Американские корабли второй мировой войны. Линкоры Второй мировой войны: фото и описание

К моменту окончания Второй мировой класс быстроходных линейный кораблей достиг предела в своем развитии, выгодно объединив в себе разрушительную мощь и защищенность дредноутов с высокой скоростью линейных крейсеров, эти образцы морского совершили немало удивительных подвигов под флагами всех воевавших государств.

Составить какой-либо «рейтинг» линкоров тех лет не представляется возможным – на первое место претендуют сразу четыре фаворита, и у каждого из них на то имеются самые серьезные основания. Что касается остальных мест почетного пьедестала, здесь вообще невозможно сделать какой-либо осознанный выбор. Только индивидуальные вкусы и субъективные предпочтения. Каждый линкор отличается своей неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения и, зачастую, трагической гибели.

Каждый из них создавался под свои, конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и в соответствии с выбранной концепцией применения .

Разные театры боевых действий диктовали разные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, наоборот, чрезвычайная удаленность баз. Классические эскадренные бои с такими же монстрами или кровавая каша с отражением бесконечных воздушных атак и обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической ситуации, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств – все это оставляло немалый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение между каким-либо итальянским «Литторио» и американским «Норт Кэролайн» совершенно исключено.

Тем не менее, претенденты на звание лучшего линкора видны невооруженным глазом. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых слышали даже те, кто никогда не интересовался флотом.

Жизнь по заветам Сунь Цзы

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной .

Только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц».
Результаты операции «Вольфрам» оцениваются как спорные – палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.

Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

…Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно.

Спрятавшись за противоторпедной сетью, корабль был неуязвим для торпедного оружия союзников. В то же время, авиационные бомбы оказались неэффективны против столь хорошо защищенной цели; можно было бесконечно долго громить броневую цитадель линкора, но разрушение надстроек не могло критическим образом повлиять на боеспособность «Тирпица».

Тем временем, бритты упрямо рвались к месту стоянки тевтонского зверя: мини-субмарины и человеко-торпеды; налеты палубной и стратегической авиации. Агенты-информаторы из местных, регулярное слежение за базой с воздуха…

«Тирпиц» стал уникальным воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он на три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если
«Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17. На него охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Ради него «Ланкастеры» из Королевских ВВС обосновались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Но все оказалось бесполезно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».


Tallboy ("Верзила")


Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, что бы разделаться с британским «джентльменом».


"Бисмарк" и "Принц Ойген" в боевом походе


А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!


Какой крепыш!

Иероглиф «верность». Линкоры типа «Ямато»

На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»…Неужели?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» произошла вот какая история: они были незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился устойчивый образ «неудачников», бесполезных «вендервафель» позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но по фактам мы имеем следующее:

Корабли были спроектированы и построены в заданный срок, успели повоевать и, наконец, приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника.

Что еще от них требуется?

Ярких побед? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже сам морской царь Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем линкоры «Мусаси» и «Ямато».

Недостатки супер-линкоров?

Да, в первую очередь слабая ПВО – ни чудовищные фейерверки «сансики 3» (зенитные снаряды калибра 460 мм), ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием не могли заменить современные зенитки и системы управления с корректировкой огня по данным радара.

Слабая ПТЗ?
Я вас умоляю! «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед – столько бы не выдержал ни один линкор на планете (для сравнения, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед, по расчетам самих же американцев, оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал фразе «самый, самый»

Самый большой линкор в истории и, по совместительству, самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне.
70 тысяч тонн полного водоизмещения.
Главный калибр – 460 мм.
Бронепояс – 40 сантиметров сплошного металла.
Стены боевой рубки – полметра брони.
Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты.

Грандиозное зрелище!

Главный просчет японцев – завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что было связано с линкорами типа «Ямато». На сегодняшний день существуют лишь считанные фотографии этих монстров - в основном сделанные с борта американских самолетов.

Такими кораблями стоило гордиться и не на шутку пугать ими врага – ведь янки до последнего момента были уверены, что имеют дело с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм.

При грамотной пиар-политике, само известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» могло вызвать панический страх среди командующих ВМС США и их союзников – так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить аналогичные корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм – в общем, было бы весело. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог быть гораздо большим.


Музей "Ямато" в Куре. Японцы бережно хранят память о своем "Варяге"

Как погибли левиафаны?

«Мусаси» шел весь день в море Сибуян под шквальными атаками самолетов с пяти американских авианосцев. Шел весь день, а к вечеру погиб, получив по разным оценкам 11-19 торпед и 10-17 авиационных бомб…
Как вы полагаете, велики ли были защищенность и боевая устойчивость японского линкора? И кто из его ровесников смог бы повторить подобное?

«Ямато»… смерть с высоты была его судьбой. Следы торпед, черно от самолетов небо…
Говоря откровенно, «Ямато» совершил почетную сэппуку, выйдя в составе маленькой эскадры против восьми авианосцев 58-го оперативного соединения. Результат предсказуем – две сотни самолетов растерзали линкор и его немногочисленный эскорт за два часа.

Эра высоких технологий. Линкоры типа «Айова»

Что если бы?
Что если бы вместо «Ямато», навстречу 58-му оперативному соединению адмирала Митшера вышел линкор, идентичный американской «Айове»? Что если бы японской промышленности удалось создать системы ПВО, аналогичные тем, что имелись в то время на кораблях ВМС США?

Чем бы окончился бой между линкором и американскими авианосцами, будь у японских моряков системы, аналогичные Mk.37, Ford Mk.I Gunfire Control Computer, SK, SK-2, SP, SR, Mk.14, Mk.51, Mk.53… ?

За сухими индексами скрываются шедевры технического прогресса – аналоговые компьютеры и автоматические системы управления огнем, радары, радиовысотомеры и снаряды с радиолокационным взрывателем – благодаря всем этим «фишкам» зенитный огонь «Айов» был как минимум в пять раз точнее и результативнее, чем выстрелы японских зенитчиков.

А еще если учесть ужасающую скорострельность зениток Mk.12, чрезвычайно эффективные 40 мм «Бофорсы» и автоматы «Эрликон» с ленточным питанием… Существует немалый шанс, что атака американской авиации могла захлебнуться в крови, а поврежденный нео-Ямато смог бы доковылять до Окинавы и выброситься на мель, превратившись в непобедимую артиллерийскую батарею (согласно плану операции Тен-Ити-Го).

Все могло быть… увы, «Ямато» отправился на морское дно, а впечатляющий комплекс зенитных средств стал прерогативой американских «Айов».

Смириться с мыслью, что лучший корабль – опять у американцев, совершенно невозможно. Ненавистники США в один миг найдут дюжину причин, по которым «Айова» не может считаться самым совершенным линкором.

«Айовы» жестко критикуют за отсутствие среднего калибра (150…155 мм) – в отличие от любых немецких, японских, французских или итальянских линкоров, американские корабли были вынуждены отбиваться от атак вражеских эсминцев только универсальными зенитками (5 дюймов, 127 мм).

Также, среди недостатков «Айов» называют отсутствие перегрузочных отделений в башнях ГК, худшую мореходность и «всходимость на волну» (по сравнению с тем же британским «Вэнгардом»), относительную слабость их ПТЗ перед японскими «лонг лэнсами», «мухлеж» с заявленной максимальной скоростью (на мерной миле линкоры с трудом разгонялись до 31 узла – вместо заявленных 33-х!).

Но, пожалуй, наиболее серьезное из всех обвинений – слабость бронирования по сравнению с любым из их ровесников – особенно много вопросов вызывают траверзные переборки «Айов».

Конечно, защитники американского кораблестроения сейчас изойдут паром, доказывая, что все перечисленные недостатки «Айовы» - всего лишь иллюзия, корабль проектировался под конкретную ситуацию и идеально соответствовал условиям Тихоокеанского театра военных действий.

Отсутствие среднего калибра стало преимуществом американских линкоров: для борьбы с надводными и воздушными целями хватало универсальных «пятидюймовок» - брать на борт 150 мм орудия в качестве «балласта» не имело смысла. А наличие "продвинутых" систем управления огнем окончательно нивелировало фактор отсутствия «среднего калибра».

Упреки в плохой мореходности – чисто субъективное мнение: «Айова» всегда считалась чрезвычайно устойчивой артиллерийской платформой. Что касается сильного «захлестывания» носовой части линкора в штормовую погоду – этот миф был рожден уже в наше время. Современнее моряки были удивлены повадкам бронированного монстра: вместо того чтобы спокойно покачиваться на волнах, тяжелая «Айова» резала волны, словно нож.

Повышенные износ стволов ГК объясняется очень тяжелыми снарядами (что есть неплохо) – бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг являлся самым тяжелым в мире боеприпасом своего калибра.

С ассортиментом снарядов у «Айовы» вообще не было проблем: на корабле имелся целый набор бронебойных и фугасных боеприпасов и зарядов различной мощности; после войны появились «кассетные» Mk.144 и Mk.146, начиненные разрывными гранатами в количества 400 и, соответственно, 666 штук. Чуть позже был разработан спецбоеприпас Mk.23 с ядерной боеголовкой мощностью 1 кт.

Что касается «недобора» проектной скорости на мерной миле, то испытания «Айов» проводились при ограниченной мощности ГЭУ – просто так, без веского повода, форсировать машины до проектных 254 000 л.с. бережливые янки отказались.

Общее впечатление от «Айов» может испортить лишь их относительно низкая защищеннность… впрочем, данный недостаток с лихвой компенсируется множеством других достоинств линкора.

«Айовы» имеют выслугу поболее, чем все остальные линкоры ВМВ вместе взятые – Вторая мировая, Корея, Вьетнам, Ливан, Ирак… Линкоры этого типа пережили всех - модернизация середины 1980-х позволила продлить срок службы ветеранов до начала XXI века – линкоры лишились части артиллерийского вооружения, взамен получив 32 КРМБ «Томагавк», 16 противокорабельных ракет «Гарпун», ЗРК «СиСпэрроу», современные радары и системы ближнего боя «Фаланкс».


У берегов Ирака


Однако, физический износ механизмов и окончание Холодной войны сыграли не последнюю роль в судьбе самых известных американских линкоров – все четыре монстра досрочно покинули состав ВМС США и превратились в крупные военно-морские музеи.

Чтож, фавориты определены. Теперь настало время упомянуть ряд других бронированных чудовищ – ведь каждый из них достоин своей порции удивления и восхищения.

Вот, например, «Jean Bart» - один из двух построенных линкоров типа «Ришелье». Элегантный французский корабль с неповторимым силуэтом: две четырехорудийные башни в носовой части, стильная надстройка, лихо загнутая назад дымовая труба…

Линкоры типа «Ришелье» считаются одними из наиболее совершенных кораблей в своем классе: имея меньшее на 5-10 тысяч тонн водоизмещение, чем любой «Бисмарк» или «Литторио», «французы» практически не уступали им по мощности вооружения, а по параметру «защищенность» - схема и толщина бронирования «Ришелье» была даже лучше, чем у многих из его более крупных сверстников. И все это успешно сочеталось со скоростью более 30 узлов – «француз» был самым быстрым из европейских линейных кораблей!

Необычная судьба этих линкоров: бегство недостроенных кораблей с верфи, во избежание захвата немцами, морской бой с британским и американским флотами в Касабланке и Дакаре, ремонт в США, а затем долгая счастливая служба под флагом Франции до второй половины 1960-х годов.

А вот великолепная троица с Аппенинского полуострова – итальянские линкоры типа «Литторио».

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.

В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком.
Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».


"Рома"


Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения.

Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе.

Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном…
А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?

В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Взамен, головной «Литторио» был потоплены прямо на своей якорной стоянке, во время британского налета на на ВМБ Таранто (жизнерадостные разгильдяи поленились натянуть противоторпедную сеть).

Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярчее и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).

Эпилог.

Линкоры бывали разные. Были среди них грозные и эффективные. Встречались не менее грозные, но малоэффективные. Но всякий раз, факт наличия у противника таких кораблей доставлял противоположной стороне немало хлопот и тревог.
Линкоры всегда остаются линкорами. Мощные и разрушительные корабли с высочайшей боевой устойчивостью.

По материалам:
http://wunderwaffe.narod.ru/
http://korabley.net/
http://www.navy.mil.nz/
http://navycollection.narod.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://navsource.org/

Точнее, два ответа. Первый - "Страсбур". Он, конечно, не линкор, а "тяжёлый артиллерийский корабль". Главные отличия которого от тогдашних крейсеров суть таковы: корабль не могут утопить пикировщики с 250-кг и даже 500-кг бомбами; корабль не теряет ход от одного торпедного попадания в зону КМУ; корабль защищён от фугасных снарядов главных линейных калибров (это намного больше, чем можно сначала подумать).

Правильный ответ номер два можно получить, если вспомнить: лучшие корабли Второй мировой проектировались в СССР в конце 40-х и начале 50-х. И линкоры не были исключением. Соответственно, лучший линкор ВМВ - проекта 24, вот этот вот :

Особенности этого проекта - теоретические, да - состоят в том, что он позволяет получить корабль, способный сохранить боеспособность после торпедных попаданий;, фактически неуязвимый для бомбардировочной авиации (защита от 1000-кг бронебойной бомбы, сброшенной с высоты 3 000 м), имеющий широкую зону свободного маневрирования под огнём 16" орудий (100-160 кабельтовых); развитое зенитное и радиолокационное вооружение, изначально включённые в проект ; и и при всём при том бегущий на 30 узлах. Погордимся отечественными инженерами и двинемся дальше.

Советские проекты 40-х - единственные проекты классических кораблей, в которых в более или менее полной мере учитывался опыт войны. Собственно, потому они и были лучшими. Это, на самом деле, важно. Сложный феномен "авиационно-артиллерийского флота" просуществовал очень недолго. До смешного недолго - по сравнению не только с классическим парусно-артиллерийским, но даже по сравнению с "паровым броненосным". Реальный опыт - технический и особенно боевой - был очень ограниченным, что и не позволяет считать его хоть сколько-нибудь исчерпывающим, давшим ответы на многие животрепещущие. Поэтому-то советские проекты особенно интересны.

Далее, в обществе отчего-то не принято обсуждать большие линкоры. Подозрительные японофилы видят здесь заговор англосаксов, не желающих признавать первенство "Ямато" . Есть некий консенсус типа "с монстрами в 70 тыс. т все вылетели бы в трубу". Это неправильный, негодный консенсус. Была же Япония. Страна с экономикой и промышленностью Италии, страна, с 1937 г. ведущая масштабную войну - и, тем не менее, построившая 2,7 линкора в 70 тыс. т. Одно это должно бы заставить задуматься о верности "теории трубы". Едва ли стоит предполагать, что куда как более сильная экономика Великобритании рухнула бы при постройке, скажем, 5 "монстров".

С другой стороны, та же Великобритания успешно пережила двукратный рост цены линкора в 1900-1910 гг. При этом, благодаря "революции Фишера", в 1910 г. расходы на флот составляли 36 млн. футов - против 31 млн. фунтов в 1901 г. Было ли пространство для подобных манёвров между Первой и Второй мировыми войнами? Да, было. Массовое строительство "вашингтонских" крейсеров не было удовольствием дешёвым. Стоимость содержания таких кораблей составляла примерно 0,6 стоимости содержания "вашингтонского" линкора. В США в 30-х расходы на содержание персонала тяжёлых и лёгких крейсеров были в 1,5 раза больше расходов на содержание персонала линейных кораблей. Суммарные расходы на содержание 2...3 крейсеров в 10 000 т за 10 лет были сравнимы с расходами на постройку линкора в 35 000 т. Иными словами, свовременная замена (при нектором снижении численности) линейных кораблей новыми и отказ от крейсерской "гиперкомпенсации" обеспечивали возможность создания полноценного линейного флота из больших линейных кораблей.

Таким вот, примерно, образом. Борьба с линкорами в рамках "Вашингтонской системы" не была непосредственно связана с дороговизной самих линкоров. В основе этой борьбы лежали простые и понятные желания Великобритании - избежать прямого и заведомо проигрышного состязания с США, сохранить "двухдержавный" стандарт по отношению к Японии и Италии - совпавшие с простым и понятным желанием США получить за так флот, равный британскому.

24.05.2016 в 20:10 · Pavlofox · 22 250

Самые большие линкоры в мире

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

10. Ришелье | Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9. Бисмарк | Длина 251 м


Легендарный немецкий корабль «» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8. Тирпиц | Корабль 253,6 м


На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7. Ямато | Длина 263 м


» - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6. Мусаси | Длина 263 м


К самым большим линкорам в мире относится «» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.


Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4. Висконсин | Длина 270 м


Американский линкор «» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3. Айова | Длина 270 м


» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2. Нью-Джерси | Длина 270,53 м


Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1. Миссури | Длина 271 м


Американский линейный корабль «» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах.

На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Что ещё посмотреть:


С момента установки на корабли пушек начинается извечное соперничество снаряда и брони. После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы, завершившие свое развитие к началу 20-го века и ставшие главной ударной и наиболее могущественной силой флота. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда из когда-либо созданных человеком. О них и пойдет речь в нашей статье.

6. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»

Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» англичане начали проектировать в конце 20-х годов 20-го века для замены ими сверхдредноутов. За несколько лет первоначальный проект претерпел значительные изменения, и к 1935 году был утвержден окончательный вариант длиной около 230 метров и водоизмещением порядка 35 тысяч тонн. Главным калибром нового линкора должны были стать десять 356-миллиметровых орудий. Расположение артиллерии главного калибра было оригинальным. Вместо классических четырех 2-орудийных или трех 3-орудийных башен выбрали вариант с двумя башнями по четыре орудия на носу и на корме и одной башней с двумя орудиями на носу. Калибр в 356 мм к началу Второй мировой считался недостаточным и был наименьшим среди остальных линкоров ведущих держав. Бронебойный снаряд «Кинг Джорджа» весил скромные 721 кг. Начальная скорость была невысокой - 757 м/с. Английские пушки не блистали скорострельностью. В плюсы можно занести только традиционно качественные стволы орудий и бронебойные снаряды вкупе с надежностью системы в целом.

Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.

Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.

Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.

Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.

Линкор Vanguard

Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» - более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.

5. Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»

После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.

Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» - их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.

Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».

Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.

Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.

Линкор Vittorio Veneto

Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5-5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.

Линкор Roma

Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов. Третий линкор - «Рома» - удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы.

4. Линейные корабли типа «Ришелье»

После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.

После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».

Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина - порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».

«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.

Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.

Линкор Jean Bart

Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.

Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.

Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два - «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными.

3. Линейные корабли типа «Бисмарк»

Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.

Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.

Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время - не зря.

Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.

Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5-8,8 тысячи миль.

Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны.

Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.«Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота - флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.

Модель линкора «Тирпиц»

После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.

2. Линейные корабли типа «Айова»

Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.

Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.

Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.

А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.

Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.

Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей - «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.

Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.

Артиллерия главного калибра была представлена девятью 18-дюймовыми орудиями в трех 3-орудийных башнях, расположенных классически, как на «Витторио Венето» и «Айове». Подобной артиллерии не имел ни один линкор в мире. Бронебойный снаряд весил без малого полторы тонны. А по суммарному весу залпа «Ямато» превосходил европейские линейные корабли с 15-дюймовыми пушками почти вдвое. Система управления артиллерийским огнем была совершенна для своего времени. И если «Ямато» не обладал такими новшествами, как радиолокаторы (были установлены на «Айове»), то оптические дальномеры и баллистические вычислители не уступали мировым аналогам. Проще говоря, ни одному линкору того времени в пределах дальности стрельбы орудий японского монстра в 40 с лишним километров лучше было не показываться.

Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.

Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей - 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.

Линкор «Мусаси»

Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов - целых семь штук на двух катапультах.

Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два - «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные