Портрет современного школьника: ожидания и реалии. Список использованной литературы

Общая характеристика младшего подросткового возраста.

Так как возраст детской аудитории, на которую рассчитан разработанный мною цикл занятий, а также данный конкретный вводный урок, составляет 12-13 лет, нужно обратить внимание на следующий факт. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

С психологической точки зрения это довольно благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только "маячат" у школьников как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой школьной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.

Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в конце 4-го - начале 5-го класса?

Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое "чувство взрослости". Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущим мотивом в этом случае станет для 5-ка собственно познавательный).

Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе - это ответственная осознанная позиция школьника, а отношения с педагогами предполагает переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка к отношениям межличностным.

Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (ведущая деятельность - общение предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками).

Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками в большей степени зависит от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.

Кроме "чувства взрослости" успешность перехода определяется наличием определенного уровня когнитивной зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств - операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.).

Можно выделить еще целый ряд менее важных составляющих психологической готовности. Все они представлены в психолого-педагогическом статусе пятиклассника и представлены в таблице.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации заключается в выявлении уровня адаптированности к обучению в среднем звене, индивидуальной помощи детям - дезадаптантам, усовершенствовании программ преподавания, разноплановой работе по формированию индивидуального стиля учебной деятельности - все это служит мощным средством формирования необходимого уровня психологической готовности к переходу обучения в среднем звене.

Психологические и педагогические особенности младшего подросткового возраста.

Я считаю нужным более подробно остановиться, во-первых, на психологических новообразованиях данного периода. О них шла речь ранее, однако дача более полного представления может помочь в составлении характеристики этого возраста в целом.

Контингент школьников подросткового возраста - это ученики средних классов. Важно учитывать, что обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама "кризисность" возраста. Как уже говорилось ранее, возраст 11-12 лет не является "кризисным" с психологической точки зрения. Однако необходимо учитывать, что в современном обществе, в котором технический и научный прогресс развивается с немыслимой скоростью, взросление ребенка также происходит немного быстрее.

Рассмотрим основные особенности и задачи развития современного подростка.

Сам период подростничества традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) - младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Детская аудитория, на которую рассчитано данное занятие, относится, к первой, негативной фазе.

Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону".

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Наряду с чувством взрослости возникает подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего - родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении именно рассматриваемый нами младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. В этот период очень важно показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, "что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними". В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется особенной чувствительностью. У рассматриваемого мною возраста - младших подростков - повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Муниципальный этап XXX Ставропольской краевой открытой научной конференции учащихся Секция: юниор Название работы: «Портрет современного выпускника начальной школы» Работу выполнила: Ширинян Ирина Сергеевна, уч­ся 4 «А» класса. Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта Грачёвского муниципального района Ставропольского края Руководитель: Селюкова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов с. Кугульта, 2018 г. 1

Введение Портрет современного выпускника начальной школы У человека душа пустовать не может, Она как земля: не огород растёт, так сорняк. В.Л.Леви Выбор темы исследования На классном часе наша учительница спросила у ребят: ­ Что бы вы хотели получить в подарок? Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы ­ компьютер. Мне стало интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время ребят? Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и дополнительную литературу, энциклопедии. Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей семьёй мы ходим в кино. Чем же наполнена душа моих одноклассников? Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних выпускников начальной школы? Привито ли четвероклассникам чувство прекрасного? Я решила исследовать эту проблему. Цель исследования Изучить портрет современного выпускника начальной школы. Задачи исследования  Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;  Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;  Выяснить: чем заполнено свободное время ребят 3

Гипотеза У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно­ познавательные навыки и культурно­ нравственные ценности. Объект исследования Учащиеся 4 класса Методы исследования  Изучение литературы;  Опрос;  Анкетирование Основная часть. Мои исследования В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала вопросы, и получил следующие результаты: 1. Какой вид искусства вас привлекает более? 45% 37% 18% Музыка кино ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? 5% 4% ужасы боевики кинокомедии 23% 32% 45% 3. Какая музыка вам нравится? 4

Зарубежная – 62% российская 38% 4. Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 24% 24% 18% 16% 12% 6% 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 64% 36% 6. Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга 54 46 Анализ полученных данных показал:  Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт изобразительное искусство. Последнее место заняли литература и театр.  В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке и изобразительному искусству.  Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры: боевики, фильмы ужасов.  Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников (62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).  Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре реального чтения (книги, читаемые за последние 1­2 месяца), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у 5

них есть любимый зарубежный литературный герой. Причем, сегодня многие мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы. Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди моих одноклассников. На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор, далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) ­ 11%, читали книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации (4%). На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу играть». На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы: Владимир Путин Дмитрий Медведев Александр Пушкин Филипп Киркоров Максим Галкин Тимати Егор Крид Ольга Бузова Вера Брежнева Николай Басков 25% 21% 15% 10% 9% 8% 5% 4 % 3 % 2% Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: Да 81% Иногда 14% Нет 5% на Звонят сотовый Спрашивают 81% 19% Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? 6

боевики исторические фильмы приключения кинокомедии 12% 6% 18% 64% Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская 28% 72% Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 2% 98% Назовите известных вам фамилий художников: Васнецов Шишкин Репин Саврасов 63% 27% 10% 9% Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе 53% играть в компьютерные игры 21% общаться в социальных сетях 13% родители в выходной день меня не ругают 4% спать дольше 9% Не нравится: уборка квартиры 64% поход в магазин за продуктами 13% читать книгу 10% заниматься дополнительно уроками13% 7

На основании полученных результатов я сделала следующие выводы: 1. Культура современного младшего школьника формируется под воздействием «экранной» культуры. 2. Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного, развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков пользователя компьютера. 3. Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в свободное время. 4. Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами, посещая картинные галереи, театр, выставки… В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника. Отсутствие самостоятельности в учебном процессе. 1. Нерационально используется свободное время младшими школьниками. 2. Компьютер используется как развлекательное средство младшими 3. школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное развивающей информации. У младших школьников имеется недостаток культурно­нравственного 4. развития. В основном дети проводят время за компьютером. При этом мало читают, ходят в театр очень редко. На основании приведенных результатов исследований можно составить портрет современного третьеклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного выпускника начальной школы: Заключение Владеет основами умения учиться, умеет сам организовать свою деятельность. Любит свой народ, свой край, свою Родину. Уважает и принимает ценности семьи. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. 8

Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Составить портрет современного выпускника начальной школы нам помог Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими выпускниками при переходе на другую ступень обучения. Приложение Анкета для учащихся 4 классов 1.Какой вид искусства вас привлекает более? Музыка кино 9

ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? ужасы боевики кинокомедии 3. Какая музыка вам нравится? Зарубежная ________________________________________________ российская ________________________________________________ 4.Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 6.Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга ОПРОС учеников 4 класса 10

На вопрос «Назови имена знаменитых людей»: Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: да иногда нет Звонят на сотовый спрашивают Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? боевики исторические фильмы приключения кинокомедии Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 11

Назовите известных вам фамилий художников: Посещали вы театр? да Нет Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе ______________________________________ играть в компьютерные игры ____________________________ смотреть телевизор ____________________________________ спать дольше _________________________________________ родители в выходной день меня не ругают _________________ Не нравится: уборка квартиры ______________________________________ поход в магазин за продуктами __________________________ читать книгу _________________________________________ заниматься дополнительно уроками______________________ 12

Литература: 1. «Портрет выпускника начальной школы» (ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных характеристик выпускника НОО) Сайт https:// миобрнауки.рф. 2. «Модель выпускника начальной школы» Сайт www . stavminobr . ru 3. Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 1­4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. 4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.­ (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург­ XXI век, совместно с ЗАО «Пресс­Атташе», 1997. 5. Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе. ­ Волгоград: Учитель, 2008. 13

Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7

Феодосийского городского совета

Республики Крым

Психологический портрет учащегося

10 – Б класса Шевченко Александра Валерьевича

Портрет подготовлен: учителем начальной школы и истории Кудрявцевой А. А.

Г. Феодосия

    Общие сведения об учащемся.

И. Ф. О. учащегося: Шевченко Александр Валерьевич.

Обучается в школе № ….. г. Феодосии, в 11 – Б классе.

II . Психологический портрет учащегося.

Шевченко А. В. в школе зарекомендовал себя с лучшей стороны. В процессе уроков не нарушает дисциплины, а наоборот помогает учителям по мере необходимости успокоить класс. Пользуется уважением и авторитетом у одноклассников. В любой сложной ситуации готов прийти на помощь, как сверстнику, так и учителю. Имеет спокойный характер, не вспыльчив, рассудителен, понятлив, ответственен, уважителен.

В ходе наблюдения, хочу отметить, что быстро усваивает новый материал. Может, при надобности, быстро переключать внимание, схватывая полученную информацию.

По успеваемости Александр Валерьевич занимает одно из первых мест в коллективе. Сильно отличается взглядами от сверстников, более взрослые и рассудительные. Имеет собственное мнения по каждому вопросу. В классе является лидером, за которым тянутся одноклассники.

Во время индивидуальной беседы не отметила никаких проблемных ситуаций, на поставленные вопросы отвечал сдержанно, но не холодно. На вопросы, где требовалось рассудительность и собственное мнение, обдумывал, но с ответом не затягивал. В тоже время хорошо понимает шутки, умеет сам пошутить, не обидев ближнего. Хорошо влияет на коллектив класса, в общем.

В итоге хочу сказать, что Шевченко Александр Валерьевич за все время наблюдения проявил себя с самой лучшей стороны. И является образцом подражания для коллег.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Формирование творческих способностей ребенка. Реализация в образовательный процесс развивающих педагогических технологий. Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии дошкольников. Исследование изменений социокультурных условий жизни детей.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшей группы.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2009

    Анализ теоретических основ развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры психолого-педагогической литературы. Общая характеристика форм проявления процесса внимания: интеллектуальное, сенсорное, двигательное.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2016

    Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2010

    Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом "обществе" детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2015

    Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2015

    Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

1.Пояснительная записка .

1.1. Психологический портрет младшего школьника………………….3

1.2. Цели и задачи начального образования ГОУ СОШ № 000………4

1.3.Этапы реализации основной образовательной программы ГОУ СОШ № 000…………………………………………………………….6

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2.1.Введение………………………………………………………………9

2.2.Планируемые метапредметные результаты……………………….11

2.3.Планируемые предметные результаты…………………………….22

3.1.Пояснительная записка (введение ФГОС)………………………..56

3.2.Базисный учебный план……………………………………………59

4.Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени НОО

4.1.Пояснительная записка…………………………………………….60

4.2. Понятие, функции, состав, характеристики универсальных учебных действий…………………………………………………………………61

4.3.ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ - компетентности учащихся……65

5.1.Пояснительная записка…………………………………………….66

5.2.Базисный учебный план……………………………………………78

5.3.Особенности реализации ООП во 2 – 4 классах………………….79

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………..92

6.2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………..94

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО……………………………………………………………115

9.1.Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений…………………………………………………………..119

9.2.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию……………………122

10.Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования………………………………….124

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования создается с учетом возрастных особенностей младших школьников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка - с более раннего возраста.

1.1.Психологический портрет младшего школьника

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

Смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

Формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

Выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

Эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

Приобретение опыта жизни в коллективе , когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

Усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

1.2.Цели и задачи начального общего образования ГОУ СОШ № 000

Начальное общее образование в ГОУ СОШ № 000 нацелено на модернизацию образовательного процесса через освоение и внедрение инновационных технологий , направленных, на формирование у учащихся младшего школьного возраста универсальных учебных действий.

Реализуется поставленная цель через решение следующих задач :

Формирование единства физического, интеллектуального и нравственного развития, обеспечение благополучия детей, создав условия для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

Формирование универсальных учебных действий через развитие способностей мышления, понимания, воображения, коммуникации, в том числе информационной компетентности, в частности с использованием ИКТ, развитие мыследеятельностных способностей учащихся;


Формирование способов взаимодействия детей со сверстниками, со взрослыми, создание условий для самореализации младших школьников в образовательной деятельности ;

Овладение предметным содержанием как основой успешного продолжения обучения на следующей ступени образования.

Создание оптимальных условий может быть обеспечено:

Интеграцией разных предметных областей начального образования;

Установлением баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;

Поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;

Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

Решение задач данного периода образования решается через образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 30 часов (первые две недели обучения).

Цель курса: создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком - со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, большими и малыми событиями личной жизни. Представление, что все важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса. Задачи курса:

Создать оптимальные условия для перехода от игровой деятельности ребенка к учебной;

Формировать позитивное отношение к школе и к процессу учения;

· выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ;

· использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

· строить сообщения в устной и письменной форме;

· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

· осуществлять синтез как составление целого из частей;

· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

· устанавливать аналогии;

· владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться :

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и о себе с помощью инструментов ИКТ;

· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

· произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудио-визуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (электронную почту, форумы, чаты и т. п.);

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

· задавать вопросы;

· контролировать действия партнера;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

· определять тему и главную мысль текста;

· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

· вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

· понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение);

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные