Методы современной биологической науки ее достижения. Достижения современной биологии

Билет № 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология – наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

В каждом регионе подтемы будут включать кости, связки, мышцы, сосудистую систему, лимфатику, периферическую нервную систему и региональные органы. Акцент содержания будет основной анатомией человека, хотя будет умеренное количество клинической анатомии.

Контент будет организован как региональный подход к грубой анатомии человека с описаниями спины, грудной клетки, брюшной полости, таза и промежности, нижней конечности, верхней конечности и головы и шеи. Необходимая лабораторная часть курса будет состоять из региональной диссекции частично расчлененных человеческих трупов, а также идентификации структур ранее расчлененных человеческих трупов. Лаборатория этого курса - это учебник; он не выполняет лабораторные выборные требования.

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Введение в системную биологию

Предпосылки: и Цель этого курса - выделить элементарные принципы проектирования, присущие биологии. Этот курс основан на теории управления и элементарной биологии, чтобы обеспечить математическую основу для понимания биологических сетей. Темы, изученные в ходе курса, взяты из текущих исследований и включают в себя: сети транскрипции, индукцию стохастических генов, адаптацию, осцилляторы, рибосвитчи, пластичность, метаболизм, развитие картины и рак. Курс предназначен для аспирантов и аспирантов. Биология стволовых клеток и формирующаяся область регенеративной медицины.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

Медицинская и ветеринарная паразитология

Предпосылки: или или или или и и животные паразиты людей и связанные с ними хозяева рассматриваются. Рассмотрена патология, вызванная этими паразитами, эпидемиология, жизненные циклы, профилактический и терапевтический контроль. Предварительное условие: и и и изучение вирусов как примитивных биологических объектов и как вызывающих болезнь агентов у людей и других животных: характеристики вирусов и вирусных инфекций; молекулярные аспекты репликации вируса; методы диагностики и профилактики инфекций; искусственное использование вирусов.

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

Необходимое условие: и введение в основные анатомические принципы, касающихся кости и мышцы, а также нормальные анатомические и биохимические аспекты костно-мышечной системы человека. Предпосылки: и и вводный курс, подчеркивающий клетки и ткани иммунной системы, а также природу и функцию антигенов и антител. Представлен обзор иммунных возможностей людей и животных, иммунных заболеваний, состояний иммунодефицита, трансплантации органов и влияния питания на иммунную систему.

Медицинская молекулярная паразитология

Примерно 90% мировых ресурсов здравоохранения расходуются на болезни, которые затрагивают только 10% населения мира. Забытые тропические болезни - это группа заболеваний, которые вызывают серьезную болезнь для более чем одного миллиарда людей во всем мире. Этот курс будет посвящен изучению молекулярной биологии и механизмов вирулентности паразитов эукариотических протозойных, которые являются основными причинами болезней и страданий человека в большинстве стран тропиков. Вхождение молекулярной биологии с ее выяснением генетики, геномики и протеомики этих организмов обеспечило все более изощренные объяснения их способностей, которые сохраняются при сильном экологическом и физиологическом давлении.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Интегративная сравнительная физиология

Студенты: получат детальное понимание молекулярной биологии этих организмов; увеличит их способность читать научные статьи и сможет анализировать и обсуждать некоторые из молекулярных лабораторных методов, представленных во время курса. Особое внимание уделяется комплексному характеру различных физиологических систем и взаимоотношениям физиологии организма с окружающей его средой, а также с более низкими уровнями биологической иерархии. Особое внимание уделяется адаптации к экстремальным явлениям окружающей среды.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Эпидемиология и экология инфекционных заболеваний

Студенты будут использовать общий текст для создания и реализовать свой опыт обучения в начальной литературе. Этот курс представляет собой введение в эпидемиологию и экологию болезней; охватываемые темы включают исторические перспективы в отношении болезней, отслеживание болезней, распространение болезней и смягчение последствий заболевания.

Практическая микробиология общественного здравоохранения

Курс состоит из лекции и лаборатории и будет служить основой для аспектов микробиологии общественного здравоохранения, включая эпидемиологию, качество воды, микробиологии пищевых продуктов и основные методы обработки и идентификации микроорганизмов.

Сотовая и молекулярная основа болезни человека

Предпосылки: и этот курс будет исследовать клеточные и молекулярные механизмы, лежащие в основе различных заболеваний человека. После ознакомления с принципами болезни лекции будут посвящены последним достижениям в области клеточных и молекулярных аспектов иммунных реакций и воспаления, патогенным механизмам и биологии опухолевых клеток.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Конкретные примеры заболеваний человека будут использованы для иллюстрации концепций связанных с болезнью генных продуктов, использования экспериментальных моделей на животных и разработки новых терапевтических стратегий. Это продвинутый курс по инфекционным заболеваниям, предназначенным для премедицинских специальностей и других заинтересованных студентов. Требуется лабораторный опыт в области генетики и клеточной биологии.

Развитие сетей здравоохранения в редких и забытых заболеваниях

Основной целью этого курса является привлечение студентов старших курсов и аспирантов к клиническим исследованиям в области редких и забытых заболеваний. Мы надеемся, что этот класс также поможет студентам стать защитниками этих болезней. Курс также связан с клинико-трансляционной серией семинаров, позволяющей студентам встречаться с ведущими международными экспертами, которые работают с забытыми заболеваниями. Класс предназначен для юниоров и пожилых людей.

Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Глобальные изменения и цивилизация

Этот курс будет описывать и математически анализировать процессы, ответственные за генетические изменения в популяциях. Выпускник Бюллетеня информации. Курс повторяется, так как потенциально в каждом семестре темы различаются. Все человеческие популяции от самых простых до самых сложных взаимодействуют со своей природной средой. Люди изменяют окружающую среду и, в свою очередь, изменяются им посредством биологических или культурных приспособлений. Глобальные экологические изменения способствовали созданию и формированию наших видов, а современные промышленные общества способны изменять окружающую среду в масштабах, которые никогда не видели.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Этот курс исследует, как люди изменяют глобальную среду и способы изменения глобальных экологических изменений людей взамен. Тематические изменения в зависимости от потребностей студентов. Перспективные темы включают системный анализ в области экологии или биогеографии.

Этот класс разработает принципы экологической экосистемы суши с упором на понимание того, как масса и энергия протекают через наземные экосистемы. К концу этого курса вы поймете, как окружающая среда и биология влияют на цикличность углерода и питательных веществ и поток энергии из листа в глобус. Этот курс будет основываться на концепциях, изученных в общей экологии, и будет представлять интерес для всех, кто ищет карьеру в области управления экосистемами, экологии или тех, кто заинтересован в глобальных изменениях, влияющих на структуру и функции экосистем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды – приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Лаборатория физиологии позвоночных

Лабораторный опыт в физиологии.

Лаборатория медико-ветеринарной паразитологии

Требуется обширная работа с микроскопами. Эта лаборатория доступна по специальной договоренности с инструктором и предназначена в основном для физических целей. Вводный курс, в котором подчеркиваются клетки и ткани иммунной системы, а также природа и функция антигенов и антител.

Интегративная лаборатория сравнительной физиологии

Лаборатория обеспечивает опыт экспериментов и анализа физиологических концепций на органическом, клеточном и молекулярном уровнях.

Введение в лабораторию системной биологии

Этот курс предназначен для дополнения материалов, описанных в серии лекций «Введение в систему биологии» с практическим опытом работы в лаборатории. Лаборатории влекут за собой работу как в реализации биологической системы, так и в симуляции. Также будут изучены методы моделирования производительности стохастической системы и использования биоинформатики для эволюции белка.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту.

Билет № 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

Признаки живых организмов:

Лаборатория лабораторных исследований животных

Этот курс предназначен для продвинутых студентов или аспирантов и требует со-регистрации во Введении к Системной Биологии. Студенты будут разделять свое лабораторное время между практическими работами на объекте животного и клиническим опытом в районных ветеринарных клиниках, когда это возможно. Зачисление осуществляется только с согласия инструктора и ограничено старшими студентами доветеринарной подготовки или старшими специалистами по биологии, программа выпускников которых потребует использования животных в Нотр-Дам.

Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.

Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)

Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.

Каждый студент должен будет вести полный блокнот и разрабатывать проект журнала семестра или тематическое исследование. Опыт летней исследовательской стажировки в биологических или экологических науках. Один или несколько семинаров в избранной дисциплине будут предлагаться в каждом семестре и необходимы для участия в программе по изучению биологических наук. Целью этих дисциплинарных групп является создание небольшого учебного сообщества, в котором могут соединяться студенты и практикующие ученые.

Цели обучения семинара - поддерживать и развивать независимость каждого студента, навыки научной коммуникации, навыки критического анализа и понимание их исследований в контексте более широкой области. По мере необходимости группы будут встречаться в целом, чтобы развивать междисциплинарные привычки ума и навыков. Семинар будет иметь дополнительное преимущество, помогая студентам подготовиться к выпускным программам и стипендиям.

Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

Нейтрализм – организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)

Симбиоз – организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).

Конкуренция – оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон – инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание – сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.

Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.

Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).

Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.

Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.

Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.

Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.

У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.

В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.

Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.

Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.

2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;

ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;

двигательную – в составе мышечных волокон;

транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;

энергетическую – хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин – основоположник современной эволюционной теории. Его книга «Происхождение видов путем естественного отбора», 1859 г., объясняет многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям существования как результат длительной эволюции. Дарвин вскрыл движущие силы эволюционного процесса: борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Причиной борьбы за существование является ограниченность ресурсов: пищи, жизненного пространства. При этом живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Если бы все потомство выживало и принимало участие в размножении, неизбежно возникало бы перенаселение. Но этого не происходит, так как часть особей неизбежно погибает в результате борьбы за существование. Под борьбой за существование Дарвин понимал многообразные отношения организмов с окружающей средой:

борьба межвидовая,

внутривидовая,

борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

При этом борьба выражается не только в соперничестве за пищу, воду, территорию, борьбе хищника и жертвы, но и в сотрудничестве организмов, повышающем шансы на выживание. Наиболее острой является конкуренция внутри вида, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Выживают и участвуют в размножении те особи, которые наилучшим образом приспособлены к данным условиям. Это выживание наиболее приспособленных Дарвин назвал естественным отбором. Таким образом, естественный отбор – это процесс, в результате которого выживают и дают потомство особи, наиболее приспособленные к условиям обитания.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

Организм гриба – грибница образован тонкими ветвящимися нитями – гифами. У шляпочных грибов образуется плодовое тело, состоящее из плотно прилегающих нитей грибницы. Размножаются грибы частями грибницы или спорами. Плодовые грибы служат продуктом питания, содержат ценные белки и кислоты. Особенно ценятся белый гриб, рыжики и др. Хотя есть данные, что белки грибов усваиваются человеческим организмом крайне мало, менее 10%, особенно ножка гриба. Грибы сушат, солят, маринуют. Не рекомендуется консервировать грибы в домашних условиях, т.к. без доступа воздуха на белковых продуктах, особенно произрастающих на земле, может развиваться ботулизм, приводя к тяжелым отравлениям.

Большинство ядовитых грибов относятся к пластинчатым, хотя и среди трубчатых в ряде районов имеются несъедобные, которые нужно знать, отправляясь за грибами. В случае отравления грибами возникают боли в животе, рвота, понос, головокружение. Необходимо сделать промывание желудка, принять несколько таблеток активированного угля и вызвать врача.

Плесневые грибы выделяют вещества, подавляющие жизнедеятельность микроорганизмов, с которыми грибы конкурируют за пищу. Такие грибы используются для получения лекарств – антибиотиков: пенициллина, эритромицина, тетрациклина и др., спасших немало человеческих жизней.

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.

У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

Билет № 6

1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки потомству. Наследственность делает возможной эволюцию, закрепляя имеющиеся у организма признаки в ряду поколений.

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки. Может быть ненаследственной и наследственной. Наследственная изменчивость поставляет материал для естественного отбора, обогащая генофонд популяций новыми генами.

Ген – это участок молекулы ДНК, составляющей хромосому, который несет информацию о последовательности аминокислот в структуре одного белка.

Совокупность генов, свойственных данному организму, называется генотипом. Т.е. генотип – это сумма генов, имеющихся у живого организма. При составлении схемы скрещивания гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, буквой «А» (читается [a]) часто обозначают доминантный ген желтой окраски горошины, а буквой «a» (читается [не-а]) – рецессивный ген, определяющий зеленую окраску.

Фенотип – это совокупность признаков данного организма, т.е. результат действия генов, который может зависеть и от влияния окружающей среды (ненаследственная, модификационная изменчивость). В приведенном примере с горохом, желтый и зеленый цвет горошин – это фенотип.

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные