Современные формы обучения: дистанционное обучение – «что у него внутри?» и «как оно работает? Организация дистанционной формы обучения Как организовать дистанционное обучение с нуля.

Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.

Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:

  • в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
  • некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
  • не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.

Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял. Подробнее о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вы узнаете на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений» , которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Плюсы дистанционного обучения в школе

  1. Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
  2. Повышение качества обучения . Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
  3. Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса . Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
  4. Сохранение педагогического опыта . Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
  5. Снижение нагрузки на учителей . По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 1017 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.

Как организовать дистанционное обучение в школе

Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.

  • Социальная . Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
  • Техническая . С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
  • Методическая . Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.

То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.

  1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
  2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
  3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
  4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
  5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.

Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.

  • Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
  • Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
  • Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
  • Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
  • Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.

При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.

Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей.

Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.

Среда дистанционного обучения Moodle

Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.

Над ней уже больше 10 лет работает международная команда разработчиков, которыми руководит фонд Moodle в Австралии. Известна она во всё мире, на сегодняшний момент насчитывается более 60 тысяч инсталляций почти во всех странах. Переведена эта среда на более чем 10 языков, в том числе и русский.

Возможности Moodle:

  • хранит все материалы курса, позволяет организовать их с помощью гиперссылок, тегов и ярлыков;
  • позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и любые интерактивные ресурсы, будь то статья на Википедии или ролик на youtube;
  • поддерживает обмен файлами любого формата между учениками и между учеником и учителем;
  • большие возможности для коммуникации, с помощью форумов, личных сообщений, комментариев, рассылок и т.д.;
  • сохраняет и ведёт портфолио на всех учеников, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме;
  • контролирует «посещаемость».

Всё это помогает учителю использовать своё время наиболее эффективно, а это одна из задач, которую должно решить дистанционное обучение в школе.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.

(eLearning) в компании, как запуск ракеты, требует инвестиций, тщательного проектирования, командной работы и не только.
В этой статье вместе с экспертами из сферы eLearning мы разберем весь цикл запуска дистанционного обучения и по шагам расскажем, как вывести eLearning на «орбиту».

Шаг 1. Определить цели запуска дистанционного обучения

Ракету отправляют в космос по разным причинам: исследовать новую планету, вывести на орбиту спутник или, к примеру, доставить космонавтам полезный груз. Всегда есть цель. Так же и с дистанционным обучением - нет смысла внедрять его просто потому, что это модно.

Если вы открыли эту статью, значит, уже представляете, для чего вашей компании нужно онлайн-обучение. Если нет, небольшой совет: цель проще нащупать, оттолкнувшись от «болевой точки». Какую задачу вы надеетесь решить с помощью eLearning?

Так, например, в компании Skyeng возникла потребность: быстро обучить 120 новых сотрудников преподавать английский в онлайн-формате и работать на платформе Vimbox. Теперь с помощью eLearning компания подготавливает в месяц по 200 профи.

В «Пермэнергосбыт» хотели развивать персонал без отрыва от производства и оперативно проводить тестирование. При помощи eLearning компания за полгода автоматизировала систему аттестации и взяла под контроль знания в 74 филиалах Пермского края.

Чего хотите добиться вы? Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще попасть в яблочко.

Компания MW-LIGHT производит и продает декоративные светильники по всему миру. В ассортименте 300 коллекций, в каждой - от 10 до 100 моделей. При этом за год ассортимент обновляется на 35%. Продавцам было сложно запомнить особенности каждой модели. Иногда продажа срывалась просто потому, что сотрудник не мог грамотно рассказать о новинке.

В MW-LIGHT поставили цель: за полгода повысить лояльность клиентов, обучив продавцов продуктам компании. Теперь по каждой коллекции есть электронные курсы для сотрудников. Результат: число благодарных покупателей выросло вдвое, как и количество успешных сделок.

Руководитель проекта дистанционного обучения MW-LIGHT

«Заранее продумайте, как замерить успех eLearning. Количество обученных сотрудников и число пройденных тестов - лишь основа общей картины эффективности. Вы можете «прокачать» сотни и тысячи - толку мало. Смотреть нужно на бизнес-результат.

Например: сотрудники моментально узнают о продуктовых новинках, после обучения менеджеров вдвое выросли дополнительные продажи, вполовину сократились затраты на обучение персонала в регионах (больше не нужно платить командировочные тренеру, оплачивать билеты на самолет и номер в гостинице) и так далее».

Итог шага 1: вы знаете цель дистанционного обучения и ключевые показатели, по которым будете замерять успех проекта.

Шаг 2. Выбрать инструменты для дистанционного обучения

Как устроены космические корабли? Опытные ракетостроители ответят приблизительно так: «У каждой ракеты разная конструкция. Все зависит от задачи». К примеру, в состав американского «Шаттла» входят стартовые ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль. Этого достаточно, чтобы достичь низкой околоземной орбиты. Но до Марса не доберешься - потребуются другие комплектующие.

Арсенал eLearning тоже напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения компании используют один из трех видов инструментов или весь набор сразу:

  1. вебинары;
  2. система дистанционного обучения;
  3. редактор электронных курсов.

Давайте подробно разберем каждый из них.

Вебинары

Это очный семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из нескольких филиалов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе компании, в кафе или дома в удобном кресле и мягких тапочках.

Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить сотрудникам, чтобы позже освежили знания.

Вебинары в бизнесе обычно используют, когда хотят сократить расходы и количество очных тренингов. К примеру, в страховой компании «Сентрас Иншуранс» через вебинары регулярно тренируют руководителей отделов продаж и продавцов из 17 филиалов Казахстана. Для первой группы разработана программа по подбору и адаптации персонала, для второй - курс по техникам продаж. Компания сэкономила на проезде, номерах в гостиницах и командировочных расходах тренеров, которые раньше ездили по регионам. При этом качество обучения не пострадало.

Начальник отдела развития персонала АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс»

«Выбирая платформу для вебинара, выясните, насколько часто бывают технические сбои. Нет ничего хуже, чем связь, оборвавшаяся в ключевой момент лекции.

Желательно, чтобы платформа поддерживала тестирование, опросы и интерактив: возможность «поднять руку», смайлики для обозначения настроения и т.д. Все это хорошо вовлекает в обучение. У слушателей нет искушения переключить вкладку браузера и проверить соцсети.

Важный момент: перед арендой платформы убедитесь, что в филиалах хорошее интернет-соединение. Иначе вы зря потратите деньги - никто из сотрудников не сможет выйти с вами на связь».

Система дистанционного обучения (СДО)

СДО - это виртуальная школа, где можно учить персонал из любой точки мира: назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

В системе дистанционного обучения можно:

  1. Создать базу знаний. Хранить электронные курсы, тесты, видео и другой учебный контент в одном месте, а не на сотне компакт-дисков и флешек. В любое удобное время сотрудники могут зайти на портал и повторить пройденный материал.
  2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс конкретному сотруднику, отделу компании или филиалу.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно собрать детальную статистику. Вы всегда будете знать, как усвоен материал и пройдены тесты, и сможете оценить прогресс сотрудников.
  4. Держать связь с учениками. Внутренний чат или форум - место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким ещё темам пригодятся электронные курсы.

«При выборе системы дистанционного обучения определитесь с типом: СДО с установкой на сервер компании или облачное решение.

В первом случае вы фактически вслепую внедряете в сервер компании систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, обслуживать «стационарную» СДО сложно - нужна помощь ИТ-специалистов. Срок запуска: 3-4 месяца.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они не требуют установки на сервер, нужен лишь доступ в интернет. Начать обучение можно сразу после регистрации. При этом система зачастую не уступают по функционалу «стационарной» СДО, а управлять ей может один человек - HR-специалист или сотрудник отдела обучения. IT-навыки не обязательны. Срок запуска: 1-2 дня».
Протестировать демо-версию облачной СДО →

Редактор курсов

Кроме системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров.
В редакторе можно создать слайды с текстом и графикой, добавить анимацию, дикторскую начитку, записать видео. В зависимости от инструмента, возможности могут быть самые разные.

Чтобы создать онлайн-курс, не обязательно быть программистом или дизайнером - достаточно знать PowerPoint. К примеру, вот этот курс сделан из простой презентации:

Курс создали в программе iSpring Suite. Как она работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.

Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, аудио, видео, тесты - курс готов. Теперь его можно загрузить в СДО и назначить персоналу.

Сотрудники смогут изучить материал в любое время и с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.

Специалист по обучению Inventive Retail Group

«С iSpring наша компания выпускает по три курса в неделю для магазинов re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, Rookie, UNOde50 и kid rocks.

Сверстать электронный тренинг в iSpring так же просто, как собрать презентацию. Большой плюс: библиотека контента. Не нужно составлять ТЗ для дизайнера или рыться в фотостоках. iSpring предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов контент, дорабатываешь под задачи компании и верстаешь электронный тренинг.

Всего за полгода наша компания разработала более ста онлайн-курсов».

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты eLearning больше подходят для компании, проанализировали рынок дистанционного обучения, выбрали подходящие предложения.

Шаг 3. Просчитать бюджет и составить план действий

Сколько стоит ракета? Чтобы корабль долетел до МКС, потребуется 2,589 миллиарда рублей, до Марса - 10 миллиардов долларов. Цена напрямую зависит от целей и ресурсов, которые вы используете.

Когда цель определена и выбраны инструменты, становится проще прикинуть чек - во сколько обойдется дистанционное обучение.

В бюджет следует заложить не только стоимость инструментов eLearning. Внесите в список зарплату для команды дистанционного обучения, деньги на разработку электронных курсов, покупку компьютеров для сотрудников - всего того, без чего eLearning не взлетит.

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«Когда определена цель, выбраны инструменты и подсчитан бюджет, составьте рабочий план. В нем нужно подробно расписать всю последовательность действий. Прикиньте точные сроки по каждому пункту.

Пример: поставщик пообещал настроить СДО за 2 дня, 5 дней уйдет на разработку курса, 5 - на пилотный запуск и донастройку СДО. Всего проект потребует 12 дней.

Следующий шаг - презентовать план руководству. Информация должна быть краткой и аргументированной. Что нужно показать:

  • Цели проекта с точки зрения бизнеса. Пример: снизить долю очного обучения на 40%, повысить скорость адаптации нового сотрудника в компании (например, с 30 рабочих дней до 20) и так далее.
  • Выгода компании - сколько она сэкономит или заработает. Пример: компания «Сладкая жизнь» выводит на рынок новый батончик «Сластун». Рассказать об особенности продукта нужно 3 000 торговым представителям. На очное обучение понадобится 2 месяца и ххх рублей. На дистанционное - 5 дней и на ххх рублей меньше.
  • Какие ресурсы понадобятся: СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров, компьютеры для сотрудников в филиалах, разработчик электронных курсов.
  • Бюджет проекта: на проект понадобится N рублей.
  • Когда ожидать результат: проект будет запущен через ххх дней.

Также презентуйте проект топ-менеджерам и руководителям ключевых подразделений. Если они не в курсе, что такое eLearning, то могут мешать работе».

Итог шага 3: вы знаете ценник eLearning, руководство утвердило бюджет, готов план действий, известны сроки запуска проекта. Можно покупать инструменты для дистанционного обучения и начинать работу.

Шаг 4. Подготовить обучающий контент

СДО установлена. Теперь нужно наполнить ее контентом. Пустая система дистанционного обучения - как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо - на такой рано в космос.

Загрузите в СДО презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы - все, что нужно изучить сотрудникам.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития eLearning на год-два вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Если вы планируете разрабатывать курсы в компании регулярно, то понадобятся два специалиста:

  1. Методолог - собирает информацию, пишет сценарий к электронному курсу, придумывает практические задания, верстает черновой вариант курса. Часто в российских компаниях эту задачу выполняет специалист HR-отдела или бизнес-тренер, который раньше проводил очные занятия.
  2. Дизайнер - подбирает иллюстрации, персонажей, оформляет курс в корпоративном стиле.

Консультант по организации дистанционного обучения

«Если компании редко нужны новые курсы или вы не хотите держать в штате eLearning-специалистов, есть два варианта: купить готовые электронные курсы на рынке или заказать у опытных разработчиков.

Готовые курсы. Это шаблонные тренинги по общим темам: тайм-менеджмент, управление персоналом, работа с Outlook. Каждый выглядит, как простая PowerPoint-презентация: текст, картинка, видео. Такие курсы через интернет может скачать любая компания.

Преимущества:

  • Дешево. На рынке такие курсы стоят от 40 000 рублей и больше. Ценник зависит от тематики, сложности, интерактивности курса.
  • Бесплатный тест-драйв. Как правило, продавцы разрешают изучить курс перед покупкой.
  • Экономия времени. Не нужно самостоятельно разрабатывать контент. Оптимальное решение для быстрого старта eLearning.

Курсы на заказ. Опытные разработчики «затачивают» курс под вашу компанию, учитывая задачи и особенности бизнеса, корпоративный стиль и т.д. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся. Стоимость: от 120 000 до 5 000 000 рублей. Срок разработки: от недели до двух месяцев.

Преимущества:

  • Командная работа. Курс верстает команда профессионалов: педагогические дизайнеры, художники-иллюстраторы, разработчики и тестировщики, эксперты и методисты.
  • Методология. Тренинг собирают по канонам педагогического дизайна, делая его максимально интересным и полезным для сотрудников.
  • Индивидуальный подход. Курс разрабатывают конкретно под вашу компанию, учитывая специфику работы и особенности бизнеса».

Итоги шага 4: вы загрузили в СДО один-два электронных курса для пилотного запуска.

Шаг 5. Провести пробный запуск дистанционного обучения

Прежде чем отправлять ракету к звездам, инженеры проводят «сухой старт» - пускают корабль по баллистической траектории, без вывода на орбиту. Это своего рода генеральный прогон, который помогает отработать ошибки перед настоящим полетом.

Для дистанционного обучения «сухой старт» тоже важен. Вместо того, чтобы сразу «ковать» профи по новым стандартам, сперва обкатайте eLearning на тестовой группе. Ее задача - выявить сложности в работе с СДО.

Сооснователь Corporate
e-Learning Club

«Для пилотного запуска стоит выбрать потенциально лояльных сотрудников. Людей в команду тестеров лучше всего отбирать вместе с руководителями подразделений, для которых готовится eLearning.

Фокус-группа не должна быть большой. Все зависит от размера компании. Если в ней работают 150 человек, то для пробного запуска хватит и 10.

Первый курс должен обязательно заканчиваться анкетированием: просто ли использовать СДО? быстро ли открылся курс? какие сложности возникли?

Вместо анкеты можно собрать опрос и поставить его в конце курса. Люди протестируют первый курс и напишут о своих впечатлениях, трудностях, о замеченных ошибках, расскажут, чему научились».

Собрав эту информацию, вы внесете нужные изменения в систему и сделаете ее «дружелюбнее» для сотрудников.

Итоги шага 5: провели пилотный запуск дистанционного обучения, получили список замечаний от фокус-группы, исправили ошибки. Можно запускать обучение.

Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения

Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?

Александр Лопарь,
eLearning-эксперт

«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning - это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.

Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.

Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью - транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.

Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:

  • Акцент на пользе. Объясните работникам, в чем польза курса именно для них. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальную выгоду от электронных курсов, а также использовать полученные знания в «бою».
  • Сертификаты. Выдавайте грамоты за пройденные курсы: «Жгун месяца - прошел все курсы в СДО», «Золотой мозг компании - набрал 100 баллов в тесте». Исследования показывают, что статус на работе столь же важен для сотрудников, как финансовое вознаграждение. Людям важно чувствовать, что руководство видит их достижения.
  • Виртуальная доска почета. Составьте рейтинг отличников. Благодаря общественному признанию и одобрению лидеры рейтинга стремятся держать планку, а остальные получают стимул учиться лучше.
  • Обратная связь. Реагируйте на замечания и пожелания сотрудников: вносите изменения в курсы, создавайте новый контент по заявкам, исправляйте ошибки в СДО».

Итоги шага 6: все в компании произносят «eLearning» с уважением, сотрудники активно используют СДО, внутренний чат разрывается от количества дополнительных заказов на контент.

Шаг 7. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, корабль под названием eLearning покинул атмосферу. Вы за штурвалом. Теперь главное - придерживаться курса.

Как понять, что вы «летите» в правильном направлении:

  • собирайте отзывы сотрудников;
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • регулярно проводите срезы знаний;
  • отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы: количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.

eLearning достиг «орбиты», если решил реальные задачи бизнеса, помог сотрудникам быстрее получить новые навыки или сократил затраты на обучение.

Тогда можно выбрать другой маршрут и лететь к новым звездам.

Запомнить

  1. Перед тем, как запускать дистанционное обучение, определитесь с направлением: куда и зачем летите.
  2. СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров - комплектация eLearning-ракеты зависит от целей и задач звездной кампании.
  3. Подробный план действий поможет «продать» идею руководству и получить бюджет на полет.
  4. «Сухой старт» поможет найти ошибки и отладить eLearning-ракету.
  5. Чтобы космическая экспедиция принесла пользу, она должна решить реальную задачу бизнеса.
  6. Чаще сверяйтесь с курсом: собирайте отзывы сотрудников, проводите срезы знаний, сравнивайте результаты обучения с бизнес-показателями.

Этапы построения СДО в компании. Организация процесса дистанционного обучения. Программные и технические средства. Учебные материалы.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

  • Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

  • Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

  • Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

  1. Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.
  2. Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.
  3. Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений
  4. Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможность создавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)
  5. Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

  • Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.
  • Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.
  • Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.
  • Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.
  • Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.
  • Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.
  • Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.
  • Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные« СДО)

  1. Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».
  2. Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала
  3. Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.
  4. Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.
  5. Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».
  6. Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...
  7. Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий. Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения.

Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

Повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн участников и просмотров записей;

Привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

Предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

Привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн занятию;

Обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

Обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

Дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Так же Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой :

Большая свобода доступа -- учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Более низкие цены на доставку обучения -- процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

Возможность разделения содержания электронного курса на модули -- небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

Гибкость обучения -- продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность обучения на рабочем месте -- учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

Возможность развиваться в ногу со временем -- пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Возможность определять критерии оценки знаний -- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Применение дистанционных технологий нуждается в тщательной подготовке материалов: программного обеспечения, планов, учебных пособий по управлению программой, руководства, индивидуализации инструкции, а также предъявляет требования к технической оснащенности, информационной компетентности учащегося и преподавателей, к личностным качествам учащегося в связи со сложностью учебной мотивации при данной форме обучения. Особую сложность при подготовке к реализации дистанционного курса представляет проблема аутентификации студента при дистанционной проверке знаний.

При этом дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой куратора или без поддержки куратора. Кроме того могут быть использованы различные модели дистанционного обучения:

Очная форма + дистанционная;

Сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда - виртуальные кафедры, школы, университеты);

Сетевое обучение + кейс-технологии;

Обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) -- это международный стандарт, который определяет требования к организации учебного материала и всей СДО. Соответствие электронных курсов стандарту SCORM обеспечивает совместимость компонентов и возможность их многократного использования. Учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Перечень популярных СДО, совместимых со стандартом SCORM.

ISpring Online;

SharePoint LMS;

ShareKnowledge;

Формы взаимодействия:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины".

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция -- проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название "Природный процесс обучения" (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение -- это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России .

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные