Каталог презентаций. Открытое интегрированное занятие по духовно-нравственному направлению «Красота Божьего мира» в подготовительной группе Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сотворение мира», глобус, иллюстрации «лес, море, поле,
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
- Выяснить православное значение понятий по теме урока.
- Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
- Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
- Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
- Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы:
Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?
(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)
(Слайд 2, 3, 4)
А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя:
Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.
Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.
Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)
А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.
(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.
Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)
И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.
Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.
(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.
Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.
В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)
Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.
Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)
В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)
Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)
Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)
А человек может создавать красоту? (Да)
(Слайд 18)
В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.
А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.
Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.
Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)
4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").
Работа с книгой.
Смотрим фрески.
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.
А теперь разберем, где какое событие происходит?
Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.
Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий
целью унизить или опозорить.
А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)
Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)
В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)
Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)
6. Работа с текстом учебника.
Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.
7. Закрепление прочитанного текста.
Ответьте на вопрос:
Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)
Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:
Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?
(Слайд 23)
Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?
8. Работа в парах.
Задание № 5.
Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?
(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)
Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.
9. Творческая работа. (Слайд 25)
Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.
10. Заключительный этап урока .
Что такое красота православного мира?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
11.Домашнее задание
Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
- Выяснить православное значение понятий по теме урока.
- Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
- Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
- Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
- Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы:
Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?
(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)
(Слайд 2, 3, 4)
А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя:
Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.
Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.
Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)
А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.
(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.
Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)
И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.
Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.
(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.
Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.
В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)
Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.
Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)
В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)
Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)
Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)
А человек может создавать красоту? (Да)
(Слайд 18)
В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.
А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.
Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.
Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)
4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").
Работа с книгой.
Смотрим фрески.
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.
А теперь разберем, где какое событие происходит?
Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.
Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий
целью унизить или опозорить.
А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)
Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)
В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)
Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)
6. Работа с текстом учебника.
Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.
7. Закрепление прочитанного текста.
Ответьте на вопрос:
Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)
Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:
Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?
(Слайд 23)
Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?
8. Работа в парах.
Задание № 5.
Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?
(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)
Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.
9. Творческая работа. (Слайд 25)
Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.
10. Заключительный этап урока .
Что такое красота православного мира?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
11.Домашнее задание
Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на восприятие.
(Звучит спокойная музыка. Учитель читает стихотворение.)
Как сияют небеса, -
Высота и красота!
А по небу звонко скачет
Солнце, словно жёлтый мячик!
Ночью, чтоб не страшно было,
Зажигаются светила;
И стоит, как удивлённый,
Лес в своей листве зелёной…
О чём это стихотворение? (О красоте окружающего мира.)
3. Актуализация знаний.
Беседа о красоте окружающего мира.
Кто из вас был в лесу? Что красивого вы там видели?
Кто был в поле? Что там красивого?
Кто был на море? А там что красиво? (Ответы детей.)
Игровой момент.
Закройте глаза и представьте себе самое красивое из окружающего нас мира. Расскажите, что вы представили. (Ответы детей.)
Красив окружающий нас мир? (Да.) Давайте полюбуемся его красотой.
Просмотр под музыку слайд – шоу «Красота спасёт мир».
4. Физкультминутка.
Солнце спит.
Солнце спит, и небо спит.
(Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Всем лучи свои послало.
(Разводим руки в стороны.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Небо тучей заволок,
(Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Качание туловища влево – вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится всё ниже.
(Наклоны вперёд.)
Вот и спряталось за тучи,
(Приседаем.)
Ни один не виден лучик.
(Встали, спрятали руки за спину.)
5. Мотивация к учебной деятельности.
(На доске – иллюстрации с изображением природы и предметов, сделанных человеком.)
Разделите иллюстрации на две группы. Почему так распределили? (На одних картинках – предметы, созданные человеком, а на других изображена природа.)
Вам нравится то, что создал человек? Это красиво? (Да.)
А природа красива? (Да.)
(Учитель вывешивает две таблички: «Красота рукотворная» и «Красота нерукотворная» .)
Что значит красота рукотворная? А нерукотворная? (Ответы детей.)
На каких картинках – красота рукотворная? На каких – нерукотворная? Объясните.
Проблемный вопрос.
Откуда же взялась вся эта нерукотворная красота? Откуда взялся весь мир? Откуда взялось всё живое на нашей прекрасной Земле? Кто создал золотое солнышко, серебряный месяц, манящие звёзды, синие моря, быстротекущие реки, тихие озёра, горные вершины? И правда ли, что всё на свете образовалось само собой? (Дети высказывают предположения.)
6. Работа по теме.
Рассказ учителя.
Конечно, всё возникло не просто так. Разве может прекрасная картина нарисовать сама себя? Или дом сам себя может построить? Как картину нарисовал художник, книгу написал писатель, дом построил строитель, так и окружающий нас мир должен иметь своего Создателя, своего Творца. Этот Творец – Бог.
Бог не только создал всю Вселенную. Он наполнил её жизнью и установил дивный порядок (гармонию).
Звёзды стройно и согласно движутся по определённым путям и законам друг около друга. Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питается.
Всему Бог дал своё время, место и назначение. Только человек живёт повсюду на земле и над всем владычествует. Бог наделил его разумом, бессмертною душою и великим даром – свободной волей выбора между добром и злом. Поэтому каждый человек отвечает за свои дела, свои поступки, за свою жизнь.
7. Продолжение работы.
Раскрашивание картинок «Божий мир» или рисование на тему «Красота Божьего мира» (под тихую музыку). Выставка работ.
Беседа об отношении человека к окружающему миру.
Посмотрите, какой красивый мир сотворил для нас Бог. А от кого зависит, каким будет этот мир? (от человека)
8. Закрепление.
Чтение и обсуждение рассказа «Всё в твоих руках».
Все в твоих руках...
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках».
Как вы поняли этот рассказ? (Ответы детей.)
9. Итог.
Я хочу закончить наше занятие стихотворением, с которого его начала. А вы ответьте на вопрос, который содержится в стихотворении.
Как сияют небеса, -
Высота и красота!
А по небу звонко скачет
Солнце, словно жёлтый мячик!
Ночью, чтоб не страшно было,
Зажигаются светила;
И стоит, как удивлённый,
Лес в своей листве зелёной.
Но откуда это диво?
Откуда же взялась вся эта красота? (Ответы детей.)
Это Бог для нас с тобой
Праздник на земле устроил.
И, любуясь этим даром,
Будем Богу благодарны.
Он, кто создал мир чудесный,
Наш Отец, Отец Небесный!
Почему Бог – наш Небесный Отец? (Ответы детей.)
10. Рефлексия.
Какое настроение у вас в конце занятия? Если хорошее, то улыбнитесь, если не очень, то нахмурьтесь.
Презентация из цикла "Священная Библейская история Ветхого Завета" о творении Богом мира и человека по учебнику архиепископа Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского (3,9 Мв, pptх).
Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этой серии можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Послайдовое содержание презентации.
Слайд 2
. Джеймс Тиссо. Сотворение мира
. Творение Богом мира и человека
Книга Бытия
→
Бог - Творец
→
Ангельский мир
→
Материальный мир
→
Слайд 3
. Свиток
. Книга Бытия
. Эта книга называется так потому, что повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.
Слайд 4
. Моисей пишет Книгу Бытия
. Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Скрытый текст
: Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.
Слайд 5
. Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав
, можно разделить на три
главные и существенные части
.
↓ Первая
(1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.
↓ Вторая
(4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.
↓ В третьей
(12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.
Слайд 6
. Айвазовский И.К. Сотворение мира. Хаос
. Бог - Творец мира и человека
.
Слайд 7
. Фотография природы
. Красота, гармония, разнообразие
… Скрытый текст
: Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм.
Слайд 8
. Фотография космоса
. «Космос» - красота, порядок
. Скрытый текст
: Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космоc (kosmos), что значит красота, порядок.
Слайд 9
. Познание мира - познание Творца
. Скрытый текст
: Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирового Разума.
Слайд 10
. Икона «Троица». Прп. Андрей Рублев, первая половина 15 в
. Творец мира и человека - Бог
. Скрытый текст
: Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.
Слайд 11
. Книга Библии
. Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.
Слайд 12
. Айвазовский И.К. Сотворение мира
. Время - форма бытия материального мира
. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1), - говорит бытописатель Моисей. Скрытый текст
: В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать - с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира.
Слайд 13
. Фотография Земли из космоса
. Причина происхождения мира - воля Бога
. Скрытый текст
: Бог является естественной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию.
Слайд 14
. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа.
Слайд 15
. Гюстав Доре. Сотворение света
. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог
(Ин.1,1). И вот «…Он, - по словам боговдохновенного псалмопевца, - сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось» все (Пс.32,9). Скрытый текст
: По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы - Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица.
Слайд 16
. Мир сотворен из ничего
. Скрытый текст
: Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова «из ничего», но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего могущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы. Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.
Слайд 17
. Небесные силы (фрагмент росписи стены Михайловского Златоверхого собора в Киеве)
. Ангельский мир
.
Слайд 18
. Коллаж - земля и небо
. Бог создал два мира: небесный, земной
. Скрытый текст
: О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.
Слайд 19
. Священник Александр Егоров. Силы Небесные
. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Скрытый текст
: Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38,7).
Слайд 20
. Рисунок Ангела
. Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие
, как и люди, но бестелесные
.
Слайд 21
. Гюстав Доре. Ангельская феерия («Потерянный рай»).
Число ангелов очень велико.
Слайд 22
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». По своим совершенствам ангелы не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Скрытый текст
: Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира.
Слайд 23
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Все ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии.
Слайд 24
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу…
↓ …сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов.
Слайд 25
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Архангел Михаил - вождь Ангелов, оставшихся верными Богу…
↓ …низвергнул всех злых ангелов в ад, т.е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия.
Слайд 26
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное…
↓ …и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда.
Слайд 27
. Фотография Земли из космоса
. Материальный мир
. Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Скрытый текст
: Еврейское слово день (иом) - означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени.
Слайд 28
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Первый творческий Божественный акт
- первоматерия. ↓ Из первоначальной материи - ↓ все формы бытия.
Слайд 29
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Первоначальное состояние
новосозданной материи Моисей называет:
↓ землею
(скрытый текст
: потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии)
↓ бездной
(скрытый текст
: указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза)
↓ водою
(скрытый текст
: означая этим неустойчивость, подвижность, разреженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи)
↓ невидимой
(скрытый текст
: в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми она наблюдается теперь)
↓ неустроенной
(скрытый текст
: В смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии («земля же была безвидна и пуста» (Быт.1.2))
Слайд 30
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Над бездной праматерии была тьма
. Скрытый текст
: Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследуемая и «вглубь», и «вширь».
. «И Дух Божий носился над водою
» (Быт.1,2). Скрытый текст
: Этими словами бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий - готовил это первозданное вещество к дальнейшим творческим Божественным актам.
Слайд 31
. Айвазовский И.К. Сотворение мира
. Скрытый текст
: И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжении шести дней, или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (Прем.11,18).
▫ Александр Геннадьевич, а почему бы и нет? В стране проблем хватало, да и существуют реальные свидетельства того, что все тот же И. Сталин, частенько отказывался от этого `экспорта`, хотя такие возможности у него имелись. Вот если бы речь шла про Ульянова, тут я бы засомневался, очень даже. Кстати, пришлось мне как-то поработать в 98м с рядом секретных некогда директив 20х годов, в Ленинке.Общедоступности они не имеют до сих пор, только для научной работы выдаются, да и то под наблюдением персонала. Бдят жесть как! Давал подписку даже, копировать и распространять было тогда запрещено. Белые перчатки и все такое... Вообщем, я пришел к выводу, что Сталин по сравнению с Ильичом белый и пушистый. Документы содержали сообщения о количестве расстрелянных, большинство за его резолюцией. Причем, порой за всякую фигню, семья стырила мешок зерна - расстрелять. Всех. Так вот. Так, что Сталин с его вынужденными порой репрессиями младенец. Александр Леонидович, а я))) такого не говорил. Даже близко. Были и священники, что на сторону фашистов перешли. Было? Было. Казаки, которых сейчас так упорно пропагандируют - герои или предатели -коллаборационисты? Ну, нельзя однозначно тут ответить. История знает и те, и другие примеры. Были пластуны - элита нашей разведки, были казаки ставшие героями Союза, но были и такие, что принимали звания и награды от фашистов, жгли, убивали и насиловали. Правильно, главное адекватно смотреть и видеть обе стороны медали. С князьями тоже не так все однозначно. Одни явно целовали, как тоже Рязанское княжество в Куликовском сражении, в угоду своих интересов, другие готовы были умереть...
▫ Спасибо!
▫ Игорь Вячеславович, Вы сами рассказали о том, как искажается история - я лишь продолжил, причём на отечественном примере: на `творчестве` определённых конфессионалов. И то, что они и в тему ВОВ лезут со своими `победными` утверждениями (с моей точки зрения - так глубоко оскорбляющими не только ветеранов) - это не моя вина, а их глубокая проблема. Мидуэй - негатив. А фантастика от этих мне нетоварищей - позитив, что-ли? Так нет, тот же Мидуэй, только ещё обиднее. Одно дело - воевали. Другое дело `Благодаря нам победили`. Конёк-то оседлан по их делам и словам, а не по моему пристрастию. Отсутствие выбора не означает, что уничтожение собственного народа князьями следует списывать из истории. Это означает, что оценки следует давать... адекватные. Когда только позитив, оно тоже как-то не айс. Однобоко - и, как следствие, неверно. Выбор же есть всегда - поцеловать сапог или с честью умереть. Но целование сапог так умело научились признавать подвигом...