Основные проблемы географии. География и глобальные проблемы

Сторонники единой географии справедливо придают большое значение изучению территориальных комплексов и называют разные отрасли географии науками о территориальных комплексах. Признавая, что комплексы, изучаемые физической и экономической географией, качественно различны и что границы их не совпадают, эти авторы надеются как-то совместить их и получить «общегеографические» территориальные комплексы.

Таким образом, найти общий для всех географических наук предмет исследования не удается. К таким же результатам привели попытки установить общие географические законы.

Делаются попытки отыскать общий метод. В.А.Анучин пришел к заключению, что «хорологический подход является методологической основой любой частной географической науки» [Анучин, 1972]. Это означает тоже самое, что и предложение принять в качестве общегеографического предмета территорию. Если согласиться с таким взглядом, придется исключить из географии многие разделы и целые дисциплины, которые не делают акцента на размещение, а с другой стороны, география разбухнет и вновь расплывется во все стороны за счет размещенческих разделов других наук. Территориальный подход не является принадлежностью только географии. Он применим к изучению любых материальных систем, им пользуются биологи, лингвисты, криминалисты и др. Метод вообще не может служить критерием единства какой-либо науки, т.к. каждая наука обычно пользуется многими методами, имеет свою систему методов.

Некоторые географы считают, что географию объединяет интерес к человеку или проблемам взаимодействия человека и природы. Согласно определению Ю.Г.Саушкина, «география есть наука о законах развития материальных объектов в виде территориальных систем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества, и об управлении этими системами» [Саушкин, 1976] Основная идея Ю.Г. Саушкина состоит в том, ни одна из территориальных систем, изучаемых географическими науками не может быть исследована вне процесса взаимодействия природы и общества, что географичность исследования какого-либо природного объекта состоит в том, чтобы изучать его в связи с деятельностью человека.

Для географии концепция взаимодействия природы и общества имеет исключительно важное значение. Проблема «человек и природа» настолько грандиозна и всеобъемлюща, что одна география не может претендовать на право решать ее. С другой стороны интересы географических наук не могут ограничиться только вопросами взаимодействия общества и природы. Для географии это лишь одна из многих проблем.

В концепции единой географии важная роль отводится страноведению как важнейшему разделу общей географии, главной форме общегеографического синтеза и чуть ли не конечной цели всей географии. Страноведение имеет существенное значение, но не следует это значение преувеличивать. Это дисциплина служебная, и главные ее функции – научно-популяризаторские. Страноведение не является теоретической наукой и потому не может служить олицетворением «высшего географического синтеза». Оно объединяет факты, но не представляет собой теоретического обобщения. Рассматривать его как синтез физической и экономической географии нельзя уже потому, что страноведческие описания составляются обычно по политическим или административным единицам и режут целостные природные районы, которые политико-административным границам не подчиняются. Факт совместного нахождения, сосуществования на одной территории разных объектов вовсе не означает, что они между собой внутренне генетически связаны, взаимообусловлены, что их можно синтезировать.

В.А.Анучин считает возможным построить единую теорию географии, общую для всех географических наук. Основную часть этой теории составляет страноведение. В ней есть еще один раздел – землеведение, задача которого – изучение деления мира на континенты и крупнейшие орографические области, а также особенностей в мировом разделении труда, в географии населения мира, в территориальных сочетаниях мировых рынков, важнейших мировых транспортных артериях и т.д. следовательно, землеведение, по В.А.Анучину, есть механическое соединение элементов землеведения в его современном понимании и географии мирового хозяйства. Конечно их можно издать под одним переплетом, но от этого никакого синтеза не получится, так как нет таких общих законов, по которым развивались бы и крупнейшие орографические области, и мировые рынки.

Гуманизация и социологизация в географии

Гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на жизнь, свободу, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманизация в географии, как и во всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По сути, это целое новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. По словам Я.Г.Машбица, современная география – это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки «человек-природа», «человек-хозяйство», «человек-территория», «человек-окружающая среда».

В период средневековья и в период раннего нового времени, т.е. в эпоху Возраждения, также господствовала идеология гуманизма, основу которой тоже составляло новое отношение к человеку. Наверное, между той эпохой и современной есть какие-то черты сходства. Но тем не менее нельзя не видеть, что в мировом масштабе актуализация гуманистического направления во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода. На региональном уровне, в частности в России, она также связана со многими «человеческими» проблемами, обострившимися в условиях длительного кризиса.

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью, что обусловливает повышенное внимание к развитию личности учащегося, ее индивидуальности. В основе гуманизации образования лежит идея воспитания в человеке «человечности». Гуманизм отражает главные ценности цивилизации, но одновременно подчеркивает значимость каждого человека во всей полноте его бытия. Основная задача гуманизации образования заключается в усилении нравственных основ, связанных с развитием мировоззрения и ценностных ориентации учащихся.

Гуманизация школьного образования является универсальным процессом, имеющим личностно-деятельностный характер (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина и др.). В контексте географического образования гуманизация означает доминацию человека и способов его жизнедеятельности (Н.Н. Баранский, Ю.Н. Гладкий, В.П. Максаковский, Я.Г. Машбиц, X. Хаубрих). Преподавание географии как системной науки о природе и обществе играет особую роль в решение данной проблемы. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что география - это наука о жизни человека на Земле. Следовательно, гуманистическая сущность здесь выражается в «географии каждодневной жизни и жизни всего мира». Тем самым можно говорить, что география как наука обладает очевидным гуманистическим потенциалом и затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия.

Социологизация , также представляющая собой общее направление всей науки и общественной практики, тесно связанное с гуманизацией и заключающееся в повышении внимания к социальным аспектам развития. О необходимости социологизации географии Н.Н.Баранский писал еще в 30-е годы, когда в СССР было прервано развитие антропогеографии и вся «неприродная» география была фактически сведена к изучению экономической сферы общества. Так сформировалось производственное толкование сущности экономической географии, при котором население рассматривалось прежде всего в качестве трудового ресурса и некоей массы, потребляющей промышленную продукцию и продовольствие.

К сожалению, этот кризис социологизации оказался очень затяжным, что объяснялось и преимущественно индустриальным развитием хозяйства и научными догмами того времени. отказ от прежних стереотипов и начало социологизации отечественной географии и смежных с ней наук приходятся на 80-егоды ХХ века (этногеография, социальная география, социальная экология, социальная ифраструктура и др), но и в наши дни достигнутый уровень социологизации еще нельзя считать достаточным.

4. Развитие междисциплинарных исследований на стыках географических и негеографических наук

География не замкнутая система, между ней и другими науками существуют многочисленные переходы и перекрытия. Через свои разнообразные отрасли география связана тесными узами со всеми естественными науками. Почти вся география состоит из подобных перекрытий, большинство географических наук принадлежит одновременно двум системам наук, т.е. они одновременно входят в состав географии и какой-либо другой системы. Научное знание едино, грани между науками в значительной иерее условны и перекрытия между ними неизбежны и даже необходимы. Каждая наука пользуется достоянием других отраслей знания, опирается на установленные ими законы, использует разработанные в смежных науках методы исследования.

Например, экономико-географические науки опираются на политическую экономию и другие общественные науки. Внешние связи экономической географии (с общественными науками) оказываются более прочными, чем "внутренние" (с физической географией). Принадлежность экономической географии к экономическим наукам, по-видимому, ни у кого не вызывает сомнений, тогда как ее географичность служит предметом бесконечных споров.

Вопрос о принадлежности к географии возникает и в отношении ряда других дисциплин, появившихся на гранях и перекрытиях между разными системами наук. Назову основные из них.

Геокриология - наука о мерзлых грунтах и горных породах, их происхождении, развитии, строении, специфических процессах, которые с ними связаны. Эта наука возникла в рамках географии, но сейчас приобретает сильный инженерно-геологический уклон.

Геофизика - это комплекс наук о Земле, изучающих внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в геосферах. Затем от нее отпочковалась геофизика ландшафта научное направление, изучающее физические процессы в природной среде, и проежде всего процессы превращения и переноса энергии. У истоков ее формирования со стороны географии стояли академики А.А. Григорьев, М.И. Будыко, Д.Л.Арманд.

На стыке химии и наук о Земле еще в начале ХХ века возникла геохимия - наука, изучающая химический состав Земли, закономерности распространения химических элементов в различных геосферах и законы их поведения, сочетания и миграций. Затем благодаря трудам В.И.Вернадского, А.Е.Ферсмана, Б.Б.Полынина, А.П.Виноградова началась "химизация" физической географии, связанная с изучением круговорота веществ в природе.

Гидрогеология - наука о подземных водах. По объекту исследования должна быть отнесена к гидрологии, но практически опирается на данные и методы геологии.

На стыке географии и политологии возникла политическая география. По определению Я.Г.Машбица, политическая география исследует территориальную расстановку классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, историческими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, их районов, городов и сельской местности.

Военная география занимается изучением влияния физико-географических и социально-экономических условий на подготовку и ведение военных действий. Эта дисциплина опирается на данные различных отраслей географии, но должна быть отнесена к группе военные науки. Возникновение ее вполне закономерно, поскольку военные действия происходят на определенной территории и успех любой военной операции во многом зависит от того, насколько учитываются ее особенности.

Топонимика - отрасль знания, изучающая происхождение, смысловое содержание и распространение географических названий. Топонимика пользуется разными методами исследования и вносит определенный вклад в разные науки: в историю, этнографию, языкознание. Топонимику можно назвать "триединой" наукой, родившейся на стыке языкознания, истории и географии. Но топонимист не должен быть просто лингвистом, или историком, или географом, а обязан быть именно топонимистом.

На стыке географии и культурологи формируется география культуры. По современным представлениям география культуры изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов - образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, в какой-то мере смыкаясь с этнографией. Что же касается размещения объектов культуры, то эту проблематику принято относить к географии сферы обслуживания. Хотя в общем-то она тоже находится "рядом" с культурной географии.

Историческая география практически сложилась как подсобная историческая дисциплина и разрабатывается главным образом историками. Задачей ее является выяснение природных, экономических и политических условий прошлого в качестве фона для исследования исторических событий.

Фенология обычно рассматривается как частная биологическая дисциплина, имеющая дело с сезонными явлениями в природе. Но за последнее время наметилась определенная географизация фенологии. Академик С.В.Колесник определял современную феноменологию как учение о сезонной динамике ландшафта.

Медицинская география одна из довольно "старых" наук, содержание которых сейчас претерпевает изменения. Традиционная задача медицинской географии - изучение распространения болезней - не делала ее географической наукой. Подлинная географизация медицинской географии началась когда по мере выяснения влияния природной среды на здоровье она стала все больше опираться на изучение ландшафтов и сосредотачивать свое внимание на специфических заболеваниях, которые можно рассматривать как "функцию" ландшафта или своего рода его "продукт". Теперь медицинскую географию определяют как науку о природных территориальных комплексах, рассматриваемых с точки зрения их значения для здоровья социально организованного человека. [Игнатьев, 1964] Медицинская география изучает природные и социально-экономические факторы и условия географической среды, проявляющиеся в положительном и отрицательном влиянии на здоровье населения, а также исследует закономерности распространения болезней человека. По медицинской линии она ближе всего к патологии, эпидемиологии, гигиене, по географической - к биогеографии, геохимии ландшафта.

Ветеринарная география изучает природные территориальные комплексы, обуславливающие предпосылки, характер распределения и особенности течения болезней животных на конкретных территориях.

Таким образом, в ряде смежных наук мы наблюдаем определенную тенденцию к сближению и комплексированию с географией. Это выражается в формировании ряда новых пограничных дисциплин с ярко выраженным географическим характером. Помимо тех которые были уже названы сюда следует отнести геохимию ландшафта и прикладные направления ландшафтоведения, образовавшиеся на контакте физической географии с техническими науками.

5. К.К. Марков о «географизации» современной науки

Географизация науки станет усиливаться прежде всего из-за того, что улучшаются методы исследования природы и общества. А это расширит возможность контактов между отдельными науками (в том числе между общественными и естественными), и не только контактов, но и глубоких взаимопроникновений отдельных наук, что ярко свидетельствует о единстве всего процесса научного познания. Усиливается консолидация между науками, выравнивается общий фронт процесса познания.

Географизация находит свое выражение в развитии так называемых региональных разделов в таких областях человеческого знания, которые, как совсем недавно казалось, весьма значительно удалены от географии. Можно привести немало примеров в подтверждении сказанного, особенно это заметно в биологии, где многие исследования и даже общие научные понятия (о биосфере) приобрели ярко выраженный географический характер. Хочется отметить, что географизация получает свое развитие и в общественных науках. Современная социология с ее учетом территориальных различий в условиях социальной жизни приобретает явно географическую окраску. В области экономической науки развивается региональная экономика, научная дисциплина, смежная с экономической географией, но с отчетливо выраженным отличием от последней в изучаемом объекте. Книгу Н.Н.Некрасова «Региональная экономика» (1975) К.К. Марков рекомендует как свидетельство географизации экономической науки. Ее значение для географии заключается также и в том, что она поможет экономико-географам более четко разграничить свои задачи от тех, которые должны решать экономисты.

Но географизация науки не может идти сама собой. Она потребует от ученых значительных усилий. Очень большая роль должна принадлежать в этом процессе географам, прежде всего географам-синтетикам. А отсюда возникает усиление актуальности общегеографических теоретических представлений, понимание общности объекта, изучаемого географией в целом. В 1951году в работе «Палеогеография» К.К.Марков указад на необходимость установления большей связи между отдельными географическими науками. В настоящее время изучение этих связей имеет значение не только для географии. При этом, как отмечает К.К,Марков, в установлении такого рода связей наибольшее значение имеет предметное единство географии как науки о географической оболочке Земли, сделавшейся почти полностью средой общественного развития. Отсюда «огромное значение понятия «географическая среда» заключается и в том, что оно подчеркивает связь двух основныхветвей географии – физической и экономической»[Марков,1951]

Экологическая ситуация, о которой сегодня так много пишется книг и статей, сложилась в значительной мере из-за непонимания связи общественных и природных явлений, осуществляющихся в географической среде. Предвидение всех последствий вмешательства производственной деятельности в природные процессы, в том числе и прежде всего негативных для общества, могла бы и должна была бы обеспечить география на основе общегеографических исследований. Но география, дифференциация которой происходила без одновременной и равной ей по степени интеграции, оказалась неготовой к решению возникших жизненно важных для всего человечества географических по своему характеру задач. До сих пор решение проблем, связанных с использованием географической среды общественным производством, - глобальных, региональных и локальных – происходит без должного участия географов. Приоритет принадлежит здесь представителям других наук, хотя все эти проблемы прежде всего носят географический характер.

Отставание географии в данном случае в значительной степени обусловлено крайне замедленным использованием материалестической диалектики в развитии теории географической науки. Это, как указывалось привело к отрицанию ее предметного единства и помешало правильно подойти к географической оболочке как к единству многообразия. Поэтому чрезвычайно важно направить усилия на внедрение в конкретные, прежде всего естественные. науки методов, как бы пронизывающих смежные науки и связывающих их в методологическом отношении. Эти методы К.К. Марков назвал сквозными методами, а физическую географию, опирающуюся на их использование, - сквозной географией. Примеры таких методов приведены в работе К.К. Маркова «Введение в физическую географию» (1973), хотя их перечень нельзя считать законченным. Это методы: сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический, картографический, математический. Помимо логичности изложенных соображений о методах физической географии имеются и данные, подкрепляющие истинность высказанных соображений. Эти данные прежде всего относятся к наукам, развивающимся «на гранях» и все глубже проникающим в смежные науки и тем укрепляющим ее общий фронт. Сквозные направления – путь географизации наук. Это путь от множества к единству.

Имея предметную общность в географиче­ской среде Земли, география должна ставить своей основной целыо исследование ее компо­нентов не самих по себе, а в связи друг с дру­гом, а также между явлениями общественной жизни - в общественных отраслях и разделах географии. Задача же общей географии - ис­следование связей внутри географической сре­ды между комплексом естественных явлений и, между комплексом общественных явлений.

Конечно, изучая связи между явлениями, гео­графия должна в какой-то мере исследовать начало и конец - вход и выход этих связей, т. е. и сами связуемые компоненты, но послед­ние лишь настолько, насколько они необходи­мы для понимания самих связей. Связи - это главный объект, подлежащий исследованию.

Связь (между явлениями, объектами, ком­понентами природы) представляет собой (осу­ществляется через) обмен энергией и вещест­вом между компонентами природы. Например, связь Антарктиды и Южного океана - энерге­тическая и вещественная. Энергетические свя­зи Антарктиды и Южного океана неразрывны, и протекают они в результате переноса теп­ловой (радиационной) и гравитационной энер­гии (перенос холода Антарктиды к Южному океану стоковыми ветрами, дующими из Ан­тарктиды), т.е. в результате движения холод­ного воздуха, переноса тепла, влаги и воздуха Южного океана в Антарктиду высотным циклонами.

Для изучения связей между Антарктидой и Южным океаном географам, конечно, необхо­димо познание и Антарктиды, и Южного оке­ана. Иначе останутся непонятыми связи «чего с чем» мы изучаем.

География исследует связи о пространстве-­времени. География (физическая) исследует связи между компонентами природы земной поверх­ности. Теперь пришло время добавить: раз­личным образом расположенными в простран­стве и времени.

Природа поверхности Земли - географиче­ская оболочка биосфера. Понятие «географическая оболочка» имеет более определенное содержание, чем понятие «поверхность Земли». Но влияние Земли на простирается и вне географической оболочки – в географическое пространство.

Как известно, любая форма материи существует в пространстве и во времени одновременно. К сожалению, географы помня о пространстве, часто забывают о времени.

К.К. Марков с сожалением говорит о беззаботном отношении географов к основному методу своей науки, а метод – это путь к цели. И тут К.К. Марков настаивает на методе географизации науки. Этот метод К.К. Марков называет сквозным методом.

Сквозной метод:

    универсален;

    объединяет множество в единстве (частные природные оболочки в комплексную географическую оболочку и любые районы поверхности суши и океана в ступени районирования любых порядков);

    сквозная методика основывается на широком внедрении в географию современных достижений точных и естественных наук [Марков,1978]

Выделены следующие частные сквозные методы: сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический, картографический и математический.

Общий уровень географической науки таков, что географы пользуются главным образом общим приемом исследования сравнительно-описательным методом и уровень географической науки в значительной мере определялся применением этого метода. Но стоит отметить, что точные методы исследования постепенно приобретают в географии все большее значение.

Если раньше указывалось, что сквозные направления нужны для изучения связей между отдельными природными оболочками, т.е. по вертикали, то теперь обращается внимание на горизонтальные связи между районами земной поверхности.

Таким образом, широкое применение в географии сквозных методов позволяет успешно решать ее прямую задачу – изучать связи между компонентами природы земной поверхности на современном научном уровне.

Список литературы

    Анучин В.П. Теоретические основы географии - М: Мысль, 1972

    Игнатьев Е.И. Принципы и методы медикогеографического изучения природных компонентов географической среды / Медицинская география. Итоги, перспективы./- Иркутск, 1964

    Исаченко А.Г. География в современном мире - М, 1998

    Исаченко А.Г. География сегодня - М: Просвещение, 1979

    Максаковский В.П. Историческая география мира – М: Просвещение, 1989

    ХХ века количество таких школ возрастает. ...

  1. Экономика Великобритании реформы ХХ века и современные тенденции

    Реферат >> Экономика

    ХХI веке . 1. Великобритания в 20-30 гг. ХХ века . Начало XX века ознаменовалось... промышленности и текстиль. Меняется география британской внешней торговли: падает роль... , и бизнес непрерывно сталкивается с проблемой выживания. В этих условиях непременным...

  2. Проблемы миграции и ее современное состояние

    Дипломная работа >> Философия

    Процессов второй половины ХХ века на Ставрополье обусловлен... неправильная идеология», «неправильная национальность». Век «этнических чисток» начался. В Османской... Проблемы , связанные с иммиграцией, исследуются в рамках таких наук, как экономика, география ...

  3. Основные направления развития российской социологии в конце XIX начале ХХ века

    Контрольная работа >> Социология

    Теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и... людей. Социология в начале ХХ века Социологию в ХХ веке можно поделить на несколько... социологическим исследованиям имело достаточно широкую географию . Однако в начале 30-х...

  4. Образ монополиста в эпоху империализма в американской литературе начала ХХ века

    Курсовая работа >> История

    Империализма в американской литературе начала ХХ века» . Выполнила студентка 4 курса социально... науке произошел пересмотр данной проблемы . Современные исследователи отказались... 1910-1913 г.г. Также в экономическую географию вошли Баку, Донбасс, Иоганнесбург, ...

Генетическая классификация наук, построенная «по формам движения», играет роль общего методологического принципа изучения сложнейших теоретических вопросов науки, в нашем случае - географии. Во-первых, это требует уточнения сложившихся представлений об объекте и предмете географии. Даже постановка вопроса о месте географии в данной классификации нуждается в специфическом философском анализе содержания географической науки. Относится л и вообще география к данному типу наук? Во-вторых, какое место среди объектов других наук занимает объект географии и как он генетически и структурно связан с ними? В-третьих, это является основанием для изучения соотношения законов и методов географии как науки с законами и методами пограничных с ней наук. В-четвертых, уже этих вопросов достаточно для обоснования географии и необходимости ее дальнейшего развития. В-пятых, определить место географии в генетической классификации наук - значит глубже понять ее содержание и внутреннюю структуру. Это методологическая основа понимания единства физической географии и социально-экономической географии, соотношения их дисциплин и, наконец, изучения географии как особого социального института, закономерностей ее возникновения и развития.
Мы не случайно поставили вопрос о месте географии именно в генетической классификации наук, поскольку обращение к другим видам классификации наук этих вопросов не решает.
Географическая реальность. Вопрос о географической реальности не так прост. Если существует географическая реальность, то каковы ее сущность, содержание, причины возникновения и основа существования? Как географическая реальность связана с другими видами реальности? Только ли география (и какая - физическая или социально-экономическая) изучает эту реальность и проводят ли другие науки подобные исследования?

Обычно под реальностью понимают совокупность взаимосвязанных и обусловливающих друг друга объектов и процессов. Конечно, наука не сразу приходит к глубокому пониманию реальности. Объекты последней разделяются вначале по различным свойствам и лишь потом по законам строения и функционирования и, наконец, по причинам возникновения и способам существования. От объектного, вещного понимания содержания объективной реальности наука на основе развивающейся практики и ее меняющихся потребностей приходит к системному видению реальности. Основным типом подобных систем являются диалектические саморазвивающиеся системы, в которых создается основное материальное содержание мира.
Под диалектической системой - носителем особой формы движения материи - можно понимать саморазвивающуюся систему, состоящую из специфического вида материи и условий его существования. Вид материи есть материальное образование, обладающее специфической формой отражения, адекватной способу его существования. Очевидно, что сознание человека, ощущение, раздражимость и возбудимость в живой природе, а также специфические формы реагирования образующихся минералов и горных пород на условия их существования являются формами отражения, адекватными способу существования каждого из названных видов материи. Условия существования вида материи есть совокупность элементов внешней среды, вовлеченная во взаимодействие с видом материи и преобразованная им. Так, социальный вид материи, люди, в материальном производстве из материала внешней природы создают социальные вещи, в первую очередь средства производства. В биогеоценозе микроорганизмы, растения и животные преобразуют элементы материнской горной породы в биологическое явление - почвы. В геологических системах минералы и горные породы образуются из элементов растворов или расплавов.
Интересно, что еще в начале XX в. А.И. Воейков выделял Аральское море как самостоятельную вечную географическую систему с замкнутым тепловлагообменом. Эта система представляет собой диалектическое единство объектов гидросферы и тропосферы, которые взаимно порождают и обусловливают существование друг друга. Так, испарение с поверхности Арала порождает особую воздушную массу со специфической системой облаков и облачных систем, которые переносят влагу на отроги Памира и Тянь-Шаня. Формирующийся снежный покров и ледники возвращают затем с помощью рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи влагу в Аральское море. Метахронное развитие систем покровного оледенения Северного и Южного полушарий Земли, описанное К.К. Марковым, также расширяет наше представление о диалектических саморазвивающихся системах, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.

Основным критерием выделения этого типа систем является наличие специфического вида материи и характерных для него, им же созданных условий существования. В современном естествознании каждая подобная совокупность однокачественных систем рассматривается как особая реальность, относящаяся к определенному уровню организации материи. Каждый из этих уровней, или реальностей, выступает как основной объект исследования той или иной науки. Вопрос о том, относятся ли к географической реальности системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы с включенными в них скульптурными формами рель- ефа (все это создано географическим тепловлагообменом), не вызывает сомнений у современных географов. Но исчерпывается ли содержание географической реальности только одним этим типом географических систем? А системы ландшафтоведения и системы социально-экономической географии - разве это не географическая реальность, не мир, который изучает география?
Ответить на эти вопросы нелегко. Прежде всего попробуем представить себе иерархию реальностей или их историческую последовательность возникновения. За исключением группы физических форм движения (процессов) все известные нам формы движения материи возникают и существуют не просто в пределах Галактики, а вся их история разворачивается только на планетах. При этом какие бы связи и отношения ни устанавливались в развитии планеты между этими реальностями, главное - это возникновение ее материальных объектов, т.е. тех процессов или форм движения, которые производят и воспроизводят все ее содержание. Так, отсутствие разумной жизни на планете говорит об отсутствии там социальной реальности (по крайней мере, на данном этапе развития).
Рассмотрим основные этапы развития Земли. Вначале на планете возникают физические и химические процессы или формы движения материи, с которыми связано существование физической и химической реальностей. Затем появляется геологическая реальность, представленная системами, которые со временем сливаются в целостную систему - литосферу. Наличие литосферы - необходимое условие возникновения первичных географических систем, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа. Эти системы выступают в качестве носителей таких географических явлений, как климат, сток и рельеф. Эти первичные географические системы играют в жизни планеты существенную роль. Во-первых, они возникают не на каждой планете, более того, они являются высшим этапом развития неживой природы вообще. Во-вторых, эти географические условия необходимы для возникновения жизни на планете или, по крайней мере, ее высших форм. И, в-третьих, только при наличии развитых географических условий возможен переход от биологической жизни к разумной цивилизации. Смена группы физических форм движения химической, геологической, географической, биологической и, наконец, социальной формой движения - такова историческая последовательность возникновения принципиально новых реальностей в развитии Земли как планеты.

Однако подобное соотношение формы движения, вида реальности и объекта не всегда устраивает науку. Возьмем, например, географию. Возникновение систем первичной географической оболочки, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа, в своей основе имеет особый географический процесс, или тепловлагообмен меж- ду этими компонентами, который является и причиной их возникновения, и основой их существования и развития. Эти географические системы, содержанием которых выступает климат, сток и рельеф, - главный объект общей физической географии. Но это никак не исчерпывает всего содержания географической науки. Сложность уже этой географической реальности заставляет нас общую физическую географию подразделять на частные физико-географические науки, объектом исследования которых служат отдельные компоненты физико-географической системы. Возникают гидрология, океанология, криолитология, климатология и геоморфология. Отметим, что становление этих наук отвечает уровню потребностей современной общественной практики. Общество до сих пор не располагает возможностью исследования географической системы или і іервичной географической реальности как целого и применения этих зна- Iіий в практических целях.
Можно отметить, что первичная географическая реальность состоит и з двух типов систем: диалектических и автономных. Последние как части диалектических систем возникают и существуют только в рамках данного целого. Как и целостная система, они существуют на основе единого географического тепловлагообмена. Но законы строения и функционирования диалектического целого не сводятся к сумме законов его частей. Поэтому законы общей физической географии и законы частных физико-географических наук отличаются друг от друга.
Корреляционные системы в географии. Если названные выше объекты первичной географической реальности своей сущностью имеют географический тепловлагообмен, т.е. возникают и существуют только на основе этого географического процесса и отличаются друг от друга как части и целое, то этого нельзя утверждать об объекте ландшафтоведения. Но кто скажет, что ландшафты не являются географической реальностью? Этот тип систем широко и давно изучается в географии. Он и до сих пор считается едва ли не единственным собственно географическим объектом. Особенность этого типа систем заключается в том, что системообразующими связями в них выступает корреляция или приспособление компонентов более высокого порядка к компонентам, более низким по организации. Еще А. Тенсли, определяя экосистему, отмечал, что в жосистеме климат заставляет почвы адаптироваться к его особенностям, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало. Все это относится и к ландшафту. Заметим в этой связи, что JI.C. Берг понимал природный ландшафт как совокупность рельефа, климата и растительного покрова и что их совокупность образует особый «ландшафтный организм». А если говорить о культурных ландшафтах, то в их содержание Берг включал человека и произведения его культуры. Город или деревня также рассматривались им как составные части культурного ландшафта. Географию он понимал как науку о ландшафтах.

Все это помогает понять, что системообразующими факторами в природном ландшафте являются факторы географические - климат, сток и рельеф. Это и позволяет считать ландшафты географическими системами. Но ландшафты представляют собой географические системы особого типа, которые формируются на стыке географической оболочки и биосферы, состоящей из биогеоценозов. Они принципиально отличаются от объектов гидросферы и тропосферы - первичной географической реальности по своему содержанию, системообразующим связям и вертикальной мощности. Они вторичны по происхождению (возникают только с появлением жизни на Земле) и имеют другую сущность, по сравнению с рассмотренными выше физико-географическими системами, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.
Природные ландшафты включают в себя системы живой природы - почвы и живые организмы. А культурные ландшафты - человека и произведения его культуры. Изучением ландшафтов занимается не физическая география, как отмечал Ф.Н. Мильков, а особая наука - ландшафто- ведение, которое он рассматривал как частную физико-географическую науку, подобную геоморфологии, климатологии и гидрологии. Он выступал против отождествления географической и ландшафтной оболочек Земли. Однако, учитывая разную системную сущность рассмотренных выше объектов физической географии, с одной стороны, и ландшафта - с другой, можно утверждать, что ландшафтоведение не является частной физико-географической наукой, как, например, климатология, гидрология или геоморфология. Ландшафтоведение лежит на стыке физической географии и биологии, а в случае культурных ландшафтов - и на стыке с некоторыми общественными науками.

Системы социально-экономической географии. Географические системы, подобные ландшафтам, с корреляционными системообразующими связями, изучаются социально-экономической географией. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к совокупности географических наук, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном, географическом аспекте. Понятно, что эти системы относятся к новой реальности, которая не сводится ни к природной, географической, ни к социальной реальности. Эти системы лежат на стыке общества и географической природы. Экономическая и социальная география, опираясь, с одной стороны, на законы развития общества, а с другой - на законы природы, занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа - население - хозяйство». Так современные отечественные географы трактуют объект и предмет социально-экономической географии. На наш взгляд, в этом определении необходимо уточнить, что имеется в виду взаимодействие с географической природой (климат, сток, рельеф), а не с любыми природными явлениями и процессами. Идет ли речі) о рациональной территориальной организации производительных сил, о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, анализируются ли территориально-производственные комплексы (ТПК) и экономические районы, энергетические и транспортные системы, системы расселения, промышленные узлы или агропромышленные комплексы, - географическим аспектом исследования всегда является учет именно природно-географических условий.
Однако сложные хозяйственные проблемы, которые приходится решать в современном обществе, не могут ограничиться только географическим анализом. На социальные явления одновременно воздействует как множество различных природных, так и социальных факторов. При этом, і ііі наш взгляд, складывается и функционирует довольно сложная система. 11о она является объектом исследования социальной экологии, в которой географический аспект не всегда играет ведущую роль. В этом случае география «работает» на социальную экологию, и никто, кроме географов, не может квалифицированно оценить действие географических условий.
Географическая оболочка планеты как совокупность диалектических систем. Возникновение и развитие первичных географических систем, сущностью которых является тепловлагообмен между объектами гидросферы п тропосферы, привели к созданию особой географической оболочки Земли. Здесь существует постоянный обмен теплом и влагой не только внутри отдельных целостных систем, но и между самими этими системами в планетарном плане. Так, например, глобальное похолодание климата вызывает образование ледников и ледниковых шитов. А они образуются из влаги, испарившейся с поверхности Мирового океана. Это приводит к понижению уровня Мирового океана и, как следствие, к перераспределению суши и моря, изменению очертания материков, возникновению новых островов и т.д., и т.п. При этом целостность географической оболочки принципиально отлична от целостности слагающих ее систем. Потому законы строения, функционирования и развития географической оболочки являются особым предметом географической науки.

Географическая оболочка как особая материальная система была выделена А.А. Григорьевым в 1932 г. Развивая диалектико-материалистическое учение о формах движения материи, он предложил физико-географическую или просто географическую форму движения материи, которая является способом существования особой поверхностной оболочки. Эта географическая оболочка проходит три этапа развития: неорганический - органический - и этап, когда на географическую оболочку оказывает воздействие человеческое общество. Сущность первого, неорганического, папа развития географической оболочки составляют три взаимосвязанных и взаимообусловливающих процесса: климатический, гидрологический и геоморфологический. Именно на основе этих процессов возникает псе материальное содержание географической оболочки: моря океаны, по- кровные оледенения и ледники, озера и реки, воздушные массы, облака и облачные системы, а также скульптурные формы рельефа. На рассуждения Григорьева сильное влияние оказало представление о ландшафтах как объекте географии. Нельзя было представить географию без изучения живой природы. Поэтому второй этап развития географической оболочки связан с возникновением жизни. Происходит включение ее процессов во взаимодействие с климатическим, гидрологическим и геоморфологическим процессами. Ученый считал, что содержание географической оболочки с появлением жизни становится богаче, и при этом сохраняется устоявшееся мнение о ландшафтах как основных объектах географии. Третий этап развития географической оболочки характеризуется воздействием общества на климатический, гидрологический, геоморфологический, а также фито- экологогеографический и зооэкологогеографический процессы.
К сожалению, в философской литературе того времени проблема форм движения материи не разрабатывалась. Отсутствие философской методологии отрицательно сказалось на судьбе основополагающей концепции Григорьева. В этой связи им самим были допущены серьезные ошибки.
Во-первых, сущность диалектической системы не может меняться от этапа к этапу. Неорганическая сущность географической оболочки должна сохраняться на всех этапах ее развития. Это его первая методологическая ошибка. Во-вторых, Григорьев, отдавая дань представлению о содержании географической науки, когда и живая природа является объектом исследования в ландшафтоведении, включил в состав географической оболочки, а значит, и географической формы движения материи биологическую форму движения. Это его вторая методологическая ошибка. Биологическая форма движения как высшая не может входить в состав низшей, географической, так как последняя не создает биологических объектов. В-третьих, ученым была нарушена собственная логика рассуждений. Почему биологическая форма движения материи входит в состав географической оболочки, находясь в ее пределах, а человеческое общество, тоже расположенное внутри географической оболочки, в ее состав не входит?
Все это говорит о том, насколько сильными были представления о ландшафте как объекте географии и как они «мешали» введению в географию методологии форм движения материи.

Носителем географической формы отражения являются объекты гидросферы, которые специфическим образом реагируют на состояние тропосферы и благодаря этому поддерживают тепловлагообмен между ними. А.И. Воейков еще в начале XX в. предсказывал существование особой географической формы отражения. Он говорил о водных объектах, которые по-особому реагируют на состояние тропосферы. Воейков называл «реки и озера зеркалом климата» или «зеркалом изменений климата». При этом данные объекты как географический вид материи генетически и структурно связаны с видом материи ранее возникшей на планете геологической формы движения. Все объекты гидросферы состоят из особого минерала или горной породы - воды или льда.
Географическая форма движения, а следовательно, и географическая реальность являются высшим этапом развития неорганической природы на планете и вместе с тем тупиковой ветвью развития на Земле. Поэтому социальной форме отражения предшествует не географическая форма отражения, а биологическая, которая возникает после химической формы отражения.
Более того, неустоявшаяся терминология также затрудняла решение проблемы и приводила к серьезным критическим замечаниям. Некоторые географы, не соизмеряя содержание ландшафтной оболочки с географической оболочкой по Григорьеву, обвиняли его «в идеалистическом отрыве движения от материи», утверждая, что, согласно его концепции, воздушные массы как бы плавают над ландшафтами. Следовательно, климатический процесс оторван от ландшафта.
Подход к определению географической реальности с помощью концепции географической формы движения материи помогает разобраться и в таком трудном и важном для географии вопросе, как соотношение географической оболочки и ландшафтной сферы.
Ландшафтная сфера Земли как совокупность корреляционных систем. Природные ландшафты возникают на планете только в условиях географической оболочки и очень сложно соотносятся с ней. В ландшафте нет общего процесса, который бы создавал все его компоненты - объекты географической и биологической реальности. Рельеф, тепло и влага входят и состав географической оболочки, а почвы, микроорганизмы, растительный и животный мир имеют биологическую сущность и являются объектами биосферы, состоящей из биогеоценозов. Однако как экосистема, в которой биологические компоненты адаптируются к географическим, коррелируют с их свойствами, ландшафт является особой системой, частично входящей в содержание географической оболочки, а частично в состав биосферы. Но ландшафты отличаются от диалектических систем - і юсителей географической формы движения материи еще и по вертикальной мощности. Если, например, вертикальная мощность воздушных масс тропосферы достигает 8-16 км, а в целом мощность географической оболочки определяется, согласно некоторым оценкам, в 30-35 км, то вертикальная мощность ландшафтной сферы не превышает всего 200 м. Таково, например, представление о соотношении географической оболочки и ландшафтной сферы в работах Ф.Н. Милькова.

Все это говорит о том, что, во-первых, нельзя отождествлять географическую оболочку и ландшафтную сферу. Это разные по сущности и содержанию реальности. Во-вторых, ландшафтная сфера лишь частично (например, скульптурные формы рельефа) входит в географическую оболочку, сильно уступая ей по вертикальной мощности. В-третьих, если географическая оболочка является объектом физической географии, то ландшафтная сфера - объектом ландшафтоведения как особой географической науки. Но ландшафтоведение нельзя отождествлять с частными физико-географическими науками, так как ее объект имеет совсем другую сущность.
Между природными ландшафтами существует определенная связь. Посредством биологических и географических компонентов они обмениваются веществом и энергией, специфическим образом воздействуют друг на друга. А так как корреляционные связи слабее взаимодействия (частный случай корреляции), то системность ландшафтной сферы намного слабее системности географической оболочки.
Культурная (социоприродная) сфера Земли как совокупность корреляционных систем, изучаемых социально-экономической географией. Подобно ланд- шафтоведению, которое изучает ландшафтную сферу, состоящую из таких корреляционных систем, как ландшафты, социально-экономическая география изучает мир как совокупность особых корреляционных систем. В таких системах социально-экономические процессы и явления адаптируются или коррелируют с их физико-географическими компонентами. Более того, эти территориальные социально-экономические системы определенным образом воздействуют друг на друга и тем самым образуют особую оболочку планеты. Современная социально-экономическая география не только рассматривает ее как целостную систему, но изучает законы ее внутренней дифференциации, совместное функционирование и влияние друг на друга слагающих ее систем. В социально-экономической науке принято выделять определенную субординацию территориальных общностей по уровням: крупные регионы, отдельные страны, социально- экономические районы и т.д. «Такое деление должно отвечать определенному правилу: наиболее общие и существенные особенности данной территориальной единицы должны отличать ее от других единиц того же уровня, но обязательно проявляться во всех входящих в нее территориальных единицах следующего, более низкого уровня»1. Самым трудным вопросом здесь также является представление о географическом критерии выделения этих систем. Так, при выделении макросистем общепринятый географический критерий - деление мира на континенты - вызывает целый ряд вопросов и в решении некоторых проблем неприемлем.
Трудность определения географического критерия связана с тем, что по мере развития цивилизации значение многих географических факторов заметно снижается или даже сводится к нулю. Но если это верно по отношению к развитию техники транспорта и связи, то в области духовно-культурной жизни влияние географического фактора остается весо-
" Социально-экономическая история зарубежного мира. М., 2001. С. 13.

ммм. Наиболее наглядно это проявляется в различии языков, религий, образа жизни, живописи, поэзии, музыки, танца и т.п. Вся история материальной и духовной культуры народов всегда была тесно связана с мриродно-географически ми условиями жизни. Любой этнос представляет собой элемент корреляционной системы, в которой его материальная и духовная культура адаптируется к природным условиям. Важнейшими факторами, воздействующими на него, являются прежде всего факторы физико-географические.
Вот почему в определение понятия культуры должны входить не только человек и результаты его культурной деятельности, но и те природные факторы, с которыми коррелируются социальные явления. Вот почему социосфера как оболочка, состоящая из таких диалектических систем, как отдельные страны, сама, в свою очередь, входит в состав более широкой по объему оболочки, состоящей из корреляционных систем типа общество и его географическая среда (здесь социологическое понятие, обозначающее исторически меняющуюся совокупность природных условий существования общества). В социально-экономической географии нас интересует не вся природа, воздействующая на общество, а только роль географических факторов. Вот почему некоторые авторы отмечают: «Определение макрорегиона можно свести к следующей формулировке: макрорегион мира - исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях». Оболочка планеты, состоящая из подобных макро- и микросистем, в которых социально-экономические компоненты адаптируются к физико-географическим условиям, является объектом исследования социально-экономической географии.
Таким образом, основным критерием выделения материальных географических систем различного типа или критерием географичности исследования выступает их тесная связь с такими физико-географическими факторами, как климат, сток и рельеф.
На основе системного анализа объектов географических дисциплин можно сделать вывод о том, что география изучает не только собственно географическую реальность (климат, сток и рельеф), но и такие системы, которые представляют собой результат воздействия этой физико- географической реальности на объекты других наук.

Понять место географии среди наук и ее внутреннюю структуру без глубокого и всестороннего изучения самой географической реальности и ее связи с реальностями, которые изучаются другими науками, нельзя. Распространенным недостатком в изучении современной географии, на наш взгляд, является то, что ученые, изучающие отдельные раз- делы географии - физической или социально-экономической - стремятся абсолютизировать свой объект (и предмет исследования), представить его как эталон истинно географического исследования. Упоминание абсолютизации не является оговоркой, ибо объекты обеих географий имеют дело с «географичностью», но только в разной степени. Однако это не мешает им понимать географию как единую науку, составными частями которой выступает физическая и социально-экономическая географии.
Все трудности начинаются сразу же с выяснения «географичности». Однако это собственный недуг географии, и она с ним справится. Больший вред наносят географии абстрактные теоретизирования и философствования о единстве географии, оторванные от фактического содержания самой географии.
Итак, место географии в генетической классификации наук, построенной по формам движения материи, определяется положением географической формы движения материи среди других форм движения, так как именно с ней связано появление географической реальности на Земле. При этом между науками постепенно складываются такие же отношения, как и между формами движения. Например, генетическая и структурная связь между высшими и низшими формами движения также отражается в содержании наук об этих формах движения. В ряду форм движения: группа физических - химическая - геологическая - географическая последняя является высшим этапом неорганического развития планеты, как бы тупиковой ветвью в эволюции форм движения неживой природы. Но значение географической формы движения материи в развитии планеты трудно переоценить. Только наличие географических условий приводит к возникновению жизни, особенно ее развитых форм, и появлению разумной цивилизации. Геологическая и географическая формы движения материи - необходимое условие для возникновения на планете биологической и социальной форм движения. Только в этих условиях другая ветвь форм движения, идущая от группы физических через химическую форму движения, продолжает развитие планеты к биологической, а затем и к социальной форме движения.
Таким образом, если учесть, что с каждой формой движения материи связана особая материальная реальность, а данные современной науки только подтверждают значимость географических условий в развитии планеты, то можно сделать вывод о том, что география относится к числу основных наук. Но строение географии, обусловленное особым положением ее главного объекта как высшего этапа развития неорганической природы, достаточно сложное. Так, со стороны сущности самой географической формы движения материи (единство климатического, гидрологического и геоморфологического процессов), которая выступает способом существования географической реальности, география является естественной наукой.

Ьолее того, соотношение географической реальности с объектами биосферы рождает природные ландшафты, и ландшафтоведение также относится к естественным географическим наукам, за исключение того ландшафтове- депия, которое изучает культурные ландшафты и относится к общественным наукам. Все разделы социально-экономической географии, изучающие территориальные системы, в которых системообразующими компонентами являются географические факторы (климат, стоки рельеф), относятся к числу общественных географических наук. Заметим, что ни ландшафтоведение, ни социально-экономическая география своим предметом не имеют собственно биологических или социальных законов соответственно. Они изучают законы объектов, состоящих из элементов географической и биологической реальности - ландшафтоведение, и географической и социальной реальности - социально-экономическая география. У географии, как у бабочки, два крыла: географическое естественно-научное (ландшафтоведение) и географическое общественное (социально-экономическая география). В обоих случаях системообразующими являются физико-географические условия. Тело такой бабочки образует физическая география, которая имеет свой объект - географическую реальность (географическая форма движения материи). Физическая география подразделяется на частные физико-географические дисциплины, которые изучают основные компоненты географической реальности: объекты гидросферы, тропосферы и скульптурные формы рельефа. Таким образом, целостность географии обусловлена самой географической реальностью. Любое географическое исследование, любая географическая наука обязательно связаны с климатом, стоком и рельефом.

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. В настоящее время существует много проблем в развитии географического образования. Развитию географической науки сегодня мешает общая для всех проблема - недостаточное финансирование. Негативное действие оказывает икоммерциализация ряда вузовских специальностей. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и перегiодготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов. динамично развивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства. К этому можно добавить увеличивающийся с каждым годом поток информации, с которым приходится работать учителю. Функции учителя усложнились:

личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. дело не только в этом, но и во влиянии науки на содержание школьного курса, на определение главных его направлений, на воспитание географического мышления, на создание географической культуры, на постановку и решение в школе таких простых проблем, которые важны для народного хозяйства и науки и доступны для школы. Важно, чтобы дело не сводилось к общим словам, а природа и общество в этих программах и учебниках действительно взаимодействовали на разных уровнях, в разных формах, с разными результатами. В конце концов выпускники школы на всю жизнь должны получить основной заряд представлений о типах, масштабах и значении обмена веществ между человеком и природой, превращения биосферы в ноосферу В школьном курсе географии и тема охраны природы иначе звучит, чем, скажем, в курсе биологии. Географа интересует вопрос, как сохранять и умножать благоприятные стороны развития природы в процессе ее хозяйственного использования, как вести борьбу с грозными стихиями природы в разных географических и социально-экономических условиях.

Персоналии, труды, даты.

Термин «Парадигма » - Кун , 1962 г.

Саушкин , 1976 г., выделил 8 периодов развития науки

Древний мир.

Египет : карты звездн.неба, календарь, тонное время, папирус.

Месопотамия : колесо, орошаемое земледелие, астрономия, кирпич.

Вавилон : мера исчисления, звездн.небо, гидротехнич.сооружения.

4 -2 в.до н.э. – Великая Китайская стена

Греция : «центр мира», рабовлад.строй, города-гос-ва, натурфилософия – основа гео.

Фалес – основоположник милетской школы, вода – начало, З. – плоский плавающий в воде диск.

Анаксимандр – «О природе», З. Висит в воздухе, положил начало др. греч. геогр.

Анаксимен – воздух.

Гераклит – «Сочинение о природе», цикличность, осн. з-н природы – испарение. «Все течет – все меняется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Гекате – «Родословная», «Геопериодус» (Землеописание) – основоположник описательного метода в гео, принцип достоверности.

Геродот – «История» (9 книг)

Демокрит – влияниеокр. ср. на человека.

Эпикур – вечность материи

Пифагор – назвал остров Британия, достоверные сведения о приливах.

Парменид – говорил о шарообразности З.

Евдокс Книтский – тепловые пояса

Аристотель – «Метеорологика» - геоцентрич.СИ, «Политика» - влияние прир. факторов на человека.

Гиппократ – «О воздухах, водах и местностях».

Эратосфен – «Географики» - область знаний гео., рассчитал осн. параметры земн. шара

Гиппарх - широта и долгота, длина меридиана в 1 гр.

Рим: решали практические вопросы

Страбон – «География» (17 книг), философская школа стоиков

Птолемей – «Великое построение астрономии», «Руководство по гео» (1ый атлас), хорография/описание и география/математич.знания.

Плиний ст. – «Скандинавия»

Средневековье.

Козьма Индикопол – «Христианск. топография», 547 г. – отвергается шарообразн. З.

Исидор, епископ Севильский - «Этимология» - задача ученого объяснить тайны божественного промысла.

Эрик Рауди/Рыжий – открыл Гренландию, 986 г.

Якуби – «Книга стран»

Истархи – «Климаты», 961 г.

Аль Бируни – «Канон Масуда»

Ибн Батута – «Подарок наблюдателям по части диковинных городов и чудесных путешествий»

Марко Поло – «О разнообразии мира»

Альберт Великий - термин «вечные снега»

Боссуэш – «Образ мира»

Фра -Маур – «Карта мира», 1457-59 гг., достижения мореплавателей к 15 в.

Возникает книгопечатанье

Золото - торговый эквивалент

Принц Энрики – руководитель ордена тамплиеров, обсерватория, верфь, корабли

Педро де Кавальяно – путь в Азию, Индию по суше

Бартоломео Диаш - …по морю

Альфонс Альбукери – достиг Молуккских о-вов.

Америго Веспуччи – исслед. северное побережье Ю. Америки

Вайдземюлер – «Введение в космографию»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина "_____" __________________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ Направление подготовки 021000 География Магистерская программа Ландшафтное планирование Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Современные проблемы географии» являются формирование у студентов комплексного представления об основных закономерностях и особенностях организации глобального природного и социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделением основных проблем природного и социально-экономического развития в современный период, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистра Дисциплина читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл дисциплин. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке магистров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Физическая география России», «Физическая география материков и океанов», «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Основы территориальной организации общества», «Политическая география и геополитика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы географии» ОК - 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОК - 4. Обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК - 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК - 6. Использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей. ПК - 1. Формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований. ПК - 4. Использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований; ПК - 5. Знать историю географической науки, методологические основы и теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:  теоретические основы и базовые представления физической, экономической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в системе «природа - население - хозяйство», а также о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием географического (территориального) разделения труда на глобальном уровне;  общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах физической, экономической и социальной географии, об основных научных направлениях в географической науки. Уметь:  излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;  оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах;  составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы  применять на практике научные знания и навыки. Владеть:  навыками работы со специализированной литературой;  методологией страноведческого исследования;  знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;  навыками анализа территориальной дифференциации природноресурсных, социальных, природных и экономических явлений в разных странах и регионах мира. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). 1. 2. Методологические проблемы географии 4. Гносеологические проблемы географии 5. Проблемы методов географических исследований. 6. Теоретические проблемы в географии. 7. Прикладные проблемы в географии 8. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 9. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 10 Концепция риска природных и. техногенных проявлений. Всего 3. Лекции 5 2 Самостоятельная работа 4 1 Практические 2 3 Объектно-предметная сущ3 ность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Метатеоретические проблемы. 3 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Семинары 1 Неделя семестра Раздел дисциплины Семестр № п/п 6 7 8 2 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) 9 Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль кон- кон- 2 2 6 3 3 2 6 3 4 2 4 3 5 4 4 3 6 4 6 3 7 2 4 3 8 2 4 6 3 9 2 2 2 Устный контроль 3 10 2 2 24 42 Устный контроль Зачет 6 конконконконконкон- Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. Проблемный подход в науке. Понятие научной проблемы. Классификация проблем в географической науке. Методологические, метатеоретические, теоретические, научнометодические и прикладные проблемы в географии. География как открытая информационная система. Связи географии с другими науками: философией, социологией, историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, кибернетикой, экологией, медициной, демографией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географической науки. Метатеоретические проблемы. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. Основные метатеоретические проблемы: проблемы объекта, предмета, содержания, задач и функций, места географии в системе научного знания и механизм ее функционирования. Методологические проблемы географии. Общеметодологические основы географии. Пространство и время в географии. Проблемы методов общественно-географических исследований. Категории «особенность» и «закономерность» в географии. Гносеологические проблемы географии. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. Основной и частные общественно-географические законы. Теоретический и эмпириический уровни познания. Алгоритм формирования истинных знаний. Цикл научного исследования. Цели познания. Сенсуальный (чувственный) и рациональный (абстрактно-логический) подходы. Методический арсенал географии. Пути научного познания. Общественная практика как фундаментальный критерий географических истин. Семиотические проблемы экономической и социальной географии. Проблемы языка географии. Проблемы методов географических исследований. Связь научного метода с научными подходами и приемами. Превращение положений, выводов и принципов науки в методы исследования и преобразовательной деятельности. Теория как метод и метод как теория. Си- стема методов, применяемых в общественно-географических исследованиях. Принципы объективности, движения и развития, историзма, взаимообусловленности и взаимодействия явлений и процессов. Парные категории: причина-следствие, форма-содержание, количество-качество, сущность-явление, необходимость-случайность. Общенаучные методы: системный анализ и синтез, моделирование, формализация, идеализация. Перспективы использования аксиматико- и гипотетико-дедуктивного метода. Метод прогнозирования. Роль математических методов и компьютеризации. Специальные методы: картографический, балансовый, аналоговых ареалов, полевой. Общественно-географический эксперимент. Усиление роли дистанционных методов Теоретические проблемы в географии. Теоретические проблемы территориальной организации общества. Проблемы иерархии территориальной организации общества. Социальногеографические аспекты взаимодействия природы и общества. Неустойчивая биосфера и социобиосферный этап развития системы «общество-природа». Современные проблемы учения о ландшафте. Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования эколого-экономических районов. Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. Проблемы общественно-географических связей и отношений. Прикладные проблемы в географии. Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. Политические и экологические проблемы. Экономические и демографические проблемы. Продовольственная и энергетическая проблема. Пути совершенствования географического образования (проблемы высшего образования, содержательный уровень и структура учебных дисциплин в вузах РФ, пути совершенствования высшего образования, проблемы школьного географического образования). Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. Экономическая и социальная география как сложная система научных дисциплин. Процессы интеграции и дифференциации Ю.Г.Саушкина, Б.Н.Семевского, А.М.Колотиевского, А.Т.Ващенко и др. «Точки роста» в структуре экономической и социальной географии. Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. Проблемы развития и организационного механизма функционирования. Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. Географи- ческие дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. Вопросы методологии. Географический подход. Природный мир геоверсума и социум. Социобиосферная концепция и концепция культурного ландшафта. Модель поляризованного культурного ландшафта. Социобиосферный уровень. Региональный уровень ноосферных цивилизаций. Проблема оптимизации природной среды. Глобальные проблемы и география. Глобальная экологическая катастрофа и поиск стратегии выживания. Концепция риска природных и техногенных проявлений. Абиотические, биотические, биокосные, социально-техногенные, духовные компоненты природы и общества. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. Перечень семинарских занятий 1. Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. 2. Положение географии в системе научного знания. 3. Метатеоретические проблемы. 4. Методологические проблемы географии. 5. Гносеологические проблемы географии. 6. Проблемы методов географических исследований. 7. Теоретические проблемы в географии. 8. Прикладные проблемы в географии. 9. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 10.Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 11.Концепция риска природных и техногенных проявлений. 5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы) При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. До- клады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях. При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением. Темы рефератов: 1. Информационно-проблемная парадигма в географической науки 2. Проблемы глобального развития в географической науки 3. Концепция устойчивого развития 4. Проблемы общей структуры географической науки 5. Проблемное и конструктивное страноведение 6. Стратегии развития стран мира 7. Сквозные направления в географической науки 8. Дифференциация и интеграция в географии 9. Геополитика: современный взгляд географа 10. Геоэкономика: современный взгляд географа 11. Проблемы войны и мира: новые аспекты 12. Деградация глобальной экологической системы 13. Концепции природопользования 14. Демографический взрыв: вчера, сегодня, завтра 15. Экологические проблемы городов 16. Экономические проблемы городов 17. Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты 18. Энергосырьевая проблема и пути ее решения 19. Глобальные прогнозы 20. Глобальные проекты 21.Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 22.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Рекомендуемая литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. 3. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007 4. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 5. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 9. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 10.Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 11.Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Современные проблемы географии» 1. Объект и предмет современной географии. 2. Внутренняя структура географической науки. 3. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. 4. Классификация проблем в географической науке. 5. География как открытая информационная система. 6. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. 7. Общеметодологические основы географии. 8. Проблемы методов общественно-географических исследований. 9. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. 10.Методический арсенал географии. Пути научного познания. 11.Связь научного метода с научными подходами и приемами. 12.Общенаучные и специальные методы в географии. 13.Теоретические проблемы территориальной организации общества. 14.Социально-географические аспекты взаимодействия природы и общества. 15.Современные проблемы учения о ландшафте. 16.Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования экологоэкономических районов. 17.Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. 18.Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. 19.Проблемы общественно-географических связей и отношений. 20.Пространственно-временная организация общества и природы. 21.Культурный ландшафт. Модель поляризованного культурного ландшафта. 22.Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. 23.Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. 24.Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. 25.Географические дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 26.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. 27.Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. 28.Социобиосферная концепция. Проблема оптимизации природной среды. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. б) дополнительная литература: 1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 2. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 3. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 4. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 5. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 8. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. 9. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань.1987. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научнометодическому обеспечению деятельности в области регионального маркетинга. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 - География и магистерской программе «Ландшафтное планирование». Автор: Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой экономической географии, к.г.н., доцент А. М. Демин Декан географического факультета, д.г.н., профессор В. З. Макаров

География - наиболее древняя отрасль знаний. Ее корни уходят в глубь веков намного дальше, чем, например, физики, химии, биологии и других наук.

География сегодня - это понимание взаимосвязей природных и общественных процессов и явлений, более того, умение их предсказывать. При современных географических исследованиях на давно известных территориях ученые делают множество новых, иногда поразительных открытий. Но это не обнаружение новых объектов, а открытие географических закономерностей в природе и в обществе.

Географические науки всегда имели практическое назначение. В прошлом они снабжали общество преимущественно справочной информацией. Теперь практическая роль географии определяется прежде всего ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества. Обострение этих проблем лишний раз доказывает, что географические исследования должны иметь предваряющий характер. Предшествование всесторонних географических исследований разработке и утверждению любых проектов особенно важно тогда, когда вмешательство человека в природу может иметь планетарные последствия.

Экологическую проблему нельзя решить без участия ученых всего комплекса географических наук. А поскольку эта проблема тесно связана с другими глобальными проблемами человечества, то география поднимается на качественно новый уровень. На первое место выходит конструктивная география, задача которой не только анализировать последствия вмешательства в природу, но и прогнозировать их.

Вся трудность географических исследований состоит в том, что в поле зрения географов попадают не только сложные природные явления и процессы, но и не менее сложные закономерности развития хозяйства. Односторонний подход к их решению, игнорирование тесных взаимосвязей и стали причиной появления главной проблемы современности, получившей название «взаимодействие природы и общества».

Осознание человеком сложности этой проблемы привело к появлению такого метода исследования, как мониторинг. Мониторинг (от латинского «тот, кто напоминает, предупреждает») - сложная информационная система, основная задача которой состоит в наблюдении и оценке состояния природной среды, испытывающей антропогенное влияние. В настоящее время наиболее развитая часть мониторинга - наблюдение за загрязнением воды и воздуха. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рационального (от латинского «разумный») использования природных ресурсов, сохранение природного равновесия.

Эффективность мониторинга может быть обеспечена только во время проведения исследований на трех уровнях: локальном (местном), региональном (материки, океаны и их отдельные части) и глобальном (географическая оболочка).

В процессе мониторинга применяются различные научные и технические методы и средства исследований. Сохраняют свое значение и традиционные методы сбора информации - стационарные и дрейфующие научные станции. Особенно важны наблюдения в биосферных заповедниках, где отслеживается влияние человека на «эталоны» природных комплексов. Однако в последнее время все большее значение приобретают методы космического землеведения. (Вспомните, что это такое.) Они основываются на дистанционном всестороннем изучении географической оболочки с космических аппаратов.

Большой объем информации, который при этом получают, дает возможность не просто регистрировать, но и прогнозировать определенные изменения, которые возникают в природе при хозяйственной деятельности. Географические прогнозы бывают метеорологические (например, прогнозы погоды), гидрологические - предупреждение половодий, селей и т. д.

Но наиболее эффективны комплексные прогнозы, то есть такие, которые предусматривают будущие изменения в природном комплексе. Пренебрежение именно таким прогнозом, например, привело к известным экологическим катастрофам Аральского моря, Кара-Богаз-Гола в Центральной Азии, зоны Сахеля в Африке и многих других.

Мониторинг природной среды требует совместных усилий всех стран мира. Ни одна из них не может в этой ситуации вести себя по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Все, что происходит в географической оболочке, рано или поздно коснется каждого из нас.

Человечество, наконец, осознало это и начало создавать глобальную систему защиты географической оболочки на основе широкого международного сотрудничества.

Практическая роль географии определяется ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества.

Оценка состояния географической оболочки осуществляется с помощью мониторинга.

Конструктивная роль географии проявляется в географическом прогнозе.

Глобальность проблемы взаимодействия общества и природы обусловливает широкое международное сотрудничество.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные