Орфограммы в окончаниях слов. Повторение изученного за год

Успех приходит только к тем людям, которые способны объединять в себе все знания и вовремя их применять. Используя мощнейший ритуал «Ключ к успеху», вы сможете привлечь удачу и изобилие, когда это действительно необходимо.

Как правило, богатые и счастливые люди духовно развиты и несут в мир добро. Их секрет заключается в умении сочетать эзотерические и духовные практики, а также вовремя действовать и предпринимать шаги к достижению своей цели. Ведь понять, когда нужно что-то предпринять, а в какие моменты лучше переждать, может только человек с отлично развитой интуицией и определенными знаниями в необходимой сфере деятельности.

Особенности ритуала

Этот способ применяется только в том случае, когда вы четко знаете, чего хотите. Если у вас нет конкретной цели, то такой заговор не поможет. Он работает таким образом, что начинает к вам притягивать нужные ситуации и людей, а завершить начатое и суметь поймать удачу следует самостоятельно.

Такой ритуал нельзя применять слишком часто для мелких задач. Ставьте перед собой глобальную цель, а разбить ее на несколько этапов вы всегда успеете. Именно поэтому вам надо определится с желанием . Многие, получив поддержку однажды, остаются успешными на всю жизнь, но если вы будете использовать этот способ по мелочам, то он вскоре потеряет свою силу.

Ритуал «Ключ к успеху»

Для его проведения вам понадобится большой, желательно старинный ключ и соответствующий к нему замок. Чем старее будут эти предметы, тем лучше. Если же вы не нашли такой антиквариат, подойдет и обычный навесной замок с ключом. Но в данном случае следует взять эти предметы довольно большого размера.

Также приготовьте свечу красного цвета , но она не должна быть слишком толстой. Выберете средний размер, чтобы дать ей полностью догореть за пару часов. Проводить все действия нужно в одиночестве и в солнечное время. Если на улице пасмурно, перенесите ритуал на другой день.

Зажгите свечу и сядьте напротив нее. Возьмите закрытый замок в левую руку, а ключ — в правую. Начните его отпирать и проговаривайте три раза: «Как этим ключом замок открываю, так и удачу к себе привлекаю. Где я, там и удача моя, и открытые для меня двери. Аминь ».

После этого положите открытый замок рядом со свечой и подождите, пока она прогорит. Когда огонь погаснет, соберите все остатки от свечи в бумажку. В этот же или на следующий день идите в лес и там повесьте замок на любое дерево. Ветку нужно выбрать потолще, чтобы ваш успех никуда не делся. А если вы найдете деревце с тонким стволом и используете его, это будет идеальным вариантом.

Итак, вы определились с деревом, теперь заприте замок ключом с следующей фразой: «Слово сказано, дело сделано. Ключ. Замок. Язык ». Воск с бумажкой положите рядом на землю. Уходите не оглядываясь.

Ключ возьмите с собой и никому не показывайте, а дома положите его в укромное место. В моменты, когда вам нужна помощь, берите его в руки, подержите немного и прошепчите свое желание. Также его можно брать с собой на важные встречи в качестве талисмана.

Однако не стоит думать, что после проделанных действий вам ничего не надо делать. Заговоры и ритуалы воздействуют на наш энергетический уровень , но чтобы получить желаемое, нам нужно предпринимать определенные шаги в реальном мире. Верьте в себя, доверяйте Высшим Силам и не забывайте нажимать на кнопки и

Стол [стóл] - 4 звука, 4 буквы; дверь [д’в’э́р’] - 4 звука, 5 букв; пяльцы [п’áл’цы] - 5 звуков, 6 букв; июнь [иjýн’] - 4 звука, 4 буквы; мол [мóл] - 3 звука, 3 буквы; моль [мо́л’] - 3 звука, 4 буквы; льёт [л’jóт] - 4 звука, 4 буквы; пыл [пы́л] - 3 звука, 3 буквы; пыль [пы́л’] - 3 звука, 4 буквы; крик [кр’и́к] - 4 звука, 4 буквы; крыт [кры́т] - 4 звука, 4 буквы; ель - 3 звука, 3 буквы; эль [э́л’] - 2 звука, 3 буквы; вить [в’и́т’] - 3 звука, 4 буквы; выть [вы́т’] - 3 звука, 4 буквы; степь [с’т’э́п’] - 4 звука, 5 букв; тёмный [т’óмныj] - 6 звуков, 6 букв; плюш [пл’ýш] - 4 звука, 4 буквы; плющ [пл’ýщ’] - 4 звука, 4 буквы; шёлк [шóлк] - 4 звука, 4 буквы; щёлк [щ’óлк] - 4 звука, 4 буквы; туш [тýш] - 3 звука, 3 буквы; тушь [тýш] - 3 звука, 4 буквы; шок [шóк] - 3 звука, 3 буквы; щёк [щ’óк] - 3 звука, 3 буквы; вял [в’áл] - 3 звука, 3 буквы; цинга [цынгá] - 5 звуков, 5 букв; ширь [шы́р’] - 3 звука, 4 буквы; жир [жы́р] - 3 звука, 3 буквы.

Упражнение 2

  1. гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных: пел [п’э́л] - 3 звука, 3 буквы; сел [с’э́л] - 3 звука, 3 буквы; шлю [шл’ý] - 3 звука, 3 буквы; пять [п’áт’] - 3 звука, 4 буквы; внять [вн’áт’] - 4 звука, 5 букв; скрипя [скр’ип’á] - 6 звуков, 6 букв; слюда [сл’удá] - 5 звуков, 5 букв; люди [л’ýд’и]- 4 звука, 4 буквы;
  2. гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных: уеду [уjэ́ду] - 5 звуков, 4 буквы; знают [знájут] - 6 звуков, 5 букв; жую [жуjý] - 4звука, 3 буквы; жуёт [жуjóт] - 5 звуков, 4 буквы; сиять [с’иjáт’] - 5 звуков, 5 букв;
  3. гласные буквы е, ё, ю, я находятся в начале слова: ел - 3 звука, 2 буквы; ешь - 3 звука, 3 буквы; ёлку - 5 звуков, 4 буквы; яму - 4 звука, 3 буквы; юла - 4 звука, 3 буквы; ясли - 5 звуков, 4 буквы; ясный - 6 звуков, 5 букв;
  4. гласные буквы е, ё, ю, я находятся после разделительных ъ и ь: съел [сjэ́л] - 4 звука, 4 буквы; съёмный [сjóмныj] - 7 звуков, 7 букв; ничья [н’ич’já] - 5 звуков, 5 букв; вьюн [в’jýн] - 4 звука, 4 буквы; ружьё [ружjó] - 5 звуков, 5 букв; вьюжит [в’jýжыт] - 6 звуков, 6 букв; изъять [изjáт’] - 5 звуков, 5 букв.

Упражнение 3

Звук [j] обозначается на письме несколькими способами:

  • а) после гласных и на конце слова - буквой й : Тверской , последний , дневной , скамей ках, чёрной , сеткой , ветвей , ветхий , провисший , наглый , второй ;
  • б) в начале слова - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [j] и соответствующего гласного: я , е го, е го, е го;
  • в) между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [j] и соответствующего гласного: проникавшая , неподвижные , похожее , собирая сь, мое му;
  • г) на наличие звука [j] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я : тяжестью , пья ных, к счастью .

Упражнение 4

Го-лыш (го-лыш), го-лы-шом (го-лы-шом), ер-шом (ер-шом), у-ра-ган (ура-ган), тюр-бан (тюр-бан), ор-ган (ор-ган), си-я-тель-ный (си-я-тель-ный), плё-но-чный (плё-ноч-ный), о-бго-нять (об-го-нять), бе-сспор-ный (бес-спор-ный), га-мма (гам-ма), бе-ссро-чный (бес-сроч-ный), у-бо-ро-чный (убо-роч-ный), у-ро-ждё-нный (урож-дён-ный), и-зго-ло-вье (из-го-ло-вье), но-ве-лла (но-вел-ла), зу-бри-ла (зуб-ри-ла), ди-а-де-ма (ди-а-де-ма), те-ле-гра-мма (те-ле-грам-ма), эм-бле-ма (эм-бле-ма), паль-ма (паль-ма), ка-зар-ма (ка-зар-ма), ри-фма (риф-ма), фир-ма (фир-ма), тьма (один слог; не членится на части для переноса), я-ма (не членится на части для переноса), жел-ти-зна (жел-тиз-на), о-тчи-зна (от-чиз-на), ко-ро-ле-вна (ко-ро-лев-на), ведь-ма (ведь-ма), а-ре-на (аре-на), флей-то-чка (флей-точ-ка), ра-ди-о (ра-дио), то-чка (точ-ка), редь-ка (редь-ка), каль-ка (каль-ка), ву-аль-ка (ву-аль-ка), ка-лан-ча (ка-лан-ча), па-инь-ка (па-инь-ка), пе-ре-бран-ка (пе-ре-бран-ка), ду-блён-ка (дуб-лён-ка), я-щер-ка (ящер-ка), прей-ску-рант (прей-ску-рант), пе-ре-кра-и-ва-ться (пе-ре-кра-и-вать-ся), пе-ре-кра-и-вал-ся (пе-ре-кра-и-вал-ся), при-я-тный (при-ят-ный), сре-дства (сред-ства), о-су-ну-вший-ся (осу-нув-ший-ся), и-ску-сство (ис-кус-ство), дей-стви-я (дей-ствия), ра-спи-са-ни-е (рас-пи-са-ние), де-я-тель-ность (де-я-тель-ность), у-пал (не членится на части для переноса), пре-дста-ви-тель (пред-ста-ви-тель), во-жжи (вож-жи), ко-лле-ктив (кол-лек-тив), а-ппа-рат (ап-па-рат), ко-ми-сси-я (ко-мис-сия), ра-вно-пра-вный (рав-но-прав-ный), о-бъе-ктив (объ-ек-тив), бо-рю-тся (бо-рют-ся), рай-он (рай-он), со-тру-дник (со-труд-ник), въезд (один слог; не членится на части для переноса), вы-езд (вы-езд), по-дъезд (подъ-езд), ра-спра-ви-ться (рас-пра-вить-ся), по-дде-ла-ться (под-де-лать-ся), ра-ссы-па-е-тся (рас-сы-па-ет-ся), со-тру-дник (со-труд-ник), по-ды-то-жить (подыто-жить), и-споль-зу-я (ис-поль-зуя), ра-зы-скать (разыс-кать), на-ко-пле-нный (на-коп-лен-ный), о-тгру-зил (от-гру-зил), о-тгру-зи-тся (от-гру-зит-ся).

Упражнение 5

А-крó-поль, ал-ко-гóль, ал-фа-ви́т, а-нá-лог, а-по-стрóф, а-си-мме-три́-я, би-бли-о-тé-ка, боль-ши́-е срé-дства, бу-ла-вá, вéр-ба, вдо-вствó, ве-ро-и-спо-вé-да-ни-е, вью́-га, гý-се-ни-ца, га-зо-про-вóд, ге-ктáр, гум-нó, дó-гмат, дó-ллар, до-бы́-ча у-гля́, до-го-вóр, до-ку-мéнт, до-сýг, до-цéнт, дре-мó-та, е-ре-ти́к, жа-лю-зи́, за-ви́-дно, зем-ля́-нин, и-нá-че, ин-сýльт, ин-стру-мéнт, ка-та-лóг, ка-у-чýк, квар-тáл, ко-клю́ш, ко-ры́сть, кра-пи́-ва, кра-сá-вец, кре-мéнь, ма-га-зи́н, мастер-ски́, ме-та-ллур-ги́я, мо-ло-дёжь, на-мé-ре-ни-е, нар-ко-мá-ни-я, не-кро-лóг, о-бе-спé-че-ни-е, о-бщó, о-стро-гá, о-тзы́в де-пу-тá-та, пó-хо-ро-ны, вер-нý-ться с по-хо-рóн, го-тó-ви-ться к по-хо-ро-нáм, пýр-пур, па-ра-ли́ч, пар-тéр, псе-вдо-ни́м, рé-фе-ри, ра-кý-шка, свё-кла, бé-дны-е си-рó-ты, сла-би-нá, сла-вя-ни́н, сле-пéнь, снá-до-бье, со-зы́в съé-зда, де-пу-тá-ты пéр-во-го со-зы́-ва, со-плó, со-сре-до-тó-че-ни-е, стá-ту-я, сто-ля́р, тý-фля, та-мó-жня, тан-цó-вщик, тан-цó-вщи-ца, фа-кси́-ми-ле, флю-о-ро-грá-фи-я, хо-дá-тай-ство, цéн-тнер, це-мéнт, цы-гáн, чи́-стиль-щик, шéр-шень, ше-стер-ня́, шо-фёр, щé-бень, ща-вéль, ще-голь-ствó, э-кспéрт, э-пи-лé-пси-я.

Упражнение 6

Вода - во I -дá [вΛдá], водяной - во II -дя I -нó й [въд’и э нój], голова - го II -ло I -вá [гълΛвá], головушка - го I -лó -ву II -шка II [гΛлóвушкъ], аптека - а I -птé -ка II [Λпт’э́къ], победа - по I -бé -да II [пΛб’э́дъ], побеждать - по II -бе I -ждá ть [пъб’и э ждáт’], плата - плá -та II [плáтъ], заплатить - за II -пла I -ти́ ть [зъплΛт’и́т’], вёсла - вё -сла II [в’óслъ], веслом - ве I -слó м [в’и э слóм], балет - ба I -лé т [бΛл’э́т], начинать - на II -чи I -нá ть [нъч’инáт’], опекун - о II -пе I -кý н [Λп’и э кýн], мокрица - мо I -кри́ -ца II [мΛкр’и́цъ], обрывать - о II -бры I -вá ть [Λбрывáт’], обрезать - о II -бре I -зá ть [Λбр’и э зáт’], обременять - о II -бре II -ме I -ня́ ть [Λбр’ьм’и э н’áт’], жёсткий - жё -сткий II [жóск’иj], жестокий - же I -стó -ки й II [жы э стóк’иj], жёны - жё-ны II [жóны], женить - же I -ни́ ть [жы э н’и́т’], шофёр - шо I -фё р [шΛф’óр], Шотландия - Шо I -тлá н-ди II -я II [ШΛтлáнд’иjь], шёпот - шё -пот II [шóпът], шептать - ше I -птá ть [шы э птáт’], шеренга - ше I -рé н-га II [шы э р’э́нгъ], шёлк - шёлк [шóлк], шелковистый - шел II -ко I -ви ́-сты й II [шълкΛв’и́стыj], ледок - ле I -дó к [л’и э дóк], ледяной - ле II -дя I -нó й [л’ьд’и э нój], оледенеть - о II -ле II -де I -нé ть [Λл’ьд’и э н’э́т’], танцор - тан I -цó р [тΛнцóр], танцевать - тан II -це I -вá ть [тънцы э вáт’], оперение - о II -пе I -рé -ни II -е II [Λп’и э р’э́н’иjь], часы - ча I -сы́ [ч’и э сы́], часовой - ча II -со I -вó й [ч’ьсΛвój], красный - крá -сны й II [крáсныj], красное - крá -сно II -е II [крáснъjь], съедать - съе I -дá ть [с’jи э дáт’], взъерошить - взъе I -рó -ши ть II [вз’jи э рóшыт’], взъерепенить - взъе II -ре I -пé -ни ть II [вз’jьр’и э эп’э́н’ит’], восток - во I -стó к [вΛстóк], восточнее - во I -стó -чне II -е II [вΛстóч’н’ьjь], держит - дé р-жи т II [д’э́ржыт], держать - дер I -жá ть [д’и э ржáт’], выдержать - вы́ -дер II -жать II [вы́д’ьржът’], игра - и I -грá [игрá], в игре - в и I -грé [выгр’э́], переменить - пе II -ре II -ме I -ни́ ть [п’ьр’ьм’и э ни́т’], выше - вы́ -ше II [вы́шъ], дьяк - дья́ к [д’jáк], дьякон - дья́ -кон II [д’jáкън], дьячиха - дья I -чи́ -ха II [д’jи э ч’и́хъ], дьявол - дья́ -вол II [д’jáвъл], дьяволёнок - дья II -во I -лё -нок II [д’jьвΛл’óнък].

Упражнение 7

Ли нейка ([и] - ли ния), обле ниться ([и э ] - ле нь), ули чённый во лжи ([и] - ули ка), обле чённый властью ([и э ] - обле чь), си деть на стуле ([и] - си дя), се деть от горя ([и э ] - се д), напольные ве сы ([и э ] - ве с), прови сать под тяжестью ([и] - ви снуть), сне гирь ([и э ] - сне г), разре дить посевы ([и э ] - ре дкий), разря дить ружьё ([и э ] - разря дка), проме лькнуть ([и э ] - ме льком), осле пительный ([и э ] - сле пнуть), ли пучий ([и] - ли пкий), неизгла димый ([Λ] - гла дить), обгло дать кость ([Λ] - гло жет), погло щённый ([Λ] - гло тка), сви ла гнездо ([и] - ви ть), свела по лестнице вниз ([и э ] - вёл), приме рять платье ([и э ] - ме рить), прими рять врагов ([и] - ми р), посве тить фонариком ([и э ] - све т), посвя тить стихотворение матери ([и э ] - свя тки), зале зать на крышу ([и э ] - ле зть), зали зать рану ([и] - ли жет), чувствовать смя тение ([и э ] - мя ть), сметё нный мусор ([и э ] - мё л), умо лять о пощаде ([Λ] - мо лит), он ума ляет его заслуги ([Λ] - ма лый), приви дение в замке ([и] - ви деть), прове дение заседания ([и э ] - вё л), укро щение зверя ([Λ] - кро ткий), укра шение наплатье ([Λ] - укра сить), выла зка врага([Λ] - ла зить), собла зниться ([Λ] - собла зн), виноградная ло за ([Λ] - виноградные ло зы).

Упражнение 8

Безы нициативный, безы дейный, преди сполкома, безы мянный, взы грать, возы меть, изы скание, обы грать, сверхи зобретательный, супери дея, оты скать, поды скать, преды стория, преды юльский, нады ндивидуальный, Глави здат, контри ск, межи мпериалистический, сверхи ндустриализация, пани сламизм, суби нспектор, безы скусственный, транси орданский.

Упражнение 9

  1. Парные звонкие согласные: д а, след ует, перв ую, этог о, страшног о, майског о, в ечера, буд очки, в о, Б ронной, оказ алось, од ног о, челов ека.
  2. Парные глухие согласные: с ледует от мет ить , п ервую, с транность , эт ого, ст раш ного, майск ого, т ольк о, будочк и, вс ей [фс’ э́j], п араллельной, ок азалось , человека .
  3. Непарные звонкие согласные: сл еду[j ]ет, отм етить, пер ву[j ]ю стр анн ость, стр ашн ого, м ай ского, н е, толь ко, н о всей , алл е[j ]е, пар алл ельн ой М ал ой Бр онн ой , ул ице, н е, оказал ось, н и, одн ого, чел овека.
  4. Непарные глухие согласные: веч ера, будоч ки, улиц е, ч еловека.

Упражнение 10

  1. На мягкость согласного указывает ь : приключилась , странность , икать , провалилось , вернулось , столь , силь ный, бежать , малень кой, сажень , заметить , жизнь , кончилось , растворилось .
  2. На мягкость согласного указывают последующие гласные буквы е, ё, ю, я, и : при клю чилась, касающаяся , Бе рли оза, вне запно, пере стал, се рдце, мгнове нье, ве рнулось, засе вшей, в нё м, кроме , охвати л, не обоснованный, си льный, захоте лось, бе жать, Патри арших, бе з, огля дки , сгусти лся , пере д, ни м, соткался , граждани н, пре странного, ви да, мале нькой, головке , жоке йский, картузи к, кле тчатый, пи джачок, граждани н, пле чах, не имове рно, физи ономи я, замети ть, глумли вая, необыкнове нным, явлени ям, не при вык, овладе л, Бе рли озом, увиде л, всё , маре во, раствори лось, се рдца, воскли кнул, ре дактор, у меня , се йчас, не сде лался .
  3. Мягкость шипящих [ч’] и [щ’] не отражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (ча, ща, чу, щу, че, ще, чё, че, чо и т.д.): приключи лась, касающа яся, тотча с, клетча тый, пиджачо к, плеча х, выскочи ла, чё рт.
  4. Не отражается мягкость шипящих [ч’] и [щ’] и в написании сочетаний чн, чщ и др.: прозрачн ый, конч илось.
  5. Твёрдость шипящих [ж], [ш] и звука [ц] неотражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (жи, ши, же, ше, ца, жа, ша и т.д.): сердце , жо кейский, саже нь, засевше й, прошу , же , бежа ть, с Патриарши х, жи знь, ужа с, сердца , жа ры.
  6. [ш] произносится твёрдо в форме 2-го лица единственного числа глаголов перед ь: знаешь .

Упражнение 11

Вскользь, сельдь, клянчить, просьба, гуськом, мельтешить, червь, серьги, восьмью (от восемь ), возле, нянька, нянчиться, людьми, резня, резьба, боязнь, осьминог, весьма, церковь, четырьмя, пальба, весьма, гвоздик, бантик, уменьшить, больше, тоньше, тончайший, гонщик, льстец, тучнее, капризничать, бревенчатый, бакенщик, апельсинчик, речка, речной, испорченный, зонтик, винтик, почесть, ноябрь, сентябрь, письменный, возьмёшь, гранильщик, крючки, в коробочке, бетонщик, жестянщик, женщина, сварщик, печник, девятнадцать, восемнадцать, пятьдесят, шестьдесят, семьсот, порча, помощник, ночник, венчик, загонщик, январский, октябрьский.

Упражнение 12

Бросьте, (он) бросается, веешь, лещ, пустошь, (несколько) барышень, кирпич, (много) разинь, мелочь, врач, строишь, (дом) строится, заставьте, назначьте, увлечься, (он) увлечётся, лишь, (несколько) таможен, настежь, (несколько) кухонь, полночь, брешь, горюч, горяч, фальшь, привлечь, кумач, нарежьте, утешься, (он) утешится, таешь, (много) яблонь, вещь, трубач, (много) задач, мелочь, (много) тихонь, блиндаж, волнуешься, (много) нянь, чертёж, меч, мяч, речь, камыш, (много) пашен, надеешься, (несколько) купален, мышь, (много) басен, молодёжь, рожь, клич, дюж, (надо) учиться, (несколько) черешен, (надо) выспаться, из-за рабынь, дичь, (много) туч, (несколько) тысяч, заглядываешься, замуж, невмочь, познакомьтесь, (он) познакомится, (надо) познакомиться, готовься, (надо) готовиться, (он) готовится, (несколько) барышень, до плеч, ключ, гремуч, (мороз) жгуч, прочь, трескуч, (несколько) кляч, хорош, пригож, намажьте, попадёшься, ешьте, навзничь, наотмашь, взвесьте, экономьте, вскачь, невтерпеж.

Ь пишется Слова из упражнения
1. После шипящих в существительных женского рода III склонения (И. п., ед. ч.). Пустошь, мелочь, полночь, брешь, фальшь, вещь, мелочь, речь, мышь, молодёжь, рожь, дичь.
2. После шипящих в наречиях. Лишь, настежь, невмочь, прочь, навзничь, наотмашь, вскачь.
3. После шипящих во 2-м л. ед. ч. наст. и буд. вр. Веешь, строишь, таешь, волнуешься, надеешься, заглядываешься, попадёшься.
4. После шипящих и других согласных в повел. накл. Бросьте, заставьте, назначьте, нарежьте, утешься, познакомьтесь, готовься, намажьте, ешьте, взвесьте, экономьте.
5. В неопределенной форме глагола (после т и ч ). Увлечься, привлечь, (надо) учиться, (надо) познакомиться, (надо) выспаться, (надо) готовиться.
6. В Р. п. мн. ч. сущ. на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в 4 сущ.-исключениях. (Несколько) барышень (искл.), (много) разинь, (несколько) кухонь (искл.), (много) яблонь, (много) тихонь, (много) нянь, из-за рабынь.
Ь не пишется Примеры
1. После шипящих в существительных мужского рода II склонения (И. п., ед. ч.). Лещ, кирпич, врач, кумач, трубач, блиндаж, чертёж, меч, мяч, камыш, клич, ключ.
2. После шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род). Горюч, горяч, дюж, гремуч, (мороз) жгуч, трескуч, хорош, пригож.
3. После шипящих в наречиях-исключениях. Замуж, невтерпёж.
4. После шипящих в Р. п. мн. ч. существительных женского рода на (I склонение). (Много) задач, (много) туч, (несколько) тысяч, до плеч, (несколько) кляч.
5. В Р. п. мн. ч. существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная. (Несколько) таможен, (много) пашен, (несколько) купален, (много) басен, (несколько) черешен.
6. В глаголах в форме 3-го лица ед. и мн. ч. наст. и буд. вр. (Он) бросается, (дом) строится, (он) увлечётся, (он) утешится, (он) познакомится, (он) готовится.

Упражнение 13

Авиньон, адъюнктура, адъютант, арьергард, батальон, безабзацный, безаварийный, безухий, безъёмкостный, безъядерный, безъязыкий, бульон, взобраться, взъесться, въесться, въехать, вьёт, Вьетнам, вьюн, двухаршинный, двухъярусный, дезактивация, дезустановка, детясли, досье, друзья, дьявол, изобличить, изукрасить, изъевший, изъездить, изъявлять, изъян, интервью, инъекция, Инюрколлегия, Иняз, каньон, контратака, контругроза, контрудар, контръярус, контрэкспозиция, конъюнктивит, конъюнктура, котильон, литьё, медальон, межамериканский, межъевропейский, межэлементный, миньон, навьючить, надъязычный, необъятный, неотъемлемый, обучение, объединение, объект, объектив, объективный, объехать, объятый, отутюженный, отучить, отъюлить, отъявленный, отэкзаменовать, панамериканский, панъевропейский, папильотка, пододеяльник, подопытный, подъельник, подъём, подъязычный, подьячий, предупредить, предъюбилейный, предъявитель, птичьи, разахаться, разукрасить, разъединённый, разъярённый, рьяный, сафьян, сверхобтекаемый, сверхъёмкий, сверхъестественный, сверхэкономный, синьор, собезьянничать, сориентироваться, стулья, субъект, субъективный, субъядерный, суперагент, съедобный, съёжиться, съехидничать, съябедничать, съязвить, сэкономить, трансокеанский, транссибирский, трансурановый, трансъевропейский, трёхосный, трёхуровневый, трёхъярусный, фельдъегерь, четырёхъярусный, четырёхэтажный, шансонье, шьют.

Упражнение 14

1. Даже во тьме окружающая природа была жалка. 2. Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелиршином графинчике. 3. Привёл раз мне один мужичок гончую, был это рослый, статный кобель. 4. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде. 5. Отец весь как-то съёжился. 6. Чёрный маг раскинулся на каком-то необъятном диване. 7. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же востроносые туфли. 8. Эх, слышь, хозяйка, а это что за человек у стола уснул? 9. Ты мнительный человек и из мухи делаешь протодьякона. 10. Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвлённом сердце. 11. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, субатомного мира. 12. Всё показалось ему беднее, меньше, жальче. 13. Ведь почему хочется быть генералом? - Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «лошадей». 14. Матвея осенила простая и гениальная мысль, и тотчас же, по своей горячности, он осыпал себя проклятиями за то, что она не пришла ему раньше. 15. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор. 16. На заводские дворы пришли каменщики, арматурщики, плотники, бетонщики. 17. Как приятно в ясный декабрьский или январский день побродить по глухому лесу. 18. Молча, с серьёзным видом, он навьючивал на лошадей какие-то тюки сверхъестественной величины. 19. Цыган хотел было кнутом ожечь эту девку. 20. К подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов. 21. Среди полных столов вот рядком старики-объедалы. 22. Что же говорил вам Германн, или как бишь его? 23. Он с новой мыслью поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небольшой народ, перемешав свои кости, потеряв имя и тело, чтобы не привлекать больше к себе никаких мучителей. 24. Он даже не знал, почувствуют ли больные здоровье. 25. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ - отовсюду доносится радостная птичья разноголосица. 26. Полукругом изогнулся двухэтажный павильон сельского хозяйства, украшенный деревянной резьбой. 27. Стремительным маршем идут батальоны. 28. Он уложил Айдым рядом с матерью. 29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет. 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный». 31. Дядя обещал при первом случае объясниться с племянником. 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова. 33. Вчерашний день лепился из кусочков, но всё-таки тревога не покидала директора Варьете. 34. Позвольте с вами рассчитаться. 35. И сам ты поднимаешься над всем к завьюженному радостному небу. 36. В эту минуту раздались пьяные крики гостей. 37. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес. 38. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах лож давно выцвела. 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне. 40. Чагатаев опустил голову женщины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустить овец во тьме.

Страница 15 из 15

701 . (Изложение).
702 . - Привет, Саша! Ты пришел первым - вот здорово!
- Поздравляю тебя с днем рождения!
- Спасибо!
- Ты ведь любишь фантастику - вот тебе рассказы Лукьяненко. Думаю, тебе понравится!
- Ух ты! Спасибо огромное! Я как раз собирался взять у тебя почитать такую книгу... Я страшно рад!
- Слышишь - кто-то еще звонит в дверь?
- О! Это Витя! Ты все-таки смог выбраться! Проходи скорее.
- Всего-всего тебе наилучшего! Смотри, что я тебе принес.
- Какой шикарный торт! Спасибо! Несем его сразу на стол!
703 . Шепчешь (2-е л., ед. ч.), кричишь (2- е л., ед. ч.), говоришь (2-е л., ед. ч.), хохочешь (2-е л., ед. ч.), улыбаешься (2-е л., ед. ч.), смеешься (2-е л., ед. ч.), горишь (2-е л., ед. ч.), тлеешь (2-е л., ед. ч.), полыхаешь (2-е л., ед. ч.).
704 . Тропинка.
Тропинка, тропинка, что прячешься ты?
Зачем ты уходишь тайком под кусты?
То вдруг пропадешь , то ныряеш ь в овраг.
Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?
Бредешь по болоту, где топь да вода.
Откуда идешь ты? Зачем? И куда?(Е. Ф. Трутнева.)

705. Еще вечером решаешь пойти в не одетый зеленью лес. Просыпаешься рано, одеваешься потеплее, берешь фотоаппарат и отправляешься в ближайшую рощу.
Идешь полем, затем пересекаешь овраг. Вот и лес. Белеют березы. Наливаются почки на деревьях. Чей-то хвост мелькает среди кустов. (Повеств., невоскл., простое, распростр.) Хватаешься за фотоаппарат, но уже поздно (опоздать).
Так бродишь по лесу целый день. Временами прислушиваешься к звукам, которые раздаются в весеннем лесу. Не успеешь и оглянуться, а уже пора домой. Ну что ж, до свидания, до скорого свидания, лес!
Бро-жу
[б] - согл., зв., тв.
[р] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., безуд.
[ж] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., уд.
5 б., 5 зв.
706. (Диктант по памяти.)
707 . Вот я вижу себя снова в деревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и рогом уезжаю в поле. Ветер звенит и гудит в дуле ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.
Ружь-я
[р] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., безуд.
[ж] - согл., зв., тв.
[й] - согл., зв., мягк.
[а] - гласн., уд.
5 б., 5 зв.
Голодный - прил. Возвращался (какой?) голодный. Голодный; качеств., полн., в ед. ч., м. р., И. п. Голодный.
708 . Если писатель не видит (несов., II, искл.) за словами того, о чем он пишет (несов., I), то и читатель ничего не видит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют (несов., I) на читателя с разительной силой и вызывают (несов., I) у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать (сов. I).(К. Г. Паустовский.)
709. Однажды пробирался я с товарищем через густую чащу леса. Вдруг слышу в кустах за нами шум. Ветки трещат, кто-то через кусты ломится. Ну, думаю, какой-то крупный зверь идет за нами. Оборачиваюсь - в зарослях что-то бурое и лохматое мелькает. Неужели медведь? Тогда мы пропали. Мы с другом поняли, что нам все равно не убежать - больно лес густой. Тогда решили на дерево залезть. Сидим на высокой елке и от страха трясемся. А из кустов выходит дедушка в тулупе и ушанке и спрашивает: «Ребята, не знаете, который час?»
710. Воскресенье. Три часа дня. Все ребята из нашего дома собрались на спортивной площадке. Сейчас начнется интереснейший матч. На поле выйдут команды соседних дворов - «Кузнечик» и «Непоседы». Зрители волнуются.
.Ситуация крайне напряженная: Юре сейчас предстоит пробить пенальти в ворота противника. Вратарь Миша сосредоточен: он готов отразить любую атаку. Юра разбегается, бьет. Вратарь - экстра-класс! Он ловит мяч! Но что это? Почему болельщики «Кузнечика» ликуют? Мяч в воротах! Ах, какой досадный промах. Миша поймал Юрин ботинок. Сейчас судьям предстоит решить, случайно ли Юра направил в ворота ботинок вместе с мячом - или нарочно, чтобы отвлечь внимание вратаря.
711. Книгоград.
В моем шкафу теснится (наст. вр., несов.) к тому том,
И каждый том на полке - словно дом.
Обложку-дверь откроешь (буд. вр., сов.) второпях -
И ты уже вошел (прош. вр., сов.), и ты уже в гостях...
Как переулок - каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.
Когда ты будешь (буд. вр., сов.) в этот город вхож -
Из Прошлого в Грядущее пройдешь (буд. вр., сов.),
Заглянешь (буд. вр., сов.) в страны и во времена:
Любая книга - время и страна.
Здесь, в комнате моей, из года в год
Все человечество в ладу живет (наст. вр., несов.).
712 . Опустить шторы, отпустить птицу на волю, упустить из виду недоработки.
Вставать - спросить у сидящего пассажира, будет ли он подниматься с места.
Выходить - спросить, выходит ли пассажир на следующей остановке.
Встать с места - выйти из троллейбуса.
713. 1. Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. 2. Пламя рдеет, пламя пышет, Искры брызжут и летят, А на них прохладой дышит Из-за речки темный сад. (Ф. И. Тютчев.)
---- --- , ---- --- , ---- и --- , ---- ---
У -лыб-ка
[у] - гласн., безуд.
[л] - согл., зв., тв.
[ы] - гласн., уд.
[п] - согл., глух., тв.
[к] - согл., глух., тв.
[а] - гласн., безуд.
6 б., 6 зв.


715. Не взяли на рыбалку.
...Я специально не только завел будильник, но и поставил его в железный таз - чтобы громче звонил! Но все равно проспал. Когда я вскочил с кровати, они уже уходили. «Стойте! Я с вами!» -крикнул я. А Коля сказал снисходительно: « Ну куда тебе? Нам идти шесть километров, ты устанешь и будешь ныть. Вчера купаться ходили - совсем близко, так ты все равно отставал и пищал». Женька добавила: «Мы на лодке поплывем на глубину - а ты плавать не умеешь! Нельзя тебе с нами!» Они что-то еще говорили, но я уже не слушал, потому что громко рыдал, и мой рев заглушал их слова.
Я давно уже вырос и хожу на рыбалку сам - но та давняя обида почему-то запомнилась крепко.



Горячее, свежее солнце удивительно приятно печет, но не парит.
Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат. Неужели это черемуха? Да. Маленькие бутончики только начинают лопаться, а как пахнет кругом!
Уже на второй день вы видите, что черемуха вся в цвету. Пчелы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней она осыпается. Ее лепестки гонит по воде ветер, устилает траву нежной белой накидкой. И становится черемуха невидимой, растворяется в зелени деревьев и кустарников.
718 . Гонит листья, увидишь весну, расстелешь покрывало, собирать цветы, все замерло, зажигать костер, замирать от счастья, расстилаться на горизонте, запираю дверь, вытереть с доски, понимать без перевода, начинать с самого начала.
719 . Разделы науки о языке.
1) Фонетика: звук, согласный, шипящий, ударение, гласный.
2) Лексика: слово, синоним, антоним.
3) Словообразование: значимая часть слова, основа, приставка, окончание.
4) Морфология: слово, лицо, род, часть речи, падеж, вид глаго-ла.5) Синтаксис: словосочетание, предложение, основа (грамматическая), член предложения, сказуемое.
720. (устно)
721 . (фильм)
722 . Гласные и согласные звуки русского языка.
1) Гласные (ударные): мох, лак, лес, миг, лук, дым.
2) Гласные (безударные): роса, ливень, была, лучи.
3) Согласные (звонкие твердые): был, жар, мозг.
4) Согласные (звонкие мягкие): бил, ливень, няня.
5) Согласные (глухие твердые): свет, ток, капот.
6) Согласные (глухие мягкие): светить, чистить, течь.


725. 1) Рыбак, тростник, сидел.
2) Срезал, проткнул, оживленный. Проткнул (тыкать), ветра (ветер)
726. 1) Существительные: гроза, ветка, роз, в окно, ароматом, трава, слез, гром, раскатом, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.
2) Прилагательные: белых, полна, прозрачных, молодые, дождевые.
3) Местоимение: мне.
4) Глаголы: прошла, дышит, гремит, брызнул, летит, повисли, золотит.
5) Наречия: еще, вдали.
6) Предлог: в.
7) Союзы: и.
Склоняются существительные, прилагательные, местоимения. Спрягаются глаголы.
Не изменяются наречия и служебные части речи (предлоги, союзы).
Гроза прошла , и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
727 . Имя существительное как часть речи.
1) Общее значение.
2) Морфологические признаки: постоянные и непостоянные. 120
3) Роль в предложении.
Примеры: река, Волга, Андрей, юноша, ночь, село, Новинки.
728 . 1) С главным словом-сущ.: ветка акации (на -ия), цветок яблони (3 скл.), командир батареи (1 скл., Р. п.), лист из тетрадки (1 скл., Р. п.), рассказ Марии (на -ия) Степановны (1 скл., Р. п.).
2) С главным словом-глаголом: шествует по площади (3 скл.), жил в санатории (на -ий), шли по аллее (1 скл., Д. п.), остановились в ущелье (2 скл.), работать в забое (2 скл.), отдыхать на побережье (2 скл.), лечился в госпитале (2 скл.), вернулся с границы (1 скл., Р. п.), вытащил из проруби (3 скл.).
731. Над моим окном, под карнизом, свили гнездо проворные трясогузки. Неутомимо порхали они на своих легких крылышках вокруг гнезда. Хлопотливо носили птички в клювах длинные конские волосинки, сухой мох, травинки, дергали из пазов бревенчатой стены мягкую паклю.(И. С. Соколов-Микитов.)
Проворные - шустрые, быстрые, ловкие. Бревенчатой - прилаг. Стены (какой?) бревенчатой. Бревенчатый; в ж. р., ед. ч., Р. п. Бревенчатой .
732 . Куда бы я хотел поехать летом и почему?
Я все чаще задумываюсь о летних каникулах - ведь они уже так близко! Планов на каникулы у меня очень много, но больше всего я хочу поехать на море.
В прошлом году я впервые увидел море. Оно меня поразило. Море всегда разное. В тихую и солнечную погоду - в штиль - оно ярко-голубое, как безоблачное небо. В шторм море свирепое, яростное, оно злобно бросается на прибрежные камни и рычит, будто хочет их погрызть. Я любил в такую погоду приходить на берег и думать об отважных моряках, которые сейчас плывут по бушующему морю, борются со стихией. А в дождь море совсем сливается с небом, граница моря и неба исчезает.
Утром я прибегал на море встречать рассвет, а вечером плавал по лунной дорожке. Кажется, что можно так доплыть до самой луны, но надо возвращаться, плыть на огонек фонарика, с которым ждут тебя на берегу.
У меня есть альбом художника Айвазовского, я смотрю на его картины и вспоминаю море.


740. Туристские походы, выбирать маршрут, позаботиться о снаряжении, крепкую бечевку, тяжелый рюкзак, путешествовать на лодках, шлюпках, в высоких зарослях, чудесным летним утром, разбивать лагерь, разжигать костер, расположиться в палатке, изредка собирать коллекцию, лекарственные растения.
Чудесным - прил. Утром (каким?) чудесным.
Чудесный; полн., в ед. ч., ср. р., Т. п.
Чудесным.
741 . 1) Нет демонстрации, акции, от акации, из ситуации; в санатории, о стихотворении, об умножении, при горении.
2) По степи, к ночи, без тени, по площади, у пристани.
3) Синим платком, чистым ключом, светлым плащом, дальним селом, верным товарищем.
4) Видит, любишь, строят, клеишь, дышим.


743 . 1) Желудь, черствый, жесткий, щеки, счет, щелка, решетка, шорох, желтый, черный, шесты, шаги, жевать, щавель, сожалеть, очаровательный, желтеет, шепнуть, черстветь, часовой, вычистить, шалить, человек, расчесать, дешеветь, широкий, почернеть, шиповником.
2) Ключом, тучей, большой, врачом, саранчой, дачей, товарищем, крышей, пахучего, ковшом, с удачей, рощей, свежего, камышом, каланчой, к Алеше, на свежем, пишем, в саже, с хорошим, колышется, под колючим, с ландышем, дышишь.
Колышется - глагол. Рожь (что делает?) колышется.
Колыхаться; несов. вида, I спр.; в наст. вр., в ед. ч., в 3-м л.

748.
1. Ваня с бабушкой Еленой Сергеевной приехал на каникулы в деревню Касьяново к родственникам. 2. Деревня находится на берегу речки Листвянки. 2. Ребята ходили на речку купаться и брали с собой Шарика. 3. Летом Ваня много читал. Прочел он рассказ Антона Павловича Чехова «Пересолил» и рассказ Ивана Сергеевича Бунина «Мартовская капель». Много интересного узнал он из журнала «Юный натуралист».

На каникулы - сущ. Приехал (на сколько?) на каникулы.
Каникулы; нариц., неодуш., только мн. ч.; в В. п.

751. 1. Волки на том коту поклонились , обступили медведя и стали его задирать . А козел да баран тем временем подхватили кота, побежали в лес и опять наткнулись на серых волков. Бегала , бегала лиса и поймал а утку . Вот принес волк барана, ободрал шкуру и стоит , раздумывает .
2. Взял козел кота, посадил его на себя, и поскакали они опять по горам, по долам, по сыпучим пескам. Кот согласился , и начался у них пир да веселье. Идет лиса , и повстречался ей медведь .
752 . 1. Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится. 2. Полная луна блестит меж ветел над прудом, и возле берега волна с холодным резвится ручьем. 3. Уж за горой дремучею погас вечерний луч, едва струей гремучею сверкает жаркий ключ. 4. Горные вершины спят во тьме ночной, тихие долины полны свежей мглой. 5. Молчит табун, река журчит одна. 6. Ревет гроза, дымятся тучи над темной бездною морской. 7. Вверху одна горит звезда, мой взор манит она всегда. 8. Чисто вечернее небо, ясны далекие звезды. 9. Мрачен свод небес, и тучи пробегают одна безмолвно за другой. 10. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (М. Ю. Лермонтов.)
Стру-ей
[с] - согл., глух., тв.
[т] - согл., глух., тв.
[р] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., безуд.
[й] - согл., зв., мягк.
[о] - гласн., уд.
[й] - согл., зв., мягк.
6 б., 7 зв.
Ночной - прил. Во тьме (какой?) ночной.
Ночной; полн., в ед. ч., ж. р., П. п.
Ночной.
753 . Дорогой внуч"ек, скоро ты кончишь учиться. Приезжай к нам в деревню на все лето. Я очень по тебе соскучилась, Миша!
Папа писал мне, что ты хочешь остаться в городе, чтобы построить летающую модель планера. Но этим ты сможешь заниматься и у нас. Приезжает дядя Коля, он тебе поможет.
А знаешь, как у нас хорошо сейчас на озере? Лодки уже готовы, и ты сможешь купаться, загорать, рыбачить, путешествовать.
Ну как, уговорила я тебя? Приезжай, Миш а, не пожалеешь!
Целую тебя.
Твоя бабушка.
754. 1. «Ты о чем-нибудь мечтаешь? Есть у тебя какое-нибудь самое большое желание?» - спросил дядя Сергей. 2. «Хочу поглядеть, как солнце просыпается», - смущенно пробормотал Санька. 3. Он порылся в кармане, достал огрызок чернильного карандаша и, взглянув на дядю Сергея, спросил: «Где писать название?» 4. Послюнив карандаш, Санька старательно вывел на носу корабля большими печатными буквами: «Мечта». (Е. И. Носов.)
755 . (письмо по памяти)

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе
на тему:
Орфограммы в окончаниях слов.
Повторение изученного за год.

Учитель:
Башмакова С. И.

2002г.
Цель: Обобщение и закрепление знаний о написании орфограммы в окончаниях слов.
Задачи:
Повторить и систематизировать написание орфограмм в окончаниях слов;
Развивать творческую самостоятельность в умении продолжить текст, сохраняя художественные приемы, которыми пользовался автор, а также в умении находить ошибки в готовом тексте;
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку на текстах великих классиков русской литературы.

I.Проверка знаний, систематизированных на предыдущем уроке.
Работа с перфокартой.
Е –и в окончаниях существительных

шел
к станции
по дороге
по аллее

беседовал
о профессии
об отзыве
о героизме

думал
о березе
о лекции
о брошюре

Говорил
о Марии
оНаталье
о Маше

сидел
на ели
на постели
на елке

говорил
Дарье
Ксении
Даше

писал
в тетради
в тетрадке
в альбоме

читал
по истории
географии
химии

беседа
о космосе
медицине
растении

II. Повторение изученных орфограмм в окончании слов.
-Что общего вы заметили у всех слов, которые вошли в данное упражнение?
Все они на одно правило: падежное окончание существительных.
-Какие еще вы знаете орфограммы в окончаниях слов? Тема сегодняшнего урока: «Орфограммы в окончаниях слов».
Дети вспоминают, просматривая форзац учебника, затем вывешиваются опоры. По опорам дети вспоминают правила. Вспоминают правила частей речи.
III. Нахождение орфограмм в тексте.
Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая
О каком времени суток идет речь? Как вы это поняли? (раннее утро)
Из каких строк мы понимаем, какое это время года? (Дремлет чуткий камыш)
Через какие художественные приемы Никитин заставляет нас любоваться красотой предрассветной природы?
Эпитеты, метафоры
Найдите орфограммы в тексте, которые соответствуют теме нашего урока.
Каждый ученик по одной орфограмме выделяет на доске в тексте.
IV. Письмо под диктовку.
(чтение текста В.Ф. Тендрякова)
-Чем богат этот текст? Запишите его, при списывании обращайте внимание на художественные приемы, которые использовал автор.
По утрам весь омут покрыт туманом. Туман настолько плотен, что сверху кажется – в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито снятое синее молоко. С разбегу бросаешься вниз. Сначала головой пробиваешь туман и только потом попадаешь в воду. Вынырнешь – и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только льются сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода, теплая,.
V. Д.з. продолжить текст 2-3 предложениями, используя художественные приемы, которыми пользовался автор.
VI. Взаимопроверка.
VII. Работа в парах по редактированию текста.
-Если вы так хорошо видите эти орфограммы, попробуйте найти 4 допущенные ошибки в данном упражнении, исправьте эти ошибки.
Учащимся раздаются листы с упражнением:
ключом
тучей
большой
врачом
пишишь
саранчой
дачей
товарищем
желудь
черствый
крышой
пахучего
режешь
желтеть
с хорошим
горячего
кусаться
кипяченого
глубокем
в санаторие
дышишь
шепчет

Зачеркните слова, орфограммы которых не относятся к теме сегодняшнего урока.
VIII. итог урока
От чего зависит выбор орфограммы в окончании слова? На какие критерии будем обращать внимание, чтобы правильно написать окончание?

Часть речи
Существительное Прилагательное Глагол
Падежное: о-ё после шипящего падежное: - тся и -ться
-Склонение - ударение -по вопросу по вопросу;
-Падеж - спряжение

13PAGE 14415

>Заголовок 1:Заголовок 2BЗаголовок 34Заголовок 4Ў:15т6Основной текстBНижний колонтитул,Номер страницыTimes New RomanCourier NewКОНСПЕКТ УРОКАБашмакова СветланаБашмакова Светлана

Для того, чтобы найти и выписать слова, в которых была пропущена буква "о", нужно вспомнить, какими же правилами русского языка нужно руководствоваться, и когда пишется эта буква. Попробуем в этом разобраться.

Орфография О (Ё) после шипящих букв и Ц

Можно заметить, что все слова существительные (то есть к ним можно задать вопросы кто и что?). В окончании существительного при произношении букв "о" и на нее падает ударение, то пишется именно буква "о". В нашем задании под это правило попадают следующие слова, которые мы можем выписать: ключОм, свечОй, карандашОм, мячОм, плащОм, ножОм, овцОй, врачОм, каланчОй.

Таким образом, под это правило попадает больше половины слов из задания, но есть еще слова, в которых, по правилам русского языка, должна писаться буква "о".

Окончания имен существительных по падежам

Из оставшихся слов, можно выписать еще те, которые не попали под правило выше, и в которых пишется буква "о": Олегом, школьником. В русском языке есть 6 падежей. В данном случае произошло склонение слов "Олег" и "школьник" по падежам. У каждого падежа есть свои окончания, которые и будут меняться при склонении слов. Например, просклоняем слово "Олег":

  • в именительном падеже - (задаем вопрос:есть Кто?) - Олег (нулевое окончание, 2 склонение);
  • в родительном падеже - (задаем вопрос: нет кого?) - Олега ("а" - окончание);
  • в дательном падеже - (задаем вопрос: дать кому?) - Олегу ("у" - окончание);
  • в винительном падеже - (задаем вопрос: винить кого?) - Олега ("а" - окончание);
  • в творительном падеже - (задаем вопрос: горжусь кем?) - Олегом ("ом" - окончание);
  • в предложном падеже - (задаем вопрос: думать о ком?) - Олеге - ("е" - окончание);

Таким образом, можно заметить, что окончание "ом" это творительный падеж. Значит, слова "Олегом" и "школьником" в этом падеже, следовательно будут иметь окончание "ом". Пишем букву "о".

Итак, подведем итог, что главное для выполнения этого задания нужно знать правила русского языка и уметь грамотно ими пользоваться, для того, чтобы правильно уметь расставлять буквы в словах.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные