Михайловский замок: мистика здания. Михайловский замок, впечатления от экскурсии
Трёхчастный мост
Кленовая улица
Два павильона Кордегардий Михайловского замка
Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.
Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I
Южный (главный) фасад
Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.
Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.
Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.
Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.
В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.
Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.
Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.
Западный фасад
Восточный фасад
В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.
Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.
8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.
Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.
Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800
Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г
Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.
Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны
Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина
М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны
Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)
Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)
Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны
Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны
Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.
Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы
Мария Фёдоровна во вдовьем наряде
Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе
Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.
В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.
Павел I на портрете работы С. Щукина
В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.
Портрет императора Павла I — Николай Аргунов
В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.
В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I
В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.
Владимир Лукич Боровиковский
Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.
Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.
Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский
В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.
С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена
В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.
Павел I - Владимир Боровиковский
Адрес: Садовая улица, 2
Режим работы: с 10.00 - до 18.00
Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .
Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.
Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость
Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.
История создания – мистика и реальность
Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.
И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.
Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.
В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?
Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.
Восточный фасад замка Павла Первого
Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.
Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).
Михайловский замок был построен к осени 1800 года
Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.
Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью
И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .
Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .
В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.
Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка
В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.
1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.
Убийство Павла
Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.
Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.
Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.
10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).
Сцена убийства Павла Первого (гравюра)
Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.
Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.
Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла
Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .
Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.
Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок
Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.
Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.
Архитектура замка
Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .
Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города
Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.
По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.
Южная парадная сторона Михайловского замка
Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.
Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила
После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.
Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке
На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .
Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.
Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада
Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.
Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.
Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора
Памятник Петру Первому
Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.
Памятник Петру Первому находится на центральной аллее
История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.
Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски
В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.
Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.
Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место
Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.
Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка
Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.
Как и что посмотреть в Михайловском замке
Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.
В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.
Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот
Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).
По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку
Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).
Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)
В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».
Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период
Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.
Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.
В
Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы
Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.
Через
Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка
Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).
Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка
Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.
Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .
Макет Михайловского замка в экспозиции музея
Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.
На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .
Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы
Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.
Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого
Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.
Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.
Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.
Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.
Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.
Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.
Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.
Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.
Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.
Михайловский замок, вид с Инженерной улицы
Памятник Петру I
Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.
Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка
Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».
А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.
Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»
Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»
В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.
Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»
На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.
Фасад и двор Михайловского замка
Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.
Трехчастный мост
Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.
Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши
Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.
Памятник Павлу I во дворе замка
Строительство замка
В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.
Бывший летний дворец Елизаветы Петровны
Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.
Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы
На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.
Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада
Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.
Парадная лестница
Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.
Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.
Главная лестница Михайловского замка
Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.
В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.
Статуя «Умирающая Клеопатра»
От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.
Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом
Зал Антик
К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.
Зал Антик
Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.
Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.
Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков
Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.
Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.
В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.
Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.
Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»
Плафон «Прилежание и Ленность»
Тронная императрицы Марии Федоровны
Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.
В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.
Тронная императрицы Марии Федоровны
Общий столовый зал
Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.
Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.
Спальня Марии Федоровны
Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.
Спальня Марии Федоровны
Бывшая спальня Павла I
В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.
Не отреставрированные коридоры Михайловского замка
Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.
Церковь во имя Святых Петра и Павла
Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:
Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.
Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.
Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II
Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.
Церковь Святого Михаила
Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.
Церковь Святого Михаила
Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.
Всевидящее око над Святыми вратами
В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.
Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.
Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…
(1
оценок, среднее: 5,00
из 5)
«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ»
«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней»
В историческом центре, в самом сердце Санкт-Петербурга, где сливаются воды рек Мойки и Фонтанки, рядом с Марсовым полем, Летними садами высится величественное здание Михайловского замка - последней резиденции императора Павла I. До сих пор одной из тайн замка остаётся злодейское убийство императора 11 марта 1801 года.
Казалось, содрогнулись стены огромного замка, услыхав последний хрип умирающего императора, и странно потемнел их красновато-розовый цвет от пролитой венценосной крови. И в далекой Гатчине печальным звоном отозвались колокола башенных часов дворца, застывшего от ужаса и холода в эту мартовскую ночь.
Каким же роковым образом отразилась трагическая судьба Павла I на дальнейшей истории его любимых резиденций? Долгое забвение. И разграбление. Но замки, как старые воины, стойко переносят все испытания времени и неиссякаемого человеческого зла. Слова из Священного писания, помещенные на одном из фасадов Михайловского замка, по праву должны быть посвящены и Гатчинскому дворцу.
Наверное, не случайно первым своеобразным музеем в Гатчинском дворце стали личные комнаты Павла I. Уже в 1801 г. по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны их превратили в «мемориал в Бозе почившего Императора».
«Личными» назывались десяток небольших комнат на первом этаже Главного корпуса. Часть помещений - Кордегардия, Комната дежурного офицера, Знаменная, Камердинерская - предназначались для охраны и прислуги, образуя как бы защитное кольцо. Павел Петрович не очень-то полагался на неприступность стен Гатчинского дворца. Самые большие комнаты - Кавалерская и Нижняя Тронная - служили для непарадных «домашних» приемов. Через окна Нижней Тронной хорошо был виден плац, где проходили учения и вахтпарады «гатчинских» войск под бой барабанов и звуки флейт. Помимо выходов в парадные вестибюли, а также в Собственный садик, в личных комнатах существовал ещё один «тайный» выход - из Темной комнаты, которая находилась за Туалетной. По винтовой лестнице можно было подняться в Парадную спальню и выше, на 3-й этаж, или спуститься вниз - в подвалы, где через подземный ход выйти на берег Серебряного озера.
Хотя этот выход в подземный тоннель, как и другие, был устроен еще в «орловском» доме (также, как гулкие длинные коридоры, высокие смотровые башни дворца), но как они слились с романтическим обликом «гатчинского» императора! Как они будоражили богатое воображение Павла, долгие годы разрабатывающего проекты будущего своего «идеального» замка.
Личные комнаты объединяло не только общее расположение, но и единое художественное оформление, которое создавалось при активном участии Павла Петровича его придворным архитектором Винченцо Бренна. Во всех комнатах нижняя часть стен была оформлена дубовыми панелями. Из этого же благородного дерева золотисто-коричневого цвета были выполнены наличники и переплеты окон, а также двери и паркеты. Предполагается, что остальная часть стен была затянута цветным штофом, который позже заменили изящной росписью по штукатурке красивых, нежных тонов. Украшением комнат были великолепные кафельные печи с колоннами, пилястрами и скульптурными изображениями оружия и военных доспехов. На немыслимые ухищрения приходилось идти служителям дворца, чтобы поддерживать постоянную температуру в комнатах (14 градусов), требуемую императором. Натирали льдом не только уже истопленные печи, но и сами термометры, подгоняя градусы. Правда, строгий хозяин комнат старался не замечать эти маленькие хитрости, как рассказывается в воспоминаниях. Скромная и изящная отделка комнат сочеталась с обилием подлинных произведений искусства разных стран. Среди них было много подарков от коронованных особ и вещей, купленных во время заграничного путешествия по Европе: ковры мануфактуры Гобеленов, Савонери, Обюссона, французская бронза, фарфор Севра, Саксонии, Императорского фарфорового завода, мебель знаменитого Рентгена... На стенах были развешены картины любимых мастеров жанров и сюжетов. Особое место в комнатах занимали скульптурные, живописные, тканные портреты «кумиров» Павла Петровича: Петра I, Петра III, Фридриха Великого, Генриха IV, Сюлли, Александра Македонского...
Польский король Станислав-Август Понятовский, посетив в 1797 году Гатчину, все личные комнаты императора назвал его «гатчинским кабинетом».
Однако по-настоящему «личными» для Павла Петровича, где сохранился «его» дух, были Башенный, Овальный кабинеты и Туалетная комната. Особенно тихо и уютно было в этих трех комнатах с окнами в Собственный садик. Мелодично отбивали время часы, вторя им, тихонько звенели хрустальные гирлянды фонариков-колокольчиков, а в ненастную погоду в окна стучал дождик. Кабинеты были местом уединений, где подолгу работал Павел, еще будучи великим князем, размышляя о судьбах Европы, любимой России, составляя будущие планы по ее преобразованию.
В кабинетах все необходимое было под рукой: много книг по истории, философии, военному искусству, религии, различные словари и энциклопедии, любимая художественная литература. Книги были как на иностранных языках, так и на русском. Помимо книг - большое количество карт, планов, папок с гравюрами и альбомами, которые лежали не только в низких полушкафах вдоль стен, но и на шкафах. Отдельно в ящиках бюро и шкафах хранились рукописные документы: различные дневники, рапорты, письма, записочки, стихи, куплеты, билетики-указатели для прогулок по Гатчине или просто чистый лист бумаги с засушенным цветком...
Среди милых безделушек, которыми дорожил хозяин кабинетов, наверное, самыми дорогими были подарки, сделанные его супругой. Мария Федоровна прекрасно рисовала, резала по камню, янтарю, кости. Среди пасхальных яиц, медальонов с портретами обожаемого супруга и детей были вещицы из совсем забавных материалов: например, коробочка из папье-маше, окрашенная в темно-голубой цвет, внутри которой хранилась цепочка из персиковых косточек с вензелем «РР».
В очень светлом, солнечном кабинете в башне было особое место: под образом «Воскресенье Христово», писанном по эмали, стоял пюпитр, покрытый зеленой велюровой тканью. На нем лежала Библия «в алом бархатном переплете, украшенном золотым крестом» с закладками Павла Петровича между страниц. Из этой комнаты охрана дворца часто слышала глубокие вздохи императора во время молитв. Именно здесь, как позже рассказывали в мемуарах, паркет был протерт от его колен.
Особенно горячо молился Павел I, приезжая в Гатчину в свое короткое правление. Он долго ждал престола (став императором в 42 года), готовился и твердо знал, что будет делать. Но слишком тяжелым оказался груз проблем огромной России в политике, экономике, устройстве государства и армии, доставшейся ему от матушки Екатерины. Указы, издаваемые Павлом I буквально каждый день, слишком часто наталкивались на сопротивлением чиновников или имели совсем обратное действие. Особенно раздражали общество распоряжения, затрагивающие частную жизнь. С каждым днем нарастало недовольство избалованного дворянства, из армии доносили о готовящемся заговоре, рос клубок дворцовых интриг, использующих сложные отношения Павла с императрицей, со старшими сыновьями, его участившиеся вспышки гнева, подозрительности и переходы в раскаяние и безмерную доброту... К тому же Россия переступала фатальный рубеж смены веков!
1 ноября 1800 года император Павел I уезжает из Гатчины в СПб на освещение Михайловского замка, покидая, как оказалось, свою любимую резиденцию навсегда. С этого дня в его личных комнатах все остается так, как было в последний раз. Через 33 года в Овальный кабинет, который иногда служил для Павла и спальной комнатой, поставят походную кровать, на которой император «испустил последнее дыхание», ширму, мундир, сапоги, рубашку со следами крови, «свидетелями мартовской ночи в Михайловском замке». Его сын император Николай I вернет в Гатчину эти мемориальные вещи, выполнив завещание матери - Марии Федоровны. Еще позже сюда же добавят дорожный пюпитр, походный стол и стул с вензелем «П» под короной и мраморный барельеф с портретом князя Павла Петровича работы французского скульптора М.Колло.
До революции личные комнаты Павла были «святая святых» в Гатчинском дворце. Требовалось особое «Высочайшее» разрешение для их осмотра.
Итак, через неделю после того, как Павел I навсегда покинул свою любимую Гатчину, 6 ноября 1800 года состоялось торжественное освящение новой резиденции, приуроченное ко дню Архангела Михаила. Именем покровителя дома Романовых и был назван императорский замок. Из Зимнего дворца до замка пышное шествие во главе с царской семьей проследовало вдоль выстроенных в параде войск под выстрелы пушек Адмиралтейства и Петропавловской крепости. В то время въезд на территорию резиденции Павла I начинался далеко от здания дворца через торжественные ворота с каменными будками-караулками, кованными чугунными решетками и украшениями любимой императором тематики: шлемами, доспехами, щитами, двуглавыми орлами и мальтийскими крестами. Позже часть этих ворот, разобранных при Николае I, была отправлена в Гатчину и использована при строительстве Ингербургских и Смоленских ворот при въезде в город.
От ворот тенистая тройная аллея вела мимо каменных зданий конюшен, манежа, павильонов-кордегардий к мосту через один из каналов, окружающих замок на площадь Коннетабля. Не правда ли, опять знакомое по Гатчине название? Ведь вначале Павел Петрович планировал свой «идеальный» замок построить в нашем городе. На площади была установлена конная статуя Петра I по модели скульптора Б.К. Растрелли с многозначительной надписью: «Прадеду правнук». Тем самым Павел I еще раз хотел доказать законность своего рождения и восхождения на российский престол. Став же императором, он хотел для величия России сделать столько же, сколько его великий пращур и кумир.
Торжества по освящению замка завершились в церкви праздничной литургией и парадным обедом. С нетерпением ожидавший окончания строительства и очень торопившийся (замок был сооружен всего за 4 года) счастливый император наградил не только архитекторов, высших чиновников, но и всех рабочих.
Внутри Михайловский замок являл собой «чудо роскоши и вкуса». Несмотря на то, что к этому времени во дворце еще многое не было завершено, многочисленные гости были удивлены и сражены красотой и роскошью: залы, «освещенные тысячами огней, еще более увеличившими их блеск и великолепие» олицетворяли величие и незыбленность императорского трона, России царствования Павла I. Все самое лучшее, что мог позволить себе российский самодержец, было собрано во дворце. Великолепная отделка цветным камнем: мрамором разных сортов, малахитом, яшмой, лазуритом, порфиром сочеталась с монументальной росписью, превосходной лепкой и деревянной резьбой, а также - обивкой из бархата и штофа с золотым и серебряным шитьем.
Залы и галереи представляли собой буквально музей художественных коллекций. Специальные галереи прославляли античное искусство: галереи Ла-окоона, Рафаэля, Мраморная, Античная... Особой гордостью владельца были французские гобелены на сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане, подаренные Павлу Петровичу Людовиком XVI в Париже. Среди ценнейшего собрания живописи ведущих западноевропейских школ и мастеров, достойное место заняли картины русских художников. Специально для Михайловского замка император заказал Семену Щедрину, преподавателю класса живописи в Академии Художеств, монументальные панно с пейзажами его «любимых уголков» в Гатчине, Павловске, Петергофе. По мнению специалистов, эти декоративные панно считаются лучшими в жанре живописи конца XVIII века. И не случайно даже после смерти Павла I судьба продолжает объединять его любимые резиденции: картины С. Щедрина после перестройки Гатчинского дворца в сер. XIX века стали украшением Парадной лестницы и Овальной комнаты за Чесменской галереей.
Для оформления одного из лучших залов замка - Воскресенского - императором были выбраны картины, посвященные крупнейшим событиям российской истории тоже русских художников: «Призвание Михаила Романова на престол», «Освобождение Казани от татар царем Иваном Васильевичем» Г.И. Угрюмова, «Петр I в сражении под Полтавой» В.К. Шебуева и др.
Довольно скромный в быту Павел I не жалел средств и был очень требовательным к парадной, показной жизни его дворца. В Михайловском замке было 5 Тронных залов: два для императора, один для императрицы и по одному для старших сыновей. Малый тронный зал и расположенный рядом с ним Рыцарский служили для торжественных церемоний мальтийских кавалеров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел I был выбран в 1798 году. В оформлении залов нашли отражение идеалы средневекового рыцарства с их представлениями о благородстве, верности, чести, храбрости и служению своему государю.
По свидетельству современников, император так гордился своей новой резиденцией, что «самое незначительное замечание настолько раздражало его, насколько льстила ему всякая, даже грубая, похвала». Когда читаешь описания Михайловского замка тех лет, перечень его уникальных коллекций, которые разошлись по многим дворцам и музеям, понимаешь - какой неповторимый памятник архитектуры мы потеряли на долгие годы! Если сравнивать архитектуру с застывшей музыкой, то, возводя новую резиденцию, император Павел I создавал торжественный гимн России, монаршей власти, а после 11 марта 1801 года Михайловский замок превратился в Реквием - прекрасный и печальный. Судьба отвела Павлу I прожить в Михайловском замке всего 40 дней!
Существует предание о том, что император предрек свою кончину, построив замок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, где он родился, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть». Но, конечно, он не предполагал, что это произойдет так скоро. Его жизнь закончилась на 47-м году жизни - по числу букв в надписи на фасаде замка: «Дому твоему подобает...» (в старой орфографии) - о чем якобы, предсказала блаженная Ксения Петербургская.
Странный император, таинственный замок, мистика чисел! До сих пор много неясного в том, как произошло убийство Павла I, несмотря на известные воспоминания, мемуары, исследования историков. Одно ясно - дворцовый переворот зрел на протяжении 4 лет правления Павла I и был хорошо спланирован в конце возглавившим его генерал-губернатором графом Паленом, которому во всем доверился несчастный император.
Ближе к полночи 11 марта около 60 офицеров-заговорщиков, изрядно принявших шампанского, двинулись к Михайловскому замку двумя группами. Одна группа во главе с Паленом вошла через парадные Воскресенские ворота, другая во главе с Беннигсеном и братьями Зубовыми - через Рождественские ворота. Вторая группа, в которую входили особенно ненавидевшие Павла офицеры, и сыграла роль в этой кровавой трагедии в истории России рубежа веков. Их короткий путь вел по винтовой лестнице на 2-й этаж прямо в личные комнаты императора. 74 каменные ступени вверх - нелегко они дались! Из обеих групп часть заговорщиков растерялась по лестницам и коридорам погруженного во тьму замка, до места преступления дошло около десятка человек.
Личные комнаты Павла I в Михайловском замке состояли из Библиотеки, Кабинета-спальни и Будуара. Убийцы ворвались в Библиотеку, а затем в Спальню:
«Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоены,
Идут убийцы потаенны...»,
- напишет позже А.С.Пушкин.
В отличие от Гатчинского дворца Опочивальня Павла представляла собой довольно просторное помещение с 2 окнами, выходящими на 3-й Летний сад. Из комнат был выход в апартаменты Марии Федоровны (который по коварному совету Палена недоверчивый император и супруг закрыл накануне) и, как в Гатчине, тайная лестница между стен Библиотеки и спальни, ведущая на 1-й этаж в комнаты фаворитки Анны Гагариной (этой лестницей Павел I тоже не смог воспользоваться). Стены кабинета-спальни были отделаны белыми панелями с золотой резьбой и украшены любимыми картинами. Кроме стульев и кресел, расставленных вдоль стен, в центре находился великолепный письменный стол из красного дерева, с украшениями из резной кости и янтаря (сегодня находится в Павловском дворце-музее), а за простыми ширмами стояла железная походная кровать, которая потом вновь вернулась в Гатчину вместе с окровавленной одеждой императора.
С болью в сердце читаешь сочиненные для оправдания своего злодейства «воспоминания», порочащие имя Павла 1, который, якобы, «метался, как заяц» и на коленях выпрашивал пощады. Многое зная о «гатчинском императоре», императоре-рыцаре, помазаннике Божьем, который был уверен в своей особой миссии на земле, могу утверждать - он достойно принял смерть! Не случайно поведение Павла I вызвало такую агрессию со стороны убийц: произошло дикое избиение. В ход пошли кулаки, ноги, печально известная золотая табакерка и пресловутый офицерский шарф. Судя по кровоподтекам и синякам, злодеи продолжали бить даже мертвого императора...
Тело Павла I сначала было выставлено в Михайловском замке, причем медики и гримеры тщетно пытались придать достойный вид изуродованному лицу императора, а затем погребено в царской усыпальнице Петропавловской крепости.
В XIX веке Михайловский Замок превратился в Инженерный, где разместилось Николаевское инженерное училище. При Александре II Опочивальня и Будуар Павла I были перестроены под Домовую церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В притворе церкви находилась плащаница, а над ней образ Спасителя и надпись: «Отче, отпусти им, бо не ведают, что творят».
В. Федорова
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
«Вином и злобой упоенны, идут убийцы потаенны, на лицах дерзость, в сердце страх...Молчит неверный часовой, опущен молча мост подъемный, врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наемной...», – с самых первых дней история Михайловского (Инженерного замка) была окутана различными легендами и мифами. Ведь именно в этом красивом величественном здании с 11 на 12 марта 1801-го года был вероломно убит император Павел I. После его трагической смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, что было вполне логично – никому больше не хотелось доверять свою жизнь замку, который не смог защитить даже своего создателя. Сегодня мы подготовили для вас небольшой ликбез по истории этого мистического места, в которой есть место как достоверным фактам, так и устрашающим легендам.
Факт № 1: Замок был назван в честь Михаила Архангела
По одной из легенд, к солдату, держащему караул у часов в Зимнем дворце, однажды явился необыкновенный юноша, весь окруженный сиянием, и сказал следующее: «Иди к императору и передай мою волю – дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат выполнил поручение, и, если верить преданию, именно так было принято решение о строительстве Михайловского замка.
По официальной версии, такое необычное название новая императорская резиденция получила благодаря храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, размещенного на её территории, а также причудам императора – Павлу I захотелось построить свой дворец в виде средневекового замка.
Факт № 2: Строительство велось круглосуточно
Император так торопился скорее переехать в свой «неприступный замок», что отдал приказ его строить круглосуточно, без каких-либо перерывов – так, например, ночью работы велись при свете факелов. Над возведением новой императорской резиденции трудилось более 6 тысяч человек, а строительные материалы привозили со всех остальных строящихся в столице в то время объектов. Однако у судьбы весьма недоброе чувство юмора – Павла I убили в его собственной спальне ровно через 40 дней после его официального переезда в Михайловский замок, построенный специально для его защиты.
Факт № 3: Замок со всех сторон окружала вода
При жизни Павла I Михайловский замок напоминал оборонительное средневековое сооружение не только по архитектурному стилю – его также со всех сторон окружала вода: реки Фонтанка и Мойка и каналы Вознесенский и Церковный, сейчас засыпанные. Попасть в императорскую резиденцию можно было только через один из охраняемых (как оказалось впоследствии – не так уж тщательно) мостов.
Факт № 4: Павлу I была предсказана скорая смерть в новом замке
Существует легенда, что Павел I знал о том, что скоро его жизни придет конец. Так, предание гласит, что гибель ему предсказал иеросхимонах Авель, ответив на волнующий императора вопрос следующим образом: «Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем». Речь шла о надписи, расположенной на фризе юго-восточного фасада замка: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Всего в этой фразе 47 букв, и Павел I был убит на 47-м году жизни.
Факт №5: Необычный цвет стен замка выбран неспроста
Историки до сих пор ведут споры по поводу происхождения цвета стен Михайловского замка. По одному из мнений, столь неординарное цветовое решение продиктовано было тем, что Павел I был магистром Мальтийского ордена – а желто-оранжевый является традиционным цветом для этого религиозного объединения. Также существует предание, что Михайловский замок был окрашен в цвет случайно оброненной перчатки одной из фавориток императора Анны Лопухиной. Так или иначе, необычный окрас быстро стал модным, и многие петербургские здания вскоре были окрашены тем же образом.
Факт №6: Привидение в Инженерном замке
После смерти Павла I царская семья спешно вернулась в Зимний дворец, а Михайловский замок пустовал почти два десятилетия, поэтому неудивительно, что полуразрушенный дворец породил немало устрашающих легенд. Например, по одной из них, замок порой посещает неупокоенная душа убитого императора.
Так, однажды в еще пустующем здании была вынуждена спрятаться от сильного ливня команда солдат столичного гарнизона. Унтер-офицер позволил своим подчиненным прогуляться по бывшим императорским покоям. Спустя всего полчаса один из солдат вернулся в совершенно потрясенном состоянии – в одном из коридоров он увидел парящую в воздухе свечу.
Интересно, но даже после того, как в Михайловском замке расположилось Инженерное училище, легенда не умерла – тени и страшные тайны прошлого еще не раз играли с воображением обитателей бывшей императорской резиденции. Студенты же старших курсов использовали образ призрака Павла I для запугивания младших. Наибольшую же известность мятежный дух убитого царя получил после публикации рассказа Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».
Факт № 7: Конь в женской туфельке
Перед главным фасадом Михайловского замка еще в 1800-м году был установлен бронзовый конный памятник первому российскому императору с надписью «Прадеду правнук». Уж сколько раз мы, казалось бы, видели этот памятник, любовались гордо восседающим на коне монархом, роскошным пьедесталом, украшенным бронзовыми барельефами, но многие из нас ни разу не замечали, что левая передняя нога коня выполнена… в виде женской ножки в туфельке.
Объяснений подобному сюрпризу существует несколько: некоторые склонны списать его на чувство юмора скульптора, другие же уверены, что Растрелли сделал это умышленно, желая тем самым обессмертить в веках прелестную ножку своей возлюбленной.
Увы, на самом деле, все совсем не так, и мы имеем дело лишь с банальным обманом зрения, а вовсе не с романтической историей из жизни скульптора. Если бы мы стояли вровень с постаментом (что невозможно), то непременно увидели бы обычное конское копыто. Но памятник-то очень высокий. А снизу, как ни смотри, – дамская туфелька.