Математические сказки написанные детьми. Математические сказки, стихи, занимательные задачи
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать перед самоподготовкой по математике в группе продленного дня в форме физкультминутки или использовать во внеклассных занятиях. Для удобства сказка разбивается на части.
1. Сказка о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии- Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
3. Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Ноль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нолем оказалось в проигрыше и было расстроено.
6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на ноль.
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить- поживать, да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов, попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку, рассмотреть сказку как задание с пропусками.
Например:
1) Почему страна называлась Цифрией? Что означает число Ноль?
2) Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифрию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр?
3) Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?
4) Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки- «...Стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит приз - воду». Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.
5) Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?
6) Почему при переходе реки Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?
7) Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?
Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решить в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.
Под заданием с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов. Но которые можно вставить по смыслу сказки на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще... воды»; «С тех под ни одно число не... на ноль». В 6-м, в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого... в... раз».
Безусловно, вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Отметим также, что применение сказок на занятиях самоподготовки при повторении и закреплении делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
2. Сказка «Победа знаний».
Это было давно. В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и родной язык, рисование и пение, чтение и труд. Вырос этот король неучем. Стыдно стало ему перед народом, и порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы и разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, быть богатым. Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии.
По соседству с государством неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой. Армия в стране была небольшая, но хорошо обученная, славилась она своей разведкой и бегунами да длинные дистанции.
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы.
Как спасти государство Длина? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.
Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые не хотели ее пропускать, но кукла сказала, что она - подарок от государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу. Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить человеческим голосом. Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр.
Солнце садилось все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из них, из каждой вышло по 10 кукол, которых звали Дециметр, а из каждого Дециметра - по 10 воинов - Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве).
Так умный король, любящий науки, победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.
3. Сказка «Герой планеты «Фиалка».
Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете «Фиалка», на которой жили разумные существа.
Прошло полчаса полета, и вдруг из машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полётом и продолжать экспедицию.
Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.
Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны - 4 квадратика, а вдоль меньшей - 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина - 3.
Что же делать? - думал Коля. Стороны прямоугольника равны 4 и квадратикам, а площадь - 12. Стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь - 30. Знаю, - закричал мальчик, - чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.
Эту сказку можно использовать не только для закрепления материала, но и при изучении нового - площади прямоугольника. Ученик может выступить в роли Коли, сделать пусть небольшое, но открытие.
Элементы проблемного обучения в форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.
Прямая и отрезок.
В некотором царстве, в математическом государстве жили-были Прямая и Отрезок АС. Прямая всегда убегала к своим друзьям, а
Отрезок не мог никуда идти. Потому что две точки загородили ему дорогу. Но вот один раз одна из точек захотела посмотреть, что твориться в математическом мире. Она выкатилась и покатилась. А Отрезок в то время думал, как же ему сдвинуться с места. И вот он дёрнулся с места и побежал. Так стал он счастливым лучом.
Страна десятичных дробей и разрядных единиц.
Однажды мне приснился сон. Как будто есть на свете такая страна, которая называется " Страна десятичных дробей и разрядных единиц". Этой страной правила королева, которую звали 1000. Её все любили, потому что она была очень доброй и щедрой. Всех, кого она награждала, она умножала на себя, и все числа становились больше по значению.
Но вот однажды королева 1000 заболела и стала она не 1000 , а 0,001. К ней приехали много врачей, но никто не смог её помочь, и почему-то все врачи, которые к ней приходили, становились меньше, а не больше. Это королева по своей привычке стала их награждать, но нашелся один врач, который смог её вылечить. Его звали 0,632. Он был таким маленьким числом, а вышел - числом 632.
И все тогда поняли, что королева 1000 теперь здорова!
Про деление десятичных дробей. " Загадочный сон"
Однажды мне приснился такой сон: будто бы я попала в страну под названием Деландия. мне снилось, что я нахожусь около дворца. Я увидела, что на лавочку, находящуюся в сквере вблизи дворца, села грустная пара, я подошла к ним и спросила:
Почему вы грустите? День такой прекрасный! Они мне ответили:
Мы грустим, потому что королева этой страны издала указ.
И они показали мне на стену дворца, на стене висел указ, который гласил:
"Я, королева, повелеваю: запретить браки между неравными по значению, нарушившим данный указ грозит изгнание из страны."
Ну, я всё-таки не понимаю, в чём причина ваших слёз, - сказала я.
Дело в том, что мы хотели пожениться,- сказали они, но королевский указ перечеркнул все наши планы.
А чем был вызван такой указ? - спросила я.
По законам нашего королевства считается тяжким преступлением, если при делении одного числа на другое получается число, меньшее единицы.
В это время раздался бой дворцовых часов. Я открыла глаза и поняла, что это был сон.
Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка?
Ответ найдёте на этой картинке.
Сказка "Путешествие в город "десятичных дробей".
В некотором царстве, в некотором государстве, в далёкой стране Цифирия жил да был нуль. Был он грустный и скучный, потому что все говорили, что он ничего не значит и всегда вставали вереди него, никогда жители этой страны-цифры, его вперёд не пускали. Говорили:
От тебя всё равно нет толку.
Вот сидит он на скамейке и плачет, вдруг кто-то к нему подходит, нуль испугался:
Кто здесь? - спросил он.
Это я, запятая, что ты плачешь?
Нулик ответил:
Меня никто не любит, говорят, что я ничего не значу.
Пошли со мной в город десятичных дробей - сказала запятая,- там тебя зауважают.
Нулик согласился, и они отправились.
Запятая привела Нулика на улицу №1. На этой улице живут те, кто меньше 1 и их очень много.
Как, разве у вас пускают нуль вперёд? - спросил Нулик.
Да, если рядом стою я, - сказала запятая, - и к тебе относятся также, как и ко всем.
Нулику очень понравился этот город, и он остался там жить.
Жили-были две цифры О и 1 .
Однажды они поспорили: кто из них важнее. 1 говорит: “Я важнее, потому что с меня начинается счёт. А ты, О, ничего не значишь”. Но Ноль сказал: “ Если я встану впереди тебя, то ты уменьшишься в 10 раз - 0,1. А если я встану позади тебя - ты увеличишься в 10 раз- 10. И ещё с меня начинается числовой луч.
Уроки математики.
Жили-были Нуль и Опытная запятая, жили- не тужили. Как-то отправились они в очередное путешествие. Идут-идут, много ли мало ли никто не знает. И вот
подошли они к лесу. Вошли в лес и видят: на пеньке сидят два числа 9,3 и 100 и плачут. Подошли к ним Нуль и Запятая и спрашивают:
Почему вы плачете? Отвечает число 9,3!
Как же не плакать. Шло я по лесу и встретило число 100. И решили мы перемножиться. Где-то я слышало, что для этого надо переместить запятую, но как это сделать - я не знаю. Да и моя запятая не хочет никуда двигаться, раскапризничалась!
Запятая оправдывается:
Во-первых, я сегодня приболела, а во-вторых, я неопытная запятая, я на практике. А число 9,3 не дает мне покоя, ему всё куда-то прыгай.
Ну, хорошо, - сказала Опытная запятая, - я тебя научу. Так вот, Запятая, смотри. Сколько нулей у числа 100?
Поэтому ты на два знака вправо скачешь. Понятно?
Кажется, да! Получилось 930.
Молодец!
Дорогой Нуль, если число 100 не против, подойди к нему справа, умножим получившуюся 1000 на 9,3,- попросила Опытная Запятая.
Опять прыгать!- испугалась Запятая.
Да, ты должна научиться.
Ладно. Прыгаю на три знака вправо. Вот что получилось - 9300. Спасибо за учёбу, Старая Запятая.
Ну, а вы что кричите?
Ах, я считаю, что я слишком велико,- сказало число 13,768,- я захотело быть поменьше, например, в 100 раз, и попросило об этом число 100. Но ничего у нас не получилось, так как моя запятая в 5-ом классе много болтала на математике и всё прослушала. Вот теперь и спорим.
Опытная Запятая стала разъяснять.
Сколько нулей в числе 100?
- Какое действие будем выполнять?
- Деление.
- Вот слушай теперь. Прыгай на два знака влево.
И запрыгала запятая на два знака влево, и получилось число 0,13768, которое в 100 раз меньше числа 13,768.
А Нуль с Опытной Запятой вернулись домой весёлые и счастливые. Стали жить по-прежнему.
А запятые, которых они учили, приходили к ним в гости, рассказывали о своих делах. Из их рассказов узнали, что практику они закончили на "5" и стали опытными запятыми, которые знают, как себя вести при умножении и делении с разрядными единицами.
Необычная история.
В одном море, на морском дне жили две семьи осминожков. В каждой
семье было по четыре осминожка и осминожки в каждой составляли пропорции - верное равенство двух отношений.
Однажды их папы пошли с ними гулять и забыли надеть малышам карточки с надписями цифр. Осминожки все перепутались и получилось вот что:
Папы-осминоги думали и вспомнили, что в их морской школе говорили об основном свойстве пропорции. Оно заключается в том, что если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то получится пропорция.
Папы пробовали, пробовали и, наконец-то, у них получилось:
Дети и родители отправились домой, и были счастливы, что всё так удачно сложилось. На другой день осминожки пошли в морскую школу. Там учитель рассказал, что такое пропорция, основное свойство пропорции. Также осьминожки узнали, какие величины называются прямо пропорциональными.
Сказка
Жили-были очень близкие родственники, три величины: Скорость, Время и Расстояние.
Однажды к ним в гости приехала родная тётя Пропорциональность. От своего отца - Уравнения, эти три величины знали, что она необыкновенная фокусница и выдумщица, умеет перевоплощаться в прямую и обратную.
На следующий день тётя проснулась поздно, только к обеду и сразу же предложила детям поиграть в игру "Отношения". Но у сестрицы Скорости уже испортилось настроение от долгого ожидания тёти. Она уселась на скамейку и объявила, что прыгать, изменяться и перевоплощаться не будет. На что тётя ей ответила:
Пока и не надо! Посиди и отдохни с числом 15, например, а я в это время превращусь в Прямую Пропорциональность.
Она дотронулась своей волшебной палочкой до ладони Скорости, и на ней появилось число 15.
Тем временем Расстояние и Время прыгали, резвились. Если Расстояние увеличивалось в 3 раза, то и Время увеличивалось в 3 раза; а если Расстояние уменьшалось в 2 раза, то и Время уменьшалось в 2 раза. Но их отношение всё время оставалось числом постоянным, и было равно 15.
Его показывала сидящая на скамейке сестрица Скорость. Потом братец Расстояние решил стать величиной постоянной и тоже посидеть на скамейке и отдохнуть. Но он сомневался, получится у него или нет.
Тётя Пропорциональность объяснила, что для этого ей надо стать Обратной Пропорциональностью. Она перевернула свою шляпу задом наперёд, и стала бегать спиной вперёд. А чтобы братец Путь остался постоянным, она предложила Скорости и Времени перемножаться. Поэтому как только Время начинало уменьшаться в несколько раз, в такое же количество раз увеличивалась Скорость и наоборот.
Они прыгали, резвились, изменялись, однако, их произведение всегда было числом постоянным, и равнялось 60. Его показывал сидящий на скамейке братец Расстояние.
Тётя заметила, что в эту игру можно играть и с другими величинами, составляя пропорции.
Вечером тётя Пропорциональность уезжала в своё графство Отношение. Дети-величины попрощались с ней и пригласили в гости на следующие выходные.
Отрицательные и положительные числа.
Жили-были отрицательные числа и положительные, построили два дома. В правом доме заселились положительные числа, а в левом - отрицательные. Каждый день председатель двух домов, Нулик, которого звали начало чисел, ходил по домам и смотрел, не заселились ли отрицательные в положительный дом, а положительные в отрицательный. Так каждый год, каждый месяц это продолжалось.
Геометрия.
В маленькой геометрической деревушке, которая стояла на берегу реки, жил равнобедренный Треугольник. Но сам он этого не знал и думал, что он некому не нужен. В деревне он был единственный равнобедренный Треугольник. Над ним смеялись все фигуры, старики и дети. Но пришло время, и Треугольник решил уйти в лес. Ему надоели эти издевательства. Рано утром, когда ещё все спали, он встал, быстро оделся и вышел за калитку.
Дорога была трудная и тяжёлая. Треугольник дорогой останавливался и вспоминал свою деревню. От обиды ему становилось грустно и обидно, он плакал. Вскоре он забрёл в чащу густую и тёмную. Там он наткнулся на избу. В ней жил старый и мудрый Квадрат. Треугольник рассказал ему про своё горе и расплакался. Квадрат его быстро успокоил и стал ему рассказывать про то, какой он на самом деле. Квадрат говорил Треугольнику, что он важный и нужный, что у него есть боковые стороны, которые всегда равны, основание и два угла при основании, которые тоже всегда равны.
Ты должен гордиться тем, что твоя медиана является биссектрисой и высотой!
О равнобедренном треугольнике.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:
Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.
А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство - попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:
Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Что такое медиана треугольника?
Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком сложные.
Может быть вы, ребята, ответите?
Сказки математического содержания для детей 5 - 8 лет
Математические сказки для старших дошкольников и младших школьников
В детском саду был организован семейный проект «Обучение детей математике с использованием художественных произведений». Сказочные истории с математическим содержанием об удивительных приключениях и дружбе необыкновенных персонажей. Истории оказались такими интересными и занимательными, что мы захотели издать свою книгу.
Описание работы:
Сказка составлены и проиллюстрированы детьми и родителями старшей группы. Содержание сказок математического характера. Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, родителей, учителей младших классов. Материал предназначен для детей 5 - 8 лет.
Цель:
Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике через использование художественных произведений.
«ПРИНЦ КРУГ И КОЛДУН МИНУС».
В далёкой стране Математика жили-были король Треугольник и королева Трапеция. И всё у них было хорошо, кроме того, что не было у них детей.
Тогда королева решила сходить к злому колдуну Минусу, чтобы он помог ей. Колдун Минус дал королеве зёрнышко и сказал: - Посади его в горшочек и поливай каждое утро, но за это ты должна отдать мне голос своего ребёнка. Королева была так рада, что у неё наконец-то появится ребёнок, и дала согласие колдуну. Когда королева Трапеция вернулась во дворец, сразу же посадила зёрнышко в горшок с землёй и полила его. Шло время зёрнышко росло и превратилось в прекрасный цветок, когда цветок распустился, там оказался прекрасный малыш.
Король Треугольник и королева Трапеция были очень рады, они решили назвать маленького принца Круг. Принц рос, но не говорил, и тогда королева вспомнила, что она отдала голос принца злому колдуну Минусу. Она рассказала всё королю Треугольнику, и они решили пойти вместе к колдуну, и попросить его смиловаться и вернуть голос принцу Кругу. Когда король и королева пришли к злому колдуну Минусу, они услышали прекрасный голос. Это был голос колдуна, точнее принца Круга. Тогда они упали перед колдуном Минусом на колени и стали его умолять, чтобы он отдал принцу Кругу голос.
Колдун смиловался над ними и сказал:
- Я верну голос принцу Кругу, но за это вы больше не будите называть меня злым колдуном.
- Мы согласны – сказали король и королева.
Король Треугольник выступил перед своими подданными, сказал:
- Отныне колдун Минус добрый колдун, а не злой.
У принца Круга в эту же минуту появился голос. И все в стране Математика стали жить счастливо.
«ПО ГРИБЫ»
Однажды Маша отправилась в лес за грибами и заблудилась. Вдруг увидела, катится по дороге Колобок. Говорит Маша Колобку:
-Колобок, Колобок, где тут грибы растут?
А он ей отвечает:
- Не знаю, я спешу, некогда мне, лису ищу, разыскиваю, хочу её съесть. Спроси лучше у цифры Два, «колючей», она всё про грибы знает.
Пошла Маша к цифре Два и спросила:
- Эй цифра Два, где тут у вас грибы растут?
-Там возле домика.
Отвечает цифра Два.
Увидела Маша грибы лисички и скорее и их собирать стала.
Вдруг из домика Мишка – медведь как выскочит и зарычал на Машу. Испугалась Машенька и скорей побежала подальше от медведя. Прибежала на полянку видит пенёк стоит. Села Маша на пенёк и стала плакать. А мимо летела птица Три. Услышала она, что девочка плачет, подлетела к ней и спрашивает:
- Ты чего здесь плачешь на весь лес?
- Я потерялась! - говорит Маша.
- Не плачь, я тебе помогу, покажу дорогу домой.
- Ура, ура! – закричала радостная Маша.
- Только пообещай, что никогда больше одна в лес не пойдёшь без взрослых.
- Конечно, обещаю – ответила Маша, и они отправились домой.
«ДВОЙКИ – ЛЕБЕДИ»
В одном волшебном царстве, цифровом государстве, жили-были царь Десятка и царица Девятка.
Были они богатые и знатные, но в то же время добрые и весёлые. И было у них двое детей, сын Семёрка и дочь Пятёрка. Дочка была самая красивая и умная, все завидовали царю и ласково называли её Пятёрочка.
Захотела Баба Яга украсть Пятёрочку, чтобы получить за неё выкуп у царя. Позвала она своего верного слугу Шестёрку и дала ему наказ украсть Пятёрочку. Шестёрка выслушал Баба Ягу, пошёл в сарай, где у них жили Двойки-лебеди, запряг их в сани и полетел воровать Пятёрочку.
А в это время Пятёрочка гуляла в своём любимом цветочном саду, рассматривала невиданной красоты розы и пела песенки. Внезапно всё небо затянуло чёрными тучами, подлетел к ней Шестёрка на своих Двойках-лебедях, схватил её за руки, усадил в сани и полетел обратно к Бабе Яге. Закричала Пятёрочка, что есть мочи:
«Батюшка, матушка – помогите!!! Спасите, увозит меня Шестёрка в густой дремучий чёрный лес к Бабе Яге!»
Услышали её крик слуги царя и побежали ему сообщить о случившемся горе.
Чернее тучи стал царь от горя, узнав о случившемся несчастье, слегла царица. Тут заходит в царские покои к царю сын Семёрка и говорит: «Не печалься Царь-батюшка! Я пойду и спасу сестрицу! Соберу я своё войско из единичек, и пойдём войной на Бабу Ягу!»
Отвечает царь: «Нет, сынок Баба Яга не глупа, здесь хитрость нужна! Пойди, сходи к магу Восьмёрке и посоветуйся с ним как лучше сделать?»
Пошел, Семёрка к магу, рассказал о беде. И посоветовал Восьмёрка взять палочку-уменьшалочку и шапку-невидимку. Объяснил, как пользоваться этими вещами, если ударишь ты по верному слуге Бабы Яги Шестёрке шесть раз, то он уменьшится до таких размеров, что исчезнет, а если ударишь по Двойке-лебедю два раза, то он уменьшится тоже до таких размеров, что исчезнет. Этим самым ты обезоружишь Бабу Ягу, лишив её верного слуги и Двоек-лебедей.
Поблагодарив Мага Восьмёрку Семёрка, взял у него палочку-уменьшалочку, шапку-невидимку и пошёл выручать сестрицу Пятёрочку. Долго он шёл по полям по лесам, наконец, дошёл до дремучего леса Бабы Яги.
Надел шапку-невидимку, подкрался к дому Бабы Яги и увидел слугу Шестёрку.
Ударил раз по нему палочкой-уменьшалочкой, уменьшился, Шестёрка в размерах и закричал: «Ой-ой-ой! Что такое? Кто здесь?»
Ударил Семёрка ещё пять раз и исчез Шестёрка, как будто его и не было. Пошел, Семёрка в сарай и начал хлестать по Двойкам-лебедям палочкой-уменьшалочкой пока они все не исчезли.
После этого зашёл он в дом Бабы Яги, не снимая, шапки-невидимки и увидел свою сестрицу Пятёрочку.
Она сидела на лавочке и горько плакала. Подошёл к ней Семёрка и зашептал в самое ухо: «Здравствуй сестрица! Не плачь, я тебя сейчас выручу!»
Снял он быстро шапку-невидимку с себя и одел её на себя и сестрицу, вышли они из дома Бабы Яги и побежали что есть мочи домой к батюшке и матушке.
Очень обрадовался царь Десятка, когда снова увидел свою ненаглядную красавицу дочь Пятёрочку. Царица Девятка выздоровела, и снова они зажили весело и счастливо, как раньше.
«В ДЕСЯТОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
В далеком месте, в Десятом королевстве жил-был добрый пухлый король Ноль. А женат он был на красавице Единице – гордой и вредной девице. И было у короля и королевы две дочери. Старшую звали Двойкой. Она была похожа на мать – такая же стройная, величавая и такая же вредная и заносчивая. Младшая дочь Пятерка – вся в отца – веселушка, хохотушка, в общем – миленькая душка!
Как-то раз пошли принцессы погулять к реке у леса. Там купались ребятишки. Пять девчонок, семь мальчишек. Сколько было там детишек?
- Эй, принцессы, вы куда? Подходите к нам сюда! Будем вместе веселиться, шутить, прыгать и играть, плавать, бегать, загорать!
Пятерка сразу согласилась. К ребятам кубарем скатилась. Ну, а Двойка рассердилась:
- Я принцесса! Как посмели меня звать! Негоже с вами мне играть! Эта вся моя река! Буду плавать здесь одна! Убирайтесь кто куда!
Стало грустно детворе, и сказали Двойке все:
- Ты не лебедь, ты – вреднюка!
- Злюка!
- Злюка!
- И дюдюка!
Тут уж Двойка разозлилась… Аж в лице переменилась…Головой она качнула – и детей как ветром сдуло. Мы забыли рассказать, что могла ведь колдовать наша вредная принцесса.
С той поры все дети королевства на уроках стали получать самые худшие школьные оценки – двойки. Нет ничего страшного, если двойка встречается одна или с другими цифрами где-нибудь в книге, на афише или, скажем, на бирке в магазине. Но если двойка появляется в твоем дневнике – это настоящая школьная беда! Кому нужна плохая отметка?! А у мальчишек и девчонок Десятого королевства в дневнике и тетрадях были теперь только такие отметки. Да и в соседних королевствах дети все чаще и чаще приносили домой дневники с двойками. Словно вирус, болезнь распространялось вредное колдовство вокруг. И как бы учителя не старались, как бы родители не строжились – дети все равно учились плохо.
Стало жаль Пятерке ребят. Кто же из них теперь вырастет – двоечники, которые ничего не знают и не умеют в жизни? Решила она им помочь – открыть секрет избавления от заклятья. Она услышала его ночью, когда ее старшая сестра бормотала во сне. Но Двойка догадалась о том, что ее сестра хочет рассказать этим вредным детям тайну избавления от плохих оценок. Рассердилась она и на сестру. Наколдовала высокую башню – в 22 метра, далеко-далеко от своего королевства, и упрятала там свою младшую сестру Пятерку. Мол, пусть посидит немного, а то чего удумала, старшей сестре перечить. Все свои волшебные силы потратила Двойка на это колдовство. И так ослабела, что позабыла и о своем вредном волшебстве, и, вот беда, и о секрете исцеления детей, и о своей сестре тоже позабыла.
Не на шутку встревожились и опечалились король и королева, узнав об исчезновении своей младшей дочери. Во все четыре стороны света разослал король Ноль своих гонцов с королевским указом. Тому, кто найдет и вернет принцессу Пятерку домой, обещал Ноль свою младшенькую дочь в жены отдать, когда принцесса подрастет, и полкоролевства подарить!
Многие пытались найти пропавшую принцессу – все напрасно! И вот как-то раз услышал о принцессе Пятерке храбрый принц далекого королевства Четверка. Он был очень настойчивый, упрямый и трудолюбивый. Решил Четверка во чтобы то ни стало отыскать Пятерку. Долго бродил он по свету, много трудностей и испытаний пришлось пережить отважному принцу. Но он не сдавался! И вот в один прекрасный день увидел он высокую башню. Попытался он проникнуть в нее, но на пути у него возникло новое препятствие. Принцесса Двойка заколдовала башню так, что она никого не впускала, пока путник не отгадает ее загадку.
«Мышка яблоко несла и еще одно нашла, - забубнила башня, - громко ухнула сова: «У тебя теперь их…». Сколько яблок у мышки?». Принц с легкостью дал правильный ответ. Башня впустила его. Но на втором этаже ему снова пришлось считать.
- Три зайчонка на качелях с аппетитом сушки ели. Два пришли к ним поболтать. Сколько заек? - спросила башня.
- Ровно …, - ответил принц. И опять правильно. Так этаж за этажом, загадка за загадкой – добрался Четверка и до последнего.
- Девять гусениц ползли, семь из них домой пошли. В мягкой шелковой траве их осталось только…?
- Две!!!
И, о чудо! Дверь в комнату распахнулась, и принц увидел прекрасную юную принцессу. Это была Пятерка! Принц влюбился в нее без памяти. Вернул он дочь родителям. Как же счастливы были король и королева увидеть родную Пятерочку!!! Королева Единица перестала вредничать после исчезновения младшей дочери, и теперь была такая же добрая, как и ее муж Ноль. Двойка ничего не помнила о своем поступке и тоже от души радовалась возвращению младшей сестренки.
Сыграли пышную свадьбу – Четверка и Пятерка стали мужем и женой, а от обещанной половины королевства принц отказался. Не ради него юноша искал принцессу! Да к тому же у него и свое - целое королевство имелось!
- А как же дети-двоечники? – спросите вы. Все в порядке! Не волнуйтесь. Они стали отличниками! Секрет в том, что не надо лениться, нужно трудиться, как бы тяжело иногда не было. Домашние задания необходимо выполнять прилежно и вовремя. На уроках не отвлекаться, а внимательно слушать учителя. Уважать родителей и прислушиваться к их советам. Нужно побольше читать полезных и интересных книг о природе, животных, нашей планете. Не забывать и про сказки! И, конечно же, делать зарядку по утрам, вовремя ложиться спать по вечерам, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, чтобы хорошо работала не только наша голова, но и тело. Чтобы мы всегда чувствовали себя хорошо и многого смогли достичь в жизни!
Выполняя все эти нехитрые правила, ребята Десятого королевства и соседних земель быстро исправили все двойки на пятерки – пятерок они получили столько, что двойки сами улетучились из дневника. И теперь у них были одни четверки и пятерки! И стали все отличными врачами, учителями, певцами, поварами, летчиками и космонавтами! А кем хочешь стать ты? Будешь ли ты хорошо учиться, чтобы тобой можно было всем гордиться?!
«ДВОЙКА – ЛЕБЕДЬ»
У реки в бору плакала Двойка. Она боялась войти в реку, потому что не умела плавать.
К ней подошла цифра Один и сказала ей: - Не грусти подружка!
А потом к ней подошла цифра Три и сказала ей: - Вытри слёзки!
Последние к ней подошли Четвёрка с Пятёркой и стали её утешать:
- Ты на лебедя похожа, значит плавать, можешь тоже!
Двойка радостно вздохнула, шеей длинною качнула, в воду зашла и как настоящий лебедь поплыла. На берегу за неё радовались Единица с Тройкой и Четвёрка с Пятёркой.
ДРУЖБА КРЕПКАЯ
В далёкой, далёкой стране Цифландии жили - были разные цифры.
Однажды встретились две из них "единица" и "пятёрка".
Единица была очень гордая, высокая, всегда ровно держала спину и очень любила с кем – ни будь поспорить.
Пятёрочка была весёлая, яркая, но очень большая зазнайка.
И затеяли они спор кто из них больше и важнее. «1» - говорит: я выше, а значит я больше! «5» - ей отвечает: а я больше места занимаю на тетрадном листе, значит я больше!
Спорили они долго и никак не могли разобраться кто же из них больше, тогда решили «1» и «5» отправиться за советом к другим цифрам.
Пришли они, но тем было некогда. И лишь только «нуль» сказал – все цифры важны! Ты единица делаешь другие цифры десятками, и ты самая первая из всех цифр. А ты Пятёрочка больше и ставишь детям в школе хорошие оценки. Если встанете вы рядом, то станете одной цифрой.
Обрадовались «1» и «5» подошли друг к другу взялись за руки, и получилась цифра «15»
Так и стали они неразлучные друзья!!!
Всегда и везде вместе!
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК
Как-то рано поутру шла Однёрка по столу, а на том столе лежала книга безымянная. Захотелось ей поспать на её мягоньких листах – белоснежных простынях. Постучала, всё молчат, значит тут и буду спать.
Мимо лебедем плыла цифра Два из далека, увидала нашу книгу и обрадовалась та, заживу в ней навсегда.
Тук, тук, тук кто здесь живёт?
- Это я Единичка, тонкая как спичка.
- А я цифра Два словно лебедь и красива, и стройна.
- Заходи, коль ты пришла, вместе жить будем тогда.
И скакала рядом Тройка та, что прыгает так бойко, постучала и она, вы впустите жить меня.
Так собрались в нашей книжке цифры все, какие есть, мы сейчас их перечислим:
Тут Четыре - руки в боки,
Пять - что любит поиграть,
А Шестой – тот лежебока, очень любит крепко спать,
Тут и Седьмой – его зовём мы кочергой,
А Восьмёрка – два кружка, как сестра снеговика,
И Девятый – самый старый весь седой и с бородой.
Не хватало лишь Ноля, не заставил себя ждать тот, кряхтя, не торопясь с боку на бок волочась.
Ну а как же так друзья без названия она, наша книга, что собрала всех с Девятки - до Ноля?
Ты учись скорей считать и тогда ты будешь знать, называется она Математика друзья!!!
ЗАЯЦ ПО ИМЕНИ НОЛИК
Шёл по лесу заяц по имени Нолик. Шёл он один, потому что семьи у него не было. Но он очень хотел жить в уютном домике со своей семьёй.
На встречу по тропинке бежала зайчиха по имени Единичка. Нолику очень понравилась единичка и он предложил ей построить домик и жить в нём. Вот и стали они жить вместе.
Дом был красивый и уютный, а вокруг него большой и крепкий забор, чтобы волк не мог к ним пробраться И появились у них 9 замечательных зайчат: Двойка, Тройка, Четверик, Пятёрочка, Шестерик, Семёрик, Восьмёрочка, Девяточка и Десяточка.
ВЕСЁЛЫЙ СВЕТОФОР
Жил - был весёлый светофорик. Он стоял на перекрёстке. Но однажды он заболел и сломался, и у него погасли все 3 огонька: красный, жёлтый и зелёный.
Мимо проходила девочка, она позвонила в службу спасения цифре 3.
Цифра принесла светофору волшебное печенье. Оно было разного цвета и разной формы. Красное печенье было треугольное, жёлтое печенье квадратное и зелёное печенье было круглым. Когда светофор съел печенье, то его огоньки снова заработали.
Но теперь они были разной формы, от этого он смотрелся ещё веселее.
ВОЛШЕБНАЯ ПЛАНЕТА МАТЕМАТИКИ
Жила-была одна девочка, её звали Настя. У неё были квадратные зайчики, жили они все на волшебной планете, где всё было розовое и море, и лес, и горы.
Когда Настя искупалась в волшебном море, то она тоже стала розовой.
Она спросила у зайчиков: «Почему я розовая?»
Но они не могли ей ответить.
И пошли они все к русалочке по имени Ариэль, чтобы она ответила им на все их вопросы.
Она была странная, совсем круглая, как шар.
Ариэль сказала, что планета, на которой они живут, волшебная и занимательная. Потому что все жители планеты любят загадывать друг другу загадки-шутки по математике, а так как они очень весёлые и смешные все жители веселятся и радуются и от этого всё вокруг становиться розовым и красивым.
И Ариэль стала загадывать свои загадки:
Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
Настя и её квадратные зайчики долго слушали русалочку.
Ведь загадок было так много, что они не заметили, как настал вечер.
А закат на планете тоже был розовым - это было так красиво.
А потом все ушли спать в свои домики розового цвета.
И им всю ночь снились только розовые сны.
Вот и сказочкам КОНЕЦ, а кто ответил МОЛОДЕЦ!
Изучение любого числа для детей – это целая наука, требующая особого подхода. Малыши очень восприимчивы к тому, как воспитатель или учитель подает информацию. Чем более творческий подход применяет взрослый в воспитании и обучении, тем лучше результат.
То же самое можно сказать о числах. В какой бы класс ни ходил ребенок, уроки по математике стоит разбавлять необычными повествованиями, рассказами, сказками. Числа вполне могут стать героями этих сказок для детей.
Сказки
Скачать сказку о цифрах для детей единым файлом можно .
2 и 3
4 и 5
6
9
0 и 10
«Жили-были…» — так начинается практически любая сказка. Этим же способом вы можете начать сказку для своего ребенка о цифрах. Так может начинаться занятие в каком-нибудь эстетическом центре для детей, если ребята начинают работать с цифрами, например: «Жили-были цифры и стране Математики…». В общем, придумывать можно что угодно. Сочиняйте сказку сами, а дети станут вашими помощниками.
Если же придумать сказки обо всех цифрах для вас сложно, вы можете воспользоваться материалами нашего сайта. Для этого достаточно скачать сказку и читать ее ребенку.
На самом деле, придумать сказку очень легко. Начало у нас уже есть: «Жили-были…». Следующий этап творчества для детей, которые ходят в 1-4 класс, — это определение, какие числа будут выступать главными героями. Для убедительности можно представить цифры с картинками, где каждой из них будет соответствовать какое-нибудь количество предметов.
Затем беремся за разработку сюжета. В любой сказке всегда есть злодей и добрые герои. В качестве вредителя может выступить математический знак, например, минус, или такие числа, как 13, с которыми связано много суеверий. Пусть числа ходят друг другу в гости, готовятся к поездкам и полетам и т.д.
После собственного небольшого рассказа, предложите ребятам завершить начатое и продолжить сказку.
В качестве домашнего задания можно также предложить ребятам самостоятельно сочинить сказку о числах. Ее можно оформить на отдельном листе с картинками, сделать презентацию или даже показать кукольный театр или театр теней. Сделать это очень просто. В качестве героев будут выступать цифры, которые легко с помощью взрослых вырезать из картона и бумаги, украсить их цветами или блестками. Декорациями будут служить рисунки детей. Пусть ребята разучат несложные роли и покажут спектакль своим родителям на празднике. В школе самодельный театр с цифрами будет вполне уместен на математическом вечере, КВНе, какой бы класс дети не посещали.
Если вы работаете в детском эстетическом центре, то сказка про цифры станет отличным введением в мир чисел и математических действий. Урок можно начать со сказки, а затем предложить ребятам нарисовать или раскрасить сказочных героев. Дети также с удовольствием будут лепить цифры из пластилина или теста, выкладывать из палочек или подручных средств (например, спичек).
Подобные задания про сказки с цифрами развивают не только воображение и образное мышление, но и мелкую моторику, усидчивость, внимательность.
Видео по теме
Выводы
Итак, сказка о цифрах для детей – прекрасное средство заинтересовать малышей изучением математики и привлечь их к творческой работе. Сказки можно сочинять самому или скачать на нашем сайте. Какую бы сказку вы ни предложили ребятам, это будет отличное начало любого урока. Если же вы сделаете с малышами небольшое представление и покажите его публике, ребята будут просто счастливы.
Не бойтесь включать в уроки математики творческие моменты. Они лишь стимулируют детей к работе ума и воображения. Через много лет они будут любить математику именно за то, что впервые она предстала перед ними в образе сказки.
Вот нашёл сказки Можно немного переделать и всё будет путём
Сказки придуманные детьми
Сказки сочиняли ребята из гимназии № 10 г. Усть-Каменогорска.
Удивительное исцеление
Давным-давно в математическом царстве, арифметическом государстве жили-были король Натуральное число и её величество королева Правильная Дробь. Королю и королеве помогали управлять государством мудрые советницы Сумма и Деление.
Много ли лет прошло, мало ли, родилась у короля и королевы дочь – принцесса Смешанное Число, похожая целой частью на папу и дробной частью на матушку. Долго спорили советницы Сумма и Деление между собой о том, кто будет главным воспитателем для принцессы, но так как они были мудрыми, то в итоге пришли к компромиссу – вместе воспитывать и обучать королевскую дочь. Шли годы, девочка росла и хорошела, и родители не могли нарадоваться, уж такая принцесса была умница, уж такая разумница.
И, как все дети, она была очень любопытна. И однажды, когда взрослые были заняты государственными делами, принцесса открыла «Великую магическую книгу математики» и самостоятельно принялась изучать заклинания: сложила целую часть и знаменатель, затем умножила эту сумму на числитель. И, о ужас, превратилась в Неправильную Дробь. Никто бедную малышку с тех пор не узнавал, и её выгнали из дворца.
Долго ли, коротко ли она шла и набрела на волшебное зеркальное озеро, в отражении которого увидела себя прежней. Искупалась в озере и снова стала Смешанным Числом. С большой радостью встретили король с королевой дочку. И никак не могли понять, куда исчезала их ненаглядная девочка.
Мария Калиниченко,
5 «В» класс.
Сказка о том, как наступил порядок
в королевстве Математики
Жили-были в одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно умерли и оставили сестричек Единичек одних. Тяжело им жилось без родителей, а тут еще в доме, что стоял рядом с их избушкой, поселилась вредная-превредная старуха Двойка. Невзлюбила она Единичек и постоянно к ним придиралась. Стоит разыграться Единичкам, горбатая старуха тут как тут, стучит клюкой, ругается: «Чего шумите, покоя не даете?». Сядут сестрички песенки попеть – опять бабуся ковыляет, согнувшись, к их домику: «Чего раскричались, спасу от вас нет!». Боялись сестрички Единички лишний раз из избушки свои остренькие носики высунуть.
Но однажды вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили, вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов королевства. А зовут их Плюс и Равно. Не успели гости закончить свой рассказ, а тут стук в дверь… Опять старуха Двойка на пороге: «Что тут у вас за разговоры на ночь глядя?». Худенькие Единички со страхом прижались друг к другу. «Э! – сказали гости. – Да у вас тут тоже непорядок, но дело поправимо, входи в избу». Не успела старуха опомниться, а Плюс уже ухватил одной рукой одну Единичку, а второй – другую, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг…
Лицо бабуси разгладилось, расплылось в улыбке: «Внученьки мои, сиротинушки, а я ведь не так просто к вам заглянула, пришла забрать вас из ветхой избы в свой дом. Хватит вам одним куковать, перебирайтесь ко мне. Втроем и сытней и веселей».
С тех пор появилась у Единичек бабушка – любящая и заботливая. Они и до сих пор живут вместе дружно и счастливо. А в королевстве Математики царит полный порядок.
Анна Архипова,
5 «А» класс.
Как поссорились две подружки
Жили-были две десятичные дроби. Одну звали Пять Сотых, а другую – Пять Тысячных. Жили они всегда мирно. Ходили вместе, гуляли. Но вот однажды поссорились. Поссорились из-за пустяков. Пять Сотых говорит:
– Я больше!
Пять Тысячных отвечает:
– Я места больше занимаю на тетрадном листе.
– Но я-то все равно больше тебя, – утверждает Пять Сотых.
Так и не смогли договориться. Пошли у других чисел спрашивать, кто из них важнее. А все числа были заняты своими делами, никто думать не хотел.
Только Нуль философски воскликнул:
– Все числа хороши! Ты, Пять Сотых, больше, чем твоя подружка. А ты, Пять Тысячных, места на бумаге больше занимаешь. Вы обе правы по-своему.
Атанияз Куанышев,
5 «В» класс.
Плюс и Минус
Жили, не тужили Плюс и Минус. Друзья были не разлей вода. Но как случилась эта история, никто не знает.
Было дело вечером, делать было нечего. Плюс и Минус сидели и решали задачки. Вдруг Минус вскочил и закричал на весь их дом:
– А ты знаешь, что я нужнее тебя?!
– Это почему же?
– Потому, что я у всех все отнимаю! И этим горжусь!
– Ты не гордишься, а хвастаешься! – сказал Плюс. – Это я лучше тебя!
Так они долго спорили, пока плюс не сказал:
– Минус, пойдем к Равно, он решит нашу проблему.
Плюс и Минус пошли к Равно, но его не было дома. Соседи Равно сказали, что он ушел на собрание.
Тогда Плюс и Минус пошли к себе домой, а по дороге и забыли, что поссорились.
Ирина Петриченко,
5 «В» класс.
Детская сказка про матиматику от Волка
В. Шефнер
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А-риф-ме-ти-ка!
Баллада о математике
М. Борзаковский
Как воздух,
Математика нужна,
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими
Ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг,
Как школьником
Мечтал в часы учения
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступления
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато:
"Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углов квадрата!»
И воином
Любовь сбережена
К учителю,
Далекому, седому.
Как воздух.
Математика нужна,
Сегодня
Офицеру молодому!
Стихотворение
о математике
М. Борзаковский
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что они в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
- Откройте тетрадки, запишите 24 ноября, «Классная работа».
Сегодня урок у нас не совсем обычный.
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
- Я пригласила в гости одного из героев известной сказки Шарля Перро. Но чтобы он к нам пришел, нужно выполнить задание. (Слайд№2)
- Герой светлый, добрый.
- Золушка не просто пришла к нам на урок. Она будет радоваться вместе с нами, если на небе выглянет солнышко. Давайте разгоним тучи. Посмотрите на круговые примеры.
- С какого числа начинаем разгонять тучи? (Разгонять тучи начинаем с числа 32)
Если бы вы неправильно ответили, то солнышко не порадовало бы Золушку своим сиянием.
Молодцы, вы справились с заданием Золушки. И она попросила меня объявить тему урока.
Что можем сказать про число 30? (двузначное, круглое)
Мы будем смекать!
Мы будем решать!
Новые приемы вычислений
Будем изучать!
Сколько пучков палочек? (3)
Сколько палочек в каждом пучке? (по 10)
- Сколько всего палочек в трех пучках? (30, т.к. это 3 десятка)
- А сейчас вычтем из 30 - 7. Как мы будем это делать?
- Нужно ли для этого развязывать все пучки? Сколько достаточно развязать? (можно из одного пучка вычесть 7 палочек)
Сколько осталось палочек? (2 пучка палочек по 10 и еще три палочки)
- Какое это число? (23)
Выполним эту операцию на числах. Запишите в тетрадь:
30-7= 2010-7)=20+3=23
Объяснение.
- Что мы делали с палочками? (отделили 1 пучок)
- Какое это число? (10)
- Значит, заменяем число 30 удобными слагаемыми 10 и 20.
- Что сделали после этого? (Из 10 вычли 7, осталось 3)
- 20 – это оставшиеся два пучка.
- К 20 прибавили разность чисел 10 и 7.
- Итак, для того чтобы из 30 вычесть 7, надо 30 разложить на удобные слагаемые 20 и 10, вычесть 7, прибавить разность к 20.
Задания Золушка оставила в учебнике на странице 51, откройте учебник. Посмотрите на №1. Давайте порадуем Золушку своими ответами. Кто начнет?
70 – это 10 и 60
100- это 10 и 90
60 – это 10 и 50
Молодцы, ребята!
- Для чего мы это делали? Чтобы удобно было выполнять следующее задание.
Задание №2 (письменно)
-Вычислим, объясняя устно. Распределив примеры в два столбика.
По сколько примеров будет в каждом столбике? (по 2)
50-6= 44 90-3= 87
70-4= 66 100-9= 91
Вы быстро справились с этими примерами.
- Задание №3 Золушка предлагает нам выполнить самостоятельно, по вариантам. Первый вариант выполняет 1 столбик, второй вариант выполняет 2 столбик. В своей тетрадке, продолжая запись предыдущих столбиков. Какой он будет по счету? (третий)
Первый вариант, поднимите руку, второй вариант, поднимите руку. Кому нужна помощь?
- Проверьте работу.
Встали.
Мы писали и решали.
Глазки наши подустали.
Мы зажмурим глазки крепко.
Раз!
Открывает глазки класс.
Вверх посмотрим дружно мы
Посчитаем: раз, два, три!
Вниз посмотрим на четыре.
Глазки к полу опустили.
Мы на пять посмотрим влево.
Будем делать мы умело.
Вправо смотрим. Это шесть.
А теперь прошу всех сесть.
Отдохнули и теперь
Будем все решать смелей.
Задача 4.
- Прочитайте текст задачи.
- Прочитайте условие задачи
-Прочитайте вопрос задачи?
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (мы не знаем, сколько парт покрасил ученик)
- Можем узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько парт покрасил ученик?
- Составим краткое условие к задаче.
М. – 10 п. ?
У. - ?на 3 п м.
1. 10-3= 7 (п.) – покрасил ученик
2. 10+7 = 17 (п.)
- Ответили на вопрос задачи?
- Что можем записать? (ответ задачи)
- Продиктуй, что запишешь?
Ответ: 17 парт они покрасили за день.
- Молодцы, ребята!
- Мы порадовали Золушку. Она сияет звездочками -снежинками.
- А что обозначают звездочки-снежинки в 6 задании?
(в выражениях вместо * поставить знаки «+», «-»)
- Если вам понятно, выполняем задание. Кто затрудняется, поднимите руку. Золушка просила меня вам помочь.
Посмотрите, Золушка тоже выполнила это задание. Давайте вместе проверим, все ли вы сделали правильно.
Давайте еще раз вспомним, как из круглого числа вычесть однозначное число.
- Что еще мы делали сегодня на уроке? (решали примеры и задачи)
- А сами сможете поставить вопрос к задаче? (зачитываю условие задачи №5 стр. 51)
- Сможете сами записать решение в тетради?
- Сделайте это дома.
Слайд
А №3, 3 и 4 столбики это задание от героини сказки Шарля Перро. Кто это? (Золушка)
- Чем вам понравился урок?
- Молодцы, ребята!
Соревнование по футболу
В первенстве школы по футболу принимали участие 4 команды. Победитель этого турнира представлял школу на районных соревнованиях, в которых участвовали 6 команд из разных школ. Оказалось, что победитель районных соревнований набрал столько же очков, сколько и победитель школьных. Оба турнира проводились в один круг (каждый играл с каждым по одной игре). Победитель, как обычно, за игру получал 2 очка, за ничью присуждалось одно очко, а за поражение очки не начислялись. Сколько очков набрала каждая команда-участник районных соревнований?
Ответ на загадку:
Победитель школьного турнира не мог набрать больше 6 очков (так как участников было всего четыре).
В районных соревнованиях всего было сыграно:
6*5/2 = 15 игр.
В каждой игре разыгрывалось 2 очка, а всего было разыграно 30 очков.
Победитель районного первенства должен был набрать не менее б очков. Если бы было набрано только 5, то выявить победителя соревнований не представлялось бы возможным.
Так как победитель районного турнира не мог набрать меньше 6 очков, а победитель школьного - не больше 6 очков и из условия задачи победители в обоих соревнованиях набрали равное количество очков, то однозначно определяем, что в обоих случаях набрано по 6 очков.
Остальные 24 очка распределились следующим образом. Каждый из оставшихся участников не мог набрать более 5 очков. Если бы каждая из команд набрала по 5 очков, то общая сумма превысила бы число оставшихся очков (5 5 = 25 очков). Один призовой балл оказался бы лишним. Очевидно это очко потерял в ходе турнира аутсайдер.
Таким образом, в районном турнире победитель набрал 6 очков, команда, занявшая последнее место,- 4, а все остальные участники - по 5 очков.
Возраст детей
В семье четверо детей: Аня, Катя, Володя и Миша. Аня старше Кати на один год, Катя старше Володи на год, а он старше Миши тоже на один год. Сколько лет каждому, если произведение их возрастов дает число 3024?
Ответ на загадку:
Ни одному ребенку нет 10 лет, так как число 3024 не кратно десяти. В семье нет также детей старше десяти лет, так как тогда произведение их лет дало бы число, большее чем
10-10-10-10= 10 000,
которое явно больше 3024.
Среди детей нет и ребенка, возраст которого 5 лет, ввиду того что последняя цифра произведения равнялась бы нулю.
Из оставшихся восьми цифр возможны две группы:
первая - 1, 2, 3, 4;
вторая - б, 7, 8, 9. По условию задачи подходит только вторая группа.
Значит, Анне девять лет, Кате восемь, Володе семь, а Мише шесть.
Крестьянин и черт Идет крестьянин и плачет: "Эхма! Жизнь моя горькая! Заела нужда совсем! Вот и в кармане только несколько грошей медных болтается, да и те сейчас нужно отдать. И как это у других бывает, что на всякие свои деньги они еще деньги получаю! Право, хоть бы кто помочь мне захотел". Только успел это сказать, как глядь, а передним черт стоит. Что ж, - говорит, - если хочешь, я тебе помогу. И это совсем нетрудно. Вот видишь этот мост через реку? Вижу! -говорит крестьянин, а сам заробел. Ну, так стоит тебе только перейти через мост - у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдешь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как ты будешь переходить мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было до этого перехода. Ой ли? - говорит крестьянин. Верное слово! - уверяет черт. - Только, чур, уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне по 24 копейки. Иначе не согласен. Ну, что же, это не беда! - говорит крестьянин. - Раз деньги все будут удваиваться, так отчего же 24 копейки тебе каждый раз не дать? Ну-ка, попробуем! Прошел он через мост один раз, посчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки черту и перешел через мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше, чем перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал черту и перешел через мост в третий раз. Денег стало снова вдвое больше. Но только и оказалось их ровно только 24 копейки, которые no уговору... он должен был отдать черту. Отдал он их и осталься без копейки. Сколько же у крестьянина было денег сначала?
Крестьяне и картофель Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едою на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтоб не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После чего проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.
Дележ верблюдов Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы oни после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний - треть и младший - девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию. Как он сделал?
Недоумение крестьянок Две крестьянки продавали на базаре яблоки. Одна продавала за 1 копейку 2 яблока, а другая за 2 копейки 3 яблока. У каждой в корзине было по 30 яблок, так что первая рассчитывала выручить за свои яблоки 15 копеек, а вторая 20 копеек. Обе вместе они должны были выручить 35 копеек, Сообразив это, крестьянки, чтобы не ссориться да не перебивать друг у друга покупателей, решили сложить свои яблоки вместе и продавать их сообща, причем они рассуждали так: "Если я продаю пару яблок за копейку, а ты - три яблока за 2 копейки, то, чтобы выручить свои деньги, надо нам, значит, продавать пять яблок за 3 копейки!" Сказано - сделано. Сложили торговки свои яблоки вместе (получилось всего 60 яблок) и начали продавать по 3 копейки за 5 яблок. 1 Распродали и удивились: оказалось, что за свои яблоки они выручили 36 копеек, т. е. на копейку больше, чем думали выручить! Крестьянки задумались: откуда взялась "лишняя" копейка и кому из них следует ее получить? И как, вообще, им поделить теперь все вырученные деньги? И в самом деле, как это вышло? Пока эти две крестьянки разбирались в своей неожиданнс прибыли, две другие, прослышав об этом, тоже решили заработать лишнюю копейку. У каждой из них было тоже по 30 яблок, но продавали он так: первая давала за одну копейку пару яблок, а вторая за копейку давала 3 яблока. Первая после продажи должна была значит, выручить 15 копеек, а вторая - 10 копеек; обе вместе выручили бы, следовательно, 25 копеек. Они и решили продавать свои яблоки сообща, рассуждая совсем так, как и те две первые торговки: если я продаю за одну копейку пару яблок, а ты за копейку продаешь 3 яблока, то, значит, чтобы выручи свои деньги, нам нужно каждые 5 яблок продавать за 2 копейки. Сложили они яблоки вместе, распродали их по 2 копейки за каждые пять штук, и вдруг... оказалось, что они выручили всего 24 копейки, недовыручили целую копейку. Задумались и эти крестьянки: как же это могло случиться и кому из них придется этой копейкой поплатиться?