Биология в античное время и наши дни. Естествознание античности и средневековья. Анатомия животных и человека

Основные понятия и терминыпо теме: эволюция,креационизм, трансформизм, искусственная система, «теория катастроф», дарвинизм.

План изучения темы:

Краткое изложение темы:

1. История развития эволюционных идей.

История развития естествознания в античный период тесно связана с развитием философии. Считалось, что от воли богов зависит и жизнь людей (креационизм). Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении. Все течет, все изменяется, как вода в реке. В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строениявысших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500 разных видов). Теофраст (372 - 287 гг. до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. В его трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физиологии) растений, их практическом значении. Фундаментальные труды Аристотеля «О частях животных», «История животных» и Теофраста «Исследования о растениях», обобщающие биологические знания того времени, оказал решающее влияние на последующее развитие биологии.

Введение в философию наук. Биологически-философские труды. Игра жизни и ее смысл. Эволюционная метафизика и практическая философия. Принципы жизни. Теория информации и живые системы. Введение в биологию с особым упором на опыт больных. Подходы к философской биологии.

Темы в философии биологии. Очерки в философии биологии. Биологические модели и их этические последствия. Когерентность, структура и функция. Механизм, жизнь и личность. Философская основа биологии. Философия биолога. Философские основы естественных наук. Эпистемология и методология.

2. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье в развитии эволюционных идей в биологии.

Карл Линней (1707-1778) , труд «Система природы», выдвинул иерархический принцип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы. Предложил бинарную номенклатуру, создал первую искусственную систему природы. Линней отнес человека к миру животных и поместил его в один отряд с обезьянами. Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ.

Введение в общую биологию и ее основные философские вопросы. Философские вопросы биологии. Жизненные процессы и научное мышление. Попытка объяснения в смысле аристотелевско-схоластической философии. Дисс. Университет Висконсина, Мэдисон. Редукционизм и теория систем в науках о жизни.

Философия биологической науки. Для философии биологии. Научная теория биологии. Структура знаний для использования информатики. К философской биологии. Проблема сокращения наук. Метафоры биологии двадцатого века. Биофилософия между философией природы и науки.

Жорж Кювье (1769-1832) был крупнейшим специалистом в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Установил сходство между ископаемыми и современными животными. Кювье разработал «теорию катастроф» , которые в прошлом уничтожали всех животных, и после каждой катастрофы происходило сотворение новых живых организмов.

Помимо редукционизма: новые перспективы в науках о жизни. Теория биологических теорий. Цель и закон в биологии. Лекции по теоретической биологии. Экспериментальная научная биология. Методические основы и проблемы технической науки о жизни. Структуры, Поведение, Эволюция.

Логика и система наук о жизни. Эссе в теоретической биологии. Концепция генезиса в физике, биологии и истории развития. Междисциплинарный коллоквиум. Холизм и редукционизм в биологии и экологии. Взаимная зависимость более высоких и более низких исследовательских программ.

Кювье использовал для подтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестве доказательства естественного происхождения и изменения живых организмов (трансформизм ).

ЖанБатистЛамарк (1744- 1829) предложил первую эволюционную теорию, подкрепленную многочисленнымипримерами. В основу учения положено представление о постепенном естественном развитии организмов во времени от простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе оказывают условия среды. Основной труд «Философия зоологии».

Немецкий: Философские основы биологии. Структура живых систем. За свою научную и философскую цель. Канадский журнал философии, доп. том. От рождения жизни до происхождения языка. Проблемы - Темы - Вопросы. Основные переходы в эволюции. Процессы, механизмы, модели.

К новой философии биологии. Основы биологической теории. Вероятность и производительность в конце. Идеи и идеалы биологического знания. Психическая история биологии. Их происхождение и смысл. Философские проблемы современной биологии. Введение в биологическое мышление и работу.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Главная научная заслуга Чарльза Дарвина (1809-1882) . состоит в том, что он раскрыл основные механизмы и движущие силы эволюции органического мира Земли. Дарвин объяснил суть селекции: человек создает новые породы домашних животных и сорта растений на основе наследственной изменчивости и искусственного отбора. Центральным звеном в теории Дарвина по праву следует считать разработанное им учение о естественном отборе, который, в свою очередь, становится следствием борьбы за существование . Борьба за существование происходит из-за почти неограниченной способностиорганизмов к размножению(под контролем естественного отбора). Ч. Дарвин считал, что механизмы эволюции едины. Ч. Дарвин вскрыл причины приспособлений организмов и показал относительный характер приспособленности, объяснил саму суть процесса видообразования (принцип дивергенции).

Принцип аналогии и сравнительной анатомии. Изучение законности в биологии. Система, классификация, эволюция. Исторический анализ и реконструкция теоретических основ биологии. Коллоквиум «Проблема теоретической биологии». Организмы, гены и эволюция. Введение в физиологию.

Об условиях действия в биологии. Введение в теоретическую биологию. Биофилософия на эпистемологической основе. К истории эпистемических вещей. Синтез протеинов в тестовой трубке. Гер.: Экспериментальные системы и эпистемические вещи. История синтеза белка в тестовой трубе.

1. Что изучает эволюционное учение?

2. С именами каких античных ученых связаны древнейшие эволюционные представления?

3. В чем суть эволюционной концепции Ж. Б.Ламарка?

4. С помощью какого механизма Ламарк объяснял происхождение длинной шеи у птиц?

5. Чем характеризуется развитие биологии в античный период?

6. Какие ученые внесли значительный вклад в изучение биологии?

Экспериментация жизни. Системные условия эволюции. Морфология познания и объяснения. Единство Организма, или Органическое Концепция Жизни, 2 тома. Гер.: Опасные наследники Дарвина. Биология за пределами эгоистических генов. Всестороннее расследование в отношении природы, происхождения и производства жизни.

Структура биологической науки. Инструментальная биология или разобщенность науки. Или, как перестать волноваться и любить молекулярную биологию. Теоретическая биология и медицина. Теоретические модели в биологии. Происхождение жизни, иммунная система и мозг.

7. Какова роль Аристотеля в развитии биологии?

8. Какие основные эволюционные идеи сложились в античное время?

10. Каких ученых справедливо считают предшественниками дарвинизма?

11. Какое значение для развития эволюционных идей имели труды

К.Линнея?

12. Почему Ж.Кювье, и Ж.Б.Ламарка относят к предшественникам теории эволюции Ч.Дарвина?

Какова философия биологии. Реализация жизни. Аналитические и холистические перспективы. Открытие и объяснение в биологии и медицине. Теория явлений жизни. Контроль химических, биологических, социальных процессов и эволюции. О представлении общей биологии.

Основы теоретизирования в биологии. Проблемы структуры, организации и эволюции биологических систем. Логические и исторические в науках о жизни. Философии, эволюции и человеческой природе. Формы объяснения в биологии. Науки о жизни между физикой и метафизикой.

Естественно-философские и научные исследования по морфологии и физиологии растений. Машинная теория жизни. Основные фикции биологии. Введено с методологией научной биологии. Философские проблемы биологии. Биология как ключевая наука в современном обществе.

13. Укажите заслуги Ж. Б.Ламарка в развитии эволюционных идей.

Тема 4.2. Вид. Популяция.

микроэволюция, вид, концепция вида, ареал, популяция, половая структура, возрастная структура, морфологический, физиологический, этологический, биохимический, генетический, экологический, географический критерии.

Философские проблемы в биологии. Эволюционный синтез и эволюционная биология. Как сложность пронизывает биологию. Оксфордский университет, Лондон. Практическая философия для наук о жизни. Введение в философию биологии. Философские проблемы взаимосвязи структуры и функции в биологии.

Структура биологических теорий. Биологические вариации в платоническом диалоге. Проходит через среду животных и людей. Картинная книга невидимых миров. Окружающая среда и внутренний мир животных. Биологические и эпистемологические перспективы выбора и самоорганизации. К теоретической биологии, 4 тома.

План изучения темы:

1. Концепция вида, его критерии.

2. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Краткое изложение темы:

1 . Термин «вид» введен в науку английским естествоиспытателем Джоном Реем (1628- 1705) в конце XVII в. К.Линней считал, что виды реально (объективно) существуют в природе и являются некими универсальными дискретными образованиями. В пределах любого вида те или иные признаки могут изменяться, в то время как сам вид остается неизменным. Великий французский эволюционист Ж. Б. Ламарк понятие вида считал условным, поскольку все виды постоянно меняются. В настоящее время принята биологическая концепция вида (Н.И. Вавилов, Э. Майр (в 1963 г. им опубликована фундаментальная монография «Зоологический вид и эволюция»), Ф.И. Добржанский, Н.В. Тимофеев-Ресовский и др.).

Философия экспериментальной биологии. История и теория сравнения в науках о жизни. Живая система - система для жизни. Метафизика современной биологии. Организмы, структуры, машины. Изобретение индивидуальности или два аспекта эволюции. Идентичность и стойкость живых существ.

Индивид в хрупких науках, биологии. Предварительная работа над биологической философией. Основы общей биологии. Концепции, теории и рациональность в биологических науках. Второй коллоквиум в Питтсбурге-Констанце в философии науки. Аксиоматический метод в биологии.

Биологическая концепция вида признает, что виды состоят из популяций, что они реальны и имеют общую генетическую программу,исторически сложившуюся в ходе эволюции. В соответствии с этой концепцией:

1) вид - это репродуктивное сообщество, обладающее репродуктивной изоляцией, которая понимается как наличие механизмов, препятствующих притоку других генов (в то же время существует множество механизмов, обеспечивающих размножение внутри вида);

Введение в методологию биологических наук, включая медицину. Научная теория Проблемы современной биологии. Древние ученые часто изображаются как исследования в башне из слоновой кости, не беспокоясь о практических преимуществах их исследований. Говорят, что теория и практика стояли по разные стороны канавы, а исследования и наука играли лишь незначительную роль в древнем обществе.

Эта картина была придумана, в частности, такими философами, как Аристотель и Сократ, которые отвергли продуктивную работу как вредную для человеческого разума. То, что эта точка зрения не разделяется всеми учеными, хорошо документирована в древних источниках, но в значительной степени игнорируется более широким научным сообществом.

2) вид - экологическая единица, взаимодействущая как единое целое с другими видами;

3) вид - генетическая единица, обладающая единым генофондом. Из данной теоретической концепции вытекает следующее определение: виды - это группы скрещивающихся естественных популяций, репродуктивно изолированные от других таких групп. Каждый вид обитает на определенном пространстве, называемом ареалом вида. Принята определенная сумма показателей (критериев), по которым возможно очертить границы каждого конкретного вида и определить видовую принадлежность рассматриваемых особей: морфологический, физиологический, этологический, биохимический, генетический, экологический, географический.

В работе над историей катапульт, Серафина Куомо, британский историк науки, недавно смогла показать, насколько тесно сотрудничали ученые и влиятельные сотрудники, например, в области военного дела. Строители катапульты понимали сочетание математики, физики и техники, они были суперзвездами научного сообщества.

Древнее оружие массового уничтожения. Катапульты были самым опасным оружием древности. Вероятно, изобретенные в дохристианском веке, они сделали, по крайней мере, до введения пороха в Европе в веке тяжелой артиллерии. Они стреляли в основном на большие расстояния камнями и стрелами, а также над городскими стенами.

2. Популяция - это исторически сложившаяся совокупность особей данного вида, занимающая определенное пространство внутри видового ареала и в той или иной степени изолированная от аналогичных соседних совокупностей.

Изоляции популяций способствуют географические барьеры (для одних видов это пустыни, для других - реки и морские проливы, для третьих - высокие горные хребты, для четвертых - неблагоприятный климат и т.д.), биологические различия (морфологические, экологические и поведенческие), препятствующие скрещиванию, - это могут быть различия в строении полового аппарата, сроках размножения, поведении ухаживания и пр.Вид состоит из популяций, которые следует рассматривать как элементарные единицы эволюции. Для популяций характерна возрастная и половая структуры.

В какой-то момент репертуар ракет был расширен, включив в него огонь и даже биологическое оружие. Катапультами туши животных, которые умерли от чумы, были брошены в города, чтобы разрушить сопротивление внутри стен. Римские катапульты могли бросить 27 кг тяжелых снарядов на расстояние до 150 метров, боевая машина знаменитого Архимеда, чтобы выстрелить даже в три раза тяжелыми снарядами. Катапульты были высокотехнологичным оружием своего времени.

В век перед Христом была создана настоящая гонка вооружений под тогдашними великими державами. Ученые были специально наняты для повышения эффективности тяжелой артиллерии. Дионис Сиракьюс собрал ученых со всего мира на своей ферме, чтобы они могли искать мир. Он заплатил высокую зарплату, осыпал их подарками и даже пригласил их на стол. В форме ученых он обладал обширными знаниями и, кстати, овладел новейшими технологиями вооружения.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Как называется концепция вида, придающая особое значение морфологическим различиям между видами?

2. Докажите, что морфологические различия не могут быть единственным критерием вида.

3. Какие взгляды на реальность вида принадлежали представителям биологической концепции?

4. С именами каких ученых связана современная биологическая концепция вида?

Его создатели катапульты представили среди других скрученных сухожилий и веревок в качестве пружины. Этими деталями они решительно улучшили эффективность оружия и открыли новый этап в древнем балансе ужаса. Во втором веке до нашей эры оружие было настолько продвинуто, что амбициозные средиземноморские лидеры приложили все усилия, чтобы придумать новейшие проекты. Ученым и инженерам были выплачены значительные суммы, чтобы держать их на службе.

Интересной деталью является тот факт, что, хотя ужасные суммы денег были вложены в развитие современного оружия, не было сделано никаких усилий, чтобы сохранить плоды этой работы в секрете. Последние проекты были распространены на открытом рынке, и ученые предложили свои знания самой высокой цене.

5. По каким критериям, согласно современной концепции вида, определяется видовая принадлежность рассматриваемых особей?

6. Дайте определение популяции. Исходя из определения популяции,

7. Докажите, что выражение «популяция мышевидных грызунов Измайловского парка» в корне неверно.

8. Покажите на конкретных примерах, что элементарной единицей эволюции является популяция.

Частично это, вероятно, связано с мыслью, что вы не только хотели иметь новейшее оружие, но также хотели сообщить врагам-единомышленникам, что он даже не получил идею атаковать одного. Тем не менее, это обстоятельство остается запутанным. По-видимому, большинство правителей не стремились к долгосрочным стратегиям, а только занимались здесь и сейчас.

В первой половине девятнадцатого века произошли значительные изменения в укреплениях и городских стенах благодаря новому оружию дальнего боя. Лазейки были модифицированы так, чтобы катапульты могли также использоваться в качестве защитного оружия. Этот проект посвящен избранным концепциям и проблемам, которые находятся в начале западной философской традиции и которые впоследствии стали влиятельными для различных интеллектуальных разработок. Показаны историко-систематические связи между началом индивидуального досократизма и центральными дискуссиями по современной философии и естествознанию.

Тема 4.3. Микроэволюция

Основные понятия и термины по теме : микроэволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, синтетическая теория.

План изучения темы:

1. Движущие силы эволюции.

2. Синтетическая теория эволюции.

3. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

В качестве важной общей предварительной работы рассматривается древняя концепция фикса и рассматривается ее значение для современных подходов к естественной философии. Речь идет прежде всего о вопросах динамичного понимания природы и участия человека в его природной среде.

Эта интерпретация подтверждается исследованиями ссылок на гомеровское мировоззрение и, в частности, на представления на первой карте древнего мира, которая восходит к Анаксимандру. В то же время чрезмерно грубые и упрощенные сравнения с современными понятиями бесконечного и неограниченного отклоняются. Другие эссе в настоящее время ведутся. Одна из них посвящена поэзии как особой форме обеспечения и общения недискриминационных естественно-философских знаний от древности до девятнадцатого века.

Краткое изложение темы :

1. Движущие силы эволюции : наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Наследственная изменчивость - причина наследственных изменений - изменение генов и хромосом, перекомбинация (сочетание) родительских признаков у потомства. Роль наследственной изменчивости в эволюции: поставка материала для действия естественного отбора.

Борьба за существование - сложные взаимоотношения между особями одного вида, разных видов, с факторами неживой природы. Причина борьбы за существование - способность особей к безграничному размножению, увеличению численности и ограниченность ресурсов (пищи, территории и др.) для их существования.

Формы борьбы за существование:

- борьба с неблагоприятными условиями неживой природы (абиотическими факторами недостаточной освещенности;

- межвидовая борьба за существование - взаимоотношения между особями разных видов.

- внутривидовая борьба за существование - взаимоотношения между особями одного вида. Наибольшая напряженность внутривидовой борьбы вследствие сходства потребностей у особей одного вида (необходимость сходной пищи, освещенности, почвы и др.).

Естественный отбор - процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и их последующее размножение. Отбор - следствие борьбы за существование, главный фактор эволюции, сохраняющий особей преимущественно с полезными в определенных условиях среды наследственными изменениями. Отбирающий фактор - условия внешней среды: высокая или низкая температура воздуха; избыток или недостаток влаги, света, пищи.
Взаимосвязь движущих сил эволюции заключается в неоднородности особей вида вследствие наследственной изменчивости, поставляющей материал для действия борьбы за существование и для естественного отбора.

2. Синтетическая теория эволюции (также современный эволюционный синтез) - современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. СТЭ также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и др.науки. Впервые было предложено Дж. Симпсоном в 1949 году.

Положения синтетической теории эволюции:

1. Элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;

2. Материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;

3. Естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;

4. Дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;

5. Вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;

6. Видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

3. Микроэволюция- это совокупность эволюционных процессов, протекающих в популяциях и приводящих к образованию нового вида.

Видообразование:

а) аллопатрическое (географическое), связано с расширением ареала исходного вида и осуществляется посредством длительной географической изоляции популяций.

б) симпатрическое (экологическое)связано с зарождением в рамках популяционного ареала новой формы. Однако совмещение мест обитания оказывается временным явлением.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите два основополагающих принципа, лежащих в основе процесса видообразования.

2. Какие механизмы лежат в основе аллопатрического видообразования?

3. В результате чего возникают изоляты?

4. Приведите примеры аллопатрического видообразования.

5. Раскройте механизм симпатрического видообразования. Ответ проиллюстрируйте примерами.

6. Что такое микроэволюция?

7. Назовите и охарактеризуйте движущие силы эволюции?

Тема 4.4. Мутагенез

Основные понятия и термины по теме: искусственный мутагенез, аллополиплоиды, рафанобрассика , мутагены, отдаленная гибридизация.

План изучения темы:

2. Искусственный мутагенез.

Краткое изложение темы:

1. Разработка способов преодоления бесплодия межвидовых гибридов.

Отдаленная гибридизация (скрещивание растений разных видов, а иногда и родов, способствующее получению новых форм) не находит широкого применения в селекции по причине бесплодности получаемых гибридов. Впервые межвидовую бесплодность преодолелГеоргий Дмитриевич Карпеченко (1899–1942) при скрещивании редьки и капусты.

Капустно-редечный гибрид (рафанобрассика)

Г.Д. Карпеченко действием колхицина удвоил число хромосом гибрида. В результате в гибридном организме оказалось 36 хромосом, слагающихся из двух полных диплоидных наборов редьки и капусты. Виды, у которых произошло объединение разных геномов в одном организме, а затем их кратное увеличение, называются аллополиплоиды . В зиготе вновь оказалось 36 хромосом. Таким образом, полученный капустно-редечный гибрид, названный рафанобрассикой, стал плодовитым. Г.Д. Карпеченко удалось впервые четко продемонстрировать взаимосвязь отдаленной гибридизации и полиплоидии в получении плодовитых форм. Это имеет огромное значение как для эволюции, так и для селекции.

Известны также работы русского селекционера ИванаВасильевича Мичурина, который используя метод ментора , создал различные сорта межвидовых растений. Много внимания онуделял скрещиванию географически удаленных форм и их внедрению в новые регионы.

2. Искусственный мутагенез.

В селекции широко используют метод искусственного мутагенеза (воздействуя мутагенами на исходный материал, нарушают строение молекул ДНК, что приводит к резкому росту числа мутаций, среди которых часто появляются формы с полезными признаками). Путём искусственного мутагенеза получены высокоурожайные сорта ярового и озимого ячменя, яровая пшеница Новосибирская 67, а также полиплоидные растения, отличающиеся более крупными размерами плодов, цветков, стеблей и др. органов и повышенным содержанием сахара (сахарная свёкла), белков (зернобобовые), масла (подсолнечник) и др. полезных веществ.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. С какой целью применяются мутагены?

2. Назовите мутагенные факторы.

3. Что такое мутагенез?

4. Какие растения были получены в результате искусственного мутагенеза? Приведите примеры.

5. В чем заключается суть метода ментора?

Тема 4.5. Макроэволюция

Основные понятия и термины по теме: макроэволюция, арогенез, аллогенез, катагенез, идиоадаптация, ароморфоз, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

План изучения темы:

1. Макроэволюция. Ее направления.

2. Аллогенез.

3. Арогенез.

4. Катагенез.

Краткое изложение темы:

1. Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т. д. В основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивная изоляция.

В настоящее время четко разграничивают два направления, или типа, макроэволюционного процесса, приводящие к биологическому прогрессу группы: 1) аллогенез и 2) арогенез.

Под биологическим прогрессом А. Н. Северцов понимал процветание группы организмов, ее победу в борьбе за существование. Биологический прогресс характеризуется расширением ареала, увеличением числа разновидностей и особей данной группы.

3. Арогенез - развитие группы, связанное с переходом в новые, более сложные условия обитания на основе усложнения строения и повышения организации. Такой путь морфофизиологических перестроек А. Н. Северцов назвал ароморфозом. Арогенез обычно протекает быстрее, чем аллогенез, который практически бесконечен. Ароморфозы обычно затрагивают важнейшие системы органов. Они способствуют лучшему поддержанию постоянства внутренней среды, уменьшая тем самым зависимость от окружающей внешней среды. Это позволяет освоить новые, более сложные условия жизни. Примером служит арогенез птиц, предки которых приобрели крылья, четырехкамерное сердце, соответствующие отделы мозга, теплокровность и т. д.

Биологический регресс - это процесс, обратный прогрессу. Он характеризуется снижением приспособленности и постепенным вымиранием. Пример - те же динозавры, у которых биологический прогресс сменился регрессом.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое биологический прогресс?

2. Какие существуют основные направления эволюции организмов?

3. Какое направление поднимает группу организмов на более высокий уровень организации?

4. Приведите примеры ароморфозов.

5. Что такое аллогенез?

Тема 4.6. Доказательства эволюции

Основные понятия и термины по теме: гомологичные органы, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, переходные формы, филогенетический ряд.

План изучения темы:

1. Доказательства эволюции: морфологические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, генетические и цитологические

Краткое изложение темы:

1. Доказательства эволюции - научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ на Земле от общего предка:

а) Морфологические доказательства - основаны на сравнительно-анатомических признаках. Гомологичные органы - имеют общее происхождение и строение, но выполняют разные функции(конечности крота, кошек, летучих мышей). Аналогичные органы - имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции(крылья птиц и крылья бабочек). Рудименты -органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма (аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок). Атавизмы - появление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших(волосатость, наличие хвоста, многососковость).

б) Эмбриологические -у всехпозвоночных животных наблюдается сходство зародышей. «Закон зародышевого сходства» К. Бэр : чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами. Биогенетический закон Мюллера, Геккеля: онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза.

в) Палеонтологические - сравнение вымерших форм с современными формами

убедительно свидетельствуют о том, что животные и растения постоянно изменялись во времени. Переходные формы - организмы, в себе одновременно как признаки древних, так и более эволюционно молодых групп, относящихся к таксономическим (систематическим) категориям высокого ранга (семенные папоротники (переходная форма между папоротникообразными голосеменными), ихтиостеги (переходная форма между пресноводными кистеперыми рыбами и земноводными) Филогенетические ряды - непрерывные ряды форм (от древнейших до современных), отражающие эволюцию рассматриваемых категорий. Отечественный зоолог В.О.Ковалевский (1842-1883) разработал филогенетический ряд лошадей.

г) Биогеографические -основано на сравнении флоры и фауны земного шара.

Сравнение растительного и животного мира различных географических областей позволяет разобраться в их отдаленном прошлом, предоставляет богатый материал, доказывающий эволюцию живых организмов. Сходство фауны и флоры Северной Америки и северо-востока Евразии объясняется наличием в недалеком прошлом узкого перешейка («сухопутного моста») между материками. Такой же мост существовал между Европой и Британскими островами.

д) Генетические и цитологические - осуществление генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот происходит по единому для всего живого на Земле механизму. Клеточное строение характерно для подавляющего большинства организмов.Принципы деления клеток одинаковы у всех эукариот. Это неоспоримо свидетельствует о едином плане строения и общности происхождения всех организмов.

Вопросы для самоконтроля

Реферат на тему

Состояние наук в период Античности

Выполнил

Студент 145 группы

Бородин Юрий Юрьевич

Астрахань - 2000

Физика (наука о природе)

Будучи по своему характеру более синтетической, нежели аналитической наукой, физика древней Греции и эллинистического периода являлась составной частью философии и занималась философской интерпретацией природных явлений. Вследствие этого метод и содержание физики носили качественно иной характер, чем возникшая в результате научной революции 16 и 17 вв классическая физика. Начинающаяся математизация физической стороны явлений послужила импульсом к созданию точной научной дисциплины. Однако специфический физический метод, который мог привести к формированию физики как самостоятельной науки, в античный период ещё не сложился. Эксперименты носили спорадический характер и служили более для демонстрации, нежели для получения физических фактов. Тексты, относящиеся к физическим явлениям, в латинском и арабском переводах сохранились приблизительно с 5 века до н.э., большей частью в позднем переложении. Наиболее важные произведения из области физических знаний принадлежат Аристотелю, Теофрасту, Евклиду, Герону, Архимеду, Птолемею и Плинию Старшему. История развития физики в античный период чётко разделяется на четыре периода.

1. Ионийский период(600-450 до нэ). Собственный практический опыт, а также заимствованный из древних культур привёл к возникновению материалистических идей о сущности и взаимосвязи явлений природы в составе общей науки и натурфилософии. Наиболее выдающимися представителями её были Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, а также Гераклит Эфесский, работы которых содержали довольно скромные, но эмпирически точные сведения из области естествознания. Им были известны, например, свойства сжатия и разжижения воздуха, поднятие вверх нагретого воздуха, сила магнитного притяжения и свойства янтаря. Традиции натурфилософии были продолжены Эмпедоклом из Акраганта, доказавшим вещественность воздуха и создавшего теорию элементов. Левкипп и Демокрит обосновали анатомистическое учение, согласно которому вся множественность вещей зависит от положения, величины и формы составляющих их атомов в пустом пространстве(вакууме). Противниками натурфилософского учения были пифагорейцы с их представлениями о числе как основе всего сущего. Вместе с тем пифагорейцы ввели в Физику понятие меры и числа, развивали математическое учение о гармонии и положили начало основанным на опытах знаниям о зрительных восприятиях (оптика).

2. Афинский период(450-300 до нэ). Физика продолжала оставаться составной частью философии, хотя в новых общественных условиях в структуре философских знаний всё большее место стало занимать обьяснение общественных явлений. Платон применил своё идеалистическое учение к таким физическим понятиям, как движение и гравитация. Но самым выдающимся представителем философии того периода был всё же Аристотель, который разделял взгляды Платона, но многим физическим явлениям давал материалистическое толкование. Его физические теории касаются почти всех областей данной науки. Особое значение имеет его теория движения(кинетика) представляющая собой начальную ступень классической динамики. Ему принадлежат труды: «Физика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и исчезновении», «Вопросы механики».

3. Эллинистический период(300 до н.э. -150 н.э.) Физическое познание достигло своего расцвета. Центром физики стал Александрийский музей, первый настоящий исследовательский институт. Теперь на первый план выступила математическая интерпретация физических явлений; одновременно физика обратилась к постановке и решению практических задач. Физикой занимались либо математики(Евклид, Архимед, Птолемей), либо опытные практики и изобретатели(Ктесибий, Фалон, Герон). Более тесная связь с практикой приводила к физическим экспериментам, однако эксперимент ещё не был основой физических исследований. Наиболее значительная работа велась в это время в области механики. Архимед обосновал статику и гидростатику с математических позиций. Ктесибий,Филон Византийский и Герон обращались прежде всего к решению практических задач, используя при этом механические, гидравлические и пневматические явления. В области оптики Евклид развил теорию отражения, Герон вывел доказательство закона рефлексии, Птолемей экспериментальным путём измерил рефракцию.

4. Завершающий период(до 600 н.э.) Характеризуется не развитием традиций предшествующих этапов, а стагнацией и начинающимся упадком. Папп Александрийский пытался обобщить остижения в области механики, и лишь некоторые авторы, такие, как Лукреций, Плиний Старший, Витрувий, оставались верными традициям древне-греческой эллинистической науки.

Математика (от греч. mathema – наука, значение)

В эпоху античности уровень развития математики был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет. История математики в Древней Греции, включая эпоху эллинизма, делится, как и физика, на четыре периода.

1. Ионийский период(600-450 до нэ). В результате самостоятельного развития, а также на основе определённого запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании Математики как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от её длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объёма конуса и пирамиды. Для математической мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях.

2. Афинский период (450 – 300 до нэ).Развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых было геометрия и алгебра. Целью геометризации математики, в сущности, был поиск решения чисто алгебраических задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрических образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась математика, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых математических величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины. Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин.

3. Эллинистический период (300 – 150 до нэ). В эпоху эллинизма, античная математика достигла высшей степени развития. В течение многих столетий основным центром математических исследований оставался Александрийский Мусейон. Около325 до нэ Евклид написал сочинение «Начала»(13 книг). Будучи последователем Платона он практически не рассматривал прикладные аспекты математики. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учёными западной Европы в 17 веке новой математики переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внёс в разработку математических проблем. Он приблизился к анализу бесконечно малых величин. Наряду с широким использованием математики в прикладных целях и применением её для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества.

4. Завершающий период (150 – 60 до нэ). К самостоятельным достижениям римской математики можно отнести лишь создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной математики на заключительном этапе внёс Диофант. Использовав, видимо, данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических исчислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.

Химия.

В древние времена химические знания были тесно связаны с ремесленным производством. Древние обладали познаниями в области извлечения металлов из руд, изготовления стекла и глазури, минеральных, растительных и животных красок, алкогольных напитков, косметических средств, лекарств и ядов. Они умели изготавливать сплавы, имитирующие золото, серебро, жемчуг и «искусственные» драгоценные камни из окрашенной в различные цвета расплавленной стеклянной массы, а также пурпурную краску на основе растительных красителей. Особенно этим славились египетские мастера. Теоретические обобщения, связанные с натурфилософскими рассуждениями о природе бытия, встречаются в трудах греческих философов, в первую очередь у Эмпедокла (учение о 4-х элементах), Левкиппа, Демокрита (учение об атомах) и Аристотеля (квалитативизм). В эллинистическом Египте 3-4 вв нэ прикладная Химия стала развиваться в русле возникшей алхимии, стремившейся к превращению неблагородных металлов в благородные.

Биология.

В античную эпоху Биология как самостоятельная наука не существовала. Биологические знания концентрировались прежде всего в религиозных обрядах и медицине. Здесь заметную роль играло учение о 4-х соках. В гилозоизме существовали представления о наличии некой единой первичной формы всего многообразия жизненных проявлений. Вершиной античной биологии явились труды Аристотеля. В рамках его универсальной теологической картины мира энтелехия как активно формирующая сила определяла направление трансформации пассивной материи. В сочинениях Аристотеля нашли своё дальнейшее развитие представления об иерархии вещей, были отображены наблюдения автора о постепенном переходе в природе из неживого в живое, что оказало огромное влияние на последующие теории развития. Перипатетическая школа выдвинула в противоположность материалистическому направлению философии Демокрита своё органическое объяснение природы. Римская биология основывалась на выводах греческой науки и атомизме натурфилософии. Эпикур и его ученик Лукреций последовательно переносили материалистические воззрения на представления о жизни. Античная биология и медицина нашли своё завершение в трудах Галена. Его наблюдения, сделанные во время вскрытия домашних животных и обезьян, сохраняли значение на протяжении многих веков. Средневековая биология опиралась на античную биологию.

Этика.

Названием и выделением в особую научную дисциплину Этика обязана Аристотелю, но основы её были заложены ещё Сократом. Первые этические размышления можно встретить уже в изречениях семи мудрецов, разумеется, без философских обоснований. Этико-религиозными вопросами основательно занимались Пифагор и его школа. Антидемократические аристократические позиции пифагорейцев разделяли Гераклит и элеаты. Удовольствия, возникающие из чувств, возбуждений, Демокрит считал сомнительными и относительными. Истинное счастье возникает при ровном и мирном настроении, которое обусловлено едва заметным движение атомов огня. Против отрицания обязательных нравственных норм было направлено учение Сократа о морали. Аристотель видел высшее счастье для каждого отдельного существа в проявлении его природы. Но природа, сущность человека, по Аристотелю, - это его разум, способность употребления разума есть, следовательно, добродетель, и использование разума само по себе приносит удовлетворение и наслаждение. В Риме(за исключением отдельных представителей научной этики - Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преймущественно практически ориентированная этика.

Философия.

Термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Философия, близким к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а её представители были, как правило, выходцами из имущих слоёв общества. Существовало два главных течения - материализм и идеализм. Для истории античной философии характерны теоретические расхождения, представленные определёнными школами или же отдельными философами. Такие, например, как противоречие во взглядах на бытие и становление (Перменид и Гераклит), на философию и антропологическую философию, на наслаждение и добродетель или аскетизм, на вопрос о соотношении формы и материи, на необходимость и свободу и другие. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала и важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной философии, в первую очередь философии материалистической и философии Аристотеля, является всеобъемлющее и систематическое обоснование самой философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка всех основных философских проблем.

Заключение.

Изучая развитие наук в период античности, я пришёл к выводу, что практически во всех науках принимали активное участие и делали множество открытий и изобретений практически одни и те же люди – Аристотель, Демокрит, Герон, Евклид, Гераклит и многие другие. Это наводит на мысль о взаимосвязи фактически всех существующих на античном этапе наук, когда многие науки ещё не были обособлены и представляли собой ответвления друг от друга. Основой всего была Философия, к ней обращались, из неё исходили и на неё опирались все науки античности. Философская мысль была первоосновой.

Литература:

1.Словарь Античности

2.Античная Культура. Словарь-Справочник.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные