Интересные задания на звук а. Конспект занятия по обучению грамоте
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».
2. Учить выделять звук из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «А».
5. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»
(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
– Сядет тот, кто назовет примету осени.
1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
арка, антенна, арбуз, акробат.
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».
II . Основная часть.
– Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».
– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».
5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
6. Знакомство с буквой «А».
– Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Знакомство со звуком (а) и буквой А.
Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.
Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.
Ход занятия
Оргмомент
Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.
Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)
Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)
- Отгадайте загадки.
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор.... (Айболит)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спеет, все довольны,
Так приятен он на вкус.
А зовут его...(арбуз)
Какой звук вы слышите в этих словах?
Правильно, слышится звук «А».
Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
Рот широко открыт.
Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .
Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)
Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)
Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.
Каким цветом он обозначается?
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок
сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.
Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)
Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?
Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом
(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)
Игра «Придумай предложение»
(придумайте предложение со словом Аня)
Физкультминутка. Аист.
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Снова – правою ногой.
Снова – левою ногой
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы.
По команде – раз!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы.
По команде – два.
Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».
Вот буква вроде шалаша.
Не правда, ль буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает Алфавит.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А!
На что похожа буква А?
Из скольких элементов состоит буква?
Игра «Найди букву А»
Выкладывание буквы из палочек.
Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?
Прорисовывание буквы в воздухе.
Печатание буквы.
– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!
Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!
Итог:
Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
С какой буквой?
Каким цветом обозначаем?
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
- учить давать характеристику гласному звуку;
- выделять звук голосом, определять место звука в слове;
- писать печатную букву «А».
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики», «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
- развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
- память и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
- внимание и логическое мышление через дидактические игры;
- моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.
Словарь. Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
- Презентация «В стране бук и звуков» № 1.
Раздаточный материал:
- игра Сигнальщики – карточки (см. приложение 1)
- красный карандаш;
- карточка – напиши букву (см. приложение 1);
- карточка – найди и обведи все буквы «А» (см. приложение 1);
- карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А» (см. приложение 2)
- игра «Где спрятался звук» (см. приложение 2), красный квадрат.
- ноутбук,
- экран;
- проектор.
Интеграция образовательных областей.
Методические приемы
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Слайд 1.
Характеристика звуков.
Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.
Слайд 2 – 10.
Сигнальщики.
Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика (см приложение 1). Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.
Знакомство со звуком «А».
Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
Дыхательное упражнение
Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза
Какие звуки называют гласными?
Звуки, которые мы можем петь, как называются?
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Слайд 11.
Составление предложений по опорным картинкам.
Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Педагог: А почему вы так думаете?
Дети: На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.
Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина
Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».
Скоро белые метели Вращают кисти рук
Снег подымут от земли. Опускают кисть руки и подымают
шевеля пальчиками
Улетели журавли! остальными машут, как крыльями
Не слыхать кукушки в роще, Ладони ставят за ухо и
поворачивают голову в стороны
И скворечник опустел. Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома
Аист крыльями полощет – Большие пальцы соединяют
Улетает, улетел. остальными машут, как крыльями
Лист качается узорный Ладони соединяют и наклонят их
в стороны
В синей луже на воде. Ладони присоединяют ребром
друг к другу, ладошками вверх
Ходят грач с грачихой черные Указательный с средний пальцы
В огороде, по гряде. шагают по столу
Осыпаясь, пожелтели Пальцы в разные стороны,
большие пальцы крест на крест
Солнца редкие лучи Пальцы соединяются и
опускаются
Улетают, улетели, Большие пальцы соединяют
Улетели и грачи. остальными машут, как крыльями
О каких птицах говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.
Педагог: Название какой птицы начинается со звука «А»?
Дети: Аист начинается со звука «А».
Слайд 12
Кто внимательный
Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.
Аист азбуку учил,
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки,
Сам себе читает сказки.
Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.
Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?
Что делал аист?
Что получил аист?
Чему научился аист?
Физминутка «Аист»
Дети вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист бодро отвечает:
Топай правой ногой,
Топай левой ногой,
Снова – правой ногой,
Снова – левой ногой,
Потом – правой ногой,
Потом – левой ногой,
Вот тогда придешь домой.
Слайд 13
Интерактивная игра «Четвертый лишний»
Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.
Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.
Дети: Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».
Слайд 14
Педагог: На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.
Дети: Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.
Слайд 15
Самостоятельная работа «Найди и обведи».
Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» (см приложение 2). Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.
Слайд 16
Где спрятался звук?
Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз
Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.
А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.
Слайд 17 - 19
Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры (см приложение 2)
На что похожа буква «А».
У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».
А шагает по дорожке,
Широко расставив ножки.
Буква может убежать,
Надо ножки ей связать.
Слайд 12
А вдруг в горку превратилась
И тихонько покатилась.
Слайд 13
Как запомнить букву эту?
А похожа на ракету.
Отправляется в полет,
Да и нас с собой зовет.
Слайд 14 - 16
Показ написания буквы «А»
Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.
Напиши букву «А»
Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам (см приложение 1).
Слайд 17
Зрительная гимнастика «Веселая буква».
Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой. Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.
Слайд 18 - 19
Найди и обведи все буквы «А»
А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке (см приложение 1). После выполнения задания дети проверяю себя на экране.
Слайд 29.
Итог занятия.
О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?
Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.
Коррекционно-развивающие задачи.1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.
2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
3. Научить четко произносить звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает , где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право - лево» на рядом сидящем с ребенком человеке , а затем - и на сидящем напротив.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
Задание 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
Губки в спокойном состоянии;
Горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
Показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
Самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Задание 15. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Игры с буквой.
Задание 16. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
Какой первый звук ты слышишь?
Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).
Тема: звук и буква А.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные:
- Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие:
- Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
- Развивать фонематическое восприятие и представление.
- Формировать звукослоговой анализ и синтез.
- Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
- Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
- Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
- Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
- Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
- Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного
Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове - карточка со знаком +, если нет – со знаком -
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков - красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.