О прекрасной даме. Стихотворение «Мадонна Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
В 1830 году А. С. Пушкин создает невероятно нежное произведение - сонет с лирическим названием «Мадонна». Литературоведы отчетливо разглядели здесь образ его, на тот момент, невесты - Натальи Николаевны Гончаровой. Действительно, есть множество доводов, позволяющих интерпретировать «Мадонну» как признание в любви именно этой прекрасной женщине: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна…»
Возвращаясь из Петербурга в Москву летом 1830 года, А. Пушкин написал своей невесте письмо, в котором сравнивал ее с Бриджуотерской мадонной Рафаэля. Копию этой работы он незадолго до своего отъезда видел на выставке на Невском проспекте. Неподъемная цена в 40 тысяч рублей не позволила поэту приобрести картину. В письме он сокрушался, что не имеет возможности сохранить при себе этот образ, как две капли воды схожий с образом Натальи. Сама Гончарова, в ответ на это написала, что печалиться не стоит, ведь он совсем скоро уже будет любоваться не картиной, а ее лицом. Свадьба состоялась спустя полгода, в марте 1831 года.
Позже А. Пушкин все же приобрел гравюру этой картины. Она до сих пор висит в музее в Царском селе, в рабочем кабинете поэта.
А сам текст стиха «Мадонна» Вы можете прочесть ниже:
Сонет
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Любовная лирика А. С. Пушкина открывает перед читателем те грани поэта, которые незаметны в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изучаемое в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мадонна» по плану.
Краткий анализ
История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.
Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.
Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения - сонет (два катрена и два терцета).
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.
Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» .
Сравнения – «с холста, как с облаков».
История создания
Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.
До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья « знатоков ». Его мечта - вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: « она с величием, он с разумом в очах» . Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: « чистейшей прелести, чистейший образец ». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Композиция
Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция - сонет (два катрена и два терцета).
Жанр
Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.
Средства выразительности
Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры - «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты - «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение - «с холста, как с облаков».
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 38.
Летом 1830 года светское общество двух столиц бурлило: обсуждалась помолвка и предстоящая свадьба «первого романтического поэта нашего времени на первой романтической красавице
». А сам Пушкин в это время пишет невесте
из Петербурга в Москву.
«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей».
В.Гау Портрет Натальи Ниолаевны 1844
Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме, была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин заходил часто. И была это старинная копия картины Рафаэля, которая выдавалась за подлинник. Баснословных денег на покупку портрета, похожего на его невесту «как две капли воды », у Пушкина не было. Зато, благодаря этой картине, появился сонет «Мадонна», посвящённый Наталье Николаевне:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Оригинал рафаэлевский «Мадонны с младенцем» много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 — 1829). С тех пор картина стала называться по имени владельца — «Madonna Bridgewater». В начале Второй Мировой войны, когда начались ожесточённые бомбардировки Лондона, «Бриджуотерская Мадонна» наряду с другими бесценными картинами была отправлена подальше от британской столицы, в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны. После окончания войны картину решено было оставить в Эдинбурге.
Рафаэль Санти 1507
П ушкин не забыл упрёки петербургских дам и в первый же год их семейной жизни заказал А.П. Брюллову портрет своей милой «жёнки». Александр Павлович Брюллов (не путать с его младшим братом, Карлом, автором «Последнего дня Помпеи»!) прославился в Европе своими акварельными портретами Неудивительно, что поэт захотел, чтобы акварельный портрет Натальи Николаевны писал именно он. Жена его уже была представлена в свете и имела ослепительный успех в обществе, где горячо обсуждалась не только её поэтическая красота, но и её всегдашняя немногословность и меланхоличность. Графиня Дарья Фикельмон пишет как раз в дни написания портрета «Жена его хороша, хороша, хороша! Но страдальческое выражение её лба заставляет меня трепетать за её будущность».
А.П..Брюллов Портрет Н.Н. Пушкиной 1831
Брюллов начинает портрет в декабре 1831 года. Н. Н. на четвёртом месяце беременности, пока незаметной. На этом портрете ей 19 лет. Она в светло — розовом бальном платье с двумя рядами пышных кружев вокруг декольте. Длинные бриллиантовые серьги и большая ферроньера на лбу придают портрету парадность. Несмотря на парадность портрета, образ получился необычайно трогательным и воздушным. Это единственный анфасный портрет, на котором Н. Н. смотрит прямо на художника и на зрителей. Поэт искренне гордился своей «жёнкой», когда писал ей «будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна !» Этот портрет так и остался единственным портретом Н. Н., сделанным при жизни поэта. В мае 1836 года Пушкин хотел заказать ещё один портрет жены у прославленного Брюллова,но тот наотрез отказался писать её портрет. А когда этому своенравному живописцу не нравилась модель, никто и ничто не могло заставить его писать. Видно сам тип красоты жены Пушкина. был не в его вкусе. Карл Брюллов любил писать женщин рубенсовского типа, а тут Натали, с её осиной талией…
После смерти мужа Наталья Николаевна с детьми 2 года прожила в имении брата,потом вернулассь в Петербург,где поселилась в съёмной квартире и долгое время вела очень уединённую жизнь. В конце 1841 года в Аничковом дворце готовился костюмированный бал, на который Н. Н. получила личное приглашение царя, её богатая бездетная тётка Загряжская опять не поскупилась и подарила «своей отшельнице» чудное одеяние в древнееврейском стиле, по известной картине на библейский сюжет, изображавшей Ребекку. Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный, почти девичий, стан; яркий национальный головной убор, одним концом наброшенный на плечо, добавлял выразительности прекрасному лицу. Появление такой
«Ребекки» во дворце было настоящим триумфом и вызвало общую волну восхищения. Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Н. Н. и за руку подвёл к императрице, сказав во всеуслышание: «Смотрите и восхищайтесь!». Императрица Александра Федоровна навела на неё лорнет и ответила с благодушной улыбкой: — «Да, прекрасна, в самом деле, прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству».Сказано сделано. Придворный живописец (предположительно В.И.Гау) написал портрет.
Н.Н. Пушкина. В.И.Гау. 1841г
Известны ещё два портрета Н. Н. Пушкиной, относящихся к периоду 1841-1843 годов, которые точно принадлежат кисти В.И. Гау. Они были заказаны тёткой Загряжской к 30-тилетию любимой племянницы.Один портрет представляет её в скромном закрытом платье, причёсанной по моде того времени с локонами вдоль щёк. Это уже не «воздушное создание» с брюлловского портрета 1831 года. Но всё в её облике напоминает пушкинское «чистейшей прелести чистейший образец », и она по-прежнему так похожа на Мадонну Рафаэля!
В.Гау Портрет Н.Н. Пушкиной 1842 -1843
Как и на самом известном портрете кисти В.И. Гау, где Наталья Пушкина — в ослепительном бальном туалете и шляпе со страусовым пером, ниспадающим на обнажённое плечо.
В. И. Гау. Н. Н. Пушкина. 1843
Через семь лет после смерти Пушкина, Наталья Николаевна приняла предложение генерала Ланского и вышла за него замуж. Есть портреты Пушкиной-Ланской. Но это уже из её другой жизни...
Итак, мы продолжаем разговор о любовной лирике Пушкина. На сей раз коснёмся его сонета «Мадонна», который он посвятил своей жене – Наталье Николаевне Гончаровой.
Пушкин познакомился с семейством Гончаровых зимой 1828 года, на балу, Наталье Николаевне тогда было всего 16 лет, она привлекала всеобщее внимание своей необыкновенной внешней красотой и скромностью.
По свидетельству современницы (А.П. Араповой), «Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его (Пушкина) знаменитость, властность, присущие гению, - не то что сконфузили, а как-то придавили её. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность только возвысила её в глазах поэта».
Всё окружение молодого поэта тут же заговорило о предстоящей свадьбе. Причина тому была в общем-то веская - сам Пушкин неоднократно заявлял в обществе, что намерен покончить с холостяцкой жизнью, будучи пленён Натальей Гончаровой.
Сонет Пушкина «Мадонна» (1830) адресовано именно Наталье Николаевне.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Мы видим, на какую высоту духовную поднимает поэта любовь к его Прекрасной Даме, которая для него есть «чистейшей прелести чистейший образец». Сама форма произведения – сонет – и высокий стиль изложения рождают ассоциации с эпохой Возрождения.
Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. – М.: Моск. рабочий, 1987. – С. 133.