В чем заключается суть аддитивного синтеза цветов. Аддитивный и субтрактивный синтез цвета


Подобные документы

    Применение высокой печати при изготовлении полиграфической продукции. Синтез цвета в полиграфии. Цифровая цветопроба. Особенности устройств бесконтактной печати. Области их применения. Изготовление изданий, скомплектованных вкладкой и подборкой.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Современные способы печати полиграфической продукции. Виды трафаретной печати: шелкография и ризография. Плоская офсетная печать. Технология цифровой и глубокой печати. Флексография - высокая ротационная печать красками с применением эластичных форм.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2011

    Обоснование аспектов цвета и его использование в типографике. Гармония цвета как сочетание близлежащих тонов в пределах одной-двух красок и исключение цветовых диссонансов, образующих парные противоположности. Воздействие цвета на физиологию человека.

    реферат , добавлен 06.02.2012

    Описание свойств печатных красок - кроющей способности, прозрачности, цветового фона, липкости и вязкости. Измерение захвата краски различных наложений красочных слоев. Анализ влияния на цвет печатного изображения последовательности наложения красок.

    реферат , добавлен 09.01.2012

    Современное состояние офсетной печати. Параметры качества тиражных оттисков. Синтез цвета при многокрасочном печатании. Определение оптимальных зональных оптических плотностей для различных печатных пар краска-бумага. Профилирование печатного процесса.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Обоснование флексографского способа печати с анализом возможностей других альтернативных видов и способов печати. Технологические решения в допечатных процессах. Выбор формного оборудования. Технические характеристики формных пластин компания DuPont.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Исследование видов и конструкций полиграфической техники и средств обработки текстовой и изобразительной информации. Описание оборудования допечатного, печатного и брошюровочно-переплетного производства. Виды красочных аппаратов флексографской печати.

    отчет по практике , добавлен 10.08.2014

    Выбор способа печати и печатного оборудования. Стоимость затрат при печати малых тиражей. Оборудование, необходимое для послепечатных и отделочных процессов. Фальцовка бланков и буклетов. Формат, красочность и тиражи изданий. Выбор расходных материалов.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2015

    Техническая характеристика картонной коробки для новогоднего подарка. Выбор способа печати и печатного оборудования. Подбор расходных материалов. Описание технологической схемы печатного процесса. Контроль качества продукции. Выбор варианта отделки.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Выбор и обоснование способа печати. Способ высокой, глубокой и плоской офсетной печати. Выбор печатного оборудования. Основные и вспомогательные материалы для печатного процесса: бумага, краска. Подготовка бумаго-передающего и приемно-выводного устройств.

В предыдущей главе мы вплотную приблизились к основе основ цветопостроения, а именно - к понятию об основных и дополнительных цветах и видам смешивания. Понять эти правила очень важно, пожалуй, это один из самых важных моментов в понимании природы цвета, цветовой гармонии и как на практике анализировать цвет на предмет его определения в палитру того или иного цветотипа. Потому как все остальные тонкости и секреты работы с цветом легко выводятся из знания этих основ. Хотелось бы, чтобы читатель отнёсся к изучению этой темы особенно внимательно и добился бы понимания того, что такое цветовой круг и каким образом два вида смешивания цветов дают нам весь ранг многообразных цветов и их оттенков, и как на практике применять аддитивное смешивание для анализа цветотипа человека, а субтрактивное - для подбора цветов и оттенков одежды и прочего.

Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.

Появление концепции основных цветов связано с необходимостью воспроизводить цвета, для которых в палитре художника не было точного цветового эквивалента. Развитие техники цветовоспроизведения требовало минимизации числа таких цветов, в связи с чем были разработаны концептуально взаимодополняющие методы получения смешанных цветов: смешивание цветных лучей (от источников света, имеющих определённый спектральный состав), и смешивание красок (отражающих свет, и имеющих свои характерные спектры отражения).

Смешивание цветов зависит от цветовой модели. Существуют аддитивная и субтрактивная модели смешивания . ()

Аддитивное смешение цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия.

Смешивая три основных цвета: красный, зелёный и синий — в определенном соотношении, можно воспроизвести большинство воспринимаемых человеком цветов. ()

Один из примеров использования аддитивного синтеза — компьютерный монитор, цветное изображение на котором основано на цветовом пространстве RGB и получается из красных, зеленых и синих точек.

Формула получения цветов из 3-х основных в результате аддитивного смешивания:
Зелёный + Красный = Жёлтый
Зелёный + Синий = Голубой
Синий + Красный = Пурпурный
Синий + Красный + Зелёный = Белый
Нет света = Черный

В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза . В этом случае цвет формируется за счет вычитания из отраженного от бумаги (или проходящего через прозрачный носитель) света определенных цветов. Самая распространенная модель субтрактивного синтеза — CMYK, широко применяющаяся в полиграфии.

В отличие от аддитивной системы смешивания, где основными цветами являются красный, зеленый и синий, в системе субтрактивного смешивания основные цвета - голубой, пурпурный и желтый (или на английском cyan, magenta, yellow (CMY), к которой добавляется черный при печати для экономии цветных красителей, которые дороже черного, тогда система приобретает вид CMYK, где black обозначается заглавной буквой K).

В ходе субтрактивного процесса различные цветовые компоненты удаляются из света, отраженного белой бумагой. При удалении всех компонентов получается черный цвет.
Основные субтрактивные цвета - голубой, пурпурный и желтый. Каждый из них представляет две трети видимого спектра. Они могут быть получены путем удаления основного аддитивного цвета из белого света (например, с помощью фильтра) или путем наложения двух основных аддитивных цветов.
Печатные краски представляют собой полупрозрачные вещества, действующие как цветные фильтры. Какой цвет вы получите при нанесении на бумагу вещества, поглощающего синий свет?
Синий "вычитается" из белого света, в то время как другие компоненты (зеленый и красный) отражаются. Аддитивное сочетание этих двух составляющих дает желтый цвет: это именно тот цвет, который мы видим.
Другими словами, печатная краска удаляет одну треть (синий) белого света (состоящего из красного, зеленого и синего). Предположим, что две такие полупрозрачные краски наносятся одна поверх другой, например, желтый и голубой. Сначала эти краски фильтруют синий, а затем красную составляющую белого света. Остается зеленый цвет, который мы и наблюдаем.

При субтрактивном воспроизведении цвета нанесенные поверх друг друга голубой, пурпурный и желтый дают следующие дополнительные цвета:

Голубой + Желтый = Зеленый
Желтый + Пурпурный = Красный
Пурпурный + Голубой = Синий
Голубой + Пурпурный + Желтый = Черный
Нет цвета = Белый

Цветные изображения печатаются в четыре краски с помощью голубой, пурпурной, желтой и черной краски. Черная краска повышает резкость и контраст изображений.

Черный, получаемый путем субтрактивного сочетания голубого, пурпурного и желтого, никогда не становится абсолютно черным из-за природы пигментов, используемых в красках.

В классической офсетной печати размер растровых точек зависит от требуемого цветового тона. При надпечатке некоторые из точек, соответствующие отдельным цветам, прилегают друг к другу, другие - частично или полностью перекрываются. Если мы посмотрим на точки через увеличительное стекло, мы увидим цвета, которые - за исключением белого цвета бумаги — получаются в результате субтрактивного смешения цветов. Без увеличительного стекла при взгляде на изделие, полученное методом офсетной печати, с нормального расстояния наши глаза не смогут различить отдельные точки. В этом случае происходит аддитивное сочетание цветов.

Сочетание аддитивного и субтрактивного воспроизведения цвета называется автотипией . ()

О системах RGB и CMYK будет отдельная глава попозже.

Метамерия — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. ()

Главное правило применения видов смешиваний в цветотипировании:

1) Для оценки колорита человека, и впечатления от его одежды, мы применяем принципы аддитивного смешивания. Гармоничные цвета должны в сумме давать серый цвет. Для глаза этот суммарный серый цвет будет восприниматься как отсутстствие какой-то доминанты и раздражителя, ни один цвет не должен лидировать.

2) Для анализа теплоты - холодности кожи и цветов и оттенков одежды важно знать, как получаются смешанные цвета (неспектральные), видеть вкрапления желтого или синего в чистых цветах, знать основные цветовые смеси, раскладывать любой цвет на компоненты, опираясь на знание стандартных чистых (спектральных) цветов и как они преобразуются под воздействием других цветов при субтрактивном смешивании (т.е. на ткани, на бумаге, на каком-то вещественном носителе).

Короче говоря, нужно развивать в себе способности к цветовому анализу и синтезу, разбирая цвета на составляющие и предполагая, как данный цвет будет воздействовать с другими цветами покровов и одежды человека. Пожалуй, синтез, как всегда, сложнее анализа, так как нужно учитывать многие воздействующие на цветовосприятие факторы (вспоминаем желтые гобелены Шеврёля!).

В следующей главе речь пойдет о цветовом круге, много цитат из Иттена и много текста для размышления.

Синтез цвет. Получение заданного цвета сложением других цветов называется его синтезом. Как же синтез цвета осуществляется, какие явления лежат в основе процесса.

Напомним, что если на глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Другими словами, смешение окрашенных световых пучков дает пучок нового цвета. Например, смесь голубой и красной красок дает черный цвет, а смесь красного и голубого излучений - белый цвет. Оба суммарных цвета ахроматические, но с увеличением насыщен­ности краски и мощности излучения светлота изменяется в раз­ных направлениях. Светлота смеси красок уменьшается, а сме­си излучений увеличивается.

В связи с этим различают два основных типа сложения - аддитивное и субтрактивное. Названия связаны с тем, что при смешении излучений их действие складывается. А при смешении сред, наоборот, каждая среда поглощает определенную часть из­лучений, вычитая их из общего пучка, направленного на смесь. Аддитивный синтез используется в основном в визуальных коло­риметрах для измерения цвета и исследования цветового зрения. Большое развитие в последние годы приобрели цветное телеви­дение и цветные мониторы, использующие принципы аддитив­ного синтеза цвета. Субтрактивный синтез цвета применяется повсеместно там, где используются окрашенные среды для полу­чения цвета. Особенно он важен при воспроизведении цветных оригиналов в полиграфии и цветной фотографии.

Аддитивный синтез цвета. Чтобы провести аддитивный синтез, необходимо иметь крас­ный, зеленый, синий световые пучки.

Примером источников, дающих монохроматические излучения нужных цветов, служат квантовые генераторы (лазеры), их излучение практически монохроматично. Другой пример-люминофоры монитора. Эти излучения, наоборот, занимают достаточно широкие зоны спектра.

Эффект получения нового цвета наблюдается не только сложением излучений, но и в ряде других случаев. Например, известная из курса физики и лежавшая в XIX веке в основе науки о цвете вертушка Максвелла. Это вращающийся диск, секторы которого окрашены в разные цвета. При вращении с достаточно большой скоростью наблюдатель видит новый цвет, равный сумме цветов окрашенных секторов. Сложение цветов в этом случае - результат зрительной инерции. Второй пример, используемый в технике. Если изображение состоит из штрихов или точек, размеры которых, а также расстояния между ними - за пределами разрешающей способности глаза, то изображение имеет иной цвет, чем отдельные штрихи. Цвета штрихов складываются, что объясняется непроизвольным движением глаз, и, как следствие, происходит сложение последовательных образов. Оба примера приведены для случая аддитивного смешения цвета. Если используются лампы накаливания, то полосы пропускания экранирующих светофильтров должны занимать по возможности, треть видимого спектра, т.е. синий - 400-500, зеленый - 500-600, красный -60О-700 нм. Это обеспечит достаточную яркость изображения при мощностях.

Основные цвета аддитивной смеси. Аддитивный синтез основан на трехзональной теории цве­тового зрения. Как следует из кривых основных возбуждений, всегда можно выбрать три излучения, одно из которых в наибольшей степени раздражает синечувствительные рецеп­торы, другое-зеленочувствителъные, третье-красночувствительные. Смешивая эти излучения в различных комбинациях по мощности, можно вызвать множество цветовых ощущений. Цвета излучений, используемых для синтеза, и сами эти из­лучения называются основными (причем под термином «основ­ные» подразумеваются как основные цвета, так и основные из­лучения).

Получение заданного цвета смешением основных излучений

называют аддитивным синтезом этого цвета.

Способы аддитивного сложения цветов. Как мы уже выяснили, существует несколько способов адди­тивного сложения цветов.

Во-первых, это одновременное смешение трех окрашенных пучков света на белом экране, молочном стекле, белой призме или внутри белого шара (так называемого фотометрического шара). Во-вторых, смешение излучений с использованием такого явления, как зрительная инерция. При модулированных по вре­мени сигнала поочередно подаются на одно из только что рас­смотренных устройств или непосредственно наблюдается цвет (например, вертушка Максвелла).

В-третьих, используется метод пространственного смешения световых пучков за счет того, что точки, линии и расстояния между ними меньше разрешающей способности глаза. Используются также смешанные варианты описанных способов.

Схема аддитивного синтеза цвета. Рассмотрим простой вариант аддитивного синтеза цвета с использованием трех проекторов и белого экрана. Основные в этой схеме получаются субтрактивно с использова­нием синего, зеленого и красного светофильтров, закрывающих объективы проекторов. Для дозирования основных используют­ся оптические клинья. На экране смешиваются световые пуч­ки, пропускаемые светофильтрами и клиньями, тем самым образуются заданные цвета. Мощности этих основных излучений подбираются таким образом, чтобы с выведенными клиньями на экране получался белый цвет (ахроматический). Такие количества основных называются единичными.

Рис. 9.1. Схема аддитивного синтеза цвета

По оптическим плотностям полей дозирующих клиньев можно рассчитать количество основных, направленных на экран. Для этого надо пересчитать оптические плотности в коэффициенты пропускания. Затем, вспомнив, что коэффициент пропускания показывает, какая часть потока пропущена оптической средой, судить об относительных количествах смешанных основных.

Цветовое уравнение, его анализ. Если при помощи клиньев получить определенные соотношения основных, например 0.05R . 0,5G 0,0.25В, то такой цвет будет зелено-голубым, достаточно насыщенным. Эти соотношения можно записать в виде уравнения, где слева буквой Ц обозначим цвет, а справа запишем сумму световых окрашенных пучков в относительных единицах:

Таким образом, для нашего конкретного случая выбора основ­ных получим уравнение цвета. Количества основных, необхо­димые для аддитивного синтеза некоторого цвета, называются его цветовыми координатами, красной, зеленой, синей, и обо­значаются R, G. В. Количества основных могут быть больше единицы, например, если увеличить мощность лампы с зеленым светофильтром в 10 раз, то вместо 0,5 G надо будет написать 5 G. Изменится не только написание формулы, изменится цвет, он сместится в зеленую зону.

В общем виде можно записать уравнение

(9.2)

где R, G. В -основные, R, G. В - цветовые координаты этих основных, а RR, GG. ВВ - члены уравнения (9.2) и называются цветовыми составляющими цвета. Это каноническая форма уравнения, т.е. порядок расположения членов уравнения всегда один и тот же: красный, зеленый, синий.

Словесно уравнение (9.2) читается так: в результате сложения R, G. В единиц основных R, G. В получается цвет, тождественный цвету Ц.

Цвет, записанный в виде уравнения, может быть оценен численно по цветовому тону и насыщенности.

Наименьший член уравнения цвета оказывает влияние на ахроматическую составляющую цвета, два других-на цветовой тон. Все три - насыщенность. Выразим эти утверждения формулами. Обозначим цветовые координаты а 1, а 2 ,а 3 где а 1 , - наибольшая координата, а 3 - наименьшая.

В соответствии с нашими рассуждениями уравнение можно рассматривать как сумму двух:

Причем первое уравнение выражает насыщенный хроматический цвет, второе - ахроматический.

Еще раз напомним, что наименьшая координата определяет ахроматическую составляющую цвета, а разности координат (а 1 -а 3) и (а 2 -а 3) - хроматическую. В этом случае цветов тон можно выразить показателем цветового тона:

Отношение (9.5) показывает, во сколько раз преобладающая координата вносит больший вклад в ощущение цветового тона, чем средняя. Если две координаты равны и больше третьей, то цвет-дополнительный основному, определяемому наименьшей координатой (k ц.т =1.). Если две координаты равны и меньше тре­тьей, показатель цветового тона становится бесконечно боль­шим. Это означает, что цветовой тон соответствует основному, определяемому наибольшей координатой.

Насыщенность можно выразить показателем насыщенности k н:

Не все насыщенные цвета могут быть воспроизведены сме­шением излучений, взятых из спектра. Например, оранжевые, голубые, часть пурпурных и т. д. Для получения этих цветов тре­буются раздражения только двух видов, а, как видно (см. кри­вые основных возбуждений рис. 4.7), раздражения возникают и в других зонах спектра. Например, насыщенный голубой - это сине-зеленый цвет. т.е. должны быть возбуждены только синие и зеленые рецепторы. На деле возбуждаются и красные рецеп­торы, цвет теряет насыщенность. Колориметристы для измере­ния такого цвета нашли выход. К насыщенному голубому цвету добавляют красное излучение до тех пор, пока измеряемый цвет не уравняется с синтезируемым.

Тогда уравнение (9.1) примет вид

Ц + RR=GG+ ВВ,

или в каноническом виде

Ц=- RR + GG + ВВ. (9.7)

Это значит, что цветовое уравнение в общем случае может иметь отрицательные цветовые составляющие, а цвета - отрицательные координаты.

Цветность и ее выражение. Координаты цвета выражают число каких-то единиц, напри­мер мощности каждого из основных. Тогда сумма координат представляет собой количественную характеристику цвета, в нашем примере - мощность излучения - носителя цвета. Эта сумма называется модулем цвета m. Численно R+G+B=m

Для многих практических целей достаточно знать лишь качественную характеристику цвета-его цветность. Разделив координаты цвета на модуль, получим их относительные значения, I называемые координатами цветности, (в принципе, это частный | случай уравнения цвета, модуль которого равен единице). Основные координаты цветности записываются строчными буквами:

В этом случае уравнение цветности имеет вид

Ц=rR+gG+bB (9.9)
Это уравнение дает представление о цвете независимо от его количества и называется уравнением цветности. Как мы уже говорили, модуль этого уравнения равен единице, поэтому это уравнение иногда называют единичным, как и цвет, который оно выражает. Зная величины двух членов уравнения, всегда можно найти величину третьего, Удобство этого уравнения заключается также в том, что единичный цвет можно однозначно представить на плоскости координатами двух членов уравнения.

Основные законы аддитивного синтеза. Законы аддитивного синтеза цвета были сформулированы математиком Г. Грассманом в 1853г.

Первый закон Грассмана (или закон трехмерности). Любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы. Линейная независимость заключается в том, что нельзя получить ни один из основных цветов смешением двух других. Закон позволяет описывать цвета при помощи цветовых уравнений.

Второй закон Грассмана (по-другому закон непрерывности). При непрерывном изменении излучения цвет изменяется так же непрерывно. Из этого закона следует основной принцип измерения цвета: не существует такого цвета, к которому невозможно подобрать бесконечно близкий.

Третий закон Грассмана (закон аддитивности). Цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектраль­ного состава.

Это очень важный закон для теории цвета, признающий ад­дитивность цветовых уравнений (т.е. возможность их сложения).

А именно если цвета нескольких излучений описаны цветовыми уравнениями, то цвет смеси излучений выражается суммой этих уравнений.

Субтрактивный синтез цвета. Как говорилось выше, субтрактивно получать новый цвет можно смешением любых окрашенных сред. Но когда говорят о субтрактивном синтезе цвета, имеют в виду достаточно определенные вещи. Так же как в аддитивном синтезе, для получения за данного цвета необходимо регулировать основные излучения главным инструментом, такого регулирования служат краски трехцветного субтрактивного синтеза цвета. Основное требование к краскам-вычитать (т.е. ослаблять) основные в одной зоне спектра и пропускать в двух других. Таким образом, цвет краски дополнителен цвету дозируемого излучения. Пропускание в зоне поглощения должно быть управляемым. Средством управления может служить, например, толщина красочного слоя. Схема управления основными излучениями при субтрактивном синтезе цвета приведена на рис. 9.2. Если известно, во сколько раз ослабились основные RGВ, а это можно узнать по зональным коэффициентам пропускания, то можно написать уравнение субтрактивного синтеза в аддитивной форме. Напишем такое уравнение для случая, рассмотренного на рис. 9.2:

Рис.9.2. Схема управления основными излучениями при субтрактивном синтезе цвета.

Ц = 0,5R + 0,1G + 0,7В. (9.11)

Управление цветом осуществляется в соответствии с известной формулой Бугера-Ламберта-Бэра, по которой монохроматическая оптическая плотность D пропорциональна коцентрации:

где -удельный показатель поглощения, зависящий от приро­ды вещества; с - концентрация поглощающего вещества; (- толщина слоя вещества.

Произведение сl имеет размерность r·см 2 и называется по верхностной концентраций. Обычно обозначается С n , тогда формула (59) имеет вид

Отсюда видно, что монохроматическая оптическая плотность вещества пропорциональна поверхностной концентрации на рис. 9.3 показаны типичные краски субтрактивного синтеза Видно, что с изменением поверхностной концентрации пропорционально изменяются монохроматические плотности. Причем в максимуме поглощения это изменение значительно сильнее чем в зонах с меньшим поглощением. Поэтому для красок с отчетливо выраженной полосой поглощения изменение поверхностной концентрации - средство регулирования пропускания 1 этой полосе спектра. А так как t=10 -D , то изменение плотность значительно влияет на пропускание.

Рис. 9.3. Кривые поглощения реальных красок субтрактивного синтеза цвета: а -желтой; б-пурпурной; в -голубой

На практике в фотографии за единицу поверхностной концен­трации принимают количества концентраций трех красок, ко­торые необходимо смешать, чтобы получить ахроматический цвет с визуальной оптической плотностью, равной единице. Иногда используют относительные концентрации, которые по­казывают, какую часть от максимальной концентрации состав­ляет данная, или количество краски в граммах, нанесенной на квадратный метр поверхности.

Формы кривых поглощения идеальных и реальных красок. Изменяя поверхностную концентрацию краски, можно управлять поглощением в одной из спектральных зон, изменяя таким образом величину основной в этой зоне. Однако процесс управления осложняется тем, что

краски, как и все объекты природы имеют плавные кривые отражения или пропускания, занимающие весь видимый спектр.

Рис. 9.4. Кривые поглощения идеальных красок субтрактивного синтеза

Поэтому с измерением поверхностной концентрации краски оптическая плотность изменяется не только в регулируемой зоне, но и в двух других тоже, т.е. вместо изменения одного параметра изменяются все три.

Поглощение реальных красок в тех зонах, где должно осуществляться регулирование, называется полезным. Поглощение в двух других зонах, где краски поглощать не должны, называется вредным.

Для исследования закономерностей субтрактивного синтеза и цветовоспроизведения одним из родоначальников научной колориметрии проблем были предложены идеальные гипотетичейкие краски.

Идеальность красок заключалась в следующем, Краски идеально прозрачны, а значит, подчиняются закону Бутера-Ламберта-Вэра. Спектральные кривые красок имеют п - образную форму и только полезные поглощения. На рис. 9.4 приведенривые таких красок.

Рис. 9.5. Гистограммы поглощения реальных красок субтрактивного синтеза

Сравним спектральную характеристику реальных красок и идеальных. Для этого рассчитаем среднюю оптическую плот­ность в полезных и вредных зонах спектра и представим графи­чески в виде гистограмм (идеальных красок, рис. 9.5).

Напоминаем, чтобы рассчитать среднюю оптическую плот­ность в заданном интервале спектра, надо все значения D λ , пере­вести в коэффициенты отражения по формуле r=10 -D λ , найти средние значения коэффициентов отражения рн. рс, рв, затем по формуле О=-1§р рассчитать средние зональные оптические плот­ности красок. В случае использования красок в проходящем све­те процедура и формулы те же, но вместо р используется.

Из рис. 9.5 следует, что, во-первых, реальные краски можно представить как смесь идеальных. При изменении поверхностной концентрации будет изменяться отражение во всех трех зонах, по­этому процесс регулирования основных усложняется. Во-вторых, невозможно получить максимально насыщенные (спектральные) цвета реальными красками.

Субтрактивный синтез идеальными красками в проходящем и отраженном свете

Субтрактивный синтез цвета может осуществляться в отра­женном свете, когда краски нанесены на белую поверхность (на­пример, бумагу), или в проходящем, когда красочное изображе­ние рассматривается на просвет или проецируется на белый экран. Физические явления в обоих случаях принципиально одинаковые, но в отраженном свете имеются нюансы. Схема управления основным красным излучением при помощи клина изготовленного из идеальной голубой красок приведена на рис. 9.6. Очевидно, что зональная оптическая плотность изменется на (так как оптическая плотность равная 0,3, ослабляет свет поток в 2 раза). Таким образом голубой клин управляет красной составляющей падающего на него белого света. Совмещая поля желтого, пурпурного и голубого цветов, можно добиться полученная требуемого соотношения основных, прошедших через эти сложенные поля, а зная из, добиться синтеза требуемого цвета. На рис. 9.7 приведен пример субтрактивного синтеза цвета при помощи красочных клиньев. В принципе вместо клиньев может использоваться изображение выполненное на цветной трехслойной фотопленке, содержащей краски субтрактивного синтеза в каждом слое.

Рис.9.6.Схема управления мощностью

цветной трехслойной красного излучения

голубым клином

В случае синтеза в отраженном свете излучение проходит через красочный слой 2 раза. Сначала проникает через краску к бумаге, затем отражается от нее и проходит через краску второй раз. Если на белую бумагу наложить клин, изображенный на рис. 9.6. то ДГР будет равно не 0,3, а 0,6 при тех же поверхностных концентрациях. В случае реального субтрактивного синтеза в красочном слое происходит сложное оптическое преобразование света, как показано на рис. 9.8. Под оптическими преобразованиями понимается поглощение, рассеяние и многократные отражения света внутри слоя. Для цветных фотоматериалов эти сложные преобразования после некоторых упрощений и допущений может представить эмпирической формулой

(9.14)

где D r - плотность красочного слоя в отраженном свете, D t -плотность того же слоя, но в проходящем свете.

Рис. 9.7. Субтрактивный синтез Рис.9.8. Рассеяние света в красочном слое:

цвета при помощи красочных клиньев красочный слой; И - подложка;

I - упавший сеет, 2-6 - варианты

прохождения света в слое

Для полиграфических красок выражение может быть еще сложнее, так как вмешиваются факторы впитывания краски в бумагу и особенности автотипного синтеза цвета.

Уравнение субтрактивного синтеза

В случае субтрактивного синтеза для количественного выра­жения цвета иногда используются субтрактивными координата­ми цвета.

Уравнение цвета в этом случае принимает вид

(9.15)
где С, М, U - основные краски субтрактивного синтеза; - количества красок субтрактивного синтеза, выраженные через поверхностную концентрацию, они же - субтрактивные координаты цвета.

Особенность автотипного синтеза. Хотя мы приводим полиграфию в качестве примера приме­нения субтрактивного синтеза цвета, такой пример касается только случая наложения равномерных по всей площади кра­сочных слоев. При растровом воспроизведении цветных изоб­ражений происходит смешанный тип синтеза цвета. Синтез цвета растровым методом имеет название «автотипный синтез цвета». В этом синтезе участвует субтрактивный синтез цвета при прохождении света через краску и аддитивный - когда про­исходит пространственное смешение цветов.

Основная литература (осн. 1 )

Контрольные вопросы

Что называет синтезом?

Чтобы провести аддитивный синтез, какие цвета необходимы?

Цветовое уравнение и его правильное написание.

Как определяют цветовой тон и насыщенность в виде уравнений?

Как определяют модуль цвета?

Как гласит первый закон Грассмана?

Напишите уравнения субтрактивного синтеза.

Дата публикования: 2015-09-17 ; Прочитано: 1923 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные