspaper in the morning – Обычно , я читаю эту газету утром .
- Usually, I read the newspapers in the mornings – Обычно , я читаю эти газеты по утрам .
Некоторые существительные в английском языке своеобразно воспринимают это правило. Рассмотреть особые случаи присоединения окончания нам поможет таблица, данная ниже.
Ситуация | Пример | Перевод |
Если слово заканчивается на буквосочетания — sh, ch, ss, tch, а также буквы – s, x, z , оно получает окончание es . | There are many buses
in the streets
of this city. She bought several antique pocket watches when she was in Italy. | На улицах этого города много автобусов.
Она купила несколько старинных карманных часов, когда она была в Италии. |
Английские существительные, заканчивающиеся на – o , принимают окончание es . Слова иностранного происхождения, а также сокращения с окончанием о и слова, в которых букве о предшествует гласный звук, присоединяют только окончание s . | My grandparents
grow potatoes
and tomatoes
at their dacha. I have a lot of photos and videos in the SD-card of my smartphone. There are four pianos in the music school. | Мои бабушка и дедушка выращивают картофель и томаты на своей даче.
У меня есть множество фото и видео на карте памяти моего смартфона. В этой музыкальной школе есть четыре пианино. |
У слов с концовкой y
множественное число образуется путем трансформации этой буквы и присоединения окончания. y ⟶ i+ es Но, если в слове y предшествуют гласные a, e, o, то добавляется обычное s . | Granny told me many interesting stories
about her childhood. The last lesson our teacher brought 20 dictionaries . Jack lost his keys . My daughter has two favourite toys : a small horse and a gray dog. | Бабушка рассказала мне много интересных историй о ее детстве.
На прошлый урок наш учитель принес 20 словарей. Джек потерял свои ключи. У моей дочери есть две любимые игрушки: маленькая лошадка и серый пес. |
Существительное, оканчивающееся на f/
fe
, может при переходе во множественную форму сменить эти буквы на v/
ve
. f/ fe ⟶ves . В этой группе есть исключения: cliffs, roofs, chiefs, cuffs . | There are many different knives
in the kitchen drawer. The leaves of the tree are red and yellow. I like to walk on the roofs of buildings. | В кухонном ящичке есть много разных ножей.
Листья этого дерева красные и желтые. Мне нравится гулять по крышам зданий. |
Указанные правила необходимо тщательно проработать и запомнить, ведь именно по ним составляют множественное число существительных в английском языке в подавляющем числе случаев. Осталось добавить замечания о том, как произносятся данные окончания.
Произношение окончания s зависит предшествующей ему буквы. Если в концовке слова стоит глухая гласная, то окончание звучит как [s] (русская С). А когда слово оканчивается на гласную или звонкую согласную, окончание s выговаривают как [z] (русская З). Добавочная концовка –es , с транскрипцией , во всех словах произносится как ИЗ.
Окончание en и чередование гласной
Английский – язык динамичный, и постоянно стремится к упрощению своей системы. Но некоторые формы слов так прочно входят в обиходную речь, что впоследствии уже не подчиняются правилам, принятым в современной грамматике. Поэтому образование множественного числа определенных существительных в английском языке сохраняет свою конструкцию еще с древних времен.
Единственное число переходит во множественное путем чередования гласных в следующих словах: foot, goose, louse, mouse, tooth . При этом корневые буквосочетания превращаются в одну букву:oo ⟶ee , ou ⟶i .
- My elder sister is afraid of mice – Моя старшая сестра боится мышей .
- Last night the geese flew to the south – Прошлой ночью эти гуси улетели на юг .
Присоединение концовки en для построения множественного числа в английском языке характерно для таких слов, как child, man, woman, ox . В некоторых из этих примеров происходит не добавление, а замена гласной корня для получения en .
- The child was afraid of oxen – Ребенок испугался быков .
- Women read fairy tales for their children more often than men do – Женщины читают сказки для детей чаще чем , чем это делают мужчины .
Эта группа слов совсем немногочисленна, поэтому быстро и легко запоминается.
Совпадающие формы
Встречаются ситуации, когда на английском обе формы существительного будут звучать одинаково. В таких случаях существительное не получает абсолютно никаких изменений, и определить число можно только по контексту предложения. К такой категории относятся слова deer, swine, series, sheep, fish .
- Yesterday I saw a deer in the forest – Вчера я видел в лесу оленя .
- Yesterday I saw 8 deer in the forest – Вчера я видел в лесу 8 оленей .
- The fish is tasty – Рыба вкусная .
- There are many fish in this lake – В этом озере много рыбы .
В этом категории важно отметить, что такой способ получить множественное число в английском языке применяют при обозначении представителей национальностей, названия которых заканчиваются на –es/ ese .
- I know that this Swiss lives in Norway – Я знаю, что этот швейцарец живет в Норвегии .
- These Swiss live in my flat – Эти швейцарцы живут в моей квартире.
- Five Japanese and five Chinese play football in the yard – 5 японцев и 5 китайцев играют в футбол во дворе .
- Jessica saw a lot of Portuguese in Spain – Джессика видела много португальцев в Испании.
В этой грамматической подгруппе есть еще лексические примеры, обладающие одинаковыми типами основ в единственном и во множественном числе . Но они употребляются крайне редко, поэтому заучивать их на начальной стадии обучения не имеет смысла.
Составные основы
В сложных комбинациях, соединяющих две и более основ, построение множественного числа в английском может производиться разными методами. Выбор способа зависит от первоначальной конструкции выражения и смысла высказывания.
Наиболее многочисленная группа сложных существительных строит множественное число традиционным методом – прибавлением буквы s к окончанию слова, т.е. к последней основе.
- There are many different merry-go-rounds for children in this park – В этом парке много различных каруселей для детей .
- I picked many forget-me-nots for you in the field – Я собрал в поле много незабудок для тебя .
Встречаются составные конструкции, в которых каждое существительное употребляется во множественном числе. Этим методом следует воспользоваться, когда выражение начинается со слов woman или man .
- Usually women- drivers cannot repair their cars – Обычно, женщины-водители не умеют ремонтировать свои машины.
- Behind her stood the parents, the friends, the guests and the menservants – Позади нее стояли родители , друзья , гости и слуги.
В некоторых словосочетаниях изменениям подвергается та основа, в которой заложен главный смысл слова.
- Many husbands hate their mothers-in-law – Многие мужья ненавидят своих тёщ .
- Those passers- by gave me the English textbook – Те прохожие отдали мне этот учебник по английскому языку.
Архаичные формы
Стоит упомянуть, что некоторые слова, пришедшие из латинского или греческого языка, до сих пор сохраняют в английском свои изначальные формы. Следовательно, и множественные значения таких выражений образуются не по общим правилам.
Наиболее употребительные примеры этой группы: crisis ⟶ crises , species ⟶ species , thesis ⟶ theses , formula ⟶ formulae и т.п. Как видно, это большей частью научные термины, которые в разговорной речи вряд ли когда промелькнут. Поэтому, если вы не планируете заниматься научной деятельностью, смело может не заучивать данные формы. Достаточно просто иметь в виду, что такая категория существует, и при необходимости воспользоваться словарем.
Итак, мы завершили изучение темы и узнали, как получить множественное число практически любого имени существительного в английском языке. Осталось зафиксировать упомянутые правила практической работой, т.е. выполнить закрепляющие материал упражнения. Успехов в учебе и до новых встреч!
Просмотры: 235
Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них — специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.
В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители .
Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я ):
учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.
В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и ):
учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.
Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении:
сайт дает следующие рекомендации по правописанию окончаний в существительных учители и учителя:
- Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.
- Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я .
- Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и : учители .
Над строением языков люди задумывались с древних времен, и еще Аристотель выделил три основные части речи, которые используются в большинстве языков – имя, глагол и союз. Не является исключением и английским, изучение которого является обязательным во многих странах. Однако если сейчас он имеет аналитическую основу, то древнеанглийский был синтетическим, то есть выражал мысли с использованием словоформ, и существовало множество падежей и связей с предлогами. Со временем он стал сливаться с другими наречиями и диалектами, и постепенно упрощаться. Но все же он не так прост, чтобы его можно было выучить за семь дней, о чем сейчас часто пишут в книгах и интернете.
Одной из основных частей речи является имя существительное , обозначающее предметы (doll/кукла), вещества(water/вода), живых существ(girl/девочка), а также явления(wind/ветер) и различные отвлеченные понятия (politics/политика). К ней применяются вопросы Who is this?/Кто это и What is this?/Что это?, и может принадлежать к двум категориям – число (единственное или множественное) и понятие (определенное или неопределенное), что выражается при помощи использования артиклей.
Нужно заметить, что из 25 основных множественных форм древнеанглийского языка с перегласовкой сейчас сохранилось только 7:
Women/женщины;
Men/мужчины;
Влияние диалектов на формирование правил построения и использования имен существительных в английском можно увидеть на примере южного диалекта среднеанглийского языка , где люди во множественном числе использовали слабое наклонения, и говорили не trees, а treen. Сейчас в языке осталось несколько таких слов, например, children/дети или oxen/волы. Тем не менее, лондонский диалект, использовавший в употреблении сильное склонение –s, а окончания –n, -en остались в прошлом, и нынешнее множественное число существительных английский является результатом вытеснения одного диалекта другим.
Сейчас существует несколько основных правил образования множественного числа имени существительного.
В первую очередь, речь идет об употреблении окончаний –s,-es. Последнее используется только в тех случаях, когда слово в единственном числе заканчивается на -s, -ss, -x, -sh, -ch, а также в случае, когда слова заканчиваются на –y, но этой букве предшествует согласная (при этом следует менять –y на –i). Например, class – classes/класс – классы, city – cities/город – города. Если же перед –y стоит гласная, то никаких изменений не нужно, достаточно просто добавить –s (boy – boys/мальчик – мальчики).
Однако существуют и исключения, которые образуются путем изменения корневых гласных: man – men/мужчина – мужчины и woman – women/женщина – женщины. Также бывают слова, которые употребляют только во множественном числе и не имеют единственного, например, thanks/благодарность. Слова people/люди и police/полиция также всегда употребляется только во множественном числе.
Следует отметить, что указанием единственного числа является использование артиклей a и an. Первый употребляется для имен существительных, начинающихся с согласной – a teacher/учитель, а второй – с гласной – an apple/яблоко. Однако оба они показывают общее понятие, а не конкретные предметы, то есть an apple – это одно яблоко из многих, а the apple – это какое-то конкретное яблоко. Именно благодаря тому, что предлог the показывает конкретику, он может употребляться перед существительными и в единственном, и во множественном числе:
The Indian Ocean/Индийский океан, (был употреблен the, потому что сразу ясно про какой океан идет речь).
The apples are mine/Это мои яблоки, (здесь ясно, про какие именно яблоки говорится, они определены).
Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное .
1. Единственное
число характеризуется отсутствием окончания:
a cup, a table, a teacher, a day.
2. Множественное
число существительных образуется при помощи окончания -s
или -es
:
a sea - seas
, a tent - tents
, a bus - buses
.
Однако, следует знать, что:
Существительные, в единственном числе оканчивающиеся на -ss , -sh , -ch , -х , -z , образуют множественное число при помощи окончания -es : a proce ss - proce ss es ; a bo x - bo x es ;
Существительные, оканчивающиеся на -о
, во множественном числе оканчиваются на -es
или на -s
:
hero
- hero
es
, potato - potatoes, tomato - tomatoes
bamboos, photos, pianos, radios, solos, videos.
Некоторые же существительные, имея в единственном числе окончание -о
, во множественном числе имеют двойной вариант окончания -s/-es
:
cargo
- cargo
s
/cargo
es
, volcano - volcanoes/volcanos;
В существительных, оканчивающихся на -у
с
согласной
перед ней, -у
меняется во множественном числе на -i
:
a bab
y
- babi
es, a country - countries;
в тех существительных, где перед -у
стоит гласная
, -у не меняется
.
a da
y
- day
s, a boy - boys;
Большинство существительных, оканчивающиеся на -f
или -fe
, во множественном числе оканчивается на -ves
:
a wife
- wives
, a knife - knives, a shelf - shelves, life - lives, а также wolf, self, calf, leaf, loaf, chief, half, thief, sheaf
Ho:
a handkerchief - handkerchiefs, a roof - roofs, a proof - proofs, a belief - beliefs;
a hoof - hoofs/hooves, a scarf - scarfs/scarves, a wharf - wharfs/wharves.
Особые случаи образования множественного числа
1. Некоторые существительные образуют множественное число, изменяя корневую гласную :
a ma
n - me
n, a woman - women, a tooth - teeth, a foot - feet;
a goose - gееsе, a mouse - mice, и т.д.
2. Встречаются существительные, у которых формы единственного и множественного числа совпадают :
aircraft (самолет - самолеты), deer (олень - олени);
means (средство - средства), salmon (лосось - лососи);
series (ряд - ряды, серия - серии);
sheep (овца - овцы), trout (форель - форели);
works (завод - заводы).
3. Существительное child children .
4. Существительное ох во множественном числе имеет форму oxen .
5. Существительное penny имеет во множественном числе форму реnсе , если речь идет о денежной сумме , и форму pennies , если имеются в виду отдельные монеты :
It costs three рenсе
. - Это стоит 3 пенса.
Pennies
are made of bronze. - Пенсы изготавливают из бронзы.
6. Существительные gate, sledge, watch, clock употребляются в единственном и множественном числе :
The gate is open. - Ворота открыты.
My watch is slow. - Мои часы отстают.
(При этом в русском языке глагол всегда имеет форму множественного числа, хотя само существительное употребляется в единственном числе.)
All the gates are open. - Все ворота открыты.
Не has two watches. - У него двое часов.
7. Существительные с приставкой man-, woman- имеют множественное число в обеих частях слова:
a man-servant - men-servants
8. Существительные, в состав которых входит предлог или наречие, имеют окончание -s в первой его части , если употребляются во множественном числе:
a mother-in-law - mothers-in-law
a commander-in-chief - commanders-in-chief
9. Особенно следует отметить существительные латино-греческой этимологии , образование множественного числа которых насчитывает множество вариантов (их список привести затруднительно, поэтому рекомендуем в тех случаях, когда у изучающих английский язык возникают сомнения в правильности варианта, проверять множественное число в словарях):
-us -es (chorus - choruses , circus - circuses, bonus - bonuses и др.), с окончанием -i (stimulus - stimuli), иметь одновременно оба варианта (cactus - cactuses/cacti; к этой же группе относятся и такие слова, как focus, nucleus, radius,syllabus);
существительные латинского происхождения на -а могут образовывать множественное число с окончанием -ае (alumna - alumnae , larva - larvae), с окончанием -s (area - areas , arena - arenas, dilemma - dilemmas, diploma - diplomas, drama - dramas и др.), иметь оба варианта (antenna - antennas, как термин в электронике, и antennae - в биологии; formula - formulas в общем значении и formulae - в математике;
существительные латинского происхождения на -um оканчиваются во множественном числе на -s (album - albums , museum - museums, chrysanthemum - chrysanthemums, stadium - stadiums и др.), на -a (stratum - strata, curriculum - curricula), могут иметь оба варианта (symposium - symposiums/symposia, memorandum - memorandums/memoranda и др.);
существительные латинского происхождения на -ex, -ix могут иметь как двойные формы множественного числа с окончаниями -es и -ices (index - indic e s /indexes , appendix - appendices/appendixes, matrix - matrices/matrixes) или только окончание -ices у существительного codex - codices;
существительные греческого происхождения на -is образуют множественное число, изменяя окончание на -es (thesis - theses , crisis - crises, analysis - analyses, basis - bases и др.), есть случаи образования множественного числа при помощи добавления окончания -es (metropolis - metropolises ) и многие другие варианты образования множественного числа.
Существительные, употребляющиеся только в единственном числе
1. Некоторые существительные употребляются в английском языке только в единственном числе , а в русском языке существительные с тем же значением могут иметь как единственное, так и множественное число: advice (совет - советы), information (сведение - сведения), knowledge, progress, furniture, money :
He gave me some useful advice. I"ll follow it. - Он дал мне (несколько) полезных советов. Я им последую.
The money is on the table. Take it. - Деньги на стопе. Возьми их.
2. Существительные неисчисляемые, обозначающие вещества или понятия , обычно употребляются только в единственном числе: sugar, iron, love, friendship, peace, ink, weather и др.
There is a lot of chalk on the table.
3. Существительные hair, vacation, fruit в основном употребляются в единственном числе:
Her hair is dark. - У нее темные волосы.
Summer vacation lasts three months. - Летние каникулы длятся три месяца.
Fruit is cheaper in summer. - Фрукты летом дешевле.
Однако
:
для обозначения разных, отдельных видов фруктов
используется существительное в форме множественного
числа fruits:
There are plums, peaches, oranges and other fruits on the table. - На столе сливы, персики, апельсины и другие фрукты.
если перед существительным vacation есть числительное
, то оно употребляется во множественном
числе:
Our children have four vacations every year. - У наших детей каникулы бывают 4 раза в год.
если существительное hair имеет значение исчисляемого существительного
, то оно имеет форму множественного числа:
a hair - hairs (волосок - волоски)
4. Существительное fish употребляемся в основном в единственном числе (в различных контекстах, например, в разговоре о рыбной ловле):
We caught only a few fish. - Мы поймали только несколько рыб.
Fish во множественном числе (в форме fishes) употребляется в тех случаях, когда речь идет об отдельных видах рыб
the fishes of the Mediterranean - рыбы Средиземного моря
5. Существительное news употребляется в английском языке только в единственном числе , хотя имеет форму множественного:
What"s the news? - Какие новости?
6. Названия наук и (научных) дисциплин , оканчивающиеся на -ics , употребляются с глаголами в единственном и множественном числе, что определяется их значением:
athletics, gymnastics, linguistics, physics
и др. преимущественно употребляются с глаголами в единственном числе:
Physics is not the most popular school subject. - Физика - не самый любимый предмет в школе.
acoustics, economics, phonetics, statistics, ethics, politics и др. употребляются с глаголом в единственном числе, когда речь идет о научных дисциплинах. Если они имеют другое, особенное значение, то употребляются с глаголом во множественном числе:
His mathematics are poor. - У него слабые знания по математике.
Your statistics are unreliable. - Ваши статистические данные ненадежны.
Существительные, употребляющиеся только во множественном числе
1. Слова, обозначающие парные предметы (например: trousers, pants, shorts, scissors, glasses, scales, spectacles, tongs, pyjamas), названия некоторых игр (например: billiards, draughts) и обобщающие понятия (например: clothes, goods, savings), употребляются только во множественном числе:
These scissors are very sharp. - Эти ножницы очень острые.
His clothes were wet. - Его одежда была мокрой.
(Обратите внимание на то, что существительное "одежда" в русском языке всегда согласуется с глаголом в единственном числе.)
2. Существительные potatoes, onions, carrots, oats употребляются во множественном числе, но они имеют значения единственного числа:
Carrots are very healthy. - Морковь очень полезна.
The carrot you gave me was very tasty. - Морковь, которую ты мне дала, была очень вкусной.
3. Существительные people, the military, the police, cattle употребляются с глаголом во множественном числе; при этом слово people может иметь и множественное число peoples со значением "народы, люди разных национальностей":
There were many young people there. - Там было много молодежи (молодых людей).
The peoples of this country are happy. - Народы этой страны счастливы.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей, лиц, веществ, живых существ и организмов, фактов, событий, явлений, качеств, свойств, действий, состояний.
Чтобы четко понимать грамматические явления, связанные с понятием имени существительного, необходимо уяснить различие между исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.
К исчисляемым существительным
относятся названия предметов, которые можно пересчитать, например:
один карандаш - one pencil; два карандаша - two pencils
;
один студент - one student; два студента - two students
;
There are 20 students
in this group. - В этой группе 20 студентов.
There are many libraries in Moscow. - В Москве много библиотек.
Исчисляемые существительные могут употребляться как в единственном, так и во множественном числе.
К неисчисляемым существительным относятся названия предметов, которые нельзя пересчитать. Например, нельзя сказать: одно молоко, два молока (а если в быту так кто-то и говорит, он имеет ввиду пачку или бутылку или другую молока; можно сказать также: один литр молока, тогда единицы измерения "один", "одна" относятся уже к слову "литр" а не к слову "молоко").
К неисчисляемым существительным принадлежат существительные:
- вещественные, например:
steel - сталь;
oil - нефть;
sugar - сахар; - отвлеченные: обозначающие названия состояния, действия, чувства, наук и т. п., например:
labour - труд;
independence - независимость
bravery - храбрость;
freedom - свобода;
darkness - темнота;
chemistry - химия
Существительные неисчисляемые употребляются только в единственном числе:
Water is necessary for life. - Вода необходима для жизни.
Knowledge is power. - Знание - сила.
Mathematics is the basis of many sciences. - Математика - основа многих наук.
Стандартное образование множественного числа
Множественное число имен существительных образуют путем прибавления к форме единственного числа окончания -s , которое произносится:
- После звонких согласных и гласных [z]:
dolls куклы; two pianos два пианино - После глухих согласных [s]: cats кошки
"o ", образуют множественное число путем прибавления окончания -es , произносится как [z]: negroes ["ni:grəʊz] - негры, potatoes - картофелины; heroes ["hɪərəʊz] - герои; cargoes ["kɑ:gəʊz] - грузы. Исключение: pianos - несколько фортепиано.
Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на s
, ss
, sh
, ch
, х
, образуют множественное число путем прибавления окончания -es
, которое произносится [ɪz]: buses ["bʌsɪz] - автобусы, classes ["klɑ:sɪz] - классы; fetishes ["fetɪʃɪz]- амулеты; watches ["wɔʧ] - часы; faxes ["fæksɪz] - факсы.
Кроме того, окончание -es
произносится [ɪz] также в существительных, оканчивающихся на se, се, ze, ge: rose ["rəʊzɪz] - розы; faces ["feɪsɪz] - лица; sizes ["saɪzɪz] - размеры; cage ["keɪʤɪz] - клетки.
Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на y
, когда прямо перед ним стоит согласный, образуют множественное число меняя "y
" на "i
" и добавляя -es
, прозносящееся как [z]: lady
["leɪdɪ] → ladies
["leɪdɪz] - дамы; fly → flies
- мухи; story ["stɔ:rɪ] → stories
["stɔ:rɪz] - рассказы; city ["sɪtɪ] → cities
["sɪtɪz] - города; army ["ɑ:mɪ] → armies
["ɑ:mɪz] - войска.
Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на y
, когда прямо перед ним стоит гласный, образуют множественное число путем простого прибавления окончания -s
, которое произносится [z]: valleys
["vælɪz] - долины; donkeys
["dɔŋkɪz] - ослы.
Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на f
или fe
, при образовании множественного числа, как правило, меняют эти окончания на "ves
": прибавления окончания -es
, которое произносится [z]: leaf
→ leaves
- листья, wife
→ wives
- жены; loaf
→ loaves
- батоны; shelf
[ʃelf] → shelves
[ʃelvz] - полки; thief
[θi:f] → thieves
[θi:vz] - воры.
Исключения, -s
произносится как [s]: roof → roofs
- крыши; cliff → cliffs
- утесы; handkerchief ["hæŋkəʧɪf] → handkerchiefs
["hæŋkəʧɪfs] - носовые платки.
s
s
s
s
["ɑ:mʧɛəz] - кресла.
Есть одно исключение из этого правила. Если первая часть слова - слова "man" - "мужчина" или "womam" - "женщина", то оба
слова ставятся в форму множественного числа: ma
nservant ["mænˏsə:v(ə)nt] ma
nservants
→ ["menˏsə:v(ə)nt] - слуги; woma
n-teacher ["wʊmənˏti:ʧə] → wome
n-teachers
["wɪmɪnˏti:ʧə] - учительницы.
Если сложное существительное образовано с участием предлога, только первая часть принимает форму мноржественного числа: father-in-law ["fɑ:ðə(r)ɪnlɔ:] → fathers
-in-law ["fɑ:ðəzɪnlɔ:] - свекры, тести; man-of-war [ˏmænəv"wɔ:] → me
n-of-war [ˏmenəv"wɔ:] - военные корабли.
В сложных существительных, состоящих из двух существительных, только последняя часть принимает форму множественного числа: housemaid ["haʊsˏmeɪd] → housemaids ["haʊsˏmeɪdz] - домработницы; shoemaker ["ʃu:ˏmeɪkə] → shoemakers ["ʃu:ˏmeɪkəz] - сапожники; classroom ["klɑ:srʊm] → classrooms ["klɑ:srʊmz] - классные комнаты; armchair ["ɑ:mʧɛə] → armchairs ["ɑ:mʧɛəz] - кресла.
Нестандартное образование множественного числа
В английском языке есть ряд имен существительных, которые образуют множественное число не по общему правилу.
- Следующие существительные образуют множественное число путем изменения корневой гласной, или путем прибавления особого окончания:
ma n - мужчина; me n - мужчины
woma n ["wʊmən] - женщина; wome n ["wɪmɪn] - женщины
foo t - фут, нога; fee t - футы, ноги
too th - зуб; tee th - зубы
goo se - гусь; gee se - гуси
lou se - вошь; li ce - вши
mou se - мышь; mi ce - мыши
penny ["penɪ] - пенни; pence - пенсы
child ["ʧaɪld] - ребенок; children ["ʧɪdrən] - дети
ox [ɔks] - вол; oxen ["ɔksən] - волы - Есть существительные, которые имеют одинаковую
форму и в единственном и во множественном числе, например:
carp - карп/карпы, сазан/сазаны
cod - треска
pike - щука/щуки
salmon - лосось/лососи
trout - форель/форели
swine - свинья/свиньи
sheep [ʃi:p] - овца/овцы
deer - олень/олени
means - средство/средства
barracks ["bærək] - казарма/казармы
series ["sɪəri:z] - серия/серии
species ["spi:ʃi:z] - вид/виды, род/роды
aircraft ["ɛəˏkrɑ:ft] - самолет/самолеты
counsel ["kaʊnsəl] - советник/советники - Существительные имеющие форму только единственного
числа; идею множественности для обозначения некоего количества можно выразить добавлением слова или фразы, обозначающей количество, в то время как само существительное, обратите внимание, остается в форме единственного числа: three pieces of furniture - три предмета мебели, two bits of information - две единицы информации, many pieces of advise - много советов. Здесь нам встретились такие показатели количества, как "bit" - кусочек, небольшое количество и "piece" - штука, определённое количество. Bit употребляется в менее формальном, дружеском разговоре (в отличие от piece), к тому же они не всегда взаимозаменяемы. Bit может быть использовано со всеми видами существительных. Piece чаще всего используется с неисчисляемыми существительными. Bit подразумевает меньшее количество, чем piece.
Вот некоторые существительные, употребляемые только в единственном числе:
advice [əd"vaɪs] - совет
education [ˏeʤʊ"keɪʃ(ə)n] - образование
happiness ["hæpɪnəs] - счастье, радость
information [ˏɪnfə"meɪʃ(ə)n] - информация
knowledge ["nɔlɪʤ] - знание
music ["mju:zɪk] - музыка
offspring ["ɔfsprɪŋ] - отпрыск, потомок
furniture ["ə:nɪʧə] - мебель
luggage ["lʌgɪʤ] - багаж
news - новость
assistance [ə"sɪst(ə)n(t)s] - помощь, поддержка
bliss - блаженство, счастье
breeding ["brɪdɪŋ] - разведение (животных, растений)
cunning ["kʌnɪೲ] - хитрость, коварство
control - руководство, управление, контроль
evidence ["evɪd(ə)n(t)s] - наглядность, очевидность
guidance ["gaɪd(ə)n(t)s] - руководство, управление
health - здоровье
fun - веселье, забава
luck - фортуна, счастливый случай
money ["mʌnɪ] - деньги
nature ["neɪʧə] - природа
nonsense ["nɔns(ə)n(t)s] - абсурд, бессмыслица, ерунда, чепуха
permission - разрешение
progress ["prəʊgres] - движение вперёд, продвижение
trade - ремесло, профессия
weather ["weðə] - погода
work - работа, труд
craft - самолет, корабль
hair - волосы - Существительные так же имеющие форму единственного
числа, обозначающие названия веществ; множественное число их используется для "типов" и "видов" (этих веществ); множество или или индивидуальные части их выражаются с использованием таких указателей множества как "bottles of" (бутылок), "cups of" (чашек), "tons of" (тонн), "yards of" (ярдов), например:
wine - вино
rice - рис
sugar [ʃʊgə] - сахар
wheat - пшеница
sand - песок
soil - почва
water ["wɔtə] - вода
concrete ["kɔŋkri:t] - бетон - Примеры существительных, имеющих исключительно форму множественного
числа:
clothes - одежда
pants - брюки/штаны
pyjamas - пижама
trousers ["traʊzəz] - брюки
binoculars - бинокль
glasses - очки
spectacles ["spektəklz] - очки
scales - весы
scissors ["sɪzəz] - ножницы
greens - зелень
premises ["prɛmɪsɪz] - недвижимость
riches ["rɪʧɪz] - богатство, обилие
savings ["seɪvɪŋz] - сбережения
spirits ["spɪrɪts] - дух, душа, душевное состояние
stairs - лестница
surroundings - окрестности
arms [ɑ:mz] - герб, вооружение
earnings ["ə:nɪŋz] - заработок - Имена существительные, заимствованные из греческого и латинского языков, сохранили форму множественного числа этих языков:
datum ["deɪtəm] - данная величина; data ["deɪtə] - данные
addendum [ə"dendəm] - приложение; addenda [ə"dendə] - приложения
erratum [ɪ"rɑ:təm] - опечатка; errata [ɪ"rɑ:tə] - опечатки
memorandum [ˏmemə"rændəm] - заметка; memoranda [ˏmemə"rændə] - заметки
curriculum - учебный план; curricula - учебные планы
phenomenon - явление; phenomena - явления
basi s ["beɪsɪs] - базис; base s ["beɪsi:z] - базисы
crisi s ["kraɪsɪs] - кризис; crise s ["kraɪsi:z] - кризисы
thesi s ["θi:sɪs] - тезис; these s ["θi:si:z] - тезисы
radius [’reɪdɪəs] - радиус; radii [’reɪdɪˏaɪ] - радиусы
nucleus ["nju:klɪəs] - ядро; nuclei ["nju:klɪˏaɪ] - ядра
stimulus ["stɪmjələs] - стимул; stimuli ["stɪmjəlɪ] - стимулы
index ["ɪndeks] - показатель; indices ["ɪndɪˏsi:z] - показатели - Cобирательное существительное может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Как выбрать нужную форму? Если подразумевается идея единства как целого, используется форма единственного числа; если имееся ввиду множество по частям, используется форма множественного числа: The group consists of 15 members (the group взято как единое целое). - Группа состоит из 15 членов. The group retired to their rooms (the group взято как множество людей, объединенных по какому-то признаку). - Группа вернулась в свои номера.
- Некоторые существительные могут иметь две альтернативные формы одной лексической единицы. Например, множественное число существительного "person" ["pə:s(ə)n] - "человек" может быть выражено как "people" ["pi:pl] или "persons" ["pə:snz]. Формы эти являются разнокореными: если слово "people" произошло от латинского "populus" - "народ, население", то "person" произошло от латинского же "persona" - "личность, лицо". Форма "people" - "нация, народ, люди одной профессии/социальной группы" указывает на восприятие цельной группы, которую, в свою очередь, в качестве альтернативы можно рассматривать не как единое целое: the peoples of Africa - народы Африки. Форма "persons", с другой стороны, делает акцент на отдельных лицах, таких, как "VIPs" - "высокопоставленные особы".
Нужно отметить, что современные справочники по стилистике английского языка не согласны с уместностью использования в современном английском языке формы множественного числа "persons" для существительного "person" и предлагают во всех случаях во множественном числе пользоваться формой "people". Как бы то ни было, употребление "people" как формы множественного числа "person" во всех случаях имеет место все чаще.
И в то же время обратный процесс наблюдается с существительным "people" (см. про определении формы числа у подобных существительных). Хотя по происхождению это собирательное существительное в форме единственного числа, с самых ранних времен оно трактовалось как термин со значением множественности для обозначения людей в целом (что способствовало признанию его в качестве формы множественного числа "person"). В настоящее время "people" употребляется в значении множественности (то есть как существительное мн.ч.) уже в большинстве случаев: People are always looking for a bargain. - Люди всегда ищут выгоду. The people are being asked to vote in a referendum. - Людей просят проголосовать на референдуме. Употребление же "people" в форме единственного числа кажется странным: This people is angry. - Эти люди сердятся. That Aboriginal people has died out. - Тот коренной народ вымер.
Форма множественного числа peoples логически относится к более, чем одной общности или нации, хотя она еще сравнительно недавно признавалась не всеми образованными носителями языка. Сегодня же это является общепринятой формой в контексте типа: His authority shaped diverse peoples into common views and allegiances - Его власть обратила разные народы в общие взгляды и преданность.
Образование множественного числа названий национальностей
Названия национальностей
, заканчивающиеся на ch
, sh
, ss
, ese
не принимают окончание -s
во множественном числе: the French [ðə "frenʧ] - франзузы/француженки, the Swiss [ðə "swɪs] - швейцарцы/швейцарки, the Dutch [ðə "dʌʧ] - голландцы/голландки, the Portuguese [ðə ˏpɔ:ʧə"gi:z] - португальцы/португалки, the English [ðə "ɪŋglɪʃ] - английчане/англичанки, the Javanese [ðə ˏɑ:v(ə)"ni:z] - яванцы/яванки. В таких названиях обозначения отдельных членов нации к названию национальностей добавляется слово man (в мужском роде ед. ч.), woman (в женском роде ед. ч.) и men, women — соответственно они же, но во множественном числе: an Englishman [ən "ɪŋglɪʃmən] англичанин, an Englishwoman [ən "ɪŋglɪʃˏwʊmən] англичанка, two Englishmen [ˏtu: "ɪŋglɪʃmen] два англичанина; a Frenchman [ə "frenʧmən] француз, a Frenchwoman француженка [ə "frenʧˏwʊmən], two Frenchwomen [ˏtu "frenʧˏwɪmɪn] две француженки и т. д.
При этом если сложные существительные Frenchmen, Englishmen и т.д. служат признаком индивида; а их первоначальные формы the French, the English, и т.д. указывают на целую нацию.
Названия национальностей, заканчивающиеся на ese , и слово Swiss имеют одну форму для единственного и множественного числа: a Swiss швейцарец/швейцарка - two Swiss два швейцарца/швейцарки, a Javanese яванец/яванка - three Javanese три яванца/яванки, a Portuguese португалец/португалка - four Portuguese четыре португальца/португалки.
Слова, обозначающие количество и множественное число
Любое существительное, которое употребляется с числительным более единицы употребляется во множественном числе (сравните с русским переводом, где существительное после числительного, более единицы, но оканчивающееся на единицу ставится в единственное число): 31 boys [ˏθə:tɪ"wʌ bɔɪz] - 31 мальчик.
Английские числительные "hundred" ["hʌndrəd] - "сот(ен)", "thousand" ["θaʊz(ə)nd] - "тысяч", "million" -"миллионов" ["mɪljən], "billion" ["bɪlɪn] - "миллиардов", "trillion" ["trɪljən] - "триллионов", "dozen" ["dʌz(ə)n] дюжин и т.д. стоят в единственном числе (окончание -"s " не добавляется), потому что сейчас они рассматриваются как числительные/прилагательные, а числительные/прилагательные в английском языке (даже если это кому-то покажется странным) не имеют сами по себе категории числа: "two hundred (two thousand, three million, several ["sev(ə)r(ə)l], many ["menɪ], a few [ə "fju:]) books " - "две сотни (две тысячи, три миллиона, несколько, много, немного) книг", "six dozen buttons " - "шесть дюжин пуговиц". Однако, первоначально они были все-таки существительными и до сих пор остаются существительными в сочетаниях типа: "hundreds (thousands , millions , dozens ) of books" - "сотни (тысячи, миллионы, дюжины) книг". Здесь, как видите, к ним добавляется окончание -s как к любому стандартному английскому существительному, стоящему во множественном числе.
Перед английскими числительными "hundred" - "сотня", "thousand" - "тысяча", "million" -"миллион", "billion" - "миллиард", "trillion" - "триллион", "dozen" - "дюжина" и т.д., не увеличенными другим числительным, всегда должен стоять неопределенный артикль a (здесь он будет иметь первоначальное свое значение "один/одна/одно"): "at about a hundred yards" distance" - "на расстоянии примерно в сто ярдов", за исключением случаев, когда ударение/акцент требует использования числительного one - 1 : "They sent only one thousand men to our assistance." - "Они послали только одну тысячу человек к нам на помощь". "William of Normandy invaded England in one thousand and sixty-six." - "Уильям Нормандский вторгся в Англию в тысяча шестьдесят шестом (году)".
При подготовке статьи использовались материалы
- Бархударов, Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1960. (cтр. 214)
- Беляева, М.А. Учебник английского языка: для неязыковых вузов. - Москва: Высшая школа, 1964. (стр. 38)
- Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. (стр. 458)
- Ильченко, В. Английский язык. - М.: Эксмо, 2014 (стр. 18)
- Новицкая, Т.М. Основы грамматики и словобразования английского языка.- М.: Государственное издательство "Советская наука", 1957. (cтр. 12)
- Эккерсли К. Э., Английский язык. Полный курс в одном томе. Русская версия. – М.: ЮНВЕС, 2001. (стр. 267-268)
- Jespersen, O. A Modern English Grammar on Historical Principles: Volume 2. - Abingdon: Routledge, 2013 (стр. 108)
- McCarthy, M., O"Dell, F. English Vocabulary in Use Upper-intermediate - Cambridge: Cambridge University Press, 2012 (стр. 178)
- Smith, Ch.J. A manual of English grammar, adapted to the use of classical, and the upper classes in parochial schools. - Douglas: Curphey, H., 1846 (стр. 58)
- Yishai, E., Tobin, Y. The Regularity of the "Irregular" Verbs and Nouns in English. - Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2013 (стр. 72)
- Online Etimology Dictionary [Электронный ресурс] // www.etymonline.com
- Van Teil, C. English Grammar for Dutch Schools. - Leiden: Brill Archive, 1934 (стр. 66, 84-85)
- World Wide Words [Электронный ресурс] //