Палубный бот "святой гавриил". История плавания В

Красочно оформленная коробка из твердого картона визуально не чем не уступающая китам известных зарубежных брендов сама так и просится в руки. А взяв её, даже не успев заглянуть во внутрь понимаешь, что на полку ты её уже не вернешь. Вот оно долгожданное продолжение серии «Русские парусники», а точнее вторая модель отечественного судна, на коробке которой значится «Сделано в России». Что же за woodenkit предлагает нам отечественный производитель?
Немного истории:
Бот "Св. Гавриил" служил на Тихом океане 27 лет, до 1755 г. В документах того времени его называли по-разному: "Святой Гавриил", "Гавриил" и даже "Гаврила" или "Гаврил". С ними связаны многие открытия и славные исторические события. Такие, например, как плавание первого европейского судна за северный полярный круг в Чукотском море в 1728 г., открытие Аляски в 1732 г., участие в обследовании юго-западного побережья Охотского моря, Шантарских островов в 1730 г., участие в подавлении восстания ительменов и основании нового Нижне-камчатского острога, первое посещение русскими Японии в 1739 г., исследование Авачинской губы и основание в 1740 г. одного из старейших городов на русском Дальнем Востоке - Петропавловска-Камчатского.
Скупая информация от производителя:

Артикул MK0301
Размеры: длина 350 мм , ширина 150 мм , высота 300 мм
Цена в интернете: 3960 руб. (хочется отметить, что цена весьма конкурентоспособна учитывая отменное качество содержимого набора)
Нанесенная лазером малка на шпангоутах.
Особая конструкция корпуса, компенсирующая деформацию материалов.
Пошаговая фото инструкция, чертежи и рекомендации по сборке модели
Лазерный раскрой каждой доски обшивки и деталей. Двойная обшивка. Уровень сложности, заявленный производителем: 2 по пятибальной системе.
Настало время открыть коробку.
Прежде всего, обращает на себя внимание обилие печатной продукции, которую производитель приготовил в помощь моделисту. Вот список:
1. Инструкция по сборке
2. Фото инструкция по сборке
3. Спецификация
4. Схемы расположения деталей на пластинах
5. Чертежи (выкройки) парусов
6. Чертежи
7. Таблица такелажа
8. Схемы вязки основных такелажных элементо
Подробная и главное на русском языке инструкция не только пошагово отражает этапы сборки, но и дает много полезных советов.
Детали силовой конструкции размещены на 4-х листах фанеры толщиной 1.6 и 3 мм.
Для изготовления других элементов корпуса и рангоута использованы следующие сорта дерева: орех, красное дерево, груша, липа, самшит, дерево анегри, фан-лайн.
В комплект также входят
помпы- 2 штуки размером 4х17 мм. по 12 деталей в каждой, дерево и латунная травленка
Брашпиль сборный 6.4х6 2мм.-насчитал 50 деталей
Весла полугалерные 90мм – 8шт.
Металлические детали помещены на 4-х пластинах травленки из латуни.
Для парусов предлагается хлопковая ткань правда её размер предусматривает только одну попытку сшить достойные паруса.
Для такелажа полиэфирные нитки диаметром 0.2 0.3 0.5 0.6 0.8
Комплект флагов на ткани.
Якоря от Artesania Latina
Вот вроде и все. Кому интересно более подробно узнать содержание коробки советую приобрести.
Приятной сборки!!!

Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию модель первого Российского научно - исследовательского судна Бота «Св. Гавриил»

Историческая справка:

"Бот "Св. Гавриил" служил на Тихом океане 27 лет, до 1755 г. В документах того времени его называли по-разному: "Святой Гавриил", "Гавриил" и даже "Гаврила" или "Гаврил". С ними связаны многие открытия и славные исторические события. Такие, например, как плавание первого европейского судна за северный полярный круг в Чукотском море в 1728 г., открытие Аляски в 1732 г., участие в обследовании юго-западного побережья Охотского моря, Шантарских островов в 1730 г., участие в подавлении восстания ительменов и основании нового Нижне-камчатского острога, первое посещение русскими Японии в 1739 г., исследование Авачинской губы и основание в 1740 г. одного из старейших городов на русском Дальнем Востоке - Петропавловска-Камчатского
Создание «Святого Гавриила» было предначертано Петром I
«...в самый тот месяц, когда судьбою Всевышнего определен был конец жития Петра Великого, [...] все еще неутомимый дух его трудился о пользе и славе Отечества, - ибо он сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции. [...] Призванному к себе генерал-адмиралу [Ф.М. Апраксину], вручив наставление, говорил следующее: "я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию" (А.К. Нартов)
Начальником экспедиции был назначен 43-летний капитан Витус Йонансен Беринг, а его помощниками - лейтенанты Мартын Петрович Шпанберг и Алексей Ильич Чириков.
(Петр I лично знал Беринга, который был на хорошем счету за отличное знание морского дела, исполнительность и честность, не раз в течение долгой войны со Швецией выполнял специальные поручения Петра I, а позже был назначен командиром крупнейшего тогда в русском флоте боевого судна - 90-пушечного линейного корабля "Лесное".)
Штурманом был определен гардемарин Петр Чаплин, который уже в ходе экспедиции был произведен в мичманы.
В состав экспедиции также включили «ботового и шлюпочного дела ученика Федора Федотова сына Козлова … с ним отправить плотников 4-х с их инструменты, которые б моложе были...» мачтмакорского ученика, плотничного десятника, трех плотников, двух канониров, двух парусников и кузнеца
Отряду Козлова предстояло стать родоначальником корабелов Камчатки. Они должны были самостоятельно, не рассчитывая на помощь Адмиралтейств-коллегии, создать на далеких берегах Тихого океана верфь и построить на ней «один-два палубных бота».
24 января 1725 г. участники экспедиции вышли из Петербурга.
Правительство предписало сибирскому губернатору князю М. В. Долгорукому оказывать всемерное содействие и помощь экспедиции во всех городах и острогах по пути ее следования. В Енисейске и Иркутске в распоряжение экспедиции выделили шестьдесят «добрых плотников».
В январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Еще до прибытия Беринга в Охотск здесь в 1725 г. было заложено для экспедиции судно, которое спустили на воду в июне 1727 г. и назвали "Фортуна".
22 августа 1727 г. экспедиция вышла из Охотска на "Фортуне" и старой ладье "Восток", построенной в 1716 г. 4 сентября прибыли в Большерецкий острог, где решено было зазимовать. Отсюда имущество экспедиции было отправлено в Нижнекамчатский острог по рекам Большой, Быстрой и Камчатке, а зимой - на собаках.
К весне 1728 г. все грузы были переправлены в Нижнекамчатск.
Между тем посланный вперед Федор Козлов в долине реки Камчатки близ урочища Ушки выбрал место для первой верфи на Камчатке. К моменту прибытия на место основных сил экспедиции верфь была готова, развернули гибочное производство и кузницу. Также была в основном закончена заготовка деталей корпусного набора.
Здесь необходимо отметить, что все оборудование, детали и материалы не только будущих судов, но и самой верфи было доставлено на Камчатку из Петербурга.
Получением имущества («в строгом соответствии штату и лучшего качества») на адмиралтейских складах Петербурга руководил лейтенант А. Чириков, при деятельном участии Ф. Козлова.
4 апреля 1728 года на берегу реки Камчатки состоялась торжественная церемония закладки бота: «В 9 часу пополуночи, собрав всех служителей и мастеровых людей, учиня молитву и заложили бот; а потом г-н капитан жаловал всех вином довольно» (П. Чаплин)
Нелишним будет еще раз напомнить, что тип судна и требования к нему были определены еще Петром I: небольшая осадка, чтобы мелководья не стали для экспедиции непреодолимой преградой; высокие маневренные качества, позволяющие уверенно лавировать; хорошая мореходность; сравнительно небольшие размерения, но вместе с тем достаточная грузоподъемность - требование немаловажное для экспедиционного судна.
Кроме этого, как уже упоминалось выше, бот должен был быть оснащен и оборудован в строгом соответствии с существовавшими регламентами - чтобы в случае встречи с иностранными судами выглядеть образцовым судном и достойно представлять Российский военно-морской флот.
Бот строился в строгом соответствии с чертежом, разработанным Петербургским Адмиралтейством по чертежам лучших военных кораблей.
Архитектура бота соответствовала регламентам того времени для судов подобного класса: три отсека - кубрик для команды, трюм для грузов, офицерские каюты и крюйт-камера.
Судно имело длину по килю 18,3, ширину по мидель-шпангоуту - 6,1 и осадку 2,3 м.
9 июня, то есть через два месяца после закладки, бот был спущен на воду без палубы и окрещен в честь святого архангела Гавриила, день которого праздновался.
Команда Федора Козлова прекрасно справилась с работой. Несмотря на то, что корпус был построен в кратчайшие сроки, это нисколько не сказалось на его качестве. Более того, забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что за почти тридцатилетнюю эксплуатацию корабля в суровых условиях северных широт, он продемонстрировал прекрасные мореходные качества и при этом ни разу не подвел моряков.
Достройка "Св. Гавриила" велась уже на воде в устье реки. Федор Козлов срочно заканчивал строительство судна. Работы велись без остановки весь световой день. Закончили настил палубы, оборудование кают и помещений для команды, кладовых и выгородок. В палубе были сделаны два люка в носовой отсек и трюм, сход в офицерские каюты.
Были установлены рангоут и такелаж, так что парусное вооружение позволяло нести пять парусов.
Судно имело две ручные помпы для откачивания воды из трюма. По бортам были предусмотрены шверцы (деревянные щиты в виде плавников, верхний конец которых закреплялся на оси, что позволяло поднимать их из воды. Использовались для противодействия дрейфу, а также успокоения качки). Бот оснастили двумя якорями и двумя дрегами (дрег или дрек - шлюпочный якорь адмиралтейской системы весом до 48 кг)
Артиллерийское вооружение ботов такого класса согласно регламента состояло из 4 фальконетов. Однако с учетом того, что строительство 2-го бота не было осуществлено, «Святой Гавриил» принял на себя всю предусмотренную для экспедиции артиллерию - 7 фальконетов (1 был утерян в пути следования)
Постройка "Св. Гавриила" была закончена к 6 июля. К 10 июля 1728 года была закончена приемка грузов и экипаж перебрался с берега на борт.
Бот «Святой архангел Гавриил» был готов выйти в свое первое плавание.

Первые плавания

Из записей мичмана Чаплина: "Служителей на боту: г-н капитан 1, лейтенант 1, лекарь 1, штюрман 1, мичман 1, квартирмейстер 1, матросов 13, барабанщик 1, солдат 6, плотничий десятник 1, плотников 4, конопатчик 1, парусник 1, толмачей 2. Всего 35 человек. Слуг офицерских 6 человек.
Провианту положено: муки 458 пуд 29 фунтов, сухарей 116 пуд 25 фунтов, круп 57 пуд, мяса 70 пуд, рыбы соленой 10 бочек 21 вязка, жиру рыбьего 2 бочки, соли 2 пуда, сала говяжьего 7 пуд 20 фунтов, пороху 7 пуд 27 фунтов, воды 35 бочек, квасу 2 бочки, гороху 2 пуда, дров сажен с 5 или 6".
13 июля 1728г. "Св. Гавриил" вышел из устья реки Камчатки в море и взял курс на север.
Лейтенант А. Чириков с помощью мичмана П. Чаплина приступил к картографированию берегов. Они же вместе с геодезистом Путиловым составили карту плавания.
Утром 17 июля «Св. Гавриил» начал отсчет географическим открытиям: первым стал остров Карагинский.
Неуклонно продвигаясь на север, экспедиция к 16 августа дошла до 67°19" с.ш. Дойдя до этих широт, Беринг дает приказ лечь на обратный курс: «а в правой стране по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и накланяется к западу, и потом, россуждал, что данный мне указ исполнил, и возвратился назад».
Одна из задач, поставленных Петром I экспедиции - достичь берегов Америки - в этот раз решена не была. В этом немалую роль сыграло общение с чукотскими аборигенами, («по сказкам чукоцких жителей» к востоку от Чукотского Носа Большой земли нет...)
С немалыми трудностями, пройдя через свирепые штормы и туманы, бот вернулся и к вечеру 3 сентября встал на якорь в устье реки Камчатка.
Первое плаванье «Святого Гавриила» было успешно завершено. По завершению навигации, бот на зиму разоружили, разоснастили, провели консервацию и необходимый ремонт. С наступлением весны к работе с ботом снова приступила команда Ф. Козлова - детали корпуса, рангоут, такелаж, требовавшие починки были отремонтированы и заменены. «Св. Гавриил» готовился к новым плаваниям.
Во время зимовки Беринг получил указ Адмиралтейств-коллегии от 2 декабря 1728 г. о необходимости составления подробной карты Камчатки: "…велено вам Камчатский Нос как внутрь, так и берег с показанием городов и знатных мест и урочищ, описать вновь и, учиня ланткарту, прислать в Коллегию"
5 июня 1729 г. бот вышел в море и пошел "к востоку для искания земли, понеже слышали от камчатских жителей, что есть земля против камчатского устья в близости". Беринг намеревался предпринять поиски Земли Гуана да Гамы (о которой Беринг предполагал, что это Америка), отмеченной на картах европейских картографов невдалеке от юго-восточного берега Камчатки.
Уже 7 июня «Св. Гавриил» находился в 30 милях от Командорских островов; при ясной погоде они были бы замечены даже ночью.
Но был туман...
С 9 июня по 1 июля «Гавриил» маневрировал у юго-восточного берега Камчатки.
Не найдя земли (Командорских островов), Беринг повернул экспедицию на юг и, зайдя 3 июля в Большерецк, прибыл в Охотск 23 июля 1729 г.
Первая Камчатская экспедиция подошла к концу. «Святой Гавриил» передали охотскому управителю, а Беринг со своей командой вернулись в Петербург, доставив бесценный научный материал.
Нелишним будет отметить, что офицеры экспедиции хорошо понимали важность своей миссии. Вахтенный журнал велся Чириковым и Чаплиным чрезвычайно тщательно, гораздо подробнее, чем того требовали регламенты той поры. Географические координаты заносились с точностью до сотой доли минуты, а время - до минуты. Долгое время вахтенный журнал экспедиции считался утерянным. Только в 1973 г. он был обнаружен в ЦГАВМФ историком А.А.Сопоцко.
Первой Камчатской экспедицией на "Св. Гаврииле" совершено 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесено на карту 66 географических объектов

Открытие Америки

Дальнейшая судьба "Св. Гавриила" связана с экспедицией А.Ф. Шестакова - Д.И. Павлуцкого.
Перед этой экспедицией была поставлена задача исследования и освоения гигантской территории на крайнем востоке Азии и прилегающего к ней морского пространства.
«Адмиралтейской группе» экспедиции (морскому отряду) предстояло обследовать берега Охотского моря, Курильские острова, «Большую Землю», лежащую против Чукотской земли, "…разведав об них подлинно, какие на таких островах народы и под чьими владениями, и торг с кем имеют ли и чем, о том о всем писать к сибирскому губернатору и в Сенат" и всюду, где встретятся «новые землицы» и острова, присоединять их к владениям России.
В «адмиралтейскую группу» назначили штурмана Якоба Генса, подштурмана Ивана Федорова, геодезиста Михаила Спиридоновича Гвоздева, мореходов Кондратия Мешкова, Ивана Бутина, Никифора Треску и 10 матросов. Для руководства судостроительными работами в экспедицию зачислили ботового дела подмастерья И. Г. Спешнева.
Осенью 1730 г. Д.И. Павлуцкий приказал Я. Генсу и И. Федорову идти "с имеющимися служилыми с Камчатки на морском судне-боте, которое построено морского флоту капитаном г-ном Берингом, …к анадырскому устью для проведывания морских островов… взять с собою подмастерья Спешнева и геодезиста Гвоздева".
Выйдя из 19 сентября 1730 года из Охотска, морской отряд под командой Я. Генса с большими опасностями пересек бурное осеннее Охотское море.
Перенеся трудную зимовку в устье реки Большой команда "Св. Гавриила" прибыла 9 июля 1731 г. в устье реки Камчатки. В связи с болезнью Генса и Федорова ботом во время перехода фактически командовал М.С. Гвоздев.
20 июля бот готов был к выходу в море для следования к берегам Чукотки на поиски «Большой Земли», в существование которой не пожелал верить Беринг.
Но в этот день началось восстание ительменов. Экипажу "Св. Гавриила" пришлось принимать участие в подавлении восстания и ликвидации его последствий. Зимовали в разрушенном Нижнекамчатском остроге в тяжелейших условиях. Команда болела. Больного Генса свезли на берег, И. Федоров тоже не мог уже даже передвигаться, но продолжал оставаться на «Гаврииле».

К счастью, к июлю 1732 г. И. Федоров несколько оправился от болезни и принял командование ботом на себя (Я. Генс остался на берегу).
23 июля 1732 года он вывел "Св. Гавриила" из реки Камчатки и направил его на север.
5 августа экспедиция подошла к Чукотскому носу и приступила к выполнению поставленных задач. Были открыты два острова (ныне остров Ратманова и Крузернштерна). На оба острова высадились и исследовали их, "с того де острова видели и Большую Землю".
21 августа 1732 г. М.С. Гвоздев записал: "Августа де 21 дня пополудни в третьем часу стал быть ветр пособной, и пошли к Большой земли и пришли к оной земли и стали на якорь от земли в верстах четырех... и стали лаверить подле Большой Земли, чтоб к земле подойтить, и стал де быть ветр велик от земли противной… И от оной Большой земли таким великим ветром отнесло, а ветр де был норд-нордвест."
Земля, к которой подходил "Св. Гавриил" - это мыс Принца Уэльсского на полуострове Сьюарда. И хотя сойти на североамериканский берег из-за погодных условий в тот раз не удалось, но первые контакты (и обмен подарками) с аборигенами Аляски произошел.
28 сентября «Гавриил» вернулся на зимовье к устью реки Камчатки.
К сожалению, далее в историю вмешиваются факторы совсем иного порядка - интриги, козни, ложные доносы...
Доклады и отчеты И. Федорова и М. Гвоздева, подлинные лагбухи (вахтенные журналы) и карты плавания, высланные Д. Павлуцкому и в Охотское правление, затерялись. (Лишь в 1743 году М.П. Шпанбергом были обнаружены неофициальные записи И.Федорова, которые он вел во время плавания.)
Когда сведения о плавании «Святого Гавриила» дошли до Адмиралтейств-коллегии (в 1738 г.), некоторых участников событий уже не было в живых - И. Федоров так и не смог оправиться от болезни и умер на зимовке в Нижнекамчатске в феврале 1733 г., а Я. Генс скончался в Тобольской тюрьме в октябре 1737 г. Там же в Тобольской тюрьме находились М.С. Гвоздев и И.Г. Спешнев по ложному доносу (как ни печально - матрос Л. Петров - вместе с Гвоздевым первым вступивший на остров Ратманова...)
Но «Святой Гавриил» еще не сказал своего последнего слова

В Японию

В последующие годы «Святой Гавриил» неустанно курсирует между Охотском и Большеречецком, осуществляя связь Камчатки с материком.
Пока бот «Св. Гавриил» честно трудился на просторах Охотского моря, в Петербурге разрабатываются новые проекты по исследованию восточных рубежей России. Новый указ Сената предписывал: "идти к тем островам, кои пошли от Камчатского полуденного Носу к Японии… И между тем проведывать о их состоянии и о прочем, о чем мочно… и, побыв тут, следовать до самых японских берегов и там по тому ж разведывать в владетельстве, о портах, могут ли обходиться в том дружески".
Начальником «японского» отряда экспедиции был назначен М.П. Шпанберг.
В 1737 г. была сформирована флотилия. В нее вошли "Св. Гавриил" и шитик "Фортуна", отремонтированные в 1736 г., а также построенные под наблюдением М.П. Шпанберга в 1737 г. бригантина "Архангел Михаил" и трехмачтовый дубель-шлюп "Надежда".
Для сравнения: "Архангел Михаил" имел размеры (длина-ширина-осадка) 21 м - 6,3 м - 2,6 м, "Надежда" - 24,5 м - 6 м - 1,8 м
Из-за недостатка провианта экспедицию пришлось отложить до весны 1738 г.
18 июня 1738 г. отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Здесь были полностью укомплектованы команды, пополнены запасы продовольствия и пресной воды. 15 июля из Большерецка в плавание к Японии вышли три судна. "Архангелом Михаилом" командовал М. П. Шпанберг, "Надеждой" - лейтенант Вильям Вальтон, "Св. Гавриилом" - мичман Алексей Шельтинг. Однако спустя 10 дней корабли потеряли в тумане друг друга и им пришлось вернуться обратно. Шпанберг не решился вновь отправиться в «дальний вояж» на «чужестранное море» в преддверии осени, поход был перенесен на следующий год.
23 мая 1739 г. флотилия вновь отправилась в путь к Японии. Уже в море Шпанберг внезапно поменял командиров "Надежды" и "Гавриила". Ботом стал командовать В. Вальтон.
Мотивы такого решения Шпанбергом не раскрывались, однако очевидно он «подозревал» Вальтона в излишней самостоятельности и пытался таким образом, насколько это возможно, охладить его пыл.
Однако это не помогло. 24 июня под благовидным предлогом «Св. Гавриил» сначала отстал от отряда, а затем «потерялся». В. Вальтон избавившись от утомительного контроля со стороны Шпанберга, взял курс прямо к Японским островам «надеясь, чтоб г-на капитана Шпанберга сыскать там». 16 июня показались японские берега. В течение недели, до 24 июня "Св. Гавриил" курсировал у берегов Японии и дошел до 34°30‘, то есть до района Токийского залива.
За эту неделю русские моряки активно общались (насколько это возможно без знания языка) с японцами, сходили на берег и принимали делегации на борту «Святого Гавриила». Первые контакты русских моряков с японцами, безусловно, имели положительный результат.
25 июня «Святой Гавриил» взял курс на север. Вальтон решил на обратном пути отклониться подальше к востоку в поисках новых земель (Земли да Гамы), которая изображалась на картах европейских картографов. «...Но токмо земли никакой не видали, покамест уже пришли близ Авачинской губы». Вальтон взял курс на Большерецк, а оттуда в Охотск, куда прибыли 22 августа.
Так закончилось это историческое плавание, открывшее морской путь в Японию.
В Адмиралтейств-коллегию были направлены рапорт Шпанберга и отчеты плавания (почему-то без журнала и карты Вальтона).
Но и на этом история «Святого Гавриила» еще не закончилась

Петропавловск-Камчатский

Заканчивался 1739 г., уже вовсю шла 2-я Камчатская экспедиция, на верфях Охотска завершалось строительство пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел», однако "…понеже, как известно, что на Камчатке, кроме Авачинской губы, к отстою морским судам безопасных мест нет, да и о той подлинного известия не имеетца, а в какой она глубине состоит и можно ль построенными для нашего вояжу пакетботами в тое губу с моря судами вхаживали… ".
На Авачинскую губу Беринг обратил внимание еще во времена 1-й Камчатской экспедиции, однако её гидрография исследована не была.
Новый командир бота штурман Иван Елагин получает предписание Беринга:
"А ему, Елагину, иттить на боту к Аваченской губе и ту губу вымереть и описать со обстоятельством, можно ли в тое губу пакетботами войтить и в зимнее время без опасности зимовать", что он (И. Елагин) с точностью и выполнил:
«отправился де он, Елагин от Большой реки на боту маия 16 дня того же 740-го году к Овачинской губе и прибыв в тое губу июня 10-го числа благополучно. При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связке пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента. Також и в означенной губе глубину воды вымерел. И при том рапорте приложил карту, … до Авачинской губы и со внутренном в ней гаваном, … А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли в оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того ж 740-го году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавань названа нами Святых Апостол Петра и Павла» (рапорт В.Й. Беринга Сенату от 22 апреля 1741 г.)

Всю свою дальнейшую бытность бот «Святой архангел Гавриил» честно трудился в распоряжении командира Охотского порта, осуществляя связь Камчатки с материком. Но годы брали свое. В 1755 г. бот был исключен из штата и разобран."

Стендовая модель Бот Св. Гавриил от компании Мастер-Корабел – очень интересный деревянный корабль для самостоятельной сборки. Модель парусника выполнена в масштабе 1:72 от прототипа – легендарного бота 1-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Корпус судна имеет двойную обшивку и особую конструкцию, которая компенсирует деформацию материалов. Каждая доска обшивки и все деревянные детали выполнены лазерным раскроем, что гарантирует точность и упрощает сборку. На шпангоуты нанесена лазерная малка. Размеры 300х150х350 мм.

История прототипа

Бот «Св. Гавриил», несмотря на скоромные даже для XVIII века размеры, является одним из самых знаменитых российских кораблей. Указ о его строительстве и об организации 1-ой Камчатской экспедиции подписал Петр I, однако сам корабль был построен в 1728 году уже после смерти императора. Парусник, имевший всего 18,3 метра в длину по килю и 6,1 метра в ширину по мидель-шпангоуту, верой и правдой служил России 30 лет. За это время ни разу не доставил морякам никаких неожиданностей во время морских походов. Командовал ботом Витус Беринг, который был одним из самых блестящих морских офицеров Империи и до «Св. Гавриила» - командиром крупнейшего на тот момент в русском флоте боевого судна, 90-пушечного линкора Лесное. Построил бот и первую российскую судоверфь на Тихом океане «ботового и шлюпочного дела ученик Федор сын Козлова». Бот строился в строгом соответствии с чертежом, разработанным Петербургским Адмиралтейством по образам лучших военных кораблей.

Архитектура бота соответствовала регламентам того времени для судов подобного класса: три отсека - кубрик для команды, трюм для грузов, офицерские каюты и крюйт-камера.

В ходе 1-й Камчатской экспедиции команда «Св. Гавриила» совершила 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесла на карту 66 географических объектов. Тем самым «Св. Гавриил» вписал свое имя не только в историю географических открытий, но и внес значительный вклад в развитие российской государственности и политики. Во время 2-й Камчатской экспедиции команда «Св. Гавриила» открыла Аляску, освоила гигантскую территорию на крайнем востоке Азии и прилегающее к ней морское пространство, наладила торговые маршруты в Японию.

Сборка корабля относится ко второму уровню сложности и требует применения специальных инструментов для судомоделизма.

Для работы понадобятся:

  • модельный нож со сменными лезвиями.
  • три вида шкурки (среднезернистая No200-240, мелкозернистая No400-600, очень мелкозернистая No 1000-1200). Желательно приобрести или изготовить самостоятельно деревянные шкуркодержатели в виде брусков разной формы, на которые крепится шкурка.
  • набор надфилей:
  • плоский, круглый, квадратный;
  • гвоздетычка (гвоздарь) для забивания маленьких гвоздиков
  • надсекатель для изгиба рейки
  • мини-дрель и сверла диаметром 0,5- 6,0 мм;
  • зажимы канцелярские;
  • клей ПВА для склеивания деревянных деталей, контактный клей «Момент» для приклеивания настила палубы, цианокрилатный клей – для склеивания металлических деталей.
  • прозрачный полуматовый лак и черная краска.

Особенности набора

Российская фирма «Мастер Корабел» разработала данную модель, которая выделяется высоким качеством и подробной проработкой самой модели и деталей, нанесением лазером линии обработки кромки шпангоутов. Особая конструкция корпуса, компенсирующая деформацию материалов, лазерный раскрой каждой доски обшивки и деталей, двойная обшивка, фототравленные детали из латуни, выкройки и ткань для изготовления парусов. Даже начинающему моделисту под силу будет собрать данную модель, благодаря пошаговой, подробной фотоинструкции, чертежам и рекомендациям по сборке модели.

Свёрла, необходимые при постройки данной модели - диаметром 0,9 мм, 1,5 мм, 2,5 мм, 4,0 мм (инструменты в набор не входят)

Историческая справка

Особое место в истории Камчатки, знаменитой российскими кораблями, занимает бот «Святой архангел Гавриил» - первое морское судно, построенное в 1728 г. из местного леса. Бот «Св. Гавриил» служил на Тихом океане 27 лет, до 1755 г. С ним связаны многие открытия и славные исторические события: плавание первого европейского судна за северный полярный круг в Чукотском море в 1728 г., открытие Аляски в 1732 г., участие в обследовании юго-западного побережья Охотского моря, Шантарских островов в 1730 г., участие в подавлении восстания ительменов и основании нового Нижне-камчатского острога, первое посещение русскими Японии в 1739 г., исследование Авачинской губы и основание в 1740 г. одного из старейших городов на русском Дальнем Востоке - Петропавловска-Камчатского. На "Св. Гаврииле" плавали такие известные русские мореплаватели, как В. Й. Беринг, А. И. Чириков, М. П. Шпанберг, П. А. Чаплин и другие. 23 декабря 1724 г. Петр I подписал указ Адмиралтейств-коллегии об организации Первой Камчатской экспедиции. Идея экспедиции возникла у Петра I в последние месяцы жизни как часть грандиозных географических исследований. Петр I замыслил установить непосредственные морские отношения с Индией, для чего собирался послать экспедицию для исследования морского пути из Архангельска в Тихий океан. Но для этого необходимо было выяснить вопрос: существует ли пролив, разделяющий Азию и Америку. Документы Первой (1725-1730 гг.) и Второй (1733-1743 гг.) Камчатских экспедиций, а также походов А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого (1727-1746 гг.) позволяют проследить основные этапы деятельности "Св. Гавриила" с момента его закладки до окончания Второй камчатской экспедиции. К сожалению, дальнейшую его судьбу по доступным нам документам проследить не удается.

Ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.

Предыстория

После окончания Первой Камчатской экспедиции предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан.

Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки.

28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

Подготовка

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:

  • самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Все остальные отряды находились под общим руководством Витуса Беринга.
  • участок арктического побережья России от Оби до Енисея обследовал отряд Овцына и Стерлегова.
  • восточнее Енисея работал отряд Минина.
  • участок побережья к западу от Лены был поручен отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина.
  • участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Лассниуса и Дмитрия Лаптева.

На Дальнем Востоке действовало два морских отряда:

  • отряд Беринга-Чирикова должен был исследовать путь к Северной Америке.
  • отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и, по возможности, достичь берегов Японии.

Кроме того, имелось два сухопутных отряда:

  • академический - состоявший из учёных - членов Российской Академии наук, в задачи которого входило исследование внутренних районов Восточной Сибири, в частности Камчатки; первоначально в него были назначены Людовик Делиль и И. Г. Гмелин, а затем добавлен Г. Ф. Миллер.
  • отряд Петра Скобельцына и Василия Шатилова, перед которым была поставлена задача отыскания удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска.

Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В работе основных и вспомогательных отрядов было задействовано несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов. Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод.

Деятельность отрядов

Двинско-Обский отряд

Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби.

В июле 1734 года отряд вышел из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь» под командой С. В. Муравьёва и М. С. Павлова. Однако, в течение двух лет отряд не смог продвинуться на восток далее острова Белый и решением Адмиралтейств-коллегии Муравьёв и Павлов были отстранены от руководства. Отряд возглавил С. Г. Малыгин. В помощь ему из Архангельска были направлены два бота под командой А. Скуратова и И. Сухотина. Отряд в составе двух ботов и коча «Экспедицион» сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зимовку.

В июле 1737 года отряд вновь вышел в плавание и в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби, корабли 2 октября прибыли в Берёзов.

В результате шестилетней деятельности отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря.

Обско-Енисейский отряд

В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей.

В январе 1734 года в Тобольске была построена 24-вёсельная дубель-шлюпка «Тобол», на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае того же года отряд вышел в море. Однако, походы 1734-1736 годов были недальними, так как из-за мощных льдов в Обской губе приходилось возвращаться в Тобольск.

По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое экспедиционное судно - бот «Обь-Почтальон», который в июне 1737 года прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына. Овцын стал командиром судна и в августе 1737 года на двух судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу.

Следуя инструкции Адмиралтейств-коллегии Овцын передал бот «Обь-Почтальон» Ф. А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского залива до реки Хатанга вокруг полуострова Таймыр. В конце июля 1738 года Минин со своим помощником Стерлеговым Д. В. вышел в море и 16 августа достиг мыса, расположенного на 73°29′ северной широты и возвратился на место зимовки.

Летняя компания 1739 года была задержана по вине местной администрации и не принесла заметных результатов.

По приказу Минина в январе 1740 года Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию на восток от Енисея. Ему удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной широты.

В 1740 и 1742 годах Минин на боте «Обь-Почтальон» пытался пройти к устью Хатанги, но сплошные льды воспрепятствовали этому. В 1743 году деятельность Обско-Енисейского отряда была закончена.

Ленско-Енисейский отряд

Ленско-Енисейский (также Ленско-Хатангский или Западно-Ленский ) отряд начал свою работу летом 1735 года. В Якутске была построена дубель-шлюпка «Якутск», который под командой Василия Прончищева 25 августа достиг устья реки Оленек, где зазимовал из-за обнаруженной течи.

В августе 1736 года началось новое плавание и судно достигло Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его имя и самого северного пункта (77°25′), Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. 29 августа Прончищев умер, а 2 сентября «Якутск» вошёл в устье реки Оленек, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева - Татьяна, первая женщина - полярный исследователь.

В декабре 1737 года Адмиралтейств-коллегия назначила новым руководителем отряда Х. П. Лаптева.

В июне 1739 года «Якутск» из устья Лены двинулся на северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа широты 76°47′, судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге.

Летняя компания 1740 года длилась всего месяц и закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки.

Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х. П. Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне его имя.

Ленско-Колымский отряд

В Якутске для отряда была построена дубель-шлюпка «Иркутск». В 1735 году, спустившись до устья Лены вместе с дубель-шлюпкой «Якутск» Ленско-Енисейского отряда, 18 августа отряд достиг реки Хараулах, где зазимовал. В ходе зимовки от цинги скончалось 37 человек и командир отряда П. Лассиниус, ремонта требовал бот «Иркутск».

Новый командир Д. Я. Лаптев, прибыв к месту зимовки, продолжил работы в августе 1736 года. Но лишь в июне 1739 года в тяжёлых ледовых условиях бот сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья реки Индигирки, где встал на зимовку.

В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки пробиться сквозь сплошные льды на восток, но сумел добраться только до мыса Баранов Камень.

Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, где и закончились его действия.

Отряд Беринга-Чирикова

Экспедицию отряда, которым руководил Витус Беринг, нередко называют непосредственно «второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку и островов в северной части Тихого океана.

К лету 1740 года в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева были построены два пакетбота («Святой Пётр» и «Святой Павел»), предназначенные для отряда.

В сентябре того же года корабли под командованием Витуса Беринга («Святой Пётр») и Алексея Чирикова («Святой Павел») перешли к берегам Камчатки, потеряв в ходе плавания во время шторма, часть продовольствия. В Авачинской бухте на Камчатке членами отряда был заложен острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 года пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова вышли в плавание к берегам Америки. В самом начале плавания корабли потеряли друг друга в сильном тумане и действовали раздельно. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция зазимовала на небольшом острове, где Беринг умер во время зимовки.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля достиг берегов Америки, кроме того, побывав и на отдельных островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог.

Южный отряд

Летом 1738 года отряд Шпанберга на трёх судах - бригантине «Архангел Михаил», дубель-шлюпе «Надежда» и боте «Святой Гавриил» - отправился к берегам Японии. В густом тумане суда потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали каждый в отдельности. Шпанберг на «Архангеле Михаиле» прошёл вдоль Курильской гряды, но из-за плохой погоды и недостатка продовольствия вернулся в Большерецк.

В мае 1739 года отряд, пополненный шлюпом «Большерецк», снова вышел в море и достиг Курильских островов. 16 июня 1739 года мореплаватели впервые увидели северо-восточный берег острова Хонсю и направились на юг. 22 июня состоялась встреча с японцами. 24 июня «Архангел Михаил» снова подошёл к Японии у острова Хоккайдо и вскоре направился назад. В. Вальтон, командовавший в этом плавании ботом «Святой Гавриил», отстал от Шпанберга и 16 июня подошёл к острову Хонсю и 19 июня высадился на него. 24 июля «Святой Гавриил» лёг на обратный курс.

В мае 1742 года суда вышли в новое плавание - к Курильским островам, опись которых вели до конца июля.

Академический отряд

Возглавил академический отряд действительный член Петербургской академии наук профессор Герхард Фридрих Миллер, направлявшийся в Сибирь в качестве историографа экспедиции.

В начале августа 1733 года отряд выехал из Петербурга и в конце октября прибыл в Казань, где начал организацию метеорологических наблюдений. В конце декабря 1733 года отряд прибыл в Екатеринбург, где также производил наблюдения за температурой и давлением воздуха, ветром, атмосферными явлениями, полярными сияниями (А. Татищев, геодезист Н. Каркадинов, учитель арифметики Ф. Санников).

В январе 1734 года академический отряд прибыл в Тобольск, оттуда профессор Делакроер отправился с обозом Чирикова на восток. Миллеру и Гмелину руководитель экспедиции Беринг разрешил продолжать путешествие самостоятельно.

Из Тобольска отряд по Иртышу добрался до Омска, затем посетил Ямышевскую крепость, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Миллер помимо архивной работы занимался археологическими раскопками, Гмелин - организацией метеорологических наблюдений. По пути путешественники изучали флору и фауну, собирали коллекции редких растений, проводили геологические исследования. Зимой и весной 1735 года ученые посетили Енисейск, Красноярск, Иркутск, переправились через Байкал и побывали в Селенгинске, Кяхте. Летом того же года отряд побывал в Читинском остроге и в Нерчинске, где исследовал древние памятники, могильные курганы и рудные копи.

Осенью 1735 года отряд вернулся в Иркутск.

В январе 1738 года Крашенинников в сопровождении двух казаков и писаря Осипа Аргунова отправился для исследования теплых источников на берегу одного из притоков реки Большая Баня, а затем к Авачинской сопке. В середине января 1739 года отряд на нартах прибыл в Нижнекамчатск, где ученым были организованы метеорологические наблюдения. В 1740 года Крашенинников на собачьих нартах совершил круговое путешествие по северной части Камчатки.

В 1740 году Иоганн Фишер вместе с Якобом Линденау совершил путешествие из Сургута в Охотск, где обследовал местный архив. В пути им было составлено подробное историко-географическое описание дороги до Охотска. После этого Фишер более года работал в Якутске, где в 1742 году был арестован по ложному обвинению, но вскоре оправдан и освобожден. До начала 1746 года Фишер жил в Томске, а в декабре 1746 года вернулся в Петербург.

Напарник Фишера по пути в Охотск Якоб Линденау совершил самостоятельное путешествие по Сибири. В 1741 году он составил описание пути по реке Лене, а затем вернулся в Охотск. В 1742-1744 годах он предпринял ряд походов по сибирским рекам, составив описания Удского острога, реки Уда, Медвежьих и Шантарских островов. В августе 1746 года Линденау вернулся в Петербург.

Исследования Академического отряда, называемые также I Академической экспедицией, продолжались 13 лет. Трудами Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стелера, А. Д. Красильникова, И. Э. Фишера и других было положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы.

Верхнеудинско-Охотская экспедиция

Согласно полученному заданию отряд Петра Скобельцына и Василия Шатилова должен был найти более легкий и менее протяженный путь от Верхнеудинска до Охотска, по сравнению с существующим маршрутом через Якутск. Причём, согласно, особому указанию Витуса Беринга путь отряда не должен был проходить по реке Амур, из-за опасности возможных осложнений с Цинской империей.

В 1735-36 годах отряд вышел из Нерчинска и прошёл вниз по Шилке до реки Горбицы, а затем по притокам верхнего Амура, по рекам Нюкжа и Олёкма вышел на реку Лену и по ней дошел до Якутска.

В 1737 году Скобельцын и Шатилов перприняли ещё одну неудачную попытку отыскать путь до Охотска. Они прошли по реке Гилюй до её впадения в Зею, прошли по ней вверх, но вскоре повернули обратно и возвратились в Нерчинск.

Основной причиной неудач отряда была названа низкая дисциплина среди проводников из местных жителей, часть из которых просто сбежала, а другая часть вместо выполнения задания занималась, большей частью, охотой на соболя. Несмотря на неудачу в выполнении основного задания отряда, исследователям удалось провести геодезические и этнографические исследования на обширной территории Сибири.

Итоги экспедиции

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные