Гончарный промысел, или Искусство? Гончарный круг Что такое гончарный круг определение.

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера ласково обнимают ее, направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло - такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Сплетение мистики и ремесла

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее святой Водой, с помощью творенья божьего (гончарного круга) и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне. Не зря гончары являлись людьми уважаемыми, с ними старались не ссориться, дабы не навлечь на дом свой гнев божий.

Изготовление глиняных изделий сопровождалось множеством ритуалов и верований, которые были недоступны простому человеку. Например, идти к источнику за водой для глины можно было только в субботу до восхода солнца. На дне посуды ставилось клеймо в виде креста, чтобы в нее не мог вселиться злой дух. В древних мифах гончар был связан со всякой нечистью, которая помогала ему обжигать посуду.

В Волгограде существует музей-заповедник Старая Сарепта, в котором до сих пор живет привидение. В XVIII веке здесь обосновалось немецкое поселение. Одним из известных мастеров своего дела был И. Ниденталь, гончар по профессии. После его смерти по ночам в одном из залов музея раздается скрип гончарного круга и звуки разбитой посуды…

Зарождение гончарного дела

В далекой древности наши предки использовали глину не как самостоятельный материал, а в качестве связующего элемента: таким образом, они соединяли птичий помет, пух и морские ракушки. Только спустя не одну сотню лет люди стали применять глину для изготовления посуды, а чуть позже и очищать ее от вредных примесей – отмучивать. Первые глиняные изделия были, конечно же, необожженными, поэтому до наших времен практически не сохранились. Первые обожженные предметы были найдены в Японии и датируются 10700 годом до нашей эры. Самые ранние сосуды выполнялись в технике жгута: глиняные колбаски по спирали закручивались вокруг основания. В той же Японии до сих пор подобным методом изготавливают элитную ручную посуду для чайных церемоний.

Великое изобретение

Изобретение гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук гончара более тонкой и изящной. В странах Индии, Египта и Месопотамии следы наличия гончарного круга археологи приписывают к 3-4 тысячелетию до нашей эры, в Китае и Древней Греции – тысячью годами позже. Интересно, что в Египте колесом в качестве гончарного круга стали пользоваться намного раньше, чем для транспортировки. В северную Европу и Россию это изобретение пришло только в эпоху Средневековья. Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

Ручной круг

Основная конструкция гончарного круга состоит из диска, насаженного на ось. Африканские племена практически до наших дней пользовались деревянным диском на толстой ножке, которую устанавливали в выкопанную яму. Сам круг практически не изменился, совершенствовались только материалы, из которых он изготавливался, и добавлялся привод. Ручной круг устанавливали на скамейке, сам гончар садился на эту же скамейку верхом. Вращение производилось либо им самим, либо его помощниками. Позже в качестве тягловой силы стали привлекать животных – ослов и быков.

Ножной круг

Со временем мастера стали изменять высоту маховика, подстраивая его для личного удобства. Так вскоре родилась идея опустить сам маховик до уровня ног. Вращение ногами позволило освободить руки, тем самым в разы повышая уровень мастерства гончара и качество изделий.

Гончарный круг с электрическим приводом

Век изобретения электричества не оставил в стороне и гончарное дело. Умельцы решили приспособить электромотор к старому ножному кругу:

С фрикционным приводом: электромотор закреплялся не жестко, а на его вал надевался специальный ролик из резины. Гончар нажимал на педаль, мотор поворачивался, и его резинка раскручивала маховик круга. Нужной скорости можно было добиться удерживанием и опусканием педали. Также был придуман тормоз. Самые долговечные в эксплуатации и надежные гончарные круги;
- с редуктором: здесь используется мотор с высокими оборотами, на выходном валу которого стоит редуктор. Резиновый ремень соединяет редуктор с планшайбой, приводя тем самым в движение последний. Из недостатков можно отметить достаточно высокий уровень шума и недолговечность;
- с прямым приводом: развитие электроники сделало возможным убрать передаточное звено между мотором и планшайбой. Простота конструкции позволяет данному типу гончарного круга быть максимально эффективным, легким и тихим. Существует возможность регулирования хода вращения: для новичков достаточно 200 оборотов в минуту, для профессионалов - до 400.

В наши дни гончарные круги используют только мастера, не признающие потребительского отношения к гончарному ремеслу и вкладывающие душу в свои творения. Именно поэтому изделия hand-made становятся все популярнее...

Расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута , как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины . Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

  • Месопотамия , Древний Египет , Индия - 4-2-е тыс. до н. э.;
  • Иран , Средняя Азия , Греция , Китай - 2-е тыс. до н. э.;
  • Западная Европа - Гальштатская и Латенские культуры I тыс. до н. э.
  • Восточная Европа - Пшеворская (II век до н. э.) и Черняховская культура (III век). Однако с приходом славян Пражской культуры гончарный круг забывается и появляется вновь лишь в VIII веке (Лука-Райковецкая культура)
  • В Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев (см. индейская керамика).

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Ножной гончарный круг своими руками

    Где купить гончарный круг?

    Гончарное дело

    Субтитры

История развития гончарных кругов

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга - лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках - стальные шарики).

Ножной механический круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Гончарные круги с электроприводом

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент - ножной тормоз. Преимущество подобных кругов - их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод.

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх

  • электробезопасность - применение электроприводов, работающих от постоянного напряжения 12..36 вольт. Желательна гальваническая развязка двигателя с корпусом круга.
  • надёжность и ремонтопригодность - т.е минимум конструктивных деталей, максимальная их жёсткость и надёжность, легкость и доступность при ремонте.
  • компактность и легкость, сочетаемые с высокой устойчивостью круга.
  • эргономичность - обеспечение высокого уровня комфорта при длительной работе за кругом, возможность работать как сидя, так и стоя, отсутствие разбрызгивания глиняной жижки по сторонам (наличие чаши).
  • бесшумность - самый сложный параметр, т.к применение электропривода изначально приводит к повышенному шуму. Самый низкий уровень шума у моделей с прямым приводом, но они дороги и поэтому пока не получили широкого распространения.

Формовка на циновке

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным.

Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Процесс лепки значительно упростится, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой - так был изобретен простейший ручной гончарный круг . Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной - из твердой древесины, обожженной глины и камня. Использовался, начиная с 3500 г. до н.э. в Месопотамии, позволял изготавливать сосуды намного быстрее и ровнее. Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в 4 тысячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры.

Предок современного гончарного круга состоял из деревянного или каменного диска, закреплявшегося горизонтально на вкопанном в землю стержне. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой, левой, мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой правой начинал лепку. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные жгуты. Это несложное приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня искусства. Благодаря ему работа заметно ускорилась и улучшилась.

При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.



В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание.

Гончарный круг появился относительно поздно - в энеолите (переходном периоде от каменного века к бронзовому). Первые, не очень совершенные круги использовали в 4 тысячелетии до н. э. в Месопотамии (город Урук). Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять в 3250 до н.э. В Египте он использовался уже в 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Вначале гончарный круг был неподвижен и лишь потом стал вращающимся.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга. Он появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. Вошел в употребление во 2-м тысячелетии до н.э. (3 тыс до н.э.). Применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий - позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой. Гончарным делом стали заниматься мужчины. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки.

Основные отличия ножного круга:

Веретено (ось вращения) было удлинено.

Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении.

К нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку. Гончар садился к кругу и брал кусок глины нужной величины. Сжимая этот кусок ладонями и перебрасывая его с руки на руку, он придавал ему форму шара, а затем с силой бил им по центру верхнего диска.

Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята . Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось.

На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое.

Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.

В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы.

В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.

Содержание статьи

КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

ТЕХНИКИ

Материал.

Основным материалом для производства керамики является глина . Добытая глина обычно смешана с песком, мелкими камнями, остатками сгнивших растений и другими инородными веществами, которые должны быть полностью удалены, чтобы глина стала годной к употреблению. Сегодня, как и в древние времена, это делается путем смешивания глины с водой и отстаивания смеси в большой ванне. Грязь оседает на дно, а верхний слой глины и воды откачивается или вычерпывается в примыкающий резервуар. Затем процесс повторяется, иногда несколько раз; глина очищается с каждым последующим осадком, пока не будет получен материал нужного качества.

Очищенная глина до ее использования хранится во влажном состоянии в закрытых помещениях. Выдержка глины в течение нескольких месяцев значительно улучшает ее рабочие качества, позволяя глине сохранять форму в процессе создания изделия, оставаясь податливой и пластичной. Свежую глину часто соединяют со старой, из предшествующей смешанной партии; это усиливает бактериальную активность и, по-видимому, улучшает качество материала.

Любое формованное в глине изделие претерпевает некоторую степень сжатия, как во время просушивания, так и в процессе обжига. Для равномерного высыхания и минимального сжатия в глину добавляют грубо притертые кусочки терракоты, обычно гончарный лом. Это также увеличивает прочность глины, сокращая возможность ее резкой усадки во время формовки.

Формовка.

Лепная керамика.

Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной ок. 5000 до н.э., в эпоху раннего неолита , была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы. Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, которая и сегодня используется некоторыми гончарами, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке.

Ленточная керамика.

Более поздним изобретением была техника кольцевой лепки, при которой сосуд выстраивался из нескольких глиняных полос. Плоское, вылепленное от руки глиняное основание окружали толстой полосой, а затем давлением и разглаживанием достигали прочного соединения основания и ленты. Остальные полосы добавляли до тех пор, пока горшок не приобретал желаемую высоту и форму. Для облегчения процесса выстраивания и выглаживания стенок внутрь горшка иногда клали округлый камень, а снаружи поверхность обрабатывали лопаткой. В этой технике изготавливали прекрасную глиняную посуду со стенками одинаковой толщины. Метод ленточной керамики напоминает технику плетения корзин из длинных волокнистых веревок (или лыка), и, возможно, техника ленточной керамики ведет свое происхождение именно от этого метода.

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом. Ленточным методом изготавливали большие кувшины для хранения продуктов даже после изобретения гончарного круга.

Гончарный круг.

Изобретение гончарного круга относится примерно к концу IV тыс. до н.э. Его применение не сразу получило широкое распространение; некоторые регионы усвоили новую технику значительно раньше других. Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять около 3250 до н.э. В Египте он использовался уже к концу II династии, около 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Древний гончарный круг был тяжелым, прочным диском из дерева или терракоты. На нижней стороне диска было углубление, которым он насаживался на низкую фиксированную ось. Все колесо уравновешивалось так, чтобы вращаться без шатания и вибрации. В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание. Ножной гончарный круг, по-видимому, не применялся до времен Рима. В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Процесс изготовления горшка на гончарном круге начинается с вымешивания глины с целью удаления пузырьков воздуха и превращения ее в однородную, пригодную для работы массу. Затем глиняный шар помещают в центр вращающегося круга и придерживают согнутыми ладонями до тех пор, пока не выровняется ход круга. Вдавливанием большого пальца в середину глиняного шара формируется кольцо с толстыми стенками, которое постепенно вытягивается между большим и остальными пальцами руки, преобразуясь в цилиндр. Цилиндр этот затем по желанию гончара может раскрываться в форме чаши, вытягиваться наподобие длинной трубы, уплощаться в тарелку или закрываться, создавая сферическую форму. В конце готовое изделие «срезают» и ставят для просушки. На следующий день, когда глина высохнет до твердой корочки, сосуд опрокидывают в центр круга вверх дном. На вращающемся круге оттачивают, или зачищают, форму, срезая ненужную часть глины, для чего обычно используют инструменты из металла, кости или дерева. На этом формовка изделия заканчивается; сосуд готов для украшения и обжига. Ножка и другие части сосуда могут выделываться и обтачиваться отдельно и затем прикрепляться к тулову сосуда глиняной обмазкой – жидкой глиной, используемой гончаром в качестве скрепляющего материала.

Литье.

Техника литья используется для создания серийной керамики. Сначала по образцу, который должен быть воспроизведен, изготавливается гипсовая форма. Затем в этот шаблон вливается жидкий глиняный раствор, называемый литейным раствором. Его оставляют, пока гипс не впитает влагу из раствора и оседающий на стенках матрицы слой глины не затвердеет. На это уходит примерно час, после чего форма перевертывается и оставшийся раствор выливается. Полая глиняная отливка дорабатывается вручную и затем обжигается.

В древние времена мягкую, податливую глину вжимали в форму рукой, а не вливали, как в технике литья. Производственный процесс начинался с формовки самой модели. Выполненный мастером глиняный образец (патрикс), создавался в расчете и на конечное применение вазы, и промежуточные производственные этапы. В большинстве этих вылепленных ваз лепная часть присоединена к детали, например устью, сформованной на гончарном круге. Поэтому изготовление патрикса ограничивали только этой лепной частью.

Обжиг.

Техника обработки просушенной глины жаром для превращения ее из мягкого хрупкого вещества в твердый стекловидный материал была открыта ок. 5000 до н.э. Открытие это, несомненно, было случайным, возможно, результатом устройства очага на глиняном основании. Вероятно, когда огонь потухал, люди замечали, что глиняное основание очага стало чрезвычайно твердым. Первый изобретательный гончар мог повторить этот феномен, слепив что-нибудь из мягкой глины и положив в огонь, и затем убедиться, что огонь не повредил его изделию, а напротив, придал ему твердую, устойчивую форму. Так могла появиться техника керамического обжига.

Первобытные методы.

Древние гончары не применяли печи; они собирали просушенные глиняные сосуды в небольшую кучу и покрывали каким-либо имеющимся в распоряжении горючим материалом: деревом, древесным углем, хворостом, соломой или сухим навозом. Среди сохраняющих первобытнообщинный строй племен Африки и Северной и Южной Америки эта практика сохраняется по сей день. Поскольку в куче горшков температура неодинакова и некоторые из них не нагреваются до спекания глины, этот тип обжига дает неравномерные результаты и является причиной непригодности керамических изделий. Когда непропекшиеся горшки наполняются водой, они размокают и вновь превращаются в мягкую глину. Цвет этой керамики непредсказуем, так как некоторые участки полностью подвергаются процессу окисления, а некоторые – в значительно меньшей степени. Поэтому одни изделия оказываются коричневато-красными, а другие – сероватыми или черными.

Печь.

Это специально построенная камера для обжига керамики, позволяющая гончару лучше управлять этим процессом, чем в случае обжига на открытом огне. Обычно топка отделена от места расстановки посуды. Для управления огнем, размещения и передвижения изделий, наблюдения за обжигом и регулировки тяги воздуха в печи предусмотрены отверстия.

На первой стадии обжига из глины постепенно удаляется влага. Обжиг ведется медленно, чтобы избежать растрескивания изделий. Когда температура достигает 600° С, глина полностью обезвоживается. Она приобретает равномерный красный цвет и хрупкий, пористый и абсорбирующий (способный к всасыванию) черепок. В процессе второго обжига, после глазирования, температура достигает 600–900° С. Если во время обжига в печь свободно поступает воздух, то глина окисляется и все углеродистые вещества удаляются. Если в печи воздух отсутствует, то глиняный черепок будет черным, «восстановленным».

Декор.

Существует три типа декора: подглазурный, глазурный и надглазурный. Глазури представляют собой гладкие стекловидные покрытия, приготовленные из смесей таких неорганических веществ, как свинец, кремень, полевой шпат или известь.

Подглазурный декор.

Как подразумевает само название, подглазурный декор накладывается на изделие до его покрытия прозрачной глазурью. Краски изготавливаются с применением оксидов кобальта, никеля, хрома, марганца, железа и др., придающих глазури нужные цвета. Оксиды смешиваются с веществами, которые в последующей горячей обработке должны плавиться, скрепляясь таким образом с черепком. Декор наносится росписью от руки, переведением рисунка методом декалькомании, шелкографии (т.е. с использованием в качестве трафарета шелковой сетки) или распылением краски через трафареты других типов. Метод декора, называемый сграффито, заключается в том, что вся поверхность изделия закрашивается ангобом (жидкой глиняной обмазкой) иного, чем само изделие цвета, а затем сквозь это покрытие процарапывается задуманный узор. Подглазурный декор чрезвычайно прочен, так как защищен от износа и химического воздействия покрывающей его глазурью.

Глазурный декор.

Этот широко распространенный тип декора представляет собой просто покрытие изделия цветной глазурью. Довольно трудно создавать четкие контуры рисунка самой глазурью из-за того, что в процессе обжига глазурь плавится и растекается. Однако наложение глазурей разного цвета, которые во время обжига отчасти стекаются вместе, создает интересные декоративные эффекты.

Надглазурный декор.

В этом случае пигменты, составленные из красящих оксидов и материалов, оставляющих металлический осадок, накладываются поверх обожженной глазури. Поскольку надглазурные краски обжигаются при довольно низких температурах (700–870° С), может быть использовано множество красящих веществ, которые не выдерживают более высоких температур, необходимых для подглазурного обжига. Металлический декор состоит либо из солей металлов, либо из очень мелких металлических частиц с каким-либо связующим, образующим подходящую для росписи или шелкографии консистенцию. В процессе обжига связующее улетучивается, оставляя на поверхности изделия металлическую пленку. Если эта пленка очень тонкая, частички металла имеют не столько металлический, сколько перламутровый оттенок; такое покрытие называется люстром. Цвет люстра может варьироваться применением различных металлов. Если пигмент наносится более толстым слоем, получается сияющая металлическая поверхность, для получения которой обычно используют золото, серебро и платину. Пигмент, содержащий распыленные частицы металла, обычно наносят довольно толстым слоем, используя метод шелкографии, так получается наиболее прочный металлический декор. Поскольку после обжига поверхность таких изделий получается тусклой, их следует полировать.

ТЕРРАКОТА; статьи по керамикам стран мира.


Рассказывая о гончарстве, невозможно обойти вниманием один из важнейших его инструментов - гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тыс. лет назад и с тех пор практически не менялось. Внешний дизайн, материалы, из которых выполнены его детали, конечно, со временем модифицировались, но основной принцип действия остался прежним.
Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тыс. до н. э. Примерно в это же время он начал применяться, очевидно, в Индии и Иране. Судя по археологическим находкам, уже в начале III тыс. до н. э. гончарный круг появился в Древнем Египте, Сирии и Средней Азии.
В других регионах он появился значительно позже. Например, в Китае - в XIV в. до н. э., на территории Италии, Греции, Испании, а также в Причерноморье и на Кавказе - в VIII-VII вв. до н. э.
Только в эпоху раннего Средневековья, в IV-VI вв., гончарным кругом начали пользоваться мастера, работавшие на территории современных скандинавских стран, Германии и России.
Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную.
Такое нехитрое устройство позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня и т. п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле. Затем у некоторых народов появились подставки в виде дисков на толстой ножке, которые устанавливались в выкопанную в земле ямку или специально сделанное углубление в толстой доске. Такие приспособления до последнего времени использовались гончарами
некоторых африканских племен. Для облегчения вращения торец ножки иногда делали плоским.
Очевидно, со временем такие ножки постепенно превращались в шипы.
Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась.
Уже в III тыс. до н. э. появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Он представлял собой устройство, при котором круг-подставка насаживался на короткую ось, установленную
на подпятнике. Скорость вращения такого устройства была невелика. Однако оно позволяло создавать более совершенные изделия, производить более качественную отделку их внешней поверхности, а также правильнее и симметричнее наносить орнамент.
Ручной гончарный круг устанавливался на скамейке или деревянной колоде, а мастер располагался на той же скамейке верхом.
Вначале ручной круг вращал сам мастер, затем эту работу начали выполнять его помощники.

Следующей ступенью в развитии гончарного круга стало присоединение к нему махового колеса, что позволило существенно увеличить скорость его вращения и сообщаемую инерцию. В такую конструкцию входили также вертикально вращающийся вал и подогнанные к нему подшипники. В некоторых регионах долгое время основным материалом для этих деталей служили твердые породы дерева (например, дуб, самшит, тис, граб и др.), в других - камни.
Уже в Древнем Египте начал применяться так называемый ножной гончарный круг.
Изображение древнегреческого гончарного ножного круга имеется на глиняной табличке из Коринфа.

Рисунок 8. Гончар, работающий на ножном круге. Рисунок на глиняной табличке из Коринфа

Главной частью такой конструкции и по сей день остается небольшой диск, сделанный из любого достаточно прочного и ровного материала (дерева, мрамора, пластика, металла и т. д.)- С нижней стороны диска, в центре, располагается жестко прикрепленная к нему ось или стержень. К нижней части оси подведено передающее устройство, которое позволяет вращать верхний диск.
alt="" />В качестве двигателя, приводящего верхний круг в движение, использовались
разные приспособления. Одним из самых распространенных был еще один диск большего диаметра, расположенный под ногами мастера.
Укреплялся нижний круг по-разному. Для того, чтобы он вращался вместе с осью и главным (верх

ним) кругом, в разных регионах было изобретено довольно много способов, например набор глиняных шаров, катавшихся под нижним кругом внутри глиняной круговой колодки, тоже вылепленной из глины, тонкий слой масла, в котором нижний диск свободно плавал, и др.
Нижний диск располагался обычно под ногами гончара, а верхний - на уровне его поясницы.
Скорость вращения диска на ножном гончарном круге позволяла снимать готовые изделия при помощи бечевки, а позднее - металлической проволоки.
По археологическим и этнографическим источникам известно достаточно большое количество разнообразных конструкций гончарных кругов.

Рисунок 10. Разновидности гончарных кругов

В качестве классического примера приведем еще одну из них, получившую распространение в России в конце XIX в. Она представляла собой стол на четырех ножках, соединенных перекладинами. В одной из перекладин закреплялся чугунный пятник, в котором вращался вертикальный железный четырехгранный стержень. Верхний конец стержня крепился к верхней доске стола, на которой был плотно прикреплен небольшой деревянный кружок. Именно на нем гончар и формовал изделия. Нижний конец стержня фиксировался в другом деревянном круге. Нажимая ногами на пятник, можно было поворачивать нижний круг в любую сторону, одновременно работая обеими руками на верхнем круге.

Рисунок 11. Общий вид конструкции гончарного круга, распространенной в России в XIX в.

Гончарный круг уже в начальные периоды его существования использовался не только для вытягивания сосудов из комка глины. Его также применяли для облегчения лепки конструктивных деталей сосудов, обработки (заглаживания) сосудов, изготовленных вручную, и др.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные