Устной части егэ по русскому. Русский язык и литература. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Каждый новый экзамен ЕГЭ терпит изменения, не обошло это и устную часть русского языка в 2017 году. Наша задача предугадать наперед, что введут нового в этот экзамен, как его будут проводить и на что необходимо обратить внимание в первую очередь, чтобы не попасть в просак.
Предыдущая основа
Еще с первых сдач устной части проходит оживленная дискуссия среди руководителей школ и образовательных организаций. Кто-то не согласен с порядком проведения, кто-то с материалом, по которому ученики сдают экзамен. В конце концов было решено отказаться от сухих тестов, которые могли отлично сдавать круглые двоечники при должной удачи. С каждым ЕГЭ все шло к тому, что ученики меньше заучивали материал, а больше старались понять.
Уже сейчас, ведущие СМИ распространили информацию о позиции Васильевой, нового министра образования, насчет возвращения к устной сдачи. Существует огромная вероятность, что уже 2017 году ученикам придется сдавать ЕГЭ по литературе и русскому языку именно так. Вряд ли большинство наших детей обрадуется такой перспективе, но в этом новшестве существует и немало плюсов. Одно из преимуществ то, что образовательная система РФ станет еще на один шаг ближе к былой, самой эффективной в мире, системе СССР. Хотя, с этим мнением многие специалисты в области образования не согласны.
На какие предметы в первую очередь «попадут» ученики
По логике вещей, литература и язык в первую очередь переведут на устную сдачу. Следующим этапом планируется добавить к этому списку историю, возможно географию. Из всех предметов, для которых изменят тип экзамена, русский язык остается самый противоречивый. Проверить устно грамматику ученика не так просто. Но дело в том, что министерство образования склоняется к мысли, что важнее уметь четко формулировать свою мысль, нежели знать, где поставить знак препинания.
Первыми подопытными кроликами станут старшеклассники. Именно для них самое «умное» министерство нашей страны приготовило совершенно новую структуру государственного экзамена. И даже некоторые ее особенности уже просочились в народ, который жаждет наполнять свою светлую голову новыми знаниями.
Как в ЕГЭ будет происходить устная часть?
Как наши учащиеся убедились при сдаче экзаменов предыдущих лет, иностранный язык уже содержал сдачу устной части. Как же это происходит? Давайте вспомним. Первым этапом шли тесты на бумаге. С этим все понятно. А вот устно сдавали, обычно на следующий день. Экзаменуемый регистрировался, садился перед монитором в наушниках с микрофоном, и отвечал на появляющиеся вопросы на мониторе, но только не с помощью мыши, а с помощью голоса. На всю эту часть отводилось не больше 20 минут.
И только спустя некоторое время, аудиозаписи учащихся оценивались уполномоченными людьми. Успеют ли утвердить эту систему для русского языка, зависит от того, как скоро будут подписаны все документы, касающиеся устрой части на 2017 год.
Трудности в организации
- в виду того, что литература и государственный язык — основной предмет, реализовать задуманную сдачу будет сложно территориально, просто напросто, на данный момент не хватает оргтехники
Трудно говорящие дети
- не всем ученикам удастся четко и быстро наговорить ответы на записывающее устройство
Проблема с иностранными учащимися
- ну и основной момент, в менее преимущественном состоянии окажутся выходцы из близлежащих стран. Так как русский — их второй язык, то большинство результатов будет очень сложно оценить объективно
Чего ждать в 2017 году от устной части?
К сожалению, найти следы нововведения в демонстрационных ЭГЕ 2017 года найти не удалось. Поэтому ученикам, учащимся не в 9-ом классе, беспокоится о сложных изменениях не стоит, еще как минимум 2 года. Скорее всего образовательная система проследит за тем, чтобы после новой экзаменации старшеклассники не остановили обучение, и не бросились поступать училища и техникумы.
В ближайшем будущем будет введена устная часть ЕГЭ по русскому языку. Сейчас экзаменационная работа по русскому состоит из двух частей: задания с кратким ответом и небольшое сочинение на заданную тему.
Планируется ввести еще и третью часть – устную, предоставляющую выпускнику возможность продемонстрировать умение связно выражать свои мысли по заданной теме, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.
Нужно ли вводить устную часть? Есть ли в этом необходимость?
Теоретически можно, конечно, понять инициаторов таких нововведений: выпускник должен уметь убедительно, красиво излагать мысли, убеждать, доказывать. Но разве этот навык не проверяется дважды: при написании декабрьского сочинения и небольшой творческой работы – в самом экзаменационном тесте?
В 2017 году не сумели по русскому языку преодолеть минимальный порог для получения аттестата 0,5% выпускников, а необходимые для поступления в вуз 36 баллов не набрали и того больше – 1,6%. Представляете себе, каково этим 0,5%, которые не могут получить даже диплом о полном среднем образовании? И это при подготовке к ЕГЭ по уже налаженной учителями, репетиторами методике, отработанной годами и проверенной многочисленными ЕГЭ.
Теперь опять новшество: пусть выпускники еще и говорят, послушаем. Слушать будет особо и нечего. Результат предсказуем: без школьных дипломов и поступления в вуз останется еще больше ребят. Говорить не умеют – это ни для кого не секрет. Да и откуда появиться такому таланту у выпускников, если в школе практикуют в основном письменные опросы и тестирование.
И когда, в какие часы будут выпускники дополнительно готовиться еще к одному испытанию: говорению на предложенную тему? На уроках? Так на них не успевают и к ЕГЭ в привычной уже форме подготовить, приходится специально заниматься на допзанятиях в школе, на курсах, с репетиторами, самостоятельно.
Делается (как будто) поблажка экзаменуемым: темы для устного экзамена будут известны заранее. Однако к ним опять же нужно готовиться. Ведь чтобы выдержать монолог, диалог на доставшуюся тему, необходимо иметь широкий кругозор, следовательно, только единицы могут о чем угодно без специальной подготовки. Значит, объем прорабатываемой одиннадцатиклассниками информации возрастет в разы.
По-видимому, добавят несколько часов в и без того перегруженное школьное расписание уроков. А наиболее ответственно готовящимся к ЕГЭ нужно будет умудриться выкроить время еще и на курсы ораторского мастерства. Вопрос: когда? Одиннадцатиклассники и так стонут от информационной перегрузки.
Ожидается, что устная часть ЕГЭ по русскому языку будет примерно похожа на устную часть по иностранному языку. Но иностранный язык выбирают не все выпускники, к тому же третья часть не является обязательной. Русский язык, как и математика, — основной предмет для сдачи, то есть сдавать будут все выпускники. Каким образом будет записано и проверено такое количество ответов?
Опять же будет ли объективна оценка устной части? Какие они, эти критерии могут быть при таком блиц-опросе – на него выделяется15 минут? Причем должно соблюдаться единообразие в оценке ответов. Естественно, огромную роль сыграет при проверке и человеческий фактор, личности проверяющих, их интеллектуальный, нравственный, культурный уровень. А значит один и тот же ответ получит разное количество баллов у разных проверяющих.
Также нужно учитывать, что на одну и ту же тему можно рассмотреть под разным углом, вопросы задавать такие, что и подготовившись, быстро не найдешь ответа. В иностранном языке ответы более предсказуемы, ожидаемы.
На уроках не хватает времена на выслушивание развернутых устных ответов, рассуждать, анализировать. Практика приобретения навыков ораторского искусства в настоящее время в школе отсутствует. Раньше с этим вопросом дело обстояло лучше. Ну вот, скажете, опять ностальгия по прошлому. Ничего подобного. Просто раньше по всем предметам сдавали экзамены устно, а потому ребята были готовы говорить, устно осветить любой предмет в рамках школьной программы.
К тому же число читающих неуклонно уменьшается, качество выбираемых книг зачастую низкое, практикуется беглое чтение (по диагонали) или вообще ознакомление с кратким пересказом произведения, стихотворения, статьи. Как можно научиться говорить при таком знакомстве даже с шедеврами мировой литературы?
Если введение устной части – уже решенный вопрос, то может быть сдавать устно задание-сочинение экзаменационной работы, ныне письменное? Уже отработана методика подготовки к письменному ответу на ЕГЭ, только оформить ее в виде устного. Иначе придется перекраивать всю структуру экзаменационного теста, нарабатывать новую методику подготовки к сдаче. А сколько будет дополнительных переживаний у учеников, родителей, учителей! Самое главное – для чего? Если этому не учат в школе, как можно требовать от выпускников иметь такие умения, навыки?
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2018.
Структура собеседования.
Задание 1
– выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 2 минуты.Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку – 1 минута. Время на выполнение – 3 минуты.
Задание 3 – монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.
Задание 4 – участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.
Система оценивания экзамена: зачет/незачет.
Зачет: более или равно 8 баллов
Незачет: менее 8 баллов.
Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Сколько баллов можно получить за каждое задание:
Задание
| Первичный балл | Процент от всей работы
|
Задание 1
| 2
| 14
|
Задание 2
| 2
| 14
|
Задание 3
| 2
| 14
|
Задание 4
| 3
| 22
|
Соблюдение норм современного русского литературного языка | 5
| 36
|
Итого
| 14
| 100
|
Как мы можем видеть в таблице максимальный балл за устную часть ОГЭ 2018 составляет 14 баллов.
На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут
на одного участника экзамена.
№ п/п | Действия экзаменатора
| Действия учащихся
| Время
|
15 мин.
|
|||
1
| Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена
| 1 мин.
|
|
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА |
|||
2
| Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух
| ||
3
| За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
| Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
| 2 мин.
|
4
| Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика
| Чтение текста вслух
| 2 мин.
|
5
| Переключение ученика на другой вид работы.
| Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации
| 1 мин
|
6
| Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика
| Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
| 3 мин.
|
7
| Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку
| ||
МОНОЛОГ |
|||
8
| Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут | ||
Подготовка к ответу
| 1 мин.
|
||
9
| Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ
| Ответ по теме выбранного варианта
| 3 мин.
|
ДИАЛОГ |
|||
10
| Задать вопросы для диалога
| Вступает в диалог
| 3 мин.
|
11
| Эмоционально поддержать ученика
|
Критерии оценивания каждого задания.
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
| Баллы
|
|
Интонация
| ||
ИЧ
| Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
| 1
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
| 0
|
|
Темп чтения
| ||
ТЧ
| Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
| 1
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
| 0
|
|
2
|
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
№
| Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
|
|
П1
| Сохранение при пересказе микротем текста
| Баллы
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены.
| 1
|
|
Упущена или добавлена одна или более микротем.
| 0
|
|
П2
| Работа с высказыванием
| |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
| 1
|
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. | 0
|
|
Максимальное количество баллов за всё задание
| 2
|
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.
Задание 3. Монологическое высказывание
Примечание: Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Выполнение коммуникативной задачи в задании 4 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Задание 4. Диалог.
Критерии оценивания диалога (Д).
|
|
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге.
| 1
|
Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. | 0
|
Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос
| 1
|
Максимальное количество баллов за диалог - 3.
Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (ДР).
|
|
Грамотность речи
| |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
| 2
|
Допущено не более 3 ошибок.
| 1
|
Допущено более 3 ошибок.
| 0
|
Речевое оформление
| |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
| 1
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции.
| 0
|
Максимальное количество баллов
| 3
|
Максимальное количество баллов за монолог и диалог - 8.